Что такое общественное мнение сознание и массовое сознание

Массовое сознание и общественное мнение

Массовое сознание — один из видов общественного сознания, наиболее реальная форма его практического существования и воплощения. Это особый, специфический вид общественного сознания, свойственный значительным неструктурированным множествам людей («массам»). Массовое сознание определяется как совпадение в какой-то момент (совмещение или пересечение) основных и наиболее значимых компонентов сознания большого числа весьма разнообразных «классических» групп общества (больших и малых), однако оно несводимо к ним. Это новое качество, возникающее из совпадения отдельных фрагментов психологии деструктурированных по каким-то причинам «классических» групп. В силу недостаточной специфичности источников своего появления и неопределенности самого своего носителя массовое сознание в основном носит обыденный характер.

С массовым сознанием связано общественное мнение, которое представляет его частный случай. Общественное мнение выражает отношение (скрытое или явное) различных социальных общностей к тем или иным событиям действительности. Оно определяет поведение отдельных личностей, социальных групп, масс и государств.

Общественное мнение может отражать истину или быть ложным. Оно может возникать стихийно, а может формироваться как часть массового сознания государственными учреждениями, политическими организациями, средствами информации. Например, в 30-е годы средствами пропаганды в нашей стране было сформировано массовое сознание нетерпимости к инакомыслящим. И общественное мнение требовало смерти всем, кто по своим убеждениям не вписывался в рамки массового сознания.

С одной стороны, массовое сознание — это форма общественного сознания, заметно проявляющаяся лишь в бурные, динамичные периоды развития общества. В такие периоды у общества обычно нет интереса к научным исследованиям. В обычные же, стабильные периоды развития массовое сознание функционирует на малозаметном, обыденном уровне. При этом существенно, что оно может одновременно включать в себя отдельные компоненты разных типов сознания. Например, сознание классических групп социально-профессионального характера, составляющих собой социальную структуру общества (что обычно имеет приоритетный характер, и в первую очередь фиксируется теоретиками). Оно может включать и некоторые иные типы сознания, присущие специфическим множествам индивидов, объединяющим представителей различных групп, но в то же время не имеющим отчетливо группового характера. Обычно это обыденное сознание, не имеющее четкой социальной специфики, например «сознание» очереди за дефицитным товаром в условиях «развитого социалистического общества». Согласно данной точке зрения, проявления массового сознания носят в значительной мере случайный, побочный характер и выступают в качестве признаков временного, несущественного стихийного варианта развития.

С другой стороны, массовое сознание рассматривается как достаточно самостоятельный феномен. Тогда это сознание вполне определенного социального носителя («массы»). Оно сосуществует в обществе наряду с сознанием классических групп. Возникает оно как отражение, переживание и осознание действующих в значительных социальных масштабах обстоятельств, в том или ином отношении общих для членов разных социальных групп, оказывающихся тем самым в сходных жизненных условиях и уравнивающих их в том или ином плане. Согласно данной логике, массовое сознание оказывается более глубинным образованием, отражением действительности «первичного порядка», которое лишь потом обретает необходимые психологические признаки социальной определенности.

О тотальном, в рамках всего общества, массовом сознании можно говорить, лишь подразумевая какое-то конкретное явление, всеобъемлюще захватывающее практически всех членов общества и приводящее их в том или ином измерении сознания к некоему «общему знаменателю». Пример такого рода демонстрирует проведенный в свое время К. Марксом анализ массовизации производительных сил, а вместе с этим и производственных отношений, и всей психики людей в ходе промышленной революции Аналогичные реакции и последствия вызывают подчас глобальные катастрофы, прямо или косвенно вовлекающие подавляющее большинство членов общества. Специфическими примерами формирования массового сознания является также действие средств массовой коммуникации и пропаганды. Совершенно особое явление подобного рода — массовая мода, могущая за предельно короткое время захватывать огромные массы людей. Пример из иной сферы, однако также демонстрирующий специфические механизмы массовизации психики, — психология религии. В целом,в ситуациях названного типа доминирующим содержанием сознания значительных масс людей становятся мысли, чувства и переживания, связанные с тем, что составляет содержание массового сознания на данный момент.

Источник

Массовое сознание и общественное мнение

Что такое общественное мнение сознание и массовое сознание. Смотреть фото Что такое общественное мнение сознание и массовое сознание. Смотреть картинку Что такое общественное мнение сознание и массовое сознание. Картинка про Что такое общественное мнение сознание и массовое сознание. Фото Что такое общественное мнение сознание и массовое сознание Что такое общественное мнение сознание и массовое сознание. Смотреть фото Что такое общественное мнение сознание и массовое сознание. Смотреть картинку Что такое общественное мнение сознание и массовое сознание. Картинка про Что такое общественное мнение сознание и массовое сознание. Фото Что такое общественное мнение сознание и массовое сознание Что такое общественное мнение сознание и массовое сознание. Смотреть фото Что такое общественное мнение сознание и массовое сознание. Смотреть картинку Что такое общественное мнение сознание и массовое сознание. Картинка про Что такое общественное мнение сознание и массовое сознание. Фото Что такое общественное мнение сознание и массовое сознание Что такое общественное мнение сознание и массовое сознание. Смотреть фото Что такое общественное мнение сознание и массовое сознание. Смотреть картинку Что такое общественное мнение сознание и массовое сознание. Картинка про Что такое общественное мнение сознание и массовое сознание. Фото Что такое общественное мнение сознание и массовое сознание

Что такое общественное мнение сознание и массовое сознание. Смотреть фото Что такое общественное мнение сознание и массовое сознание. Смотреть картинку Что такое общественное мнение сознание и массовое сознание. Картинка про Что такое общественное мнение сознание и массовое сознание. Фото Что такое общественное мнение сознание и массовое сознание

Что такое общественное мнение сознание и массовое сознание. Смотреть фото Что такое общественное мнение сознание и массовое сознание. Смотреть картинку Что такое общественное мнение сознание и массовое сознание. Картинка про Что такое общественное мнение сознание и массовое сознание. Фото Что такое общественное мнение сознание и массовое сознание

Общественное мнение несводимо к сумме индивидуальных сознаний. Общественное мнение отражает реальное состояние общественного сознания, интересы, настроения и чувства классов и социальных групп общества. В общественном мнении проявляется конкретное состояние общественного сознания в тот или иной исторический отрезок времени. В нем концентрируется внимание на тех или иных сторонах, процессах бытия. Содержание общественного мнения – показатель глубины отражения, познания этих процессов, выражения их оценки с точки зрения интересов социальной группы, класса, народа в целом. Следовательно, общественное мнение – это отношение социальных общностей к проблемам общественной жизни, проявляющееся сначала в суждениях, а затем в действиях. Оно отличается относительной распространенностью, интенсивностью, стабильностью. Важнейший фактор, детерминирующий общественное мнение – это социальные интересы людей В структуре общественного мнения выделяют уровни (обыденный и теоретический) и формы (правовое, религиозное и т.д.)

Массовое сознание – это форма проявления обыденного сознания. Его носителем являются массовые общности. Их признаки:

— ситуативность существования (зависимость от условий)

— отсутствие четких границ (членства)

Общественное мнение – это срез массового сознания, это отношение людей к чему-либо. Оно существует по конкретной проблеме, вопросу. Оно относится к обыденному уровню сознания.

Функции общественного мнения различаются в зависимости от характера взаимодействия мнения тех или иных социальных институтов или отдельных лиц, в первую очередь, характера влияния, воздействия первого на вторых, от содержания высказываемого мнению, от его формы. Для общественного мнения характерны функции:

Первая функция – самая широкая по своему значению. Общественное мнение всегда занимает определенную позицию по отношению к любым фактам и событиям в жизни общества, к действиям различных институтов, лидеров государства. Эта особенность придает феномену характер силы, стоящей над институтами власти. Эта сила оценивает и контролирует деятельность институтов и лидеров. Обладая одной только моральной властью общественное мнение бывает весьма эффективным по своим результатам.

Вторая функция – консультативная. Общественное мнение дает советы относительно способов разрешения тех или иных социальных, экономических, политических, идеологических, межгосударственных проблем. Это мнение будет справедливым, если, конечно, институты власти заинтересованы в таких советах. Прислушиваясь к этим советам, руководящие лидеры, группы, кланы вынуждены корректировать свои решения, методы управления.

Директивная функция общественного мнения проявляется в том, что общественность выносит решение по тем или иным проблемам социальной жизни, имеющее императивный характер. Такой характер носит волеизъявление народа во время выборов, референдумов. Императивные высказывания занимают в политике весьма значительное и важное место.

Источник

Вопрос 67. Общественное мнение и общественное сознание

Что такое общественное мнение сознание и массовое сознание. Смотреть фото Что такое общественное мнение сознание и массовое сознание. Смотреть картинку Что такое общественное мнение сознание и массовое сознание. Картинка про Что такое общественное мнение сознание и массовое сознание. Фото Что такое общественное мнение сознание и массовое сознание Что такое общественное мнение сознание и массовое сознание. Смотреть фото Что такое общественное мнение сознание и массовое сознание. Смотреть картинку Что такое общественное мнение сознание и массовое сознание. Картинка про Что такое общественное мнение сознание и массовое сознание. Фото Что такое общественное мнение сознание и массовое сознание Что такое общественное мнение сознание и массовое сознание. Смотреть фото Что такое общественное мнение сознание и массовое сознание. Смотреть картинку Что такое общественное мнение сознание и массовое сознание. Картинка про Что такое общественное мнение сознание и массовое сознание. Фото Что такое общественное мнение сознание и массовое сознание Что такое общественное мнение сознание и массовое сознание. Смотреть фото Что такое общественное мнение сознание и массовое сознание. Смотреть картинку Что такое общественное мнение сознание и массовое сознание. Картинка про Что такое общественное мнение сознание и массовое сознание. Фото Что такое общественное мнение сознание и массовое сознание

Что такое общественное мнение сознание и массовое сознание. Смотреть фото Что такое общественное мнение сознание и массовое сознание. Смотреть картинку Что такое общественное мнение сознание и массовое сознание. Картинка про Что такое общественное мнение сознание и массовое сознание. Фото Что такое общественное мнение сознание и массовое сознание

Что такое общественное мнение сознание и массовое сознание. Смотреть фото Что такое общественное мнение сознание и массовое сознание. Смотреть картинку Что такое общественное мнение сознание и массовое сознание. Картинка про Что такое общественное мнение сознание и массовое сознание. Фото Что такое общественное мнение сознание и массовое сознание

Формы общественного сознания:нравственное, эстетическое, религиозное, правовое, политическое, философское, научное, экологическое, экономическое и т.д.

Общественное мнение — усредненная и поддерживаемая большинством точка зрения различных социальных групп на какую-либо проблему с учетом развития массового сознания и ролевых представлений социальной группы о поведении и мышлении внутри социума.

По Уледову, общественное мнение есть способ выражения общественного сознания, характеризующегося своей эмоциональной стороной, имеющего свою направленность и находящегося в зависимости от реальной социально-экономической и социально-политической ситуации.

Б.А. Грушин ставит акцент на иррациональности, стихийном характере общественного мнения и полагает, что у общественного мнения есть свой предмет и свой объект. Общественное мнение высказывает суждения по всем формам сознания, включая науку и философию. Это не самостоятельная форма сознания, ибо у неё нет своего предмета. Грушин выдвигает предположение, что общественное мнение является формой неофициального сознания и входит в официальные формы с разной интенсивностью – с меньшей в науку и философию и с большей – в мораль, политику, право, искусство.

Общественное мнение всегда отражает действительность. За взглядами людей стоит их реальные отношения. Но отражение это незеркально, оно сложно, противоречиво, на него влияет множество факторов, оно может быть ложным. Таким образом, по Грушину, общественное мнение есть способ функционирования общественного сознания, признаками которого являются неофициальность, стихийность. Общественное мнение выражает интересы различных социальных групп и являет собой осознанное бытие, которое отражает реальные процессы жизни. Общественное мнение характеризует массовое сознание в его суммарном виде. Оно имеет специфический объект и субъект, свои формы выражения и способы воздействия на действительность.

Общественное мнение не является единственным состоянием сознания. Такими же состояниями общественного сознания выступают социальные нормы поведения, традиции, программы политических партий. Более того, общественное мнение само вырабатывает социальные нормы – требования к деятельности людей, интегрирует имеющиеся нравственные, эстетические, правовые и иные социальные нормы, насаждает их, закрепляет силу воздействия на поведение людей. И в то же время общественное мнение исходит из системы существующих социальных норм.

Общественное мнение, с точки зрения казанского учёного В.К. Падерина, представляет собой реальность идеального порядка и, одновременно, практическое действие. Падерин утверждает, что оценочная сторона общественного сознания и есть общественное мнение.

Итак, научная дискуссия о соотношении и общественного сознания остаётся, но столь же распространённым является и тезис о том, что общественное мнение есть способ существования, проявления общественного сознания.

Источник

Общественное мнение и массовое сознание в современной России

Понятия: общественное мнение и массовое сознание. Особенности общественного мнения и массового сознания в России. Влияние трансформационных процессов в современной России на массовое сознание россиян. Современные способы воздействия на массовое сознание.

РубрикаСоциология и обществознание
Видкурсовая работа
Языкрусский
Дата добавления18.01.2018
Размер файла65,8 K

Что такое общественное мнение сознание и массовое сознание. Смотреть фото Что такое общественное мнение сознание и массовое сознание. Смотреть картинку Что такое общественное мнение сознание и массовое сознание. Картинка про Что такое общественное мнение сознание и массовое сознание. Фото Что такое общественное мнение сознание и массовое сознание

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ГЛАВА I. МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ И ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ

1.1.Теоретические подходы к изучению общественного мнения и массового сознания

1.2 Понятия: общественное мнение и массовое сознание

ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ И МАССОВОГО СОЗНАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ

2.1 Особенности общественного мнения и массового сознания в России

2.2 Влияние трансформационных процессов в современной России на массовое сознание россиян

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

В данной курсовой работе будет рассмотрена проблема: «Общественное мнение и массовое сознание в современной России».

Актуальность данной темы не вызывает сомнений. Формирование массового общественного сознания, а также воздействие на определенные группы населения являются политическими функциями СМИ. Они воздействуют на общественное мнение, создают конкретную идеологию в массах, привлекают к политическим идеям различные группы лиц. Вследствие этого, очень важно понять структуру и содержание общественного мнения и массового сознания, определить факторы и механизмы функционирования в наши дни. Проанализировать тенденции и особенности развития в современном российском обществе. Актуальность определяется и тем, что на данном этапе развития Россия идет по пути новых реформ, что оказало влияние на развитие в стране свободного общественного мнения и прямо сейчас оно получило свою значимость.

Цель курсовой работы: изучить процессы, формирующие общественное мнение и массовое сознание в современной России и рассмотреть современные социальные практики, которые оказывают воздействие на массовое сознание людей в России.

Объектом исследования являются общественное мнение и массовое (общественное) сознание в современном обществе.

Предметом исследования являются современные способы воздействия на массовое сознание и проблемы, которые появляются вследствие осуществления мероприятий, направляемые на воздействие общественного мнения.

Для достижения поставленной цели в курсовой работе решаются следующие задачи:

-рассмотреть теоретические подходы к изучению общественного мнения и массового сознания;

— рассмотреть понятия: общественное мнение и массовое сознание;

-выявить особенности общественного мнения массового сознания в современной России.

-исследовать влияние трансформационных процессов в современной России на массовое сознание россиян.

Методологическую и теоретическую основу исследования составляют труды отечественных ученых Б. Грушина и А.К. Уледова, М.К. Горшкова.
Структура курсовой работы: работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения и списка источников.

ГЛАВА I. Массовое сознание и общественное мнение


-Первый подход опирается на количественное измерение параметров общественного мнения.


-Второй заключается в исследовании различных способов взаимодействия мнений индивидов, в результате чего появляется общественное мнение по какому-либо вопросу.


-Третий подход заключается в анализе роли общественного мнения в процессах общества и политики.


-Четвертая группа теорий строится на изучении средств массовой информации, механизмов пропаганды и технологий влияния на общественное мнение. Герберт Блумер Символический интеракционизм //Современная социология. М.,1994. С.146-156


Основными составными частями модели массовой коммуникации являются: общающиеся люди, источники, каналы и получатели информации.


В истории социально-политической мысли многие исследователи обращались к вопросам формирования общественного мнения и социальных технологий.


В каждой общественно-экономической формации отношения с обществом являлись частью системы управления. Умение влиять на мнение аудитории средствами логики и риторики известно со времен античности. Деятельность по формированию общественного мнения связана с созданием определенного информационного поля. Процесс включения в него человека, является одним из элементов социализации.


О целенаправленном информационном воздействии на сознание и поведение граждан говорил Платон, в размышлениях об идеальном государст-ве, предлагая в воспитательных целях изъять из мифов все места, где боги предстают перед людьми в невыгодном свете.


Аристотель впервые отметил коммуникационный аспект политической деятельности, интерпретируя ее как «общение» для достижения высшего «общего блага».


В эпоху Возрождения проблема воздействия на общественное мнение, настроение и поведение людей получила развитие у Н. Макиавелли.


Выпуск № 4 (20).-С.1.


Иную позицию отстаивали представители либерально-демократической мысли Дж. Мильтон, Дж. Локк, Ш.Л. Монтескье, во многом предопределившие характер нормативно-ценностного базиса функционирования и развития общественного мнения в странах Запада, где свобода слова, обмена мнений через независимые СМИ считается инструментом общественного контроля деятельности власти и государства. С середины XIX в. вопросы формирования общественного мнения рассматриваются в рамках марксистской концепции. Суть ее в том, что сообщения, передаваемые всей системой массовых коммуникаций, есть выражение и продвижение определенных ценностей и идей, а «господствующими идеями любого времени были идеи господствующего класса».


С конца XIX в. идеи массового общества развиваются в критике «омассовления» и деспотизма масс: Ф. Ницше, О. Шпенглер, Х. Ортега-и-Гассет. Они обнаружили типологическую общность массы как пассивного и лояльного продукта социально-политического строя «позднего капитализма» и ввели в научный оборот понятие «индустрия культуры»


В элитарной концепции (Г. Лебон, Г. Тард, Ортега-и-Гассет и др.) масса рассматривается как «свинячье множество», «грядущий хам», худшая часть людей. В их действиях отсутствуют общие ценности и убеждения, поэтому для них характерны иррациональные импульсы, анархия, хаос, которые ведут к закату цивилизации.


Г. Лебон дал развернутое описание феномена толпы и способов воздействия на нее, а Г. Тард продолжил анализ массовых процессов, в которых важнейшими считал распространение идей, формирование общественного мнения и прямое общение. Г.Тард. Социальные законы. С-Пб, 1901.-С.43.


В либеральной концепции Р. Миллса обосновывается тенденция унификации «массового человека», составляющей оплот конформизма, аморфности, манипулирования и контроля масс.


Представители демократической концепции (Д. Белл, С. Липсет, Э. Шилз) искали позитивные черты в массовом обществе, подчеркивали роль массовой коммуникации в становлении социально-экономической и политической однородности различных слоев населения.


Точка зрения Ницше, представителя «философии жизни», легла в основу более поздних концепций «массового общества» и «массовой культуры», обрекающей индивида на несвободу, отсутствие творчества, рационально-бюрократизированную деятельность.


В структурализме проблемы формирования общественного мнения связываются с именем К. Леви-Стросса. Ему принадлежит идея, что все социальные и культурные установления являются отражением общественного мнения.


Выпуск № 4 (20).-С.53.


К этой же группе исследований относится теоретический анализ феноменов пропаганды и процессов политической социализации личности, представленный трудами Г. Лассуэлла, Дж. Фулбрайта и многих других. Второе направление теоретических исследований в области формирования общественного мнения сопряжено с построением макроуровневых моделей, концептуально отображающих содержание и тенденции развития процессов информационного воздействия и взаимодействия субъектов политики на уровне политической системы и общества в целом, и представлено меньшим количеством публикаций.


Всестороннее изучение общественного мнения начинается только в середине 60-х годов. Основополагающими следует назвать работы А.К. Уледова, Б.А. Грушина.


Выпуск № 4 (20).-С.55.


В современном социогуманитарном знании тема масс и массового сознания осознается как особо важный системообразующий объект комплексных исследований, требующих интеграции методологического и методического арсенала всех наук, так или иначе изучающих общество и человека. Формирование научных представлений о механизмах функционирования масс в социально значимых процессах, особенностях массового сознания, массовых настроений и массового поведения как основополагающих факторов эффективного и стабильного функционирования всей социальной макросистемы является одной из наиболее востребованных жизнью задач. Ведь


1.2 Понятия: общественное мнение и массовое сознание


общественный мнение массовый сознание


Многие ученые считают, что массовое сознание является совокупностью теорий, взглядов, идей, которые отражают реальное общественное бытие.


Особенности общественного мнения:


— это некое положение массового сознания;


— отличительной чертой данного положения служит то, что оно содержит оценку проблем, событий и прецедентов реальности;


— эта оценка устойчивая, то есть сформированная на протяжении какого-то определенного времени, под воздействием тех или иных фактов.


Этапы общественного мнения:


— Восприятие реформации (объективной, субъективной, тенденциозной и т.д.) на уровне отдельных людей.


— Обмен имеющейся информацией, выводами, дискуссии с другими людьми.


— На этой основе, формирование определенного мнения небольшой группы людей.


— Обмен между небольшими группами и формирование мнения социального слоя.


— Возникновение общенародного мнения.


Можно выделить основные стадии формирования и функционирования общественного мнения:


— Рождается


— Достигает определенной степени развития


— «Умирает» или реализует себя в конкретных проявлениях жизни.


Практика показывает, что если необходимые меры, в частности пропагандистские, приняты в период зарождения или на начальном этапе формирования общественного мнения его значительно легче сориентировать в позитивном, нужном направлении, либо локализовать, не дать перерасти в неверные убеждения, последующие, на этой основе, соответствующие действия и проявления в жизни.


Не в любом обществе существует общественное мнение, поскольку оно есть не просто сумма личных мнений, которыми люди обмениваются в тесном, узком кругу семьи или друзей. Сумма большого количества индивидуальных мнений по определенному вопросу, который затрагивает группу людей, является общественным мнением.


— массовые суждения людей имеют различную степень объективности (правдивости). Если появляется нехватка объективной информации, то люди восполняют ее слухами, интуицией, сплетнями и т.д. Общественное мнение, которое не имеет в своей основе устойчивого научного фундамента, может быть ошибочным;


— общественное мнение играет специфическую побудительную силу, регулирующую поведение людей, их фактическую деятельность. Оно отображает установленную степень познаний людей по конкретному вопросу, а также устанавливает их активное отношение к объекту представления, образуя схожесть сплава эмоционального, рационального и волевого компонентов. Данный парадокс выступает в качестве мощного орудия общественного влияния;


Общественное мнение является важным фактором образования стихийных групп. В каждом обществе убеждения, идеи, социальные представления разных санкционированных групп существуют не отдельно друг от друга, а создают индивидуальный стиль, который можно назвать массовое социальное общество. Представителем этого массового созидания считается общественное мнение. Важно исследовать общее мнение, поскольку это ключ к осознанию состояния общества. «Массовое сознание» не соотносимо с понятиями «групповое» или «индивидуальное сознание», т.к. последние могут рассматриваться не только на обыденно-практическом уровне, но, в равной степени, и на уровне специализированного сознания-теоретиконаучном.


ГЛАВА II. Особенности функционирования и развития общественного мнения и массового сознания в современном российском обществе


2.1 Особенности общественного мнения и массового сознания в России


общественный мнение массовый сознание


Общественным мнением непрерывно манипулируют политические субъекты. Политики, которые желают добиться своих целей, выдают свои социальные интересы за интересы народа, опираясь на «собственных» исследователей общественного мнения.


В России действуют больше двадцати центров, изучающих общественное мнение, но на слуху миллионов людей (радиослушателей, телезрителей, читателей массовых печатных изданий) их в сущности шесть: Фонд «Общественное мнение», ВЦИОМ; Аналитический центр по общей политике Администрации Президента, Центр А. Киссельмана в Санкт-Петербурге, Институт прикладного системного анализа. Эти центры с великой охотой выполняют социальный заказ политических лидеров, а региональные подразделения дают значительно больше объективной информации, находясь в стороне от московских политических игр. За последние десять лет выборочные опросы общественного мнения трансформировались в обычный прием не исследования, а формирования, вернее, манипулирования общественным мнением. Профессиональные социологи знают, как трудно организовать и провести действительно достоверное социологическое исследование.


Важная особенность политического сознания россиян заключается в том, что им дают возможность решить трудную и новую задачу: объединить государственность и идеи патриотизма с идеями личной свободы и гражданственности.


Современный мир располагается на новой ступени своего становления.


В качестве главных проявлений духовной самобытности России, основным ее достоянием в российском массовом политическом сознании воспринимаются такие ценности, как духовность, справедливость, терпеливость, коллективизм. В них заключается преимущество России перед иными государствами, прежде всего западными.


На протяжении последнего десятилетия в политическом сознании российского общества произошли ощутимые структурные конфигурации, которые выразились в развитии следующих веяний:


Снижение доверия к демократическим ценностям и общепринятым нормам.


Подъем авторитарных ценностей и установок.


На данный момент массовому сознанию общества характерно усиленное восприятие таких насущных проблем общественной жизни, как общественные, финансовые, национальные, небывалый накал влечений, эмоций в процессе их обсуждения. Массовое сознание находится в состоянии возбуждения, отличается неопределенностью и неустойчивостью. Об этом свидетельствует критичность, отсутствие должной культуры, нежелание считаться с интересами других людей и с общественным интересами.


В массовом сознании первоначально выделяются политические и экономические взгляды и представления, суждения по решению межнациональных отношений.


Массовое сознание становится раскованнее, раскрепощённее, пытается отражать все сферы и стороны общественной жизни, как положительные, так и отрицательные. Люди избавляются от страха говорить то, что думают, открыто высказывают собственные взгляды, суждения по вопросам реального, прошедшего и грядущего нашего сообщества; побеждают рабскую психологию, психологию покорности и обретают чувство собственного достоинства.


Функциональное включение людей в реформенные процессы, поднятие единой культуры, культуры человеческих отношений, общения, станут способствовать преодолению как «имперского сознания», так и остальных отрицательных явлений в общественном сознании. По мере воплощения экологической, политической, законодательной и других реформ заслуги реальных сдвигов в социальной и других сферах в массовом сознании получат широкое распространение чувства гражданственности, высоконравственные, эстетические и многие другие духовные ценности.


Перспективными последующими исследованиями массового сознания могут быть:


— постоянные мониторинги состояния массового сознания во всех его социально-психологических проявлениях;


— сравнительные анализы социально-психологических особенностей массового сознания в разных регионах с целью извлечения информации и разработки критериев оценки политической деятельности разнообразных ветвей региональной власти;


— сравнительные анализы социально-психологического состояния различных социальных групп.


2.2 Влияние трансформационных процессов в современной России на массовое сознание россиян


Тенденция глобализации охватывает общественные отношения, политические, национально-государственные связи. Страны, нации и народы становятся ближе, контакты между ними разнороднее, взаимопроникновение и взаимовлияние сильнее.


Некоторые ученые дают характеристику современному социально-психологическому состоянию российского общества. Это состояние патологического социокультурного упадка (Н.И.Лапин), который, в отличие от «нормального» упадка, служит формой разложения конкретного вида общественных отношений.


В конечном итоге такого кризиса показателями состояния общества стали ограничение поля социальных интересов, разложение нравственных ценностей, агрессивные проявления в поведении, аномалия ценностных ориентаций в сторону материальной составляющей, духовная примитивизация и т.д. Все выше изложенное не только на уровне единичного индивида, но и на уровне существенного числа граждан вызывает состояние психологической напряженности, фрустрации и когнитивного диссонанса.


За достаточно короткий отрезок времени, большей частью под воздействием разнообразных внешних факторов, на макро- мезо и микро уровнях трансформировались динамичные составляющие массового сознания населения.


Для огромного числа граждан стремительно трансформировалась ситуация и на микроуровне, которая выразилась в ином имущественном, материальном, профессиональном положении, статусном, в родственных и домашних отношениях и т.д.


Новейшее положение сознания общества, в котором процессы требуют своего осмысления из-за того, что длительное действие обозначившейся тенденции дает возможность спровоцировать необратимые процессы в сознании и психике внушительного числа граждан. Последовало разрушение действия идентификационных устройств, которые представляют собой одну из базисных необходимостей на уровне общества и обусловлены принадлежностью индивида или личности к конкретному типу общества, отношением и характером осознания данной принадлежности.


В данной ситуации большую роль для формирования массового сознания играет механизм адаптации. Показателем адаптивности человека является включенность человека в конкретную активность, при этом включенность характеризуется соотношением внутреннего психического состояния личности тем требованиям, которые предъявляет ей среда. Адаптация подразумевает перестройку поведения личности под воздействием новых требований. Заключительный результат адаптации складывается из объективных показателей достижений и субъективных удовлетворенностей собственными достижениями в той профессиональной и социально-экономической позиции, которую занимает человек, психологическим здоровьем личности.


Возникает вопрос о факторах такого социально-психологического состояния россиян. Данные эмпирического исследования показывают картину социально-психологических переживаний, которые испытывают люди сегодняшнее время. Она выглядит следующим образом (см. табл.2).


Таблица показывает, что довольно высокие показатели имеют материальные предпосылки отрицательных переживаний и чувств (52,7%). Велики и показатели личных проблем (по совокупности 88,7%). Кроме причин, которые имеют индивидуальный характер, обращают на себя внимание причины, которые касаются оценки положения в стране и волнение за ее будущее.


Чрезвычайный интерес представляют данные, связанные с отношением к проблемам и процессам, протекающим в России. Затронул вопрос о путях выхода из кризиса, показатели ответов на этот вопрос выглядят следующим образом (см. табл. З).


Что касается оценки перспектив того, изменится ли жизнь к лучшему, то большинство опрошенных уверенны «да, изменится» (см. рис. 1).


Достичь реальных позитивных изменений в социально-экономической и духовной жизни российского общества можно за счет коррекции курса реформ, учитывая специфику российского менталитета, современного состояния массового сознания и применения эффективных социальных технологий управления экономическими, социально-политическими, духовными процессами.


Исследование, которое было проведено, позволило аргументировать следующие практические рекомендации:


— На государственном уровне существенно важным является идеологическое, построенное на общезначимых ценностях и интересах, обеспечение социально-экономических, политических, духовных преобразований как основы образования массового сознания.


-При разработке различных реформ важно учитывать истинное социально-психологическое положение массового сознания в данный конкретно-исторический период времени, а также ментальные характеристики массового сознания.


-Принимая к сведению роль СМИ и коммуникации в образовании массового сознания, важно создать научно-обоснованную концепцию информационной политики с учетом равноправного сосуществования корпоративного, общественного, государственного, частных субъектов собственности СМИ и коммуникации как значимого условия достижения баланса интересов индивидов, государства, групп, классов и основы подходящего социально- психологического состояния общества.


В практике средств массовой информации в современном мире широко применяются методы подсознательного стимулирования общественного мнения. Отношение людей к явлениям окружающей среды складывается с помощью упрощенных представлений: стереотипов, мифов, слухов, которые внедряются в сосуд «организованных» новостей, автоматически вызывая в массовом сознании отрицательную или положительную реакцию на конкретное событие.


В последнее время участились массовые безумия на основе политических, этнических, национальных и конфессиональных конфликтов. Массовая истерическая обстановка ненависти рождалась не без участия средств массовой информации. Эффекты «помешательства» людей могут быть вызваны и вполне прогрессивными лозунгами, которые распространяются через СМИ, а это- борьба за национальную независимость, суверенитет и т.п.


Индивиды, составляющие массу, стали жить в мире «информационных фантомов», насаждаемых СМИ.


С одной стороны, развитие массовой коммуникации и СМИ положительно влияет на осведомленность индивидов об окружающем мире, но в тоже время за их развитием стоит резон, управляющий сознанием масс.

«Общественное мнение» и «массовое сознание» являются ключевыми понятиями социологии.

Изучив опыт осмысления общественного мнения, можно сделать вывод, что комплекс знаний по данной проблематике, уходящий своими корнями еще в античность, на протяжении веков развивался и трансформировался соответственно с развитием общественно-политической системы общества. Наибольшей динамики этот процесс достиг в последние несколько десятилетий. Кроме того, общественное мнение стало полноправной силой в политических процессах и зачастую даже претендует на доминирующее положение. Горизонты изучения проблематики ФОМ пока не видны. Есть только схемы, непрерывно развивающиеся коммуникации, которые дают различным составляющим общественного мнения толчок для самостоятельного развития и рождают в науке непредвиденные феномены, не обозначенные достаточно четко теоретически. Коммуникационное пространство стремительно изменяется, появляются новые практики и технологии, определяя ситуативность интересов различных политических факторов, усилия которых направлены на формирование системы эффектов восприятия, которые и обеспечили бы решение связанных с коммуникационными процессами задач.

Подводя итоги, можно сказать, что значение общественного мнения в жизни любого общества является чрезвычайно важным.

В представленной работе мы рассмотрели понятие «общественное мнение», его функции и методы изучения, а также перспективы становления общественного мнения в России в качестве института гражданского общества.

Концентрирование на проблеме массового сознания вовсе не утратило актуальности, наоборот, присутствует потребность в теоретическом осмыслении жизни современного общества.

В курсовой работе выявлена и охарактеризована масса как субъект социального действия и носитель массового сознания; проведен анализ различных исследовательских подходов в ее изучении; обнаружены существенные признаки массового сознания, которые позволяют осмыслить его как отдельный вид общественного сознания. Мы рассмотрели содержание массового сознания, изучили способы формирования массового сознания, а так же выявили роль СМИ и массовой культуры в его образовании. Был проведен анализ особенностей массового сознания в современном обществе РФ.

В работе показано, что процессы глобализации и информатизации наитеснейшим образом коснулись и России. Усовершенствование всех сфер жизни общества развернулась на фоне активного включения нашей страны в мировые глобальные процессы. Выше изложенные процессы и взаимосвязанные с ними проблемы оказывают влияние и на состояние массового сознания нашего общества.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Павелкина Л. С. Журнал Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Выпуск № 4 (20).- 2012.

6. Поминов Д. Ю.Журнал Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена Выпуск № 114 / 2009

13. Липпман У. Общественное мнение- М.: 2004.- С.10

Показатели оценки наиболее важных ценностей общества (в процентах к числу опрошенных)

Важные ценности общества

Распределение показателей по совокупному числу выборов каждым респондентом

Причины, которые влияют на чувства и переживания граждан

Низкая заработная плата, пенсии, стипендии

Проблемы личного характера

Трудности родителей, детей, близких

Состояние страны в целом

Волнение за будущее страны

Невозможность реализовать себя как личность

Психологическая неготовность к жизни в новых условиях

Проблемы со здоровьем

Показатели оценки основных направлений выхода России из кризиса (в процентах к числу опрошенных)

Показатели оценки основных направлений выхода России из кризиса

Укрепление роли государства и госрегулирования экономикой

Установление власти сильной личности

Перераспределение любыми методами средств самых богатых в пользу бедных

Продолжение либеральных, рыночных реформ

Выхода нет, Россия потеряна как великая страна

Государственная монополия на ряд товаров, на крупные предприятия

Подобные документы

Стили, формы, уровни эффективности социального контроля. Массовое сознание. Система контроля П. Бергера. Исследование различных форм общественного сознания. Изучение господствующей системы ценностей, определяющей отношение индивидуума к миру и обществу.

презентация [446,2 K], добавлен 10.06.2014

Структура и функции общественного мнения гражданского общества в Казахстане. Социальный институт коллективного мнения в средствах массовой информации и в контексте политических трансформаций. Переходный период и общественное сознание: новые парадигмы.

дипломная работа [105,8 K], добавлен 06.06.2015

Общественное мнение как совокупность многих индивидуальных оценок по конкретному вопросу. Факторы, порождающие общественное мнение. Общественное мнение в России, центры по его изучению. Экспрессивная и консультативная функции общественного мнения.

реферат [27,9 K], добавлен 03.12.2009

История понятия «общественное мнение». Современные теории, описывающие это явление. Становление общественного мнения в России. Понятие общественного мнения в концепции У. Липпмана, в концепции Б.А. Грушина. Природа, объект и функции этого феномена.

реферат [46,2 K], добавлен 19.02.2012

реферат [38,1 K], добавлен 23.12.2010

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *