Что такое выборы для старшеклассников

Классный час «Выборы в моей жизни». 10–11-е классы

Цель: сформировать у обучающихся осознанное понимание необходимости участия каждого гражданина в судьбе государства через выборы.

Форма проведения: ролевая игра по принципу игры Что? Где? Когда?

Участники: обучающиеся 10-11 класса и преподаватели школы

Оборудование: мультимедийный проектор, плакаты,

Ход внеклассного занятия.

Вступительное слово учителя.

Добрый день, уважаемые ребята, гости, коллеги. Хочу начать наш классный час словами Джона Адамса, который сказал “Там, где заканчиваются ежегодные выборы, начинается рабство”. Вдумайтесь в эти слова и сделайте правильный выбор. Что нам нужно, чего мы хотим достичь, какой мы желаем видеть нашу страну. Какую роль играет выбор в нашей жизни.

Потому что совсем скоро по всей стране пройдут выборы, в которых примут участие и ваши родители. А через некоторое время в выборах примете участие и вы. И от того насколько вы будете компетентны в этом вопросе, будет зависеть не только наше будущее, но и будущее нашего государства.

Наш классный час построен по принципу игры Что? Где? Когда? Но у нас не будет победителей и побеждённых, а будут знающие и много знающие о выборах.

Нашим знатокам поступило очень много вопросов о выборах. Сегодня они ответят на эти вопросы.

Ведущий. Добрый день уважаемые гости игры Что? Где? Когда? Мы рады приветствовать вас в нашем зале. Представляю команду знатоков и её капитана… Все заняли свои места, начинаем игру.

Ведущий. Итак, первый вопрос. Что такое выборы? Одна минута на рассуждение.( прошла одна минута) Кто отвечает?

Знатоки. (отвечает…) В словаре Ожегова ВЫ?БОРЫ – это избрание путём голосования (депутатов, главы государства, должностных лиц, членов организации). Прямые в. (осуществляемые непосредственно избирателями). Косвенные в. (при посредстве выборщиков). В. народных депутатов России. В. президента. Выборы в России — это действия граждан, избирательных объединений, избирательных комиссий и органов государственной власти по формированию различных органов власти, предусмотренных Конституцией РФ. Граждане России избирают Президента РФ, депутатов Государственной Думы. Они голосуют за депутатов органов государственной власти республик, краев, областей и иных субъектов РФ. Не забывают они выбирать и тех, кто работает в органах местного самоуправления (в городах, районах, поселках и т. д.). В случае необходимости участвуют в референдуме — всенародном голосовании граждан по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения.

Ведущий. А сейчас внимание на экран. Правильный ответ (слайд (см. презентацию) )

Ведущий. Следующий вопрос, который волнует наших будущих избирателей. Что такое демократия и демократические выборы?

Демократия (народовластие) – это форма государственного устройства, политический режим, при котором народ служит источником государственной, политической власти.

Демократия может быть представительной и прямой.

Демократические выборы имеют следующие критерии:

• конкурентные (или альтернативные, Т.е. все кандидаты имеют возможность вести агитацию, встречаться с избирателями);

• периодические (установлен период деятельности представительных органов, порядок переизбрания);

• представительные (в выборах должно участвовать большее число избирателей);

• окончательные (их результаты не пересматриваются).

Учитель (обращается к ведущей)

Имеет право проголосовать дома, позвонив в избирательную комиссию

Знатоки. В этих выборах участвовать не будем, потому что нам нет 18 лет. А в выборах президента будет участвовать Азнив.

4.Почему нужно участвовать в выборах?

Знатоки. Мы считаем, что в выборах участвовать нужно, потому что голосуя мы выбираем не только кандидата, а будущее для себя и своей страны.

Ведущий. 3-й вопрос задают вам ученики 9 класса.

Кто имеет право участвовать в выборах?

Знатоки. (Досрочный ответ) Все граждане России, достигшие 18 лет, обладают правом избирать своих представителей власти.

Право быть избранным депутатом Государственной Думы наступает лишь в 21 год. А Президентом страны можно стать, лишь достигнув 35 лет, и при этом необходимо проживать в России не менее 10 лет. Избиратель участвует в выборах на основе принципов: всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании.

Ведущий.4-й вопрос. Каковы этапы избирательной кампании?

Этот вопрос задают вам ученики 10 класса. Время пошло.

Знатоки. (На этот вопрос отвечает…)

Образование избирательных округов и участков

Создание избирательных комиссий

Составление списков избирателей

Подготовка избирательных бюллетеней и

Выдвижение кандидатов осуществляется политическими партиями, блоками партий, избирателями или самовыдвижение.

Обнародование итогов выборов

Ведущий. Сколько депутатов в Госдуме РФ

Знатоки. 450 (225 по одномандатным округам и 225 по федеральному округу)

Ведущий Кому принадлежат эти слова? “Каждый гражданин должен по мере возможности направлять свои стремления к тому, чтобы быть в состоянии властвовать над государством”

Ведущий. Как называется парламент в Российской Федерации?

Знатоки. Федеральное Собрание

Ведущий. Из каких двух палат состоит Российский парламент?

Знатоки. Совет Федерации и Государственная Дума.

Ведущий. До которого часа работают избирательные пункты?

Ведущий. Что должен иметь при себе избиратель?

Ведущий. Можно ли проводить агитацию во время выборов?

Ведущий Можно ли проголосовать за другого человека?

Ведущий. Спасибо, знатоки, вы ответили на все вопросы.

Наши знатоки немного устали, поэтому мы объявляем музыкальную паузу.

Учитель. Ребята, посмотрите, пожалуйста, внимательно сценку и отметьте все нарушения, которые были допущены избирателями и членами избирательной комиссии.

Зрители отвечают на поставленный ранее вопрос

Учитель. Спасибо, ребята, вы хорошо справились с поставленной задачей и назвали почти все нарушения. К счастью, на настоящих избирательных участках такого не бывает.

Ведущий. Итак, знатоки отдохнули и мы продолжаем.

Уважаемые знатоки ответьте на вопрос

Что делает избирательная комиссия после закрытия пункта?

Подсчет голосов избирателей проводится открыто и гласно непосредственно членами участковой избирательной комиссии. Подсчет голосов начинается сразу после окончания голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования, которые должны быть доведены до сведения всех членов участковой избирательной комиссии и лиц, присутствующих при подсчете голосов(например СМИ). Непосредственный подсчет голосов избирателей проводится в помещении для голосования и организуется таким образом, чтобы был обеспечен обзор всем присутствующим.Членам участковой избирательной комиссии (за исключением председателя и его заместителя) запрещается пользоваться письменными принадлежностями при подсчете голосов.

После завершения подсчета избирательные бюллетени упаковываются в отдельные пачки по кандидатам, против всех кандидатов, недействительные, погашенные и подписываются членами избирательной комиссии. Упакованные бюллетени могут быть вскрыты только по решению суда или вышестоящей избирательной комиссии.

Члены избирательной комиссии об итогах голосования составляют протокол в трех экземплярах. Его подписывают все члены избирательной комиссии. Один экземпляр протокола направляется в высшую избирательную комиссию, второй остается в избирательной комиссии, третий вывешивается для всеобщего ознакомления.

Окончательные итоги голосования публикуются соответствующей избирательной комиссией. Например, итоги голосований выборов Президента РФ публикует Центральная избирательная комиссия.

Ведущий. Есть ли законы, которые регулируют процесс выборов?

Знатоки. Да. В Российской Федерации разработаны и приняты законы, призванные регулировать процесс выборов гражданами России в органы власти. В статье 3 Конституции сказано, что “высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы”, а статья 32 утверждает: “Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме”.

Конституционное право подкрепляется Федеральным законом “Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации”. Его статьи защищают права россиян на всех стадиях избирательного процесса: при составлении списков избирателей, выдвижении кандидатов, во время предвыборной агитации и т. д.

Поскольку каждый орган власти имеет свои особенности, по каждому важному избирательному процессу приняты отдельные законы. Так, выборы главы нашего государства регулирует Федеральный закон “О выборах Президента Российской Федерации”, а выборы парламентариев — Федеральный закон “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации”. Есть Федеральный закон “О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации”, и, наконец, референдумы проводятся в соответствии с Федеральным законом “О референдуме Российской Федерации”.

Ведущий. Продолжите цитату Джорджа Джина Натана “плохие государственные деятели избираются хорошими гражданами…О каких гражданах идёт речь

Знатоки. У нас досрочный ответ (Отвечает)Плохие государственные деятели избираются хорошими гражданами … не участвующими в голосовании.

Ведущий. Вот и подошла к концу наша игра, я благодарю знатоков за интересную игру. Предлагаю вашему вниманию стихи Владислава Амелина “Реши, что важно” (Приложение 2)

Разрешите мне закончить наш классный час словами Цицерона

Что такое выборы для старшеклассников. Смотреть фото Что такое выборы для старшеклассников. Смотреть картинку Что такое выборы для старшеклассников. Картинка про Что такое выборы для старшеклассников. Фото Что такое выборы для старшеклассников

Только то общество, в котором народ пользуется верховной властью, есть истинное вместилище свободы.

6.Федеральный закон “Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации”

Источник

деловая игра для старшеклассников

Цели мероприятия: способствовать воспитанию чувства гражданственности и активной жизненной позиции у подрастающего поколения и осознания своей роли в политической сфере жизни общества,

повышение уровня правовой грамотности и политической культуры будущих избирателей, пропаганда избирательного права среди школьников, формирование умения аргументированно высказывать свои взгляды и вести дискуссию, а также навыка командной работы.

Игра проводится между командами учащихся. Команды могут состоять из любого равного количества человек, возглавляет команду капитан. Мероприятие удобнее проводить в актовом зале школы, соответственно оформленном. Для проведения игры должны быть предусмотрены места для команд и болельщиков, а также семь столов (шесть столов – это станции, седьмой стол – для членов жюри). Каждая станция имеет своё название: «Избирательная система», «Избирательные комиссии», «Демократия и выборы», «Избирательное право», «Избирательный процесс», «Символика». Командам необходимо обойти все станции и выполнить задания, соответствующие названию данной станции. За правильный и полный ответ команда получает один балл, за неполный ответ – полбалла, если ответ неправильный – 0 баллов. Каждая команда на каждой из станций «вытягивает» определенное количество карточек с заданием и выполняет их (количество указано в скобках к каждой станции, оставшиеся на каждой станции 2-3 задания – «запасные»). Время на прохождение станций не оговаривается, но команде, прошедшей все станции быстрее другой команды, начисляется дополнительный балл. Баллы команды, полученные на каждой станции, суммируются и вносятся в путевой лист (см. приложение) команды (он выдаётся командам в начале перемещения по станциям и сдаётся в жюри в конце этого перемещения). Жюри по сумме баллов в путевых листах определяет победителя. Удобнее в качестве экзаменаторов на станциях, а также ведущих, членов жюри и помощников, привлекать учащихся старших классов – победителей олимпиад по обществознанию и избирательному праву. Кроме перемещения по станциям, игра предполагает представление команды (название, девиз, возможно – эмблема, все это должно соответствовать содержанию конкурса), конкурс капитанов и конкурс болельщиков. Команда-победительница определяется по совокупным результатам всей игры. Желательно, чтобы вся игра имела музыкальное сопровождение.

Порядок проведения мероприятия:

Подведение итогов и награждение победителей.

Каждому человеку в жизни обязательно пригодится умение убеждать других людей. Особенно важным это умение является для будущих политиков. Представьте, что перед вами ученик с самыми средними способностями и невысокой успеваемостью. Ваша задача: за одну минуту привести как можно больше аргументов, которые могут повлиять на развитие у него мотивации к учению.

Станция «Избирательная система»

1. Понятие «одномандатный округ» характерно для избирательной системы:

3) прямого делегирования

2. Установите соответствие между типами избирательных систем и их признаками: к каждой позиции, указанной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Типы избирательных систем

голосование осуществляется по партийным спискам

победителем считается тот кандидат, который набрал голосов больше соперников

распределение мест между партиями в парламенте осуществляется пропорционально числу подданных за каждую голосов

голосование осуществляется по избирательным округам за одного или нескольких кандидатов.

3. Пропорциональная избирательная система отличается от мажоритарной тем, что

1) выборы являются всеобщими и равными

2) победителем признается кандидат, получивший большинство в своем округе

3) голосование на избирательных участках является тайным

4) избиратель голосует за списки кандидатов от избирательных объединений или партий

4. Что из перечисленного является примером смешанной избирательной системы:

1) Половина состава Государственной думы РФ избирается по мажоритарной системе, другая половина – по пропорциональной.

2) Конгрессмены США избираются по многомандатным избирательным округам, насчитывающим равное количество жителей.

3) В Австралии победившим на выборах считается кандидат, набравший 50% + 1 голос.

5. В государстве Г. существует пропорциональная избирательная система, в которой ведущая роль принадлежит политическим партиям. Укажите признак, являющийся отличием данной системы:

1) создаётся единый общенациональный избирательный округ;

2) предусмотрен второй тур голосования;

3) в средствах массовой информации представляются программы кандидатов;

4) победу в округе одерживает кандидат, получивший большинство голосов на выборах.

6. Верны ли следующие суждения о мажоритарной избирательной системе?

А. Для мажоритарной избирательной системы характерно выдвижение кандидатов по партийным спискам.

Б. Для мажоритарной избирательной системы характерно голосование избирателей в одномандатных округах.

3) верны оба суждения;

4) оба суждения неверны.

Станция «Избирательные комиссии»

7. Расшифруйте: ЦИК, ИКСФ, ТИК, ОИК, УИК.

8. Соотнесите правильно: в какие избирательные комиссии представляют документы кандидаты?

а) на должность Президента РФ

б) на должность губернатора субъекта федерации

в) на должность главы муниципального образования

9. За сколько дней до голосования составляются списки избирателей избирательной комиссией, организующей выборы:

10. Может ли член УИК выдать избирателю второй бюллетень?

3) да, может, взамен испорченного.

11. Как погашаются неиспользованные бюллетени?

перечеркиваются фломастером крест-накрест;

надрезаются треугольником в верхней части бюллетеня;

отрезается левый нижний угол, не допуская никаких повреждений квадратов справа.

12. Могут ли представители средств массовой информации присутствовать при подсчете голосов:

3) могут присутствовать только по специальному разрешению

Станция «Демократия и выборы»

13. Какая из приведённых ситуаций характеризует демократическую процедуру выборов?

Военнослужащий перед посещением избирательного участка обязан поставить в известность о своём выборе вышестоящее начальство.

Граждане, осуждённые по приговору суда, не участвуют в голосовании.

Гражданин в случае отъезда в командировку лишается возможности принять участие в выборах.

Голоса граждан разных социальных групп не равны между собой.

14. Кто является источником власти в демократической стране

2) передовой общественный класс

3) представители крупного бизнеса

4) интеллектуальная элита общества

15. Органы местного самоуправления:

1) не входят в систему органов государственной власти

2) входят в систему органов государственной власти

3) это зависит от устава субъекта Федерации.

16. Как осуществляется местное самоуправление в городских, сельских поселениях и на других территориях:

1) с учетом исторических и местных традиций

2) по директивам вышестоящих органов власти

3) согласно уставу субъекта Федерации.

17. Избирательную систему демократического типа отличает:

1) выдвижение кандидатов от одной партии;

2) равенство голосов граждан;

3) открытая подача голосов избирателей;

4) имущественный ценз для избирателей.

18. Гражданин С. участвует во всех избирательных компаниях, встречается с депутатами, ходит на митинги, голосует на выборах. Он считает, что своей активной позицией сможет повлиять на власть. Тип какой политической культуры проявляется в поведении гражданина С.?

19. Носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является:

3) Федеральное собрание

20. Верны ли следующие суждения о политической партии?

А. В политическую партию обязательно входят представители одной социальной группы, класса.

Б. Политическая партия объединяет приверженцев близких идейных позиций.

3) Верны оба суждения

4) Оба суждения неверны.

Станция «Избирательное право»

21. Что такое пассивное избирательное право?

1) право быть избранным;

3) право участвовать в выборах.

22. Принцип прямого избирательного права означает, что:

1) избиратели выбирают выборщиков, которые, в свою очередь, избирают представителей или каких-либо иных лиц;

2) никто не вправе воздействовать на гражданина, чтобы принудить его к участию или неучастию в выборах;

3) избиратели голосуют за или против кандидатов (списка кандидатов) непосредственно.

23. Каким из перечисленных ниже прав гражданин РФ может воспользоваться только по достижении полной дееспособности?

1) на презумпцию невиновности

2) на участие в общественной организации

3) на свободу слова

4) на участие в выборах Президента

24. Верны ли следующие суждения о правах граждан?

А. В референдуме имеет право участвовать гражданин РФ, достигший 18-летнего возраста.

Б. Гражданин, признанный судом недееспособным, не может принимать участия в выборах.

3) верны оба суждения

4) оба суждения не верны

25. Кто не имеет права избирать и быть избранным?

26. Во сколько лет гражданин получает право быть избранным в Государственную Думу?

27. Как называются палаты Федерального Собрания РФ:

3) Совет национальностей

4) Государственная Дума

5) Палата представителей

28. Во сколько лет гражданин получает право быть избранным главой муниципального образования?

29. В следующем перечне оснований, по которым граждане могут быть лишены избирательного права, отметьте те, которые соответствуют Конституции РФ:

1) не обладающие политической культурой;

2) входящие в оппозиционные объединения;

3) признанные судом недееспособными;

4) имеющие недемократические взгляды;

5) содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

30. Соотнесите характеристики избирательного права в РФ и соответствующие определения:

а) избиратели голосуют на выборах «за» или «против» кандидатов непосредственно

б) никто из голосующих не получает каких-либо преимуществ, каждый имеет и отдаёт только один голос

в) избирать имеют право все, кроме категорий граждан, специально оговоренных в законе

4) с тайным голосованием

г) какой-либо контроль за волеизъявлением исключается

31. Основанием для ограничения права гражданина быть избранным на пост Президента РФ является:

2) размер годового дохода;

Станция «Избирательный процесс»

32. Верны ли следующие суждения о выборах?

А. Точная и четкая процедура проведения выборов – решающее условие развития демократии.

Б. При выборах по мажоритарной избирательной системе существует тесная связь между избирателями и депутатами

3) оба суждения верны

4) оба суждения не верны

33. Сколько доверенных лиц вправе назначить кандидат (избирательное объединение, выдвинувшее кандидатов):

1) до 3 2) до 5 3) до 10

34. Чем, с вашей точки зрения, является предвыборная агитация:

1) давлением на сознание политически незрелых масс;

2) помощью избирателям в определении их позиции;

3) политическим шоу для прикрытия давно предопределённых результатов голосования;

4) способом повысить уровень политической и правовой культуры широких масс?

35. Должен ли в помещении для голосования находиться стенд с информационными материалами обо всех зарегистрированных кандидатах:

по решению комиссии.

36. Имеет ли право наблюдатель присутствовать при голосовании избирателей вне помещения для голосования:

2) нет, не имеет такого права

3) имеет право только с разрешения председателя комиссии.

37. Назовите время работы избирательных участков в день голосования:

38. Соедини термин и его определение.

А. Древнерусское название воинского знамени.

Б. Наука, изучающая гербы и их происхождение.

В. Торжественная хвалебная песня.

Г. Изображение щита со знаками, эмблема государства, города, рода; изображается на флагах, монетах, печатях.

Е.Золотой шар с крестом наверху, символ верховной власти.

Ж. Золотой жезл, символ верховной власти.

З. Полотнище на древке или шнуре определенной раскраски.

Примечание. Задания болельщикам даются в начале мероприятия (после конкурса капитанов). Выполненное задание № 1 озвучивается болельщиками после прохождения командами всех станций, а задание № 2 сдается в жюри в письменной форме. Жюри оценивает выполнение задания болельщиками и выставляет баллы в путевой лист соответствующей команды.

Задание. Учащимся предлагается для обсуждения следующая проблема «Голосовать или не голосовать?». Ребята должны определить причины низкого уровня участия избирателей в выборах, подробно обосновать аргументы «за» и «против» и заполнить таблицу.

Мой выбор – голосовать

Источник

Деловая игра «Выборы»

Даннаяразработка рассчитана на обучающихся 9-11 классов

Просмотр содержимого документа
«Деловая игра «Выборы»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 36 имени генерала А.М. Городнянского» города Смоленска

Деловая игра «Выборы»

Шевелькова Ирина Юрьевна

учитель истории и обществознания

Деловая игра «Выборы»

Приложение 1 (документы)

Приложение 2 (фотографии)

Деловая игра является одной из ведущих форм обучения, применяемых сегодня. К ее достоинствам можно отнести наглядность и результативность, предопределяющие интерес обучающихся. Деловая игра является активной формой обучения, нацеленная на повышение степени самостоятельности учащихся в учебном процессе.

Данная методическая разработка представляет собой сценарий деловой игры «Выборы».

Как показывает практика, современные школьники испытывают серьезные затруднения по вопросам избирательного права. Внеклассные мероприятия способствуют расширению правовых знаний. Особый интерес вызывают вопросы избирательного права.

Выборы – одна из главных форм выражения воли народа и его участия в политическом процессе и одновременно способ формирования представительных органов (парламента, местного самоуправления) и замещения некоторых высших государственных должностей (например, президента).

Выйти вперёд и встать во главе других бывает несложно. Но встающий впереди становится лидером, ведущим, а, значит, ответственным не только за себя, но и за тех, кого он поведёт, за дело, которое он берётся организовывать. И возникает вопрос: как найти такого человека, как не ошибиться, выбирая лидера?

В нашем городе функционирует Городской Совет старшеклассников, куда избираются по одному представителю от каждой школы. Таким образом, в школе почти ежегодно проходят выборы. Кроме этого, с помощью данной деловой игры можно выбирать Председателя школьного Совета старшеклассников, «Президента школы» и даже старосту класса, немного упростив условия.

Деловая игра рассчитана на учащихся 9-11-х классов и включает в себя этапы, которые носят подготовительный (создание агитационного материала (буклетов, плаката, видеоролика), разработка предвыборной программы кандидата) и непосредственный характер (обсуждение законопроектов, дебаты).

В ходе деловой игры максимально отображается процедура выборов. Победителя определяет электорат.

Перед проведением деловой игры до сведения учащихся должно быть доведено место проведения, сущность игровой ситуации и контактные данные оргкомитета.

Цели деловой игры «Выборы»:

1) знакомство учащихся с сущностью и основами избирательного права избирательного процесса;

2) развитие правовой культуры и политического сознания учащихся.

— создать условия для освоения учащимися разных социальных ролей: кандидат, избиратель, член избирательной комиссии;

вызвать интерес учащихся к выборам, проходящим в условиях демократического режима;

сформировать мотивацию сознательного участия учащихся в избирательных кампаниях;

воспитывать чувство патриотизма, гражданственности, ответственности за свой выбор.

Оборудование: избирательные урны, кабинки для голосования, столы, таблички с фамилиями и именами кандидатов, табличка «Избирательная комиссия».

Участники: учащиеся 9-11 классов.

Формирование политических партий, выдвижение кандидатов в Городской совет старшеклассников.

Формирование избирательной комиссии, выборы председателя избирательной комиссии.

Подготовка и проведение предвыборной агитации.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *