Что такое ответственность простыми словами для детей
Классный час на тему «ЧТО ТАКОЕ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ» (3 класс)
Внеклассное занятие, 3 класс
Тема «Что такое ответственность?»
Цель: формирование представления о понятии «ответственность» и
разнообразных проявлениях ответственности в реальности человеческой
— способствовать формированию у детей положительных черт
характера, чувства ответственности за свои поступки на основе
анализа знакомых литературных произведений;
— воспитывать чувство ответственности обучающегося за свои
поступки перед товарищами, взрослыми.
Оформление кабинета: столы поставить для работы пяти групп класса.
Предварительная работа с классом.
Коллективное прочтение и обсуждение повести Л.Давыдычева «Многотрудная, полная невзгод и опасностей жизнь Ивана Семёнова, второклассника и второгодника»
Ход классного часа
Дорогие ребята! Сегодня на занятии мы будем говорить об очень важном, что помогает в жизни каждого человека независимо от профессии, рода занятий и даже возраста.
Вспомните героя книги второклассника и второгодника Ивана Семёнова, про которого мы читали вместе во 2 классе.
— Каким он вам представился вначале повести?
— Какие события происходили с ним в школе? А дома?
— Как объяснял Иван свои неудачи в школе?
— Как реагировали окружающие на такое отношение к учебе Ивана?
Послушайте фрагмент из повести (учитель зачитывает отрывок)
— Как можно назвать такое отношение к учёбе главного героя?
(ответы учеников: неправильное, неверное, безответственное)
II . Теоретическая часть
— Как вы понимаете слово «ответственность»? (Ответы детей)
Найдем понятие этого слова в Толковом словаре С.И.Ожегова.
(формулировка появляется на доске)
Да, каждый из нас должен отвечать за свои действия, поступки, так как человек живёт в обществе и обладает множеством прав и обязанностей.
Человек должен отвечать не только за свои поступки, но за каждое произнесённое слово. Недаром народная мудрость гласит :
«Слово не воробей, вылетит – не поймаешь».
Нужно учиться предвидеть ошибки и, по-возможности, избегать их. Необходимо всё продумывать на несколько шагов вперёд, чтобы потом не жалеть о содеянном. А помогут этому учиться нам наши старые и добрые друзья – сказки.
III Практическая часть
Игра «Угадай-ка » Каждая группа получает карточку с одним из вопросов. Обучающиеся дают ответ на вопрос и доказывают свою точку зрения. Название черты характера прикрепляется к доске на карточке.
Какая черта характера Красной Шапочки привела к трагическому событию в сказке? (Болтливость)
Какая черта характера оставила старуху у разбитого корыта в сказке А.С.Пушкина? (Жадность)
Из-за чего братец Иванушка стал козлёночком ? (Из-за непослушания)
Из-за чего Стрекоза из басни И. Крылова осталась без тепла и крова? (Из-за легкомыслия)
Из-за чего Буратино из сказки А. Толстого остался без золотого ключика? (Из-за глупости)
Все названные вами черты характера могут привести человека к непоправимым последствиям. А чтобы этого не произошло, надо предвидеть все неприятности заранее и ответственно относиться к происходящему.
— Достоин ли уважения человек, который, совершив ошибку, может её признать, извиниться и, по-возможности, поправить? (Да)
— Объясните смысл пословицы
«Не ошибается тот, кто ничего не делает» (Ответы детей)
Игра «Закончи высказывание»
Каждой группе даётся карточка с высказываниями, которые дети должны закончить.
Я сорвал цветок, и он завял.
Я поймал бабочку, и она умерла у меня на ладони.
И тогда я понял … ( эти жертвы допущены ради минутной радости, всё живое требует ответственного решения)
2. Я бегал на перемене и получил замечание в дневник.
Я пообещал учителю доучить таблицу умножения, но не выполнил это.
В дневнике у меня появилась двойка.
И тогда я понял…. (я ответственен за свою учёбу и поведение в школе)
Я пообещал товарищу помочь, но забыл про это. Товарищ со мной не стал общаться.
Я другу обещал пойти вместе в бассейн, но мне не захотелось. Друг на меня обиделся.
И тогда я понял … (безответственно так относиться с друзьями)
Я не выполнил поручение папы, и он рассердился на меня.
Мама попросила помочь по хозяйству, но я отказался, сославшись на свою занятость. Мама была огорчена.
И тогда я понял …. (я ответственен перед родными за свои действия)
Во дворе дома у пожилого человека упала палочка из рук. Дедушке было трудно наклониться. Мимо проходящая женщина помогла старичку и укоризненно посмотрела на меня.
В парке на дереве жалобно мяукал котёнок, он боялся спуститься с ветки. Я понаблюдал за ним, пока незнакомый мальчик не помог животному. А мне он сказал: Эх, ты!
Учитель: значит, все мы отвечаем за свои поступки и слова перед окружающими нас людьми.
Игра «Сокровища сердца»
Каждая группа ребят получает рисунок большого сердца, куда следует вписать все качества человека, которые делают его добрым,
Через некоторое время эти рисунки вывешиваются на доске.
Дети презентуют свой выбор, делают вывод.
Итоговая игра «Восстанови и объясни» (работа в группах)
Нужно верно соединить начало и конец фразы.
Ошибки полезны, …. главное – действовать.
Вы должны сами…. есть выход из ситуации.
Вы всегда можете пробовать, … выбор.
У вас всегда ….. если вы на них учитесь.
Каждая группа поясняет значение одной из фраз.
IV . Подведение итогов разговора.
— Какое качество жизненно необходимо каждому человеку, чтобы избегать ненужные проблемы? (Ответственность)
— Какую ещё пользу принесёт ответственность в жизни каждого человека? (Позволит не навредить здоровью своему и окружающих, сохранять добрые отношения с товарищами и взрослыми в быту)
Конспект классного часа «Поговорим об ответственности»
Рассмотреть с детьми содержание понятия «ответственность».
Способствовать развитие у школьников чувства ответственности. Содействовать формированию у детей анализировать свои поступки и черты характера, прогнозировать последствия своих действий. Убедить учеников в том, что человек, умеющий отвечать за свои поступки, достоин уважения.
Ход мероприятия:
Начинаем классный час.
Речь пойдёт здесь всё о нас.
Постарайтесь всё понять,
Что – то новое узнать.
Игра «Паровозик»Условия проведения:
Все участники строятся у доски по командам в затылок друг другу. Руки кладут на плечи впередистоящего соседа.
Глазки открыты только у водящего, а у остальных закрыты. Водящий ведёт свой паровозик по классу и рассаживает по местам. Вы должны чётко выполнять его команды. Глазки можете открыть только когда сядете на своё место.
— Молодцы. Все паровозики добрались до места назначения.
— Как вы чувствовали себя в этих ролях?
Подведение итогов игры.
Ваш выбор – выбор, который вы делаете сами и за который несёте ответственность.
— как вы понимаете эти слова?
— Как вы думаете, какое отношение они могут иметь к нашему классному часу?
— Попробуйте сформулировать тему нашего классного часа, опираясь на игру и слова.
Работа с толковыми словарями – практическая работа в группах.
Тема: «Поговорим об ответственности»
— Что значит быть ответственным?
— Найдите в толковых словарях определение, что такое вообще «ответственность»?
(Устные ответы – зачитывание определений из словарей разных авторов)
Ответственность – это хороший способ показать, что вы движетесь от детства к взрослой жизни.
Ответственность – это значит выполнять свой долг, совершать свои поступки, думать, прежде чем что-либо сделать, стараться делать всё как можно лучше.
Ответственность – это категория этики, характеризующая личность.
Коллективное обсуждение ситуаций
Таким образом, каждый из нас должен поступать ответственно, т. е. думать о том, как повлияет его поступок на его самого и окружающих его людей.
Я прочитаю вам ситуации, а вы решите, кто поступает ответственно, а кто – нет.
Петя очень торопится в школу. Он встаёт утром, быстро собирает портфель, одевается и бежит в школу. Дома остаётся неубранная постель, вещи разбросаны по комнате, на столе – грязная посуда.
Вася складывает учебники с вечера. Утром он тоже торопится в школу, поэтому все вещи, которые нужно надеть утром, аккуратно складывает рядом с постелью. Он не опаздывает в школу и успевает убрать за собой постель и грязную посуду.
— Кто поступает ответственно?
— Как поступки мальчиков повлияют на них самих и других людей?
— Посоветуйтесь в группах и дайте ответ.
Ёжик и Белочка хорошо учатся в школе. Ёжик тщательно готовит уроки. Он боится, что его накажут, если он получит плохую отметку.
Белочка аккуратно выполняет все уроки, потому что понимает, что знания пригодятся ей в будущем. Она не хочет огорчать родителей тем, что мало знает.
— Кого можно назвать ответственным? Почему?
— Кто из героев будет выполнять уроки без напоминания родителей?
— Кого из них можно назвать самостоятельным?
— Можно ли назвать ответственного человека самостоятельным?
— Сейчас я попрошу вспомнить случай из вашей жизни, когда вы поступили ответственно и неответственно…
— Какие чувства вы испытывали, когда поступали ответственно?
Соотнесите это чувство с цветом. Покажите листок.
— Какой вывод можно сделать об ваших ответственных поступках?
– проявляя ответственность, мы получаем благодарность, подарки, мир кажется светлым и ярким.
— Какие чувства вы испытывали, когда поступали безответственно?
— Соотнесите эти чувства с цветом? Покажите листки.
-А какой вывод можно сделать о безответственности?
-когда ведем себя безответственно, вызываем порицание, наказание, мир представляется в темных красках.
Представьте себе. Ученик пришёл в школу и забыл дома учебник. Учитель спросил его, почему он не готов к уроку.
— Как ответит самостоятельный ученик?
А) Я не приготовил его с вечера.
Б) Мама не положила его мне в сумку.
Самостоятельный человек не будет перекладывать свои обязанности на другого человека.
Ведь готовиться к урокам – это обязанность детей, а не их родителей.
— А какие обязанности у родителей?
— Перед кем они ответственны?
— Если вы не знаете, как поступить, то, что нужно сделать, чтобы ваш поступок не был безответственным?
Я буду называть некоторые поступки, а вы, если это можете и делаете, встаёте и делаете шаг вперёд, а если не делаете, то садитесь и ничего не говорите.
— Вы сами всегда одеваетесь;
— Часто сваливаете свою вину на других;
— Сами наводите порядок в своей комнате;
— Вначале закончите работу, а потом играете;
— Сами всегда собираете портфель;
— Вы продолжаете работать, даже если работа очень трудная;
— Оставляете свои вещи в беспорядке, чтобы за вас убирали другие;
— Сначала думаете, а потом делаете;
— Сначала делаете, а потом думаете.
Молодцы! Все справились с заданиями, значит, отнеслись к игре ответственно.
Виды ответственности
Из этой игры видно, что ответственность делится на 3 вида:
— Личная, ответственность перед собой (Я);
— Ответственность перед другими (Другие);
— Ответственность к делу (Школа).
– Делай всё как можно лучше. Каждый день.
— Любишь кататься, люби и саночки возить.
— Не лежи на печи, если хочешь есть калачи.
Из-за чего братец Иванушка стал козлёночком?
Что заставило царя в сказке Петра Павловича Ершова «Конёк-Горбунок» прыгнуть в кипящий котёл?
(Зависть к красоте и молодости Ивана)
Какая черта характера девочки, привела к трагическим событиям в сказке «Красная шапочка»?
Что погубило раджу – героя мультфильма «Золотая антилопа»?
Работа над пословицей
Не ошибается тот, кто ничего не делает.
– Как вы понимаете пословицу?
— Возможно ли избежать ошибок в жизни?
— Что хуже: ничегонеделание или ошибка?
А вы знаете, ребята, что совершившего ошибку человека можно не только осуждать, а в некоторых случаях даже и уважать.
— Вспомните прочитанные произведения, какой сказочный герой достоен уважения, несмотря на его глупость, легкомыслие, безответственность?
Вывод:Человек, умеющий отвечать за свои поступки – достоин уважения.
Предлагаю ещёразобрать ситуации:(на доске)
1 ситуация –Тебе поручили оформить новогоднюю газету:
а) Отложу все дела и займусь оформлением
б) Займусь, когда будет свободное время
в) Перепоручу другому однокласснику
2 ситуация – Ты сидишь в транспорте.Заходит пожилая женщина:
б) Попрошу соседа, чтобы уступил место
в) Отвернусь, и буду смотреть в окно
3 ситуация – Ты видишь, как бьют твоего одноклассника:
а) Постараюсь защитить
б) Попрошу вмешаться прохожих
4 ситуация – Ты нашел кошелек,где было 100 рублей:
а) Постараюсь вернуть владельцу
б) Передам взрослому
Ответ а) – 5 баллов; б) – 3 балла; в) – 0 баллов.
Практическая работа (Лист висит на доске и дети выполняют задание)
Посмотрите на доску. На доске указаны слова.
Красный Оранжевый Желтый Зеленый Голубой Синий Фиолетовый
— Что они обозначают?
— Определите, что мы будем рисовать, используя эти краски?
А теперь я попрошу выйти к доске детей, которым я дала кисточки. Нарисуйте радугу на листе, но каждый из вас должен использовать только одну краску.
— Почему детям так быстро удалось нарисовать радугу?
— Виды какой ответственности присутствовали при выполнении этого задания?
— Что случилось бы, если бы, один из учеников отказался рисовать свою полоску?
(Радуга бы не получилась)
— Как поступил бы ученик?
(Безответственно)
— По отношению к кому он поступил бы безответственно?
— Кого заставил задуматься сегодняшний классный час?
— Чем вам было полезно это занятие?
— А кто ещё хотел бы продолжить разговор на эту тему?
Конспект беседы «Поговорим о маме» Цель: Воспитывать у детей уважение и заботу и любовь к своей маме. Задачи: учить отвечать на вопросы воспитателя; развивать словарный запас (нежная,.
Конспект классного часа для 3 класса «День знаний» День Знаний во 3 классе. 2018-2019 учебный год Цель мероприятия: воспитание у учащихся положительного отношения к своей школе и получению.
Конспект классного часа «Мы за здоровый образ жизни!» Классный час «Мы за Здоровый Образ Жизни!» Девиз: Скажи : Да! Здоровому Образу Жизни Цели: воспитывать культуру здоровья; обобщить представления.
Конспект классного часа для младших школьников «Цветок здоровья» Классный час «Цветок здоровья» (для младших школьников) Цель: формирование представления о здоровье, как одной из главных ценностей человеческой.
Конспект классного часа для младших школьников «Путешествие по городу Здоровейску» КЛАССНЫЙ ЧАС ТЕМА: «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ГОРОДУ ЗДОРОВЕЙСКУ» Цели: сформировать представление о здоровье как одной из главных ценностей человеческой.
Конспект классного часа «Рождественские посиделки» для учащихся 3 класса Цели: формировать представления о традициях и обычаях празднования Рождества; рассказать, какие обычаи и традиции живы сегодня; воспитывать.
«Самые добрые руки». Сценарий классного часа в 1 классе, посвященного Дню матери Сценарий классного часа в первом классе, посвященный Дню Матери «Самые добрые руки» Цели: учить детей выражать свои чувства.
Сценарий праздника-классного часа «Посвящение в первоклассники» Праздник посвящения в первоклассники Цели: 1. адаптация первоклассников в школе. 2. повышение мотивации обучения. 3 формирование и сплочение.
Конспект классного часа «Я выбираю спорт» Занятие «Я выбираю спорт» Спорт- это здоровье, победа, удачи. Всегда заниматься! А как же иначе! Ходьба, бег на месте, прыжки и поход.
Классный час в 3-м классе по теме «Ответственность»
Оборудование: рассказ Н.Н. Носова “На горке”, карточки с ситуациями, диск с презентацией к занятию.
Учащиеся предварительно делятся на группы.
Практическая работа
Беседа об услышанном
Разбор ситуации
Работа в группах
Заключение.
— Что такое ответственность?
В течение дня каждый человек совершает много разных дел. Эти дела могут касаться только его одного, но очень часто они влияют и на других людей.
Например. Прозвенел звонок с урока, ученики торопятся в столовую. Выбегают из класса, с размаху открывая дверь, в это время мимо класса идёт ученик. Что произойдёт?
(Инсценировка ситуации с детьми из другого класса).
— Как повлиял ваш поступок на другого человека?
— Когда вы, таким образом открыли дверь, то подумали о последствиях?
— Вам хотелось быстрее пойти на перемену, и вы поступили соответственно своему желанию в результате чего пострадал другой человек.
Вы поступили неосознанно, безответственно. Но ведь и другие могут поступать так же. Родители могут не пойти на работу, и в доме скоро не будет денег, чтобы покупать продукты, одежду. Мама не приготовит обед, потому что захочет посмотреть интересный фильм по телевизору. Тогда вся семья останется голодной.
Таким образом каждый должен поступать ответственно, т.е думать о том, как повлияет его поступок на его самого и окружающих его людей.
На экране слайды с ситуациями. (Приложение 1: слайд 3).
— Кто поступает ответственно? Как поступки мальчиков повлияют на них самих и других людей?
— Посоветуйтесь в группах и дайте ответ.
А сейчас послушайте рассказ знаменитого детского писателя Н. Н. Носова “На горке”.
Учитель читает рассказ, сопровождая его показом слайдов 4-8.
— Что делали ребята? Для чего?
— Как поступил Котька? Почему? (Ему хотелось кататься с горки)
— Что произошло в результате его поступка?
— На кого повлиял его поступок? Как?
— Подумал ли Котька о последствиях?
— Ответственно ли он поступил?
— Пришлось ли ему за это ответить? Как?
Представьте себе такую ситуацию. Ученик пришёл из школы. Решил выполнить домашнее задание. Но, вдруг, за ним заходит товарищ и приглашает пойти на каток. Очень хочется пойти. Он идёт на каток и катается там до позднего вечера, забыв об уроках. (Приложение 1: слайд 9)
— Как повлияет этот поступок на самого ученика?
— Подумал ли мальчик о последствиях?
— Можно ли назвать этот поступок ответственным?
— Как нужно было поступить?
Человек поступает ответственно не из-за того, что боится наказания, а потому, что это может принести такой результат, который плохо повлияет на него самого и на других людей.
— Кого можно назвать ответственным? Почему?
— Кто из героев будет выполнять уроки без напоминания родителей?
— Кого из них можно назвать самостоятельным?
Самостоятельность можно поставить рядом со словом “ответственность”. (Приложение 1: слайд11)
Представьте себе. Ученик пришёл в школу и забыл дома учебник. Учитель спросил его, почему он не готов к уроку.
— Как ответит самостоятельный ученик?
А) Я не приготовил его с вечера.
Б) Мама не положила его мне в сумку.
Самостоятельный ответственный человек не будет перекладывать свои обязанности на другого.
Ведь готовиться к урокам – это обязанность детей, а не их родителей.
Бывает так, что человек поступает безответственно потому, что не знает, к чему приведёт тот или иной поступок. Чаще всего это маленькие дети. Они могут сломать игрушку, едят снег на улице. Взрослый же человек этого делать не будет, т.к. знает, к чему это может привести.
— Если вы не знаете, как поступить, то что нужно сделать, чтобы ваш поступок не был безответственным?
— А сейчас поработайте в группах. На карточках записана ситуация, а ниже даны варианты ответов. Внимательно прочитайте ситуацию, обсудите её в группе и выберите ответ, который считаете правильным. Вы можете выбрать 2 ответа или предложить свой.
1. Вы приходите домой и видите, что мама купила очень вкусное пирожное, каждому по одному. Очень хочется немедленно съесть.
а ) Съедите всё
б) съедите только свою долю
в) дождётесь остальных членов семьи и будете все вместе пить чай.
Объясните свой выбор.
2. Вы взяли в библиотеке книгу, которая имеется там только в единственном экземпляре (больше таких нет). Библиотекарь попросил вернуть её через два дня. Но вы не успели её прочитать.
а) Просто не принесёте книгу
б) Принесёте книгу и попросите дать её ещё раз
в) Скажите, что забыли книгу дома.
3. Мама попросила помыть посуду, но во дворе ребята играют в интересную игру. Очень хочется гулять.
а) помою посуду, а потом пойду гулять
б) не буду мыть посуду
в)пойду гулять, а потом помою посуду.
4. Вашего товарища вызвал учитель к доске решать задачу, но он не может справиться.
а) подскажу товарищу
б) подниму руку
в) после уроков объясню товарищу решение задачи.
— Что такое ответственность?
— Для чего нужно поступать ответственно?
Пока вы ещё дети, юридическую ответственность несут за вас родители: если вы разбили стекло или испортили книгу, то родители должны будут за это заплатить. Родители отвечают за то, чтобы вы были сыты, у вас была одежда, вам было, где жить. Но и дети должны учиться отвечать за свои поступки, ведь они тоже станут взрослыми.
— За что вы уже сейчас можете нести ответственность?
Человек не может отвечать за всё. Он не может отвечать за то, что другой человек не выполнил своих обязанностей, но за свои поступки должен отвечать каждый.
А теперь посмотрите на экран и выберите каждый для себя вывод. (Приложение 1: слайд 12).
1. Я отвечаю за всё.
2. Я отвечаю за свои поступки (думаю, а потом делаю)
3. За все мои поступки отвечают родители.
— Кто хочет, может прочитать, что выбрал.
Как объяснить ребенку, что такое ответственность и зачем она нужна?
Содержание статьи:
Каждый родитель мечтает вырастить успешного и счастливого ребенка, который сможет найти свое место в обществе. Конечно, общий портрет такого человека невозможен без слова «ответственность». Развивать это качество нужно с маленького возраста, а вот объяснить малышу необходимость этого трудно. Ведь он сможет понять значение слова только на конкретном примере.
Работаем с малышом
Многие понимают, для чего нужна ответственность, а вот, что она собой представляет, имеют лишь смутное представление. Поэтому к беседе с ребенком нужно тщательно готовиться. Ведь малыш может задать самые неожиданные вопросы, на которые ответить будет очень сложно.
С этого момента начинает формироваться ответственность у ребенка за свои действия. Он начинает понимать, что если цветы не полить, то они завянут, а разбросанные игрушки будут мешать передвигаться по комнате.
Беседа с младшим школьником
Рассказ об ответственности лучше проводить на основе произведения. Таким качеством обладает, например, мальчик из рассказа Л.Пантелеева «Честное слово». Его поступок можно назвать не только смелым и честным, но и ответственным. Можно сказать, что ответственность живет там, где есть честность и порядочность.
После этого ребенку объясняют:
Следующий этап – беседа о безответственности и почему она имеет место: люди не желают брать ответственность за свои действия, поступки («Это не я сделал – это кошка чашку уронила на пол!», «Это не мои следы на полу!») из-за лени, трусости, легкомыслия.
Если ребенок поступил безответственно, то так же могут поступать и другие:
Человек поступает так не из-за страха наказания, а потому, что результат безответственного поступка может навлечь несчастье на других людей:
Литература
Разговор с подростком
Со старшими детьми можно разговаривать, как со взрослыми. Чтобы им было понятно, следует дать им порассуждать, направляя наводящими вопросами в нужное русло.
О чем можно говорить:
Пример: школьник несет ответственность перед родителями за свою учебу, а родители несут ответственность перед ребенком за его воспитание и обеспечение.
За каждый безответственный поступок поступает наказание:
До 18 лет всю ответственность за поступки детей несут родители. Они отвечают перед государством и своей совестью за их недостойное поведение и проступки. Но уголовная ответственность может наступить уже в 16 лет, если было совершено особо тяжкое преступление.