Что такое партнерство в педагогике
Идея социального партнерства в сфере образования
Социальное партнерство в любой из сфер жизни основано на добровольном и взаимовыгодном сотрудничестве, направленном на достижение его участниками каких-то общих социальных целей. Его правила для взаимодействия по вопросам трудовых отношений законодательно в достаточной степени очерчены (раздел II ТК РФ) и относятся к взаимоотношениям «работники — работодатель» с возможностью участия в них государственных органов.
Формы социального партнерства описаны в ст. 27 ТК РФ. Постатейный комментарий к ст. 27 ТК РФ см. в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к справочно-правовой системе, получите пробный демо-доступ бесплатно.
О том, как государство участвует в партнерстве, регулируемом ТК РФ, читайте в статье «Положение о стимулирующих выплатах с критериями эффективности».
Социальное партнерство в сфере образования, в основе своей имеющее ту же идею (добровольное взаимовыгодное сотрудничество для решения общих задач), не имеет подобной законодательной базы и, хотя базируется на сходных принципах взаимодействия сторон, использует только те из них, которые являются достаточными для достижения поставленных целей:
Состав партнеров в сфере образования формируется в зависимости от уровня образовательного учреждения и задач, подлежащих решению, и поэтому не может быть однозначно регламентирован. Всегда в нем задействованы учебное заведение и сам обучающийся, на уровне ДОУ и школы в этот круг обычно входят также родители учащегося. Более высокий уровень образовательного учреждения определяет и более широкий круг лиц, заинтересованных в социальном сотрудничестве с ним. С повышением уровня могут смещаться акценты в вопросах определения инициатора партнерства:
Задачи социального партнерства в образовании
Для любого из образовательных учреждений основной задачей социального партнерства будет повышение качества и эффективности образования, т. е. улучшение тех показателей деятельности, ради которых они и создавались. Однако на каждом из уровней образовательного процесса приоритетным окажется свой круг задач, решаемых социальным партнерством в сфере образования:
Между этими уровнями существует достаточно тесное взаимодействие, благодаря которому осуществляется менее болезненный и более целенаправленный переход обучающихся от одного уровня к другому. Учебные заведения профессионального образования, кроме того, в определенной степени заинтересованы в дальнейшем трудоустройстве своих выпускников, т. к. от этого зависит дальнейшая востребованность получаемых профессий и требования к степени подготовленности специалистов.
На современном этапе согласованные партнерские взаимоотношения между школой и учреждениями профессионального образования, с одной стороны, государственными органами, работодателями и иными заинтересованными в специалистах партнерами, с другой стороны, позволяют на базе владения актуальной информацией о потребности в профессиональных кадрах оперативно решать такие вопросы, как:
Виды социального партнерства в сфере образования
Партнерство в образовании может принимать самые различные формы. Круг их, очевидно, окажется шире, чем при партнерстве в сфере труда, поскольку не только ничем не ограничивается, но и приводит к появлению новых эффективных форм.
Основу видов взаимодействия между партнерами составит обмен информацией (прогнозной или актуальной), позволяющей управлять процессом образования. На уровне ДОУ и школы партнерство чаще всего приобретает характер сотрудничества, не оформляемого договорными отношениями, в то время как в социальном взаимодействии с учреждением профессионального образования договор (соглашение) становится наиболее важной формой взаимоотношений. Договорные отношения могут иметь место в сфере:
Достаточно существенной при партнерстве в образовании оказывается роль государственных органов, выполняющих функции по сбору, систематизации данных по регионам, анализу и прогнозированию ситуаций по развитию экономики и востребованности специалистов, принятию необходимых для регулирования положения законодательных актов.
Социальное партнерство в ДОУ
ДОУ наряду с семьей ребенка формирует в нем те базовые характеристики личности, которые впоследствии определяют для него многие жизненные установки и, в частности, кругозор, выбор профессии, возможность профессионального роста, комфортность существования в коллективе.
Социальное партнерство в ДОУ может происходить:
Формами социального партнерства становятся:
Социальное партнерство в школе
В школе социальное партнерство становится важным в таких аспектах, как:
На этом уровне партнерство никогда не ограничивается внутренними мероприятиями учебного заведения и часто выносится за пределы школы либо путем проведения мероприятий вне ее (олимпиады, соревнования, поездки, походы, лекции), либо за счет привлечения к работе на территории школы сторонних лиц и организаций (постановка спектаклей, усиленное изучение иностранного языка, специальные курсы лекций).
О том, как участие в социальном партнерстве может отразиться на зарплатах учителей и воспитателей ДОУ, читайте в материале «Критерии для стимулирующих выплат учителям».
Социальное партнерство в учреждениях профессионального образования
Эти учреждения в части соответствия потребностям учащихся и работодателей наиболее подвержены влиянию изменений, возникающих на рынке труда, что заставляет их оперативно реагировать на эти изменения, т. е. приводит к необходимости постоянного самосовершенствования.
Информация об изменениях базируется:
Оптимальность соотношения состояния рынка труда и возможности трудоустройства на нем вновь подготовленных специалистов определяет своевременный и тщательный анализ выявленных тенденций. Отсутствие такого анализа при ориентации только на запросы учащихся в отношении будущих профессий может создать ситуацию, при которой выпущенные специалисты окажутся невостребованными, а рынок труда будет иметь незаполненные вакансии по другим специальностям. Поэтому именно на этом уровне особую важность приобретает роль государства в создании гибкой системы образования и в управлении ей.
Социальное партнерство здесь может иметь место в таких формах, как:
РАЗЪЯСНЕНИЯ об ответственности за нарушение норм соцпартнерства от КонсультантПлюс:
К нарушениям норм, установленных в сфере социального партнерства, за которые установлена административная ответственность, относятся. Читайте статью в К+, получив пробный демо-доступ бесплатно.
Итоги
Социальное партнерство в образовании осуществляется по своим особым правилам, позволяющим привлечь к нему достаточно широкий круг лиц. С повышением уровня, на котором возникает партнерство, возрастает доля участия в нем сторонних организаций и государственных органов.
Роль социального партнерства в системе дошкольного образования
Основные положения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) о социальном партнерстве утверждают основные принципы содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром; приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. ФГОС решает задачи формирования общей культуры воспитанников; взаимодействия педагогических объединений с общественными.
Л. В. Коломийченко указывает, что дошкольному образовательному учреждению, чтобы успешно решать имеющиеся проблемы в воспитании, образовании, социализации детей, из «закрытой», достаточно автономной системы, какой оно было долгие годы, необходимо перейти на новый уровень взаимодействия со средой (социумом, выйти за пределы территориальной ограниченности своего учреждения, стать «открытой системой».
Четко спланированное и грамотно организованное взаимодействие детского сада с социальными партнерами создает условия для расширения кругозора дошкольников, т. к. исчезает территориальная ограниченность ДОУ. Посещение культурных мест формирует у детей навыки общения со взрослыми, обогащает представления детей с разнообразными профессиями; воспитывает уважение к труду взрослых, развивает интерес и любознательность.
Таким образом, актуальным становится вопрос выбора социальных партнеров, с которыми ДОУ могло бы осуществлять взаимодействие, условий этого сотрудничества, его форм.
Социальными партнерами дошкольного учреждения являются родители, общественные организации, школы, детские клубы, Дома творчества, центры досуга, музеи, библиотеки и другие.
Социальное партнерство дошкольного учреждения и библиотеки заключается в контакте со всеми участниками образовательного процесса (с детьми, педагогами и родителями). Именно в дошкольном возрасте формируются читательские интересы, любовь к художественному слову.
Разработанная система сотрудничества дошкольного учреждения, родителей и библиотеки повысила интерес детей к книге, формируя социально-нравственное воспитание личности. А это самый главный результат нашей работы – возросшая любовь к книге и семейному чтению.
Одной из активных форм такого взаимодействия в нашем детском саду является реализация социально-педагогических проектов, направленных на повышение качества дошкольного образования. В ходе проектной деятельности устанавливается тесное взаимодействие с семьями воспитанников, родители становятся полноправными участниками воспитательно – образовательного процесса, понимают важность и необходимость своей роли в жизни ребенка.
Одним из необходимых условий, для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, является взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Важное место среди социальных партнеров детского сада занимает школа.Главные цели сотрудничества школы и детского сада:
1. Единая линия развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного детства;
2. Формирование преемственности, соединяющей воспитание и обучение детей ДОУ и начальной школы в целостный педагогический процесс.
Сотрудничество осуществляется в трех направлениях: методическая работа, работа с родителями, работа с детьми.
Методическая работа на базе школ и ДОУ:проводятся семинары-практикумы для педагогов начальных классов и воспитателей по различным проблемам: преемственность, адаптация учащихся первых классов к обучению в школе, психологическая готовность ребенка к школе. Учителя школ посещают группы, набирающие в следующем году первые классы, воспитатели присутствуют на уроках в школе. Такие встречи позволяют воспитателям и учителям совершенствовать методы обучения, улучшать качество своей работы.
Работа с родителями заключается в индивидуальных и групповых консультациях, участие в родительских собраниях, посещение вместе с детьми школы, день открытых дверей для детей и их родителей и многое другое.
Работа с детьми проводится для успешной адаптации детей к школе, например, дети знакомятся с учителями, ходят на экскурсии, посещают школьные праздники и мероприятия и другое.
Также социальными партнерами детского сада могут быть центры досуга и творчества. Цель сотрудничества со всеми социальными организациями одна – социализация детей.
При заключении договора о взаимодействии с социальными партнерами, необходимо знать и использовать принципы социального партнерства.
Солодухина И. И. выделяет следующие принципы социального партнерства:
1) уважение и учет интересов участников соглашения;
2) заинтересованность договаривающихся сторон об участии в договорных отношениях;
3) соблюдение партнерами норм законодательства РФ, других нормативных актов;
4) наличие соответствующих полномочий социальных партнеров и их представителей;
5) равноправие и доверие сторон;
6) невмешательство во внутренние дела друг друга;
7) добровольность принятия обязательств социальными партнерами на основе взаимного согласования;
8) регулярность проведения консультаций и переговоров по вопросам, входящим в сферу социального партнерства;
9) обязательность исполнения достигнутых договоренностей;
10) систематичность контроля за выполнением принятых в рамках социального партнерства соглашений, договоров и решений;
11) ответственность сторон за невыполнение по их вине принятых обязательств, соглашения, договоров.
Деятельность дошкольных учреждений с разнообразными социальными организациями, учреждениями приобретает особое значение с точки зрения непрерывности системы образования. Как показывает опыт, чем разнообразнее связи дошкольного учреждения, тем эффективнее и качественнее его работа.
Таким образом, современная система образования существует в век активного социально-экономического развития, поэтому важной задачей становится развитие современной модели образования через систему социального партнерства.
Цель деятельности дошкольного образовательного учреждения в микросоциуме состоит в том, чтобы способствовать реализации права семьи и детей на защиту и помощь со стороны общества и государства, содействовать развитию и формированию социальных навыков у детей, укреплению их здоровья и благополучия.
В Концепции социального развития детей дошкольного возраста перед дошкольными образовательнымиучреждениями ставится триединая цель:
— воспитывать культурного человека (субъекта культуры);
— свободного гражданина (субъекта истории, общества);
— творческую индивидуальность (субъекта деятельности, саморазвития).
Реализация этой цели направлена на решение следующих задач:
— воспитание в человеке способностей и потребностей открывать и творить самого себя в основных формах человеческой деятельности;
— развитие способности познавать себя в единстве с миром, в диалоге с ним;
— развитие способности самоопределения, самоактуализации на основе воспроизведения, освоения, присвоения культурного опыта предыдущих поколений;
— становление потребности и способности общения с миром на основе гуманистических ценностей и идеалов, прав свободного человека.
Актуальность и значимость поставленных обществом задач позволяет сделать вывод, что социально-личностное развитие ребенка является одним из ведущих направлений в деятельности образовательных учреждений разного уровня (детский сад, школа, учреждения дополнительного образования и др.).
Вывод: На сегодняшний день социальное партнёрство является неотъемлемой частью образовательной системы. Благодаря ему воспитанники получают возможность расширить свой кругозор, раскрыть свои таланты, успешно адаптироваться и социализироваться в окружающей среде. Также, благодаря социальному партнёрству, повышается качество образовательных услуг и уровень реализации стандартов дошкольного образования.
Образовательный маршрут в интернете как форма социального партнерства Мы живем в 21 веке, в мире инновационных технологий. Всеобщая компьютеризация коснулась не только взрослых и школьников, но и детей дошкольного.
Проект реализации технологии социального партнерства с родителями в средней группе Введение. В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании», «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении» одной.
Программа социального партнерства музыкального руководителя и семьи Программа социального партнерства Содержание: 1. Пояснительная записка ….…. 3 2. Цели, задачи. …. 5.
Программа социального партнерства с семьей 2018–2019 учебный год Пояснительная записка Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия.
Программа социального партнерства с семьями воспитанников Программа социального партнерства с семьями воспитанников на 2016 – 2017учебный год. Группа №3 Воспитатель Лапина С. И. Программа социального.
Программа социального партнерства с семьёй (старшая группа) Перспективный план социального партнерства с семьей на 2017-2018 учебный год (старшая группа) Сентябрь 1. Оформление информационного стенда.
Методические рекомендации по реализации технологии социального партнерства с родителями дошкольников Оглавление 1. Введение…3 2. Работа детского сада и родителей по музыкально-эстетическому воспитанию дошкольников,.
Реализация технологии социального партнерства с родителями Введение «. дошкольник не эстафета, которую пере-дает семья в руки педагогов детского сада. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип.
Специалист по социальной работе в системе дошкольного образования На сегодняшний день проблема социальной адаптации ребенка дошкольного возраста очень актуальна. Детский сад является следующим после семьи.
Партнерство, социальное и социально-педагогическое партнерство
В педагогику понятие «партнерство» вошло из социально-трудовой и экономической сфер, трактующих его как механизм взаимоотношений между государственными органами, представителями трудящихся и работодателями, как специфический тип общественных отношений, как способ взаимодействия между различными социальными группами (ст. 24 ТК РФ).
Анализ педагогических исследований трактовки понятий «партнерство», «социальное партнерство», «социально-педагогическое партнерство» позволил выделить характеристики данного понятия и представить их в виде таблицы (таблица 3).
Анализ понятий «партнерство», «социальное партнерство», «социально- педагогическое партнерство»
Тезаурус «Новых ценностей образования» (2005)
Доверие, общие цели и ценности, добровольность и долговременность отношений, а также признанием взаимной ответственности сторон за результат развития всех субъектов образования
Новая философская энциклопедии
Равноправное сотрудничество, поиск согласия и достижение консенсуса, оптимизацию отношений.
Социальное партнёрство в сфере дошкольного образования рассматривается как особый тип взаимодействия образовательных учреждений с участниками образовательного процесса, государственными и местными органами власти, общественными организациями, нацеленного на согласование и реализацию интересов участников этого процесса
Согласование и реализация интересов участников процесса взаимодействия
Социальное партнерство один из видов социальной технологии.
Предложила рассматривать социальное партнерства с учетом уровня включенности каждой стороны в совместную деятельность.
Уровень подчиненного включения предполагает добровольное включение одной стороны в качестве пассивного исполнителя, принимающего заданные рамки деятельности. Разрешающее включение предусматривает разработку одной стороной проекта деятельности с учетом пожеланий другой стороны и последующей реализации этого проекта.
Согласованное включение строится с учетом совместного обсуждения инициативы одной стороны, с дальнейшей совместной ее разработкой. Инициирующее включение отличается высокой активностью одной стороны, при этом другая сторона выступает в качестве консультанта или координатора деятельности. Высшим уровнем участия является самостоятельное обоюдное включение, где инициатива совместной деятельности может выдвигаться любой стороной, осуществляется двусторонняя поддержка идеи, ее разработка и реализация совместными усилиями с обоюдной ответственностью за успешность достигаемого результата. Выбор уровня включенности в совместную деятельность определяется ситуацией и результатами, которых стремятся достичь стороны
Социальное партнерство является первым необходимым шагом на пути к содружеству школы и семьи, способом разрешения противоречий между ними, источником взаимообразного повышения воспитательного потенциала
Повышение воспитательного потенциала семьи и школы
Социальное партнерство в системе образования процесс взаимодействия, при котором представители
различных социальных групп, имеющих собственные интересы в сфере образования, организуют совместную деятельность для повышения эффективности данного взаимодействия
Наличие общественной потребности включаться в реализацию ценностей образования;
взаимная заинтересованность всех партнеров;
соответствующие юридические документы, оформляющие партнерство и закрепляющие цели и ответственность сторон;
определение роли каждого социального партнера;
адекватная система взаимодействия и управления;
точное определение статуса и функций всех заинтересованных сторон: учащихся, родителей, педагогов, представителей учреждений дополнительного образования, предприятий и организаций;
желание работать в команде для достижения общих результатов по подготовке молодежи к жизни в обществе, инициативность участников
15-й Российский образовательный форум
Равноправие и ответственность за педагогический результат
Диалогическое отношение социальных субъектов обеспечивает единство, гармонизацию социальных структур и выработку образовательной стратегии единых действий
Социально-педагогическое партнерство процес взаимодействия ДОУ с представителями различных социальных групп, имеющих собственные интересы в сфере дошкольного образования, с целью развития образовательной среды и повышению эффективности данного взаимодействия
Качество дошкольного образования
Педагогическое партнерство базируется на субъектном взаимодействии и осуществляется при решении педагогических задач.
Согласованность действий педагогов, родителей и общественности в интересах детей.
Педагогическое партнерство семьи и ДОУ по форме — это согласование и реализация интересов семьи и ДОУ путем осуществления договорных намерений и стремления к достижению консенсуса, компромисса по важнейшим направлениям педагогического влияния на дошкольников.
Педагогическое партнерство по содержанию — это система и процесс координации действий семьи и ДОУ при реализации общетеоретических, психолого-педагогических, организационных и тактико-методических принципов формирования основ физической культуры у дошкольников, основанных на передовой педагогической практике, а также способах, методах и технологиях взаимодействия родителей и воспитателей в ходе организации работы по формированию основ физической культуры детей.
Педагогическое партнерство, как разновидность педагогического взаимодействия, способ организации педагогического процесса, который базируется на диалогическом отношении субъектов образования и обеспечивает единство, гармонизацию образовательных структур и выработку стратегии единых педагогических действий
Проведенный анализ показал, что партнерство — особый тип совместной деятельности между родителями и образовательным учреждением, характеризующийся доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием взаимной ответственности сторон за результат развития всех субъектов образования.
В современных психолого-педагогических исследованиях (М.Г. Дрезнина, О.А. Куревина, Н.М.Недвецкая Л.В. Свирская и др.), посвященных проблеме взаимодействия родительской и образовательной общественности, как условия повышения качества дошкольного образования, взаимодействие рассматривается в контексте системы педагогического партнерства как действенного инструмента вовлечения в обсуждение и решение проблем целостного развития ребенка-дошкольника заинтересованных субъектов, способных к достижению конструктивного соглашения и выработке единой личностно-ориентированной образовательной политики.
Активное взаимодействие педагогов и родителей подразумевает открытие дошкольного образовательного учреждения социуму, что в свою очередь предполагает изменения в области управления, организации образовательно-воспитательного процесса и многих других. Отметим вывод, сделанный в диссертации О.В. Огородновой о том, что «Детский сад только тогда удовлетворяет в полной мере потребности семьи, когда он является открытой системой» [200, с.77]. Под открытой системой автор понимает возможность родителей в любое для них удобное время знакомиться с деятельностью ребенка в детском саду, со стилем общения воспитателя с детьми, включаться в жизнь группы.
Включение семьи как партнера и активного субъекта в образовательную среду дошкольного образовательного учреждения позволяет развить субъектность родителей, способствует гармонизации отношений педагог-ребенок-родитель, становлению личностно-ориентированной модели общественного и семейного образования в новых условиях.
Проблеме эффективных педагогических условий взаимодействия детского сада и семьи посвящены специальные психолого-педагогические исследования (Е.П. Арнаутова, Т.А. Данилина, В.П. Дуброва, О.Л. Зверева, А.В. Иванов, М.В. Кларин, О.В. Огороднова, З.И. Теплова, и др.), которые позволяют выделить ряд общих условий, обеспечивающих эффективность этого взаимодействия:
Формирование партнерства педагогов и родителей, предполагающее включение в педагогическую систему нового субъекта (родителей), наделенного определенными правами и обязанностями, безусловно, требует субъект-субъектной модели взаимодействия. Это требование отражено во многих существующих программах дошкольного образования:
На наш взгляд, авторы программ недостаточно используют наглядно-практические формы общения всех субъектов образования и развития рефлексии педагогов и родителей, что, на наш взгляд, способствовало бы активному освоению знаний и способов согласованных действий педагогов и родителей в процессе совместной педагогической деятельности.
Принцип убедительной наглядности заложили в основу своей педагогической модели психологи В.А. Петровский и АН. Карпенко (1991). Предложенная ими модель взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи направлена на преодоление существующего противоречия между желанием родителей непосредственно участвовать в правильном развитии своего ребенка и невозможностью осуществить это.
Такое противоречие обусловлено педагогической некомпетентностью родителей в решении конкретных задач в развитии, воспитании и образовании собственных детей. Данная модель включает в себя четыре этапа: формирование доверительных отношений с родителями посредством трансляции положительного образа ребенка; трансляция родителям информации, которую они не могут получить из других источников; взаимодействие с семьей до получения положительного результата и повышение авторитета педагогического коллектива в глазах родителей; коррекционная деятельность, включающая индивидуальные программы коррекции развития ребенка. На наш взгляд, в основе предложенной модели лежит принцип информированности, или просвещения посредством наглядной информации для родителей, что, безусловно, не способствует в настоящее время активизации родителей по вопросам развития ребенка.
Данный вывод подтверждается итогами исследования О.Л. Зверевой [121] идей гуманизации в работе воспитателя с родителями. Современные родители обладают специальными педагогическими знаниями, однако не всегда умеют ими пользоваться. Автор предлагает, наряду с сообщением родителям знаний, в целом повышать уровень их педагогической подготовленности. Под высоким уровнем подготовленности О.Л. Зверева понимает совокупность педагогических знаний и навыков родителей, их потребность воспитывать детей грамотно, с применением элементов «педагогической рефлексии».
Для формирования «педагогической рефлексии», отмечает О.Л. Зверева, необходимо использовать активные методы (разбор педагогических ситуаций, решение педагогических задач, анализ собственной воспитательной деятельности), помогающие увидеть родителям свои ошибки и наметить пути их преодоления. От информирования родителей к активным методам обучения предлагал перейти M.В. Кларин (1995). По мнению исследователя, при таком подходе педагог выступает как организатор самостоятельной поисковой и творческой работы родителей.
Родителям принадлежит ведущая роль в принятии решений, выборе способа реализации поставленной задачи. Такой подход способен повысить уровень педагогической грамотности родителей и освоить умения решать проблемы совместно со своими детьми. Между тем в современных условиях педагоги не всегда при использовании разнообразных форм и методов взаимодействия могут определить наиболее эффективные и выстроить из них систему.
Данк Лан Фыонг в своей диссертации «Взаимодействие детского сада и семьи в организации досуга детей старшего дошкольного возраста» предлагает педагогическую технологию сотрудничества педагогов и родителей, основанную на единстве педагогического процесса, направленного на проявление потенциальных возможностей и способностей дошкольника, исходя из индивидуального своеобразия каждого ребенка, полоролевых и возрастных возможностей, склонностей и интересов. Автором подчеркивается, что условием реализации технологии является целенаправленное повышение педагогической компетентности воспитателей и педагогической культуры родителей [98, с.43].
Современные исследователи (Е.П. Арнаутова, И.Ф. Дементьева, В.П. Дуброва, О.Л. Зверева, В.М. Иванова, Т.В. Кротова, М.Н. Недвецкая) утверждают, что в основе взаимодействия взрослых лежит идея наращивания педагогической компетентности педагогов (родителей, подчеркнуто нами) и педагогической культуры родителей (воспитателей, подчеркнуто нами) в умении вести диалог.
Для развития педагогической компетентности участников образовательного пространства, на наш взгляд, необходимо построение эффективного практико-ориентированного образовательного пространства в условиях детского сада, с учетом положений, выдвигаемых в исследованиях Е.П. Арнаутовой, И.Ф. Дементьевой: ориентация на актуальные проблемы, влияющие на развитие детей; развитие родительской рефлексии; учет личного опыта родителей; подвижность образовательных программ; вариативность содержания, форм и методов образования родителей.
Все чаще термин «педагогическое просвещение родителей» (И.В. Гребенников, О.Л. Зверева, Т.А. Маркова, И.В. Кротова, Ю. Хамялайнен), подразумевает целенаправленное, организованное воздействие и систематическое обучение родителей воспитанию детей, способствующее улучшению жизни всех членов семьи и ее развитию.
В результате формального общения родителей и педагогов (Е.П. Арнаутова, Т.А. Куликова, А.В. Хуторской и др.) происходит отчуждение образовательного учреждения и семьи [16, 161, 273], не формируются положительные, эмоционально насыщенные межличностные отношения и деловое сотрудничество между педагогами и родителями. Авторы полагают, что от методов назидания и принуждения необходимо переходить к методам сотрудничества, диалогическому взаимодействию (деятельностно диалоговой форме взаимодействия, отмечено нами).
В диссертации З.И. Тепловой на тему «Педагогические условия взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей» (1999) делается акцент на то, что «семья остро нуждается в помощи специалистов на всех этапах дошкольного детства, особенно при подготовке ребенка к школе» [260, с.З], вместе с тем включение родителей в жизнь детского сада предлагается в довольно традиционных формах (тематические выставки, посещение музеев, познавательные беседы, фольклорные праздники, создание книг, театрализованная деятельность), что, на наш взгляд, позволит родителям лишь эпизодически быть субъектом совместной деятельности.
Вентцелем, как способ решения задач педагогического просвещения родителей и не является на современном этапе развития дошкольного образования единственной формой реализации партнерских отношений.
В исследовании М.В. Крулехт [158] представлена концепция целостного развития ребёнка-дошкольника, в которой особое значение придается взаимодействию педагогов и родителей. Автором была разработана трехступенчатая модель взаимодействия детского сада и семьи, обеспечивающая успешное сотрудничество этих двух социальных институтов, в целях целостного развития ребенка-дошкольника.
М.В. Крулехт рассматривает взаимодействие педагогов и родителей как совместную деятельность партнеров-субъектов в форме параллельного действия, последовательного содействия, взаимного дополнения и координации, согласования ценностных ориентации и интересов, выполняемых социальных ролей.
Поэтапная технология взаимодействия детского сада и семьи в подготовке старших дошкольников к обучению в школе представлена в исследованиях Т.И. Бабаевой, Б.Б. Алассан. В основу взаимодействия авторами положено принятие субъектами цели взаимодействия как актуально и личностно-значимой. Условием реализации взаимодействия с опорой на индивидуальный подход к конкретному ребенку и определению единой тактики развивающего воздействия на ребенка в детском саду и семье является определение субъектами единых подходов к задачам, содержанию и методам подготовки детей к школе.
Остановимся на созданной художником-педагогом, членом союза художников России, арт-терапевтом М.Г. Дрезниной и профессором кафедры социально-гуманитарных наук МГПУ О.А. Куревиной программе совместной художественно-творческой деятельности педагогов, родителей и детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста «Навстречу друг другу». Программа направлена на профилактику, реабилитацию и коррекцию возможных стрессовых состояний и психологических проблем в семье и социуме. Авторы обосновывают необходимость в современном обществе внедрять в практику методик, объединяющих людей, способствующих создавать ситуации, благоприятствующие диалогу и общению. В программе говорится о необходимости взаимодействия и сближения образовательного учреждения и семьи, а также распространения накопленных в этом направлении опыта и технологий. Именно искусство, по утверждению авторов, готово послужить мостиком, объединяющим детей, педагогов, родителей. Основным средством реализации программы являются семейные художественно-творческие проекты, которые призваны объединить детей одной группы или класса, сплотить родителей и педагогов, создать ситуации, которые бы подтолкнули их диалогу и обсуждению друг и с другом насущных проблем.
Курс на создание единого пространства (детский сад-семья) развития ребенка провозглашают авторы методического руководства «Дошкольное учреждение и семья — единое пространство детского развития» Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, А.Е. Жичкина, СИ. Мусиенко. Вовлечение родителей в орбиту педагогической деятельности, их заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для их собственного ребенка [108, с.9]. В описываемом исследовании представлены не только целевые (с учетом типа семей, возраста ребенка) предложения и рекомендации по организации взаимодействия с родителями, но и методические рекомендации для старших воспитателей по организации этой работы с воспитателями. Однако формулировки, употребляемые авторами (учить, требовать, добиваться, порицать) либо подчеркивают доминирующую роль воспитателя в процессе взаимодействия, либо являются весьма расплывчатыми: «показывать образцы экологически ориентированного поведения», «показывать пример патриотического отношения».
В пособии представлены тексты писем, объявлений, отчетов и справочников, которые открыты для творчества и могут быть использованы в работе с родителями любого дошкольного учреждения. Уверенность автора в эффективности работы с родителями основана на практической апробации рассматриваемых в этом издании форм работы для сближения родителей и педагогов вокруг интересов и потребностей самой семьи, сближения на основе информированности, взаимной ответственности родителей и педагогов за принятие решений, нацеленных на улучшение качества образовательных услуг подчеркивается, что знакомство педагогов и родителей следует «начинать не с формальных собраний и информационных стендов, а со сближения души и разума людей, сопричастных жизни ребенка» [241, с.5]. Особый акцент Л.В. Свирская делает на необходимости педагогов пересмотреть основы взаимоотношений с родителями. Приоритет в этом вопросе остается за педагогами, «так как они получили для этого профессиональное специальное образование и делают нечто нужное для ребенка в отсутствие родителей» [241, с.7]. В исследовании имеются практические показатели партнерства, ориентированного на семью, включающие несколько моделей поведения сотрудников детского сада: использование навыков положительного общения; предоставление членам семей возможности делать выбор и принимать решения; определение и использование положительных черт, сильных сторон ребенка и семьи; уважение разнообразия и уникальности семей; создание дружелюбного партнерства между детским садом и семьей.
В 2009 году была утверждена программа образования и развития детей дошкольного возраста, состоящих в родственных отношениях, в условиях детского сада, получившая название «Неразлучная семейка». Программа написана авторским коллективом под редакцией В.Г. Алямовской. При разработке содержания программы, авторы руководствовались идеей создания условий жизнедеятельности для детей семейной группы, преодолевающих противоречия государственной и семейной воспитательных систем при сохранении их лучших традиций. Целью программы является создание специфического детского микросоциума, оптимизирующего развитие каждого воспитанника и способствующего его своевременной социализации при сохранении принципов семейного воспитания. Авторами подчеркивается, что реализация этой идеи становится возможной при последовательном решении ряда задач, которые представлены в программе в иерархической последовательности. Вместе с тем, развитие новых форм содружества дошкольного учреждения и семьи стоит в этом перечне последним. В разделе «организация взаимодействия педагогов и родителей семейной группы» авторы представляют специфику организации жизнедеятельности детей, состоящих в родственных связях, что, по их мнению, требует изменения отношений педагогов и родителей: «. педагоги должны быть ориентированы на построение отношений с родителями с позиции субъект-субъектных отношений, что соответствует личностно-ориентированной модели образования» [194]. Однако если обратиться к содержанию взаимодействия родителей и педагогов семейной группы, представленного в программе, то семье, в основном, отводится роль организатора и спонсора различных видов деятельности. В представленных примерных планах работы с родителями семейной группы, в основном используются традиционные формы работы: родительские собрания, консультации, анкетирование, конкурсы, праздники, наглядная информация и т.д. Из новых, современных форм взаимодействия, следует отметить: семейный клуб, театральный фестиваль.
В своем исследовании О.В. Огороднова, убедительно приходит к выводу о необходимости разработки и реализации «программ развития педагогов и родителей», нацеленных на создание «режима взаимосодействия» [200, с.91] и основанных на принципах активности, комплексности совместной деятельности, проблемности и индивидуализации ее содержания, рефлексивного анализа ее продуктов. Автором отмечается, что при разработке таких программ необходимо уделять первоочередное внимание следующим деталям:
Приводя аргументацию автора, необходимо отметить ряд спорных моментов: квалификация современных педагогов не всегда соответствует высоким требованиям, предъявляемым автором к подобным программам; наличие специалистов, способных оказать необходимую помощь в рамках дошкольного учреждения предусмотрено штатным расписанием детского сада не во всех образовательных учреждениях.
Не отрицая значимости проанализированных работ, необходимо отметить, что взаимодействие исследовалось в них по отдельным направлениям обучения и воспитания ребенка, активное участие родителей в образовательном процессе рассматривалось недостаточно, практически не исследована проблема работы с родительскими группами.
Упоминание о работе с родительскими группами можно встретить лишь в ряде исследований (А.И. Захаров, 1982; А.С. Спиваковская, 1988; А.Я. Варга, 1986 и др.). Чаще всего такая работа не является целью педагогов, а проводится как дополнение к коррекционной программе, проводимой с детьми, или является составной частью проведения психолого-педагогической коррекции (детский сад компенсирующего вида, консультативный пункт, центр игровой поддержки, лекотека и т.д.).
В зарубежной педагогике и психологии родительские группы зарекомендовали себя как весьма эффективная форма обучения взрослых решению актуальных проблем в воспитании и обучении дошкольников (У. Глассер, 1992; Т. Гордон 1992; М.Д. Файн 1992 и др.). Особенно широкую известность получила программа Томаса Гордона «Тренинг эффективного родителя» (Т. Гордон, 1992). Работа по данной программе проводится с помощью самых различных организаций: агентствами социальной службы, школами, церквями, центрами обучения взрослых, консультативными центрами, муниципальными центрами психического здоровья и др.
В России руководство родительскими группами осуществляется преимущественно психологами, которые используют в своей работе специализированные психокоррекционные тренинги (Н.В. Пезешкиан 1993; Н.В. Клюева, 2001; И.М. Марковская, 2002 и др.). В условиях дошкольного образовательного учреждения спектр профессиональных психотерапевтических методик находится в ограниченном доступе. Причинами, на наш взгляд, являются недостаточная компетентность воспитателей в области психотерапии, несогласованность действий субъектов образования и традиционное использование в практике взаимодействия психолого-педагогического коллектива детского сада с родителями информационных методов работы.
Мало разработанной остается тема подготовки педагогов к совместной педагогической деятельности с родителями.
Специфика педагогического аспекта группы кратковременного пребывания заключается в возможности включения родителей в педагогический процесс, как нового субъекта образовательно-воспитательной деятельности в разнообразных традиционных (консультации, собрания, досуговые мероприятия и др.) и инновационных формах (семейные гостиные, фестивали, семейные клубы, проектная деятельность, семейный театр и др.) и необходимостью пролонгировать образовательно-воспитательный процесс дошкольного образовательного учреждения в условиях семьи, в связи с ограниченностью времени пребывания ребенка со специалистами в дошкольном образовательном учреждении. В связи с этим особо ценен опыт исследователей задач и средств подготовки педагогов к работе в условиях совместного пребывания всех субъектов образования, отраженный в диссертациях И.Л. Бабкиной, И.Е. Буршит, Г.В. Глушковой, И.В. Голенковой и др. посвященных проблеме взаимодействия детского сада и семьи в условиях группы кратковременного пребывания.
Г.В. Глушкова в своем исследовании подчеркивает, что большинство членов семей доверяют квалифицированному подходу педагогов в воспитании своих детей и осознанно готовы принимать участие в обучении ребенка под руководством специалистов.
Педагогический потенциал групп кратковременного пребывания в социально-педагогической адаптации дошкольников, а также принципы и этапы работы педагогов по реализации этого потенциала раскрыты в диссертации И.В. Голенковой «Социально-педагогическая адаптация дошкольников в группах кратковременного пребывания».
В диссертации Н.Л. Бабкиной «Методическое обеспечение занятий по физической культуре дошкольников в группе кратковременного пребывания дошкольного образовательного учреждения» даны рекомендации субъектам образования по согласованию взаимных действий в условиях детского сада и семьи.
Авторами сделан вывод, что изменение традиционной для педагога ситуации организации образовательно-воспитательного процесса, обусловленной спецификой взаимодействия с родителями в условиях группы кратковременного пребывания, требует от педагогов наличия особых компетенций:
Изучение психолого-педагогических исследований посвященных проблеме взаимодействия педагогов и родителей в условиях группы кратковременного пребывания детей; правовых документов, определяющих направления развития системы дошкольного образования в России, позволил выделить сущностные характеристики группы кратковременного пребывания (широкое видовое разнообразие дошкольного образования обеспеченное социальным заказом родителей, гибкость режима пребывания ребенка в детском саду, интенсификация взаимодействия его субъектов посредством включения родителей в педагогический процесс) и охарактеризовать ее как организационно-педагогический феномен.
Анализ теории и практики взаимоотношений педагогов и родителей позволил нам сформулировать ряд принципов, на которых необходимо строить систему педагогического партнерства: принцип целостности; принцип ответственности партнеров друг перед другом; принцип добровольности; принцип равновыгодности.
В ходе ретроспективного анализа теорий семейного и общественного воспитания, анализа понятия «взаимодействие» в историко-философском, психологическом и педагогическом аспектах, а также современных психолого-педагогических исследований посвященных проблеме взаимодействия родительской и образовательной общественности, с учетом специфики группы кратковременного пребывания детей, позволяет рассматривать взаимодействие в контексте системы педагогического партнерства субъектов образования, направленного на выработку и реализацию единых подходов к воспитанию и образованию дошкольника, основанного на следующих принципах: