Что такое воспитательный компонент урока
Педсовет «Воспитательный потенциал урока»
«Учить и воспитывать – как «молния» на куртке: обе стороны затягиваются одновременно и накрепко неторопливым движением замка – творческой мысли. Вот эта соединяющая мысль и есть главное в уроке».
(Е. Ильин)
План проведения:
Ход педсовета
I. Фрагмент выступления Н. Щурковой
Проблема воспитательного потенциала урока затрагивает различные стороны функционирования классно-урочно-предметной системы современной школы. Базой развития и воспитания ребенка продолжают оставаться фундаментальные знания, которые он получает в ходе образовательного процесса. Однако образование личности должно быть сориентировано не только на усвоение определенной суммы знаний, но и на развитие самостоятельности, личной ответственности, созидательных способностей и качеств человека, позволяющих ему учиться, действовать и эффективно трудиться в современных экономических условиях. На это ориентирует нас Концепция модернизации российского образования, определяя приоритетность воспитания в процессе достижения нового качества образования. И отсюда высвечиваете роль урока как элемента воспитательной системы. Более того, отметив назначение урока в передаче знаний о жизни, в овладении основ научных знаний о жизни, педагог не может иначе смотреть на урок, как на элемент воспитания личности, познающей закономерности жизни и строящей свою жизнь с учетом данных закономерностей. Объективность научных сведений гарантирует реальность планируемого результата. В таком ракурсе освещения урок обретает свою огромную роль в становлении и развитии личности школьника.
Урок – ключевой элемент воспитания.
Однако такая роль заложена в нем как потенциальная возможность. Откроем же потенциальные возможности, высветим скрытые воспитательные мощности урока и приступим к качественному преобразованию урока в ситуации мировой «революции в обучении».
Важно очертить наше представление о воспитании: что оно такое?
Воспитание – это введение ребенка в контекст современной культуры, содействующее такими новообразованиям в структуре личности, как:
А педагогический профессионализм, педагога входящего вместе с детьми на вершину культуры – это:
Проблема воспитания может быть решена только тогда, когда организуемая воспитательная работа с детьми обеспечена профессиональной подготовкой педагогов, работающих с детьми.
Совершенствование урока не может идти по методической дороге в бесконечных поисках фантастических методик, которые повышали бы результат обучения, не затрагивая личностной структуры ученика. Повседневный урок – это широкий воспитательный процесс, а урок – отдельный момент этого широкого воспитательного процесса. Следовательно, нельзя «не хотеть заниматься воспитанием» на уроке, ибо урок уже располагается в пространстве воспитания. Мы и урок проводим потому, что нас волнует личность ученика. Путь совершенствования обучения лежит на трассе совершенствования личности – ребенка и педагога одновременно. Нельзя изменить урок, не совершенствуя свое «я».
Отразим схематической картинкой представление о воспитательном потенциале урока.
В него входят пять компонентов, скрывающие в себе возможности социально-личностного влияния на становление человека. Два из них — условные, содействующие наилучшему качественному результату деятельности детей и педагога.
Материально-средовое окружение ученика во время урок как условие его деятельности обеспечивается предметным обустройством урока на уровне культуры, культурными поведенческими традиций и выстраиванием благоприятной для развития детей мизансцены урока
Духовные благоприятные условия создаются благодаря гуманистической позицией педагога, которая предполагает всю совокупность отношений между всеми участниками урока в парадигме «человек – человек»; вводят на урок безусловную ценность Человека гуманистическими взаимоотношениями между людьми на уроке и педагогически создаваемому триумфу личности каждого ребенка в процессе обучения.
Коренным компонентом является деятельность учеников, мы называем его «тело урока». Чтобы реально обеспечить воспитательное влияние, этот компонент должен отвечать требованиям такого рода:
Базовый организационный компонент создается пятью профессиональными операциями педагога, выдвигающего организационные требования групповой работы. Они общеизвестны, мы позволим себе перечислить их: довести до логического конца требование; сопроводить инструкцией для легкого исполнения требования; сохранять неизменно позитивный характер требования; сохранять доступность требуемого на данном этапе развития детей; переакцентировать внимание детей с общего требования на его детали.
Неотъемлемым компонентом урока становится любое случайное событие, происшедшее по воле неожиданно возникших обстоятельств, то, что мы назвали инцидентом.
II. Воспитательный потенциал урока и пути его реализации.
III. Анализ урока.
Анализ урока расчленение урочного занятия с детьми на существенные элементы и рассмотрение данных элементов с целью определения меры продуктивности урока.
Сущностным элементами урока (то, что делает урок тем, что он есть, и без чего не появятся новообразования в личностной структуре школьника), или иначе – телом, субстанцией урока, являются:
Выделим эти коренные блоки, понимая, что выделяется основное, вовсе не исключающее многочисленные второстепенные элементы, и определим составляющие слагаемые каждого блока.
Содержание деятельности | Процесс деятельности | Взаимодействие субъектов |
научные знания; образовательные умения; ценностные отношения | адекватные методики; мыслительная активность индивидуальные проявления | «педагог – дети» «дети – педагог» «дети – дети» |
Урок, обеспечивший приобретение детьми знаний, умений, отношений, заслуживает справедливо общую положительную оценку, ибо результат налицо.
Если на уроке все дети были вовлечены в интеллектуальную деятельность, и методика деятельности способствовала формированию данных новообразований и позволяла детям свободно проявлять индивидуальные своеобразия мышления, деятельностный элемент заслуживает положительной оценки. Мера качественной характеристики каждого из элементов различна. Условно можно принять «высокий» уровень урока и «низкий». Если помнить, что отрицательная оценка урока не позволяет характеризовать этот урок состоявшимся, то понятным станет, что положительная оценка «низкого» уровня вовсе не означает несостоявшегося обучения, а только сообщает о том, что эталонный вариант еще не достигнут. Конечно, чтобы не травмировать душу учителя, иногда предлагают в случае «слабого» урока для успокоения педагога ввести «средний» уровень. Но тогда «низкий» уровень станет свидетельствовать об отсутствии урока как такового, о несостоявшемся обучении. Практикуется еще одна оценка урока — «обычный» урок: подразумевается в этом случае урок «низкого» уровня, вчерашнего дня, отстающий от современного уровня обучения. Вероятно, с точки зрения житейско-обыденной можно принять такую оценочную характеристику для педагогов, не желающих совершать профессиональное восхождение.
Посмотрим, при каких же условиях проведенный урок получает высокую оценку.
Первый блок — содержательный — достигает высокого уровня, если содержание возведено на уровень мировоззрения: знание формируется на уровне истины, умение выстраивается и складывается на уровне опыта жизни, а отношение проживаются и осмысливаются на уровне идеи.
Знания | На уровне истины | |
Умения | На уровне опыта | Высокая положительная оценка |
Отношения | На уровне идеи |
Качественность другого методического блока — деятельность детей на уроке — тоже имеет низкий и высокий уровень. Низкий подразумевает наличие активности детей по исполнению деловых распоряжений учителя: дети пишут и читают, рисуют и решают, отвечают на вопросы и поднимают руки (это последнее особенно ценится многими учителями, они не выносят думающих, очень любя «руку поднимающих»). Уровень же новообразований находится в зависимости от интеллектуальной активности (протекающей чаще всего при физической неподвижности), но не активности физической, поэтому называемой активности недостаточно, чтобы оценить качественность организованной учебно-познавательной деятельности.
Высокий уровень второго блока достигается за счет тщательного подбора и психологического обоснования использования либо создания адекватной методики. И тогда высокая оценка знаменует ясность и легкость, четкость и простоту пути к истине.
Методика, адекватная цели | Ясность понимания Легкость исполнения Радость узнавания | Высокая положительная оценка |
Достигнуть такого уровня может педагог, если его научная подготовка основательна, и он свободно владеет материалом. Говорить просто о сложном может лишь тот, кто мыслит глубоко и знания его широкие. Педагоги теперь уже, хотя и не повсеместно, начинают это понимать, легкость и простоту (кажущуюся) начинают весьма ценить как профессиональное качество. Г.А. Зайцева определяет такое умение как обязательное в системе профессиональной подготовки учителя.
Что касается третьего блока, то и он имеет свою качественную вариативность. Критерий здесь един – мера нравственного отношения к человеку как таковому, участнику урока. Если по всем трем векторам участники урока не устанавливают связи друг с другом, но, тем не менее, доброжелательны и предупредительны к любому человеку, не доставляют неприятностей, не досаждают, не приносят ущерба, то данная сторона урока оценивается как «низкий уровень или «обычный», или «допустимый». Но при наличии внимания друг к другу, взаимной помощи и взаимной заботы друг о друге, соблюдении принципа неприкосновенности личности, признании индивидуальности и права на свободу выбора, взаимодействие детей и педагога, а также детей друг с другом преобразуется во взаимодействие субъектов деятельности: педагог — субъект-1 и группа — субъект-2. А организуемая деятельность становится деятельностью двух субъектов: единичного и совокупного.
Если педагога не волнует субъектность учеников и он отвергает необходимость устанавливать тонкие взаимоотношения между детьми и с детьми, то он вовсе не теряет результативности деятельности (успеваемость его учащихся может быть очень высокой), но он теряет возможность развить в детях столь необходимое для жизни социально-личностное образование субъекности.
Взаимодействие необходимо выстраивать по трем векторам, чтобы учебно-познавательная деятельность сохранила свою приз деятельности, то есть быть тем, что свершает субъект, а не послушный функционер. Схематическая картинка принимает следующий вид.
Взаимодействия субъектов | «педагог — дети» «дети — педагог» «дети – дети» | Высокая положительная оценка |
При таких условиях выделенная сторона урока обретает высокую положительную оценку.
Например, дети внимательны друг к другу, поддерживают друга при работе, отмечают достоинство работы, свободно выявляют противоречия во мнениях; дети уважительны к педагогу, выполняют его просьбы, вслушиваются в объяснения, свободно высказывают непонятное, не страшатся признать ошибку, не пытаются, лукавить и увиливать от работы, педагог, дирижируя уроком, организует совместную с детьми деятельность, активизирует самостоятельность и свободу индивидуальных проявлений, выслушивает каждого, учитывает индивидуальные особенности, и тогда коллеги говорят: « Что касается взаимодействия субъектов на уроке, то оно профессионально грамотно организовано и заслуживает положительной высокой оценки».
Надо сказать, что разногласия между уровнем оценки коренных трех элементов урока встречаются крайне редко. Это объясняется тем, что учитель высокой профессиональной подготовки одинаково хорошо умеет видеть стратегическую и тактическую цель своей работы к тому же он, как правило, обладает хорошим мышлением.
IV. Работа в группах.
Предварительно были видеометериалы открытых уроков, учителей краевого конкурса «Учитель года»
V. Рефлексия.
Решение педагогического совета
В заключение я хочу и себе, и другим педагогам задать вопрос: реализуя образовательный и воспитательный потенциал каждого своего урока, мы движемся к Я.А. Коменскому в XVII век или же с Коменским идем в век XXI?!
Сообщение «Усиление воспитательного компонента на уроках в условиях обновления содержания образования».
Криворучко Галина Ивановна Покровская средняя школа
Криворучко Галин Ивановна
учитель начальных классов
Покровской средней школы
Здравствуйте уважаемые коллеги!
Хочу представить вашему вниманию сообщение «Усиление воспитательного компонента на уроках в условиях обновления содержания образования».
Сухомлинский писал «Учение это лишь один из лепестков того цветка, который называется воспитанием в широком смысле этого понятия. В воспитании нет главного и второстепенного, как нет главного лепестка среди многих лепестков, создающих красоту цветка»
Одна из проблем, стоящая перед современной школой – соединение обучения и воспитания в единый целенаправленный воспитательный процесс, формирующий гармонически развитую личность, гражданина нашей страны.
Воспитание на уроке влияет на психику ребенка ровно так же, как и родительское нравоучение. Школа выполняет одну из главных функций в современной системе формирования личности человека. Школе уделяется больше половины своего времени на протяжении одиннадцати лет. Причем это время является периодом активного взросления и социализации ребенка.
Воспитывающие функции урока
1 ) постановка воспитательных задач урока
2) формирование у учащихся на основе приобретенных знаний высоких моральных качеств и эстетических вкусов, обеспечение тесной связи обучения с жизнью;
3) формирование и развитие у учащихся познавательных интересов, положительных мотивов учебно-познавательной деятельности, умений и навыков самостоятельного овладения знаниями
4) всестороннее изучение и учет уровня развития и психологических особенностей учащихся (типа мышления, памяти, внимания, наличия эмоций, воображения и т. д.);
5) соблюдение учителем педагогического такта
В жизни школьника одно из ведущих мест занимает урок. Например, современный школьник только в начальной школе посещает порядка четырех тысяч уроков. И именно они оказывают непосредственное влияние на выработку характера и специфику поведения учащегося. Таким образом, от построения урока и особенностей учебного материала зависит формирование полноценной личности. При этом нет большой разницы, какой преподается предмет. В любой школьной дисциплине кроется глубокий смысл и цель по формированию целостной личности. Но при этом необходимо учитывать, что даже при одинаковом материале возможно получить различный Слайд 5 воспитательный эффект. Это зависит, прежде всего, от специфики методов и приемов используемых педагогом в ходе обучения.
Особенно эффективно комплексное образовательное воздействие, которое сочетает в себе стилистику образовательного процесса, дидактическую структуру урока и методику преподавания.
Именно в оптимальном сочетании этих элементов и кроется мастерство настоящего педагога.
=Для решения этой задачи я использую игры: «Познакомимся спиной», «Шторм», «Здравствуйте», «Какие мы разные, но мы друзья», кратковременные музыкальные физминутки…
Большое внимание уделяю саморегулируемому обучению, которое является основой воспитания самостоятельности, целеустремлённости, ответсвенности. Если ученики имеют самомотивацию , то следствие – стремление и любознательность». Перри в 2002 году выделил три элемента саморегултруемого обучения: самонаправленность в процессе работы над заданиями; самостоятельное определение учеником проблемы и цели; самостоятельный выбор стратегий для достижения целей и решения проблем.
Уроки с сюжетной структурой формируют в ребенке творческие качества, стремление к самостоятельному поиску информации и её дальнейшей переработке. Для проведения таких уроков огромный потенциал дают сказки. Уроки-сказки повышают заинтересованность, активность и несут в себе нравственную окраску.
В динамичном, быстро меняющемся мире, общество значительно чаще переосмысливает социальный заказ школе, корректирует или изменяет цели и задачи школьного образования. Главная цель, которая раньше определялась как формирование основ всесторонне и гармонично развитой личности, сейчас видится в том, чтобы сделать акцент на воспитание личности активной, творческой, осознающей глобальные проблемы человечества, готовой посильно участвовать в их решении.
Сейчас необходимы люди, мыслящие не шаблонно, а способные находить выход из проблемной ситуации, принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить.
Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать возможность всем без исключения учащимся проявить свои способности и весь свой творческий потенциал.
У каждого ребёнка есть способности, таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Чтобы они могли проявить свои дарования, на своих уроках я применяю исследовательский, частично-поисковый, проблемны й и проектный методы, групповые формы работы и работу в парах, творческие и разноуровневые задания, импровизации, игры, консультации, сотрудничаю с родителями и библиотекой.
Большое внимание уделяю групповой работе и работе в парах.
Работа в группе и паре невозможна без диалога.
В групповой работе через диалог ученики учатся строить свою учебную деятельность, сравнивая, анализируя свои идеи и решения с идеями и решениями своих одноклассников.
«Жизнь по природе своей диалогична. Жить – значит участвовать в диалоге: вопрошать, внимать, ответствовать, соглашаться. В этом диалоге человек участвует весь и всею жизнью: глазами, губами, руками, душой, духом, всем телом, поступками. Он вкладывает всего себя в слово»
(Бахтин М.М «Эстетика словесного творчества. М., 1986.с.329).
Групповая форма работы создаёт благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу. В групповой работе ученик не может просто сидеть на уроке, увлекаясь в диалог со сверстниками, он мыслит, предлагает своё мнение, в группах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения. В процессе учебной дискуссии идёт взаимообучение и взаимовоспитание. Ученики учатся обсуждать задание, искать пути её решения, реализовывать на практике и представлять результат. Учатся слушать и слышать друг друга, уступать или отстаивать, дополнять, исправлять – учатся работать вместе на один результат. Они учатся вести диалог и аргументировать, развивается доказательная речь, что способствует формированию таких качеств, как уверенность в себе, коммуникабельность,
=Примеры работ, выполненных ребятами группами или парами.
Работа в группах на уроке математики – «Противоположные величины». Из предложенных картинок нужно было выбрать пары, соответствующие понятиям больше меньше Н/р высокий –низкий, широкий –узкий, дорогой – дешёвый…
Сгруппировать геометрические фигуры. Первая группа разложила по видам геометрических фигур, вторая по цветам – казалось бы это просто даже для первоклассников, но они проявили творчество и сложили башню, домик…
Игра «Куча-мала». На стол высыпаются много мелких карточек, учащиеся должны наклеить в таблицу в соответствующую графу. Это задание можно проводить работая в группах, парами и самостоятельно. Нужна довольно большая подготовка к уроку, но большой эффект это оправдывает. Думаю, что несколько раз в год можно потрудиться. Здесь представлена работа по познанию мира «Разнообразие животных»
«Сгруппировать буквы». Здесь вы видите результат группы, в которой была ученица группы А. Они разложили и смогли аргументировать своё решение. Гласные, согласные, мягкие согласные, и буквы, которые не обозначают звуков.
Урок обобщение по теме «Разнообразие животных» составление ментальной карты.
«Успех, как известно, рождает успех. В школе не должно быть неудачников. Главная заповедь учителя – заметить даже самое маленькое продвижение ученика вперёд, и поддержать его успех». Рефлексия деятельности в конце урока – обязательная составляющая современного урока. Это своеобразное подведение итогов, некий самоанализ, позволяющий зафиксировать достигнутый результат и оценить свою работу.
-На слайде вы примеры, как провести рефлексию в начальных классах
Слайд 15 Рефлексия «Машенька»
— Самая любимая рефлексия для моих учеников это «Машенька» с её разными эмоциями. Кроме рефлексии можно использовать при оценивании – весь урок за ответы и работы раздаю таких «Машенек», различные эмоции – разные и оценки, в конце урока подводим итоги.
И рефлексия для учителя.
I. Использование воспитательных возможностей организации урока.
1. Воспитание интереса к учению, к процессу познания (способы создания и поддержания интереса, активизации познавательной деятельности учащихся).
2. Воспитание сознательной дисциплины (умение учителя показать важность учебно-познавательной деятельности, учебной и трудовой дисциплины).
3. Формирование умений и навыков организации учащимися своей деятельности (организация самостоятельной работы учащихся, соблюдение техники безопасности и гигиенических правил, связанных с осанкой и организацией рабочего места).
4. Воспитание культуры общения (организация общения на уроке, формирования учителем умений слушать, высказывать и аргументировать своё мнение).
5. Формирование и развитие оценочных умений (комментирование оценок учителем, обсуждение оценок с учащимися, коллективное оценивание, взаимопроверка и оценивание друг друга учащимися).
6. Воспитание гуманности (характер отношений «учитель – ученик», регулирование учителем отношений между учащимися).
II. Использование воспитательных возможностей, обусловленных спецификой учебного предмета.
III. Использование воспитательных возможностей содержания образования (связывание педагогом учебного материала с жизнью, с потребностями уча щихся, с общественной моралью, с актуальными нравственными проблемами).
Сухомлинский писал «Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Между ними всегда – океан знаний и рифы противоречий. И это – нормально. Любой океан противоречит, препятствует, но преодолевающих его – одаривает постоянно меняющимися пейзажами, неохватностью горизонта, скрытной жизнью своих глубин, долгожданным и неожиданно вырастающим берегом».
Слайд 17
Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребность творить и совершенствоваться есть важнейшее условие развития нашей страны.
Учителю принадлежит значительная роль в формировании будущего члена общества. Именно дети, получившие основные знания и понимание нравственности и морали, будут управлять страной в будущем.
«Учителя обладают такой властью, о которой премьер-министр может только мечтать»
Статья » Воспитательный потенциал урока»
Воспитательный потенциал урока
Проблема воспитательного потенциала урока затрагивает различные стороны функционирования классно-урочно-предметной системы современной школы. Базой развития и воспитания ребенка продолжают оставаться фундаментальные знания, которые он получает в ходе образовательного процесса. Однако образование личности должно быть сориентировано не только на усвоение определенной суммы знаний, но и на развитие самостоятельности, личной ответственности, созидательных способностей и качеств человека, позволяющих ему учиться, действовать и эффективно трудиться в современных экономических условиях. На это ориентирует нас Концепция модернизации российского образования, определяя приоритетность воспитания в процессе достижения нового качества образования. И отсюда высвечиваете роль урока как элемента воспитательной системы. Более того, отметив назначение урока в передаче знаний о жизни, в овладении основ научных знаний о жизни, педагог не может иначе смотреть на урок, как на элемент воспитания личности, познающей закономерности жизни и строящей свою жизнь с учетом данных закономерностей. Объективность научных сведений гарантирует реальность планируемого результата. В таком ракурсе освещения урок обретает свою огромную роль в становлении и развитии личности школьника.
Урок – ключевой элемент воспитания.
Однако такая роль заложена в нем как потенциальная возможность. Откроем же потенциальные возможности, высветим скрытые воспитательные мощности урока и приступим к качественному преобразованию урока в ситуации мировой «революции в обучении».
Важно очертить наше представление о воспитании: что оно такое?
Воспитание – это введение ребенка в контекст современной культуры, содействующее такими новообразованиям в структуре личности, как:
умение взаимодействовать с миром;
ценностное отношение к миру, благодаря чему личности удается поднятья на уровень культуры, и жить в обществе на достигнутом культурном уровне.
А педагогический профессионализм, педагога входящего вместе с детьми на вершину культуры – это:
знание философских, психологических биологических закономерностей развития ребенка;
система профессиональных умений взаимодействия с детьми, обеспечивающих организацию жизнедеятельности ребенка как активного взаимодействия с окружающим миром;
система мировоззренческих отношений к миру и системам отношений ценностям жизни на земле;
система умений «прикосновения к личности» ребенка.
Проблема воспитания может быть решена только тогда, когда организуемая воспитательная работа с детьми обеспечена профессиональной подготовкой педагогов, работающих с детьми.
Совершенствование урока не может идти по методической дороге в бесконечных поисках фантастических методик, которые повышали бы результат обучения, не затрагивая личностной структуры ученика. Повседневный урок – это широкий воспитательный процесс, а урок – отдельный момент этого широкого воспитательного процесса. Следовательно, нельзя «не хотеть заниматься воспитанием» на уроке, ибо урок уже располагается в пространстве воспитания. Мы и урок проводим потому, что нас волнует личность ученика. Путь совершенствования обучения лежит на трассе совершенствования личности – ребенка и педагога одновременно. Нельзя изменить урок, не совершенствуя свое «я».
Отразим схематической картинкой представление о воспитательном потенциале урока.
В него входят пять компонентов, скрывающие в себе возможности социально-личностного влияния на становление человека. Два из них — условные, содействующие наилучшему качественному результату деятельности детей и педагога.
Материально-средовое окружение ученика во время урок как условие его деятельности обеспечивается предметным обустройством урока на уровне культуры, культурными поведенческими традиций и выстраиванием благоприятной для развития детей мизансцены урока
Духовные благоприятные условия создаются благодаря гуманистической позицией педагога, которая предполагает всю совокупность отношений между всеми участниками урока в парадигме «человек – человек»; вводят на урок безусловную ценность Человека гуманистическими взаимоотношениями между людьми на уроке и педагогически создаваемому триумфу личности каждого ребенка в процессе обучения.
Коренным компонентом является деятельность учеников, мы называем его «тело урока». Чтобы реально обеспечить воспитательное влияние, этот компонент должен отвечать требованиям такого рода:
содержание учебного материала должно инструментоваться с точки зрения жизни как основного объекта изучения: «от факта к явлению и от него к закономерностям»;
процесс познавательной деятельности обеспечивает систему методик, адекватных поставленным задачам формирования вполне определенных новообразований личности ученика;
взаимоотношения субъектов деятельности на уроке должны выстраиваться как отношения субъектов единой совместной деятельности, обеспечиваемой общими активными интеллектуальными усилиями;
необходима индивидуализация деятельности каждого учащегося в ее объеме, уровне трудности и оформлении, а также признание права личности на индивидуальные поведенческие проявления.
Базовый организационный компонент создается пятью профессиональными операциями педагога, выдвигающего организационные требования групповой работы. Они общеизвестны, мы позволим себе перечислить их: довести до логического конца требование; сопроводить инструкцией для легкого исполнения требования; сохранять неизменно позитивный характер требования; сохранять доступность требуемого на данном этапе развития детей; переакцентировать внимание детей с общего требования на его детали.
Неотъемлемым компонентом урока становится любое случайное событие, происшедшее по воле неожиданно возникших обстоятельств, то, что мы назвали инцидентом.
Анализ урока расчленение урочного занятия с детьми на существенные элементы и рассмотрение данных элементов с целью определения меры продуктивности урока.
Сущностным элементами урока (то, что делает урок тем, что он есть, и без чего не появятся новообразования в личностной структуре школьника), или иначе – телом, субстанцией урока, являются:
содержание урока (содержательный блок) как система обретаемых знаний, формируемых умений и проживаемых отношений то, что запрограммировано в учебной программе и должно быть освоено, усвоено и присвоено учеником;
процесс активной деятельности (процессуальный блок) организуемая интеллектуальная активность каждого ребенка, вовлеченного в активную деятельность, результатом которой и становится освоенное, усвоенное и присвоенное содержание урока;
взаимоотношения субъектов (субъектный блок) деятельности, личностные связи которых прямым порядком определяют успешность овладения содержанием, благодаря диалогу, монологу, восприятию другого, непрерывному решению выдвигаемых задач и оформлению вопросов и найденных ответов.
Выделим эти коренные блоки, понимая, что выделяется основное, вовсе не исключающее многочисленные второстепенные элементы, и определим составляющие слагаемые каждого блока.
научные знания;
образовательные умения;
ценностные отношения
адекватные методики;
мыслительная активность
индивидуальные проявления
«педагог – дети»
«дети – педагог»
«дети – дети»
Урок, обеспечивший приобретение детьми знаний, умений, отношений, заслуживает справедливо общую положительную оценку, ибо результат налицо.
Если на уроке все дети были вовлечены в интеллектуальную деятельность, и методика деятельности способствовала формированию данных новообразований и позволяла детям свободно проявлять индивидуальные своеобразия мышления, деятельностный элемент заслуживает положительной оценки. Мера качественной характеристики каждого из элементов различна. Условно можно принять «высокий» уровень урока и «низкий». Если помнить, что отрицательная оценка урока не позволяет характеризовать этот урок состоявшимся, то понятным станет, что положительная оценка «низкого» уровня вовсе не означает несостоявшегося обучения, а только сообщает о том, что эталонный вариант еще не достигнут. Конечно, чтобы не травмировать душу учителя, иногда предлагают в случае «слабого» урока для успокоения педагога ввести «средний» уровень. Но тогда «низкий» уровень станет свидетельствовать об отсутствии урока как такового, о несостоявшемся обучении. Практикуется еще одна оценка урока — «обычный» урок: подразумевается в этом случае урок «низкого» уровня, вчерашнего дня, отстающий от современного уровня обучения. Вероятно, с точки зрения житейско-обыденной можно принять такую оценочную характеристику для педагогов, не желающих совершать профессиональное восхождение.
Посмотрим, при каких же условиях проведенный урок получает высокую оценку.
Первый блок — содержательный — достигает высокого уровня, если содержание возведено на уровень мировоззрения: знание формируется на уровне истины, умение выстраивается и складывается на уровне опыта жизни, а отношение проживаются и осмысливаются на уровне идеи.
Высокая положительная оценка
Качественность другого методического блока — деятельность детей на уроке — тоже имеет низкий и высокий уровень. Низкий подразумевает наличие активности детей по исполнению деловых распоряжений учителя: дети пишут и читают, рисуют и решают, отвечают на вопросы и поднимают руки (это последнее особенно ценится многими учителями, они не выносят думающих, очень любя «руку поднимающих»). Уровень же новообразований находится в зависимости от интеллектуальной активности (протекающей чаще всего при физической неподвижности), но не активности физической, поэтому называемой активности недостаточно, чтобы оценить качественность организованной учебно-познавательной деятельности.
Высокий уровень второго блока достигается за счет тщательного подбора и психологического обоснования использования либо создания адекватной методики. И тогда высокая оценка знаменует ясность и легкость, четкость и простоту пути к истине.
Методика, адекватная цели
Ясность понимания
Легкость исполнения
Радость узнавания
Высокая положительная оценка
Достигнуть такого уровня может педагог, если его научная подготовка основательна, и он свободно владеет материалом. Говорить просто о сложном может лишь тот, кто мыслит глубоко и знания его широкие. Педагоги теперь уже, хотя и не повсеместно, начинают это понимать, легкость и простоту (кажущуюся) начинают весьма ценить как профессиональное качество. Г.А. Зайцева определяет такое умение как обязательное в системе профессиональной подготовки учителя.
Что касается третьего блока, то и он имеет свою качественную вариативность. Критерий здесь един – мера нравственного отношения к человеку как таковому, участнику урока. Если по всем трем векторам участники урока не устанавливают связи друг с другом, но, тем не менее, доброжелательны и предупредительны к любому человеку, не доставляют неприятностей, не досаждают, не приносят ущерба, то данная сторона урока оценивается как «низкий уровень или «обычный», или «допустимый». Но при наличии внимания друг к другу, взаимной помощи и взаимной заботы друг о друге, соблюдении принципа неприкосновенности личности, признании индивидуальности и права на свободу выбора, взаимодействие детей и педагога, а также детей друг с другом преобразуется во взаимодействие субъектов деятельности: педагог — субъект-1 и группа — субъект-2. А организуемая деятельность становится деятельностью двух субъектов: единичного и совокупного.
Если педагога не волнует субъектность учеников и он отвергает необходимость устанавливать тонкие взаимоотношения между детьми и с детьми, то он вовсе не теряет результативности деятельности (успеваемость его учащихся может быть очень высокой), но он теряет возможность развить в детях столь необходимое для жизни социально-личностное образование субъекности.
Взаимодействие необходимо выстраивать по трем векторам, чтобы учебно-познавательная деятельность сохранила свою приз деятельности, то есть быть тем, что свершает субъект, а не послушный функционер. Схематическая картинка принимает следующий вид.
«педагог — дети»
«дети — педагог»
«дети – дети»
Высокая положительная оценка
При таких условиях выделенная сторона урока обретает высокую положительную оценку.
Например, дети внимательны друг к другу, поддерживают друга при работе, отмечают достоинство работы, свободно выявляют противоречия во мнениях; дети уважительны к педагогу, выполняют его просьбы, вслушиваются в объяснения, свободно высказывают непонятное, не страшатся признать ошибку, не пытаются, лукавить и увиливать от работы, педагог, дирижируя уроком, организует совместную с детьми деятельность, активизирует самостоятельность и свободу индивидуальных проявлений, выслушивает каждого, учитывает индивидуальные особенности, и тогда коллеги говорят: « Что касается взаимодействия субъектов на уроке, то оно профессионально грамотно организовано и заслуживает положительной высокой оценки».
Надо сказать, что разногласия между уровнем оценки коренных трех элементов урока встречаются крайне редко. Это объясняется тем, что учитель высокой профессиональной подготовки одинаково хорошо умеет видеть стратегическую и тактическую цель своей работы к тому же он, как правило, обладает хорошим мышлением.
В заключение я хочу и себе, и другим педагогам задать вопрос: реализуя образовательный и воспитательный потенциал каждого своего урока, мы движемся к Я.А. Коменскому в XVII век или же с Коменским идем в век XXI?!