Что такое основы духовно нравственной культуры
Значение предмета ОДНК в школах
Россия – это многонациональная страна, в которой проживает большое количество народностей. У каждого народа свои традиции, религия, которые полезно знать современным ученикам. С этой целью в школьной программе появилась новая дисциплина ОДНК.
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.
Это быстро и БЕСПЛАТНО!
+7 (812) 467-32-77 (Санкт-Петербург)
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.
Это быстро и БЕСПЛАТНО!
Опытные педагоги считают, что ОДНК – это важная составляющая образовательного процесса, которая поможет воспитать в детях милосердие, нравственные принципы, устранить зачатки неправильного воспитания.
Расшифровка названия
Расшифровка аббревиатуры поможет понять, что за предмет ОДНК в школе введен Министерством образования. Этот предмет расшифровывается как основы духовно-нравственной культуры народов России.
Общая информация
Самыми первыми изучать предмет начали московские школы. Всего в программе поучаствовало 33 учебных заведения. Не все восприняли введение нового предмета положительно. Проблема возникла из-за того, что родителям не объяснили, что означает аббревиатура. Предмет введен для всех направлений. Его изучают как в математических, так и в гуманитарных классах.
Министерство образования пояснило, что предмет должен стать источником моральных ценностей и прав человечества. У учеников должен пробудиться интерес к религиям и культурам других народов. Это будет способствовать объединению и равноправию.
Необходимость введения предмета была связна со следующим, педагоги считают, что детям сейчас доступна любая информация, но в большинстве она не содержит духовных и общечеловеческих элементов.
Что стоит знать про этот урок
Предмет ОДНК является одним из современных направлений в преподавании историко-обществоведческих дисциплин.
Основа духовно-нравственной культуры должна обеспечить:
Многие школы ввели этот предмет на уровне начального образования.
Описание в главном объяснении
Главная особенность курса заключается в том, что в образовательный процесс включается такой компонент, как «духовная культура». Эта тема не раскрывается ни в одном предмете, таком как Обществознании, Истории.
Основы светской этики сочетают в себе комплексное изучение истории, философии, обществознания. В задачу курса входит воспитание трудолюбия, гражданственности, формирование уважения к религиям других народов.
В учебный план также входит предмет «Истоки», который ориентируется на систематизацию знаний в областях социальной культуры и духовно-нравственного развития. Целью всего курса является освоение школьниками ведущие ориентирующих ценностей, которые свойственны человечеству.
Комментарии к письму Минобрнауки
Специалистами синодального отдела религиозного образования был проанализирован документ министерства образования, по которому введен предмет Основы духовно-нравственной культуры народов России.
С 1 сентября 2012 года предмет ОРКСЭ должен быть обязательным для изучения в начальной школе. В среднем звене предмет введен с 1 сентября 2015 года.
Предметная область может быть реализована:
В процессе преподавания могут использоваться пособия по православной культуре, а также пособия, согласованные с церковными организациями в регионе.
Содержание программы ОДНК
Задача курса – не ознакомление учеников с различными религиями, а развитие общей культуры школьника, его осознания принадлежности к своему народу, национальности о российской общественности.
Основными задачами проекта являются:
Курс подразделяется на несколько разделов:
Предмет ОДНК – это логическое продолжение дисциплины, которую преподают в 4-м классе. Результатом реализации программы должно стать овладение целостным представлением о том, как складывалось человеческое общество, понимание необходимости уважать окружающих людей, умение различать религии России.
Программа обучения строится на ознакомлении с понятием культуры, далее изучается духовный мир и его развитие с начала зарождения человечества.
Критерии реализации в школе
В ходе учебного процесса выстраивается тесная связь предмета ОДНКНР с остальными дисциплинами. Он взаимосвязан с географией, историей. Основным препятствием для изучения дисциплины является невозможность выделения урочных часов без вреда другим занятиям.
Методику преподавания предмета и количество часов каждое учебное заведение вправе выбирать самостоятельно. Но деятельность должна проводиться согласно методическим рекомендациям.
В учреждении должны быть соблюдены три условия:
Министерство образование рекомендует несколько подходов внедрения предмета. Это может быть модульный способ, при котором отдельные темы дисциплины будут включены в другие предметы, например, в историю или литературу. А также предмет может быть отдельным занятием или факультативом.
В качестве домашнего задания может быть чтение, заучивание дат и имен, написание конспектов, творческие работы любого плана. Методисты считают, что этот предмет должен осваиваться на основе партнерства и сотрудничества. Это поможет дать детям не только нужные знания, но и развить их коммуникативные способности.
В процессе преподавания основной акцент должен делаться на личностное развитие ученика. Уроки могут проводиться в виде бесед, ролевых игр, различных дискуссий.
Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.
О предмете «ОДНКНР». «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
В 2020-2021 учебном году предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (ОДНКНР) является обязательной для изучения на уровне основного общего образования в соответствии с п. 18.3.1 федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования.
Предметная область ОДНКНР в основной школе является преемственной по отношению к комплексному учебному курсу ОРКСЭ в начальной школе.
Преподавание ОДНКНР так же, как и ОРКСЭ, носит культурологический характер, который предусматривает освоение обучающимися основных норм морали, культурных традиций народов России, формирование у них представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности, но не предполагает обучение религии. Курс регламентируется статьей 87 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
В соответствии с этой статьей семья школьника выступает в качестве заказчика и участника образования по изучению духовно-нравственной культуры народов России. Данная статья устанавливает право выбора учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) духовно-нравственной воспитательной направленности исключительно родителями (законными представителями) детей, обучающихся в общеобразовательной организации, что в полной мере относится к выбору курсов в рамках предметной области ОДНКНР, особенно, если курсы предполагают изучение религиозных культур. Регламент выбора курса по ОДНКНР, связанного с изучением религиозной культуры, аналогичен регламенту выбору модуля курса ОРКСЭ. Требуется письменное заявление родителей, выбор подтверждается протоколом родительского собрания.
Обеспечение своевременного информирования родителей о преподаваемых в образовательной организации курсах в рамках предметной области ОДНКНР — первоочередное условие эффективного взаимодействия школы с родителями и успешности реализации целей и задач духовно-нравственного образования. Дефицит информации создаёт риски распространения в родительской среде необоснованных опасений. При этом объективная новизна курсов для школы и общества требует не только информирования, но и просвещения, нацеленного на преодоление стереотипов, разъяснение сути предлагаемых нововведений и их значения для воспитания обучающихся. С этой целью образовательная организация может организовать взаимодействие с местной религиозной организацией.
Какие же аспекты обсуждения и изучения предполагает предметная область ОДНКНР?
Знакомство с нравственными ценностями религиозной культуры опирается на конкретные факты. Такими фактами могут быть сюжеты из Священного Писания, истории из источников христианской письменной культуры или современные жизненные истории. Суждения, выраженные в высказываниях авторитетных людей, пословицы и поговорки также могут быть отнесены к фактическому материалу. Многолетний опыт преподавания предметов духовно-нравственного цикла привел к выводу о том, что предлагаемые для изучения факты не должны содержать описаний каких-либо сверхъестественных явлений или чудес, требующих от слушателя веры. Опора на общепризнанную мудрость библейского текста, является ключевым отличием культурологического подхода к изучению религиозной традиции в общеобразовательной школе. Из библейского текста целесообразно выбирать фрагменты, объясняющие все нравственные ценности, но не содержащие при этом сверхъестественных событий, чудес. При использовании фрагмента текста Библии нужно подавать материал, приводя археологические или исторические данные, подтверждающие древность текста. Рассмотрение исторического контекста сюжета в хронологии других древних цивилизаций позволит расширить представление об изучаемом факте.
Наряду с выбором фактов для раскрытия сущности нравственных ценностей в конструировании урока по православной культуре важна постановка проблемы. Связанная с актуальным нравственным развитием учащихся и нацеленная на зону их ближайшего развития, такая проблема помогает определять логику урока. Сюжет, изучаемый на уроке, призван стать материалом для решения учащимися нравственной, исследовательской или логической проблемы.
Традиционно, в силу количественного национального превосходства, в большинстве образовательных организаций края одобрением пользуется изучение христианской культуры.
Предложенная в пособиях по ОДНКНР логика конструирования уроков основана на тезисе о том, что христианская нравственная ценность не тождественна пониманию той же ценности в секулярном мировоззрении. Проведенный анализ содержания общего образования показал, что материалистическая теория зарождения мира представлена как единственно возможная и научная. Современный научный дискурс оперирует разнообразными данными насчет возраста Земли и времени существования человека, являясь в большей степени научной гипотезой, обновляемой с появлением новых научных инструментов и концепций. Полагаем, что в рамках предмета ОДНКНР имеет смысл сопоставить существование научной, философской и религиозной картин мира, охарактеризовав специфику каждой из них в зависимости от объекта, на исследовании которого специализируется каждая из приведенных областей знаний. Научные, философские и религиозные картины мира в разной степени были подвержены изменениям. Самые существенные изменения претерпевали научные картины мира, вплоть до так называемых «революций». Философские картины мира выстраивались в философских школах или отдельными великими авторами и продолжали существовать параллельно, обретая своих последователей. Религиозные картины мира, основанные на богооткровенных положениях или на постулатах основателей, остаются наиболее неизменными на протяжении истории человечества. Представление о существовании различных картин мира и их изменениях в исторической ретроспективе по нашему мнению позволит учащимся сопоставить данные теоретические построения. Знакомство с разнообразием представлений о мире и человеке в мире на материале православной культуры призвано способствовать построению подростком собственной целостной картины мира.
Александр Геннадиевич Мудриченко, главный специалист отдела организационно-методического обеспечения качества оказываемых услуг МКУ КНМЦ
Думаю, что смыслом религиозного просвещения может послужить недоумение, вызванное неприятием такового просвещения. Я уверен, что быть образованным и культурным человеком и ничего не смыслить в основах православия невозможно. Так же, впрочем, как и не знать математику, литературу, географию и иностранный язык в пределах программы седьмого или восьмого классов. Современная жизнь настолько пропитана разного рода религиозностью, что не ориентироваться в ней соизмеримо с неумением отыскать на глобусе Италию или Канаду.
Конспект урока на тему » ВВЕДЕНИЕ В КУРС ОДНК НР»
Урок 1. Введение в ОДНК НР
Знакомство с предметом.
Как вы уже успели заметить, предмет, который нам предстоит изучать, называется ОДНК НР.
Как вы думаете, как расшифровывается эта аббревиатура? (Основы духовно-нравственной культуры народов России.)
Исходя из названия предмета и из предлагаемого нам пособия, подумайте о чем пойдет речь в данном учебном курсе? (о нравственности, о правильном поведении, о религии, о добре и зле, о толерантности и т.д.)
В соответствии с новым государственным стандартом данный курс должны пройти все выпускники. Вы не одни, кто будет изучать и изучает уже этот предмет.
Вот, например, в 5 классе изучают ОДНК НР, В 6 КЛАССЕ Основы православной культуры, а у вас, старшеклассники, основы нравственности.
Предмет ОДНК НР должен научить вас
Изучить основные формы морали;
Освоить социальные нормы и правила поведения;
Воспитать патриотизм обучающихся;
Изучить культурные традиции народов России;
Сформировать представление об исторической роли традиционных религий;
Изучить гражданское общество в становлении российской государственности;
Осознать значимость семьи в жизни человека;
Развить эстетическое сознание через освоение наследия отечественной культуры.
Мы разобрались с основными задачами курса, а теперь давайте непосредственно перейдем к нашему учебному пособию.
— Скажите, пожалуйста, что такое нравственность? (ответы учеников)
В русском языке это слово появилось в 1789 году, и было зафиксировано в «Словаре Российской Академии».
Термин нравственность чаще всего встречается в литературе и речи в смысле морали, реже в смысле этики.
— Что такое мораль? (ответы учеников)
Мораль- правила нравственности, а также сама нравственность.
Мораль- логический, поучительный вывод из чего-нибудь.
Мораль — это система правил и норм поведения, которые люди используют по отношению друг к другу и к обществу (= нравственность).
Мораль-это совокупность правил поведения, производных от представлений людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, хорошем и плохом, которые являются следствием внутреннего убеждения человека.
Мораль – это один из способов регулирования поведения людей в обществе. Она представляет собой систему принципов и норм, определяющих характер отношений между людьми в соответствии с принятыми в данном обществе понятиями о добре и зле, справедливом и несправедливом, достойном и недостойном.
Так или иначе, понятие нравственности используется в качестве синонима морали. То есть нравственность и мораль есть ценности, принципы и нормы, которые определяют поведение человека.
— Что такое этика? (ответы учеников)
Этика — это одна из дисциплин философии, которая посвящена темам морали и нравственности.
Слово «этика» происходит от греческого языка и означает «то, что относится к характеру, нраву».
Древнегреческий философ Аристотель считается отцом-основателем этики.
Этика и мораль связаны между собой, но они различны. Мораль основана на подчинении нормам, обычаям или культурным, иерархическим или религиозным порядкам. Этика, в свою очередь, стремится обосновать образ жизни человеческой мыслью.
Более подробно об этой науке мы поговорим чуть позже, на следующих уроках.
А сейчас я хочу вернуться непосредственно к нашей проблеме, к проблеме нравственности.
Нужно отметить, что существуют правила нравственности, общие для всех. И здесь хочется вспомнить одну легенду.
«Однажды, давным-давно, на берегу великой реки стояли учитель с учеником. Ученик спросил учителя:
— Скажите учитель, вы очень много знаете о мире, говорите, что все должны жить дружно, помогать друг другу, не лениться, совершенствоваться, быть вежливыми, бороться со своими недостатками, заниматься физическим развитием, закаливать свой организм и многое-многое другое. — Скажите, а можно ли все ваше учение обозначить одним единственным словом?
И старый мудрый учитель, улыбнувшись, тихо ответил, своему ученику:
— Можно, это слово — ВЗАИМНОСТЬ — «не делай другому того — чего не желаешь себе».
Согласно этой легенде было сформулировано самое главное правило нравственности, которое получило название — Золотое правило нравственности.
Звучит он следующим образом: «Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе».
Подводя итог можно сказать, что нравственность представляет собой систему правил, принципов поведения человека, которая основывается на его убеждениях. Важно, что это всегда добровольный выбор личности. И именно от сделанного выбора будет зависеть будет ли поступок безнравственным или же наоборот — нравственным.
Знакомство с содержанием учебника.
А теперь я попрошу вас открыть учебник на странице 5. Давайте вместе изучим содержание нашего курса. (читаем названия глав)
Исходя из названий, давайте сформулируем те категории, которые мы будем затрагивать.
Основы духовно-нравственной культуры народов России: задачи и приоритеты
Дата публикации: 23.04.2016 2016-04-23
Статья просмотрена: 7108 раз
Библиографическое описание:
Иванова, С. А. Основы духовно-нравственной культуры народов России: задачи и приоритеты / С. А. Иванова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 8.5 (112.5). — С. 25-28. — URL: https://moluch.ru/archive/112/28633/ (дата обращения: 20.12.2021).
Без памяти — нет истории, без истории — нет культуры, без культуры — нет духовности, без духовности — нет воспитания, без воспитания — нет Человека, без человека — нет народа.
Современная жизнь, свидетельствуют о кризисе ценностных ориентаций общества, в котором мы живем. В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. Наблюдается спад уровня духовной культуры общества и, в частности, подрастающего поколения: привлекательной становится «лёгкая культура», освоение которой не требует от человека серьёзной умственной и душевной работы, проявляются непонимание значимости культурно-исторических памятников, утрачено чувство благодарения, низкая культура человеческих чувств.
Возрождение России связано с решением многих проблем: политических, экономических, социальных, и, прежде всего, Возрождение России связано с воспитанием человека, формированием у него духовно-нравственных качеств. Сегодня государственная политика как никогда ориентирует на необходимость усиления внимания к вопросам воспитания подрастающего поколения (Национальная доктрина образования РФ), о чем говорят выступления и публикации ведущих специалистов педагогики: Ш. А. Амонашвили, Е. П. Белозерцева, Е. В. Бондаревской, А. Я. Данилюка, В. А. Караковского, А. М. Кондакова, Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой, В. Д. Шадрикова, Н. Е. Щурковой и др.
Именно поэтому, опираясь на распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 года № 84-р, с сентября 2012–2013 учебного года во всех субъектах Российской Федерации проводится система мероприятий внедрения комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики». Данный курс имеет несколько модулей. Один из модулей, новая предметная область, «Основы духовно-нравственной культуры народов России».
Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» продолжает формирование у обучающихся представлений о светской этике, традиционных религиях России, своего родного края, продолжается разговор о их роли в культуре, истории и современности в нашей стране.
К элементам, входящим в основу духовной культуры, принято относить идеалы, смыслы, образы, нравственные традиции. Последние в наиболее широком смысле понимаются как способы организации совместной деятельности, устойчиво сохраняющие собственные характеристики на протяжении многих поколений. И в этом отношении искусство, мировая художественная культура, философия, наука и религия, как культура духовной деятельности тоже являются традицией. Духовно-нравственную культуру России также невозможно себе представить и без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории.
В настоящее время воспитание личности рассматривается как одна из важнейших государственных задач, этому отдается безусловный приоритет на всех уровнях образования.
Цель и конечный результат деятельности и нашего училища видится сегодня не только в «знаниях по предмету», умениях и навыках, компетенциях, но прежде всего в обретении подрастающими поколениями нравственной опоры, нравственного фундамента, содержащего основные ценности и нормы человеческой цивилизации и нашего общества, воспитание ответственного, инициативного, компетентного гражданина своей страны. При этом следует понимать, что духовно-нравственная культура — это не просто новый предмет, не отдельная дисциплина — это непрерывный процесс становления мировосприятия, мироощущения, развитие сферы чувств, формирование мировоззрения.
Необходимо учитывать значимую роль религии в развитии человеческой цивилизации и в современности, общую религиозную ситуацию, складывающуюся сегодня в мире, в России в целом и в российском образовании в частности. Новый предмет призван сыграть в этом важную роль. Ведь культурные, в том числе религиозные, традиции необходимо изучать из уважения к своему и другим народам, чтобы избегать разного рода недоразумений и конфликтов, возникающих из-за незнания и непонимания духовных ориентиров и убеждений друг друга и связанных с ними традиций. Чтобы понять, почему люди в конкретном случае поступили так, а не иначе, нужно знать нравственные законы и принципы, которыми они руководствуются в жизни. Общаясь с человеком, важно учитывать, что для него важно, свято, как он может понять и интерпретировать те или иные наши поступки или слова. Нормы человеческого общежития требуют взаимного уважения и уступчивости. Но наряду с умением избегать конфликтов важно и сохранение своего достоинства, своего «я», наличие твердых принципов и убеждений, не позволяющих человеку поступаться своей совестью, предавать личные, семейные, национальные, государственные интересы, идеалы и ценности.
Чтобы ориентироваться в содержании курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» и успешно реализовывать задачи курса, учитель должен иметь представление о главных ценностях тех религий, которые являются традиционными для России: православия, ислама, иудаизма, буддизма.
Новый предмет, введенный в нашем училище для обучающихся в 5 классе, не рассматривается в учебном процессе обособленно, в отрыве от других учебных предметов и вне системы нравственного воспитания в целом. Для выстраивания горизонтальных связей между различными предметными областями, на уроках «Основы духовно-нравственной культуры народов России» связывается воедино: представления о происхождении жизни на Земле, о человеке, о географии, о культуре древних цивилизаций, о «взрослении» человечества, т. е. об эволюции этических общественных норм и духовности, в том числе и религии.
Новый предмет является также средством формирования у обучающихся поликультурной компетентности. Содержание поликультурной компетентности включает принятие человеком культурного и религиозного разнообразия мира, доброжелательное отношение к любой культуре и ее носителям. Это значит, что в результате изучения данного курса, обучающиеся должны понимать, что каждая духовная культура имеет собственный контекст, ни одна культура не может быть лучше или хуже другой, все духовные культуры обладают значимым для развития человечества ценностным содержанием.
Именно пространство культуры может создать условия для первичного знакомства обучающихся со смыслом и значением ценностей светской этики и религиозных культур, приобщению обучающихся к решению вечных вопросов человечества: что есть добро и зло? В чем смысл человеческой жизни? Для чего человек приходит и живет в этом мире, каково его предназначение в нем? Как можно прожить свою жизнь? В чем ценность человеческой жизни и бытия?
Стержнем гражданского воспитания является воспитание патриотизма. В стенах военного суворовского училища — это главный приоритет. Освоение национальной культуры в общем контексте мировой культуры, знание истории своей страны, понимание национальных традиций и обычаев и уважение к ним, любовь к Родине — все это проявляется в активной гражданской позиции, чувстве гордости. Любовь к Родине означает умение использовать свои знания о ней в качестве аргумента в процессе анализа тех или иных исторических и современных событий. Любовь к Родине — это и готовность защищать ее от любых посягательств, служить ей.
Таким образом, на уроках «Основы духовно-нравственной культуры народов России» постоянно и систематически затрагиваются традиционные источники нравственности, а именно:
− патриотизм (любовь к России, любовь к своему народу, любовь к своей малой родине; служение Отечеству);
− гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, свобода совести и вероисповедания);
− семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);
− труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);
− традиционные российские религии (православное христианство, ислам, иудаизм, буддизм).
Учитывая светский характер нашего училища, ценности традиционных российских религий присваиваются обучающимся в виде системных культурологических представлений о религиозных идеалах:
− искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);
− природа (жизнь, зарождение жизни на земле, родная земля, планета Земля);
− гуманизм (человеколюбие, мир во всем мире, многообразие и равноправие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).
По духовно-нравственному развитию и воспитанию учащихся уже сегодня на занятиях «Основы духовно-нравственной культуры народов России» применяются различные формы деятельности:
− «Воздушный бой» (философские и этические вопросы и поиск ответов на вопросы самими учащимися);
− «Опишите своего однокурсника» — сюжетно-ролевая игра: назови качества, которыми должен обладать человек, чтобы считаться твоим другом, заслужить твое доверие, вызвать симпатию и уважение;
− «Верность слову» — деловая игра;
− «Кто создал правила человеческого поведения?», «Как мы выглядим?», «Кто такие эгоисты?» — этические беседы на заданные темы;
− «Что в дружбе главное?», «Отважные герои Руси» — информационные и исследовательские проекты;
− «Словарь нравственных понятий и терминов» — работа над терминами и понятиями, через составление словаря терминов: «Православное христианство», «Ислам», «Иудаизм», «Буддизм»;
− идет приобщение обучающихся к хоровому и сольному пению, к совместному слушанию музыки, классической, духовной и народной, размышлению о ней;
− чтению различных текстов, смысловое чтение, с умением анализировать литературные произведения, обогащать словарный запас, умение выражать свои чувства и мысли;
− учащиеся знакомятся с образцами устного народного творчества, пословицами, поговорками, высказываниями великих людей народов мира, древними легендами, притчами, историческими документами.
На своих занятиях по «Основам духовно-нравственной культуры народов России» я пытаюсь использовать следующие принципы методической работы:
− наглядность, доступность, научность, интеграцию;
− активизировать познавательный интерес учащихся к изучению основ духовной культуры народов России, своему родному краю.
Наглядный метод включает в себя иллюстративный рассказ (лекция, беседа, беседа-диалог) с обсуждением наиболее сложных вопросов темы; проведение дидактических игр; экскурсии; работа с текстами, составление кроссвордов, иллюстрирование библейских сюжетов (рисование).
Словесный метод — это метод, при котором обязательно чтение литературных произведений, фрагментов из Библии, Корана, притчей с последующим обсуждением и творческим заданием; анализ поэтического или прозаического текста с раскрытием сюжетов и образов религиозного содержания; проведение сюжетно-ролевых, дидактических игр, разбор житейских ситуаций; проведение викторин, конкурсов.
Практический метод — это организация продуктивной деятельности учащихся.
Какие же результаты (предполагаемые результаты) должны быть по окончании проведенного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»?
Прежде всего — это приобретение морально-этических ценностей и понимание учащимися истоков материальной и духовной культуры народов России. Усвоение обучающимся добродетели, направленность и открытость обучающегося к видению добра, формирование позитивного отношения к окружающему миру, к другим людям, потребность к сопереживанию, воспитание чувства патриотизма, потребности в самоотверженном и бескорыстном служении на благо Отечества; формировании понятий и таких ценностей как любовь, вера, надежда, долг, честь, Родина. А также приобщение к опыту православной культуры и культуре других мировых религий народов России, ответственность за свои дела и поступки, умение жить по законам гармонии и красоты.
Подростки, наши воспитанники, чутки и восприимчивы ко всему. Чтобы стать добрым к людям, надо научиться понимать других, уметь проявлять сочувствие, честно и вовремя признавать свои ошибки. Надо быть трудолюбивым, уметь удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней.
Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, главное, что все эти качества должны закладываться уже сегодня. Очень важно воспитывать в сегодняшнем ученике доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром, ведь по настоящему нравственно-духовный человек всегда стремиться к истине, добру и красоте.