Что такое открытое образование
ОТКРЫТОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ОТКРЫТОЕ ОБРАЗОВАНИЕ — система обучения, доступная любому желающему, без анализа его исходного уровня знаний, использующая технологии и методики дистанционного обучения и обеспечивающая обучение в ритме, удобном учащемуся.
Система О. о. призвана стать адекватной нарождающемуся информационному обществу и способствовать решению перечисленных выше задач в области образования.
О. о. позволяет практически реализовать ряд свобод:
открытое поступление, например, в высшее учебное заведение (как правило, без анализа исходного уровня знаний, без вступительных испытаний; т. н. политика «открытых дверей»);
открытое планирование процесса обучения (составление индивидуальной образовательной траектории — последовательности модулей из системы учебных курсов соответствующей программы);
свобода выбора преподавателя (определение того преподавателя, который в наибольшей степени соответствовал бы потребностям обучаемого, особенно в дальнейшем, при переходе к образовательному консалтингу);
свобода в выборе времени, ритма и темпа обучения (прием на обучение в течение всего года, отсутствие фиксированных сроков обучения);
свобода в выборе места обучения (самостоятельный выбор территории обучения).
При подготовке и реализации обучения в системе О. о. у каждого обучающегося появляется возможность выбирать цели, содержание, способ, место и время обучения, а у обучающих организаций — возможность идти разными путями в предоставлении образовательных услуг, соответствующих требованиям рынка труда и социальным потребностям. В таблице приведены некоторые сравнительные характеристики форм традиционного и О. о.
Сравнительные характеристики форм традиционного
и открытого образования
Формы традиционного образования
Формы открытого образования
Обучение начинается и заканчивается в соответствии с установленными датами
Обучающийся сам решает, когда начать и завершить изучение программы
Обучающийся сталкивается с ограничением свободы доступа к составлению программы
Обучающийся имеет больший доступ к процессу обучения и преподавания
Обучающийся должен посещать занятия в учебном заведении или на рабочем месте
Обучающийся сам решает, в каком месте ему учиться
Цели и содержание программ определяются учебным заведением
Обучающийся после консультации с тьютором (преподавателем-консультантом) определяет цели и содержание обучения в соответствии со своими потребностями и интересами
Последовательность обучения определяется программой или преподавателем
Обучающийся совместно с тьютором разрабатывает рабочий план и график занятий
Скорость обучения диктуется программой, преподавателем и группой
Обучающийся и тьютор договариваются о темпе обучения
Преподаватель обеспечивает поддержку преимущественно с помощью лекционных занятий
Тьюторы и обучающиеся договариваются о форме поддержки, которая может быть предоставлена в виде очных занятий или дистанционно
Учащийся учится, посещая лекционные и семинарские занятия или изучая научную и методическую литературу
Обучение осуществляется с помощью обучающих материалов, которые обязательно включают цели, собственно содержание способы самооценки и другую информацию для самостоятельной работы
процесс обучения носит открытый творческий характер;
обеспечен свободный доступ к информационным ресурсам;
обеспечена свобода выбора;
созданы условия совместного творческого освоения мира;
обеспечен индивидуализированный подход к процессу обучения;
важна роль информационной культуры;
проводится фундаментализация образования;
используются инновационные подходы;
изменяются роли участников образовательного процесса;
изменяются отношения между педагогом и учеником.
Кроме того, система открытого образования обеспечивает:
равноправную возможность получения образования для всех категорий граждан без исключения;
бесконкурсное поступление в любое учебное заведение открытого типа;
свободу в выборе места, темпов и траектории обучения;
высокое качество обучения;
конкурентоспособность на рынке труда;
возможность повышать свою образованность на протяжении всего перехода от принципа «ученик к знаниям» к принципу «знания к ученику»;
возможность беспрепятственной интеграции с открытыми образовательными системами всех стран мирового сообщества.
Основной технологией открытого образования являются технологии дистанционного образования.
Полезное
Смотреть что такое «ОТКРЫТОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» в других словарях:
Открытое образование — Специализация: научно практический Периодичность выхода: 2 месяца Язык: русский Адрес редакции: 119501, г. Москва, ул. Нежинская, д. 7, корп. 2, офис 5 Главный редактор: Тихомиров, Владимир Павлович Издатель (страна) … Википедия
ОТКРЫТОЕ ОБРАЗОВАНИЕ — ОТКРЫТОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. Система образования, обеспечивающая возможность выбора обучаемым программы, преподавателя, графика и форм обучения в одном или нескольких учебных заведениях вне зависимости от места их расположения и места жительства… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
открытое образование — Система организационных, педагогических и информационных технологий, архитектурные и структурные решения в которой обеспечиваются применением действующих открытых (патентно свободных) стандартов на интерфейсы, форматы и протоколы обмена… … Справочник технического переводчика
Открытое образование — современная модификация заочного обучения. Применяется преимущественно в высшем профессиональном образовании и в системе повышения квалификации. Поддерживается телевизионными учебными программами, радио и Интернетом. Широко используется… … Педагогический терминологический словарь
ОТКРЫТОЕ ОБРАЗОВАНИЕ — современная доктрина о путях расширения доступности образования. Основная идея доктрины уравнять в правах фактическую и формальную квалификацию человека. Люди, имеющие большой профессиональный опыт, нуждаются в официальном признании уровня… … Профессиональное образование. Словарь
Открытое образование (понятие) — Открытое образование система организационных, педагогических и информационных технологий, в которой архитектурными и структурными решениями обеспечиваются открытые стандарты на интерфейсы, форматы и протоколы обмена информацией с целью… … Википедия
Открытое образование (журнал) — Открытое образование Специализация: научно практический Периодичность: 2 месяца Язык: русский Адрес редакции: 119501, г. Москва, ул. Нежинская, д. 7, корп. 2, офис 5 Главный редактор … Википедия
Открытое образование (open education) — Обычно педагоги расходятся в своих определениях того, какие условия способствуют «открытости» школьного обучения. Нек рые полагают, что сюда можно отнести любую форму обучения, отличающуюся от традиционных и формальных учеб. процедур; по мнению… … Психологическая энциклопедия
Открытое государство — Открытое правительство (открытое государство) это доктрина государственного управления, которая поддерживает право граждан на доступ к документам и действиям государства с целью возможности эффективного общественного контроля за государственным… … Википедия
ОБРАЗОВАНИЕ ОТКРЫТОЕ — ОБРАЗОВАНИЕ ОТКРЫТОЕ. См. открытое образование … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
Вопросы и ответы
Как пользоваться сайтом openedu.ru?
Прогресс и результаты обучения
Вопросы о сертификатах
Регистрация и начало обучения
1. Что нужно для того, чтобы начать обучение?
Для того, чтобы начать обучение, необходимо зарегистрироваться на платформе openedu.ru, войти на сайт и выбрать понравившийся курс.
Для регистрации вы можете использовать ваш email или профиль социальной сети. Для активации аккаунта вам нужно подтвердить почтовый адрес. Проверьте входящую почту (включая папку «Спам») в электронном ящике, указанном при регистрации: если там есть письмо от openedu.ru, перейдите по ссылке, указанной в теле письма. Затем войдите на сайт и запишитесь на понравившийся курс, нажав синюю кнопку «Записаться на курс». В случае, если вам не пришло письмо со ссылкой активации, заполните форму обратной связи на странице https://openedu.ru/feedback или напишите на почту student@openedu.ru.
2. Можно ли записаться на открытые курсы, не являясь гражданином РФ?
Да, конечно, если ваш уровень владения русским языком позволяет изучать новые дисциплины.
3. Может ли школьник записаться на открытые курсы?
Да, может. Записаться на курс можно без сдачи ЕГЭ и без предоставления документов о базовом образовании. Однако следует учитывать, что по уровню сложности большинство курсов рассчитаны на программу бакалавриата.
4. Какие документы нужно предоставить для зачисления на открытые курсы?
Сейчас для зачисления на курс никаких документов не требуется. Формальных ограничений для освоения онлайн-курсов нет.
Техническая информация
5. Какие браузеры и операционные системы поддерживаются?
Поддерживаемые браузеры и операционные системы для работы с курсом (в роли учащегося):
6. Я студент. Куда обращаться в случае возникновения технических проблем?
При возникновении технических проблем заполните форму обратной связи на странице https://openedu.ru/feedback или напишите письмо на почту student@openedu.ru.
По вопросам сотрудничества и контактов с прессой пишите на pr@npoed.ru.
Учебный процесс
7. Как организован учебный процесс?
Онлайн-курс осваивается как программа дополнительного образования, реализуемая с применением исключительно электронного обучения. Как правило, еженедельно студенту предлагается прослушать лекции в формате видеозаписей и выполнить задания. В ходе обучения Вы можете выбрать удобный для Вас порядок просмотра лекций и выполнения заданий. Доступ к материалам и заданиям следующей недели обучающийся получает независимо от успешности и своевременности выполнения предшествующих заданий. Однако, если задания не выполняются в установленные сроки, баллы за их выполнение не начисляются. Для успешного прохождения онлайн-курса необходимо набрать определенное количество баллов. Если онлайн-курс успешно пройден, а финальные испытания проводились с применением технологий идентификации личности, то по окончании обучения выдается сертификат. Условия получения сертификата отдельно описаны на странице каждого онлайн-курса.
Более подробная информация о сертификате: https://openedu.ru/certificate/
8. Можно ли освоить курс досрочно?
Нет, нельзя, поскольку лекции и тестовые задания публикуются последовательно по мере их подготовки в соответствии с графиком, установленным преподавателем в начале онлайн-курса.
9. Можно ли получить доступ ко всем материалам курса сразу?
Как правило, нет. Преподаватели открывают лекции и задания постепенно. При этом доступ к более ранним материалам сохраняется в течение всего онлайн-курса. Выполнять тесты и просматривать лекции можно в том порядке, который удобен именно вам. Крайний срок для сдачи тестов устанавливают преподаватели. Не исключено, что для ряда онлайн-курсов в первые дни после старта онлайн-курса будут доступны только теория и практика первой недели.
10. Когда заканчивается запись на курс?
По умолчанию запись на онлайн-курс доступна в течение двух первых недель после начала занятий, однако преподаватели имеют право изменять этот интервал по своему усмотрению.
11. Что делать, если не успел записаться на начавшийся курс?
Записаться на интересующий вас онлайн-курс можно даже тогда, когда он уже начался. Обычно можно зарегистрироваться еще в течение первых двух недель после старта онлайн-курса, однако преподаватели могут регулировать этот интервал.
12. На сколько курсов можно записаться одновременно?
Проходить одновременно можно неограниченное число онлайн-курсов. Успешность обучения на нескольких онлайн-курсах одновременно зависит только от ваших возможностей.
13. Будет ли проводиться инструктаж перед началом курса?
Инструктаж перед началом занятий не предполагается.
Для тех онлайн-курсов, где требуются специальные навыки и базовые знания, это указывается в графе «Требования». Для более качественного усвоения материала рекомендуется заблаговременно до начала занятий ознакомиться с требованиями, если таковые существуют, и освежить в памяти необходимые базовые знания.
14. Как узнать о том, что выбранный курс стартовал?
В день первого занятия вы получите напоминание на электронный ящик, указанный при регистрации.
15. Как часто планируется повторение уже прошедших курсов?
Большинство онлайн-курсов рассчитаны на один учебный семестр, соответственно, можно ожидать, что онлайн-курс будет повторяться примерно два раза в год.
Лекции
16. Когда будет доступна первая видеолекция при известной дате выхода курса?
Обычно первые материалы онлайн-курса открываются для просмотра в день выхода онлайн-курса начиная с 12 часов по московскому времени.
17. Существует ли график выхода новых видеолекций?
Жесткого графика публикации новых видеолекций нет. Материалы онлайн-курса открываются постепенно, по мере их размещения. Расписание выхода лекций и сроки сдачи тестов устанавливают для своих онлайн-курсов сами преподаватели.
18. По какому часовому поясу проходят лекции?
По умолчанию часы выхода новых материалов установлены по московскому времени (UTC+3). Не бойтесь пропустить время открытия материала: после публикации лекции будут доступны круглосуточно и вы сможете посмотреть их в удобном режиме.
19. Какова продолжительность видеолекций?
Лекционный материал разбит на небольшие фрагменты, в среднем по 3–15 минут. Продолжительность отрезков лекций определяет преподаватель.
20. Можно ли скачивать видеофайлы с лекциями на свой компьютер?
Это зависит от настроек, заданных преподавателем онлайн-курса. Обычно преподаватели позволяют студентам скачивать видеолекции, презентации на свой компьютер для просмотра.
21. Можно ли просматривать лекции в записи, или только в режиме реального времени?
Все лекции можно просматривать в записи в любое время суток, зайдя на сайт.
22. Есть ли у пользователя возможность просмотреть лекцию и доучить то, что не успел, после завершения курсов, или материал будет недоступен?
У каждого онлайн-курса есть время старта и время окончания, в промежутке между ними студенту будут доступны все уже опубликованные материалы.
23. Где смотреть материалы уже начавшегося курса?
Для просмотра лекций выберите:
24. В каком формате проходит проверка знаний?
Онлайн-курсы разделены на модули, каждый из которых содержит лекционные и методические материалы, а также интерактивные упражнения для закрепления и усовершенствования знаний. По завершении каждого модуля предусмотрено проверочное задание, сроки сдачи которого (мягкий и жесткий дедлайны) устанавливаются преподавателем. В случае несоблюдения сроков мягкого дедлайна начисляются штрафные баллы, жесткого дедлайна — задание не может быть отправлено на проверку и за него не начисляются баллы. Вся необходимая информация, а также задачи и тесты расположены во вкладке «Содержание курса». Системой предусмотрена возможность отправки на email уведомлений и напоминаний, но ее использование зависит от преподавателя.
25. Тесты в конце каждой лекции нужны для самопроверки или же полученные за их выполнение баллы идут в общий зачет?
Это полностью зависит от преподавателя и от той структуры онлайн-курса, которую он выбрал. Обычно за большинство тестов даются баллы, которые вносят вклад в итоговую оценку, но на тест иногда может даваться больше одной попытки. Более подробную информацию можно получить, задав преподавателю свой вопрос внутри онлайн-курса в разделе «Обсуждения».
26. Нужно ли выполнить задание, чтобы получить доступ к следующей лекции?
Доступ к последующим лекциям и другим материалам онлайн-курса получат все студенты, вне зависимости от выполненных заданий. Можно просто просмотреть все лекции и не выполнить ни одного задания. Однако, в итоге такой слушатель не сможет успешно пройти онлайн-курс и получить сертификат. Конечный срок выполнения и ограничения для сдачи домашних заданий и тестов устанавливает преподаватель.
27. Есть ли возможность задавать вопросы преподавателю?
В системе предусмотрена возможность обсуждения материала на форуме, в том числе и общения с преподавателем напрямую в случае затруднений, возникающих при разборе материала. Для этого зайдите в раздел «Обсуждение», который находится рядом со вкладкой «Содержание курса».
28. Есть ли возможность обсуждать материал с другими слушателями курсов?
Да, эта функция реализована. Обсуждение материалов онлайн-курса возможно не только с другими студентами, но и с преподавателем. Для этого зайдите в раздел «Обсуждение», который находится рядом со вкладкой «Содержание курса».
29. Можно ли участвовать в лекции как в вебинаре?
Нет, нельзя. Лекции предоставляются в записи, но для дискуссий предусмотрен форум, где будут как студенты, так и преподаватели. Обсудить лекцию можно в разделе «Обсуждение», который находится рядом со вкладкой «Содержание курса».
30. Как оплатить сертификат?
Для оплаты сертификата вы можете воспользоваться системой онлайн-платежей на сайте «openedu.ru». Оплата производится с помощью банковской карты или сервиса Яндекс.Деньги.
31. Почему мне не приходит почтовая рассылка от преподавателей курса?
Открытое образование
Открытое образование
Открытое образование | |
---|---|
Специализация: | научно-практический |
Периодичность выхода: | 2 месяца |
Язык: | русский |
Адрес редакции: | 119501, г. Москва, ул. Нежинская, д. 7, корп. 2, офис 5 |
Главный редактор: | Тихомиров, Владимир Павлович |
Издатель (страна): | Издательство МЭСИ (Россия) |
История издания: | правопреемник журнала «Дистанционное образование» |
Дата основания: | 1996 год |
Объём: | 70-80 стр. |
Тираж: | 1500 экз |
1818-4243 | |
Веб-сайт: http://www.e-joe.ru |
Открытое образование — научно-практический российский журнал, рекомендован ВАКом для публикации основных результатов докторских и кандидатских диссертаций в области информатизации образования, науки и экономики. Является правопреемником журнала «Дистанционное образование» (свидетельство о регистрации № 016242 от 20.06.97 г.)
Содержание
Регистрация
Год, месяц учреждения
В Министерстве Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания средств массовых коммуникаций (свидетельство о регистрации СМИ ПИ № 77-13926 от 11.11.02).
Учредитель (соучредители)
Министерство образования РФ, Совет по сотрудничеству в области образования государств — участников СНГ, Международная академия открытого образования, Московский государственный университет экономики, статистики и информатики
Тематика
Параметры
Реализация
Распространяется по подписке в РФ и зарубежных странах через Агентство РОСПЕЧАТЬ, индекс 447209 (полугодовая) и 79811 (годовая) по каталогу «Газеты и журналы» и другие агентства по распространению периодической печати, а также непосредственно через редакцию.
Издатель
Примечания
См. также
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Открытое образование» в других словарях:
ОТКРЫТОЕ ОБРАЗОВАНИЕ — система обучения, доступная любому желающему, без анализа его исходного уровня знаний, использующая технологии и методики дистанционного обучения и обеспечивающая обучение в ритме, удобном учащемуся. Система О. о. призвана стать адекватной… … Российская энциклопедия по охране труда
ОТКРЫТОЕ ОБРАЗОВАНИЕ — ОТКРЫТОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. Система образования, обеспечивающая возможность выбора обучаемым программы, преподавателя, графика и форм обучения в одном или нескольких учебных заведениях вне зависимости от места их расположения и места жительства… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
открытое образование — Система организационных, педагогических и информационных технологий, архитектурные и структурные решения в которой обеспечиваются применением действующих открытых (патентно свободных) стандартов на интерфейсы, форматы и протоколы обмена… … Справочник технического переводчика
Открытое образование — современная модификация заочного обучения. Применяется преимущественно в высшем профессиональном образовании и в системе повышения квалификации. Поддерживается телевизионными учебными программами, радио и Интернетом. Широко используется… … Педагогический терминологический словарь
ОТКРЫТОЕ ОБРАЗОВАНИЕ — современная доктрина о путях расширения доступности образования. Основная идея доктрины уравнять в правах фактическую и формальную квалификацию человека. Люди, имеющие большой профессиональный опыт, нуждаются в официальном признании уровня… … Профессиональное образование. Словарь
Открытое образование (понятие) — Открытое образование система организационных, педагогических и информационных технологий, в которой архитектурными и структурными решениями обеспечиваются открытые стандарты на интерфейсы, форматы и протоколы обмена информацией с целью… … Википедия
Открытое образование (журнал) — Открытое образование Специализация: научно практический Периодичность: 2 месяца Язык: русский Адрес редакции: 119501, г. Москва, ул. Нежинская, д. 7, корп. 2, офис 5 Главный редактор … Википедия
Открытое образование (open education) — Обычно педагоги расходятся в своих определениях того, какие условия способствуют «открытости» школьного обучения. Нек рые полагают, что сюда можно отнести любую форму обучения, отличающуюся от традиционных и формальных учеб. процедур; по мнению… … Психологическая энциклопедия
Открытое государство — Открытое правительство (открытое государство) это доктрина государственного управления, которая поддерживает право граждан на доступ к документам и действиям государства с целью возможности эффективного общественного контроля за государственным… … Википедия
ОБРАЗОВАНИЕ ОТКРЫТОЕ — ОБРАЗОВАНИЕ ОТКРЫТОЕ. См. открытое образование … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
Лекция на тему «Открытое образование»
ОТКРЫТОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И СОВРЕМЕННЫЕ ТЬЮТОРСКИЕ
Открытость как качественная характеристика современного образования
Принцип открытости все чаще обсуждается сегодня исследователями как возможная
С точки зрения социального подхода, в процессе образования всегда выделялись две
составляющих целей образования:
• заказ государства — то есть установление четких приоритетов в содержании
обучения в соответствии с осмыслением тех качеств и того потенциала, который
нужен в современном государстве от каждого человека, в нем проживающего;
• частный (внутренний) заказ — то есть осмысленный ответ самого человека
(ученика, его родителей — как потенциальных заказчиков на образовательные
услуги для своих детей) на вопрос: «Чему и зачем он намерен учиться?»
Вторая составляющая (частный заказ на образование) долгое время фактически не
учитывалась при организации процесса обучения в отличие от первой составляющей
(государственный заказ), которая разрабатывалась на протяжении всего последнего времени на уровне официальных научно-исследовательских программ.
В связи с этим, разработка качественных характеристик образования в рамках социального подхода с учетом обеих целевых составляющих является сегодня мощнейшим ресурсом для современной педагогики и позволяет, в частности, увидеть актуальность принципа открытости как одной из качественных характеристик современного образования.
Осмысление собственного образования только в логике освоения определенной учебной
программы, как выполнения конкретного государственного заказа, не позволяет растущему человеку брать на себя ответственность за свой образовательный потенциал. Ведь его учат только тому, что взрослые считают важным и нужным, а не он сам. И даже введение дополнительных учебных курсов в школе не позволяет полностью решить поставленную проблему.
Многие исследователи, анализируя современное производство и эффективность работы
в нем, а также растущие осознаваемые потребности общества по отношению к
образовательной сфере, выделяют такие требования к его участникам, которые не могут не отразиться как на содержании образования в области государственного заказа, так и на еще большем понимании со стороны педагогов необходимости специальной работы с частным заказом на обучение каждого ученика.
Если еще несколько лет назад, характеризуя приоритетные образовательные
потребности общества, мы говорили прежде всего о растущем интересе школьников и их
родителей к определенным предметным областям, которые не были «охвачены» советской
школой (в первую очередь, это касалось преподавания иностранных языков и информатики), то теперь ситуация стала принципиально иной.
Общественный интерес к сфере образования в последние годы смещается с традиционных вопросов содержания образования в сторону общих способов деятельности и возможности формирования личного заказа на образование, что как раз и доказывает тот факт, что современное образование должно становиться все более открытым.
образование с помощью компьютерной сети, различные формы экстернатной подготовки и т.д. Такое преодоление школьного контекста в целом, и выводит их в сферу открытого
образования. Другими словами, открытость образования становится сегодня одной из его
ключевых, качественных характеристик.
Корректировка рабочего понятия открытости образования в контексте задач
Понятие открытости образования только еще формируется и существует пока в большей
степени как метафора, но интерес к осмыслению и самого понятия, и созданию практики
открытого образования сейчас достаточно большой и проявляется как в современной
педагогической теории, так и в реальной образовательной практике. Пока все различные
смыслы, касающиеся этого становящегося понятия, можно объединить следующим образом:
положенный системой традиционного образования как основной. Этот смысл на
сегодняшний день объединяет различные исследовательские группы, которые предлагают
часто диаметрально противоположные подходы относительно того, каким образом и за счет
чего происходит сам процесс формирования открытого образования, то есть по-разному
раскрывают само содержание принципа открытости образования. Изложим более подробно
Открытость образования — это не что-то объективно существующее, а такой взгляд и такой тип рассуждения, при котором не только традиционные институты (детский сад, школа, вуз и т.п.) несут на себе образовательные функции, но и каждый элемент социальной и культурной среды может нести на себе определенный образовательный эффект, если его использовать соответствующим для этого образом.
То есть, образовательное пространство для ребенка задается в определенный момент
времени не столько каким-то конкретным образовательным учреждением и жестко заданной в нем учебной программой, сколько осознанием разнообразных образовательных возможностей и их определенной соорганизацией. В каждый момент времени для каждого человека таких предложений возникает огромное количество:
• учебные программы различных учебных заведений;
• учебные тренинги, практикумы, интенсивы для освоения определенной области
• различные образовательные услуги в пространстве Интернета;
• образовательные мероприятия: конференции, семинары, форумы, круглые столы
Таким образом, первоначально понятие открытости образования связывалось нами со
• разделение процессов обучения и образования;
• анализ построения процессов образования в школе и вне школы;
• введение понятия открытого образования как преодоления классно-урочной
Затем рабочее понятие открытости образования подверглось нами существенным
Действительно, стало очевидным, что только лишь представленное многообразие
разнородных образовательных предложений (даже при всей их доступности) еще не задает для человека необходимым образом реализацию открытости образования как качественную характеристику современного образования, оставаясь всего лишь потенциальной возможностью.
Чтобы принцип открытости образования реализовался на уровне каждого
образующегося, ему необходимо владеть культурой выбора и соорганизации различных
образовательных предложений в его собственную образовательную программу.
Вот эта задача — использование всего возможного ресурса открытого образования и
современной ситуации работу педагога, обладающего для этого специальными средствами, тьютора, а точнее, организацию им соответствующего тьюторского сопровождения.
В нашей современной образовательной ситуации можно выделить три типа различных
тьюторских практик, каждый из которых предлагает собственные основания для
соорганизации различных образовательных предложений в индивидуальную
образовательную программу и соответственно задает определенный тип тьюторского
сопровождения. Рассмотрим их подробнее.
Тьюторская практика дистанционного образования (информационный контекст)
В системе дистанционного образования обосновывается главная цель открытого
образования, которая заключается в умении жить в информационном обществе и
использовать все его возможности. Моделью открытого образования в данном случае
является сама модель использования человеком информационных технологий, и именно под эту задачу начинает работать тьюторское сопровождение, помогая своему подопечномувыстраивать обучение, используя навыки работы в Интернет-среде.
Тьюторская практика открытого образования (социальный контекст)
В социальном контексте открытое образование обсуждается в неразрывной связи со
становлением открытого общества. Одним из главных идеологов такого рассмотрения
открытого образования является Джордж Сорос.
В этом случае главной целью открытого образования является умение жить в мире, где
сосуществуют на паритетных началах разные культуры, присутствуют разные логики и
разные типы мышления. Основными качествами при этом становятся толерантность,
коммуникативность как умение слушать собеседника, понимать другую точку зрения и
строить диалог, умение работать в группе и т.д.
Соответственно усилие педагогов в этом случае направлено на разработку и
использование таких открытых социальных технологий («Дебаты», «Робинзонада», Школьный парламент, Гражданский форум и т.п.), которые затем позволят через открытое образование воссоздать институты гражданского общества. Таким образом, в данном контексте –открытое образование понимается прежде всего как реализация политики становления открытого общества.
Тьюторская практика как сопровождение индивидуальной образовательной программы (антропологический контекст)
Открытое образование в антропологическом контексте представляется, в первую
очередь, как пространство всех возможных ресурсов для собственного образовательного
человека максимально использовать различные ресурсы для построения своей
образовательной программы. Именно он, а никто другой, являясь заказчиком на свое
образование, сам проектирует содержание своего образования и сам несет за это риски и
ответственность, обладая в конечном итоге тем или иным уровнем образованности.
Тьюторская практика в этом антропологическом контексте реализует, в первую
очередь, сопровождение всего процесса проектирования и построения подопечным своей
образовательной программы, начиная от работы с его первичным познавательным
интересом, углублением этого интереса за счет образовательных исследований или проектов, специальной работы по формированию этого проекта, как образовательного, и до тьюторского консультирования в области профессиональных образовательных программ.
Конечно, в процессе реализации своей индивидуальной образовательной программы
человек, несомненно, объединяет все перечисленные нами выше (и, наверняка, не только
эти, но и многие другие) различные контексты, но при обсуждении процесса формирования
открытого образования очень важно понимать, на каких основаниях мы его строим и,
фактически, какое открытое образование мы создаем.
Пока большинство исследователей, занимающихся проблематикой открытого
образования, останавливаются на первом шаге и все усилия тратят лишь на создание
вариативности и многообразия, что, конечно, создает определенную возможность для
реализации принципа открытости, но, к сожалению, чаще всего только потенциальную.
На наш взгляд, без принципиального обсуждения следующего шага, а именно, за счет чего
это извне заданное многообразие становится ресурсом для конкретной образовательной
программы конкретного человека, невозможно обсуждать открытость образования как
качественную характеристику современного образования и строить понятие открытого
Подходы к структуре понятия «открытое образовательное пространство»
Для обсуждения открытости как качественной характеристики современного образования,
мы стали в последнее время принципиально использовать вместо понятия открытого
образования (носящего до сих пор в некоторой степени все еще метафорический оттенок),
более строгое определение открытого образовательного пространства.
Это более строгое определение позволяет сделать определение открытости образования
рабочим и инструментальным и обсуждать его пространственные характеристики
(трехмерность, направленность осей, сравнение степеней открытости и т.п.).
Сейчас во многих гуманитарных науках (это замечание полностью относится и к
современной педагогической науке) происходит фактически переворот, касающийся
Как указывает в своей работе Н.В. Рыбалкина [1], обсуждать и выделять понятие
пространства в гуманитарном понятийном аппарате стало важным еще и потому, что оно
перестало быть для всех одинаковым (аналогично ситуации с физическим пространством
после появления теории относительности), а стало зависеть от положения наблюдателя и
участника самого процесса.
Когда мы говорим об образовательном пространстве, то имеем в виду пространство, в
котором формируется образ человека. Это пространство можно, вслед за
естественнонаучными и физико-математическими дисциплинами, понимать как систему
координат, задаваемую определенными качественными измерениями, выраженными
векторами. Эти качественные измерения можно найти в системе любого педагогического
мыслителя. Например, у Яна Амоса Коменского в его работе «Великая дидактика» было
выделено три таких измерения:
Можно предположить, что в современной классно-урочной системе это пространство
Говоря о подходах к структуре открытого образовательного пространства, нам
представляется важным различить открытые и закрытые образовательные пространства и на уровне организации практического педагогического действия, и на уровне философской антропологии, как обоснования определенного типа пространства.
Закрытое образовательное пространство — это пространство, в котором существует
Открытое образовательное пространство предоставляет учащемуся выбор образа и
выбор пути. Идеал открытого образовательного пространства — представленность для
ученика множества различных школ. Открытое образовательное пространство не формирует определенный образ, а имеет целью дать опыт самоопределения.
На уровне философской антропологии необходимость открытого образовательного
пространства задается необходимостью формирования представления о человеке, свободном в принятии решения о своем образе.
Если обсуждать структуру образовательного пространства, то нужно фактически
обсуждать количество измерений, относительно которых может «выстраивать» себя человек.
Закрытые и открытые образовательные пространства отличаются друг от друга в этом
контексте следующим образом.
В закрытых образовательных пространствах само пространство для обучающегося не
представлено, так как там заранее внешним образом определены и простроены все
траектории его движения. А любая заранее выстроенная программа обучения закрывает для ученика возможность обсуждать другие варианты его движения.
В открытых же образовательных пространствах именно само пространство
(совокупность его качественных измерений) и его организация, становятся, в первую
очередь, предметом обсуждения, так как каждое из измерений в этом открытом пространстве имеет множество параллельных возможностей и подразумевает определенную свободу выбора. Таким образом, открытое образовательное пространство позволяет учащимся вырабатывать качества ориентации и самоопределения.
Закрытое и открытое образовательные пространства являются взаимодополнительными, поэтому необходимо организовывать на дидактическом и предметно-методическом уровнях каждый раз конкретный переход от одного типа пространства к другому. К сожалению, в современной дидактике и педагогике в целом
закрытые образовательные пространства остаются до сих пор лучше изученными и
теоретически, и в практической реализации, чем открытые.
Критерии открытости образовательного пространства
Выявляя любые критерии, мы опираемся на рабочее представление критериев как оценочной шкалы проявленности показателей. Соответственно, выявляя критерии открытости образовательного пространства, мы опираемся на выделенные нами показатели открытого образовательного пространства:
• многообразие и вариативность образовательных предложений;
• реализация образовательных предложений в качестве ресурсов для построения
индивидуальной образовательной программы.
Придерживаясь данной логики рассуждений, нам необходимо теперь выявить такие
критерии, с помощью которых мы могли бы судить о любом образовательном пространстве с точки зрения степени его открытости. Такими критериями открытости образовательного пространства, на наш взгляд, являются следующие критерии.
1. Критерии, соответствующие первому показателю — критерии многообразия и
вариативности образовательных предложений:
• само образовательное предложение должно иметь явно выраженный адресный
характер (то есть быть направлено на определенную возрастную, социальную и
• вводится количественный индекс неоднородности образовательных предложений
(различие по содержанию, способам работы, формам реализации
Минимальным индексом многообразия являются три неоднородных образовательных
предложения, так как это количество уже предполагает осознанность выбора того или иного образовательного предложения, в отличие от второго, где можно выбирать одно
предложение просто на оппозиции к другому.
предложений в качестве ресурсов для построения индивидуальной образовательной
программы. Вводится количественный показатель осознанных выборов тех или иных
Осознанность выбора проявляется через два критерия:
• инициативность — то есть самостоятельность в осуществлении выбора
определенной образовательной услуги;
• целенаправленность — то есть обоснование необходимости выбора
определенной образовательной услуги для построения индивидуальной
Образовательное путешествие как модель открытого образовательного
В качестве одного из вариантов модели открытого образовательного пространства мы
разработали модель образовательного путешествия, которое по содержанию и организации принципиально отличается от широко представленного на рынке образовательных услуг «образовательного туризма».
На современном рынке образовательных услуг сегодня начинают всерьез обсуждать
возможности и реальные преимущества организации открытого образования, имея в виду
принципиально иное его устройство, где нет уже ставшей привычной иерархизированной
структуры отчетности и обязанностей учеников перед учителем, а есть лишь общая
проблематика и взаимно пересекающиеся интересы учащихся (взрослых и детей), обмен
информацией и опытом, которые и задают совершенно иное образовательное
взаимодействие. С этой позиции мы и хотим представить образовательное путешествие в
качестве одного из вариантов модели открытого образовательного пространства.
Для организации каникулярного времени современных школьников сегодня уже
становится недостаточно просто интереса детей к любым поездкам, а также деятельности
педагогов, продолжающих действовать в рамках хоть и познавательных, но все же
формально организованных поездок. Для появления и оформления новых идей, касающихся открытого образовательного досуга во внешкольное и каникулярное время, необходима содержательная поддержка педагогической науки, и, в конечном счете, такая
образовательная модель, применение которой гарантирует серьезные образовательные
Сегодня многие школы, а также различные Центры внешкольной работы предлагают
границу. Ориентируясь на предложения различных фирм, занимающихся организацией
досуга учащихся, школы фактически реализуют две стратегии, разделяясь на тех, кто
стремится, прежде всего, сохранить образовательные традиции и тех, кто пытается
организовать современный развлекательный досуг на уровне мировых стандартов.
Поездки за границу могут стать своего рода компромиссом между этими двумя
стратегиями, если педагогический коллектив, организующий поездку, сам разделяет
ценности образования как культуры работы с прошлым и будущим. Тогда могут быть
созданы специальные условия, позволяющие детям в этих образовательных путешествиях
научиться самостоятельно, строить свою образовательную программу, организуя между
собой взаимодействие относительно общих, интересующих их проблем.
Сегодня, к сожалению, образовательный туризм все больше ассоциируется только
лишь с обучением в колледже за рубежом или погружением в иную культуру через
проживание в «приемной» семье. Мы, как авторы модели образовательных путешествий,
предлагаем возродить их внутренний смысл как духовного странствия, путешествия в
Для старшей школы, с которой преимущественно и работает модель образовательных
подразумевающее культурное самоопределение как присоединение к той или иной
Таким образом, предметом интереса школьников становятся не сиюминутные
приключения, а прочтение «культурных оснований», запечатленных в исторических
Образовательное путешествие предполагает, что маршрут выбирается не из
путеводителей, а во главе путешественников идет не гид-экскурсовод. Участники
образовательного путешествия — не пассивные слушатели, они сами становятся соавторами этого образовательного путешествия.
При реализации модели образовательного путешествия педагоги стараются найти такие
способы, с помощью которых можно вывести школьников «за границу» их потребительского отношения к культуре, привычного отношения к миру, традиционного отношения к форме и методам обучения и организовать их личную встречу с Культурой.
Все предполагаемые участники образовательного путешествия становятся экспедиционной командой. Вообще, в отличие от обычной поездки, в путешествие
отправляется, как правило, тот, кто хочет найти ответ на какой-то очень важный для себя
вопрос. Экспедиционная команда сама разрабатывает маршрут и согласовывает его с целями всех участников. Цель путешествия — не просто географическая точка на карте, это реальная возможность найти ответ на Вопрос — индивидуально значимый для каждого школьника, отправляющегося в путешествие. Можно сказать, что такой вопрос фактически рождается на пересечении индивидуальной жизни каждого школьника и истории всего человеческого рода.
ответа на свой же индивидуальный вопрос. Проект показывает, каким должен быть для него маршрут, где он будет начинаться, и заканчиваться, какие индивидуальные и общие
(командные) события будут в этом образовательном путешествии.
В самом путешествии школьники участвуют в различных видах деятельности:
проводят турниры или строят город, пишут летописи или произносят официальные
дело, как правило, командное. Первоначальные вопросы школьников могут быть абсолютно разными и совершенно друг с другом не связанными, но они могут быть восприняты другими школьниками, будучи усиленными и окруженными интересами других. Педагогу, реализуя модель образовательного путешествия, необходимо:
• сочетать абсолютно разные вопросы школьников на едином маршруте, не утеряв
при этом возможности индивидуальной встречи каждого с Культурой;
• помочь каждому подойти разными путями к исследованию выбранной им темы;
• объединить разобщенных вопросами школьников в исследовательские команды;
• сложить из индивидуальных проектных находок целостное видение эпохи;
• сделать так, чтобы личные интересы школьников сложились в культурно значимые вопросы.
Для реализации модели образовательного путешествия, именно как модели открытого
образовательного пространства, мы ввели особую педагогическую позицию — тьютора.
Позиция тьютора закрепилась в культуре как позиция педагога, который помогает
школьнику (студенту) создавать собственную образовательную программу, консультируя
его при необходимости по очень разным вопросам.
Тьютора углубляет интерес школьника, обращаясь за помощью к различным
источникам и архивам культуры. Он изучает стиль образовательного действия каждого
школьника, и вместе с тем организует общую командную работу и взаимодействие ребят в самой экспедиции. Таким образом, первоначально разрозненные интересы участников
образовательного путешествия собираются в общем сценарии экспедиции.
За всем этим процессом разнообразной тьюторской работы выделяются важные
составляющие, на которые необходимо опираться тьютору, чтобы путешествие,
действительно, получилось образовательным.
Итак, при организации образовательного путешествия необходимо учитывать
• стили образовательного поиска: наблюдения, коммуникации, игры;
• знаки культуры: символы, слова и образы действия;
• культурные практики: мирообустройство, общежитие и самостроительство.
Современная школа и центры досуговой деятельности, ищущие способы сочетания
История образовательных путешествий говорит о том, что раньше в такие путешествия
отправлялись прежде выпускники элитно-государственных или частных образовательных
заведений, то есть те, чей будущий профессионализм требовал целостного образования,
связанного с их личным знакомством с историей и современным состоянием других культур.
Начиная с петровских времен, это были претенденты на службу государственного масштаба — научную или дипломатическую, военную или управленческую.
Сегодня родители, отправляющие своих детей в зарубежные поездки, руководствуются, скорее всего, соображениями не государственного масштаба, а семейного престижа, и будущую карьеру своих детей не связывают напрямую с этими путешествиями.
Но современные образовательные путешествия, как и любые другие модели организации
открытого образовательного пространства, формируют одно очень важное качество, а именно, образовательную мобильность — качество как нельзя более актуальное сегодня, и, к сожалению, практически не представленное в отечественной системе образования.
Создавая модель образовательного путешествия как одну из моделей организации
открытого образовательного пространства, мы исходили из того, что навыки
самообразования, приобретаемые школьниками во время наших путешествий, являются
сегодня базой для решения будущих профессиональных и социальных проблем наших детей, а знание истории культуры позволит им эти проблемы анализировать, опираясь на