Что такое всемирная или всеобщая история
Всемирная история
Иногда под всемирной историей понимается рассмотрение истории отдельных стран или совокупности историй своеобразных и относительно замкнутых цивилизаций. Прусский историограф Леопольд фон Ранке по этому поводу замечал: «Более или менее полное собрание истории отдельных народов ещё не составило бы никакой всемирной истории, ибо оно потеряло бы из виду взаимосвязь вещей. Но задача всемирной истории как науки как раз и заключается в том, чтобы познать эту взаимосвязь, показать ход развития великих событий, которые связывают все народы и управляют ими. То, что такая общность имеется, является очевидным».
Историческое развитие человечества реализуется двумя способами: путём постепенного прироста открытий и находок, а также путём качественных скачков или революций, составляющих эпохи в материальной и духовной эволюции.
Сельскохозяйственная (неолитическая) революция привела к развитию цивилизаций, оседлых сообществ, то есть перешедших от кочевого образа жизни (скотоводство и собирательство) к земледелию. В этих древних цивилизациях была изобретена письменность, позволившая передавать знания из поколения в поколение на материальных носителях. Это стимулировало развитие многообразных ремёсел, разделение труда и расслоение общества на классы.
Разрозненные поселения, сконцентрированные вокруг жизнеобеспечивающих источников ресурсов — плодородных естественно орошаемых земель, воды (рек и озёр), обильных выпасов для скота — позже интегрировались в более крупные образования. Этому также способствовало совершенствование транспортных средств. Эти естественные процессы развития древних сообществ, сопровождавшиеся соперничеством и конфликтами между соседними сообществами, развиваясь на протяжении тысячелетий, привели к образованию государств и, затем, сверхдержав (империй).
Падение Римской империи в Европе в конце античной эпохи ознаменовало начало Средневековья.
В середине XV века изобретение Иоганном Гутенбергом современного книгопечатания — оттисков на бумаге покрытого краской и вырезанного на деревянных досках зеркального шрифта, совершило переворот в коммуникациях, помогая завершиться Средневековью и возвестив о Новом времени, Возрождении и научно-технической революции.
К XVIII столетию накопление знаний и технологий, особенно в Европе, достигло критической массы, которая вдохнула жизнь в Промышленную революцию. Более четверти тысячелетия наука, знания, технологии, торговля и сопутствующие им войны ускорялись в геометрической прогрессии, создавая как благоприятные условия, так и угрозы, с которыми ныне сталкивается человеческое сообщество, населяющее планету.
Что такое всемирная или всеобщая история
О понятиях всеобщая – всемирная – глобальная история: источниковедческий аспект
В XX в. процесс глобализации выявил недостаточность европоцентричной «всеобщей истории» и стимулировал поиск методов выхода за ее пределы и реализации проектов «всемирной истории» / «глобальной истории».
Цель работы – эксплицировать теоретические ограничения реализации проекта «всемирной»/«глобальной» истории и предложить методологию компаративного источниковедения как подход к ее конструированию.
Материал и методы. В работе дан анализ понятий «всеобщая история», «всемирная история», «глобальная история» в современной исторической науке; в контексте теории исторического процесса проанализированы границы понятия «всеобщая история». Методологическую основу исследования составляет феноменологическая концепция источниковедения.
Результаты и их обсуждение. Обоснованы границы «всеобщей истории», территориально охватывающей «духовную Европу» (термин Э. Гуссерля), хронологически – период от рубежа VII-VI вв. до н.э. до середины XX в. Соответственно поставлен под сомнение проект «экстенсивного» расширения «всеобщей истории» до «всемирной»/«глобальной» истории за счет преодоления европоцентризма. Продемонстрированы возможности построения «глобальной истории» на основе компаративного источниковедения – метода сравнительно-исторического исследования, базирующегося на осмыслении основной классификационная единица источниковедения – вида исторических источников как репрезентации форм социальной деятельности, совокупность которых составляет историю общества. В основе метода – неоклассической феноменологической концепции источниковедения, концептуально восходящей к русской версии неокантианства, акцентировавшего внимание на эмпирическом объекте исторического познания – историческом источнике. Развитие представлений об объекте от исторического источника к системе видов исторических источников и к универсальному понятию «эмпирическая реальность исторического мира» (О.М. Медушевская) позволило предложить метод конструирования «глобальной истории».
Заключение. Построение «всемирной»/«глобальной» истории возможно в неклассической и постнеклассической моделях науки – как нарратив, подчиненный воле историка, в неоклассической модели науки – как компаративное исследование, опирающееся на экспликацию структуры глобального эмпирического объекта – эмпирической реальности исторического мира.