Что такое вшк в школе
Управление современной школой. Работа с документами. Часть 3
ВШК — современный подход
(по материалам школьных сайтов и отдельных авторов)
Скажи, и я забуду,
Покажи мне, и я запомню,
Дай действовать самому, и я научусь.
В настоящее время в образовании происходят значительные изменения (переход на ФГОС, обновление программ и учебников, оснащение образовательного процесса современным учебным оборудованием и учебными пособиями, компьютерной и мультимедийной техникой, внедрение цифровых образовательных ресурсов, обновление и разработка новых методических средств и приемов обучения и воспитания, широкое использование Интернет-ресурсов и IT-технологий и многое, многое другое), что, естественно, не может не отражаться на структуре и технологиях внутреннего школьного контроля (далее — ВШК).
Школьные администраторы–практики, авторы работ, посвященных новым видам контрольных действий, реализующих содержание ВШК в современной школе, отмечают следующие характерные тенденции.
1.Меняется представление о ВШК. Современный ВШК рассматривается:
2. Стремление дополнить перечень традиционных форм, методов и структур ВШК новыми, позволяющими охватить возникающие функциональные области жизнедеятельности школы, в т.ч. переход на ФГОС, электронные классные журналы и электронные дневники, электронный документооборот и др.
3. ИК — технологи для школьного администратора становятся универсальным инструментом ВШК, позволяющим быстро проводить мониторинг, проверку знаний, умений и навыков школьников в формате тестирования, обработку и анализ их результатов, собранных данных, данных учебно-воспитательного процесса и т.д.
4.Изменение содержания и структур ВШК в связи с переходом на ФГОС.
5.Создание системы эффективного контроля.
Разработка стандартов контроля
Стандарт (англ. standard — образец, норма) — рассматривается как эталон, шаблон, образец, модель, который берется как основа для сличения с ним других объектов или свойств. Наличие стандартов ВШК значительно облегчает аналитическую деятельность администраторов школы, минимизирует субъективизм в оценке деятельности проверяемых.
Стандарты ВШК:
1.для контроля за образовательной подсистемой:
2.для контроля за использованием сети Интернет:
3.для контроля за работой с кадрами:
4.для контроля за работой с контингентом обучающихся:
5.для контроля за внешними связями школы:
6.для контроля за материально-технической деятельностью, ремонтом школьного оборудования:
7.для контроля за отношениями с организациями, осуществляющими внешний контроль за работой школы:
Разработка стандартов контроля осуществляется на основе действующих законодательных и нормативных документов, образовательных стандартов, локальных актов всех уровней.
Некоторые новые контрольные действия
Читатели могут сказать, что же здесь нового? Действительно, в большинстве своем ничего для тех, кто это осуществлял. К сожалению, не всегда это приходится встречать на практике. Если же вы хотите иметь современный эффективный контроль, то перечисленные истины должны стать повседневной нормой.
Некоторые новые организационные формы и структуры контрольной деятельности (в связи с развитием форм общественного управления образованием):
ИК — технологии в ВШК
Владение ИКТ — компетенциями – непременное требование квалификационных характеристик школьного администратора (перечень их был изложен на одной из «Страничек директора»).
Использование в ВШК возможностей ИКТ позволяет автоматизировать процесс обработки результатов рубежных, тематических, итоговых проверочных работ, отслеживать их динамику, представлять результаты в виде диаграмм для целенаправленного достижения образовательного стандарта.
Школьные администраторы, имеющие опыт использования ИКТ в ВШК, советуют:
1. Единая информатизационная среда школы должна быть построена с учетом следующий требований:
2. Для проведения мониторинга обученности школьников, отслеживания роста профессионального мастерства учителей, сокращения сроков подготовки отчетности и др. целесообразно создать:
Данные перечисленных банков также могут быть использованы для составления характеристик класса, изучения причин полученных результатов, выявления тенденций сложившейся ситуации, составления соответствующих прогнозов и др.
В связи с переходом на электронные классные журналы, дневники, электронный документооборот необходимо внести изменения в соответствующие локальные акты школы: Положение о ВШК, Положение о промежуточной и итоговой аттестации обучающихся, инструкции о ведении классных журналов и дневников обучающихся, должностные инструкции учителя, заместителя директора, других участников образовательного процесса и т.д.
Изменения в ВШК в связи с введением ФГОС
При этом надо четко представлять, что основными объектами ВШК в условиях реализации ФГОС являются:
Необходимо также внести соответствующие изменения в локальные акты школы, такие как: Положение о ВШК, Положение о промежуточной аттестации обучающихся, о Портфолио обучающихся, должностные инструкции учителя, заместителя директора, других участников образовательного процесса и т.д.
Построение эффективного ВШК
Для того, чтобы ВШК стал эффективным, специалисты рекомендуют:
1. определять приоритеты ВШК на конкретный период;
2. осуществляющему ВШК руководителю следует чётко знать содержание каждого направления (раздела) ВШК, требования соответствующих нормативных документов. Без этих знаний невозможно глубоко изучить и проанализировать информацию, внести коррективы в дальнейшую работу педагогов и школы в целом;
3.знать и уметь реализовывать в практической деятельности разнообразные виды, формы и методы ВШК, в совершенстве владеть современными технологиями и приемами инспекторского контроля, основами психологии личности и конфликтологии;
4.любая форма контроля должна осуществляться в строгой последовательности: обоснование проверки, формулирование цели, разработка плана-задания, сбор информации, организация проверки, анализ результатов проверки, подготовка итогового документа, обсуждение итогов, принятие решения;
5.контроль может быть эффективным только тогда, когда собранная информация будет служить основой для педагогического анализа, а через анализ — и для коррекции и регулирования;
6.результаты ВШК обязательно должны оформляться в виде аналитической справки, содержащей констатацию фактов, анализ причин достижений и упущений, выводы и предложения, доводиться до проверяемого;
7.обязательным условием является также организация контроля исполнения (доверяй, но проверяй).
Полезные Интернет-ресурсы
На одной из предшествующих «Страничек директора» были перечислены некоторые Интернет – ресурсы для руководителя школы, которые могут быть дополнены перечнем, полезным при осуществлении ВШК:
— управление учебными материалами;
— управление учебными планами;
— тестирование и оценка;
— отчетность по успеваемости обучающихся;
— работа в Интернете.
Важным преимуществом Class Server является возможность быстро получать отчеты по успеваемости, оперативно принимать решения.
«Школьный офис» объединяет в единую систему АИС «Контингент», АИС «Кадры», АРМ «Тарификация», АРМ «Внешняя отчетность», АИС «Школьный журнал», АИС «Общие сведения», АРМ «Администратор системы». Кроме того, создан Конвертор «Школьный Офис — Всеобуч»: программа для перенесения информации о контингенте из «Школьного Офиса» в АРМ «Всеобуч».
Известные истины (базовый уровень)
ВШК является частью управленческого труда, представляющего достоверную информацию о результатах образовательной, финансово-хозяйственной, организационной и др. видов деятельности школы.
Локальные акты ВШК:
Планирование ВШК:
План ВШК составляется на основе годового анализа деятельности педколлектива школы. В плане ВШК должны быть определены:
Алгоритм планирования ВШК:
Традиционные направления ВШК:
1. Контроль за качеством преподавания :
2. Контроль за качеством обучения :
3. Контроль за ведением школьной документации :
Алгоритм контроля:
Формы подведения итогов контроля:
Где рассматриваются итоги контроля:
Виды и формы контроля:
При подготовке использованы материалы интернет-сайтов минобрнауки, образовательных и других учреждений.
«Система внутришкольного контроля» (из опыта работы)
«Система внутришкольного контроля» (из опыта работы)
Одна из важнейших управленческих функций, связанных с функциями анализа и целеполагания: данные без анализа мертвы, а при отсутствии цели нечего контролировать
(Ю.А.Конаржевский. «Внутришкольный менеджмент»)
совершенствование учебно-воспитательного процесса;
отслеживание динамики в результатах обучения учащихся, реализации их образовательного потенциала, учитывая индивидуальные особенности, интересы, образовательные возможности, состояние здоровья каждого ученика.
— диагностировать состояние учебно-воспитательного процесса;
— осуществлять систематический контроль за качеством преподавания учебных предметов, соблюдением требований ФГОС;
— обеспечивать единство урочной и внеурочной деятельности;
— оказывать помощь учителям в совершенствование ими педагогического мастерства;
— повышать ответственность педагогов при внедрении продуктивных технологий.
Основные направления контроля
— организация образовательного процесса
— организация условий обучения, сохранения здоровья
-качество организации методической работы
— качество образовательных результатов
— состояние воспитательной работы
положение о внутришкольном контроле;
положение о внутренней системе оценки качества образования;
положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации;
положение о режиме учебных занятий;
положение об обучении на дому ;
положение об интегрированном обучении учащихся с ОВЗ;
положение о постановке на ВШУ;
положение о профилактике пропусков уроков;
положение о ведении электронных журналов;
положение о порядке и основаниях перевода, отчисления и восстановления обучающихся;
положение об организации безопасности образовательного процесса.
Информация о работающих педагогах (завуч)
Посещаемость уроков (соцпедагог)
Текущее состояние дисциплины(деж педагог)
Безопасность в ОУ (руководитель)
Еженедельная информация ( на контроле)
— питание школьников ( кл рук, завхоз)
— индивидуальная работа с уч-ся «группы риска»(соц педагог, завуч)
-результаты дежурства по школе(педагог-организатор)
— внеклассные и внешкольные мероприятия(педагог-организатор)
— работа с педагогическими кадрами ( курсы,аттестация, мероприятия- методист)
-Работа с родителями (педагоги, кл руковод, администрация)
Ежемесячная информация (совещание при директоре)
— состояние преподавания предметов, подготовка к ГИА
— анализ контрольных работа, ведение документации
— организация внеурочной деятельности
— состояние охраны труда
— работа с молодыми специалистами
-работа школьной столовой
— организация массовых мероприятий
Четвертная информация ( педсовет, совещание при директоре)
— выполнение учебного плана
— выполнение плана воспитательной работы
— состояние учебно-материальной базы
— работа школьной библиотеки
— работа с родителями
Документационное обеспечение внутришкольного контроля
Документационное обеспечение внутришкольного контроля основано на
на рекомендациях А.И Ломова (ж. «Практика административной работы в школе» №4 2011 г.), с учетом внесенных значительных дополнений из опыта документирование ВШК в нашей школе выглядит следующим образом:
Алгоритм документационного обеспечения процедур внутришкольного контроля
Разработка плана и утверждение внтришкольного контроля и руководства на основе анализа образовательной деятельности за учебный год
Издание распорядительного документа ( приказа директора школы).
Разработка плана-задания каждой проверки
4.Организация работы по осуществлению проверки
5.Оформление отчетного документа по итогам проверки (справки, отчеты, анализы, докладные записки)
6.Рассмотрение результатов проверки (собеседование, совещание при директоре, педсовет)
7.Издание распорядительного документа ( приказа директора школы).
8.Организация (отслеживание, корректрировка, методическая помощь, повторные проверки) исполнения приказа.
План внутришкольного контроля нашей школы в этом учебном году представлен следующими разделами:
Контроль над качеством осуществления образовательного процесса и выполнением всеобуча
Контроль состояния преподавания учебных предметов и выполнения обязательного минимума содержания общего образования.
Контроль за состоянием методической работы в школе и повышения квалификации работников
Контроль за состоянием воспитательной работы и дополнительным образованием обучающихся
Контроль за состоянием школьной документацией
Контроль за состоянием работы социально – психологической службы и другие
Каждый из этих разделов имеет свои специфические особенности с точки зрения организации и содержания работы, поэтому обладает некоторой самостоятельностью. Но в то же время все они тесно взаимосвязаны и в своей совокупности составляют единую систему и структуру внутришкольного контроля.
Организация внутришкольного контроля
В практике организации контроля необходимо решить ряд вопросов: исходя из анализа определить объект, тему, вид, цели, задачи контроля; определить участников контроля, провести для них инструктаж, наметить программу контроля, изучить предварительно необходимую документацию, связанную с объектом проверки, распределить рабочее время, оптимально использовать наблюдения за выделенными в плане объектами контроля, спланировать соединение внутришкольного контроля и методической работы; организовать рассмотрение результатов; принять объективные управленческие меры.
В школе контроль организован так, что он опирается не только на информацию на фиксированном уровне об успеваемости и качестве обучения, но и предполагает анализ причин их несоответствия заявленным результатам и поиск резервов повышения эффективности учебного процесса. Чтобы оперативно провести такой анализ в единстве рассматриваются условия, процесс и результат мониторинга.
Объектами, а в последующую очередь субъектами внутришкольного контроля являются все участники образовательного процесса: администрация, руководители школьных методических объединений, классные руководители, учителя-предметники, ученики.
Основные методы осуществления контроля выбраны согласно теории В.П.Симонова и включает в себе:
Наблюдения за деятельностью учителей-предметников и классных руководителей:
а) посещение и анализ учебных занятий;
б) посещение и анализ внеучебных мероприятий;
в) посещение и анализ деятельности кружков, факультативов, спортсекций.
Беседы с учителями-предметниками и классными руководителями по итогам каждой четверти и анализ данных, полученных в результате собеседования.
Беседы с учащимися и анализ полученной информации.
Беседы с родителями и анализ этих бесед.
Социологические методы сбора информации; анкетирование, опрос, интервьюирование, беседа и их анализ.
Проведение письменных контрольных работ и их анализ.
Учителя не любят проверок и проверяющих. Это происходит в том случае, когда проверка не приносит учителю сколько-нибудь ощутимой пользы, а сами проверяющие не готовы ни к проверке, ни к анализу и квалифицированным рекомендациям учителю. С урока начинается школа, с урока начинается учитель, воспитывающий ученика как не просто носителя определенной суммы знаний, но и как гражданина. Чтобы добиться лучших результатов в обучении и воспитании, нужно глубоко знать все сильные и слабые стороны в ведении уроков каждым учителем школы с тем, чтобы активно вмешиваться в процесс обучения и воспитания.
Перед тем, как идти на урок руководитель должен изучить пояснительные записки к программе, познакомиться по классному журналу с материалом, пройденным на предыдущем уроке, и домашним заданием, изучить или просмотреть разработки уроков по данной теме.
После каждого посещения учебного занятия руководителю желательно провести краткое собеседование для ознакомления с самооценкой результатов деятельности проверяемого и уточнения выполнения поурочного и тематического планирования.
Для анализа и коррекции показателей уровня обученности и преподавания необходимо подробное изучение и наблюдение за деятельностью учащихся и учителя на уроках, исследование фактов, влияющих на результативность обучения. При этом анализ и оценка работы учителя должны быть основаны на изучении всей системы уроков (системный анализ). Практически бывает очень трудно провести такой системный анализ, который охватил бы все стороны урока и требования к нему. Поэтому часто применяется частичный (аспектный, тематический) анализ, который выделяет и рассматривает в уроке качества, имеющие наибольшее значение для данных целей. Но все же для обеспечения системного изучения деятельности учителя и учащихся на уроке мы используем различные карты посещения (наблюдения) урока и программы посещения уроков.
После урока, если учитель и руководитель психологически и методически готовы к разбору урока после его окончания, то это наиболее оптимальный вариант. Если имеются сдерживающие факторы (возбужден учитель, руководителю необходимо посоветоваться со специалистами, недостаточно времени), то можно перенести разговор на 2-3 дня. Но обязательно надо дать учителю краткий, оценочный анализ урока.
Проверка может быть ограничена анализом проведенной письменной проверочной работы по тексту, предложенному руководителем учреждения. В этом случае желательно сравнить полученные результаты с результатами текущего контроля, который проводил учитель.
В любом случае завершающим этапом в должностном контроле является подведение итогов, формирование выводов и предложений по совершенствованию работы педагогического работника или определение мер по устранению выявленных нарушений.
Все усилия проверяющего должны быть направлены на то, чтобы учитель показал, на что он способен, каковы его потенциальные возможности, а также на то, чтобы уроки учителя становились лучше, эффективнее, а знания учащихся прочнее и глубже. В этом и заключается эффективность внутришкольного контроля.
В школе все формы контроля осуществляются через следующие виды ВШК:
Тематический контроль направлен на углубленное изучение какого-либо конкретного вопроса в системе деятельности педагогического коллектива, группы учителей или отдельного учителя; на младшей или старшей ступени школьного обучения; в системе нравственного или эстетического воспитания школьников. Следовательно, содержание тематического контроля составляют различные направления педагогического процесса, частные вопросы, но изучаемые глубоко и целенаправленно. Содержание тематического контроля составляют вводимые в школе инновации, результаты внедрения передового педагогического опыта.
В школе применяются следующие различные формы внтришкольного контроля, которые разделяются на две группы :
Современные подходы к организации внутришкольного контроля
Внутришкольный контроль – это «внутреннее» установление соответствия состояния и результатов деятельности школы внешним и внутренним требованиям к качеству деятельности школы. Он является частью управленческого труда, представляющего достоверную информацию о результатах образовательной, финансово-хозяйственной, организационной и др. видов деятельности школы.
1) систематичности и планомерности;
2) демократичности;
3) объективности;
4) непрерывности и цикличности;
5) обоснованности;
7) всесторонности.
Контроль выступает в виде основного поставщика необходимой информации, которую мы анализируем, включаем функцию регулирования, а затем планируем и организуем ВШК. Функции анализа и контроля взаимосвязаны и взаимообратны.
Анализ деятельности школы за учебный год проводим в летний период с целью получения информации по результатам деятельности и выявления рассогласований в целях и результативности работы, т.е. определяем проблемы школы.
Преодоление этих и других проблем возможно при условии направления усилия всех участников образовательного процесса на решение задач:
Решение этих задач возможно через планирование работы школы и организаций, ВШК.
Нами определены объекты и содержания контроля, которые оформляем в виде плана-сетки, где прописаны мероприятия по контролю и циклограммы контроля. Остановимся на этом подробнее. Объектами ВШК являются: учебный процесс, психологическое состояние коллектива, воспитательный процесс, методическая работа, научная и экспериментальная деятельность, обеспеченность необходимыми условиями.
Контролируя организацию учебного процесса мы устанавливаем:
– соответствие выполнения учебных программ, планов образовательным стандартам;
– определяем уровень знаний, компетенций;
– продуктивность работы учителей;
– качество внеурочной учебной деятельности.
При организации контроля за воспитательным процессом изучаем:
– уровень воспитанности;
– качество работы классного руководителя;
– здоровье и физическую подготовку учащихся;
– качество и количество общешкольных мероприятий.
Методическая работа контролируется по направлениям работы с учителями в плане повышения профессионального мастерства, квалификации, изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта программно-методическим обеспечением организацией экспериментальной и исследовательской деятельности учителя и учащихся.
Важным направлением контроля является психологический микроклимат в коллективе, его сплочённость и атмосфера. Качественно организовать образовательный процесс можно только при обеспечении и соблюдении условий охраны труда и ТБ, санитарно-гигиенических норм, материально-технического обеспечения и др.
Таким образом, проанализировав работу, выделив блоки и объекты контроля очень важно решать, каким способом удобнее его осуществлять. А значит важно определить виды и формы контроля.
Мы знаем, что ВШК – по объёму и охвату может быть: фронтальный, комплексный, тематический.
При организации фронтального контроля | При организации комплексного контроля | осуществляя тематический контроль |
мы проверяем состояние всех объектов контроля. | проверяем состояние одного или нескольких объектов. | проверяем состояние одного из элементов объекта. |
По срокам различают: входной, промежуточный, итоговый, отсроченный контроли
в начале учебного года, учебного периода, в начале подготовки к организации какого-либо мероприятия.
по проверке отдельных направлений.
может проводится на промежуточных, рубежных этапах деятельности, ВШК может быть итоговым при подведении итогов учебного года, итогов периода развития школы, когда мы сравниваем достигнутые результаты с намеченными целями.
проводится с целью определения успешности деятельности на перспективу (успешность выпускников)
ВШК – по задачам может быть: предупредительный, диагностический, повторный.
Предупредительный | Диагностический | Повторный |
организуя его, мы выявляем состояния для предотвращения нарушения. | способствует изучению и установлению отклонений в организации деятельности. | проводится для оценки состояния после коррекции объекта |
Есть группа методов, позволяющая определить способы внутришкольного контроля по статусу проверяющих. Это:
Внешняя экспертиза – проверка осуществляется приглашёнными экспертами. | Административный контроль – осуществляют представители администрации | Общественно-профессиональный контроль – проводят комиссии, представленные работниками школы и общественными организациями | Самоконтроль – это право учителя работать на доверии. В школе такому учителю выдаём «Сертификат доверия». |
Проверяющим необходимо помнить, что справедливость контроля достигается путём введения стандартов (норм, требований), предварительного согласованных с коллективом, обоснованных и аргументированных оценочных суждений в процессе контроля, предоставление проверяемому права анализа и оценки результатов труда, уважительным и доброжелательным отношение к личности. Нормативное обеспечение ВШК определяется Положением о внутришкольном контроле.
В приложении к письму Минобразования России от 11.06.98 г. № 33 п.13 сказано: «Внутришкольный контроль учреждения осуществляет руководитель или по его поручению заместители руководителя, руководители структурных подразделений».
В условиях демократизации школьной жизни администрация не только не освобождается от контроля, но является главным государственным инспектором. А это значит, что руководителю и его заместителям предъявляются требования:
– высокая компетентность;
– достаточный уровень научно-теоретической подготовки;
– хорошие знания педагогики, методики, педагогической психологии;
– способности объективно оценивать результаты;
– умение соблюдать педагогический такт.
Ответственность по организации и проведению ВШК лежит на администрации, в связи с чем должны быть чётко прописаны должностные обязанности, которые уточняются и корректируются ежегодно. На начало года приказом директора они закрепляются.
Общественно-профессиональный контроль организуется с привлечением общественности: руководителей методического объединения, кафедр, учителей-предметников, профсоюзного комитета и членов Управляющего совета.
Важным фактором обеспечения образовательного процесса является контроль за безопасными условиями его организации.
План работы школы в этом направлении представлен:
– мероприятиями по предупреждению дорожно-транспортного травматизма.
– противопожарные мероприятия;
– мероприятия по профилактике травматизма и несчастных случаев;
– мероприятия по охране жизни и здоровья, техники безопасности;
– организационно-технические мероприятия по улучшению условий и охраны труда, здоровья работников школы.
Контроль за безопасностью образовательного процесса осуществляется ежедневно в течение года.
Конечно же, самое пристальное внимание мы уделяем вопросам контроля организации учебно-урочной деятельности учителя и учащихся на предмет соответствия соблюдению требований к реализации условий образования и организации урочных занятий требованиям качества образования. В основе организации контроля лежит сбор достоверной информации о состоянии учебного процесса, диагностическая и аналитическая деятельности.
В условиях модернизации образования школа стала открытой для общества, предъявляющего высокие требования к учителю и его деятельности. А потому в школе стали применяться новые формы контроля как фактора стимулирования педагогов. Нами разработано положение о стимулировании, в котором оговорены условия морального и материального стимулирования работников. В выработке критериев стимулирования принимали участие все работники. В положении о стимулировании чётко обозначены критерии результативности деятельности сотрудников, определён механизм подведения итогов.
Моральное стимулирование осуществляется по итогам внутришкольных конкурсов: «Учитель года», «Самый «классный» классный», «Лучший урок года», «Лучшее внеклассное мероприятие года», «Пчёлка года», «Сертификат коллективного доверия» (учитель, работающий на доверии), конкурса планов и конспектов уроков молодых учителей и др.
В связи с переходом на НСОТ появилась возможность материального стимулирования, что способствовало активизации желания учителей принимать участие в профессиональной внеурочной деятельности, т.е. повысить качество работы.
Опыт работы показывает, что эффективность внутришкольного контроля возрастает, если он отражает в еженедельных планах работы школы, когда годовой план контроля корректируется, т.к. в него вносятся оперативные изменения, связанные с деятельностью школы. Каждую неделю на планёрке мы анализируем результаты за неделю, планируем работу на следующую неделю, где обязательно прописываем объекты контроля. План вывешивается в учительской в пятницу.
В планировании ВШК можно использовать текстовой вариант и графический (сетки, циклограммы, графики). Мы в практике работы используем и тот и другой.
Важным моментом в организации ВШК является умение администрации оформить итоги контроля. Традиционными формами можно назвать:
С документами по итогам контроля проверяемого обязательно знакомим.
Современное представление в внутришкольном контроле базируется на мониторинге.