Что такое династия омейядов
Омейядский халифат
В 630 г., когда первые мусульмане одержали победу над язычниками из Мекки, а первопроповедник ислама Пророк Мухаммад ﷺ покинул этот мир, на аравийской земле сложилось государство Халифат, что в переводе с арабского означало «наместничество Бога на земле». Основателями этого молодого государства были арабы-мусульмане, арабский стал государственным языком, и это государство вошло в анналы истории под названием Арабский Халифат.
Время их правления вошло в историю как ранний период Арабского Халифата или «праведный халифат». В этот период правили исключительно религиозные правители, которые были готовы пожертвовать чем угодно ради религиозного долга, а во главе политики ставились, в первую очередь, именно интересы исламской религии.
Тогда халифа избирали авторитетные представители мусульманской общины. Пока страной правили первые четыре халифа, пределы страны расширились за счет завоевательных походов мусульман от Египта до иранских земель, включая Иран, была сокрушена даже богатая и великая персидская держава Сасанидов.
Период, когда в государстве разрасталась смута, охарактеризовался установлением двоевластия: под властью Али все также находилось большинство территорий государства, однако северная провинция государства Сирия, на землях которой и были сосредоточены основные оппозиционные силы, находилась под властью наместника Муавии ибн Абу Суфйана ( رَضِيَ اللهُ عَنْه ما )из рода Омейя.
Ученые всей мусульманской уммы призвали воздержаться от упреков в адрес сподвижников, между которыми происходили конфликты.
Имам Захаби, да смилуется над ним Аллах, сказал, что учёные приняли решение воздерживаться от того, чтобы обсуждать большинство из событий, произошедших между сподвижниками, да будет всеми ими доволен Аллах, в том числе и вооруженные столкновения. Он обратил внимание, что в различных записях и книгах то и дело встречаются рассказы об этих событиях, хотя большинство подобных рассказов имеет прерванную цепочку передачи (мункати‘), относясь к разряду сообщений слабых и недостоверных, а то и являясь откровенной ложью.
Халифы Омейядов и время их правления
Становление Омейадского халифата
Начался новый период в истории Халифата, получивший название Омейядский Халифат, правление Омейядов охватывает период 661-750 (41-132 по хиджре). Правление Муавии стало благом для мусульман, поскольку был положен конец войнам и смутам и вернулось единство к мусульманам. Муавия назначив своим преемником своего же сына Язида, положил начало халифской традиции передавать власть по наследству. Для Халифата же это означало превращение в монархию, которая господствовала во многих государствах того времени. На это решение Муавию толкнула исключительно забота о единстве общества, поскольку кандидатура только Йазида и никого другого давала возможность сохранить это единство, и обеспечить совпадение народных настроений с мнением влиятельных кругов государства, представленных в то время омейядами. Последние являлись мощной курайшитской группой, имеющей огромную силу и влияние, и они не согласились бы с тем, что халиф не из их числа. Учитывая это обстоятельство, Муавия и отдал предпочтение своему сыну, а не кому-либо из тех, кто был более достоин власти. Начало монархия берет с династии Омейядов, названной так по имени рода, к которому принадлежал Муавия.
Период правления Муавии ознаменовался совершенствованием политической структуры Омейядского Халифата, его территориальным расширением. Было учреждено правительство (диван), который помогал управлять халифу. Правительство подразделялось на канцелярию, диван-аль-хатам, отвечавшую за вопросы государственного управления, и на диван-аль-барид – управление, которое отвечало за почтовое сообщение.
До своего вступления на престол Муавия был прославленным талантливым полководцем, а потому во время его правления продолжилась активная борьба Омейядского Халифата с Византией: упрочились позиции мусульман в Магрибе, откуда они вытеснили византийские войска, а позже была осажден и сам Константинополь, столица Византии. На тот момент Константинополь, будучи культурным европейским центром, был серьезно защищен, и его осада у арабов заняла около четырех лет. Появилась надежда, что Византия сдастся и рухнет, как это было с Сасанидским Ираном, и мусульманам удастся покорить величайшую державу за всю историю человечества, которой принадлежали и европейские, и азиатские земли. Но флот византийцев, воспитанный на древних традициях мореплавания, в 678 г. нанес поражение мусульманскому флоту, которые в морском деле были новичками. Осада Константинополя была снята, но весь мир узнал нового геополитического гегемона в Северной Африке и Западной и частично Средней Азии.
Новые смуты
Трагические события развернулись 10 октября 680 г. посреди пустыни неподалеку от иракской Карбалы в день Ашура. В этот день между сторонниками Хусейна и войсками Убейдуллы ибн Зийада – наместник Язида в Куфе произошло сражение, которое закончилось победой правительственных войск, которые во много раз превосходили численно, и в этой битве сам Хусейн ( رَضِيَ اللهُ عَنْهُ ) был убит. Несмотря на то, что Язид лично не отдавал приказ о начале этого сражения, а по поводу гибели внука Мухаммада ﷺ выразил свою скорбь, взаимная неприязнь между сторонами оппозиции и непримиримые разногласия между ними только усугубились после Кербельской битвы. В результате ускорилась тенденция выделения в отдельное религиозное течение самих шиитов.
Все шло к тому, что Омейядская династия вот-вот падет, а правителем будет провозглашен Абдулла ибн аз-Зубейр ( رَضِيَ اللهُ عَنْهُ ). Но после того, как войска Абдуллы потерпели поражение от правительственных войск под командованием Марвана, династия Омейядов получила «второе дыхание» после того, как Ирак признал Марвана законным правителем. Утраченные территории был послан отвоевывать назначенный новым правителем Абдуль-Маликом ибн Марваном полководец аль-Хаджжадж: под его предводительством армия власти вновь взяла Басру, установила контроль над Ираком, а затем выступила в направлении Хиджаза против войск Абдуллы.
Мекка оказалась в осаде в 692г. Тогда разыгралось драматичное сражение, в результате которого мусульмане понесли потери и был поврежден священный для всех мусульман храм Кааба. В ходе этих событий были убит и сам Абдулла ибн аз-Зубейр ( رَضِيَ اللهُ عَنْهُ ), которому на тот момент было уже семьдесят три года. Все это вылилось в восстание хариджитов, которое было подавлено только спустя четыре года аль-Хаджжаджем. Подавлением этого восстания полный контроль династии Омейядов над всей территорией страны был восстановлен.
Постоянное противостояние действующей власти всевозможных оппозиционных групп – характерная черта для всего Омейядского периода: через преодоление внутренних смут, среди которых наиболее серьезной была та, во главе которой стояли шииты, молодая держава шла к своему расцвету. Шииты имели наибольшее влияние в Иране, который еще помнил, как арабы разгромили древнее государство, а потому недовольство тем, что земли и богатства Ирана были сосредоточены преимущественно в руках арабских наместников, крепло. Еще одна оппозиционная сила, которая угрожала властям – это хариджиты, обосновавшиеся в южной иракской Басре. У каждой оппозиционной силы были готовы обоснования собственной позиции с религиозной точки зрения, а потому со временем каждое оппозиционное течение превращалось в отдельное религиозное течение, у которого сформировались собственные религиозные догмы.
Период расцвета
Подавив антиомейядские восстания, завоевательная политика Омейядов продолжилась: на завоеванных землях мусульмане назначали распорядителя или эмира, который наделялся всеми полномочиями в данной провинции. Частично завоеванные земли переходили в государственную собственность, частично распределялись между воинами, частично становились собственностью правителя. С немусульманского населения взималась джизья (10% налог, который взимается с не мусульман за право их проживания на мусульманской территории, с сохранением всех религиозных, культурных традиций и обрядов, и предоставлением безопасности и охраны на территории Халифата) или подать, а также налог харадж за использование государственной земли. С народа взимали пошлину за владение землей и закят в помощь нуждающимся. Бедняки от уплаты податей освобождались, как и новообращенные мусульмане, которых даже финансово поддерживали из государственной казны.
Постепенно Халифат завоевал все владения Византии в Африке, затем начал войну против Испании, переправившись через Гибралтар, и в результате Омейядский Халифат завладел землями, которые назвали Андалусией. Второе десятилетие VIII века – время установления полного контроля над территорией Средней Азии и завладения Закавказьем и каспийским берегом со стороны Северного Кавказа. На это же время приходятся сражения за установление контроля над всем Северным Кавказом с Хазарским каганатом: 737 г. ознаменовался разгромом хазарского войска войском омейядской власти под предводительством полководца Марвана и продвижением войск вплотную к Дону (смотрите на карте территория Халифата при династии Омейядов).
К тому же времени была завоевана долина реки Инд (сейчас земля Пакистана), а позже границы Омейядского халифата включали в себя уже территорию от Испании до Индии.
Арабы всего за сотню лет превратились в величайшую державу с мощной новой религией, а арабский язык стал основным языком Омейядского Халифата от Северной Африки, где жили берберские племена, копты до Центральной Азии и Пакистана с тюркским и персидским населением.
Падение халифата Омейядов
Ответим на Ваш вопрос по Исламу (бесплатно)
Омейяды
Полезное
Смотреть что такое «Омейяды» в других словарях:
ОМЕЙЯДЫ — ОМЕЙЯДЫ, династия арабских халифов в 661 750, происходившая из рода омейя арабского мекканского племени курейш. Основатель Муавия I. При Омейядах арабы завоевали Северную Африку, большую часть Пиренейского полуострова, Среднюю Азию и другие… … Современная энциклопедия
ОМЕЙЯДЫ — династия арабских халифов в 661 750, происходившая из рода омейя арабского мекканского племени курейш. Основатель Муавия I. При Омейядах арабы завоевали Сев. Африку, большую часть Пиренейского п ова, Ср. Азию и другие территории. Столицей… … Большой Энциклопедический словарь
Омейяды — ОМЕЙЯДЫ, династия арабских халифов в 661 750, происходившая из рода омейя арабского мекканского племени курейш. Основатель Муавия I. При Омейядах арабы завоевали Северную Африку, большую часть Пиренейского полуострова, Среднюю Азию и другие… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Омейяды — династия арабских халифов в 661 750 гг., происходившая из рода омейя арабского мекканского племени курейш. Основатель Муавия I. При Омейядах арабы завоевали Северную Африку, большую часть Пиренейского полуострова, Среднюю Азию и другие территории … Исторический словарь
ОМЕЙЯДЫ — (по им. Омейя деда основателя ислама (Магомета). Династия мусульманск. халифов. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910 … Словарь иностранных слов русского языка
омейяды — сущ., кол во синонимов: 1 • династия (65) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Омейяды — (Umayyad), мусульм. династия, основанная Муавией в Дамаске. О. захватили власть над Арабской державой, победив Али, зятя пророка Мухаммеда, в жестоких войнах, последовавших за смертью халифа Османа в 656 г. О. захватили Сев. Африку, большую часть … Всемирная история
Омейяды — (Умайяды, Умаййады) династия халифов, основанная Муавией в 661. В 750 году в результате восстания Абу Муслима их династия была свергнута Аббасидами, а все Омейяды были уничтожены, кроме внука халифа Хишама Абд ар Рахмана, основавшего… … Википедия
Омейяды — династия арабских халифов в 661 750, происходившая из рода омейя арабского мекканского племени курейш. Основатель Муавия I. При Омейядах арабы завоевали Северную Африку, большую часть Пиренейского полуострова, Среднюю Азию и другие территории.… … Энциклопедический словарь
ОМЕЙЯДЫ — первая арабская династия, основанная Муавией в 661 и правившая в Дамаске до 750. Член знатной семьи Омейядов из Мекки Осман был избран халифом в 644, но во время восстания 656 он был убит. После него халифом был избран Али, двоюродный брат и зять … Энциклопедия Кольера
Омейяды
Омейя́ды (Умайяды, Умаййады) — династия халифов, основанная Муавией в 661. В 750 году в результате восстания Абу Муслима их династия была свергнута Аббасидами, а все Омейяды были уничтожены, кроме внука халифа Хишама Абд ар-Рахмана, основавшего династию в Испании (Кóрдовский халифат). Предком династии был Омай ибн Абдулшам сын Абдулшама ибн Абдулманаф и двоюродный брат Абдул ибн Хашима, то есть Абдулшам и Хашим были братьями.
Содержание
Список халифов из рода Омейядов в Медине
Список омейядских халифов в Дамаске
Суфьянидская ветвь
Марванидская ветвь
Омейяды в Испании
Эмиры Кóрдовы (756—929)
Халифы Кóрдовы (929—1031)
р.891, (912—961), в 929 принял титул халифа
См. также
Литература
Ссылки
Омейяды
(661—750)
(756—929)
(929—1031)
Полезное
Смотреть что такое «Омейяды» в других словарях:
Омейяды — Представители влиятельного и богатого клана в Мекке. Основателем этого клана был Абд Шамс, сын Абд Манафа, сыном которого был Омейя. Омейяды были соперниками другого родственного им клана Хашимитов. Это соперничество временно было упразднено… … Ислам. Энциклопедический словарь.
ОМЕЙЯДЫ — ОМЕЙЯДЫ, династия арабских халифов в 661 750, происходившая из рода омейя арабского мекканского племени курейш. Основатель Муавия I. При Омейядах арабы завоевали Северную Африку, большую часть Пиренейского полуострова, Среднюю Азию и другие… … Современная энциклопедия
ОМЕЙЯДЫ — династия арабских халифов в 661 750, происходившая из рода омейя арабского мекканского племени курейш. Основатель Муавия I. При Омейядах арабы завоевали Сев. Африку, большую часть Пиренейского п ова, Ср. Азию и другие территории. Столицей… … Большой Энциклопедический словарь
Омейяды — ОМЕЙЯДЫ, династия арабских халифов в 661 750, происходившая из рода омейя арабского мекканского племени курейш. Основатель Муавия I. При Омейядах арабы завоевали Северную Африку, большую часть Пиренейского полуострова, Среднюю Азию и другие… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Омейяды — династия арабских халифов в 661 750 гг., происходившая из рода омейя арабского мекканского племени курейш. Основатель Муавия I. При Омейядах арабы завоевали Северную Африку, большую часть Пиренейского полуострова, Среднюю Азию и другие территории … Исторический словарь
ОМЕЙЯДЫ — (по им. Омейя деда основателя ислама (Магомета). Династия мусульманск. халифов. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910 … Словарь иностранных слов русского языка
омейяды — сущ., кол во синонимов: 1 • династия (65) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Омейяды — (Umayyad), мусульм. династия, основанная Муавией в Дамаске. О. захватили власть над Арабской державой, победив Али, зятя пророка Мухаммеда, в жестоких войнах, последовавших за смертью халифа Османа в 656 г. О. захватили Сев. Африку, большую часть … Всемирная история
Омейяды — династия арабских халифов в 661 750, происходившая из рода омейя арабского мекканского племени курейш. Основатель Муавия I. При Омейядах арабы завоевали Северную Африку, большую часть Пиренейского полуострова, Среднюю Азию и другие территории.… … Энциклопедический словарь
ОМЕЙЯДЫ — первая арабская династия, основанная Муавией в 661 и правившая в Дамаске до 750. Член знатной семьи Омейядов из Мекки Осман был избран халифом в 644, но во время восстания 656 он был убит. После него халифом был избран Али, двоюродный брат и зять … Энциклопедия Кольера
Династия Омейядов
С 756 по 1031 год под властью сильных и образованных правителей, сменявших друг друга мирным путем, Аль-Андалус достиг уровня процветания, образования и терпимости, которым восхищались и завидовали современники из всех известных частей света, несмотря на то, что начало золотого века испано-арабской цивилизации было не слишком удачным.
АБД АЛЬ-РАХМАН I
По крайней мере, в каком-то смысле, неудачное начало позволило прорасти семенам перемен. В 756 году Абд аль-Рахману, единственному выжившему представителю династии Омейядов, удалось сбежать от новой династии Аббасидов, утвердившейся в Дамаске, и пробраться в Альмуньекар (восточная часть Нерхи). Свой талант и отвагу он уже продемонстрировал в эпическом походе из одного конца Средиземного моря в другой с союзниками Аббасидов, которые были готовы уничтожить любого, кто смел претендовать на престол. Ему удалось получить достаточную поддержку, чтобы свергнуть эмира Аль-Андалуса и объявить себя независимым эмиром провинции, все же признавая религиозную власть халифа Багдада, новой столицы Аббасидов. Абд аль- Рахман (756-788) восстановил порядок в Кордовском эмирате и привел к некоторому согласию разношерстное население тех мест. Он позволил исламизации протекать медленно, уважал законные права побежденных народов и допускал религиозную свободу.
Укрепив свое положение, он затеял обширное строительство, чтобы утвердить власть и статус и, таким образом, заложить фундамент величия Кордовы. В 785 году он начал строительство Великой мечети, которую его преемники значительно расширили, и пристроил к ней цитадель, а также летнюю резиденцию, созданную по образцу резиденции его предка, халифа Хишама, построенной в садах, орошаемых водами Евфрата. На престоле его сменил второй сын и назначенный наследник Хишам I (788-796), который мирно и безвыездно правил более семи лет, увлеченный завершением Великой мечети и религиозными штудиями. Каждый год при этом он, словно на полевые работы, отправлял армию на захват северных территорий, а также для сбора дани с побежденных народов, грабежа земель, добывания скота и рабов, либо в качестве демонстрации силы в приграничной полосе.
У преемника Хишама аль-Хакама (796-822) не было времени на походы, поскольку больше всего его заботила внутренняя безопасность и он был настроен на искоренение любых признаков инакомыслия. Он не останавливался ни перед чем и в своем беспощадном подавлении протестов и жалоб отвратил от себя большую часть населения. В 797 году он приказал обезглавить лидеров муладов Толедо — мусульман иберийского происхождения Толедо, которые осмелились выразить недовольство. В 806 году, когда эмира известили о заговоре с целью посадить на престол его двоюродного брата, он казнил наиболее уважаемых жителей пригорода Кордовы. К 818 году весь пригород, представлявший собой очаг недовольства, восстал против жестокости эмира. На сей раз, чтобы подавить мятеж, понадобились усилия личной охраны и армейских подразделений. Возмездие было беспощадным, и пригород разрушили до основания. В отличие от своего отца аль-Хакам I не пытался укрепить свою власть и увеличить доходы с помощью регулярных походов против неверующих; кроме того, его своенравные методы и деспотичное поведение еще больше укрепили зависимость эмира от собственной личной охраны. Помимо состоявшей из берберов стражи, он завербовал в армию 6000 рабов с регулярным жалованием и нанял секретных агентов. Естественно, это финансовое бремя выразилось в повышении налогов.
АБД АЛЬ-РАХМАН II
Возможно, его огорчала несдержанность отца, которой ему порой приходилось быть свидетелем, однако Абд аль-Рахман II (822-852), по крайней мере, унаследовал умиротворенное королевство. Его тридцатилетнее правление — один из самых плодотворных и успешных периодов в истории Аль-Андалуса. Покровительство эмира искусству и культуре привлекало людей с разносторонними интересами и ученых со всего мусульманского мира и христианской Европы. В то же время он возобновил набеги на северные территории, по примеру деда. В правление его сына Мухаммеда I (852-886) Аль-Андалус еще процветал. Однако к концу правления опасения аль-Хакама I, казалось, начали оправдываться.
Несколько групп христиан в Кордове стали выражать недовольство растущей популярностью мусульманского образа жизни и культуры среди их собратьев. Их вызывающее поведение и возможный сговор с Ибн-Хафсуном, принявшим ислам, вызвали жесткую реакцию властей. Растущее религиозное беспокойство совпало по времени с серьезным ростом напряжения вдоль северной границы. Приграничные территории оставались в руках местной знати с небольшими гарнизонами, собственными частными армиями и высокой степенью автономии. Когда центральная власть стала ослабевать, эти приграничные командиры перестали отправлять дань в центр и объявили себя правителями полунезависимых государств. С 886 по 912 год бунты и столкновения сделались частым явлением; в это время, похоже, только Кордова признавала власть эмира. Великолепная политическая структура первых правителей династии Омейядов переживала один из самых разрушительных периодов своей истории. Отношения между правителями и правящей элитой строились на личной преданности, господство Омейядов держалось на военной и экономической власти. Слабые властители были вынуждены наблюдать, как возникшие этнические, племенные и религиозные разногласия ведут страну к политической дезинтеграции. Прежнюю славу Аль-Андалуса мог вернуть авторитарный правитель, и в безнадежной, казалось бы, ситуации такой человек появился. По всеобщему мнению, из-за природной подозрительности Абд-Аллах (889-912) совершил все возможные преступления против собственных детей, зато он выбрал правильного преемника — двадцатилетнего внука.
АБД АЛЬ-РАХМАН III
Аль-Хакам II (961-976) правил в зените просвещения и образованности Аль-Андалуса под властью династии Омейядов. Однако его сын Хишам II (976-1013) был вынужден полагаться на других, чтобы удержаться на престоле. Его всемогущим министром, которому почти удалось установить власть мусульман над всем Иберийским полуостровом, был аль-Мансур (938-1002), выходец из Йемена, чья власть над халифом зашла столь далеко, что он взял мать халифа, баскскую наложницу, себе в жены. Его военная доблесть причинила немалый урон христианским землям. Барселона была разграблена в 985 году, Сантьяго-де-Компостела два года спустя, ворота кафедрального собора сняли, а колокола увезли в Кордову и установили на Великой мечети. Аль-Мансур погиб в Мединасели во время своей последней кампании против Риохи в 1002 году. Его сын Абд аль-Малик сменил отца на посту первого министра Хишама II и в 1003 году принудил Кастилию и Леон оказать помощь в разорении графства Барселона. Второй сын аль-Мансура Абд аль-Paxман (известный как Санджул), чья мать была дочерью Санчо II Наваррского, имел дерзость убедить халифа назначить его наследником. В 1009 году, когда халиф ушел в поход на север, Омейяды и арабская аристократия восстали против Абд аль-Рахмана, и в марте 1009 года его казнили. Несколько месяцев спустя Хишам II отрекся от престола в пользу Мухаммеда II, который также был свергнут войсками берберов, провозгласившими халифом Сулеймана, еще одного внука Абд аль-Рахмана III. Через 20 лет анархии, в 1031 году, Хишам III был низложен, и Омейядский халифат прекратил существование как единая структура.
КОНЕЦ ДИНАСТИИ ОМЕЙЯДОВ
Политический крах Омейядского халифата был предсказуем. Как уже отмечалось, местные социальные и политические силы никак не могли достичь согласия относительно власти, что продлило бы существование халифата. Омейяды помогли Абд аль-Рахману I основать в 756 году первый независимый эмират, однако успех его правления опирался на военные победы над неверными, значительные трофеи для армии и жестокое подавление протестов и инакомыслия. Вероятно, осознавая шаткость своего положения, Абд аль-Рахман I не стал окончательно порывать с Багдадским халифатом и продолжал признавать его религиозное господство. В то время как аль-Хакаму I приходилось поднимать налоги, чтобы оплачивать постоянную армию, Абд аль-Рахман III на пике военной мощи, владея невообразимыми богатствами, по словам современников, был первым, кто провел денежную девальвацию, предположительно чтобы справиться с ростом расходов на военные нужды. Летописцы также отмечали его оторванность от подданных и разверзающуюся пропасть между чиновниками и военной элитой, что отталкивало арабскую знать от центральной власти. Аль-Мансура в этом направлении унесло еще дальше: единственной основой его власти была поддержка Хишама II, и лишь военные успехи и помогали удерживаться на престоле. Он реорганизовал армию, покончив наконец с родовой структурой и вербуя все чаще берберов из Северной Африки, наемников и рабов, в том числе христиан из Северной Европы. Трофеи и дань, которая взыскивалась с северных королевств, не могли поступать бесконечно, и аль-Мансур за пятьдесят с лишним походов, несомненно, достиг предела. Более того, основание Фатимидского халифата в Кайруане в 909 году увеличило расходы на охрану побережья Гибралтарского пролива и, вероятнее всего, сократило приток африканского золота, которое стекалось до этого в Кордову. За двадцать лет после 969 года, благодаря торговле с Византией, Кайруан вырос настолько, что стал больше Кордовы и Багдада вместе взятых. Сын аль-Мансура не мог состязаться с отцом в военных победах, а попытка Санджула выдвинуть себя преемником Хишама II стала последней каплей, которая смыла видимость династической законности при правлении Омейядов. Ввиду отсутствия сильного и победоносного правителя, аристократия Кордовы свергла последнего из халифов, Хишама III, и упразднила этот пост. Аль-Андалус раскололся на отдельные маленькие государства (тайфы), образовавшихся вокруг главных городов, как правило, под властью сильной знати и военных командиров. Солдаты-рабы и слуги халифата, вероятно, поселились в Альмерии, Валенсии и Дении (куда входили Балеарские острова); берберы в большинстве своем отправились в Малагу, Альхесирас, Гранаду и Ронду; а мусульманская аристократия, состоявшая из арабов и местного населения, осталась в центральных и южных городах.
Мосарабский стиль: вид церкви Сан-Мигель-де-Эскалада с арками в форме замочной скважины или подковы
Закат Кордовского халифата Омейядов не был концом мусульманской Испании. Большинству тайфов удалось просуществовать два века, а королевство Гранада (занимающее территорию современных провинций Малага, Гранада и Альмерия) не принимало христианство до 1492 года. В действительности испано-мусульманская цивилизация достигла нового расцвета в период с XI по XIV век. Культурная и художественная монополия Кордовы вызвала у некоторых дворов страстное желание превзойти достижения Омейядов. В своем новом дворце Альхаферия во второй половине XI века аль-Муктадир, правитель Сарагосы, воплотил самые искусные и сложные формы декоративной архитектуры. Хиральда и Золотая башня (Торре-де-Оро) в Севилье построены в том же веке. Альгамбра (al-hambra — «красный»), отлично сохранившийся символ испано-мусульманской культуры, относится к XIII-XIV векам.
Однако раскол дорого обошелся мусульманской Испании: не имея возможности или желания действовать совместно против растущего давления с севера, она потеряла военное преимущество перед своими христианскими соседями. До 1031 года северные королевства были вынуждены платить мусульманам большую дань. Теперь настала очередь христиан регулярно совершать набеги на мусульманские государства для сбора дани. Когда давление достигло предела, мусульманской Испании пришлось просить помощи у Северной Африки, в 1085 и в 1146 годах.
В 1085 году Толедо сдался Альфонсу IV, королю Леона и Кастилии. Правитель Севильи попросил военной помощи у берберов-альморавидов Северной Африки, которые не только одержали победу над Альфонсо в битве при Залаке (недалеко от Бадахоса) в 1086 году, но и сместили правителей тайфов и восстановили политическое единство Аль-Андалуса, которое продлилось до 1144 года, когда в очередной раз страна распалась. Вскоре произошло вторжение Альмохадов — снова берберы, которые вошли в Аль-Андалус в 1146 году и восстановили порядок, а затем были разбиты объединенными христианскими армиями при Лас-Навас-де-Толоса в 1212 году. После битвы при Лас-Навас северные королевства смогли продолжить осуществление плана по ослаблению господства мусульман в Испании и к 1266 году почти выполнили эту задачу, за исключением королевства Гранада, восстановленного в 1238 году сирийцем из династии Насридов, Мухаммедом I, который смог сохранить власть, будучи вассалом Фердинанда III.
Читайте также
Мечеть Омейядов в Дамаске
Мечеть Омейядов в Дамаске Дамаск – один из древнейших городов мира. Он возник приблизительно в XI веке до н. э. Проходили тысячелетия, сменялись населяющие Дамаск народы, и храмы одних богов сменялись храмами богов других… Джамия аль Умейи, иначе – Большая мечеть, или
ГЛАВА 7. ГОСПОДСТВО ОМЕЙЯДОВ (661-750)
ГЛАВА 7. ГОСПОДСТВО ОМЕЙЯДОВ (661-750) В ночь с 23 на 24 января 661 года Али был похоронен. По его завещанию могилу сделали незаметной, чтобы хариджиты не надругались над телом. Нахождение могилы неизвестно до сих пор.Когда у халифа, ненадолго пришедшего в себя, спросили, кто должен
Конец власти Омейядов
Конец власти Омейядов Халиф Хишам умер в феврале 743 года в своей резиденции в Руса-фе (Сирия), около Ракки на Верхнем Евфрате, в возрасте около 60 лет. Он правил 20 лет, и его халифат простирался на огромной территории. К землям мусульман были присоединены многие острова –
Истребление Омейядов. Убийства на пиру
Истребление Омейядов. Убийства на пиру Стремясь укрепить свою власть, в июне 750 года Абу аль-Аббас аль-Саффах отдает приказ об истреблении абсолютно всех членов клана Омейядов. Это племенная война, и ничего подобного в арабской истории раньше не случалось. Разработать
Эпоха от 1066 до 1327 годов н. э. Нормандская династия, затем анжуйская династия. Два Эдуарда
Эпоха от 1066 до 1327 годов н. э. Нормандская династия, затем анжуйская династия. Два Эдуарда Эпоха открывается установлением нормандского правления и вся первая часть исторического периода 1066–1327 гг. — это правление нормандской династии ([7], с.357): от 1066 до 1153 (или 1154) годов.
2.6. Эпоха якобы от 1066 до 1327 годов н. э Нормандская династия, затем анжуйская династия Два Эдуарда
2.6. Эпоха якобы от 1066 до 1327 годов н. э Нормандская династия, затем анжуйская династия Два Эдуарда Эпоха открывается установлением нормандского или норманского правления. Вся первая часть периода якобы 1066–1327 годов — это правление нормандской династии [64], с. 357, якобы от 1066
Халифат Омейядов (661–750)
Халифат Омейядов (661–750) Омейяды энергично взялись за укрепление своей власти, за создание основ сильной политической структуры, призванной эффективно управлять гигантским государством, состоявшим из весьма разнородных частей. Откупившись от претензий на власть
УСТАНОВЛЕНИЕ ХАЛИФАТА ОМЕЙЯДОВ
УСТАНОВЛЕНИЕ ХАЛИФАТА ОМЕЙЯДОВ Основоположник династии халифов Омейядов Муавия ибн Аби Суфьан (661–680), как и Мухаммад, происходил из племени курайш, но был не хашимитом, а выходцем из родаулшйа. Род Омейядов принадлежал к древней мекканской знати и играл видную роль в
РАСЦВЕТ ХАЛИФАТА ОМЕЙЯДОВ
РАСЦВЕТ ХАЛИФАТА ОМЕЙЯДОВ Восстановив единство государства, Абд ал-Малик провел кардинальные реформы, благодаря которым в Халифате сформировалась собственные фискальная и административная системы. Все делопроизводство в канцеляриях было переведено на арабский язык.
2. «Лунная», то есть османская династия фараонов — «Династия Полумесяца»
2. «Лунная», то есть османская династия фараонов — «Династия Полумесяца» «Прародительницей 18-й династии» считается царица — «прекрасная Ноферт-ари-Аамес» [99], с. 276.А в начале династии казаков-мамелюков, — якобы в XIII веке, а на самом деле в XIV веке, — появляется известная
XXXIII Слава Омейядов
XXXIII Слава Омейядов Когда Валид подхватил бразды правления, выпавшие из рук покойного, он, что вполне естественно, решил продолжать наиболее успешные, с его точки зрения, направления отцовской политики. Сам он был из тех, кто неравнодушен к роскоши, человек утонченного
ПРИХОД К ВЛАСТИ ОМЕЙЯДОВ
ПРИХОД К ВЛАСТИ ОМЕЙЯДОВ Пророк Мухаммед умер в 632 г. в Мекке. Наверное, он и не подозревал о том, какую популярность приобретет созданная им религия и какого могущества достигнет созданное им государство. Уже через каких-то 80 лет Аравийский полуостров составлял лишь
Мечеть Омейядов в Дамаске
Мечеть Омейядов в Дамаске В самом центре старого Дамаска возвышается одна из величайших святынь мусульманского мира – Умайя, или мечеть Омейядов, Большая мечеть, построенная в начале VIII в. халифом аль Валид ибн Абд аль-Маликом.В античные времена на этом месте римляне
5. В чем уникальность халифата Омейядов?
5. В чем уникальность халифата Омейядов? Великие завоевательные войны начались при халифе Омаре, который принес ислам в самый центр античной цивилизации. В 636 г. сражение у реки Ярмук положило предел византийскому владычеству в Сирии. Дамаск пал, и открылась дорога на
8.2. ПЕРИОД ХАЛИФАТА ОМЕЙЯДОВ
8.2. ПЕРИОД ХАЛИФАТА ОМЕЙЯДОВ Арабское нашествие началось в момент охватившего Византию и Иран экосоциального кризиса: к этому времени 26-летняя война между великими державами опустошила весь Ближний Восток. Нашествие довершило это опустошение. Ктесифон был разрушен,