Что такое гис тэк и для чего он нужен

Что такое гис тэк и для чего он нужен. Смотреть фото Что такое гис тэк и для чего он нужен. Смотреть картинку Что такое гис тэк и для чего он нужен. Картинка про Что такое гис тэк и для чего он нужен. Фото Что такое гис тэк и для чего он нуженНавигационная цепочка Навигационная цепочка

ГИС ТЭК – федеральная государственная информационная система, содержащая информацию о состоянии и прогнозе развития топливно-энергетического комплекса РФ. Создание ГИС ТЭК направлено на совершенствование системы информационного взаимодействия в сфере ТЭК и формирование единого государственного информационного пространства в сфере ТЭК для обеспечения информационной поддержки принятия управленческих решений и их реализации в сфере ТЭК и смежных отраслей экономики.

ЗАДАЧИ ГИС ТЭК

ГИС ТЭК предназначена для автоматизации процессов сбора, обработки информации в целях включения в ГИС ТЭК, хранения такой информации, обеспечения доступа к ней, ее предоставления и распространения, повышения эффективности обмена информацией о состоянии и прогнозе развития топливно-энергетического комплекса. В указанных выше процессах участвуют федеральные органы исполнительной власти (в первую очередь Минэнерго России), уполномоченные подведомственные государственные учреждения, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по добыче, производству, переработке, обогащению, преобразованию, хранению, передаче, распределению, транспортировке, поставкам, перевалке, перегрузке, отгрузке, реализации энергетических ресурсов, снабжению ими и (или) обеспечению функционирования коммерческой и технологической инфраструктур оптового рынка электрической энергии и мощности.

Сколько субъектов насчитывает

Реализацию процессов сбора и обработки информации о состоянии и прогнозе развития ТЭК осуществляют уполномоченные подведомственные и (или) подотчетные Минэнерго России организации. В настоящий момент информацию для включения в информационные системы, осуществляющие информационно-аналитическую поддержку исполнения отдельных функций, определяемых полномочиями Минэнерго России, предоставляют:

Источник

Министерство энергетики

Вы здесь

ГИС ТЭК

Государственная информационная система топливно-энергетического комплекса (ГИС ТЭК) предназначена для автоматизации процессов сбора, обработки информации в целях включения в ГИС ТЭК, хранения такой информации, обеспечения доступа к ней, ее предоставления и распространения, повышения эффективности обмена информацией о состоянии и прогнозе развития ТЭК.

Основные задачи, выполняемые ГИС ТЭК:

Основные работы по созданию и внедрению ГИС ТЭК реализуются на базе ФГБУ «Российское энергетическое агентство» Минэнерго России.

В соответствии с приказом Минэнерго России от 18 октября 2019 г. № 1111 первая очередь ГИС ТЭК введена в эксплуатацию с 23 октября 2019 г. В рамках первой очереди предусмотрен сбор информации по формам предоставления информации от организаций топливно-энергетического комплекса, являющихся субъектами ГИС ТЭК согласно части 2 статьи 5 Федерального закона от 3 декабря 2011 г. № 382-ФЗ «О государственной информационной системе топливно-энергетического комплекса».

Обязанность по предоставлению информации в ГИС ТЭК возлагается на организации топливно-энергетического комплекса с момента ввода ГИС ТЭК в эксплуатацию в соответствии с Правилами предоставления в обязательном порядке субъектами ГИС ТЭК информации для включения в эту систему, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2012 г. № 1384.

Согласно Правилам, предоставление информации для включения в ГИС ТЭК осуществляется субъектами ГИС ТЭК с использованием программных средств ГИС ТЭК путем заполнения в электронном виде форм предоставления информации для включения в ГИС ТЭК, утверждаемых Минэнерго России.

Для получения доступа к предоставлению информации в систему каждому субъекту ГИС ТЭК необходимо пройти процедуру регистрации в системе.

Информация о процедуре регистрации субъектов ГИС ТЭК размещена на портале ГИС ТЭК в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://gis-tek.ru/web/guest/registracia.

Источник

Что такое ГИС ТЭК? Как замминистра контролировал компьютерщиков? Четыре простых вопроса по делу о мошенничестве в Минэнерго

Что такое гис тэк и для чего он нужен. Смотреть фото Что такое гис тэк и для чего он нужен. Смотреть картинку Что такое гис тэк и для чего он нужен. Картинка про Что такое гис тэк и для чего он нужен. Фото Что такое гис тэк и для чего он нужен

Крупный скандал в Минэнерго – задержан замминистра энергетики Анатолий Тихонов. По информации Следственного комитета России, его обвиняют в мошенничестве в особо крупном размере. По версии следствия, федеральный чиновник причастен к хищению свыше 600 млн рублей, выделенных Российскому энергетическому агентству Минэнерго России для создания государственной информационной системы топливно-энергетического комплекса. Другие предполагаемые участники аферы – советник Тихонова Роман Рыжков, вице-президент компании «Ланит» Владимир Макаров и бывший вице-президент этой же компании Виктор Серебряков – также задержаны. «ФедералПресс» нашел ответы на вопросы, что это за ведомство и как своровать 630 миллионов, если система стоила 603.

Что такое РЭА и при чем здесь замминистра Тихонов?

ФГБУ «Российское энергетическое агентство» (РЭА) – структура Минэнерго России, в задачи которой входит в том числе создание и развитие автоматизированных систем обработки, хранения и распространения информации, а также приобретение федеральных и отраслевых информационных фондов.

Что такое гис тэк и для чего он нужен. Смотреть фото Что такое гис тэк и для чего он нужен. Смотреть картинку Что такое гис тэк и для чего он нужен. Картинка про Что такое гис тэк и для чего он нужен. Фото Что такое гис тэк и для чего он нужен

Подозреваемый в мошенничестве замглавы Минэнерго не признает вину

На сайте учреждения говорится, что оно обладает разветвленной сетью филиалов в 63 регионах РФ, а штат сотрудников РЭА превышает две тысячи человек. Сообщается также, что структура действует пятьдесят лет, хотя в базах по проверке контрагентов датой основания указан 1999 год.

Сейчас организацией руководит Алексей Шевляков. Но с 30 декабря 2013 года по 9 августа 2019-го этот пост занимал ныне замминистра энергетики Анатолий Тихонов. В эти же годы РЭА выступило госзаказчиком создания государственной информационной системы топливно-энергетического комплекса (ГИС ТЭК).

Что за система стоит в центре истории с Минэнерго и что с ней не так?

Целью создания ГИС ТЭК было хранение информации о состоянии и прогнозе развития ТЭК.

В сентябре 2019 года РЭА объявило открытый конкурс на право заключения договора на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ для создания ГИС ТЭК с начальной стоимостью 700 млн рублей. В результате подряд выиграло ЗАО «Лаборатория новых информационных технологий «Ланит», с которым был заключен контракт на сумму 607 млн рублей.

Не так с этой закупкой все было с самого начала. Во-первых, нарекания вызвало то, что РЭА затянуло с проведением конкурса. Во-вторых, в ходе аукциона в ФАС поступали жалобы на действия конкурсной комиссии, которые, правда, не повлияли на закупку и итоговый контракт.

В частности, как следует из материалов на сайте госзакупок, жалобы в антимонопольную службу подали не допущенный до конкурса участник «Российский госуниверситет нефти и газа имени И. М. Губкина», а также занявшая второе место после «Ланита» компания «Эр-Стайл». Представители университета сообщили: их заявка была признана не соответствующей условиям конкурса потому, что они не предоставили необходимые для выполнения этой работы лицензии. При этом, как уверяют авторы жалобы, они прилагали к заявке копии четырех необходимых лицензий.

Второй довод о незаконном действии конкурсной комиссии касается компании-победителя «Ланит». Представители госуниверситета сообщили ФАС, что заявка со всеми документами от «Ланита» была подана в 11:05, тогда как прием документов прекращался ровно в 11 часов. В тексте жалобы говорится, что заявки подавались лично, у данного факта есть немало свидетелей. Тем не менее ФАС признала жалобу необоснованной.

ЗАО «Эр-Стайл» также не удалось доказать, что его заявка неверно оценивалась комиссией. Важно отметить, что заявка компании была допущена к конкурсу, при этом конкурент «Ланита» заявил более выгодную для госбюджета сумму в 590 млн рублей.

Что такое гис тэк и для чего он нужен. Смотреть фото Что такое гис тэк и для чего он нужен. Смотреть картинку Что такое гис тэк и для чего он нужен. Картинка про Что такое гис тэк и для чего он нужен. Фото Что такое гис тэк и для чего он нужен

Анатолий Тихонов на совещании по вопросам регистрации в ГИС ТЭК. Фото: пресс-служба Минэнерго России

Далее не так пошло исполнение контракта. Согласно его условиям, срок окончания работ был установлен 30 сентября 2015 года, а с октября уже должна была начаться эксплуатация ГИС ТЭК. Однако сроки были передвинуты с начала на конец года, а затем сдача-приемка проекта и вовсе была отложена на беспрецедентный срок: опоздание по срокам составило три года.

ГИС ТЭК в итоге была принята и запущена в октябре 2018 года, причем с большими помарками: потребовалась доработка программного обеспечения системы, для чего пришлось проводить новый аукцион. За три года работы РЭА и «Ланита» сторонами были поданы встречные иски по этому проблемному контракту. Говоря о причинах срывов сроков, подрядчик кивал на заказчика и наоборот.

Весной 2017 года стали известны результаты аудита Счетной палаты РФ по проекту ГИС ТЭК, которые, по всей видимости, стали предметом для последующей разработки силовиками. Ревизоры сделали выводы, что во всей этой истории вина больше лежит на госзаказчике.

Что было в отчете Счетной палаты, который позже вошел в работу силовиков?

Аудиторы Счетной палаты сделали выводы, что расходование бюджета в рамках работы над ГИС ТЭК велось с нарушением требований законодательства. В докладе ведомства сообщалось, что суммарный объем средств, направленных с 2014 по 2016 год на создание информационной системы, превысил 960 млн рублей, при этом из-за некачественного планирования сроков существенная часть этой суммы не была использована по назначению, а образовавшиеся остатки были перераспределены.

Критику Счетной палаты получила и сама закупка. Ревизоры заявили о «некачественном составлении аукционной документации», что привело к поставке не соответствующего для достижения поставленной задачи оборудования. В качестве примера ведомство сообщило о системе хранения данных резервирующего контура, которая не подошла для использования в ГИС ТЭК, при этом стоила свыше 70 млн рублей. «Отсутствие указанного оборудования не позволяет обеспечить функционирование ИС в полном объеме», – сообщалось в отчете Счетной палаты.

Что такое гис тэк и для чего он нужен. Смотреть фото Что такое гис тэк и для чего он нужен. Смотреть картинку Что такое гис тэк и для чего он нужен. Картинка про Что такое гис тэк и для чего он нужен. Фото Что такое гис тэк и для чего он нужен

Отчет Счетной палаты мог лечь в основу расследования по делу Тихонова. Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин

Нарекания аудиторов также получила организационная работа РЭА: ведомство утвердило только 100 из 622 определенных правительством форм предоставления в ГИС информации и не обеспечило подготовку необходимого числа администраторов и пользователей системы.

Что будет с компанией «Ланит»?

По данным SeldonBasis, ИТ-компания «Ланит», ставшая партнером РЭА, существует с 1993 года. Последние два года она показывает убытки: 4,36 млрд рублей в 2019 году, 831,5 млн рублей в 2018-м. Компания активно участвует в госзакупках и получает подряды. Заказчики разные – от федеральных до ведомств из субъектов РФ. Сейчас в работе у фирмы есть несколько действующих госконтрактов со сроками до 2023 года.

«Ланит» также подвергся оперативным действиям: накануне представители правоохранительных органов провели проверку документов по контракту с РЭА, касающемуся создания ГИС ТЭК. В пресс-службе «Ланита» уже сообщили, что фирма готова сотрудничать со следствием по делу о хищении выделенных в рамках контракта средств. Официальных заявлений по компании со стороны представителей следствия на данный момент нет.

Источник

Что такое гис тэк и для чего он нужен. Смотреть фото Что такое гис тэк и для чего он нужен. Смотреть картинку Что такое гис тэк и для чего он нужен. Картинка про Что такое гис тэк и для чего он нужен. Фото Что такое гис тэк и для чего он нуженНавигационная цепочка Навигационная цепочка

Какой порядок присвоения соответствующих грифов конфиденциальности информации в передаваемых в электронном виде XML-файлах?

В части вопроса учета в передаваемых в электронном виде XML-файлах признаков конфиденциальности предоставляемой информации сообщаем о том, что в ходе доработки ГИС ТЭК, производимой по результатам опытной эксплуатации, будет предусмотрена технологическая возможность указания грифа «Коммерческая тайна» с использованием программно-технических средств ГИС ТЭК при предоставлении такой информации. Данные поля в соответствии с программой и методикой опытной эксплуатации не применяются на этапе опытной эксплуатации. В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 3 декабря 2011 г. № 382-ФЗ «О государственной информационной системе топливно-энергетического комплекса» (далее – Закон № 382-ФЗ) информация, содержащаяся в ГИС ТЭК, подлежит защите в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации, а также законодательством Российской Федерации о государственной тайне, законодательством Российской Федерации в отношении коммерческой тайны и иной охраняемой законом тайны. Частью 21 статьи 12 Закона № 382-ФЗ определено, что данные, содержащиеся в ГИС ТЭК, являются информацией ограниченного доступа, за исключением информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами, а также информации, включенной в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации. В соответствии с частью 2 статьи 12 Закона № 382-ФЗ доступ к информации, содержащейся в ГИС ТЭК, обеспечивается уполномоченным органом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации, законодательством Российской Федерации о государственной тайне, законодательством Российской Федерации в отношении коммерческой тайны и иной охраняемой законом тайны. Информация ограниченного доступа, в том числе информация, являющаяся коммерческой тайной, предоставляемая в ГИС ТЭК, защищена от несанкционированного доступа в соответствии с Требованиями о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах, утвержденными приказом Федеральной службы по техническому и экспортному контролю от 11 февраля 2013 г. № 17 (далее – Требования о защите информации). В отношении ГИС ТЭК определены угрозы безопасности информации, реализация которых может привести к нарушению безопасности информации в информационной системе, и на их основе разработана и утверждена модель угроз безопасности информации. ГИС ТЭК успешно прошла комплекс организационных и технических мероприятий (аттестационных испытаний), в результате которых подтверждено соответствие системы защиты информации в ГИС ТЭК Требованиям о защите информации, в установленном порядке в отношении ГИС ТЭК выдан аттестат соответствия. Для обеспечения защиты информации, содержащейся в ГИС ТЭК, применяются средства защиты информации, прошедшие оценку соответствия в форме обязательной сертификации на соответствие требованиям по безопасности информации в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», в ходе опытной эксплуатации оператором ГИС ТЭК (ФБГУ «Российское энергетическое агентство») приняты меры организационного характера, установленные в области обеспечения безопасности и противодействия техническим разведкам, технической защиты информации в соответствии с Требованиями о защите информации, в том числе определены должностные лица, ответственные за защиту информации, подготовлены проекты правовых актов Минэнерго России и локальных нормативных актов оператора ГИС ТЭК, регулирующие порядок защиты информации, включаемой в ГИС ТЭК.

Кто будет пользователем информации, имеющей ограниченный доступ, передаваемой субъектами, а также аналитической информации, формируемой на основе конфиденциальной отчетности?

Доступ к информации ограниченного доступа, содержащейся в ГИС ТЭК, имеют: должностные лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса (Минэнерго России), иных федеральных органов исполнительной власти (в пределах установленных законодательством Российской Федерации полномочий) и организации, осуществляющей эксплуатацию сегментов ГИС ТЭК (ФБГУ «РЭА» Минэнерго России), в соответствии с Порядком работы с информацией ограниченного доступа, содержащейся в государственной информационной системе топливно-энергетического комплекса, утверждаемым Минэнерго России, а также в соответствии с должностными регламентами указанных работников; субъекты ГИС ТЭК, предоставившие информацию ограниченного доступа, содержащейся в ГИС ТЭК, в отношении предоставленной ими информации; иные пользователи только при наличии у таких пользователей права доступа к информации ограниченного доступа (например, на основании договора с субъектом ГИС ТЭК, предоставившим такую информацию).

Каким образом будет согласовываться с субъектами доступ третьих лиц к конфиденциальной информации, а также аналитической информации, формируемой на основе конфиденциальной отчетности?

Доступ третьих лиц к информации ограниченного доступа, включая аналитическую информацию ограниченного доступа, может быть предоставлен в случае, если субъект ГИС ТЭК предоставил согласие уполномоченному органу на предоставление такому третьему лицу права доступа к такой информации, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Так, разрешение на предоставление доступа в отношении информации, составляющей коммерческую тайну, может быть предоставлено на основании гражданско-правового договора, заключенного между уполномоченным органом и субъектом ГИС ТЭК – обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне». При этом согласно статье 6 Федерального закона от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, по мотивированному требованию органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления предоставляет им на безвозмездной основе информацию, составляющую коммерческую тайну. Обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, а также органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, получившие такую информацию по мотивированному требованию, обязаны предоставить эту информацию по запросу судов, органов предварительного следствия, органов дознания по делам, находящимся в их производстве, в порядке и на основаниях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.

Какие существуют механизмы контроля субъектов за соблюдением режима конфиденциальности информации в ГИС ТЭК?

Законодательством Российской Федерации не предусмотрены специальные механизмы контроля субъектов ГИС ТЭК за соблюдением конфиденциальности информации в ГИС ТЭК. Контроль соблюдения требований о защите информации в Минэнерго России и в привлеченных им в соответствии с законодательством Российской Федерации организациях (ФБГУ «РЭА» Минэнерго России) в целом осуществляется ФСТЭК России в форме плановых и внеплановых проверок. Кроме того, в отношении аналитической информации применяются те же правила ограничения доступа к информации, что и к информации, непосредственно предоставленной субъектами ГИС ТЭК. То есть такая информация является информацией ограниченного доступа, за исключением информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами, а также информации, включенной в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации.

Какая ответственность установлена за неправомерный доступ и использование конфиденциальной информации в ГИС ТЭК?

Статьей 13.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом (за исключением случаев, если разглашение такой информации влечет уголовную ответственность), лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей. Ответственность за незаконные разглашение или использование сведений, составляющих коммерческую тайну, без согласия их владельца лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе, предусмотрена частями 2 ˗ 4 статьи 183 Уголовного кодекса Российской Федерации, а за неправомерный доступ к компьютерной информации статьей 272 Уголовного кодекса Российской Федерации. Гражданским законодательством предусмотрена возможность привлечения к гражданско-правовой ответственности за вышеуказанные правонарушения, а трудовым законодательством – к дисциплинарной ответственности. Порядок привлечения к ответственности за указанные правонарушения предусмотрен соответствующим процессуальным законодательством.

Какой перечень аналитической информации будет формироваться в ГИС ТЭК на основе предоставляемой информации от компаний?

Перечень аналитической информации размещен на официальном сайте ГИС ТЭК.

Какие документы будут подготавливаться на основе информации, содержащейся в ГИС ТЭК и кто будет их пользователями?

Состав документов, которые могут быть подготовлены Минэнерго России с использованием ГИС ТЭК, в том числе на основании поручений Правительства Российской Федерации и запросов Аппарата Правительства Российской Федерации и Администрации Президента Российской Федерации, информационно-аналитические материалы, не отличается от состава документов, подготовка которых осуществляется Минэнерго России в рамках текущей деятельности. Для обеспечения конфиденциальности информации ограниченного доступа, содержащихся в таких документах, Минэнерго России распространяет на них режим служебной тайны и проставление грифа «для служебного пользования».

Где и как получить ЭЦП?

Как узнать по каким формам отчитываться?

Перечень форм предоставления информации и организаций, участвующих в опытной эксплуатации приведен в приложении Б Программы и методики опытной эксплуатации ГИС ТЭК, утвержденной Приказом Минэнерго № 478 от 15.05.2019 г.

Как подписать документ в системе ГИС ТЭК с помощью подписи ЭЦП?

Через вкладку онлайн заполнение или ИМПОРТ опубликовать макет. Через вкладку ИМПОРТ войти в нужный макет или вверху нажать «СПИСОК ФОРМ ДЛЯ ПОДПИСАНИЯ». Выбрать нужный макет и нажать кнопку ПОДГОТОВИТЬ к ПОДПИСИ. Далее с использованием ключа подписи и плагина (например CRIPTO PRO csp) подписать.

Какие требования для электронной цифровой подписи для передачи данных в ГИС ТЭК?

Электронная цифровая подпись должна соответствовать ГОСТам: ГОСТ Р 34.10-2012, ГОСТ 34.10-2018. На время опытной эксплуатации допустимо предоставление информации без электронной цифровой подписи.

Каким образом должно осуществляться взаимодействие с ГИС ТЭК в автоматическом режиме?

На сегодняшний день существует только вариант загрузки с использованием формата XML. Вопрос прямого взаимодействия систем возможен только с системами, аттестованными по безопасности не ниже чем ГИС ТЭК. Загрузка XML файлов осуществляется через интерфейс ИМПОРТ личного кабинета с учетом предоставленных пользователю доступов.

Кто будет иметь доступ к информации?

Субъект ГИС ТЭК в объеме представляемой им информации. Сотрудники Минэнерго России в соответствии с объемом прав доступа. Сотрудники ФГБУ «РЭА» Минэнерго России в соответствии с объемом прав доступа.

Предложение исключить формы или показатели

Формы предоставления информации проектировались исходя из потребностей Минэнерго России в информационно-аналитической информации. Наименование граф, состав показателей утверждается Минэнерго России.

Как обеспечена безопасность ГИС ТЭК?

В ГИС ТЭК создана и работает подсистема защиты информации. ГИС ТЭК аттестована ФСТЭК на соответствие требованиям по безопасности информации.

Куда мне обратиться если возникнут вопросы?

По всем интересующим Вас вопросам Вы можете обращаться в службу поддержки по номеру +7(495)790-78-33 или написав письмо на help@gis-tek.ru.

Где можно посмотреть обучающие материалы?

Для просмотра обучающих материалов в разделе помощи необходимо выбрать пункт меню «Обучающие материалы».

Как мне перейти в раздел отчёты и статистика?

Отчеты доступны в разделе «АНАЛИТИКА» общедоступной части портала, а также в разделе «Отчеты и статистика» в Личном Кабинете пользователя.

Как зарегистрироваться на портале ГИС ТЭК?

Необходимо заполнить форму в разделе «РЕГИСТРАЦИЯ» и отправить ее на рассмотрение. Раздел позволяет отслеживать статус заявки по ее номеру.

Как работает ГИС ТЭК?

На странице «О ГИС ТЭК» представлена схема ключевых процессов ГИС, а также дано краткое описание решаемых задач.

Источник

ГИС ТЭК Государственная информационная система топливно-энергетического комплекса

Содержание

Назначение ГИС ТЭК

ГИС ТЭК предназначена для сбора, хранения и обработки информации о состоянии топливно-энергетического комплекса страны и состоит из отраслевых и интеграционного сегментов. ГИС ТЭК необходима для обеспечения информационной поддержки принятия и реализации управленческих решений в сфере ТЭК, анализа специалистами Минэнерго и Российского энергетического агентства (РЭА) тенденций развития отрасли, составления прогнозов и планирования мероприятий.

Модель и сценарий работы

Что такое гис тэк и для чего он нужен. Смотреть фото Что такое гис тэк и для чего он нужен. Смотреть картинку Что такое гис тэк и для чего он нужен. Картинка про Что такое гис тэк и для чего он нужен. Фото Что такое гис тэк и для чего он нужен

Что такое гис тэк и для чего он нужен. Смотреть фото Что такое гис тэк и для чего он нужен. Смотреть картинку Что такое гис тэк и для чего он нужен. Картинка про Что такое гис тэк и для чего он нужен. Фото Что такое гис тэк и для чего он нужен

Ход создания

2020: Арестован замглавы Минэнерго. Создание ГИС ТЭК вылилось в уголовные дела

У заместителя министра энергетики Анатолия Тихонова, заместителя гендиректора ФГБУ «Российское энергетическое агентство» (ФГБУ РЭА) Минэнерго Игоря Кожуховского и ряда других чиновников 9 сентября 2020 года прошли обыски в рамках уголовного дела о предлагаемом мошенничестве в особо крупных размерах.

Анатолий Тихонов, который курирует в Минэнерго развитие цифровых технологий в отраслях ТЭК, был доставлен на допрос в центральное здание Следственного комитета России, и после проведения следственных действий задержан. По данным источников «Коммерсанта», уже в среду, 9 сентября 2020 г., в Басманный суд поступит ходатайство следствия об избрании ему меры пресечения. Игорь Кожуховский после обыска остался дома, поскольку он проходит амбулаторное лечение от коронавируса.

Ввод в эксплуатацию первой очереди ГИС ТЭК

13 ноября 2019 года компания «Форсайт» сообщила, что приказом Минэнерго России введена в эксплуатацию первая очередь государственной информационной системы топливно-энергетического комплекса (ГИС ТЭК). По завершении опытной эксплуатации первой очереди ГИС ТЭК в Минэнерго России в период с середины сентября 2019 года проводились приемочные испытания системы, которые к ноябрю 2019 года успешно завершены. В соответствии с этим Комиссией по созданию и вводу в эксплуатацию ГИС ТЭК, в состав которой входят представители заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, компаний ТЭК и экспертного сообщества, было принято единогласное решение о готовности первой очереди системы к вводу в эксплуатацию.

Ключевое назначение ГИС ТЭК – оперативное обеспечение органов власти и компаний ТЭК достоверной информацией, аналитикой и прогнозами на ее основе, обеспечивающей выработку и реализацию эффективных управленческих решений на различных уровнях.

Компания «Форсайт» занимается разработкой аналитической подсистемы ГИС ТЭК. Аналитическая подсистема позволяет автоматизировать процессы хранения, консолидации, классификации и структурирования информации по всем направлениям ТЭК, обработку данных о состоянии и прогнозе развития отрасли, процессы моделирования и прогнозирования социально-экономических явлений в сфере ТЭК, формирование аналитической отчетности, а также планирование и мониторинг мероприятий ТЭК.

Аналитическая подсистема ГИС ТЭК будет доработана на основе отечественного ПО

Аналитическая подсистема государственной информационной системы топливно-энергетического комплекса (ГИС ТЭК) будет доработана с использованием исключительно отечественного программного обеспечения. Для реализации этой масштабной задачи Российское энергетическое агентство (РЭА) заключило договор с российской компанией «Форсайт», одержавшей победу в аукционе на право выполнения соответствующих работ. Таким образом, российские производители продемонстрировали готовность предоставить программные продукты, не уступающие по своему функционалу зарубежным аналогам.

Что такое гис тэк и для чего он нужен. Смотреть фото Что такое гис тэк и для чего он нужен. Смотреть картинку Что такое гис тэк и для чего он нужен. Картинка про Что такое гис тэк и для чего он нужен. Фото Что такое гис тэк и для чего он нужен

Доработка аналитической подсистемы ГИС ТЭК проводится в соответствии с курсом Правительства РФ на импортозамещение ПО и призвана предупредить возможные санкционные риски в данном секторе. Аналитическая подсистема позволит автоматизировать процессы хранения, консолидации, классификации и структурирования информации по всем направлениям ТЭК, обработку данных о состоянии и прогнозе развития отрасли, процессы моделирования и прогнозирования социально-экономических явлений в сфере ТЭК, формирование аналитической отчетности, а также планирование и мониторинг мероприятий ТЭК. В рамках проекта будет обеспечена интеграция аналитической подсистемы в структуру ГИС ТЭК.

План мероприятий по завершению разработки и вводу в эксплуатацию ГИС ТЭК утвержден министром энергетики РФ Александром Новаком в феврале 2018 г. Согласно Федеральному закону № 382-ФЗ, ввод ГИС ТЭК в эксплуатацию должен быть осуществлен до 1 января 2020 года.

РЭА Минэнерго не может вернуть 47 млн за нерабочую СХД

Была ли в итоге собрана эта СХД, CNews выяснить не удалось. Теоретически у РЭА для этого есть неполный комплект оборудования IBM и порядка 24 млн руб. вернувшихся по контракту от гаранта сделки с ИССБ — АКБ «Держава».

В пресс-службе РЭА не смогли прояснить CNews ситуацию в течение двух дней. Связаться для каких-либо комментариев с ИССБ также не представилось возможным — у компании отсутствует интернет-сайт с контактной информацией. Новых масштабных тендеров РЭА по тематике СХД для ГИС ТЭК редакции обнаружить на сайте госзакупок не удалось.

Тендер на поставку вышеупомянутой СХД для ГИС ТЭК компания ИССБ выиграла в октябре 2015 г. При стартовой цене контракта в 80 млн руб. ее предложение составило 70,5 млн руб. В финале его соперниками безуспешно выступили «Линкком-сервис» и «Инлайн груп».

Отметим, что процедура прошла с многочисленными пробуксовками. На этот тендер в ФАС в общей сложности поступило семь жалоб — от ИССБ, «Кауфман, Романов и партнеры», а также «Крафвея» и «Техносерва», которые изначально также претендовали на контракт. Участники обжаловали отклонение их заявок (а изначально РЭА отказало вообще всем), а также оспаривали уже, казалось бы, подведенные итоги закупки — на первых, переигранных позже, торгах победил «Линкком-сервис», почти не снизив начальную цену.

Завершить поставку оборудования фирмы IBM для СХД по условиям контракта ИССБ должна была до 13 января 2016 г. Поставка и приемка были осуществлены 22 декабря 2015 г., после чего подрядчик получил все причитающиеся ему деньги. Далее госзаказчик обнаружил, что принятый им товар не соответствует спецификации (собрать из дисков СХД невозможно) и 5 февраля 2016 г. решил расторгнуть контракт в одностороннем порядке, потребовав обратно его полную стоимость (70,5 млн руб.) и штраф в 704,5 тыс. руб.

Счетная палата проверила ГИС ТЭК

Как можно заключить из доклада директора Департамента Счетной палаты по экспертно-аналитической и контрольной деятельности в области расходов федерального бюджета на ТЭК, транспорт, дорожное хозяйство Олега Чернявского, всю ответственность за срыв проекта ведомство склонно возлагать на РЭА и на Минэнерго. На возможность ненадлежащего исполнения своих обязательств подрядчиком агентства чиновник ни разу не указывает.

Список претензии к госзаказчику

Объем бюджетных ассигнований, направленных Минэнерго на создание ГИС ТЭК в период 2014-2016 гг., составил 968,1 млн, говорится в докладе. Планы информатизации Минэнерго утверждались с превышением установленных Минкомсвязи сроков, и эти планы не в полной мере соответствовали установленным формам. «Кроме того, в план информатизации Минэнерго на 2014 г. мероприятия по созданию ГИС ТЭК не включались, хотя финансирование их осуществлялось», — отмечается в сообщении Счетной палаты.

В 2014-2016 гг. в отсутствие утвержденных планов информатизации агентством принято обязательств по созданию ГИС ТЭК на общую сумму p862,3 млн. руб. Из-за некачественного планирования расходов и нарушения сроков на конец 2014 г. образовался остаток бюджетных средств в p357 млн. (69% выделенного объема). В 2015 г. остаток составил более 10% от годового объема.

«Планирование бюджетных ассигнований на эксплуатацию ГИС ТЭК осуществлялось Минэнерго без учета фактических сроков ее создания, — отмечают чиновники. — В результате ассигнования на эксплуатацию в сумме p271,9 млн, предусмотренные в федеральном бюджете на 2016 г., по целевому назначению не использовались и в конце года в полном объеме были перераспределены».

РЭА в ходе проекта не было обеспечено качественное проведение закупочных процедур. Из-за этого их участниками подавались многочисленные жалобы в ФАС на нарушения положений закона «О контрактной системе». «Некачественное составление аукционной документации, а также ненадлежащая приемка привели к поставке оборудования, непригодного для создания информационной системы, — гласит заключение Счетной палаты. — Например, при приемке системы хранения данных резервирующего контура стоимостью 70,5 млн не было выявлено его несоответствие заявленным требованиям. Указанное несоответствие было выявлено только при проведении дополнительной экспертизы. Отсутствие указанного оборудования не позволяет обеспечить функционирование ИС в полном объеме. К настоящему времени за счет банковской гарантии возмещены расходы на приобретение вышеуказанного оборудования только на 24 млн из 70 млн».

Также чиновники считают, что планирование закупок производилось без учета фактических сроков реализации мероприятий. Например, сроки проведения конкурса на создание подсистемы защиты информации не учитывали степень реализации других мероприятий по созданию системы. Это привело к превышению общего срока окончания работ по договору на 130 дней.

Работа над ГИС ТЭК не обеспечила создание всех необходимых условий для ее эксплуатации. Так, распоряжением Правительства определен перечень подлежащих утверждению Минэнерго форм предоставления субъектами системы ТЭК информации для их включения в данную систему. Однако Минэнерго данная работа должным образом не организована. За три с лишним года после подписания распоряжения Правительства, касающегося форм предоставления в ГИС инфформации, Минэнерго было утверждено только 100 из 622 таких форм.

Кроме того, РЭА не была обеспечена подготовка необходимого числа администраторов и пользователей системы. При установленном показателе 1,5 тыс. человек фактически подготовлен 571 — 38%. «При этом Минэнерго проверки соблюдения условий Соглашения непосредственно в агентстве не проводило», — говорится в заключении.

Так же РЭА нарушались требования инструкции по применению единого плана счетов при отражении в бухгалтерском учете отдельных фактов хозяйственной жизни. Например, по учету не отражены объекты интеллектуальной собственности, созданные в рамках НИОКР по созданию системы ТЭК. Решений об их оценке агентство не принимало.

Резюме Счетной палаты

«Необходимо отметить, что оценить эффективность использования бюджетных средств на создание информационной системы в настоящее время не представляется возможным в связи с тем, что она не введена в эксплуатацию. Вместе с тем отмеченные недостатки и низкий уровень исполнительской дисциплины негативно влияют на эффективность и результативность бюджетных расходов», — подводит итоги проверки Олег Чернявский.

Запуск ГИС ТЭК просрочен на полтора года. «Ланит» и Минэнерго обменялись исками на сотни миллионов

Речь идет о системе, предназначенной для автоматизации сбора, обработки, хранения и распространения информации о состоянии и прогнозе развития топливно-энергетического комплекса России.

Ситуация с задержкой привела к тому, что 19 января 2017 г. РЭА подало в Арбитражный суд Москвы иск к «Ланиту» о взыскании неустойки в виде пени по вышеупомянутому договору в размере p273,5 млн.

В пресс-службе «Ланита» сообщил CNews, что с точки зрения компании причины временных задержек в основном находились в организационной плоскости, поэтому требования искового заявления заказчика «Ланит» считает необоснованными. На основании этого компания подала к РЭА встречный иск. Его сумму в «Ланите» не раскрывают, однако она со дня на день станет достоянием общественности после публикации судом соответствующих документов.

Первое заседание суда состоялось 27 марта 2017 г. По данным пресс-службы «Ланита», по его итогам два иска были объединены в одно делопроизводство, а новые судебные слушания назначены на 26 мая 2017 г.

В каком состоянии ГИС: комментарии «Ланита» и Минэнерго

Отвечая на вопросы CNews о том, в каком состоянии пребывает проект ГИС ТЭК, в департаменте внешних связей РЭА Минэнерго подготовили ответ, консолидированный с «Ланитом». Из него следует, что календарный план к договору определял 17 этапов выполнения работ. «Шестнадцать из них завершены — подписаны акты сдачи-приемки», — заверяют заказчик и исполнитель.

Далее партнеры сообщают, что при разработке системы было решено отказаться от использования лицензионного ПО в пользу софта, разработанного на базе открытого исходного кода. «Это позволило снизить стоимость поддержки, обеспечило независимость от зарубежных поставщиков и возможность проводить техническую поддержку программного обеспечения ГИС ТЭК силами отечественных ИТ-специалистов», — говорится в письме.

По заверению сторон, в настоящий момент разработка ГИС ТЭК и ее опытная эксплуатация завершены. Ведутся приемо-сдаточные испытания, которые прописаны в 17 этапе: проверка всей выполненной работы на соответствие госконтракту и связанным нормативным актам. Проверяется каждое требование ТЗ, тестируется каждая функция, фиксируются и устраняются замечания заказчика. Запустить систему в промышленную эксплуатацию заказчик планируется в 2017 г.

Причины задержки проекта

В рамках того же консолидированного комментария в РЭА и «Ланите» утверждают, что сроки реализации проекта увеличились, поскольку возникали неочевидные на этапе конкурсных процедур трудности.

«Выяснилось, что существующая нормативная база требует значительной переработки и актуализации, — заверяют стороны. — В частности, распоряжение Правительства от 26 декабря 2013 г. № 2556-р не отражает как реальных потребностей Министерства энергетики в предоставляемой с помощью системы информации, так и возможностей субъектов предоставлять эту информацию. Это привело к необходимости проведения дополнительных работ по актуализации нормативной базы и переработке системы».

Также, по утверждению партнеров, на увеличение сроков сказались сложности в организации совместной работы и в синхронизации действий большого числа участников процесса. «Над проектом работали 12 департаментов Минэнерго, десятки субъектов ТЭК — поставщиков данных и сторонние организации, каждый из которых имел свое мнение, — говорится в письме. — Помимо этого, было решено продлить опытную эксплуатацию ГИС ТЭК до декабря 2016 г., так как РЭА и Минэнерго посчитали недостаточным продолжительность законтрактованной опытной эксплуатации системы».

В итоге акты сдачи-приемки работ не были подписаны в установленные календарным планом сроки. «Поэтому РЭА, руководствуясь постановлением Правительства от 25 ноября 2013 года № 1063, рассчитал пени и подал иск в арбитражный суд Москвы, требуя взыскать с `Ланита` полученную в результате расчета сумму, высказав тем самым претензии только к срокам выполнения работ», — завершается письмо ремаркой РЭА.

Ход проекта

По сведениям издательства CNews, компания «Ланит» не сумела в срок выполнить проектные работы. По условиям договора, к 1 октября 2015 года система должна быть готова, но на 23 ноября 2015 года она не передана заказчику — Федеральному государственному бюджетному учреждению «Российское энергетическое агентство» (РЭА) Министерства энергетики.

Роман Щербов, сообщил CNews о процессе опытной эксплуатации, которую проходит ГИС. Принять ее у «Ланита» и передать в Минэнерго РЭА рассчитывает в декабре 2015 года.

Что такое гис тэк и для чего он нужен. Смотреть фото Что такое гис тэк и для чего он нужен. Смотреть картинку Что такое гис тэк и для чего он нужен. Картинка про Что такое гис тэк и для чего он нужен. Фото Что такое гис тэк и для чего он нужен

Виктор Серебряков, директор департамента комплексных проектов «Ланита», объяснил CNews причины переноса сроков исполнения контракта:

— В ходе обследования существующей в контексте будущей работы ГИС ТЭК нормативной базы выяснилось, что она требует значительной переработки и актуализации. В частности, распоряжение Правительства от 26 декабря 2013 г. № 2556-р не отражает, как текущих потребностей министерства в информации, так и возможностей субъектов предоставлять эту информацию. Это привело к необходимости проведения дополнительных работ. Помимо этого, РЭА расширила объемы проводимой опытной эксплуатации, как по составу субъектов и номенклатуре собираемой информации, так и по ее продолжительности. Уверен, что увеличение объемов опытной эксплуатации и ступенчатый ввод в постоянную эксплуатацию — хорошее решение, которое поможет сделать процесс перехода всех субъектов ТЭК на новую систему более планомерным и продуктивным.

— По контракту «Ланит» должен осуществить подготовку проектов приказов, регулирующих порядок сбора форм информации в ГИС ТЭК. Минэнерго предстоит их утвердить и отправить на регистрацию в Минюст.

По мнению Серебрякова, будучи в опытной эксплуатации, система собирает данные от «пилотных» субъектов ТЭК России, закрепленные в федеральном законе №382-ФЗ от 3 декабря 2011 года. Для последующего сопровождения и эксплуатации системы на базе РЭА Минэнерго формируется организационно-штатная структура.

— ГИС готова к сбору данных от тысяч отраслевых компаний, реализованы все формы предоставления информации в соответствии с действующим распоряжением Правительства от 26 декабря 2013 г. № 2556-р, а это более 600 форм. Такое количество одновременно собираемой информации является уникальным решением для отрасли. Функционирует аналитическое хранилище, а также обеспечена возможность гибкого построения отчетности на имеющихся данных.

Согласно заявлению подрядчика, в проекте использовано ПО на основе открытого исходного кода, что по мнению разработчиков позволит снизить стоимость поддержки, обеспечить независимость от зарубежных поставщиков и делает возможным оказание технической поддержки комплекса силами российских ИТ-специалистов.

Планы проекта

Начало опытной эксплуатации части сегментов ГИС ТЭК запланировано на середину 2015 года. Интеграционный сегмент планировалось сдать в эксплуатацию в октябре 2015 года, отраслевые сегменты — до конца 2015 года.

Как сообщил изданию CNews Роман Щербов, директор проекта ГИС ТЭК в РЭА Минэнерго, окончательный состав участников намеченного пилотного внедрения ГИС ТЭК и опытной эксплуатации системы на 17 октября 2014 года не был определен, но к этой дате ряд электро-энергетических и вертикально интегрированных нефтяных компаний заявили о своем желании участвовать в пилотном проекте.

Создание рабочей модели ГИС ТЭК

В декабре 2014 года, спустя примерно месяц с момента заключения договора с РЭА, «Ланит» уже сообщила о создании рабочей модели ГИС ТЭК, которая позволит протестировать основные функции и алгоритмы обработки данных, технологические решения по различным компонентам системы.

Модель содержит в себе блоки нормативно-справочной информации, средств сбора и загрузки данных, внутренней и внешней интеграции, информационный портал, аналитические отчеты.

В «Ланите» рассказывают, что после утверждения модели заказчиком на ее основе и с использованием протестированных технологических решений будет вестись разработка полнофункциональной версии системы, которая при выходе в производственный режим позволит собирать и обрабатывать данные из 700-800 разных источников общим объемом более 1Тб в год.

Моделированию системы предшествовали обследование процессов сбора, обработки и предоставления данных, анализ состояния информационных потоков, потребностей основных пользователей информации, уточнение состава функций системы и анализ существующих средств автоматизации. Были подготовлены и переданы заказчику проекты нормативных актов, регулирующих создание и применение системы, частные технические задания на разработку ее отдельных сегментов, добавили в «Ланите».

Торги

Начальная (максимальная) цена лота устанавливалась как 700 млн руб. Максимальную цену запросила «Крок» (665 млн руб.), минимальную — R-Style (590 млн руб.). «Ланит» подряжалась выполнить работу за 607 млн руб., Университет нефти и газа им. И. М. Губкина (в консорциуме с ним выступила компания «Прогноз») — за 630 млн руб., «Информзащита» — за 645 млн руб.

По результатам рассмотрения заявок 16 октября 2014 года, победу одержала «Ланит»:

Выбор подрядчика

В ноябре 2014 года РЭА Минэнерго по итогам открытого конкурса подписало с «Ланитом» договор на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию ГИС ТЭК.

Помимо «Ланита» в конкурсе также участвовали следующие компании: R-Style, «Крок», «Информзащита» и Российский государственный университет нефти и газа им. И.М. Губкина.

Заявка университета была признана не соответствующей закону о контрактной системе из-за того, что документы были поданы от двух организаций, в то время как непосредственно вуз не имеет лицензий, необходимых для выполнения работ. «Кроку» было отказано в борьбе за тендер по той причине, что в его заявке не был указан конкретный срок исполнения контракта. После оценки документации оставшихся претендентов наивысший рейтинг получила «Ланит» — 58,47 балла.

Результаты конкурса стали предметом двух разбирательств в московском управлении ФАС, которые закончились отклонением жалоб компании R-Style и РГУ нефти и газа им. И. М. Губкина. Решения ФАС подтвердили, что конкурс был проведен в соответствии с законом, и конкурсная комиссия РЭА не допустила никаких нарушений при выборе победителя.

2011: Подготовка

3 декабря 2011 года был принят ФЗ о ГИС ТЭК, а в период с 2012 по 2014 годы утвержден ряд нормативных правовых актов, регулирующих основные этапы ее создания и внедрения.

В Минэнерго была образована комиссия по созданию и вводу в эксплуатацию ГИС ТЭК, в состав которой вошли представители аппарата правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти и заинтересованных организаций.

Основные работы по созданию и внедрению ГИС ТЭК в 2014-2015 годах реализовываются на базе РЭА Минэнерго в соответствии с выделенной из средств федерального бюджета субсидией.

30 июля 2014 года в Минэнерго состоялось заседание комиссии по созданию и вводу в эксплуатацию ГИС ТЭК, по итогам которого был утвержден предложенный РЭА план создания ГИС ТЭК, предусматривающий ввод системы в эксплуатацию в октябре 2015 года.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Что такое гис тэк и для чего он нужен. Смотреть фото Что такое гис тэк и для чего он нужен. Смотреть картинку Что такое гис тэк и для чего он нужен. Картинка про Что такое гис тэк и для чего он нужен. Фото Что такое гис тэк и для чего он нужен