Что такое образовательный мониторинг

Мониторинг в образовательном учреждении

Каждое образовательное учреждение стремится обеспечить нормальное функционирование и развитие образовательного процесса, достижение высокого качества образования, а также необходимый уровень мотивации, здоровья и развития обучающихся.

Вопрос систематического контроля за качеством учебно-воспитательного процесса является одним из основных в управлении ходом этого процесса. Без специального отслеживания этого процесса по единой методике трудно представить корректность действий учителя в сравнении с другими учителями и успешность освоения предмета учащимися.

Чрезвычайно значимым сегодня является процесс непрерывного оценивания состояния и результатов динамического самодвижения школы и ее инновационных преобразований.

Для эффективного решения задач, поставленных перед современной школой, необходимо построить свою деятельность на диагностико-прогностической основе (на внедрении педагогического мониторинга), обеспечивающей развитие ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями.

Что же такое мониторинг? Педагогический мониторинг можно рассматривать как процесс непрерывного научно обоснованного диагностико-прогностического слежения за состоянием, развитием педагогического процесса в целях его оптимизации, организации на научной основе и повышения результативности качества образования.

Педагогический мониторинг тогда имеет смысл, когда он содержит определенную логически законченную схему, начало и конец, когда перед мониторингом поставлены конкретные цели и после мониторинга сделаны конкретные выводы. Приняты конкретные решения и намечены пути их реализации.

Выделяются следующие уровни педагогического мониторинга.

I. Внутришкольный уровень. На этом уровне образовательной мониторинг фиксируется в виде обобщенного системного представления о деятельности школы по достижению поставленной перед ней цели, а также о деятельности каждого ученика.

Необходимо различать внутренний и внешний мониторинг педагогической деятельности.

Внешний мониторинг предполагает изучение результатов, а также анализ и оценку условий процесса образования независимыми комиссиями, с использованием тестов для проведения экзаменов, контрольных срезов.

Внутренний мониторинг нацелен на образовательный процесс, он призван ответить на вопросы: соответствует ли школа требованиям учеников, их родителей, учителей? Соответствуют ли методы и приемы педагогической деятельности целям учреждения и общим целям образования?

II. Муниципальный уровень. Отслеживается представление о деятельности муниципальной системы образования в целом и ее элементах в сравнении друг с другом, а также с учетом специфических функций каждого элемента. Вырабатывается прогноз о развитии системы образования в регионе.

III. Региональный уровень. На этом уровне образовательный мониторинг фиксирует представление о деятельности региональной системы образования в целом и ее элементах в сравнении друг с другом, а также с учетом специфических функций разного типа школ региона. Вырабатывает прогноз и развитие системы образования в регионе.

IV. Федеральный уровень. Здесь разворачивается представление о деятельности федеральной системы образования и вырабатывается соответствующий прогноз по аналогии с региональным уровнем.

Мониторинг в образовательном учреждении направлен на комплексное динамическое отслеживание процессов, определяющих количественно-качественные изменения. Целью мониторинга в ОУ является обеспечение эффективного слежения за состоянием образования в школе, аналитическое обобщение результатов деятельности, корректировка деятельности управленцев, учителя, учащихся на основе результатов мониторинга.

Реализация обозначенных принципов осуществляется в ходе прохождения следующих обязательных этапов мониторинга:

II этап. Практический

Уровни использования результатов социально-педагогического мониторинга

Директор школы, администрацияЗам.директора по воспитательной работеКлассные руководители и учителя-предметникиСоциально-психологическая служба
анализ состояния учебно-воспитательного процесса;

принятие управленческих решений;

подбор педагогических кадров;

организация методической работы

планирование воспитательной работы школы;

организация методической работы с классными руководителями;

организация индивидуальной работы с учащимися;

контроль за деятельностью классных руководителей

планирование учебно-воспитательной работы с классом;

организация индивидуальной работы с учащимися;

выбор форм и методов работы с классом, с учетом социальной структуры и психологических особенностей

изучение состояния социальной структуры ученической среды школы, отдельных классов;

изучение адаптации учащихся;

разработка и проведение индивидуальных и групповых занятий с учащимися;

индивидуальные консультации классных руководителей;

осуществление работы с родителями

Наиболее распространенными являются следующие направления мониторинга в образовательном учреждении (схема 1).

Что такое образовательный мониторинг. Смотреть фото Что такое образовательный мониторинг. Смотреть картинку Что такое образовательный мониторинг. Картинка про Что такое образовательный мониторинг. Фото Что такое образовательный мониторинг

Источник

Статья «Педагогический мониторинг. Образовательный мониторинг. Принципы образовательного мониторинга

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Педагогический мониторинг. Образовательный мониторинг. Принципы образовательного мониторинга

Ликвидация монополий государства на образование и переход к общественно-государственной системе, четкое разграничение полномочий между центральными, региональными и местными органами управления, самостоятельность образовательных учреждений в выборе стратегии своего развития, цели содержания, организации методов работы, право педагогов на творчество, на свободу выбора педагогических концепций и технологий, учебников и учебных пособий, право учащихся на выбор школы и профиля образования, на домашнее образование, обучение в негосударственных учебных заведениях, на ускоренное обучение и обучение по индивидуальным планам ставят новые и более сложные задачи подготовки специалистов в области образования, а вопрос систематического контроля за качеством учебно-воспитательного процесса является одним из основных в управлении ходом этого процесса.

Появление понятия «мониторинг» связано со становлением и развитием информационного общества, которое нуждалось в объективных и субъективных сведениях о состоянии тех или иных объектов и структур. Однако потребность общества в объективной информации способствовала расширению мониторинга. Это понятие стали использовать в педагогике, рассматривающей мониторинг с двух позиций: как систему сбора, обработки, хранения и распространения информации об учебно-воспитательном процессе и как средство получения информации в процессе проведения научного исследования или организации контроля (набор методик оценки).

О мониторинге говорят, когда в ходе какой либо деятельности постоянно отслеживаются происходящие в реальной предметной среде процессы и явления, с тем, чтобы тут же включить результаты текущих наблюдений в управленческую деятельность.

Самым общим образом мониторинг можно определить как «постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или исходному положению».

В качестве рабочего определения мониторинга можно принять следующее:
Мониторинг — это систематическое стандартизированное наблюдение за каким-либо процессом.

1. Педагогический мониторинг

Мониторинг в образовании — это система сбора, обработки, хранения и распространения информации об учебно-воспитательном процессе или отдельных ее компонентах, ориентированная на информационное обеспечение управления, позволяющая судить о состоянии объекта в любой момент времени и дающая

Педагогический мониторинг — это система целенаправленной деятельности педагогов общеобразовательных учреждений по сбору, хранению, систематизации, обобщению и использованию для проектирования и коррекции информации о

состоянии и тенденциях в образовательной системе

Мониторинговые исследования в школе включает исследование следующих задач:

– отбор направлений, объектов мониторинга;

– создание диагностической базы по каждому направлению;

– обобщенный анализ результатов и принятие управленческого решения.

Прибегнем к осмыслению самой дефиниции «педагогический мониторинг». Во-первых, мониторингу присущи основные характеристики общенаучного метода теории познания мира:

этапность исследования, получение и интерпретация данных,

прогнозирование дальнейшего развития,

постоянная обратная связь между теорией и практикой исследования.

Во-вторых, мониторингу присуща многомерность: он может исследоваться в любой области знания;

интегративность в процессе изучения собственных объектов.

Педагогический мониторинг подразумевает длительное и систематическое научно обоснованное отслеживание результатов исследования и сравнение их с заданным эталоном.

В рамках мониторинга его субъектами выступают все участники образовательного процесса. Степень их участия различна, но все они (и преподаватели, и студенты, и родители, и общественность) получают информацию, анализируют ее. Например, социум получает сведения об образовательном учреждении. На основании этой информации формируется общественное мнение. Изучив его, студент вбирает это учреждение и т.д.

В свою очередь, каждый субъект образования выступает в качестве объекта для структур более сложного уровня.

Объектами мониторинга являются образовательный процесс и его результаты, личностные характеристики всех участников образовательного процесса, их потребности и отношение к образовательному учреждению.

На уровне образовательной программы объектами мониторинга могут быть:

• процесс освоения программы, предмета;

• интеграционные процессы в обучении;

• процесс обновления, совершенствования, содержания, методик, технологий обучения, средств контроля усвоения учебного материала;

• качество образовательного процесса и т.д.

Процессу внедрения разработанной системы педагогического мониторинга должны предшествовать обсуждение и корректировка.

При организации системы педагогического мониторинга могут возникать как объективные, так и субъективные трудности, препятствия. Необходимо учитывать: качество используемых методик, подготовленность специалистов, возможность совершенствования их профессиональных умений. Об этих факторах нельзя забывать, более того, необходимо минимизировать негативные воздействия, учесть возможные проблемы.

Мониторинг как педагогическая технология не только позволяет систематизировать информацию, но и может стать действенным механизмом материального поощрения эффективно работающих педагогов и служить основанием для повышения их квалификации.

2. Образовательный мониторинг

В содержание мониторинга школьного образования включаются педагогические измерения:

качества преподавания и уровня профессионального развития учителей;

качества воспитательной работы и уровня профессионального развития педагогов-воспитателей;

уровня организации и эффективности педагогического и ученического труда в образовательном учреждении;

уровня физической культуры и медицинского обслуживания детей;

степени учебно-методического обеспечения процесса стандартизации школьного образования и др.

Современные условия предполагают не только достижение нового качества образования, но и активизацию внутренних резервов школы, которые невозможно выявить традиционными формальными способами контроля за процессом и результатами учебно-воспитательного процесса. Выявление ресурсов, обеспечивающих дальнейшее развитие ОУ, невозможно без грамотной организации исследовательской работы внутри школы, составной часть которой

является проведение и мониторинговых исследований.

Организация подобных исследований накладывает дополнительные обязанности на педагогический коллектив. Учителя должны систематически заносить информацию в компьютер и обрабатывать ее, а для этого нужна

минимальная компьютерная грамотность и заинтересованность участников процесса в результатах своей деятельности.

Фактически такой мониторинг ориентирован на ученика и позволяет в динамике выявить его достижения, что является важным и для родителей, и для самого учащегося, который получает информацию о своих достижениях по каждой

теме каждого предмета.

Мониторинг является одним из важнейших средств контроля и оценивания, благодаря которому изменяется само информационное пространство, так как повышается оперативность, объективность и доступность информации. Поэтому

цель мониторинга – оперативно и своевременно выявлять все изменения, происходящие в учебном процессе. Полученные объективные данные являются

основанием для принятия решений.

Несомненным достоинством педагогического мониторинга является его универсальность, адаптированность к системе среднего образования, валидность в условиях создания системы непрерывного образования. Простота в использовании, объективность получаемых сведений, применимость используемого инструментария – необходимые условия мониторинга. Однако нельзя не учитывать региональных особенностей. Данный компонент должен стать одним из критериев оценки эффективности.

Обзор реальной картины формирования и функционирования образовательного мониторинга позволяет выделить несколько уровней, иерархия

которых предстает в следующем виде:
1.Внутришкольный уровень

На этом уровне образовательный мониторинг фиксируется в виде обобщенного системного представления о деятельности школы, по достижению поставленной перед ней цели, а также о деятельности каждого ученика. Кроме этого здесь вырабатывается соответствующая прогнозная информация психолого-

педагогическойинтерпретации.
2.Муниципальный уровень

Здесь развернуто представление о деятельности муниципальной системы образования в целом и ее элементах в сравнении друг с другом, а также с учетом

специфических функций каждого элемента (лицеи, колледжи, гимназии, школы для детей с определенными отклонениями и т.п.). Вырабатывается прогноз о развитии

системы образования на данной теории.
3.Региональный уровень

На этом уровне образовательный мониторинг фиксирует представление о деятельности региональной системы образования в целом и ее элементах (муниципальных образованиях) в сравнении друг с другом, а также с учетом

специфических функций разного типа школ региона. Вырабатывается прогноз о

развитии системы образования в регионе.
4.Федеральный уровень

Здесь разворачивается представление о деятельности федеральной системы образования и вырабатывается соответствующий прогноз по аналогии с

На федеральном уровне контроль должен строиться на основе базисного компонента государственного стандарта для начальной, основной и средней школы, т.е. имеет место итоговый контроль. На региональном и на муниципальном уровнях контроль знаний учащихся также должен строиться на основе государственного стандарта, но к базисному компоненту государственного стандарта добавляется еще и региональный.

Педагогический мониторинг должен быть построен так, чтобы проверка на нижних уровнях образованием гарантировала выполнение требований более вы соких уровней. Это можно достичь с помощью согласованных критериев оценивания на всех уровнях проведения мониторинга, следовательно, уровни формирования мониторинга также должны быть связаны между собой. Таким образом, мы построили систему многоуровневого педагогического мониторинга с согласованными критериями, так как на каждом уровне требования, предъявляемые к знаниям учащихся, согласованы и соответствуют требованиям

государственного общеобразовательного стандарта.

Принципы образовательного мониторинга

К мониторингу должны предъявляться определенные требования, которые можно сформулировать в виде принципов.

Первый – объективность информации.

Второй – сравнимость данных.

Реализация обозначенных принципов осуществляется в ходе прохождения следующих обязательных этапов мониторинга:

Источник

Понятие о системах мониторинга в образовании. Многообразие систем мониторинга

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Дисциплина «Мониторинг качества образования»

Понятие о системах мониторинга в образовании. Многообразие систем мониторинга

Системы мониторинга в образовании 5

Многообразие систем мониторинга 6

3.1 Система мониторинга развития знаний учащихся, разработанная СИТО 6

3.2 Мониторинг эффективности работы начальных школ 7

3.3Модель Белкина А.С., Беспалько В.П., Матроса Д.Ш., и др. 9

3.4 Модель Силиной С.Н. «Педагогический мониторингвоспитания готовности дошкольников к обучению в школе» 9

3.5 Модель, предложенная Шамардиным В.Н. 10

3.6«Мониторинг результативности образовательного процесса» 10

4. Недостатки систем мониторинга 11

5. Этапы создания системы мониторинга в образовательном

учреждении (по А.И. Майорову) 12

7. Список использованной литературы 20

В сложных условиях развития современной России будущее страны

в значительной мере зависит от прогресса системы образования в целом,

образовательного учреждения в частности. Реформирование образования в

соответствии с передовыми мировыми и отечественными тенденциями в

развитии образовательного учреждения делает особо актуальной проблему

подготовки учителя нового типа и значительного роста профессионализма

всех педагогических кадров. Следовательно, сохранение и совершенствование интеллектуального, квалификационного и творческого

потенциала педагогических кадров в условиях образовательного учреждения, становится необходимым условием обеспечения эффективности образовательного процесса как ресурса стратегического назначения. Кроме того, в настоящее время образовательное учреждение вступило в новый этап экономических отношений, где не последнюю роль играют методы материального стимулирования, дифференцированный подход к оплате труда педагогических работников. Возросла роль гуманизации и демократизации организационно –педагогической деятельности руководителя ОУ. Все это предопределяет необходимость более квалифицированного изучения и оценке труда педагога.

При создании и совершенствовании системы управления образовательным учреждением возникает необходимость в улучшении качества потоков информации о состоянии как самого механизма управления образовательным учреждением, так и об основных образовательных процессах, о жизнеобеспечивающих показателях различных направлений деятельности ОУ [9]. Для достижения эффективности управления и функционирования образовательного учреждения необходимо создание экспертной системы, дающей достоверную и точную информацию о деятельности всех подсистем, причем основанную не на субъективных толкованиях, а на объективных

научно обоснованных данных. В содержание информации должны

входить самые разнообразные данные: от составления учебного расписания и до плана общих рекомендаций, определяющих направление, качество и способы подготовки специалиста. В результате управленец должен получить стратегическую и тактическую информацию, обеспечивающую технологичность и вариативность процесса управления.

Способом подобной комплексной интегральной оценки эффективности является мониторинг.

В настоящее время в педагогической науке и практике оформляется

относительно новый подход – педагогический мониторинг, как процесс непрерывного научно обоснованного, диагностико –прогностического

слежения за состоянием и развитием, как педагогического процесса, так и

профессионального роста педагога.

По мнению Жаворонкова В.Д. и Коротаевой Е.В. всего десять лет назад исследователи не объединяли между собой такие явления как «педагогика» и «мониторинг». Однако в последнее время эти попытки предпринимаются все чаще. Даже простое перечисление круга проблем педагогического мониторинга, затрагиваемых исследователями, говорит о том, что данная сфера оформляется в самостоятельное научное направление. Именно вследствие начального этапа кристаллизации научного направления, считают авторы, сама дефиниция «педагогический мониторинг» остается расплывчатой и недостаточно определенной, и толкуется как метод, этап, процесс [5]. Продолжая эту мысль, группа исследователей под руководством Белкина А.С., отмечают, что именно «в силу инновационного характера педагогического мониторинга, на практике возникает противоречие между количеством использования понятия «педагогический мониторинг» и качеством его научной проработки» [19].

Исходя из противоречия, можно выделить проблему, которая состоит в невозможности использования понятия «педагогический мониторинг» в педагогической теории и практике без качественной научной проработки этого понятия.

Системы мониторинга в образовании

О различных системах мониторинга в образовании мы имеем достаточно отрывочные сведения, так как понятие только начинает осваиваться в педагогической науке. В настоящее время есть основания говорить о существовании локальных систем мониторинга и в нашей стране, и в других странах мира.

В зарубежных странах описаны системы мониторинга развития

Многообразие систем мониторинга

Система мониторинга развития знаний учащихся, разработанная

Интерес представляют «Системы мониторинга за развитием знаний

учащихся», разработанные СИТО (Национальный институт по оценке

достижений в области образования Голландии). Мониторинговые системы

были предложены для использования в начальном образовании в конце 80-х годов с целью точной регистрации образовательного прогресса каждого

учащегося и для отслеживания влияния поведения учителя. В целом

«Системы мониторинга за знаниями учащихся» могут быть определены,

как выбор инструментов оценки, позволяющий осуществлять долговременную оценку объема знаний, как отдельных учащихся, так и

групп. Долговременная оценка означает регистрацию прогресса несколько

раз в год. Понятие «мониторинговых систем за знаниями учащихся» также

определяется, как « конкретное средство для определения расхождений

между прогрессом и целями, установленными школой, и для регистрации этого прогресса ».

Такого рода система для начального образования включает в себя

-индикация долговременных учебных линий, в принципе охватывающих восемь лет начального образования, с конкретными конечными или промежуточными целями для различных учебных областей;

-конкретный набор тестовых инструментов, регистрация системы

-регистрации прогресса для учащегося и, если необходимо, для группы;

-индикация стандартов для оценки прогресса.

Два или три раза в год каждый компонент материала учебного предмета должен быть поверхностно проверен для решения следующих вопросов:

-решены ли образовательные цели;

-демонстрирует ли учащийся удовлетворительное развитие по сравнению с предыдущими проверками;

-демонстрирует ли учащийся удовлетворительное развитие по сравнению с учащимися своей группы или своего возраста;

-существуют ли показания для усовершенствования работы учителя;

-отвечает ли материал предмета уровню учащегося;

-каковы сильные и слабые места учащегося.

Система мониторинга за знаниями учащихся имеет целью долговременную оценку, что создает ограничения для диагностики и исправления ошибок. В связи с тем, что система мониторинга охватывает значительные области материала предмета, может быть получена только общая информация о провалах в знаниях учащихся.

Таким образом, данная система мониторинга построена с

использованием модели «цель – результат» с учетом процесса обучения.

Основаниями для сравнения служат как динамические характеристики, так

и сравнительные результаты относительно группы или возраста. В

качестве объекта предусматривает изучение знаний отдельного ученика с

возможностью распространения полученных результатов на ученическую

группу. Результаты мониторинга предназначены как для использования

и для принятия тактических управленческих решений по коррекции процесса образования, так и для выработки стратегических решений, а в качестве пользователей информации выступают педагоги и администраторы.

3.2 Мониторинг эффективности работы начальных школ

Это также мониторинг эффективности работы начальных школ. По мнению Уилмса, «вход» нужно отслеживать с трёх позиций:

-На уровне образовательного процесса: руководство, дисциплина,

моральные качества педагогов, взаимодействие с родителями и др.

-На уровне внешней среды: экологическое, социальное, экономическое и пр.

Игнорируя эти условия, утверждает автор, «мы рискуем получить не

точную оценку эффективности влияния школы на результаты обучения, и

напротив, всесторонний подход даёт основание для более точного осуществления мониторинга» То есть, подчёркивается мысль о необходимости объективации получаемой информации.

Для нас представляется в этом подходе важным два обстоятельства. В качестве основания для сравнения Д. Уилмс предлагает:

-стандарт или норму, с которой сравнивается школа. Он должен быть средним для района, города или всей страны.

-когда в качестве отсчета принимаются результаты работы школы предыдущего года.

При этом автор очень большое внимание уделяет тому, что итоги сравнения верны только в том случае, если состав учащихся, может быть, сравним, т.е. средним для выбранного района. Таким образом, автор фиксирует некорректность и ошибочность сравнения между собой эффекта влияния школы для образовательного учреждения с различным контингентом.

В качестве объекта предлагается изучение образовательного учреждения целиком. Результаты мониторинга предназначены для выработки стратегических решений, и информирования родительской общественности, а в качестве пользователей информации выступают администраторы и родители. [36].

Этот вид системы мониторинга отличается от предыдущего по целому ряду показателей:

-по целевой направленности,

-по основаниям для сравнения,

-по учету факторов, не зависящих от образовательного учреждения.

Однако обе системы обладают всеми признаками полноценной системы мониторинга.

Нужно отметить, что образовательный мониторинг, проводится не только на уровне отдельных исследований, но и в рамках особых программ в некоторых штатах Америки.

Особый интерес представляет образовательный мониторинг, осуществляемый в штате Калифорния. Сравнительный анализ, проведённый Коротаевой Е.В. и Назаровой Л.Д., показывает, что современные процедуры лицензирования, аттестации и аккредитации ОУ в нашей стране не только во многом схожи, но и имеют прямые заимствования из опыта работы департамента штата Калифорния [19].

В отечественной литературе последних лет так же появились некоторые модели педагогического мониторинга.

3.3 Модель Белкина А.С., Беспалько В.П., Матроса Д.Ш., и других

В работах таких известных учёных, как Белкин А.С., Беспалько В.П.,

На базе Шадринского государственного педагогического института,

факультета дошкольной и социальной педагогики и психологии изучается

возможность внедрения технологий внедрения мониторинга по различным

аспектам школьной готовности.

3.4 Модель Силиной С.Н. «Педагогический мониторинг воспитания готовности дошкольников к обучению в школе»

В результате проведённых исследований, возникла необходимость их интеграции, что привело к созданию проекта под руководством кандидата педагогических наук Силиной С.Н. «Педагогический мониторинг воспитания готовности дошкольников к обучению в школе». Основной целью проекта является разработка технологии и возможности применения педагогического мониторинга в образовательном процессе ДОУ. Замысел проекта состоит в формировании системы педагогического мониторинга, включающей ряд последовательных этапов, направленных на реализацию функций мониторинга в процессе воспитания различных видов готовности к школе.

В результате реализации проекта будет сформирована гибкая система

педагогического мониторинга, позволяющая отслеживать как позитивные,

так и негативные тенденции процесса подготовки детей к школе, и в

соответствии с промежуточными результатами вносить необходимые

коррективы в педагогическую деятельность, которые обеспечат каждому

ребёнку адекватный уровень адаптации к школьному обучению [32].

3.5 Модель, предложенная Шамардиным В.Н.

Представляется интересной модель, предложенная Шамардиным В.Н. «Диагностика и оценка качества образовательной системы». Автор предлагает отслеживать не столько образовательный процесс, сколько его результативность, то есть анализируется контрольная точка «выход», связанная с успешностью школьного обучения в дальнейшей судьбе выпускников. Среди основных направлений в мониторинге он выделяет:

учёт качества педагогического труда; диагностику и оценку качества

воспитательного комплекса [34].

3.6 «Мониторинг результативности образовательного процесса»

Заслуживает внимания работа Вербицкой Н.О. и Бодрякова В. Ю.

«Мониторинг результативности образовательного процесса», который

также основан на контрольной точке «выход». Однако, здесь сомнение вызывает использование в качестве независимых параметров школьные

отметки как показателя эффективности учебного процесса, ведь известно,

что оценка может часто носить субъективный характер, а помимо

оценочной функции, отметка несёт ещё и мотивировочную нагрузку [9].

Недостатки систем мониторинга

Однако, на сегодняшний день, в проектах систем мониторинга имеет

место ряд существенных недостатков:

1). Неправильное использование инструментария, особенно психологического.

2). Отсутствие анализа конкурентных гипотез, факторов, влияющих

на оценку и, как следствие, некорректные выводы.

3). Преувеличение значения тестирования, особенно компьютерного

4). Не достаточное внимание уделяется оценке социальных результатов.

5). Отсутствие стандартов, даже на уровне обработки результатов, каждая система мониторинга использует средства и методы, несовместимые с другими.

6). Использование устаревших, некорректных методик для оценки состояния образовательных систем; попытки совместить разнородные методики.

Всё это ведёт к искажению объективных результатов, подобных исследований и лишает педагогический мониторинг его перспективной цели-

поиска путей развития и оптимизации работы общеобразовательной школы.

Педагогический мониторинг только внедряется в практику системы

образования на разных уровнях, но большое количество, предлагаемых

проектов мониторинга, разнообразие направлений его применения, даёт

основание полагать, что со временем, освоение этого актуального

научного подхода приведёт к разработке значительных теоретических,

практико-ориентированных трудов, включающих всю разноплановость педагогического мониторинга.

Этапы создания системы мониторинга в образовательном

учреждении (по А.И. Майорову)

1.Предварительные задания на мониторинг.

На первом этапе руководитель передаёт тому, кто будет выступать

заказчиком, первичные материалы для разработки прогноза. При этом

руководитель и заказчик должны решить для себя следующие задачи:

указание цели разработки мониторинга;

выделение объекта мониторинга, его анализ, классификация;

указание форм и объёма, времени его разработки и реализации;

указание других возможных потребителей информации;

какие решения могут быть приняты на основе полученной информации;

оценка необходимости получения динамических характеристик

оценка возможности в данной ситуации привлечь к работе специалистов необходимого уровня;

8. подбор нормативно-правовых документов.

2.Задание на мониторинг.

Заказчик формулирует для исполнителя основные параметры мониторинга: цели и задачи, объект, требования к инструментарию, сроки,

категории опрашиваемых лиц, варианты места проведения опросов.

На этом этапе заказчик уточняет для себя параметры мониторинга. В

процессе обсуждения достаточно часто конкретизируются или изменяются

цели, выявляются дополнительные проблемы.

3.Создание рабочего проекта мониторинга.

Исполнитель, привлекая специалистов в нужных областях, организует создание инструмента. Создание проекта мониторинга предусматривает решение следующих вопросов:

методы и формы проведения исследования;

создание проекта инструмента;

технология обработки результатов;

возможные формы анализа;

варианты представления результатов пользователям;

7. уточнение необходимого ресурсного обеспечения.

системы мониторинга [8].

Общеметодологическая схема проведения обследования может

состоять из следующих этапов:

1.Определение философских и методологических обоснований

для выделения показателей.

2.Построение на их основе системы критериев.

3.Определение групп или отдельных показателей (индикаторов)

для каждого из критериев.

4.Создание инструментария. Отбор существующих или создание

новых методик для определения показателей.

5.Проверка методик, их метрологическое обоснование,

определение конструктной валидности. Объединение в пакеты.

6.Оснащение пакетов методическим инструментарием

(инструкции по проведению, обработки и интерпретации результатов,

проверка показателей качества и т.д.).

В общем виде требования к показателям достаточно очевидны, это:

максимальная широта охвата поля возможных проблем, результатов;

возможность использования в практике управления;

простота и надежность определения [8].

В процессе мониторинговых исследований наиболее часто

используемым методом сбора информации является анкетирование. Опрос

по анкете предполагает жёстко фиксированный порядок, содержание и

формы вопросов, чёткое указание формы ответов, причём ответы

регистрируются опрашиваемым либо наедине с самим собой (заочный

опрос), либо в присутствии исследователя (прямой опрос). Для того, чтобы

информация, полученная в ходе проведения анкетирования была достоверной, необходимо, чтобы инструмент опроса

-отвечал научным требованиям.

8.Первичный анализ результатов.

10.Подготовка заключительного документа.

11.Использование результатов в управленческой деятельности.

Таким образом, значимость педагогического мониторинга заключается в следующем:

1. собранная полная, достоверная информация о достижениях учащихся позволяет сделать оценку их деятельности объективной, а сам учащийся при этом становится полноправным субъектом образовательного процесса;

2. осуществление педагогического мониторинга создаёт реальную базу для внедрения личностно ориентированных педагогических технологий;

3. внедрение педагогического мониторинга личностных достижений учащихся позволяет педагогам и образовательному учреждению систематизировать процесс сбора информации о продуктивности собственной деятельности, облегчает оценивание этого показателя и обеспечивает своевременность её коррекции.

В настоящее время системы педагогического мониторинга спроектированы и реализованы в разных странах. Для построения систем мониторинга могут быть использованы различные модели образовательных систем или их компонентов. Единство подходов в создании мониторинговых систем даёт право утверждать, что педагогический мониторинг является объективной потребностью развития любой системы образования.

Развитие образования в России показало большую заинтересованность пользователей в оперативной, непрерывной, полной, адекватной, объективной и доступной информации. При создании и совершенствовании системы управления образовательным учреждением возникает необходимость в улучшении качества потоков информации о состоянии как самого механизма управления образовательным учреждением, так и об основных образовательных процессах, о жизнеобеспечивающих показателях различных направлений деятельности ОУ. Произошедшие, за последние годы, изменения источников информации не решило проблему информационного обеспечения, и решения принимаются на основе неполной, некорректной, несвоевременной информации. Можно выделить несколько основных направлений совершенствования информационного обеспечения: повышение оперативности информации, обеспечение объективности, доступности, возможность систематизировать и структурировать. Эти направления могут быть реально выполнены только при использовании мониторинга, что и провоцирует дальнейшую работу по исследованию проблем педагогического мониторинга.

Мониторинг рассматривается в теории социального управления как

одно из важнейших и относительно самостоятельных звеньев в управленческом цикле. Его нельзя идентифицировать ни с одной функцией

управления, и, в то же время, он непосредственно с ними связан.

Мониторинг как самоцель в ОУ не имеет смысла, он должен отвечать информационным потребностям руководителя, существующим на данный момент. Поэтому, системы мониторинга могут быть построены в рамках различных подходов к оценке работы ОУ, но при этом всегда должны учитывать контрольные точки «вход», сам «процесс» и «выход» (результат). Мониторинговые системы, изучающие только «процесс» или только «выход», делающие выводы по соотношению «цель-результат», как правило, приводят к дезинформации и выбору неверного направления управленческих решений.

Данная работа направлена на исследование явления мониторинга,

определение его существенных характеристик, роли в педагогической

Мониторинг является достаточно сложным явлением. Он представляет собой интеграцию теоретического и эмпирического знания об окружающем мире, поскольку процесс объективации происходит через отслеживание данных, полученных опытным путём и сопоставления их с теоретическими представлениями и наоборот.

Однако, при проектировании мониторинговых систем в сфере образования, на современном этапе, существует ряд взаимосвязанных проблем, на решение которых и направлена педагогическая наука в настоящее время.

Во-первых, многие проблемы мониторинга на практике возникают в результате недостаточной научной проработки самой дефиниции «педагогический мониторинг». Возникает определённое противоречие между трактовкой и собственно применением педагогического мониторинга.

реализации в настоящее время в образовательном управленческом процессе.

В-третьих, в ходе исследования мы выяснили, что типичными проблемами мониторинга социальных систем и, в частности, системы образования являются: не достаточное обеспечение качества инструментария, разработка критериев оценивания, индикаторов, выборка объектов, сам процесс измерения, статистическая обработка результатов, а так же их адекватная интерпретация.

Чтобы решить существующие проблемы мониторинга в сфере образования необходимо:

1.Дальнейшее развитие научной и экспериментальной работы.

2.Гармоничное, целесообразное и обоснованное использование научных знаний и практического опыта.

3.Правильная организация мониторинговой службы как средства решения проблемы информационного обеспечения.

Решение проблем мониторинга в науке и практике, и его последующее гибкое развитие, с учетом меняющейся обстановки, позволит выйти на качественно новый уровень управления в образовании и, как следствие, оптимизировать структуру управления в образовательной деятельности, повысить ее качество и эффективность.

7. Список использованной литературы

1.Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М.: ВЛАДОС, 1994.

2.Айрапетова С.Н. и др. Краткий словарь по социологии. Екатеринбург, 1999.

3.Белкин А.С. и др. Основы педагогических технологий: краткий толковый словарь. Екатеринбург, 1995, с. 15-22, с. 21-22.

4.Белкин А.С., Жаворонков В.Д. Педагогический мониторинг образовательного процесса. Екатеринбург, 1997, с. 10-15.

5.Белкин А.С. Внимание ребенок! Причины, диагностика, предупреждение отклонений в поведении школьников. Свердловск, 1981., с. 88.

6.Бестужев –Лада И.В. Прогнозное обоснование социальных нововведений. М., 1982, с.95.

7.Битинас Б.П., Катаева Л.И. Педагогическая диагностика: сущность, функции, перспективы.//Педагогика, No1, 1993, с. 10-15.

8.Большой энциклопедический словарь. 2-е издание, перераб. и доп. М.: Большая Российская энциклопедия, 1998.

9.Вербицкая Н.О., Жаворонков В.Д. Информационные технологии в мониторинге образовательного процесса средней и высшей школы. Екатеринбург, 2000.

10.Вербицкая Н.О., Бодряков В.Ю. Учебный процесс: информация, анализ, управление. М: «СЕНТЯБРЬ», 1998.

11.Гершунский Б.С. Прогностические методы в педагогике. Киев, 1974, с. 25.

12.Гиреева Л.Д. Отечественные педагогические инновации 60-80 годов XX века.// Педагогика, No5, 1995.

13.Горб В.Г. Педагогический мониторинг образовательного процесса в высших учебных заведениях системы МВД России: Монография.// Ур.юрид. институт МВД России, Екатеринбург, 1998, с.25.

14.Жаворонков В.Д., Коротаева Е.В. Мониторинг образовательного процесса как педагогическая проблема. Екатеринбург, 1999.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *