Что такое деньги и откуда они взялись 2 класс финансовая грамотность
Урок финансовой грамотности «История возникновения денег»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Новоандросовская средняя общеобразовательная школа»
по финансовой грамотности
«История возникновения денег»
Учитель начальных классов
2019 – 2020 учебный год
История возникновения денег
Цель занятия : создание условий для формирования начальных представлений о деньгах, как средстве приобретения товаров.
содействовать усвоению понятия «деньги», развитию представлений учащихся о товарно-денежных отношениях;
о функциях денег в жизни человека;
познакомить учащихся с видами денег, их характерными особенностями, путями появления у людей;
понимать и принимать учебную задачу;
проявление познавательной и творческой инициативы;
умение слушать собеседника и вести диалог;
умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
включаться в диалог с учителем и сверстниками в коллективное обсуждение проблем;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
выполнять мыслительные операции анализа и синтеза, делать умозаключение по результату исследования.
овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях;
умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
формирование мотивации на бережное отношение к материальным и духовным ценностям.
Ведущий : Все расселись по местам,
Никому не тесно,
По секрету скажу вам:
Ребята, вы хотите узнать, что называют «великим изобретением человечества?»
— Разгадайте загадку и вы ответите на этот вопрос:
— В кошелек мы их кладем,
С ними в магазин идем. ( Деньги)
А что же такое деньги? (Ответы детей)
Каждый день мы имеем дело с деньгами, постоянно от них зависим. С детства знаем, что деньги всегда нужны, и что чаще всего их не хватает.
— Как хорошо было бы жить без денег. Пришёл в любой магазин, бери всё, что захочешь и сколько хочешь. Любые игрушки, велосипеды, мороженое, конфеты. И спокойно, не рассчитываясь, идёшь домой.
Но что тогда получается: раз я могу взять в магазине все, что мне хочется, значит, мама может не ходить на работу, а почитать со мной книжки. И папа может уехать со мной на рыбалку, ему ведь тоже не нужно зарабатывать денег. Я пришёл в школу, а там нет учительницы, она ушла в ателье шить платье. Решила сделать выходной. Ведь за платье не надо платить. А пекарь вообще решил совсем никогда не ходить на работу. И когда мы придём в магазин, там не будет ни одной булочки хлеба. Никто его не испёк. И велосипеда мне не досталось, Саша, из соседнего подъезда забрал все велосипеды. Зачем ему столько? Говорит: «Один сломается, буду ездить на другом».
— Хотелось ли вам жить в таком мире? (Нет) Почему?
Выходит нельзя нам без денег. Каждый труд должен оплачиваться, чтобы люди ходили на работу и добросовестно трудились. Чтоб товар в магазине покупали в том количестве, сколько это необходимо.
Всегда ли были деньги такими, какими мы знаем их сейчас? На этот вопрос вы ответите после того, как посмотрите мультфильм.
Ведущий: – Ребята, а сейчас, когда мы с вами узнали, что было в качестве денег у людей, давайте поиграем в игру «Давай обменяемся ». Представьте себя жителями древней Руси, которые пришли на ярмарку.
— Понравилось ли вам на ярмарке древней Руси?
– Кто не смог произвести обмен?
– Кто смог обменяться? Какие сложности возникли при обмене?
– Согласны ли вы с тем утверждением, что обменивать товары действительно было очень сложно?
Мы побывали с вами в прошлом денег. Узнали, что стало причиной появления денег. А теперь давайте перенесемся в наши дни.
— Какие бывают деньги? (монеты, купюры)
— А какой денежной единицей пользуемся мы? (Рубль) Напомните мне, как появилось слово «рубль»?
Прошло много времени, прежде чем появились металлические деньги. Но они отличались от современных. Они имели форму брусков, колец, слитков. На Руси существовала обменная монета – серебряная гривна (брусок).
Если вещь стоила меньше, то от гривны отрубали кружок. Что же получалось?
Ведущий: В каждой стране есть свои деньги. Мы поиграем сейчас в игру « Сопоставление». Необходимо соединить страну с названием денег этой страны.
Про деньги сложено много пословиц. (Показываем слайд). Объясните некоторые пословицы.
Игра «Разменяй монетками»
(Детям раздаем купюры и монетки. Они должны купюры поменять на монетки).
Игра «Установи последовательность»
Представьте, что вы пришли в супермаркет, чтобы купить необходимые продукты для вашей семьи. Расположите по порядку действия, которые надо предпринять, совершая покупку:
выложить продукты из тележки;
проверить сроки годности;
занять очередь в кассу;
Ведущий. Дети, а как вы думаете: всё ли можно купить за деньги? (Ответы детей)
Деньги, деньги, снова деньги-
Слышим мы сегодня вокруг,
Но есть в жизни вещи важнее,
Не забывай об этом, мой друг!
И зачем они только нужны?
Неужели без них невозможно
Общаться, творить и дружить,
Наверное, все же можно.
Ценного в жизни много:
Счастье, здоровье, семья…
Все золото мира бессильно,
Чтобы это купить, друзья.
Чувства людей бесценны,
И жизнь не имеет цены,
Верим мы свято в дружбу,
И истине этой верны!
Как называется плата за работу? ( Зарплата)
Прямой обмен товаров одних на другие? (Бартер)
Часть гривны, которую отрубали? (Рубль)
Особый товар, который можно обменять на любые другие товары и услуги? (Деньги)
Деньги, которые откладывают на будущее? (Сбережения)
Чтобы врач купил пирог,
Заплати скорей… (налог)
Это сумма, что заплатит покупатель,
Это сумма, что устроит продавца,
Как мера для обмена всех товаров,
На рынке называется… (цена)
Мишка коммерсантом стал,
У лисы кредит он взял.
Через год он разорился
И в кого-то превратился… (банкрот)
Угадай, как то зовется,
Что за деньги продается,
Это не чудесный дар просто-
Ведущий : Итак, что вы узнали сегодня нового, интересного?
Технологическая карта по финансовой грамотности «Что такое деньги и откуда они взялись?
Продолжительность занятия – 3 минут.
Внеурочное мероприятие с учениками 2 класса.
Тема: «Что такое деньги и откуда они взялись?»
Проблема: выяснить причины появления денег.
Цель: : рассмотреть выгоды обмена, объяснить неудобства бартера и причины появления денег.
Познакомиться с понятием денег, их функциями и историей
Познакомиться с понятием товара, бартера.
Осознание необходимости получения знаний по финансовой грамотности
Осознание того, что деньги не являются основой счастья
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками
Формирование установки на здоровый образ жизни, мотивации на бережное отношение к материальным и духовным ценностям
Умение осуществлять направленный поиск информации из разных источников
Умение сравнивать, анализировать
Умение объяснять понятия и явления
Осуществлять действия по образцу
Прогнозировать свои действия
Готовность слушать собеседника
Умение формулировать и аргументировать свою точку зрения
Умение работать в группах
Методы: эвристическая беседа с элементами дискуссии, активные, интерактивные методы, методы технологии критического мышления, методы кинезиологии
Форма: Групповая работа.
Оборудование, дидактический материал: компьютер, мультимедиапроектор, карточки с обозначением, что имеется у племени, карточки – в чем нуждается племя, карточки-ребусы, кроссворд.
— Повернитесь лицом к соседу, возьмитесь за руки, улыбнитесь и скажите ему:
— Я желаю тебе успеха;
— Если тебе будет нужна помощь, обратись ко мне.
Сегодня у нас необычное занятие.
— Ребята, вы любите смотреть мультфильмы?
— Сейчас мы посмотрим отрывок из мультфильма «Трое из Простоквашино». Внимательно смотрите и слушайте, о чем говорят герои.
Простоквашино». Внимательно смотрите и слушайте, о чем
— Что нашли герои из Простоквашино?
— Что такое клад? Ответы детей
В данном мультфильме что содержит клад?
— В данном мультфильме, что содержит клад?
2. Постановка темы и целей занятия.
Кто назовет тему и цель нашего урока?
-Что такое деньги? Для чего нужны деньги? (Ответы детей записываются на доске)
— А знаете ли вы как появились деньги?
3. Интерактивная часть. Работа в группах.
Я предлагаю вам совершить путешествие в прошлое. Взялись за руки и закрыли глаза. На счет «один» глаза открываем. Мы с вами оказались в прошлом. Представьте, что вы древние люди из разных племен: мумба, юмба, у-гу-гу, хрум-хрум.
Каждая группа получает набор карточек. Первая карточка обозначает, что имеется у племени, вторая – в чем нуждается племя. Приложение 1
Учитель дает задание: представить свое племя, рассказать о том, чем занимается племя произвести обмен имеющихся у вас предметов на необходимые вам.
4. Изучение нового материала:
У кого получилось поменяться? Так люди стали обменивать что-то свое: вещи, еду и так далее – на то, что им было нужно. Предметы, которыми обменивались люди, называют товаром,( Слайд 3), а обмен товара на товар называется БАРТЕР.( Слайд 4) У кого не получился обмен? Почему? Такие непростые ситуации возникали довольно часто.
Как вы думаете, что придумали люди, чтобы облегчить себе жизнь?
Чтобы упростить обмен, люди стали думать, какой предмет наиболее подходит для этого. Попробовали многое: скот, меха, куски ткани, птичьи перья, зерно, табак, даже сушеную рыбу. Такие удобные для обмена товары и называются деньгами ( Слайд 5). Посмотрите на парты, какие предметы обмена есть у каждого племени. Давайте договоримся, что любой товар можно обменять на меха. Произведите обмен те племена, у которых не получилось обменяться в первый раз. Какой вы можете сделать вывод? (любые товары можно обменять посредством денег (меха).) Во всех случаях деньгами служили товары, которые хорошо обменивались. В таком случае говорят, что эти товары обладают высокой ликвидностью. Наши меха обладают ли ликвидностью?
-А удобны ли были такие деньги?
Просмотр презентации «История денег».
5. Физкультурная минутка:
Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся.
Руки в стороны развел,
Монетки, видно не нашел.
Чтоб монетки нам достать,
Надо на носочки встать.
С кустика достать монетку,
Закопать их в поле редко.
Пришло время возвратиться в класс. Взялись за руки и закрыли глаза. На счет «один» глаза открываем. Мы с вами вернулись в современное время.
Я предлагаю вам проверить, насколько вы были внимательны во время путешествия и отгадать ребусы или решить кроссворд (по желанию группы). Кто быстрее.
-О чем мы говорили с вами на занятии?
-Что нового вы узнали?
-Что вам понравилось на занятии?
Материал для учителя:
Учитель проводит эвристическую интерактивную беседу на тему происхождения денег. Демонстрирует и комментирует презентацию «История денег».
Учителем заранее подготавливаются карточки с заданиями, дети открывают для себя новые знания.
После интерактивной части, учитель проводит физкультминутку.
Учителем создаются кроссворд и ребусы для закрепления нового материала.
Учащиеся вовлекаются в беседу.
Просматривают мультфильм, презентацию «История денег», отвечают на вопросы.
Объединившись в группы представляя свое племя, работают с карточками. Анализируют и делают выводы.
Учащиеся подводят итог занятия, обращая внимание на то, что особенно им понравилось, что они поняли исходя из данной темы. Разгадывают кроссворд или ребусы ( на выбор).
Урок по финансовой грамотности во 2 классе: Что такое деньги и откуда они взялись.
Тема занятия: «Что такое деньги и откуда они взялись». 2 класс
Технологическая карта проекта урока/занятия по финансовой грамотности
«Что такое деньги и откуда они взялись».
Обучающиеся 2 класса
Рассмотреть выгоды обмена, объяснить неудобства бартера и причины появления денег.
Сформированность понятий:
обмен, товар, ликвидность, бартер, деньги
Сформированность предметных умений:
Метапредметные образовательные результаты
познавательные: использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации: проявление познавательной и творческой инициативы; освоение способов решения задач поискового характера
регулятивные: понимание цели своих действий, проявление познавательной и творческой инициативы, адекватное восприятие предложений товарищей, учителей,
коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности, адекватно оценить собственное поведение и поведение окружающих
Личностные образовательные результаты: создать условия для развития умения оценивать результаты своей деятельности.
Понимание, освоение, овладение компетенцией:
Технология сотрудничества (работа в группах), проблемное обучение
А) Технические (при наличии презентации к уроку)
компьютер, экран, мультимедийный проектор
Б) Дидактический материал
раздаточные материалы, карточки, маски индейцев с перьями, товар для обмена: рыба, лук со стрелами, ожерелье из зубов акулы, кубики соли,.коллекция монет, денежный мешочек, смайлики.
Расстановка парт и стульев
Ученики поделенына три группы
План урока
1 этап. Организационно-мотивационный. 1 мин.
-Вы готовы сегодня отправиться в путешествие в далекой прошлое? Тогда не будем терять времени:
Прозвенел уже звонок.
В древность нашу попадем
Создание эмоционального настроя
2 этап. Этап актуализации знаний. 2 мин.
— Давайте подумаем, как люди совершали покупки в то далекое время, когда не было денег? Как люди обходились без них?(высказывания детей). В ходе занятия мы сможем объяснить, мнение какой группы оказалось верным.
Обсуждение в группах, высказывание предположений
Мотивирование обучающихся к учебному действию. Фиксация учебных затруднений
3 этап. Этап открытия новых знаний (30 мин)
— Ребята, посмотрите на эти странные каменные круги с острова Яп, который находится в Тихом океане.
— Как вы думаете, что это такое?
Учащиеся учатся формулировать цель, определяя границы знания и незнания.
-Колечки для ожерелья великанши? /Нет/
— Колёса от первобытного танка? /Нет/
Дают отрицательный ответ
— Кто догадался, что это?
— Да, да, деньги бывают и такими огромными – скорее, это уже деньжищи!
А ещё деньги бывают разными. Но не будем торопиться.
-Предположите, о чём сегодня пойдёт речь?
— А что бы вы хотели узнать о них и чему научиться? На какие вопросы о деньгах хотели бы найти ответ?
Кто догадался, какова тема нашего занятия?
Как они возникли? Откуда они взялись? Как их правильно тратить?
(составление кластера на доске)
«Что такое деньги и откуда они взялись?»
— И тут выясняется, что в одном из племён лучше делали что-то одно, а в другом – другое.
Учащиеся учатся формулироватьпроблему; моделировать наиболее эффективный способ решения ситуаций, проявлять познавательную и творческую инициативы, работать в группе, строить речевое высказывание, узнают новые понятия
Разыгрывание 1 ситуации «Обмен».
—Что вы тогда сделаете?
-Правильно! Вы обменяетесь: ты ему дашь рыбу, а он – тебе лук со стрелами.
Так люди стали обменивать что-то своё: вещи, еду и так далее – на то, что им было нужно.
— Ребята, закончите предложение.
То, что люди предлагают для обмена называется ….ТОВАРОМ
Дети разыгрывают 1 ситуацию.
Знакомятся с понятием «товар»
Разыгрывание 2 ситуации.
— Но тут возникла другая проблема. Предположим, ты снова идёшь по тропинке уже с другой рыбой, а навстречу опять тот же человек из племени «У-ГУ-ГУ» с новеньким луком. Он успел проголодаться и хотел обменять свой лук на твою рыбину. Но лук у тебя уже есть, ты же получил его в прошлый раз. Зато тебе нужно новое ожерелье из зубов акулы, которое делает девочка из племени «Хрум-хрум».
-Что же остаётся делать голодному бедняге с луком?
(Бежать к этой девочке и предлагать поменять лук на ожерелье, чтобы потом поменять его у тебя на рыбу.)
— А вдруг ей не нужен лук, а нужно что-то другое? Так можно и с голоду умереть…
— Такие непростые ситуации возникали довольно часто.
И тогда люди додумались, использовать при обмене товары, которые нужны всем, долго хранятся и не портятся (рыба годится?) и при этом являются достаточно ценными. Такие удобные для обмена товары и называются деньгами.
Дети разыгрывают 2 ситуацию.
Знакомятся с понятием «деньги»
— Как вы думаете, у разных народов были одинаковые деньги?
У каждого народа были свои деньги. В Эфиопии (Это такая страна в Африке) долгое время в качестве денег использовали небольшие плитки из соли. Соль нужна была каждому, а достать её было трудно – вот и договорились эфиопы считать эти плитки деньгами. Представим, что предыдущая сценка произошла в Эфиопии.
-Что сказал бы эфиоп мальчику с луком? (что лук тебе не нужен, а свою рыбу ты готов отдать за 2 плитки соли). Если бы его это устроило, он бы отдал бы тебе 2 «соляные» денежки и получил свою рыбу. А ты бы пошёл покупать на них ожерелье у девочки. Может быть, их бы и хватило, а может тебе пришлось бы добавить ещё несколько плиток соли.
Дети разыгрывают 3 ситуацию.
Задачка из блокнота.
— Посмотрите на картинку (уч.с.15) и скажите:
Сколько «соляных» денег (плиток соли) тебе придётся добавить, чтобы купить ожерелье у девочки? Сколько рыб пришлось бы для этого поймать?
Учатся выбирать способ решения задачи, объяснять свой выбор, работать в группе, сотрудничать друг с другом
Работа с учебником по группам: Найдите информацию в учебнике.
1 группа: Приведите пример необычных денег на островах Санта – Крус (деньгами служили длинные красные перья)
2 группа: Что служило в Индии тысячу лет назад деньгами (красивые ракушки). И что еще где-то могло служить в качестве денег?
3 группа: Как пользовались каменными деньгами с острова Яп?
1 группа: деньгами служили длинные красные перья.
2 группа. красивые ракушки. Шкурки ценных зверей, где-то железные гвозди и топоры, а где-то – даже – шерсть слона!
3 группа: Забирать эти огромные каменные круги с собой было невозможно, поэтому при покупке товара на них просто писали имя нового владельца.
Учатся находить нужную информацию в учебнике
Знакомство с понятием «ликвидность»
Знакомятся с понятием «ликвидность»
Узнают новое понятие
Игра «Давай обменяемся»
-Ребята, а вы знаете, как это называется обмен друг с другом различными предметами? Это – бартер. Как вы думаете, чем обменивались между собой земледельцы и скотоводы? А кузнецы и сапожники?
Чтобы узнать об этом, поиграем в игру «Давай обменяемся».
– Ребята, сейчас мы представим себя жителями древней Руси. В каждой группе будут купцы, ремесленники, охотники, крестьяне. У каждого из вас есть карточки с изображением разных предметов и задание, что вам необходимо привезти домой с ярмарки. Попробуйте сейчас обменять собственный товар на необходимый.
(Затем задание можно усложнить: детям выдаются карточки с названием товара, чтобы они смогли обменять свой предмет на нужную вещь только через двойной обмен).
Время на выполнение задания – 3 минуты.
– Понравилось ли вам на ярмарке древней Руси?
– Кто не смог произвести обмен?
– Какие сложности возникли при обмене?
– Согласны ли вы с тем утверждением, что обменивать товары действительно было очень сложно?
– Как вы думает, что придумали люди, чтобы облегчить себе жизнь?
Удобны ли были такие деньги?
Знакомятся с понятием «бартер». Разыгрывают ситуации
Узнают новое понятие. Приходят к новым выводам. Получают представления о роли обмена. Умеют объяснять выгоды обмена, его неудобства и причины появление денег. Учатся взаимодействовать друг с другом в группе.
— Для чего нужны деньги? (для обмена, покупки и продажи товара)
— Что же такое деньги? (Деньги – это универсальное средство обмена)
Обобщают полученные сведения
Знакомство с понятием «Монеты»
— Как появились первые деньги, мы с вами разобрались. А что же было дальше?
-Что ты можешь услышать от индейца?
— А теперь обратная ситуация: на следующий год приплывёт к тебе тот самый индеец со своими деньгами, которыми у его народа являются меховые шкурки. Он видит у тебя хороший топор и предлагает купить его за 2 свои денежки, то есть за 2 шкурки.
-Что может услышать индеец?
«А зачем они мне? У нас всегда здесь тепло, и мех нам не нужен» И индеец тоже уплывёт ни с чем.
Для того, чтобы такого больше не случалось, люди стали искать ТОВАР, который ценился бы повсюду.
-Как вы думаете, они нашли такой товар?
-Лучше всего для этого подошли драгоценные металлы.
-Вы догадались какие? Золото и серебро.
-Почему именно они оказались очень удобным материалом для денег?(Высказывания детей)
— Когда и где появились первые круглые монеты? Найдите ответ в учебнике.
Покупать и продавать товары с помощью монет стало удобнее, поэтому они распространились по всему миру и используются до сих пор.
Показ коллекции монет
До наших времён дошло много старинных монет из разных стран. Вот так выглядит серебряная монета – денарий времён Цезаря.
Человечество менялось, монеты вместе с ними. Товаров становилось всё больше, и нужно было всё больше денег. А золота и серебра не так уж много. К тому же монеты из этих металлов дорогие, и покупать на них что-то дешёвое, неудобно. Поэтому очень скоро люди стали делать монеты из более дешёвых металлов и сплавов: меди, бронзы, чугуна и т.д. На одной из древних китайских чугунных монет дырка в центре была сделана специально.
Дети знакомятся с понятиями: первые монеты, драгоценные металлы (золото, серебро), грош.
Группы высказывают свои предположения.
Они оказались удобным материалом, так как красивые и прочные, и не ржавеют, и не портятся, встречаются редко. Из них можно сделать украшения, короны, кольца и другие дорогие украшения, изделия.
Поиск информации в учебнике:
Очень давно –2 с лишним тысяч лет назад – в Лидии (была такая страна на территории Турции). А само слово «монета» придумали жители Древнего Рима. Там был правитель Юлий Цезарь, от имени которого произошло известное слово – царь.
Несколько таких монет нанизывают на верёвку
Узнают новое понятие. Учатся понимать и правильно их использовать
— А вы знаете, какая монета на Руси считалась самой мелкой малоценной монетой?
Это грош – монета две копейки.
Работа в группах: Объясните, что означает: «У него нет ни гроша за душой», «Ломанного гроша не стоит».
-Раньше об очень бедном человеке говорили, что у него нет ни гроша за душой. А про то, что никуда не годится или совсем не имеет ценности говорили: ломанного гроша не стоит.
Знакомство с понятием «грош». Работа в группах. Высказывания детей
Учатся работать в группе, осознанно и произвольно строить высказывания
-С тех пор каких только монет не выпускали. Найдите информацию в учебнике:
1 группа о разновидностях монет. (большие, маленькие, квадратные, треугольные. Была монета – трансформер, монета-головоломка, монета-волчок, говорящая монета)
2 группа о Золотой монете Палау. (Это одна из самых маленьких в мире золотых монет, она выпущена в небольшой стране Палау. Она имеет форму редко встречающегося цветка клевера с четырьмя лепестками, и говорят, приносят удачу. Жители Палау верят, что если её носить с собой, то в жизни обязательно повезёт)
3 группа о гигантской австралийской золотой монете «Кенгуру» (Это самая большая и дорогая в мире! Этот великан весит больше тысячи килограммов и стоит несколько миллионов долларов!)
4 этап. Этап подведения итогов (5 мин)
— Предлагаю вам заглянуть в копилку интересных фактов через игру «Верю, не верю».
1. Верите ли вы, что товар – это то, что люди предлагали для обмена? (Да)
2. Верите ли вы, что существовали «съедобные «деньги»? (Да. Съедобными деньгами считалось зерно, треска, растительное масло, какао, сахар, плиточный чай, рисовые зерна, грецкие орехи, сушеная кожура бананов).
3. Верите ли вы, что жители островов Санта-Крус применяли деньги в виде перьев? (Да. Они представляли собой тонкие красные перья длиной до 10 сантиметров).
4. Верите ли вы, что на Руси в качестве денег использовали бронзовые колокольчики? (Нет. На Руси в качестве денег использовали шкурки белок, лис, куниц.)
5. Верите ли вы, что в бескрайнем Тихом океане среди тысяч островов Океании есть «Остров каменных денег»? (Да. Это остров Яп, известный всему миру как «Остров каменных денег».)
6.Верите ли вы, что деньги – это товар с самой высокой ликвидностью? (Да)
Каждая команда пишет ответ на листке. Проверка. Подведение итогов.
Учащиеся проявляют умения структурироватьзнания, оценивать конечный результат работы на уроке
5. Оценочно-рефлексивный этап (2 мин)
«Денежный мешочек»
-Ребята, положите в «денежный мешочек» смайлики, соответствующие вашему настроению в конце нашего урока.
Обучающиеся выражают свое настроение с помощью смайликов.
Учатся анализировать свое психоэмоциональное состояние, взаимодействие с учителем и одноклассниками
Список использованных нормативных документов и источников информации:
ПРИЛОЖЕНИЯ:
Приложение 1.Видеомультфильм «Как появились деньги».