Что такое воспроизводственный участок в охотугодьях
сколько лет на одном месте может быть организован воспроизводственный охотничьий участок
Рекомендуемые сообщения
Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь
Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий
Создать учетную запись
Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!
Войти
Уже есть аккаунт? Войти в систему.
Последние посетители 0 пользователей онлайн
Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу
От ViZor
Создано 22 часа назад
От ViZor
Создано Среда в 05:43
От Николай Ш
Создано 3 июня, 2009
От Колобок
Создано 17 апреля, 2012
От Елена87
Создано 3 декабря
От becon145
Создано Среда в 11:38
От Oxigen
Создано 20 августа, 2007
От garik81
Создано 8 октября, 2018
От Василий Бинфос
Создано 19 августа, 2008
Чем регулируются зоны охраны охотничьих ресурсов?
В редакцию поступило обращение охотников с Кубани: «У многих наших охотников возникают вопросы по поводу такого понятия, как «зона охраны», которое предусмотрено в Законе «Об охоте» и Правилами охоты.
Фото Антона Журавкова
А вот таких понятий, как «воспроизводственный участок» и «внутрихозяйственный заказник», нет ни в законе, ни в правилах. Многие сейчас на свое усмотрение пишут на трафаретах то одно, то другое, что больше похоже на «колхозное право». Что вы думаете об этом? Хотелось бы услышать мнения ваших юристов. Возможно, где-то есть по этому вопросу статьи, комментарии, разъяснения… Все положения о ранее существующих воспроизводственных участках были еще при СССР и давно устарели. Я, как юрист, смотрю и трактую это так, другие — по-своему».
Поднятые в письме вопросы, думается, могут быть интересны и другим нашим неравнодушным читателям.
Начнем с того, что вспомним основные требования базового закона об охоте, прежде всего статьи 46 и 51, в которых установлены понятия «воспроизводство охотничьих ресурсов» и «зоны охраны охотничьих ресурсов».
Статья 46 ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов» (далее — ФЗ-209) устанавливает, что воспроизводство охотничьих ресурсов осуществляется в целях поддержания или увеличения численности охотничьих ресурсов и в целях, установленных статьями 49 и 50 настоящего Федерального закона.
Само же воспроизводство охотничьих ресурсов осуществляется путем естественного, искусственного или комбинированного воспроизводства охотничьих ресурсов.
Статья 51 ФЗ-209 постановила, что зоны охраны охотничьих ресурсов в целях их сохранения создаются в соответствии с Лесным кодексом РФ и другими ФЗ.
Касаясь ЛК РФ, надо помнить Приказ МПР РФ от 06.02.2008 № 31 «Об утверждении Лесоустроительной инструкции».
В статье 51 ФЗ-209 приведен закрытый перечень этих зон — особо защитные участки лесов и другие зоны охраны охотничьих ресурсов, в которых использование охотничьих ресурсов ограничивается. Часть 2 этой статьи установила требование о том, что обозначение на местности границ зон охраны охотничьих ресурсов, в том числе посредством специальных информационных знаков, осуществляется в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Теперь, для того чтобы разобраться с тем, есть ли в данных охотугодьях и законны ли «воспроизводственные участки», «зоны покоя» и т.д. и т.п., надо посмотреть на пункты 17 и 24 статьи 32, подпункт 1 пункта 1 и подпункт 10 пункта 4 статьи 33, пункт 1 статьи 34 и статью 39 ФЗ-209.
Из этих установлений можно сделать соответствующие выводы, а также узнать, к кому обращаться за защитой своих прав на охоту. «РОГ» и другие охотничьи СМИ регулярно сообщают о «шалостях» иных охотпользователей, которые ограничивают охоту под надуманными предлогами, в частности, путем установления в своих хозяйствах «воспроизводственных участков» и «внутрихозяйственных заказников».
Столкнувшись с этим, надо попросить этих охотпользователей и (или) иных должностных лиц представить вам должным образом заверенную схему использования и охраны охотничьего угодья. Это, как определено пунктом 12 статьи 39 ФЗ-209, является документом внутрихозяйственного охотустройства. Именно в схеме использования и охраны охотничьего угодья определяются мероприятия по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и созданию охотничьей инфраструктуры (пункт 13 статьи 39 ФЗ-209).
Осуществление внутрихозяйственного охотустройства в закрепленных охотничьих угодьях обеспечивается лицами, заключившими охотхозяйственные соглашения за счет собственных средств в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (пункты 11 и 14 статьи 39 ФЗ-209). Кроме того, законодательство требует устанавливать по периметру границ зоны охраны охотничьих ресурсов, на въездах (выездах) в зону охраны охотничьих ресурсов, в местах предполагаемого проезда (прохода) людей, а также внутри зон охраны охотничьих ресурсов специальные информационные знаки. Это осуществляется в соответствии с Приказом Минприроды РФ от 12.11.2010 № 503 «Об утверждении Порядка установления на местности границ зон охраны охотничьих ресурсов».
Не надо забывать и о том, что создание в охотничьих угодьях зон охраны охотничьих ресурсов относится к биотехническим мероприятиям, проводимым в целях предотвращения гибели охотничьих ресурсов. Делается это в порядке, определенном в Приказе Минприроды РФ от 24.12.2010 № 560s «Об утверждении видов и состава биотехнических мероприятий, а также порядка их проведения в целях сохранения охотничьих ресурсов».
А обращаться с жалобами следует в суд, так как статьей 56 ФЗ-209 установлено, что все споры в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов разрешаются в судебном порядке.
Чтобы не нарушить законодательство о зонах охраны и воспроизводственных участках охотничьих ресурсов, не будет лишним освежить в памяти и пункты 10, 12, 16.6, 36, 51.1 и Раздел 9 действующих Правил охоты.
Тем более что судебная практика о наказании охотников, случайно попавших в такие места, уже есть.
К примеру, можно ознакомиться с размещенным в интернете постановлением судьи мирового участка № 41 Перемышльского района Калужской области от 24 апреля 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.37 часть 1 КоАП РФ в отношении гражданина А.
Статья 17. Воспроизводственные участки
Статья 17. Воспроизводственные участки
1. В целях сохранения и воспроизводства охотничьих ресурсов и среды их обитания в пределах территории охотничьих угодий создаются воспроизводственные участки.
2. Воспроизводственные участки создаются на территории каждого охотничьего угодья площадью десять тысяч гектар и более и составляют не менее чем 5 процентов от площади данного охотничьего угодья.
3. На территории воспроизводственных участков устанавливаются ограничения охоты в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4. Решение о создании воспроизводственных участков и установлении на их территории ограничений охоты принимается Правительством Нижегородской области:
5. Для создания воспроизводственного участка в закрепленных охотничьих угодьях охотопользователи в течение одного года со дня заключения охотхозяйственного соглашения вправе представить в уполномоченный орган заявку, содержащую сведения:
1) о границах и площади воспроизводственного участка;
2) об осуществляемых на территории воспроизводственного участка видах охоты;
3) о видах охотничьих ресурсов и (или) охотничьих ресурсов определенного пола и возраста, в отношении которых на территории воспроизводственного участка предлагается установить запрет охоты;
4) о предлагаемых к использованию на территории воспроизводственного участка орудиях и способах охоты;
5) о предлагаемых ограничениях сроков охоты на территории воспроизводственного участка.
6. В случае непредставления охотопользователем заявки в установленные частью 5 настоящей статьи сроки уполномоченный орган готовит представление о создании воспроизводственного участка на территории закрепленного охотничьего угодья по своей инициативе.
7. Решение об изменении границ воспроизводственного участка и (или) установленных на его территории ограничений охоты, об упразднении воспроизводственного участка принимается Правительством Нижегородской области в порядке, установленном для создания воспроизводственного участка.
8. В соответствии с законодательством Российской Федерации обозначение на местности границ воспроизводственных участков, в том числе посредством специальных информационных знаков, осуществляется в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
9. Информация о границах воспроизводственных участков и об установленных на их территории ограничениях охоты является общедоступной и доводится до сведения охотников при выдаче им разрешений на добычу охотничьих ресурсов.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Что такое воспроизводственный участок в охотугодьях
ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
от 16 февраля 2000 года N 56
Об утверждении примерного Положения о воспроизводственном участке охотничьего хозяйства
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Губернатора Астраханской области от 20.03.2018 N 23.
____________________________________________________________________
Изменения и дополнения:
Во исполнение статей 35,40 Федерального закона РФ «О животном мире» от 24.04.95 N 52-ФЗ (НГР:RU0000R199501520) и условий пользования животным миром, изложенных в приложении к долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира утвержденной совместным приказом Минсельхозпрода РФ и Госкомэкологии РФ от 22.06.98 N 378/400 (НГР:RU0000V199801656),
1. Утвердить Примерное положение о воспроизводственном участке: охотничьего хозяйства (прилагается).
2. Юридическим лицам-пользователям животным миром до 1 августа 2000 года организовать воспроизводственные участки на предоставленной им в пользование территории.
4. Департаменту информации, издательства, полиграфии и связи Администрации области (Блиер) довести данное постановление до сведения населения области через средства массовой информации.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Главы Администрации области Нестеренко И.А.
И.о. Главы Администрации области
УТВЕРЖДЕНО
от 16 февраля 2000 года N 56
ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ о воспроизводственном участке охотничьего хозяйства
1. Воспроизводственный участок организуется на территории охотничьего хозяйства с целью охраны животного мира, создания. зон покоя и мест отстоя диких животных.
2. Площадь воспроизводственного участка должна составлять не менее 10 процентов от общей площади хозяйства.
3. Воспроизводственный участок организуется решением юридического лица на территории (акватории)переданной ему в пользование.
4. Об организации воспроизводственного участка, его границах и режиме охраны его территории в месячный срок через средства массовой информации ставится в известность население области.
5. Границы воспроизводственного участка в течение 6 месяцев со дня его образования и, обязательно, к началу сезона охоты должны быть обозначены на местности специальными вывесками (аншлагами) и проходить по четко выраженным ориентирам (дорогам, рекам, ильменям и др.). Границы участка доводятся до сведения охотников при выдаче им путевок на охоту.
6. Охрана воспроизводственного участка, а также проведение на его территории необходимого комплекса биотехнических мероприятий по улучшению кормовых, гнездовых и защитных условий угодий, способствующих дальнейшему сохранению и воспроизводству диких зверей и птиц, осуществляются егерями или охотничьей общественностью под руководством юридического лица, которому передана в пользование данная территория (акватория).
7. На территории воспроизводственного участка запрещается охота, нагонка и притравка охотничьих собак.
10. На территории воспроизводственного участка возможны ограничение и запрещение в установленном порядке лова рыбы, пастьбы скота. рубки леса, посещения угодий населением в период размножения и выращивания молодняка дикими животными.
11. Прекращение деятельности воспроизводственного участка и организация такого участка в другом месте охотничьего хозяйства решается юридическим лицом (охотпользователем). Такое решение принимается не позднее, чем за один месяц до начала очередного сезона охоты. Копия решения с приложением картосхемы и описанием, границ воспроизводственного участка направляется управлению по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных Астраханской области.
12. Нарушители режима воспроизводственного участка привлекаются к установленной законом ответственности.
Охотпользователям нужно больше прав
Многие известные охотоведы выступают за написание нового охотничьего закона, я же, являясь противником революционных ломок, неоднократно высказывался против этого, являясь сторонником плановых, постепенных преобразований.
Фото Валерия МАЛЕЕВА
Когда инициативная группа депутатов, возглавляемая Николаем Валуевым, собирала предложения по внесению изменений в охотничье законодательство, я не хотел оставаться безучастным и взял в руки текст закона, чтобы подготовить свои предложения.
Перечитав закон, к собственному изумлению, пришел к выводу, что правы коллеги, предлагающие переписать закон, его, увы, не поправишь!
Для того чтобы приступить к написанию нового текста закона, считаю необходимым утвердить согласованную стратегию дальнейшего существования и развития охотничьего хозяйства РФ, в которой честно определить, куда пойдем и как пойдем.
Подготовленная Минприроды и утвержденная Правительством РФ стратегия этого никак не отображает, и создавалась она после принятия закона, который писался по тайной стратегии, хранящейся в чьих-то головах.
Годы, прошедшие с момента вступления в силу охотничьего закона, показали, как же близоруки оказались эти горе-стратеги.
Теперь многим стало понятно, что от этого закона «охотничье эльдорадо» в РФ не наступило и никогда не наступит.
В соответствии со вступившим в действие в 2010 году Законом «Об охоте…», долгосрочная лицензия заменена на охотхозяйственное соглашение с еще меньшим перечнем прав, чем имели охотпользователи по условиям к долгосрочным лицензиям.
По сути, охотпользователя превратили в контору по выдаче охотникам государственных бумаг на право охоты, лишив его возможности планировать, нормировать, регулировать. Зато есть воз обязанностей и много надзорных органов, требования которых порой доходят до абсурда.
В законе сделана откровенная попытка привести на рынок дележки охотугодий богатого частника, об этом говорить одна из его целей — привлечение инвестиций, а также установленный законом порядок распределения охотничьих угодий через аукционы. Простому охотнику в законе «брошена кость» в виде 20 процентов общедоступных угодий (ОДУ).
В Ярославской области 40 охотугодий, где охотпользователь частник. Лишь у шести из них можно увидеть показательный уровень ведения охотничьего хозяйства.
Из оставшихся — половина по своим показателям ничем не отличается от показателей соседа — райохотобщества, другая половина заметно отстает по многим показателям. Ряд охотхозяйств уже перепродан, другие находятся в стадии перепродажи или банкротства.
Стабильными же охотпользователями на протяжении многих десятилетий остаются общественные объединения охотников, несмотря на мощнейший пресс нормативно-законодательных притеснений. Думаю, что анализ действия закона в Ярославской области показателен для многих регионов России.
В целом для олигархов и других частников интерес представляют 20, максимум 30 процентов охотугодий страны, это центр и юг Европейской части России и узкая полоска юга Сибири.
Именно здесь угодья многократно отбираются, передаются или перепродаются. Все другие угодья инвесторам малоинтересны. Поскольку пришло понимание, что на охотничьем хозяйстве, увы, не разжиреешь.
В регионах, где большая часть охотугодий закреплена за частником, четко обозначилась проблема с доступностью охоты для простого охотника.
Выделенные 20 процентов ОДУ также ситуацию не спасают, т.к. всегда эту проблему решали охотобщества без вмешательства государства.
Все проблемы, которые создал закон, описывать не буду, об этом написано больше чем достаточно, а вот свое видение стратегического пути развития охотничьего хозяйства страны, который должна будет, по моему мнению, обеспечить новая редакция закона, попробую изложить.
Не затрагиваю американо-канадский опыт, поскольку сегодня его мало кто предлагает, понимая ситуацию в стране с бюджетом. А вот опыт ряда европейских стран, изобилующих дичью, часто приводится в пример. Давайте трезво оценим, а пригоден ли для нас такой опыт.
Европейская плотность дичи в большинстве стран достигнута за счет того, что очень много угодий с низким прессом охоты. Владельцы угодий в основном охотятся на диких копытных животных.
фото: Антона Журавкова
В угодьях много мелкой птицы и зверя, но на них сами владельцы охотятся мало, но и других не пускают. Охотники же из этих стран на охоту ездят далеко за пределы своей родины.
В России уже есть охотхозяйства, где, кроме хозяев и их избранных гостей, никто не охотится. Охранять такое хозяйство достаточно просто: егерь в состоянии проверить каждый прозвучавший в угодьях выстрел.
Но, учитывая, какой процент охотугодий в России интересен частнику, европейский опыт у нас «не прокатит», поэтому предлагаю формировать собственный.
Что-то еще можно перенести из опыта советских времен. При СССР охотничье хозяйство России не сильно отставало по многим показателям от Европы, а по каким-то и превосходило.
Считаю, что все же можно что-то исправить и в нашей стране. Поскольку даже при бесправном охотпользователе охотничьи дела в любых закрепленных угодьях обстоят лучше, чем в незакрепленных.
Так было еще во времена резервного фонда и производственных участков. Предлагаю максимально угодья РФ закрепить за юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Для решения вопроса с доступностью охоты не создавать ОДУ, а 40–60 процентов угодий, близких к региональному и районным центрам, на преимущественном праве закреплять за общественными объединениями охотников не ниже регионального уровня, с оговоренным в законе для объединений минимальным количеством членов в процентах от списка охотников региона.
Не обозначив этот процент, получим очередного частника под видом охотобществ. К сожалению, много мест, где угодья за охотобществами на данный момент не закрепишь, так как уже все поделили.
Попробую опередить тех, кто будет возражать против передачи охотугодий обществам охотников, мотивируя тем, что материальная база, мол, недостаточна, где-то кадры не те.
Если законом установить преференции при закреплении угодий за охотобществами и законодательно развернуть госорганы в сторону общественных объединений для оказания содействия в осуществлении охраны и другой полезной для самого государства деятельности, поверьте, тогда и кадры в охотхозяйствах подберутся, какие надо, и материальная база восстановится.
Самое главное, не надо будет госорганам придумывать, как же заставить охотпользователей допускать простого охотника до угодий. Охотники сами разберутся с руководством охотобществ, как, где и на каких условиях охотиться.
Если в РФ, с перестроечных лет, пытались уничтожить общества охотников, преподнося их как пережиток социализма, то ряд стран бывшего соцлагеря, которые бегом бежали от социализма, сохранили охотобщества как полезное приобретение.
В борьбе госчиновников с охотобществами Россия потеряла систему воспитания и подготовки охотников через юношеские секции, через прохождение обязательного кандидатского стажа, через обязательную сдачу охотминимума.
При закреплении за частными структурами периферийных угодий, где еще это возможно, не будет проблем с охотой для жителей регионального и областного центров.
Не нужно будет насильно заставлять частника пускать охотников, если он не желает их видеть в своих угодьях, да и все равно найдет тысячу лазеек, чтобы не пустить.
В силу низкой посещаемости охотниками угодья частника будут выполнять роль воспроизводственных участков для мелкой дичи, поскольку последняя будет недоопромышляться.
В целях формирования заинтересованности охотпользователя в лучших результатах своей деятельности нужно изменить принцип пользования охотничьими животными юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям.
Охотничьи угодья закреплять не для пользования, а для ведения охотничьего хозяйства, как это было при СССР. При этом охотпользователю предоставить право самостоятельно учитывать, планировать добычу, устанавливать нормы добычи и пропускную способность угодий.
Самостоятельно изготавливать и выдавать разрешения на производство охоты (вернуться к путевке — документу, выдаваемому охотпользователем).
Под тотальный контролем госорганов оставить минимальное количество охотничьих видов (для центра России это лось и «краснокнижники»). Через обновленную систему квотирования и внедрения современных эффективных методов фиксации момента добычи квотируемого вида.
Законодательно обеспечить охотпользователя возможностью действенно охранять закрепленные охотугодья, пробудив в нем чувство хозяина. Изменить систему работы надзорных органов, не заставляя их пытаться объять необъятное, как делается сейчас.
Уйти от ничего не дающих для дела кабинетных проверок, после которых штрафуют охотпользователей за допущенные неточности в оформлении выдаваемых разрешений, и т.п.
Взамен сформировать систему постоянного контроля за соблюдением охотпользователем квот добычи видов, которые действительно нуждаются в квотировании, правил и сроков охоты. А также всячески содействовать охотпользователю в наказании пойманных его работниками браконьеров.
При таком подходе достаточно будет иметь одного госохотинспектора, а не трех в административном районе, и не нужно искать и придумывать, какие еще госорганы наделять дополнительными надзорными функциями.
Придуманная законом и приказами МПР РФ зарегулированность всего, что связано с охотой, только мешает развитию охотничьего хозяйства. Многое доведено до абсурда.
Вернуть понятие — непреднамеренная добыча. Сегодня неумышленная добыча животного карается гораздо сильнее, чем умышленное браконьерство.
Охотничьи угодья, которые в советское время значились как промысловые, с развалом системы госпромхозов и коопзверпромхозов работают на минимуме своих возможностей. Авторы охотничьего закона о них, похоже, не сильно знали, и, кроме понятия «промысловая охота», в законе о промысле ничего нет.
Большой раздел стратегии должен быть посвящен восстановлению промыслового охотничьего хозяйства страны.
Для вовлечения в действенный оборот всех охотничьих угодий РФ необходима программа государственной поддержки внутрихозяйственных заготовок пушнины, мяса и дикоросов. Без господдержки славу России как пушной державы не возродить.
Регулирование добычи ценных видов пушных зверей вести не количеством выданных на добычу разрешений, а количеством допущенных к добыче охотников, продолжительностью сезона и количеством установленных ловушек. Все, что помещается в рюкзак, бумагами не отрегулируешь.
Считаю, что максимальное закрепление охотничьих угодий РФ, предоставление охотпользователю необходимого для деятельности объема прав и свобод, уменьшение числа надзорников, разворот госорганов от «битья по рукам» к содействию охотпользователю, господдержка промысла и, конечно же, грамотно написанный закон, обеспечивающий путь стратегии, постепенно вытащат охотничье хозяйство России из пропасти, в которой оно оказалось.