Что такое оригинальность товара
Как ИП избежать продажи контрафакта и фальсификата
Поддельный товар плох всем — он нарушает права владельца товарного знака, порождает недобросовестную конкуренцию, может нанести ущерб здоровью потребителя, и более глобально — отрицательно влияет на экономику страны.
Государство борется с оборотом незаконной продукции: изымает его у продавцов, уничтожает, а самих продавцов наказывает.
Почему на рынке много подделок
Между незнакомым производителем и брендом покупатели чаще выбирают известную марку, поэтому магазинам выгоднее продавать товары известного изготовителя. Но закупка продукции у бренда стоит дороже, чем закупка подделки, а продавцы заинтересованы в сокращении затрат.
Так и выходит, что при продаже ходового товара компания испытывает искушение заработать побольше. В этом ей помогают подпольные производители.
В нашей стране больше всего подделывают молочную продукцию. Но также много фальсификата среди одежды, лекарств, техники и даже топлива. Незаконный оборот продукции сегодня считается одной из ключевых проблем российской экономики.
Подделка — это контрафакт или фальсификат
Под подделкой подразумевают «контрафакт» или «фальсификат», следует различать эти два понятия.
Контрафакт — это товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно изображен товарный знак или что-то похожее на него — ст. 1515 ГК РФ. Например, если на чехле телефона изображено надкушенное яблоко, но товар изготовлен не Apple, это контрафакт.
Контрафактом считается также продажа немаркированной продукции, нарушение авторских прав («пиратство»), незаконное использование чужих изобретений.
Фальсификат — это вещи, информация о которых неполна или недостоверна — ст. 1 ГК РФ. Например, человек приобретает в магазине мебели товар из деревянных досок, а на самом деле он сделан из ДСП. Покупателя обманули, это подделка.
Контрафакт — это всегда фальсификат, потому что знак чужой торговой марки обманывает покупателя. Но не всякий фальсификат будет контрафактным, потому что способы обмана бывают разными. В примере с заменой досок на ДСП производитель не выдавал себя за другую марку, просто не обеспечил заявленное качество.
Что будет, если продавать контрафактный товар
Предприниматель, продающий поддельный товар, может понести гражданскую, административную и уголовную ответственность.
Гражданская ответственность по ст. 1515 ГК РФ. Если владелец товарного знака обратится в суд за компенсацией за нарушение исключительных прав, нарушителю придется заплатить:
от 10 000 до 5 000 000 ₽ за каждый факт нарушения закона, по усмотрению суда;
в двукратном размере стоимости товаров, на которых незаконно размещен товарный знак;
в двукратном размере стоимости права использования товарного знака, которая обычно взимается за законное использование товарного знака.
Вместо компенсации правообладатель может потребовать возмещения убытков, но так как убытки доказать сложнее, обычно через суд взыскивают компенсацию.
Административная ответственность по ст. 14.10 КоАП. За незаконное использование чужого товарного знака контролирующие органы могут оштрафовать ИП на 10 000-50 000 ₽, а сам товар конфискуют и уничтожат.
Уголовная ответственность по ст. 180 УК РФ. Если чужой товарный знак использовали неоднократно или его использование принесло правообладателю ущерб более, чем на 250 000 ₽, то ИП могут привлечь к уголовной ответственности. Наказание за это преступление может быть штраф 100 000-300 000 ₽, обязательные, исправительные, принудительные работы или лишение свободы до двух лет со штрафом.
Ответственность за продажу фальсификата
За продажу фальсифицированной продукции предпринимателя могут привлечь к административной ответственности, по статье «Обман потребителей».
Наказание по этой статье — штраф от 12 000 до 20 000 ₽.
Уголовной ответственности за продажу фальшивой продукции пока нет.
Новым ИП — год Эльбы в подарок
Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев
Как ИП минимизировать риски
Покупатели всегда заинтересованы в покупке качественного продукта. В случае обмана они будут винить продавца и жаловаться в Роспотребнадзор на вас, а не на вашего поставщика.
Конечно, проверить качество каждого товара нереально. Зато перед началом работы можно проверить поставщика. Например, поискать про него отзывы, узнать про судебные дела с правообладателями и закупщиками. Для проверки контрагентов подходит Контур.Фокус.
Лучше всего покупать маркированные товары. Маркировка предназначена для борьбы с подделками, она помогает отследить весь путь товара от производителя или импортёра до вас. Сейчас в обязательном порядке маркируют лекарства, шубы, обувь и сигареты, а в 2021 году список таких товаров расширится.
Если вы продаете товары, на которых изображены известный логотип, лейбл, марка, или вещь — предмет авторского права, например, игрушка-герой из мультика, то нужно внимательно изучить сопровождающие товары документы.
Договор поставки. В договоре поставки обратите внимание на разделы «права третьих лиц» и «ответственность сторон». В идеале там должно быть указано, что в случае предъявления продавцу исков о взыскании компенсации в связи с незаконным использованием товарного знака или о возмещении ущерба поставщик предоставит все нужные документы и будет возмещать все суммы, которые будут взысканы с продавца по решению суда.
Лицензия. У изготовителя должна быть лицензия на производство продукта с товарным знаком. Узнать, действительна ли эта лицензия, можно на сайте производителя, а если информации об этом нет, можно позвонить или написать официальному представителю.
Сертификат соответствия подтверждает соответствие продукта требованиям технического регламента. На российские товары сертификаты соответствия выдают сертификационные центры. Если товар импортируют из-за границы, сертификат выдает Таможенная служба.
Проверить сертификат соответствия на подлинность можно на сайте Росаккредитации.
Как найти уникальность своего продукта и продать ее клиенту
Основатель агентства «Аутмаркетинг»
Антон Шаяхов, основатель агентства «Аутмаркетинг», рассказывает о том, как правильно сформировать уникальное торговое предложение, которое заинтересует пользователя.
Заявить о себе в интернете стало просто: собрал сайт на конструкторе, подгрузил картиночки и написал тексты, прикупил контекстной рекламы, завёл социальные сети и посадил знакомого школьника общаться с пользователями в соцсетях. Такая лёгкость вхождения в профессию упускает одну деталь: умение правильно доносить до пользователя нужность товара или услуги.
Это первая часть рассказа о том, как правильно сформировать Уникальное Торговое Предложение. Наша задача: научиться правильно определять уникальность продукта. Понимание уникальности поможет лучше определить нишу рынка, на котором вы сейчас работаете, а также определить векторы дальнейшего развития продукта.
Главная цель на этапе знакомства с продуктом, это заинтересовать пользователя. Не рассказать ему о продукте, не доказать преимущества, а просто заинтересовать. Чтобы человек подумал про себя: кажется это крутая штука и она мне поможет.
Научиться составлять УТП — первая и самая важная обязанность любого маркетолога и предпринимателя. Потребности пользователя удачно складываются в пирамиду, разобрав которую можно понять, что лучше говорить клиенту в момент контакта с продуктом.
Пирамида потребностей клиента
В пирамиде Маслоу потребности человека выстраиваются в иерархию: основу составляют физиологические нужды, а на вершине — потребность в самоактуализации и эстетические потребности. В УТП продукта все примерно так же. От основания до вершины пирамида выглядит так: функциональность, удобство, эстетика, статус, вижен. Каждый новый уровень пирамиды держится на предыдущем, чаще всего нельзя просто перескочить через одну ступеньку.
Техника определения уникальности состоит в том, чтобы определить, на каком уровне пирамиды стоит ваш продукт. Именно об этом уровне уникальности и стоит рассказывать. Разберем подробнее каждый уровень с примерами.
1. Функциональность
Базовый уровень. Подходит для создания УТП в том случае, когда продукт — единственный или в числе первых на рынке.
Первая проблема: решение несуществующих проблем. Часто предприниматели придумывают сомнительные проблемы клиентов, которые никого не беспокоят. Едва ли большим спросом будет пользоваться приложение, которое через дополненную реальность ищет отделения Почты России в радиусе двух километров.
Вторая проблема: люди ещё не понимают, что им нужен этот продукт. В начале своей эры автомобиль проигрывал лошади по многим параметрам: ему нужны твердые дороги, он стоит больших денег, еще столько же нужно на ремонт и обслуживание, шумит сильно и вообще это что-то непонятное и страшное. Задача состоит в том, чтобы обучить клиента: хоть и раньше у него такой проблемы не было, но с новым продуктом жизнь покупателя станет лучше. Обрисовать перспективы и явную выгоду.
Пример: появление первой модели айфона создало новый рынок смартфонов, модель которого сейчас скопирована большинством производителей телефонов. Apple, заявив о создании собственного смартфона, как раз столкнулась с проблемой того, что люди не понимали, для чего нужен такой аппарат. Живет только половину дня, не умеет отправлять mms и снимать видео. Да еще и кнопок нет, а вместо них пока что чужеродная система мультитач.
2. Удобство
На рынке есть вы и пара-тройка конкурентов. При этом все продукты одинаково хорошо решают проблему пользователя. На общем фоне выделяется более удобный продукт. Пользователь уже знаком с такой категорией товаров, теперь рассказывайте, чем вы удобнее других.
Пример: Uber и другие службы для заказа такси. Еще до Uber все знали, что такое такси. Набираешь номер диспетчерской, минут 10 повисев в очереди, называешь начальный и конечный пункты. Ждешь смс с сообщением, что водитель приехал. Никакого рейтинга водителя, понятное дело, не было, а значит и не было гарантии достойного обслуживания. Uber заявил, что теперь такси можно заказать через мобильное приложение, при этом водители будут бороться за вашу оценку в пять звезд.
На этапе удобства возникает проблема: ваше решение легко скопировать. Через некоторое время конкуренты сделают так же хорошо, как и у вас. Но тут вам в подарок запас времени для перехода на следующий уровень.
3. Эстетика
Рынок заполнен привычными продуктами, которые решают проблему клиента, и делают это удобно. В этот момент включается желание пользоваться стильными вещами или услугами. Эстетика включается тогда, когда потребители готовы и хотят доплачивать за красоту.
Понятное дело, что эстетика — штука неоднозначная и спекулятивная. Кому-то покажется крутым ваше решение, а кому-то не очень. Поэтому никто не гарантирует, что вы окажетесь по вкусу всей аудитории потребителей.
Пример 1: выход на рынок первого белого или золотого айфона. По функциональности и дизайну они не превосходили черные айфоны, но при этом стоили дороже и их сложно было найти в магазинах.
Пример 2: плоским телевизором мало кого удивишь. Сравним два телевизора: первый в белом корпусе и с пультом-указкой, а второй чёрный и с кнопочным пультом. Можно с уверенностью сказать, что белый телевизор будет стоить дороже. Хотя функционально эти две модели ничем не отличаются, а пульт-указка вообще сомнительное решение для телевизора. При этом белый телевизор понравится далеко не каждому, но определенно найдутся эстеты, готовые заплатить чуть больше ради того, чтобы их приобретение гармонично вписывалось в светлые тона квартиры.
4. Статус
Премиальный уровень. Работает на пресыщенных рынках с потребностью в эксклюзивных и элитарных продуктах. Товар или услуга подчеркивают статус владельца, иногда даже в угоду функциональности. Цена ограничена только желанием продавца.
Пример 1: телефон Vertu (пусть он даже сейчас и не выпускается), в котором сидит устаревшая начинка, но корпус его выполнен из дорогих сплавов и камней. Сам бренд заявляет, что этими телефонами пользуются исключительно успешные люди.
Пример 2: премиальные автомобили типа Rolls-Royce. В них тоже кожаный салон, но только кожа обрабатывалась вручную. В них так же четко соединены детали, но только собирались они живым человеком, а не бездушным роботом. На сотню автомобилей конкурентов выпускается один эксклюзивный Роллс-Ройс. Все это делается для того, чтобы подчеркнуть статус владельца.
Проблема нахождения на этой ступеньке заключается в том, что аудитория еще сильнее сужается, при этом требуется вложить много сил, времени и денег в формирование правильного и сочного бренда.
5. Видение или вижен
Эмоциональный уровень. Продукт, помимо решения проблемы клиента, выполняет миссию, которая соответствует жизненной философии, улучшает мир или борется со злом. Цена при этом может быть любой. Часто Вижен стоит как бы в стороне от пирамиды потребностей, не всегда выше Статуса.
Вижен почти не работает в России. Наше потребительское сознание часто не готово к тому, чтобы переплачивать за товар, тем самым помогая другим созданиям, которых ты может и не видел никогда. Вижен можно просто держать в голове, ожидая перемен в нашем российском сознании. На Западе Вижен хорошо работает, так что наверняка придет и к нам.
Пример: обувная фирма TOMS. Компания придерживается простого правила: после каждой продажи пары обуви, точно такая же пара жертвуется детям из бедных стран, страдающим заболеванием ног.
Не стоит путать со случаем, когда 1 рубль с проданной картошки фри уходит в детский дом. Это скорее промоакция, чем вижен.
Разбор пирамиды на примере топора
Пройдёмся по ступенькам пирамиды потребностей на примере простого топора.
Выбираем уникальность
На одинаковых уровнях пирамиды продукты конкурируют ценой. Часто потребитель выберет тот товар или услугу, цена которого будет ниже. Справедливо и обратное: часть пользователей выберут дорогой товар, потому что высокая цена может означать высокое качество. Здесь нужно просто пробовать чтобы понять, что работает лучше в каждом конкретном случае.
Формируя УТП, крайне важно понять, на каком уровне уникальности находится продукт, и, в первую очередь, рассказывать покупателям об этой уникальности. Если вы создали нечто новое, то просто рассказывайте об этом. Если вы сделали понятную штуку более удобной, то рассказывайте об этом удобстве. И так далее по всем этапам пирамиды.
Возможно вы оспорите приведенные выше примеры и скажете, что в одном из них я неправильно выбрал потребность клиента. Все примеры крайне субъективны и нужны только для того, чтобы нагляднее показать принцип работы и определения уникальности продукта.
С чего начать
Чтобы составить по-настоящему уникальное предложение, сперва определите уровень своей уникальности. Посмотрите на свой товар или услугу и ответьте: на какой ступеньке вы сейчас находитесь. Научитесь рассказывать об этой уникальности и старайтесь говорить о ней в момент знакомства покупателя с вашим предложением. Заинтересовать покупателя — самое ценное.
А на будущее подумайте о том, как перейти на ступень выше, чтобы продукт еще больше отличался от конкурентов. Такую уникальность еще проще конвертировать в деньги.
Оригинал или неоригинал
Поделитесь в соцсетях:
Покупка любой запасной части для машины сопровождается выбором его владельца относительно того, какую автозапчасть купить — оригинал или аналог. Ведь это напрямую влияет на цену и качество приобретенной вещи. Однако не всегда дорогая оригинальная запчасть будет лучше более дешевого аналога.
Те, кто занимается запчастями, давно знает, что очень часто в оригинальной коробке лежит неоригинальная запчасть, ведь автопроизводители не делают их сами, а заключают контракты на поставки от своих партнеров-поставщиков, которые специализируются на производстве конкретно взятого узла. Поэтому полного оригинала практически не существует. Почти любая деталь, за исключением кузовной и некоторых других, может продаваться в коробке под брендом производителя без номера, указанного в оригинальном каталоге, и в то же время быть оригинальной. Чтобы разобраться в этом, нужно для начала определиться с тем, какого типа бывают оригинальным части, а какого аналогичные.
Что такое неоригинальные запчасти
Традиционно большинство автомобильных запчастей, имеющихся в продаже, условно делят на оригинальные и неоригинальные. Первые в свою очередь делятся на белые и серые. Однако о них мы поговорим позже. Что же касается неоригинальных деталей, то они бывают четырех видов:
На территории Европы и Азии некоторые крупные компаний, занимающиеся производством автозапчастей идут своим путем. Так, они внешне копируют деталь, а начинку комплектуют сами. При этом на упаковке указан другой бренд, и на запчасти дается своя, индивидуальная, гарантия. Судя по отзывам в интернете, эти детали являются достаточно качественными, и их вполне можно использовать в автомобилях среднего и бюджетного классов.
Еще существуют так называемые «упаковщики». Их функция заключается в скупке деталей, выпущенных другими компаниями, и упаковкой их в свои фирменные коробки. В этом случае контроль качества выполняют сами «упаковщики». Поэтому могут встречаться различные варианты, как вполне приемлемые, так и откровенно бракованные, это зависит от их политики. Своей деятельностью «упаковщики» вносят определенный порядок на рынок автозапчастей. Это происходит за счет того, что детали, выпущенные разными компаниями и под разными брендами, в конечном итоге оказываются в упаковке под одной торговой маркой. И если эта добросовестная компания, то она всегда следит за качеством реализуемых под данной торговой маркой деталей.
Таким образом, существуют неоригинальные запасные части, произведенные по лицензии, и по качеству практически не уступающие фирменные образцам. И при этом их основное преимущество — низкая цена. В некоторых случаях различие оценивается в разы.
Что такое оригинальные запчасти
Теперь коснемся «оригиналов» и их особенностей. Собственно, оригинальные запчасти — это детали, установленные на машину производителем, или рекомендуемые им для замены вышедших из строя. Считается, что они обладают наилучшими характеристиками, обеспечивающими соответствующий функционал автомобиля (разных его систем). Они всегда выпускаются по лицензии автоконцерна (или на заводах, принадлежащих концерну или в других компаниях-партнерах) и всегда имеют соответствующую маркировку. Интересным фактом является то, что бывшие в употреблении части (например, снятые со старых машин) также являются оригинальными.
Чем же лучше оригинал? Они выпускаются в полном соответствии с технической документацией к автомобилю и обладают оптимальными характеристиками. Поэтому, во-первых, риск того, что они выйдут из строя раньше положенного срока (рассчитанного по теории надежности) сводится к минимуму. Во-вторых, оригинал можно без проблем обменять в случае его поломки в сервисном центре.
Что касается недостатков и преимуществ оригинальных запасных частей, то достоинств тут большинство. Пожалуй, единственным их недостатком является высокая цена. Она обусловлена несколькими факторами. В частности:
Оригинальная запчасти можно условно разделить на три типа:
В остальных же случаях речь идет о неоригинальных запасных частях. В связи с тем, что отдельные узлы для машин могут производиться на разных заводах (в том числе в разных странах и континентах), то выяснить оригинальность можно лишь зная, какие именно заводы производят оригинальную продукцию для определенной марки. А это бывает достаточно сложно, ведь для этого нужно раздобыть много дополнительной информации.
Проверка оригинальности
А как же проверить — неоригинал или оригинал находится перед вами? Сделать это бывает достаточно трудно (а порой и невозможно, поскольку качество подделки очень высоко), однако существует несколько простых способов, с помощью которых можно выявить контрафактную продукцию. Так, отличие оригинала от неоригинала заключается в следующем:
На корпусе видно клеймо оригинального производителя
Но, к сожалению, перечисленные выше факторы, говорящие о том, чем отличается оригинал от неоригинала, не всегда могут со стопроцентной гарантией уберечь автовладельца от покупки контрафакта. Если деталь и марка достаточно распространена, то подделки обычно делают очень похожими на оригинал.
Какие запчасти покупать
Но большинство автолюбителей интересует насущный вопрос, какие запчасти лучше покупать — оригинал или аналог. Однозначного ответа на него нет, поскольку это зависит от марки машины, типа детали, цены, предпочтений автовладельца и так далее. В данном случае при выборе необходимо руководствоваться несколькими простыми правилами:
Что касается непосредственных производителей, выпускающих более-менее качественные аналоги, то они зависят от конкретной детали. Далее приводим для вас таблицу, где приведено условное разделение брендов и отдельных запасных частей и расходных материалов по ценовым сегментам.
Группа | Премиум | Среднеценовые | Бюджет |
Тормозные колодки | TRW, Girling | ICER, LRP, Sangsin | Fenox, Miles |
Свечи зажигания | NGK, Denso | BOSCH | |
Лампы | Osram, Philips | Valeo, Bosch | Narva, Neolux |
Катушки зажигания | Bosch, NGK, Denso | Bremi, Delhi | ERA, Fenox |
Приводные ремни | Gates | Dayco, Bosch | Kross |
Фильтры | MANN, Bosch | Filtron, Nipparts | Kross, AD, PMC |
Щетки | Denso, SWF | Valeo, Bosch | AD |
Амортизаторы | Sachs, Kayaba | TRW, Mando | Fenox, Miles |
ШРУСы | GKN, HDK | Nipparts, Ruville, LRP | Febest, Miles, Fenox |
Сцепление | Sachs, LuK, Valeo | Valeo, Kraftech | Kross |
Таким образом, у автовладельца есть возможность выбирать отдельные запасные части не только обстоятельству оригинал/неоригинал, но и по ценовой категории. Интересный факт заключается в том, что некоторые неоригинальные для конкретной машины запчасти будут более качественными. Например, такая ситуация актуальна для свечей BOSCH или NGK, которые по качеству гораздо лучше, чем некоторые корейские изделия, которые устанавливаются в базовой комплектации на местные автомобили.
Вместо послесловия
Итак, покупать оригинальные или неоригинальные запасные части — это только выбор непосредственно автовладельца. Что касается дорогих и/или критических деталей, то лучше не рисковать и приобрести лицензированную запчасть. А в остальных случаях вполне можно обойтись деталью, аналогичной по своим свойствам оригинальной. Если вы решите поступать таким образом, то лучше покупайте детали из разряда Aftermarket или хотя бы не конвейерные образцы.
Совершать покупки лучше в проверенных магазинах, у которых есть лицензии и разрешительные документы. В процессе покупки не стесняйтесь попросить продавца предоставить вам сертификаты соответствии на приобретаемую запчасть. Если их нет — от покупки лучши воздержаться.
Еще несколько напоминаний:
Перед покупкой проведите мониторинг и рассмотрите несколько вариантов, в том числе возможность приобретения различных аналогов и оригинала. Поинтересуйтесь гарантией, почитайте отзывы в интернете. И принимайте решение, исходя из комплексных соображений. Приглашаем вас поделиться своим опытом на предмет того, какими вы пользуетесь деталями — оригинальными или аналогами. Этим вы существенно поможете другим автовладельцам.