Что такое памятка ученика
Памятки как приём организации самостоятельной учебной деятельности на уроках в начальной школе
Памятки как приём организации самостоятельной учебной деятельности на уроках в начальной школе
Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.
Одной из важнейших задач современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта.
Опыт работы в школе, анализ литературы по педагогике и психологии позволили сделать вывод о том, что одним из эффективных средств организации самостоятельной деятельности учащихся в процессе обучения и выработки умений постоянного обновления знаний являются памятки.
По характеру представления содержания можно выделить определенные виды памяток:
1. Памятка – алгоритм
Памятка впервые предъявляется или создается учениками под руководством учителя на уроке. Наиболее продуктивной, является совместная деятельность учащихся и учителя по составлению памяток. В этом случае учебная работа делается более разнообразной, интересной и полезной для учащихся. Кроме того, самостоятельность при составлении памяток вызывает у учеников потребность думать, искать наиболее удачные выражения своих мыслей, развивает способность к наблюдению, нацеливает на рациональную организацию учебного труда на формирование ответственности за результаты обучения и самоконтроль.
Убедившись, что все ученики правильно поняли содержание памятки, учитель приступает к проведению первого упражнения. При этом организация работы может контролироваться вопросами типа: «Саша, скажи, что нужно делать сейчас? А сейчас?» В дальнейшем учитель внимательно следит за тем, все ли учащиеся выполняют упражнения данного типа в строгом соответствии с памяткой. Обращение к памятке прекращается только тогда, когда учитель убедился, что все ученики овладели формируемым приемом учебной деятельности.
С памяткой ученики впервые знакомятся и работают дома. Успех в данном случае во многом будет зависеть от того, насколько правильно сумеют ученики организовать работу над памяткой самостоятельно. Поэтому учитель может предложить ученикам инструкцию по работе с памяткой дома.
Памятки, которые используются на уроках русского языка, способствуют пониманию и формированию сути многих орфографических правил.
Показателями эффективности использования памяток на уроках чтения является то, что:
— речь учащихся обогащается новыми словами, развивается их лексика;
— ясно и логично излагается содержание текста;
— значительные сдвиги происходят в плане словесного оформления высказывания: соблюдается последовательность в передаче представления, повышается объем высказывания;
— рассказы слушаются с большим вниманием всем классом.
Но составить памятку, это еще не научиться решать задачи. Иметь памятку и даже знать последовательность вопросов недостаточно для того, чтобы провести самостоятельный разбор любой задачи. Нужно тренироваться в использовании памяток при составлении плана решения различных задач.
Положительное значение использования памяток на уроках математики в том, что они:
— способствуют совершенствованию организации учебного процесса;
— увеличивают долю самостоятельной работы учащихся на уроке при выполнении различных задач, примеров, уравнений;
— дают возможность каждому ученику работать в удобном для него темпе;
— учат оценивать свои действия и экономно использовать время, самому находить ошибки.
При использовании памяток решается ряд воспитательных и развивающих задач:
— выработка таких положительных качеств как настойчивость, трудолюбие, организованность, усидчивость;
— формирование ответственности за порученное дело;
— развитие умения преодолевать трудности;
— совершенствование развития памяти, мышления, речи и других личностных качеств.
На основе опыта использования памяток в процессе обучения младших школьников можно сделать вывод, что наиболее эффективно их применение:
— в самоорганизации учащихся во всех видах учебной и трудовой деятельности; в этом плане особенно продуктивно привлечение самих учащихся к составлению памяток, что способствует повышению активности их познавательной и учебной деятельности;
— родителями для организации учебной деятельности детей дома;
— в воспитательной работе, для развития таких качеств личности учащихся, как трудолюбие, ответственность, воля и др.
Памятки для обучающихся начальной школы (1-4)
Памятки учащимся начальной школы
Как работать с памяткой
1. Прочтите внимательно название памятки и подумайте, почему она так озаглавлена. В названии – суть памятки.
2. Изучите внимательно содержание памятки.
3. Ответьте на вопрос: «Все ли я делаю так, как советуют памятки?»
4. Если Вы что-то делаете по-другому или в иной последовательности, подумайте, почему лучше делать так, как говорится в памятке. В случае затруднений или возникновения сомнений обратитесь за разъяснением к учителю.
5. Теперь постарайтесь выполнить задание так, как советует памятка.
6. Для этого прочтите пункт 1, проговорите его про себя и выполните его. Это будет первый шаг. Обратитесь ко второму пункту памятки и выполните все действия в той же последовательности. И так шаг за шагом.
7. После выполнения упражнения обратитесь к памятке еще раз и проверьте, хорошо ли Вы усвоили ее содержание. Не пренебрегайте этим последним советом: в следующий раз при выполнении подобного упражнения памятки может не оказаться под рукой.
КАК СОБИРАТЬ ПОРТФЕЛЬ
1. Выложи всё из портфеля.
2. Посмотри в дневнике, какие уроки будут завтра.
3. Вспомни, что нужно принести на каждый урок.
4. Уложи тетради в специальную папку или отделение портфеля.
5. Проверь содержимое пенала (2 ручки с синей пастой, ручка с зелёной пастой, простой карандаш, цветные карандаши, линейка)
6. Наточи сломанные карандаши.
7. Сложи нужные учебники.
8. Проверь ещё раз по дневнику готовность к каждому уроку.
Как работать над параграфом учебника
1. Внимательно прочитай название параграфа, уясни, о чём в нём говорится.
2. Прочитай весь параграф. Найди в нём главное. Отметь непонятные места, выражения, слова. Попытайся разобраться в них самостоятельно. В случае необходимости обратись к предыдущим параграфам, к своим товарищам, а если нужно, к учителю.
3. Проследи из каких частей состоит правило, какие признаки изучаемого материала в нём отличаются. Найди эти признаки в примерах.
4. Сопоставь изучаемый параграф с параграфом, в котором излагается похожий материал, изученный ранее. Найди в них сходное и различное.
5. Установи, что ты узнал из нового параграфа.
6. Перескажи содержание параграфа.
7. Попытайся запомнить вывод из параграфа, а правило выучи наизусть.
8. Проследи по учебнику, как применяется данное правило. Сделай то же на своем примере. Если ты выполнял задание письменно, проверь написанное.
Памятка-инструкция
по самоподготовке
1. Выполнять домашнюю работу нужно начинать в точно установленное время.
2. Прежде чем начинать заниматься, проверь готовность рабочего места.
3. Приступая к работе, сосредоточься, подумай, с чего начнёшь.
4. Старайся все затруднения разрешить самостоятельно.
5. О задании узнавай в дневнике или по закладкам в учебнике.
6. Забыл правило, постарайся вспомнить, проверь себя по учебнику.
7. Начинай самоподготовку в определённом порядке.
8. Через каждые 35-40 минут работы, связанной со зрительной нагрузкой, делай перерывы на 5-10 минут для отдыха.
Работа над словом (анализ слова).
1. Подбери родственные слова (сущ., прил., гл.). Выдели в них корень.
2. Разбери данное слово по составу.
3. Морфологический разбор данного слова.
4. Составь простое предложение с данным словом.
5. Выполни разбор предложения по членам.
6. Игра с данным словом
Наметь порядок выполнения проверки: сначала проверь по смыслу, потом проверь по написанию.
Чтобы проверить предложение по смыслу:
1) Прочитай предложение вслух.
2) Проверь, подходят ли слова друг другу.
3) Нет ли пропуска слов в предложении.
4) О чем говорится в предложении, бывает ли так.
Чтобы проверить предложение по написанию:
1) Читай каждое слово по порядку по слогам и выделяй каждый слог.
2) Проверь, подходят ли буквы к слову.
3) Нет ли пропуска букв?
Памятка
для проверки орфограммы
1. Какую букву (какие буквы, часть слова) проверяешь?
2. На какое правило? Определи способ проверки (какое правило следует применить, или проверить по словарям, или другой способ).
3. Выполни все «шаги» (ступени) проверки, не пропусти! Сделай вывод, как писать правильно.
4. Напиши правильно.
Как готовить домашнее задание
по русскому языку
1. Работу начинай с работы над ошибками. Повтори правила, которые забыл.
2. Выучи и повтори заданное правило. Придумай свои примеры на это правило.
3. Прочитай задания упражнения.
4. Прочитай всё упражнение. Устно выполни задания к нему.
5. Выполни упражнение письменно.
6. Проверь всю работу.
Правила списывания предложения или текста
1. Прочитай предложение, текст.
2. Подумай, понимаешь ли ты, что будешь писать.
3. Прочитай внимательно первое предложение.
4. Запомни, как пишутся слова в предложении.
5. Напиши его, диктуя себе каждое слово по слогам.
6. Проверь, правильно ли ты списал.
Точно так же работай над следующими предложениями.
Правило-совет для читателя
1. Старайся читать вслух, не торопись, глубже вникай в смысл прочитанного.
2. Обрати внимание на то, как ведут себя герои книг, учись у них хорошему.
3. Закрывая книгу, подумай, чему она тебя научила.
4. Умей беречь книгу!
Основная памятка для заучивания наизусть
1. Прочитай вслух стихотворение.
2. Подумай и скажи одним предложением, о чём оно?
3. Тебе понравилось стихотворение? Почему?
4. Прочитай вслух ещё раз. Если ты прочитаешь странные или не очень понятные слова, постарайся их запомнить.
5. Уточни, что обозначают непонятные слова и научись их правильно произносить.
6. Прочитай стихотворение ещё раз. Всё ли понятно теперь?
7. О чём (о ком) говорится в начале стихотворения?
8. Прочитай начало стихотворения. Попробуй повторить его по памяти.
9. Начни читать стихотворение наизусть.
10. Попробуй повторить те строчки, которые ты уже запомнил (4-8 строк).
11. Повтори первое четверостишие полностью.
Далее работа по п. 8-11, предлагаем ребёнку запомнить по 2-4 строки, прибавляя их к уже ранее заученным.
Знакомство с новой книгой
1. Рассмотри обложку книги.
2. Прочитай фамилию автора и название произведения.
3. Внимательно рассмотрите иллюстрации, перелистывая книгу.
4. Определи примерное содержание книги.
5. самостоятельно прочитай рассказ (стихотворение, сказку и т.д.)
1. Как называется сказка, кто е сочинил?
2. Перечитай сказку. Как ты думаешь, какая она (бытовая, волшебная, о животных)?
3. Кто в сказке действует? Какие это герои?
4. какие события описываются в сказке?
5. Побеждает ли кто-нибудь в сказке и почему?
6. Найдите в сказке слова и выражения, которые хочется запомнить?
7. Как относится автор к своим героям?
8. Что из этой сказки вам запомнилось больше всего?
Как работать над кратким пересказом по плану?
1. Раздели рассказ на смысловые части.
2. Перечитай рассказ по частям, составь мысленно картины по его содержанию.
3. В каждой части рассказа выдели важные мысли (2-3 предложения)
4. Перескажи каждую часть по плану (при затруднении можно заглядывать в книгу)
Как составить план рассказа?
Прочитай рассказ целиком, обращая внимание на то, как построен текст.
1). О чём говорится в начале рассказа?
2). Какие события описаны дальше?
3).Чем заканчивается текст?
2. Раздели рассказ на смысловые части (одна часть отличается от другой содержанием)
3. Определи главное в каждой части, отметив в тексте основные предложения.
4. Перечитай их, расскажи своими словами, о чём говорится в данной части. Подбери к ней заголовок.
5. Запиши свой заголовок к каждой части.
6. Проверь себя по книге, определи, отражает ли заголовок главное. Не повторяется ли название, не пропущено ли что-либо важное.
1. Прочитай задачу и представь себе, о чем говорится в задаче.
2. Запиши задачу кратко или выполни чертеж.
3. Поясни, что показывает каждое число, повтори вопрос задачи.
4. Подумай, можно ли сразу ответить на вопрос задачи. Если нет, то почему. Что нужно узнать сначала, что потом?
5. Составь план решения.
6. Выполни решение.
7. Проверь решение и ответь на вопрос задачи.
Памятка для учащихся
«Правила поведения учащихся в школе»
Учащиеся обязаны выполнять следующие правила поведения:
1. Не пропускать занятия без уважительной причины.
2. Выполнять требования учителя.
3. Иметь необходимые для учебного процесса школьные принадлежности.
4. Соблюдать расписание занятий, в случае освобождения от физкультуры находиться в спортзале вместе с классом на отведённых местах.
5. Выполнять правила внутреннего распорядка:
– приходить в школу не позднее, чем за десять минут до начала занятий;
– при входе в школу здороваться, вытирать ноги;
6. Являться в школу опрятно одетыми, в школьной форме. Примечание: джинсы любого цвета и покроя не относятся к школьной форме.
7. Иметь сменную чистую обувь.
Примечание: кроссовки не могут являться сменной обувью, так как не соответствуют деловому стилю.
8. Соблюдать чистоту и порядок во всех помещениях школы и на пришкольной территории, включая стадион.
9. Беречь здание школы, школьное оборудование, имущество.
«Правила поведения учащихся в школе»
Учащиеся обязаны выполнять следующие правила поведения:
1. Не пропускать занятия без уважительной причины.
2. Выполнять требования учителя.
3. Иметь необходимые для учебного процесса школьные принадлежности.
4. Соблюдать расписание занятий, в случае освобождения от физкультуры находиться в спортзале вместе с классом на отведённых местах.
5. Выполнять правила внутреннего распорядка:
– приходить в школу не позднее, чем за десять минут до начала занятий;
– при входе в школу здороваться, вытирать ноги;
6. Являться в школу опрятно одетыми, в школьной форме. Примечание: джинсы любого цвета и покроя не относятся к школьной форме.
7. Иметь сменную чистую обувь.
Примечание: кроссовки не могут являться сменной обувью, так как не соответствуют деловому стилю.
8. Соблюдать чистоту и порядок во всех помещениях школы и на пришкольной территории, включая стадион.
9. Беречь здание школы, школьное оборудование, имущество.
Учащимся запрещается:
1.Употреблять ненормативную лексику.
2.Прерывать учебный процесс:
– перемещаться по школе во время уроков( без уважительной причины);
– пользоваться средствами мобильной связи во время учебного процесса.
3. Играть в подвижные игры с использованием мячей или иных спортивных снарядов в не отведённых для этого местах здания школы.
4.Совершать действия, влекущие за собой опасные последствия для окружающих, для собственной жизни и здоровья.
5.Открывать окна (в классах, туалетах, коридорах школы), вставать на подоконники.
6. Применять физическую силу для выяснения отношений.
7.Использовать вещества и предметы, ведущие к взрывам и возгораниям.
8.Посещать гардероб в течение учебного дня (без серьёзной уважительной причины).
9.Без письменного заявления родителей и согласования с классным руководителем или администрации школы уходить из учреждения во время уроков.
Учащимся запрещается:
1.Употреблять ненормативную лексику.
2.Прерывать учебный процесс:
– перемещаться по школе во время уроков( без уважительной причины);
– пользоваться средствами мобильной связи во время учебного процесса.
3. Играть в подвижные игры с использованием мячей или иных спортивных снарядов в не отведённых для этого местах здания школы.
4.Совершать действия, влекущие за собой опасные последствия для окружающих, для собственной жизни и здоровья.
5.Открывать окна (в классах, туалетах, коридорах школы), вставать на подоконники.
6. Применять физическую силу для выяснения отношений.
7.Использовать вещества и предметы, ведущие к взрывам и возгораниям.
8.Посещать гардероб в течение учебного дня (без серьёзной уважительной причины).
9.Без письменного заявления родителей и согласования с классным руководителем или администрации школы уходить из учреждения во время уроков.
Памятка как средство развитие учебных умений
Памятка как средство развития учебных умений и универсальных учебных действий.
Доказано, что эффективность любой человеческой деятельности зависит не только от способностей, но и от рациональных способов ее выполнения. Учебная деятельность – не исключение. Говоря о ней, В.А. Сухомлинский писал, что в подавляющем большинстве случаев овладение знаниями непосильно для ученика потому, что он не умеет учиться.
Значимость умения учиться возрастает в период перехода от индустриального к постиндустриальному обществу, основанному на знаниях. Не случайно в новом Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию, самосовершенствованию заявлена как важнейшая ключевая задача современной системы образования. [1]
Учить учиться нужно на всех школьных предметах, но развитие учебных умений (УУ) на уроках иностранного языка особенно важно, что объясняется спецификой предмета.
— Те УУ, которыми ученики овладели при изучении других предметов, не всегда могут быть перенесены на урок иностранного языка (ИЯ) без соответствующей коррекции, а многие УУ должны быть сформированы заново. При обучении ИЯ второклассников формировать УУ как общеучебные, так и специальные приходится с нуля.
— Во время обучения закладывается только основа практического владения иностранным языком, на которой может строиться дальнейшее освоение учащимися языка в объеме, необходимом им для профессиональной работы, пополнения знаний в сфере личных интересов и т.д. Для того, чтобы выполнить социальный заказ общества в области преподавания ИЯ, школа должна подготовить выпускников к овладению ИЯ в автономном режиме.
Автономное овладение ИЯ предполагает желание и способность ученика взять на себя управление своей деятельностью: самостоятельно инициировать ее, ставить адекватные цели и задачи, находить необходимые средства, оценивать результаты, осуществлять самокоррекцию и, главное, нести ответственность за принятие решений и их выполнение. [2, 3]
Для того чтобы воспитать выпускника, способного к автономному овладению ИЯ, в УМК должна быть разработана специальная программа развития УУ и УУД, позволяющая ученику пройти путь от овладения элементарными учебными умениями под руководством учителя до полной автономности.
К сожалению, в настоящее время в большинстве случаев учебный процесс строится таким образом, что УУ возникают «по умолчанию» и являются как бы побочным продуктом процесса усвоения ЗУНов. За уровень сформированности УУ у учащихся с учителя никто не спрашивает. ЕГЭ проверяет только ЗУНы по отдельным дисциплинам.
Новый ФГОС задает другие ориентиры. В рамках деятельностного подхода развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, формированием УУД, при этом ЗУНы и компетентности рассматриваются как производные от соответствующих УУД, имеющих конкретный характер.
Начинать формировать УУ надо с самых первых уроков в начальной школе. Почему? Для ответа на этот вопрос давайте сравним двух человек: рядового рабочего и обычного младшего школьника.
А как организует свой труд школьник? Придя в начальную школу, он даже на одном уроке ИЯ встречается со множеством своих «станков», которые надо освоить в короткий срок: это и различные упражнения, и разнотипные задания для овладения четырьмя видами речевой деятельности, и система транскрипционных знаков, и справочники (лингвострановедческие, грамматические), и двуязычные словари, и электронные приложения к учебнику, и дополнительные упражнения в Интернет-поддержке и т.п. Вполне очевидно, что рабочему достичь мастерства на 1-2 станках значительно проще и легче, чем ученику на нескольких. К тому же ребенок и не кончал никаких профессиональных училищ, а наставник-учитель часто забывает показать, как надо выполнять упражнение или задание. Если и в учебнике нет для этого подробных инструкций, то ученик остается один на один с заданием, начиная осваивать его методом проб и ошибок.
Отсюда возникает серьезное противоречие между необходимостью уметь учиться и отсутствием у учащихся нужных учебных умений, обеспечивающих успешное овладение иностранным языком.
Для развития умения учиться в УМК, реализующих новые ФГОС, следует разработать определенные средства?
Прежде всего, необходимо четко представлять себе, что значит понятие «уметь учиться» применительно к овладению ИЯ в начальной школе. Сказать о младшем школьнике, что он умеет учиться можно, по нашему мнению, только тогда, когда он правильно, в максимально короткое время и наиболее рациональным способом выполняет любое задание учителя. Арсенал заданий у учителя и в учебнике велик, поэтому умение учиться будет складываться из отдельных учебных умений. УУ могут быть двух типов: общеучебные умения (универсальные для многих школьных предметов способы получения и применения знаний) и специальные умения (способы выполнения деятельности, значимой для овладения конкретным учебным предметом).
Иностранный язык, наряду с другими образовательными дисциплинами должен внести свою лепту в развитие общеучебных умений (ОУУ) или (УУД). Наиболее полный перечень УУД можно найти в пособиях, сопровождающих ФГОС [1]. Несколько сложнее дело обстоит со специальными учебными умениями (СУУ). Как же можно определить состав и минимальное количество СУУ, обеспечивающих умение учиться?
Ответ на этот вопрос можно получить, рассмотрев структуру учебной деятельности ученика. На уроке иностранного языка ученик, во-первых, общается с учителем, товарищами, учебником и т.д.; во-вторых, познает лингвистические закономерности ИЯ, и усваивает факты культуры; в-третьих, учится общаться и познавать. Таким образом, структура всей учебной деятельности учащегося включает в себя коммуникативно-учебную, познавательно-учебную и так называемую операционно-учебную деятельность. Владение этой последней как раз и соответствует сформированному умению учиться. Операционно-учебная деятельность является необходимым условием успешного достижения практических (коммуникативных) и общеобразовательных (познавательных) целей.
В УМК должны быть разработаны средства, предназначенные для целенаправленного развития умения учиться. Арсенал таких средств может быть достаточно велик. В данной статье хотелось бы подробнее остановиться на одном из них – а именно на таком средстве, как памятка. С её помощью учитель может эффективно управлять учебной деятельностью ученика. Памятка («узелок» на память) есть описание того, как следует выполнять какое-либо задание (упражнение) или использовать то или иное учебное средство. Иными словами, памятка есть вербальная модель приема учебной деятельности.
Памятки не представляют собой нечто совершенно новое. Они использовались в учебном процессе раньше (например, в учебниках немецкого языка И.Л. Бим, Е.И. Пассова). Опыт работы с памятниками освещался на страницах методической печати. [4, 5, 6]. Однако достаточного теоретического обоснования памятки как средство развития УУ еще не получили. Может быть, по этой причине памятки как учебное средство страдают серьезным недостатком: в большинстве случаев они составляются эмпирически, на основе собственного опыта их авторов. Очень часто памятки с рекомендациями о выполнении одного и того же учебного действия значительно отличаются друг от друга как содержанием, количеством входящих в них операций, так и их последовательностью. Указанного недостатка можно избежать, если при разработке памяток опираться не только на практический опыт, но и на научную основу. В качестве последней могут выступать научные представления о процессе (стадиях) формирования навыков и о развитии речевых умений. Например, памятка «Как работать над новыми словами в классе» нужна для того, чтобы скоординировать действия ученика и учителя в процессе овладения новыми словами. Поэтому в ее основу должен быть положен, прежде всего, сам процесс работы над словом. Этот процесс должен последовательно проходить следующие стадии: восприятие и осмысление новых лексических единиц; освоение их произношения; освоение значений данных лексических единиц в различных контекстах; освоение сочетаний с другими словами; употребление новых слов в различных речевых ситуациях.
Технология составления памятки
Этапы работы над лексикой
Объект – лексическая единица
«Как работать над новыми словами в классе».
1. Предъявле-ние новых лексических единиц (ЛЕ)
(организация восприятия, осмысления и контроля понимания значения ЛЕ).
— Произносит новое слово;
— раскрывает значение новой ЛЕ (различными способами);
— показывает назначение (функцию) каждой их них;
— контролирует понимание значения ЛЕ.
— Слушает и запоминает слуховой образ нового слова;
— дифференци-рует от других похожих слов;
— осознает (различными способами) значение
ситуацией, в которой употребляется ЛЕ;
— осознает ее функцию.
Организует овладение произношением ЛЕ.
— Произносит вслед за
— запоминает ее речедвигатель-ный образ, соотносит его со слуховым.
2. Повторяй не ленись! Когда учитель просит произнести за ним новое слово, сначала сделай это шепотом, потом вслух столько раз, сколько попросит учитель.
3.Освоение значений лексических единиц в различных контекстах
3.Проводит вопросно-ответные упражнения
а) задает общий вопрос;
б) задает альтернативный
в) задает специальный вопрос.
3.Выполняет вопросно-ответные упражнения: а) отвечает, имитируя новую лексическую единицу и ее окружение;
б) отвечает, выбирая и имитируя новую лексическую единицу;
в) отвечает, обозначая предмет, явление, понятие новой лексической единицей.
3. Научиться правильно произносить слово – это только начало. Главное хорошенько запомнить его и научиться правильно употреблять в речи. Путь к успеху лежит через упражнения. Внимательно выполняй их.
4.Освоение сочетаний с другими уже известными
4.Проводит вопросно-ответные упражнения, используя новую и уже известную лексику
4.Выполняет вопросно-ответные упражнения, осваивая сочетания новых лексических единиц с уже освоенными.
4. Старайся как можно чаще потреблять слова в сочетаниях с известными. Это верный путь к тому, чтобы запомнить их и без ошибок использовать в речи.
5. Когда первый раз ты встретишься со словом, написанным на доске или напечатанным в учебнике, внимательно рассмотри его написание, сравни написание и чтение, отметь для себя расхождения между ними. Обрати внимание на строение слова (его корень, суффиксы окончания и т.д.)
6. Впервые записывая слово в тетрадь, не списывай его по буквам, а лучше внимательно рассмотри его, а потом попробуй записать его по памяти.
Памятка по работе над лексикой дома будет иметь несколько иной вид. При составлении этой памятки надо учесть, что ученик дома должен сам постараться создать такие условия работы с новыми словами, которые были бы адекватны тем, которые создает в классе учитель. Эти условия непосредственно зависят от методических принципов, положенных в основу учебно-методических комплексов. В коммуникативной технологии иноязычного образования одними из наиболее важных принципов, непосредственно влияющих на процесс овладения лексической стороной речи, являются принципы функциональности и ситуативности. Именно они приобретают особую значимость для организации работы над лексикой дома. Таким образом, памятка по самостоятельной работе над лексикой дома будет иметь следующий вид:
Памятка. «КАК РАБОТАТЬ НАД НОВЫМИ СЛОВАМИ ДОМА»
… Всегда думай прежде всего не о том, чтобы запомнить форму слова, а о том, для чего, когда и как оно употребляется в речи.
Всегда представляй себе ситуации, в которых можно использовать слова.
В учебном процессе можно использовать различные виды памяток. По жесткости управления действиями ученика, можно выделить следующие виды памяток.
Памятка – алгоритм – последовательность операций строго фиксирована.
Памятка. «ВСЛЕД ЗА ДИКТОРОМ»
Ты, наверное, заметил, что в учебнике много упражнений, помеченных знаком (•). Это упражнения, в которых диктор показывает тебе образец высказывания. Как им воспользоваться?
Посмотри на следующую схему работы. Диктор делает четыре «шага», сделай вслед за ним свои «шаги».
1. произносит фразу, вопрос, любую реплику
1. слушаешь его высказывания, обращая внимание на то, что нужно усвоить, и запоминаешь это
2. повторяешь за ним, отвечаешь, реагируешь и т.п. в зависимости от задания
3. произносит сказанное вторично или твою предполагаемую реплику
3. сверяешь сказанное тобой с образцом
4. повторяешь правильный вариант
Памятка – инструкция – предлагается определенная желаемая последовательность операций, но ученику дается возможность самостоятельно изменить эту последовательность или свернуть некоторые операции.
Памятка. «ЕСЛИ СПРАШИВАЮТ НЕ ТЕБЯ…»
Если спрашивают не тебя, не отключайся от работы, так как нельзя научиться общаться, говоря на уроке лишь несколько минут.
Представь, что все сказанное учителем или учениками относится к тебе лично.
Подумай, как бы ты сам прореагировал на сказанное.
Скажи это (или повтори за говорящим) шепотом.
Отдохни, если устанешь. Но потом обязательно продолжи.
Так ты сможешь упражняться в общении весь урок! Главное, не отступай, и успех придет!
Памятка- совет – рекомендует возможные способы выполнения действия, оставляя ученику право выбора подходящего для него способа выполнения действия.
Памятка – показ – ставит цель дать пример выполнения заданий.
Памятка – стимул – стимулирует активность через раскрытие перспектив действий.
Если будешь работать так, как тебе советуют памятки, то уже в ХI классе ты будешь уметь:
— беседовать с иностранцем на основные темы (о семье, о школе, о городе и т.д.), т.е. понимать его вопросы и высказывания, основные мысли и содержание его рассказов; спросить иностранца о том, что тебя интересует и кратко рассказать ему о себе и своих делах, о нашей Родине и т.д.;
— написать письмо своему зарубежному другу;
— прочесть заметки из иностранных газет, чтобы найти то, что тебя интересует, или специально изданные для чтения рассказы английских писателей.
Если же ты захочешь научиться:
— понимать содержание радиопередач на немецком языке, легко и быстро находить информацию в Интернете;
— понимать то, о чем поют различные ансамбли,
— читать книги немецких писателей,
— свободно рассказывать о чем угодно и высказывать свое мнение об этом,
тебе придется работать дополнительно и в школе, и после окончания ее.
От вида памятки зависит методика работы с ней.
— Важную роль играет заглавие памятки. Оно должно отражать ее суть и в то же время быть несколько необычным, интригующим, чтобы возбудить у учащихся желание обязательно прочитать памятку. Интригующее название позволит учащимся впоследствии легче вспомнить ее содержание.
— Вся памятка (и экспозиция, и ее основная часть) должна быть написана живым, образным языком, доступным учащимся того возраста, которому она адресована. В памятках следует по возможности шире использовать пословицы, поговорки, крылатые выражения, которые хорошо запоминаются учащимися.
— Характерной особенностью памятки должна быть ее обращенность непосредственно к ученику, ее доверительный тон.
Следовательно, важным требованием, предъявляемым к памятке, является оформление ее содержания таким образом, чтобы ученик с интересом читал бы ее и с желанием следовал бы ее советами.
2. Коряковцева Н.Ф. Автономия учащегося в учебной деятельности по овладению иностранным языком как образовательная цель//ИЯШ 2001, №1, с.9-14.
3. Соловова Е.Н. Автономия учащихся как основа развития современного непрерывного образования личности // ИЯШ 2004, №2, 3.
Курс повышения квалификации
Охрана труда
Курс профессиональной переподготовки
Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе
Курс профессиональной переподготовки
Охрана труда
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Памятка как средство развития учебных умений и универсальных учебных действий.
Доказано, что эффективность любой человеческой деятельности зависит не только от способностей, но и от рациональных способов ее выполнения. Учебная деятельность – не исключение. Говоря о ней, В.А. Сухомлинский писал, что в подавляющем большинстве случаев овладение знаниями непосильно для ученика потому, что он не умеет учиться.
Значимость умения учиться возрастает в период перехода от индустриального к постиндустриальному обществу, основанному на знаниях. Не случайно в новом Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию, самосовершенствованию заявлена как важнейшая ключевая задача современной системы образования. [1]
Учить учиться нужно на всех школьных предметах, но развитие учебных умений (УУ) на уроках иностранного языка особенно важно, что объясняется спецификой предмета.
— Те УУ, которыми ученики овладели при изучении других предметов, не всегда могут быть перенесены на урок иностранного языка (ИЯ) без соответствующей коррекции, а многие УУ должны быть сформированы заново. При обучении ИЯ второклассников формировать УУ как общеучебные, так и специальные приходится с нуля.
— Во время обучения закладывается только основа практического владения иностранным языком, на которой может строиться дальнейшее освоение учащимися языка в объеме, необходимом им для профессиональной работы, пополнения знаний в сфере личных интересов и т.д. Для того, чтобы выполнить социальный заказ общества в области преподавания ИЯ, школа должна подготовить выпускников к овладению ИЯ в автономном режиме.
Автономное овладение ИЯ предполагает желание и способность ученика взять на себя управление своей деятельностью: самостоятельно инициировать ее, ставить адекватные цели и задачи, находить необходимые средства, оценивать результаты, осуществлять самокоррекцию и, главное, нести ответственность за принятие решений и их выполнение. [2, 3]
Для того чтобы воспитать выпускника, способного к автономному овладению ИЯ, в УМК должна быть разработана специальная программа развития УУ и УУД, позволяющая ученику пройти путь от овладения элементарными учебными умениями под руководством учителя до полной автономности.
К сожалению, в настоящее время в большинстве случаев учебный процесс строится таким образом, что УУ возникают «по умолчанию» и являются как бы побочным продуктом процесса усвоения ЗУНов. За уровень сформированности УУ у учащихся с учителя никто не спрашивает. ЕГЭ проверяет только ЗУНы по отдельным дисциплинам.
Новый ФГОС задает другие ориентиры. В рамках деятельностного подхода развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, формированием УУД, при этом ЗУНы и компетентности рассматриваются как производные от соответствующих УУД, имеющих конкретный характер.
Начинать формировать УУ надо с самых первых уроков в начальной школе. Почему? Для ответа на этот вопрос давайте сравним двух человек: рядового рабочего и обычного младшего школьника.
А как организует свой труд школьник? Придя в начальную школу, он даже на одном уроке ИЯ встречается со множеством своих «станков», которые надо освоить в короткий срок: это и различные упражнения, и разнотипные задания для овладения четырьмя видами речевой деятельности, и система транскрипционных знаков, и справочники (лингвострановедческие, грамматические), и двуязычные словари, и электронные приложения к учебнику, и дополнительные упражнения в Интернет-поддержке и т.п. Вполне очевидно, что рабочему достичь мастерства на 1-2 станках значительно проще и легче, чем ученику на нескольких. К тому же ребенок и не кончал никаких профессиональных училищ, а наставник-учитель часто забывает показать, как надо выполнять упражнение или задание. Если и в учебнике нет для этого подробных инструкций, то ученик остается один на один с заданием, начиная осваивать его методом проб и ошибок.
Отсюда возникает серьезное противоречие между необходимостью уметь учиться и отсутствием у учащихся нужных учебных умений, обеспечивающих успешное овладение иностранным языком.
Для развития умения учиться в УМК, реализующих новые ФГОС, следует разработать определенные средства?
Прежде всего, необходимо четко представлять себе, что значит понятие «уметь учиться» применительно к овладению ИЯ в начальной школе. Сказать о младшем школьнике, что он умеет учиться можно, по нашему мнению, только тогда, когда он правильно, в максимально короткое время и наиболее рациональным способом выполняет любое задание учителя. Арсенал заданий у учителя и в учебнике велик, поэтому умение учиться будет складываться из отдельных учебных умений. УУ могут быть двух типов: общеучебные умения (универсальные для многих школьных предметов способы получения и применения знаний) и специальные умения (способы выполнения деятельности, значимой для овладения конкретным учебным предметом).
Иностранный язык, наряду с другими образовательными дисциплинами должен внести свою лепту в развитие общеучебных умений (ОУУ) или (УУД). Наиболее полный перечень УУД можно найти в пособиях, сопровождающих ФГОС [1]. Несколько сложнее дело обстоит со специальными учебными умениями (СУУ). Как же можно определить состав и минимальное количество СУУ, обеспечивающих умение учиться?
Ответ на этот вопрос можно получить, рассмотрев структуру учебной деятельности ученика. На уроке иностранного языка ученик, во-первых, общается с учителем, товарищами, учебником и т.д.; во-вторых, познает лингвистические закономерности ИЯ, и усваивает факты культуры; в-третьих, учится общаться и познавать. Таким образом, структура всей учебной деятельности учащегося включает в себя коммуникативно-учебную, познавательно-учебную и так называемую операционно-учебную деятельность. Владение этой последней как раз и соответствует сформированному умению учиться. Операционно-учебная деятельность является необходимым условием успешного достижения практических (коммуникативных) и общеобразовательных (познавательных) целей.
В УМК должны быть разработаны средства, предназначенные для целенаправленного развития умения учиться. Арсенал таких средств может быть достаточно велик. В данной статье хотелось бы подробнее остановиться на одном из них – а именно на таком средстве, как памятка. С её помощью учитель может эффективно управлять учебной деятельностью ученика. Памятка («узелок» на память) есть описание того, как следует выполнять какое-либо задание (упражнение) или использовать то или иное учебное средство. Иными словами, памятка есть вербальная модель приема учебной деятельности.
Памятки не представляют собой нечто совершенно новое. Они использовались в учебном процессе раньше (например, в учебниках немецкого языка И.Л. Бим, Е.И. Пассова). Опыт работы с памятниками освещался на страницах методической печати. [4, 5, 6]. Однако достаточного теоретического обоснования памятки как средство развития УУ еще не получили. Может быть, по этой причине памятки как учебное средство страдают серьезным недостатком: в большинстве случаев они составляются эмпирически, на основе собственного опыта их авторов. Очень часто памятки с рекомендациями о выполнении одного и того же учебного действия значительно отличаются друг от друга как содержанием, количеством входящих в них операций, так и их последовательностью. Указанного недостатка можно избежать, если при разработке памяток опираться не только на практический опыт, но и на научную основу. В качестве последней могут выступать научные представления о процессе (стадиях) формирования навыков и о развитии речевых умений. Например, памятка «Как работать над новыми словами в классе» нужна для того, чтобы скоординировать действия ученика и учителя в процессе овладения новыми словами. Поэтому в ее основу должен быть положен, прежде всего, сам процесс работы над словом. Этот процесс должен последовательно проходить следующие стадии: восприятие и осмысление новых лексических единиц; освоение их произношения; освоение значений данных лексических единиц в различных контекстах; освоение сочетаний с другими словами; употребление новых слов в различных речевых ситуациях.