Что такое неформальные молодежные объединения

Неформальные молодежные организации

Вы будете перенаправлены на Автор24

Неформальные молодежные организации

Неформальные молодежные организации формируются спонтанно. Социальные связи и взаимоотношения в них формируются под воздействием социокультурной среды в процессе деятельности их членов для достижения какой-то определенной цели. Стоит отметить, что цель в неформальной группе часто бывает не совсем понятна всем ее членам.

Различные неформальные молодежные объединения являются сегодня очень актуальной проблемой, поскольку очень большое количество подростков переходят в неформальные организации из-за того, что им нравятся атрибуты «неформальности», независимости. Кроме того, спонтанное, неконтролируемое взаимодействие молодых людей в неформальных группах очень опасно из-за опасности возникновения асоциального поведения. Чтобы понять молодых людей из неформальных молодежных объединений, необходимо хорошо изучить историю и причины появления таких групп, а также пути их развитие. И только после этого можно будет формировать к ним какое-то свое отношение и продумывать способы и средства для воспитательного воздействия на них.

Их появление связано с отказом молодежи от социально-экономических систем, общественных и духовных норм, ценностей своих стран. Можно сказать, что это некий протест, направленный против уже сложившихся и существующих правил и порядков, а также поиск наиболее справедливых, правильных, подходящих и достойных форм и способов существования человека.

Многие эксперты видят одной из причин появления неформальных объединений резкие изменения, связанные с НТП, урбанизацией всего населения.

В данных условиях процесс социализации в семье теряет силу воздействия на того или иного подростка и определенные типы неформальных объединений, клубы привлекают тех несовершеннолетних, которые не могут войти в структуру окружающего сообщества. Такие факторы, как влияние иностранной культуры и моды, также играют важную роль.

Принадлежность к группе мотивируется большой надеждой найти в ней полное или хотя бы частичное удовлетворение своих личных запросов. Небольшая группа способна удовлетворять намного больше потребностей индивида. Если сумма удовлетворения, полученного в той или иной группе, снижается до минимального уровня, то человек практически сразу покидает ее.

Готовые работы на аналогичную тему

Исследователи провели анализ всех существующих причин вступления и участия подростков в различных неформальных организациях. Это:

Подростки и молодежь должны быть вовлечены в деятельность, «отвлекающую» от бесцельного времяпровождения, организацию различных развивающих (социализирующих) действий и общения, создание среды социализации личности.

Виды неформальных молодежных организаций

Неформальные молодежные объединения классифицируются следующим образом:

Такие групповые привычки называются неформальными групповыми нормами. Механизм, который контролирует соблюдение таких стандартов, называется групповым давлением.

По социально-правовому критерию действующие сегодня неформальные молодежные объединения делятся на:

Существенную роль в решении социальных проблем молодежи могут сыграть неформальные группы, члены которых находятся в определенных социально-психологических, неформальных дружеских отношениях. Вступление в неформальные группы может способствовать более эффективному преодолению трудных жизненных ситуаций, с которыми часто сталкиваются дети, подростки, юноши и девушки.

Источник

Неформальные молодежные объединения

Что такое неформальные молодежные объединения. Смотреть фото Что такое неформальные молодежные объединения. Смотреть картинку Что такое неформальные молодежные объединения. Картинка про Что такое неформальные молодежные объединения. Фото Что такое неформальные молодежные объединения Татьяна Марар
Неформальные молодежные объединения

1 слайд ТЕМА: Неформальные молодежные объединения детские шалости или группы риска

2 слайд. Неформальные молодежные объединения — это самодеятельные молодежные объединения, инициативы. Они образуются стихийно.

Одной из базовых потребностей подросткового возраста является стремление группироваться со сверстниками для общения и совместной деятельности. Удовлетворяя ее, подростки объединяются в неформальные группы, принадлежность к которым – практически обязательный элемент процесса социализации в этом возрасте.

Видео-опрос на улице (фильм)

Существует ряд молодёжных общественных группировок (организаций) позитивной направленности. Все они имеют большие воспитательные возможности, в последнее время резко возросло число неформальных детских и молодёжных объединений самой различной ориентации (политической, экономической, идеологической, культурологической); среди них немало структур с ярко выраженной антисоциальной направленностью.

За последние годы в нашу речь влетело и укоренилось в ней теперь уже знакомое слово «неформалы».

Неформалы – это те, кто не вписываются в привычные правила поведения. Стремятся жить в соответствии со своими собственными, а не чужими, навязываемыми извне интересами.

Особенностью неформальных объединений является добровольность вступления в них и устойчивый интерес к определенной цели, идее.

Вторая особенность этих групп – соперничество, в основе которого лежит потребность самоутверждения. Подросток стремиться сделать что-то лучше, чем другие, опередить в чем-то даже самых близких ему людей. Это приводит к тому, что внутри молодежные группы неоднородны, состоят из большого числа микрогруппировок, объединяющихся на основе симпатий и антипатий.

Они очень разные – ведь многообразны те интересы и потребности, ради удовлетворения которых тянутся друг к другу, образуя группы, течения, направления. Каждая такая группа имеет свои цели и задачи, иногда даже программы, своеобразные «правила членства» и моральные кодексы.

3 слайд Причины участия подростков в неформальных объединениях

Первостепенная причина ухода подростков в неформалы – это потребность в друзьях, конфликты дома или в школе, протест против формализма взрослых, поиск смысла существования.

4 слайд. Особенности неформальных объединений

1. Стремление быть самим собой лишь первое из них. Это именно стремление при отсутствии умения быть самим собой. Подросток озабочен поиском смысла «Я», отделением себя «истинного» от себя «неистинного», определением своего предназначения в жизни – настойчиво увлекает на путь поиска чего-то необычного. А определить это необычное очень просто. Если взрослые не запрещают – это дело обычное и потому скучное. Если запрещают – вот он, тот самый сладкий плод.

2. Зарождение и поддержание. Он начинает подрожать тем с кем находится в контактах. Зарождение и поддержание облегчают задачу выделение из окружающей среды — ломать голову приходится только первым. Остальные же, как послушное стадо, идут следом.

3. Стадный инстинкт. Групповым он кажется лишь внешне. Глубинно, психологически это стадное поведение. И пусть стремление выделиться, обрести автономность и независимость носит индивидуальный характер – одному выделиться трудно. А в куче – легче. Заражение и подражание, наслаиваясь на индивидуалистическое стремление к выделению, искажает цель, ради которой подросток предпринимает неформальные действия, в итоге не выделяет, а растворяет подростка в толпе себе подобных. Подавляющее большинство неформальных группировок держаться не на сознательном единстве – это бывает у подростков редко, а на одинаковости одиночества входящих в нее членов.

Непременный атрибут почти любого стада и одновременно еще одно слагаемое психологии данного типа – наличие конкурентов, оппонентов, недоброжелателей и даже врагов.Ими могут стать практически кто угодно: подростки с соседнего двора, и поклонники иной музыки, и просто взрослые. Тут действуют все те же выделения и обособление, но уже не на индивидуальном, а групповом уровне. Не соглашаясь с миром взрослых, подросток приходит в неформальную группировку, и его стихийный протест начинает распространяться и на других неформалов. «Врагов» может быть очень много.

Поддержание образа врага — одно из условий существования подобных групп.

Неформальность по природе своей носит двойственный, активно-реактивный характер. С одной стороны, это во многом естественный выплеск энергии молодости. С другой стороны, мы сами же часто провоцируем на то, чтобы эта энергия направлялась в не лучшую сторону. Запрещая даже то, что полезно и выгодно обществу, мы приводим их в недоумение и подталкиваем к слепому протесту в явно негативных формах.

4. Завышение притязания. Это то самое «потребительство», которое столь часто ставится молодым в вину. Гласность и открытость позволяет сравнивать нашу жизнь с западной, а затем и громко выражать результаты этого нелесного для нас сравнения.

5слайд Признаки включения подростков в неформальные объединения.

-Меняется круг общения подростка, появляются новые друзья, использующие жаргон, имеющие специфические клички, татуировки.

-Подросток становится скрытным, часто говорит неправду.

-Старается разговаривать по телефону в отсутствие родителей, перемещая телефон в другую комнату или прикрывая трубку ладонью.

-Поздно возвращается домой и не желает вступать в контакт, объяснять причины своих поступков, или делает это с насмешкой или «издевкой».

-Из дома исчезают вещи и деньги или обнаруживаются деньги, чужие вещи.

-Родители узнают о существующих долгах ребенка перед родственниками, знакомыми.

-В доме появляются и хранятся вне поля зрения взрослых ножи, кастеты, газовые баллончики, иные предметы якобы для самообороны.

-Возникает ощущение, что ребенком, его действиями руководят. \

Виды молодёжных группировок

Существует множество молодёжных группировок. Мы расскажем о нескольких из них.

6 слайд. Неформальные группировки в спорте.

1. Ведущие представители данного течения — знаменитые футбольные фанаты. Проявив себя как массовое организованное движение, спартаковские болельщики 1977 года стали основоположниками неформального течения, которое ныне распространено и вокруг других футбольных команд, и вокруг иных видов спорта.

Сегодня в целом это достаточно хорошо организованные группировки, отличающиеся серьезной внутренней дисциплиной. Входящие в них подростки, как правило, хорошо разбираются в спорте, в истории футбола, во многих его тонкостях. Их лидеры решительно осуждают противоправное поведение, выступают против пьянства, наркотиков и других негативных явлений, хотя в среде фанатов подобные вещи встречаются. Бывают и случаи группового хулиганства со стороны фанатов, и скрытый вандализм. Вооружены эти неформалыдовольно воинственно: деревянные палки, металлические пруты, резиновые дубинки, металлические цепи и т. д.

Внешне фанатов легко различить.

Спортивные шапочки цветов любимых команд, джинсы или спортивные костюмы, футболки с эмблемами «своих» клубов, кроссовки, длинные шарфы, значки, самодельные плакаты с пожеланиями успехов тем, за кого они болеют. Они легко отличаются друг от друга по этим аксессуарам, собираясь перед стадионом, где обмениваются информацией, новостями о спорте, определяют сигналы, по которым будут скандировать лозунги в поддержку своей команды, разрабатывают планы других действий.

7 слайд. 2. Скинхеды.

Неофашисты (скинхэды): Имя этому чудовищу – фашизм, названный историей «коричневой чумой». Во многих странах мира появляются молодежные организации фашистского толка или, так называемые, неофашисты.

Новый виток развития этого движения был обозначен уже бритыми наголо головами, армейскими ботинками и нацистской символикой. На улицах появились толпы «скинхэдов» с татуированной свастикой на лицах, скандирующие «Зиг, хайль!». Практически во всех странах мира «скинхеды» предпочитают заброшенные места. Там «бритоголовые» встречаются, принимают новых сочувствующих в ряды своей организации, проникаются националистическими идеями, слушают музыку. Об основах учения «скинов» говорят и надписи,весьма обычные в местах их обитания: Россия – для русских! Москва – для москвичей! У «скинов» есть четкая иерархия. Существует «низший» эшелон и «высший» – продвинутые «скины», имеющие отличное образование. «Непродвинутые скины» это в основном подростки 16-19 лет. Любой из прохожих может быть избит ими до полусмерти. Повод к драке не нужен.

Несколько иначе обстоит дело с «продвинутыми скинхэдами», которые также зовутся «правыми». Прежде всего, это не просто распоясавшаяся молодежь, которой нечем заняться. Это своеобразная «скинхэдовская» элита – люди начитанные, образованные и взрослые. Средний возраст «правых скинов» от 22 до 30 лет. В их кругах постоянно муссируются мысли о чистоте русской нации.

8 слайд 3. Сообщество беспризорных детей.

Группа беспризорных детей состоит из детей и подростков в возрасте до 17 лет включительно, для которых улица представляет основную социальную и экономическую среду и которые лишены гарантированного доступа к жилью.

В России в настоящее время актуализируется проблема детской беспризорности, которую все чаще связывают с явлениями социальной и школьной дезадаптации, возникновением наркомании и токсикомании, проституции, бродяжничества и безнадзорности.

Эта социальная проблема, присуща не только России, за рубежом она получила название «дети улицы», которая существует в большинстве крупных городов мира

9 слайд. 4. Панки – относятся достаточно экстремистскому течению среди неформалов, имеющих вполне определённую политическую окраску. По возрасту панки- преимущественно старшие подростки. В качестве лидера выступают парни. Желание панка любым путём привлечь к себе внимание окружающих людей, как правило, приводит его к эпатажу, вычурному и скандальному поведению. Они используют шокирующие предметы в качестве украшений. Это могут быть цепочки, булавки, лезвие бритвы.

Панки делятся на «левых» и «правых» и пропагандируют цели «протеста против существующих меркантильных отношений в обществе».

Эти течения хотят личным примером бескорыстных отношений утверждать этику будущего. В качестве средств достижения такой морали много говорят о добре, терпимости, роли труда. Однако такие разговоры, как правила, носят абстрактно – лозунговый характер. В целом панков отличают низкое трудолюбие, нелюбовь к реальной работе.

Многие панки красят волосы в яркие неестественные цвета, начёсывают и фиксируют их лаком, гелем или пивом, чтобы они стояли торчком.

В 80-х у панков стала модной причёска «ирокез». Носят джинсы, заправленные в тяжёлые ботинки или подвёрнутые под короткие тяжёлые ботинки (банки) и кеды. Некоторые предварительно вымачивают джинсы в растворе отбеливателя, чтобы те пошли рыжими разводами, а также носят кеды. Куртка-косуха — была перенята как рок-н-ролльный атрибут из 50-х, когда мотоцикл и рок-н-ролл были неотделимыми компонентами. Панки первой волны стремились вернуть рок-музыке ту же нарочитую задиристость и драйв, которые со временем отняла массовая коммерциализация музыки.

Также панки носят различные атрибуты рокерских субкультур — ошейники, браслеты (преимущественно кожаные с шипами, и т. п

10 слайд. 5. Хипстеры. Визуально в образе хипстера можно увидеть что-то от панков, хиппи и даже эмо. Это могут быть длинные волосы и борода у мужчин, всевозможные модели шляп, солнцезащитные очки, а также своеобразный выбор одежды и обуви. Современное течение хипстеров на самом деле сформировалось только 10-15 лет назад, позже это была субкультура хиппи в свободном и умиротворенном олицетворении.

На самом деле, у этого течения есть несколько правил — чувство стиля, опрятный внешний вид, соответствовать в одежде, обуви и аксессуарах, любовь к старинным вещам и антиквариату, а также наличие густой пышной бороды.

Главные особенности течения — это увлечения, стиль и мировоззрение.

11 слайд 6. Эмо (сокращение от «эмоциональный», распространена также обозначающий особый вид хардкор-музыки, основанный на сильных эмоциях в голосе вокалиста и мелодичной, но иногда хаотичной или полностью отсутствующей музыкальной составляющей. Отличительные особенности этого стиля — манера вокала, включающая в себя зачастую визг, стоны, шёпот, рёв. Тексты песен носят личностный характер — о переживаниях авторов, реже — политический характер.

В наших краях приобрела большую популярность в 2006-2008 годах. Представители этой субкультуры можно увидеть и сегодня. Выражение эмоций — главное правило для эмо-кидов.Их отличает: самовыражение, противостояние несправедливости, особенное, чувственное мироощущение. Зачастую эмо-кид — ранимый и депрессивный человек.

12 слайд. Готы — представители молодёжной субкультуры, зародившейся в конце 70-х годов XX века. Готическая субкультура достаточно разнообразна и неоднородна, однако для неёв той или иной степени характерны общие черты: специфический мрачный имидж, а также интерес к готической музыке, мистике.

У готов за два десятилетия сложился достаточно узнаваемый имидж. Хотя внутри готической моды существуют многочисленные направления, их объединяют общие черты. Основные элементы готического имиджа — преобладание чёрного цвета в одежде, использование металлических украшений с символикой готической субкультуры, и характерный макияж.

Макияж используется и мужчинами, и женщинами. Он не является повседневным атрибутом, и как правило, наносится перед посещением концертов и готических клубов.Макияж обычно состоит из двух элементов: белой пудры для лица и тёмной подводки вокруг глаз.

Прически в готической моде достаточно разнообразны. В эпоху пост-панка основным видом прически были средней длины растрепанные волосы. Но в современной субкультуре многие носят длинные волосы, или даже ирокезы. Для готов характерно красить волосы в чёрный или — реже — рыжий цвет.

Одно из распространённых обвинений в адрес готики — пропаганда суицида. В текстах некоторых готик-групп (а также групп, ошибочно причисляемых к готике) тема депрессии, смерти, загробной жизни встречается достаточно часто, и некоторые из текстов можно толковать как одобрительно отзывающиеся о самоубийстве. Другой причиной такого обвинения стала привычка некоторых готов инсценировать попытку самоубийства, например, надрезая вены.

Сама по себе готическая субкультура неагрессивна, хотя отдельные ее представители могут составлять исключение[.

АУЕ имеет несколько расшифровок: арестантское уркаганское единство; арестантский уклад един; арестанты, уркаганы едины.

15 слайд. 10. Анимешники Об анимешниках уже давно говорят как об особой молодежной субкультуре. И действительно,здесь мы видим все отличительные признаки:

Сюда можно отнести и увлечения: коллекционирование аниме и манги, фигурок, постеров, рисование в стиле аниме, сочинительство и т. п. Что же касается системы ценностей, здесь уже все зависит от конкретного человека и его воспитания);

16 слайд. 11. Граффити.

История граффити: от пещерных людей до хип-хопа

Многие проявления социальной активности нынешних молодых людей вызывают резкое неприятие у среднестатистического обывателя. Однако стоит ли категорически осуждать любые творческие порывы представителей так называемых субкультур, выходящие за рамки привычного?

17 слайд. 12. Гопники. Субкультура гопников начала свое существование в последние годы перед распадом СССР. Идеология и поведение представителей этого направления схожи с поведением хулиганов. Отличительной чертой гопников является склонность к насилию, низкий уровень интеллекта и тюремный сленг.

Гопники, как правило, любят слушать музыку в стиле тюремного шансона. К другим субкультурам они зачастую агрессивно настроены. В частности, такие движения, как эмо, готы, рэперы, гопники не признают и конфликтуют с их представителями.

Гопники коротко стригутся и носят спортивные костюмы. Это основные отличительные черты приверженцев этой субкультуры.

слайд Молодежная субкультура- паркур

Возникновение новой крупной субкультуры не может остаться незамеченным как для аудитории, на которую эта субкультура ориентирована, так и для обывателей, которые сталкиваются с ее проявлениями косвенно.

Паркур, или искусство перемещения, можно кратко охарактеризовать как преодоление расстояния от одной точки до другой за минимальное время, используя возможности человеческого тела. Людей практикующих паркур называют трейсерами.

Как отдельная дисциплина Паркур появился сравнительно недавно. Первой датой можно назвать 1997 год, когда Девид Белль, основатель искусства рационального перемещения, впервые появился на французских телеэкранах в небольшом репортажном фрагменте, где он рассказал о своем «изобретении», а так же показал его в деле.

Взаимодействие и взаимоотношения. Это одна из главных составляющих паркура. Изначально одной из идеальных составляющих паркура является выручка и помощь.

Таким образом, паркур, или искусство рационального передвижения, как отдельная субкультура не является антисоциальной, а имеет четкую направленность, выраженную в умении быстро среагировать и помочь человеку, попавшему в беду.

слайд. 14. Руферы. Само слово «руфер» обозначает «крыша». Руферы готовы на все ради селфи на высоте. Эти молодыеребята проводят досуг на крышах многоэтажек: ходят по краям, держась руками друг за друга висят на расстоянии многих метров от земли для того, чтобы сделать экстремальное фото.

Число руферов с каждым днем увеличивается, и кто знает, может кто-то из ваших родных и близких решит вести такой образ жизни.

слайд. 15. Зацепинг. во всём мире зацепинг стал популярным молодёжным увлечением. Только лишь в Москве и Московской области количество пассажиров, практикующих проезд снаружи железнодорожного подвижного состава, превышает 20 тысяч человек. Многие зацеперы общаются между собой в социальных сетях и собираются небольшими группами для осуществления совместных поездок. Зацепинг для них — это поиск единомышленников, который также любят пощекотать себе нервы.

Зацепинг — крайне опасный способ передвижения. Нередко он становится причиной несчастных случаев. Так, в 2015 году в Москве пострадали 17 подростков, 9 из которых погибли.

слайд. 16 Диггеры — исследователи подземных коммуникаций в крупных городах в познавательных, либо в развлекательных целях. Диггеров интересуют практически все подземные сооружения — бомбоубежища (как заброшенные, так и функционирующие, подвалы домов, подземные реки, старые шахты, тоннели метро и коммуникации. Особый интерес диггеры проявляют к старинным сооружениям, их устройству. Опасности пребывания в подземных ходах, закрытость сообществ, таинственность мира подземелий, лишенного обыденности, — эти свойства диггерства определяют внутренние мотивы интереса определенной части молодежи к таким формам активности.

Источник

Статья на тему: «Сущность понятий «неформальные объединения» и «молодежные субкультуры»»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Министерство образования Ставропольского края

Средняя общеобразовательная школа №1

Тема: сущность понятий «неформальные объединения» и «молодежные субкультуры»

МВСОУ Центра образования

Горбатовская Елена Владимировна

Ессентуки 2016 год.

«Молодость с её благородным энтузиазмом,

с её смутными стремлениями к честному,

справедливому, к общественной правде есть

одна из величайших сил прогресса…»

В современной науке существует несколько определений понятия «молодежи». Выделим из них два, сформулированные крупными учеными:

«Молодежьпоколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции» (В. Т. Лисовский).

«Молодежь — социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств» (И. С. Кон).

Вряд ли можно переоценить значение молодости в жизни каждого человека. Для самой молодежи – это время бурных переживаний, выяснения отношений с собой, семьей, школой, обществом; время осознания новых ценностей и идей. Взрослые поколения во все времена испытывали к молодежи чувство страха, тревоги: новое поколение – это знак перемен, это всегда «другие», которые несут в себе потенцию изменения существующего порядка вещей.

Современная российская молодежь стала одним из самых активных и властных социальных субъектов. Современная молодежь более приспособлена к сегодняшней жизни, так как она легче адаптируется к меняющимся условиям жизни, быстрее осваивает рыночные практики и индивидуальные техники выживания, адекватнее реагирует на новые потребительские предложения, легче включается в информационные сети, овладевает их технологиями.

В условиях глобализации и вынужденного притока мигрантов молодежь призвана выступать проводником идеологии толерантности, развития российской культуры и укрепления межпоколенческих и межнациональных отношений.

Однако не стоит и идеализировать молодое поколение. Кроме продвинутой молодежи, существует и «другая» молодежь, которой присущи такие черты, как иждивенчество, социальный цинизм, инфантилизм, полукриминальная и криминальная активность, вещественные злоупотребления (алкоголизация, наркотизация). Преступность в молодежной среде охватывает целый ряд различных нарушений: от мелких правонарушений до тяжких преступлений. В связи с изменениями в молодежной субкультуре молодежь отдает предпочтение появлению новых организаций, в том числе асоциальной направленности.

Как ни разнообразны формальные молодежные объединения, мир неформальных организаций еще ярче, потому что возникновение их является во многом стихийным процессом, вытекающим из существующей социальной ситуации. Бум возникновения российских неформальных молодежных движений пришелся на конец 1980-х — начало 1990-х гг. Со временем менялись направления, численность, пристрастия тех или иных молодежных группировок. Появились сообщества наркоманов, любителей пива, пацифистские движения, различные фэн-клубы, поклонники новых музыкальных течений, виртуальные компьютерные фанаты, последователи нетрадиционных религиозных учений.

Характеризуя то или иное общество, мы говорим об определенном уровне его развития, развития творческих сил и способностей его членов, находящих свое выражение в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

Таким образом, мы говорим о культуре общества как совокупности достижений членов этого общества в производственной, общественной и духовной жизни.

Каждое общество имеет некоторую совокупность культурных образцов, которые принимаются и разделяются всеми членами общества.

В то же время культура любого общества неоднородна, поскольку в нем существуют разные нации и народности, различные социальные группы и подгруппы, у которых имеются свои ценностные традиции и свое понимание социальных норм. Такие культурные группы принято называть субкультуры. Выделяют различные субкультуры: этнические, религиозные, классовые, молодежные и др.

Субкультура – это понятие, которое можно рассматривать как: совокупность некоторых негативно интерпретированных норм и ценностей традиционной культуры, функционирующей в качестве культуры определённого слоя общества; особую форму организации людей (чаще всего молодежи), автономное целостное образование внутри господствующей культуры, определяющее стиль жизни и мышления её носителей, отличающееся своими обычаями, нормами, комплексами ценностей и даже институтами; трансформированную профессиональным мышлением систему ценностей традиционной культуры, получившую своеобразную мировоззренческую окраску.

Второй тип субкультур можно назвать субкультурами “кризиса”, так как их появление связано с ухудшением социально-экономического положения. Этому типу соответствует большинство послевоенных молодежных структур на Западе и последнего десятилетия в нашей стране. Различают традиционалистские и инновационно-авангардные субкультуры; «контркультуру» (некоторые молодежные субкультуры); субкультуры основных этапов жизненного цикла (детская, молодежная, культура пожилых); маргинальные культуры. Отличительными чертами субкультур являются “стили”, которые характеризуют глубину вхождения в субкультуру. Можно выделить 3 формы элемента стиля:

Молодежные субкультуры выполняют особые функции. Субкультура дает условное, “магическое” решение испытываемых молодежью проблем, порожденных социально-экономическими противоречиями. Она предлагает стиль, ценности, идеологии, которые могли быть использованы для формирования особой идентичности, выходящей за пределы, предписанные социальным происхождением и статусом. Субкультура, имея классовые корни, осваивается через ближайшее социальное окружение или под влиянием средств массовой коммуникации. Субкультура предлагает входящему в нее индивиду разрешение его внутренних, экзистенциальных проблем. Субкультура, в первую очередь, помогает, пусть иллюзорно, решать молодежи ее психологические проблемы. Недостатком субкультур является то, что они концентрируются на вторичных проблемах, а исходные социально-экономические проблемы при этом не затрагиваются. Среди субкультур молодежи 50-80 х годов на западе можно выделить субкультуры молодежи рабочего класса (тэдди-бойз, моды, рокеры, бритоголовые, футбольные фанаты, панки), средних слоев (битники, хиппи). Название субкультур отражают особенность внешнего вида или поведения.

В социологии под субкультурой принято понимать систему ценностей и норм, установок, способов поведения, стилей определенной социальной группы, отличающихся от господствующей в обществе культуры, хотя и связанных с ней.

Существует в научной и публицистической литературе еще одно понятие: контркультура, т.е. совокупность принятых в данной социальной группе культурных образцов, которые противоположны образцам доминирующей или всеобщей культуры.

Если мы берем в качестве объекта исследования такую социальную группу, как молодежь, то более адекватным будет использование понятия молодежная субкультура.

В педагогическом аспекте молодежную субкультуру можно рассматривать с позиции появления, формирования и функционирования неформальных молодежных объединений.

Под неформальными объединениями принято понимать социальные объединения различных категорий людей, отличительной особенностью которых является спонтанно складывающаяся система внутренних социальных связей, норм, действий, являющаяся продуктом не институциональной организации, а результатом самодеятельности.

Именно с позиций данного понимания неформального объединения в 70-80е годы в научной литературе часто в качестве синонима использовалось понятие «самодеятельное объединение».

В молодежной среде появились новые тенденции в понимании культуры.

Признавая объективное существование историко-культурных ценностей, национальных культурных традиций, молодежь, тем не менее, не проявляет активности в их освоении, считая это проблемой второстепенной, не имеющей практической значимости в реальном социально-политическом и историческом контексте, уделяет больше внимания имиджевым технологиям, не имеющим глубоких культурных основ. Культура подменяется этикетом, содержание формой.

Неформальное молодежное движение существует как стихийный, не управляемый государством процесс, обособленный и противостоящий существующей социальной ситуации. Возникновение и существование этого явления не сводится лишь к особенностям возрастной психологии, оно связано с целым рядом объективных причин.

Неформальные молодежные движения дискретны и могут состоять из нескольких неформальных групп молодежи, часть групп может объединяться в группировки, крылья, течения, движения.

Отдельные неформальные группы, активно взаимодействуя друг с другом, формируют группировку, которая может стать ядром неформального молодежного движения. Неформальные молодежные движения обычно возглавляют лидеры, а неформальные молодежные группы часто возглавляют авторитеты, в большинстве своем это молодые люди с признаками наполеономании.

Условия жизни в целом создают предпосылки для организации молодежи в более или менее крупные группы, движения, объединения, являющиеся сплачивающим фактором, формирующие коллективное сознание, коллективную ответственность и общие понятия социально-культурных ценностей.

– потребность в друзьях;

– стремление познать необычное, в том числе современное западное искусство;

– неуспеваемость в школе и отчуждение от школьного коллектива;

– отсутствие интереса к чему либо, бездеятельность, равнодушие к учебе;

– потребность в эмоциональных впечатлениях;

– отсутствие индивидуального подхода в школе при наличии задержки в умственном развитии у отдельных учеников;

– невнимание к молодым людям и конфликты в семье, безнадзорность, одиночество, заброшенность, беззащитность;

– оригинальность впечатлений, получаемых ребятами в группах;

– возможность проявить протест против положения молодежи в современных условиях.

Неформальные объединения и движения молодежи выполняют определенные функции. Одной из главных среди них является возможность самореализации, то есть субъективного воплощения.

Сюда можно добавить инструментальную, когда группа становится инструментом для достижения сознательных или несознательных результатов, и компенсаторную функцию, связанную с отсутствием личной независимости и свободы в официальных структурах, хотя независимость в неформальных группах мнимая. Эвристическая функция выражает художественно-творческие и нравственные устремления молодежи и реализуется в социокультурной деятельности. Таким образом, факторами, способствующими возникновению неформальных молодежных групп, являются: невозможность самореализации в кругу семьи, в школе, институте или формальных общественных организациях, отсутствие взаимопонимания или разногласия, расхождения во взглядах с родителями и преподавателями. Среди побуждающих мотивов стремления к уходу молодежи в неформальные группировки, объединения можно назвать такие, как желание обрести единомышленников, оказаться в среде себе подобных, получить возможность общения и взаимопонимания, уйти от одиночества, заполнить свое свободное время, уйти от постоянного надзора родителей, учителей, противопоставить силе общества коллективную силу объединения или группы.

В психолого-педагогической литературе можно встретить следующую типологизацию молодежных субкультур: романтико-эскапистские субкультуры (хиппи, индеанисты, толкиенисты, с известными оговорками байкеры), гедонистическо-развлекательные (мажоры, рэйверы, реперы и т.п.), криминальные («гопники», «люберы»), анархо-нигилистические (панки, экстремистские субкультуры «левого» и «правого» толка), которые можно также назвать радикально-деструктивными.

В большинстве молодежных субкультур возникают своеобразные родоплеменные отношения. Это в каком-то смысле община, например, панков, байкеров, скинхэдов или хиппи-племя, со своей мистической взаимосвязью, предметной магией, харизматическими лидерами. Присущую им символику можно рассматривать не только как явление эстетическое, социальное, психологическое, но и как этнографическое способ выживания и самоорганизации большого числа людей.

Среди наиболее заметных неформальных молодежных структур можно выделить.

Хиппи. Они — пацифисты. Частью идеологии хиппи является «свободная любовь». Им свойственны стремление к самопознанию и самосознанию, склонность к рефлексии, философии. Представители этой субкультуры относятся к достаточно интеллектуальной, образованной части молодежи.

Индеанисты немногочисленная группировка романтико-эскапистской субкультуры (эскапизм — бегство от действительности), изучающая и культивирующая атрибутику доколумбовых индейцев. Ценности этой субкультуры составляют коллективизм (общинность), экологизм, космизм, что связывает их с традиционными российскими ценностями.

Толкиенисты поклонники литературного наследия Дж Р. Р. Толкиена. Вживаются в свой выдуманный мир, воображая себя его жителями. Отождествляя себя с героями книги, толкиенисты и в реальной жизни живут, проникаясь писательскими фантазиями. Отсюда необычные модели поведения в обыденной жизни.

Панки (англ. «отбросы») относятся к анархо-нигилистическому направлению. Отличаются своим внешним видом. Для языка панков характерно употребление слов из воровского жаргона. По политическим пристрастиям считаются анархистами.

Рэйверы относятся к гедонистско-развлекательным субкультурам. Это музыкально-стилевое направление. Базовыми ценностями здесь являются легкое, беззаботное отношение к жизни, стремление жить сегодняшним днем, быть одетым по последней моде. Рэйвер принципиально аполитичен, не создает новых ценностей, а разрушает всякую инициативу.

Роллеры любители роликовых коньков. Как правило, происходят из внешне благополучных семей.

Рэпперы еще одна разновидность неформального движения. Увлекаются негритянской рэп-музыкой.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *