Что такое вычитание в математике 1 класс правило
Вычитание
Познакомимся с вычитанием.
Рассмотрим числовой ряд и вспомним, в каком порядке идут числа.
Числа идут слева направо, по порядку, как при счёте.
0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
Посмотри на числовой ряд, по которому идёт заяц.
Какое действие выполняет заяц?
Вычитает число 6.
Из какого числа он вычитает число 6?
Из числа 9. Мы поставили зайчика на число 9.
В какую сторону он пойдёт?
Влево, потому что у него на табличке знак минус.
Сколько шагов влево сделает зайчик? 6.
На каком делении он остановится? На числе 3.
Когда вычитаем, становится меньше.
Чем левее, тем числа меньше.
Рассмотрим еще один пример.
Какое действие выполняет заяц?
Вычитает число 3.
Из какого числа он вычитает число 3?
Из числа 7. Мы поставили зайчика на число 7.
В какую сторону он пойдёт?
Влево, потому что у него на табличке знак минус.
Сколько шагов влево сделает зайчик? 3.
На каком делении он остановится? На числе 4.
Когда вычитаем, становится меньше.
Чем левее, тем числа меньше.
Как называются числа при вычитании?
Число, из которого вычитают, становится МЕНЬШЕ, уменьшается, поэтому его называют «уменьшаемое».
Число, которое вычитают, называют «вычитаемое».
Число, которое получается в результате вычитания, называют «разность».
У жонглёра было 9 шариков.
Когда несколько шариков упало, осталось ещё 5 шариков.
Сколько шариков упало?
Каким действием будем находить? Вычитанием.
Как называются числа при вычитании?
Как найти неизвестное вычитаемое
У жонглера было 9 шариков. Когда несколько шариков упало, осталось 5. Упали, значит, убрали.
Решаем вычитанием. Что нужно найти?
Нужно найти вычитаемое.
Чтобы найти неизвестное вычитаемое, нужно из уменьшаемого вычесть разность.
Как найти неизвестное уменьшаемое
Нужно найти уменьшаемое.
Чтобы найти уменьшаемое, нужно к разности прибавить вычитаемое.
5 + 4 = 9
Проверка вычитания
Если к разности прибавить вычитаемое, получится уменьшаемое.
Именно эта связь между разностью, уменьшаемым и вычитаемым используют для проверки вычитания.
Правильно ли произведено вычисление? Можно проверить так:
20 + 15 = 35, мы к разности прибавили вычитаемое и получили уменьшаемое. Значит, вычисление произведено верно и пример решен правильно.
Поделись с друзьями в социальных сетях:
Правила по математике за 1 класс
Цифры – это знаки для обозначения чисел.
Цифр всего 10 (0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9)
Чисел бесконечное множество (например, 5, 18, 198, 1076, …)
Натуральные числа – это числа, которые употребляются
при счёте предметов.
Натуральный ряд чисел – это ряд, построенный от 1 до бесконечности,
т.к. натуральный ряд бесконечен. (1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11,…)
Наименьшим натуральным числом является число 1.
0 не является натуральным числом.
Однозначные числа состоят из одной цифры.
Двузначные числа состоят из двух цифр.
Многозначные числа – это двухзначные, трёхзначные и т.д.
Сложение и вычитание чисел
Сумма – это выражение, записанное с помощью знака «+» ( 1 + 2 )
Слагаемые – это числа, которые складывают. ( 1 + 2 = 3)
Значение суммы – это результат действия сложения. (1 + 2 = 3 )
– (минус) знак действия вычитания (5 – 3 = 2)
Разность – это выражение, записанное с помощью знака «–» ( 5 – 3 )
Уменьшаемое – это число, из которого вычитают ( 5 – 3 = 2)
Вычитаемое – это число, которое вычитают (5 – 3 = 2)
к трём прибавить 2, получится 5
сумма чисел трёх и двух равна пяти
3 увеличить на 2, получится 5
первое слагаемое 3, второе слагаемое 2, значение суммы равно пяти
из пяти вычесть два, получится 3
разность чисел пяти и двух равна трём
5 уменьшить на 2, получится 3
уменьшаемое 5, вычитаемое 3, значение разности равно двум
Сложение и вычитание с 1 и 0
При прибавлении 1 к любому числу получаем последующее число.
При вычитании 1 из числа получаем предыдущее число.
Если одно слагаемое равно 0, то значение суммы будет равно
Если вычитаемое равно 0, то значение разности будет равно
Значение разности двух одинаковых чисел равно 0
Все двузначные числа состоят из десятков и единиц.
В записи чисел первая цифра справа обозначает
число единиц (т.е. разряд единиц),
вторая цифра – число десятков (т.е. разряд десятков).
Например, в числе 12 ( 1 десяток и 2 единицы)
Двузначные числа можно разложить на разрядные слагаемые,
т.е. записать в виде суммы 10 и однозначного числа.
Например, 11 = 10 + 1
Вычитая из двузначного числа от 10 до 19 число единиц,
получим 1 десяток (10)
Например, 12 – 2 = 10, 15 – 5 = 10, 10 – 0 = 10
Вычитая из двузначного числа от 10 до 19 число один десяток,
Например, 12 – 2 = 10, 15 – 5 = 10
Из двух чисел больше то число, которое при счёте называют позже.
«РАВНО» обозначают знаком =
«БОЛЬШЕ» обозначают знаком >
«МЕНЬШЕ» обозначают знаком
Острый уголок всегда направлен в сторону меньшего числа!
Двузначное число > однозначного числа!
Из двух двузначных чисел > то,
которое содержит большее количество десятков.
Например, 20 > 12, так как в числе 20 содержится 2 дес.,
а в числе 12 содержится 1 дес.
Из двух двузначных чисел с одинаковым количеством десятков > то,
которое содержит большее число единиц.
Например, 13 > 12, т. к. в числе 13 содержится 3 единицы,
а в числе 12 содержится 2 единицы.
Точка, прямая, кривая, отрезок, луч,
Прямая не имеет ни начала, ни конца.
Через одну точку можно провести множество прямых линий.
Через две точки можно провести одну прямую линию.
Кривые линии бывают замкнутыми и незамкнутыми.
Как через одну, так и через две точки можно
провести много кривых линий.
Отрезком называют часть прямой, которая ограничена двумя точками.
Лучом называют часть прямой, имеющая начало и не имеющая конца.
Ломаная – линия, состоящая из отрезков прямых линий,
которые не лежат на одной прямой.
Ломаные бывают незамкнутыми и замкнутыми.
Треугольником называется замкнутая ломаная,
состоящая из трёх звеньев. В треугольнике 3 стороны (отрезка),
3 вершины (точки), 3 угла.
Четырёхугольником называется замкнутая ломаная,
состоящая из четырёх звеньев. В четырёхугольнике 4 стороны (отрезка),
4 вершины (точки), 4 угла.
В пятиугольнике 5 вершин, 5 сторон, 5 углов.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Методика обучения математике в основной и средней школе в условиях реализации ФГОС ОО
Курс профессиональной переподготовки
Математика: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-437312
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Костромская область разработала программу привлечения педагогических кадров
Время чтения: 2 минуты
Минтруд представил проект программ переобучения безработных на 2022 год
Время чтения: 2 минуты
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В Москве новогодние каникулы в школах могут начаться с 27 декабря
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Урок математики в 1-м классе на тему «Вычитание»
Ход урока
1. Организационный момент
2. Постановка учебной задачи
– Папа Карло отправил Буратино в школу. Он хотел, чтобы Буратино стал умненьким, благоразумненьким. Какие предметы взял Буратино с собой в школу?
– Сосчитайте их вперед и обратно.
– Что интересного происходит с числами?
– На какие группы можно разбить предметы?
– Сколько предметов для школы?
– Какой знак нужно поставить между числами? 5=5
– Что у нас получилось?
Вывод: Что такое равенство? Можем ли мы сказать, что группы равны? Почему?
Какой предмет стоит на седьмом месте?
Какой предмет перед ним, за ним? На каком месте?
Какой предмет справа от пенала?
Какой предмет на втором месте слева от машинки? На третьем месте справа от шарика?
Вывод: Мы повторили взаимное расположение предметов (слева, справа)
–Чтобы попасть в школу Буратино должен выполнить следующее логическое задание.
– Какую фигуру нужно вставить вместо вопросительного знака?
– Но вместо школы Буратино попал в кукольный театр Карабаса-Барабаса.
– Какие фигуры вы видите? Сколько их?
– На какие группы их можно разбить? ( По цвету – красные и синие: 6 и 1; по форме – квадраты и треугольники: 5 и 2; по размеру большие и маленькие: 4 и 3)
– Что интересного вы заметили? Продолжите ряд.
– Карабас- Барабас дал Буратино несколько золотых монет, чтобы выведать у него тайну Золотого ключика. Буратино стал их складывать.
– Назовите первое слагаемое, второе, сумму.
– Где здесь части, где целое?
– Что получится, если поменять местами слагаемые?
Вывод: От перестановки мест слагаемых, значение суммы не меняется.
– Лиса Алиса и Кот Базилио отобрали у Буратино его золотые монеты. Лиса Алиса взяла себе три большие монеты. Что досталось Коту Базилио?
– Как вы думаете, какое математическое действие совершила Лиса Алиса?
Сообщение темы и цели урока
Тема нашего урока: Вычитание.
– Цель урока: Познакомиться с понятием “вычитание”, действием вычитания, компонентами вычитания: уменьшаемое, вычитаемое, разность.
3. “Открытие” нового знания
– Как узнать, что досталось Коту Базилио?
– Давайте вспомним, сколько монет было у Буратино?
– Положите в первый большой мешок 3 большие монеты ( 3 желтых круга) и 2 маленькие монеты ( 2 маленьких желтых круга)
– Что сделала Лиса Алиса?
– Переложите три большие монеты во второй мешок
– Какое действие мы совершили?
– Действие, которое мы с вами выполнили, называется вычитанием.
– Как вы поняли, что значит “вычесть”?
– Какие фигуры остались в первом мешке?
– Оставшиеся фигуры называют разностью. Это результат вычитания.
– Положите разность в третий мешок, в котором мы показываем результат действия.
– Оставшиеся фигуры, т. е. разность можно обозначить по-другому.
– Для этого в первый мешок положим фигуры, которые были в начале.
– Как записать действие вычитания на математическом языке? При помощи какого знака?
– Между первым и вторым мешками поставьте знак “–”
– Запись слева тоже обозначает оставшиеся фигуры, но она более подробная – в ней показано, какие фигуры были вначале и какие взяли. Эта запись называется разностью-выражением.
– Теперь посмотри, как вы поняли. Что обозначает первый мешок? Что обозначает второй мешок? А третий?
– Как вы думаете, где здесь целое, части, где разность-выражение, разность-результат?
– Итак, обе записи разности обозначают одно и тоже – оставшиеся фигуры: 3 круга.
– Сравните их. Какой знак можно поставить между этими записями?
– В записи вычитания каждый мешок имеет свое название. Первый мешок, из которого берут фигуры, называется уменьшаемым, второй мешок – вычитаемым, третий – разностью.
4. Физкультминутка
Уменьшаемое – 3 хлопка, 2 щелчка; вычитаемое – 2 щелчка. Чему равна разность?
Уменьшаемое – 2 раза прыгнуть, 1 раз присесть; вычитаемое – 2 раза прыгнуть. Чему равна разность?
– Что же досталось Коту Базилио?
– Как мы узнали, при помощи какого действия?
– Что значит “вычесть”?
– Что обозначает первый мешочек? (Какие фигуры были вначале.) Как он называется?
– Что обозначает второй мешочек? (Какие фигуры взяли.) Как он называется?
– Что обозначает третий мешочек? (Оставшиеся фигуры.) Как он называется?
5. Первичное закрепление
– Составьте числовое выражение. 5 – 3
– Кто подскажет, как называется это выражение? (Разность, разность-выражение.)
– Как называется число 5, из которого вычитают. (Уменьшаемое)
– А число, которое вычитают? (Вычитаемое)
– То, что получилось в результате вычитания называют … (Разность, разность-результат)
– Результат вычитания еще называют значением разности.
– Найдите значение разности. 5 – 3 = 2
– Как на числовом луче показать вычитание?
– Кто прав, Миша или Маша? Объясни, как рассуждал Миша.
– Запишите равенство, соответствующее каждому рисунку.
(Один ученик у доски выполняет задание комментируя)
6. Физкультминутка
7. Самостоятельная работа с проверкой в классе
Работа по вариантам.
(По одному ученику с каждого варианта, ученики работают с обратной стороны доски)
– Найдите значения выражений.
9 – 2 6 – 4 5 – 2 | 8 – 3 7 – 4 6 – 2 | 7 – 3 5 – 3 6 – 3 | 9 – 6 8 – 7 9 – 3 |
Индивидуальная работа со слабыми учениками.
Дополнительно № 204, № 206.
8. Итог урока
Какое мы сегодня сделали “открытие”?
Что значит “вычесть”?
Кто запомнил, как называются компоненты при вычитании?
Как объяснить сложение и вычитание чисел?
Повторим важные математические действия в математике, такие как сложение и вычитание.
Сложение чисел
Сложение — это математическое действие. Числа, которые складываются, называются слагаемыми. Результат сложения называется суммой.
Чтобы найти сумму двух чисел, можно воспользоваться числовой прямой. Это самый простой способ. Числа располагают вдоль прямой линии, что позволяет легко считать их влево и вправо. На рисунке показано, как сложить числа 1 и 3.
Как объяснить?
На числовой прямой, чтобы найти сумму 1 и 3, встанем на отметку 1 и сделаем три шага вправо, добавляя по единице. В результате
мы окажемся на отметке 4. Это и будет ответ.
Что это значит?
Если мы прибавим 3 к 1, получим 4. Иначе говоря, сумма 1 и 3 равна 4.
Сложение многозначных чисел
Числа, которые состоят из нескольких цифр, складываются поразрядно: сначала единицы, затем десятки, потом сотни и т. д. Сумма каждого разряда записывается под ним.
Если сумма состоит из двух цифр, то старшая цифра переносится в следующий разряд.
Вычитание чисел
Вычитая одно число из другого, мы находим разницу между ними. Результат называется разностью.
Для вычитания также можно использовать числовую прямую.
Для этого делаем от отметки первого числа столько шагов влево, сколько единиц во втором числе. Здесь из 4 вычитаем 3.
Как объяснить?
На числовой прямой, чтобы вычесть 3 из 4, от отметки числа 4 сделаем три шага влево: сначала к 3, потом к 2 и, наконец, к отметке 1.
Что это значит?
Результат вычитания 3 из 4 равен 1. Иными словами, разность 4 и 3 равна 1.
Вычитание многозначных чисел
Числа, которые состоят из нескольких цифр, вычитаются поразрядно: сначала единицы, затем десятки, потом сотни и т. д. При этом иногда приходится заимствовать единицу из следующего (старшего) разряда.
Что такое вычитаемое уменьшаемое и разность: правило
Существуют четыре основных арифметических действия: сложение, вычитание, умножение и деление. Они – основа математики, с их помощью производятся все остальные, более сложные вычисления. Сложение и вычитание – простейшие из них и взаимно противоположны. Но с терминами, используемыми при сложении, мы чаще сталкиваемся в жизни.
Говорим о «сложении усилий» при старании совместно получить нужный результат, о «слагаемых достигнутого успеха» и т.п. Названия же, связанные с вычитанием, остаются в пределах математики, редко появляясь в повседневной речи. Поэтому менее привычны слова вычитаемое, уменьшаемое, разность. Правило нахождения каждого из данных компонентов возможно применить лишь при понимании значения этих названий.
Значение терминов
В отличие от многих научных терминов, имеющих греческое, латинское или арабское происхождение, в данном случае используются слова с русскими корнями. Так что понять их значение несложно, а значит легко и запомнить, что каким термином обозначается.
Термины
Что такое разность чисел в математике
Если присмотреться к самому названию, становится заметно, что оно имеет отношение к словам «разный», «разница». Из этого можно заключить, что имеется в виду установленная разница между количествами.
Это интересно! Как раскрыть модуль действительного числа и что это такое
Данное понятие в математике означает:
Обратите внимание! Если количества равны друг другу, то между ними нет разницы. Значит разность их равняется нулю.
Что такое уменьшаемое и вычитаемое
Как следует из названия, уменьшаемое – это то, что делают меньше. А сделать количество меньшим можно, отняв от него часть. Таким образом, уменьшаемым называется число, от которого отнимают часть.
Вычитаемым, соответственно, называется то число, которое от него отнимают.
Уменьшаемое | Вычитаемое | Разность | |
18 | 11 | = | 7 |
14 | 5 | = | 9 |
26 | 22 | = | 4 |
Полезное видео: уменьшаемое, вычитаемое, разность
Правила нахождения неизвестного элемента
Разобравшись в терминах, несложно установить, по какому правилу находится каждый из элементов вычитания.
Поскольку разность – результат данного арифметического действия, то ее и находят с помощью этого действия, никаких других правил тут не требуется. Но они есть на случай, если неизвестен другой член математического выражения.
Это интересно! Уроки математики: умножение на ноль главное правило
Как найти уменьшаемое
Данным термином, как было выяснено, называют количество, из которого вычли часть. Но если одну вычли, а другая осталась в итоге, следовательно, из этих двух частей число и состоит. Получается, что найти неизвестное уменьшаемое можно, сложив два известных элемента.
Итак, в данном случае, чтобы найти неизвестное, следует выполнить сложение вычитаемого и разности:
? | – | 11 | = | 7 |
Искомое находится путем сложения известных элементов:
7 | + | 11 | = | 18 |
Так же и во всех подобных случаях:
? | – | 5 | = | 9 |
9 | + | 5 | = | 14 |
? | – | 22 | = | 4 |
4 | + | 22 | = | 26 |
Как найти вычитаемое
Если целое состоит из двух частей (в данном случае количеств), то при вычитании одной из них в результате получится вторая. Таким образом, чтобы найти неизвестное вычитаемое, достаточно вместо него вычесть из целого разность.
18 | – | ? | = | 7 |
Из примера видно, что от 18 отняли некоторую величину, и осталось 7. Чтобы найти эту величину, надо от 18 отнять 7.
18 | – | 7 | = | 11 |
По тому же правилу решаются и другие подобные примеры.
14 | – | ? | = | 9 |
14 | – | 9 | = | 5 |
26 | – | ? | = | 4 |
26 | – | 4 | = | 22 |
Таким образом, зная точное значение названий, можно легко догадаться, по какому правилу следует искать каждый неизвестный элемент.
Это интересно! Как разложить на множители квадратный трехчлен: формула
Полезное видео: как найти неизвестное уменьшаемое
Вывод
Четыре основных арифметических действия – та база, на которой основываются все математические вычисления, от простых до самых сложных. Конечно, в наше время, когда люди стремятся перепоручить технике все вплоть до мыслительного процесса, привычнее и быстрее производить вычисления с помощью калькулятора. Но любое умение увеличивает независимость человека – от технических средств, от окружающих. Не обязательно делать математику своей специальностью, но обладать хотя бы минимальными знаниями и умениями – значит иметь дополнительную опору для собственной уверенности.