Что такое план конспект по географии 7 класс
План-конспект урока по географии в 7 классе
в 7 классе муниципального казённого общеобразовательного учреждения Куйбышевского района «Горбуновская средняя общеобразовательная школа»
на тему «Мировой океан – главная часть гидросферы»
Сизев Александр Николаевич,
первой квалификационной категории
Технологическая карта урока
сформировать представления о Мировом океане.
— вспомнить важнейшие свойства вод Мирового океана;
— изучить особенности распределения температур, солености по поверхности океан;
— закрепить умения сопоставлять и заполнять таблицу;
— закрепить вычислительные навыки;
— учить работать в группе, формировать коммуникативные компетенции учащихся;
— умение работать с дополнительными источниками информации;
— продолжать формирование умений работать с географической картой, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать и делать выводы;
— развитие навыков развернутого устного ответа, умение четко излагать свои мысли;
— развитие навыков самостоятельной работы с новым материалом.
Средства обучения и оборудование:
учебники, атласы (карты «Соленость вод Мирового океана», «Средняя температура вод Мирового океан»), презентация к уроку, индивидуальные карточки-модули для учащихся, интерактивная карта «Свойства вод Мирового океана» издательства «Дрофа»; медиа-проектор, интерактивная доска.
— репродуктивный с элементами проблемного изложения;
— модульный с элементами самостоятельной работы.
интерактивный модульный урок-игра.
урок-изучение нового материала.
— ответы на вопросы и самостоятельное формирование темы урока;
— работа с картами атласа;
— решение логических и практических задач;
— самостоятельная работа с карточками-модулями;
— формирование выводов по отдельным частям урока.
— целеполагание, установка мотивации и задач данного урока;
— наглядное иллюстрирование нового материала посредством презентации, картосхем и видеофрагментов;
— формулировка вопросов к учащимся для развития понимания данной темы;
— работа с карточками-модулями;
— координирование работы учеников на уроке.
— § 9, в-сы, практическая работа на карточках,
— заполнить таблицу «Географическое положение, моря и заливы океанов»
Краткий рассказ о Ж. Верне, знакомство с его книгами (слайд 2)
Формулировка темы и задач урока (слайд 3)
формировать представление о Мировом океане,
показать его роль в формировании природы всей Земли,
вспомнить важнейшие свойства вод Мирового океана,
изучить особенности распределения температур, солености по поверхности океана.
I. Изучение нового материала
Что такое гидросфера?
Назовите части гидросферы? (слайд 4)
Что такое Мировой океан?
Какую часть поверхности Земли занимает Мировой океан? (слайд 5)
Из 510 млн. кв. км площади земного шара на Мировой океан приходится 361 млн.кв. км или почти 71%. Если быстро раскрутить глобус, покажется, будто он одноцветный – голубой. А все потому, что этой краски на нем на много больше, чем желтой, белой, коричневой, зеленой. Южное полушарие более океаническое (81%), чем северное (61%).
Единый Мировой океан подразделяется на 4 океана. Некоторые исследователи выделяют пятый – Южный океан. В него включают воды южного полушария Земли между Антарктидой и южными оконечностями материков Южной Америки, Африки и Австралии.
2) Происхождение вод Мирового океана
Космическое – вода попала на Землю с падающими метеоритами
Земное – вода появилась из мантии
3) Роль океана в жизни Земли
колыбель жизни на Земле
поддерживает постоянство газового состава атмосферы
обладает свойством самоочищаться, отходы Земли уничтожаются в нем
вода – бесценный дар природы
4) Свойства вод океана
Соленость – количество граммов соли, содержащееся в 1 литре воды (промилле)
Средняя соленость Мирового океана составляет 35‰
? От чего зависит соленость вод в океане? (гп, реки, лед) (слайд 6)
Температура поверхностных вод неодинакова и распределяется в зависимости от широты (см. стр.54, рис.24) – работа с учебником (авт. И.В.Душина)
Определите по карте в учебнике средние температуры на следующих широтах:
Средняя температура воды в океане + 17,5°, самый теплый океан – Тихий, самый холодный – Северный Ледовитый.
Температура воды меняется и с глубиной:
5) Водные массы – большие объемы воды, обладающие общими свойствами (температура, соленость, прозрачность, количество кислорода)
Типы водных масс (слайд 7)
6) Льды в океане (слайд 8)
Ледяной покров океана оказывает большое влияние на климат Земли, на жизнь в самом океане:
отражение солнечных лучей
затруднение судоходства морского промысла
II. Закрепление изученного
— В связи с чем и как изменяется температура с глубиной?
— Почему Мировой океан называют “кладовой”?
— Что означает соленость 37‰? Сравни ее со средней соленостью океана.
— Сколько соли нужно растворить в 1 л воды, чтобы сделать у себя дома воду Красного моря?
Задание ученикам по рефлексии их деятельности (слайды 10-15)
— § 9, в-сы, практическая работа на карточках,
— заполнить таблицу «Географическое положение, моря и заливы океанов»
Список использованных источников
1. География материков и океанов. 7 кл. В.А. Коринская, И.В. Душина, В.А. Щенев. – М., Дрофа, 2013. – 318
2. Поурочные разработки по географии. Материки, океаны, народы и страны. 7кл. Н.А. Никитина. – М., Вако, 2010. – 288
3. Экономическая и социальная география мира. 10 кл. В.П. Максаковский. – М., Просвещение, 2005. – 350
5. http://festival. 1 september.ru
6. Энциклопедия для детей. Геология. М.Д. Аксенова. – М., Аванта+, 2002. – 688
7. Энциклопедия для детей. Страны, народы, цивилизации. М.Д. Аксенова. – М., Аванта+, 2000. – 704
Самоанализ урока на тему: «Мировой океан – главная часть гидросферы»
При подготовке урока я решил сделать упор на модульное изучение новой темы учащимися, то есть, на основе имеющегося материала в форме интерактивного диалога, они самостоятельно делают выводы по уроку.
Урок разработан с учетом поурочного планирования (Физическая география материков и океанов, 7 класс) по учебнику В.А. Коринской и И.В. Душиной.
Подобный урок хорошо вписался в планирование, составленное на основе интегративной и интерактивной технологий, как урок-презентация или урок изучения нового материала. Здесь происходит общее представление темы, создается мотивация к дальнейшему изучению и проработке материала. С точки зрения психологии, этот урок можно определить как урок-мотивацию к принятию самостоятельных решений.
На фоне учебного материала я пытался показать ученикам значение полученных знаний. В процессе обучения предусматривается модульное изучение нового материала на основе диалогового взаимодействия: отвечать на вопросы проблемного характера, самостоятельно делать выводы на основе полученных знаний и информации. То есть, урок построен как диалог ученик-эксперт-учитель и является примером использования информационно-педагогической технологии. В то же время он относится и к интегральному. В нем совмещены учебные предметы – география, математика и химия.
Исходя из этого, можно выделить следующие этапы урока:
— Организационно-мотивационный – актуализация темы;
— Формирование общего представления по новой теме и выявление уже имеющихся знаний;
— Анализ представленной информации и ее усваивание;
— Модульный – самостоятельная работа;
— Проблемный – постановка и решение проблемных вопросов по теме;
— Закрепление знаний, полученных на уроке;
— Сообщение домашнего задания.
Большая часть урока была организована в форме как индивидуальной, так и групповой работы (в том числе диалог) с опорой на уже имеющиеся знания.
В ходе этапов урока ученики обрабатывали умение обобщать и выделять главное.
В воспитательном плане подача материала в форме игры-диалога увеличивает сплоченность, эффективное достижение результата невозможно без участия всех учеников.
Подводя итог, я оцениваю урок как информационно-насыщенный, технологичный и дающий детям возможность развивать и применять свои творческие и интеллектуальные способности. Подобная подача материала достаточно наглядна и дает более четкое представление об изучаемой теме, а также выступает в качестве фактора, повышающего заинтересованность в изучении предмета. Таким образом, вырабатывается активное отношение к жизни и целеустремленность в выполнении поставленной задачи.
Учитель: Остапчук Ирина Владимировна.
Дата проведения урока:21.11.2019г
Цель урока: создать условия для формирования УУД:
Личностных (самоопределение), познавательных (общеучебные, логические), коммуникативные (планирование, постановка вопросов, умение с достаточной точностью выражать свои мысли, регулятивных (целеполагание, планирование, контроль, оценка).
способствовать формированию мотивации изучения темы путем создания проблемной ситуации через работу с заданиями-определителями, картами атласа;
организовать групповую работу учащихся по анализу и переработке текстовой информации;
актуализировать знания учащихся через их участие во фронтальном опросе и работе с контурными картами, заданиями в тетради-тренажере;
организовать рефлексию учащимися собственной деятельности путем работы с кроссвордом и текстом с выбором правильного ответа;
организовать самооценку учащимися своей деятельности.
учащиеся демонстрируют интерес к изучению темы;
учащиеся осознают ценность географических знаний как важнейшего компонента научной картины мира;
учащиеся осознают какое значение имеет для них тема урока.
учащиеся умеют осуществлять постановку учебной задачи;
учащиеся умеют контролировать правильность своих действий;
учащиеся умеют корректировать свои действия.
учащиеся умеют принимать цели учебной деятельности и осуществлять поиск её выполнения;
учащиеся владеют навыками смыслового чтения;
учащиеся умеют осуществлять анализ и синтез, формулировать выводы.
учащиеся умеют осуществлять инициативное сотрудничество;
учащиеся умеют достаточно четко выражать свои мысли.
учащиеся умеют анализировать картосхему «Материки и части света» и сопоставлять границы материков и частей света
учащиеся умеют наносить на контурную карту границу между Европой и Азией
учащиеся умеют прослеживать по географическим картам границы частей света, определять страны, территория которых расположена в нескольких частях света.
Проверка домашнего задания
Актуализация опорных знаний учащихся:
Самые счастливые люди путешественники.
В наше время можно путешествовать, не выходя из дома.
Для этого существуют книги, телевизор, интернет..
Всегда хочется посетить новые места.
— Сегодня на уроке мы познакомимся с материками, увидим их на карте и узнаем про их особенности природы и животного мира
Знакомство с новой темой
— Ребята, кто из вас знает, что такое материк?
Материк — значительный массив суши, омываемый морями и океанами. В тектонике материки характеризуются как участки литосферы, имеющие континентальное строение.
— Итак на нашей планете существует 6 материков :
Евразия — крупнейший материк на нашей планете (54,6 млн кв. км)
Африка (30,3 млн. кв. км)
Северная Америка (24,4 млн. кв. км)
Южная Америка (17,8 млн. кв. км)
Антарктида (14,1 млн. кв. км)
Австралия (7,7 млн. кв. км)
Все они разделяются водами морей и океанов. Четыре материка имеют сухопутную границу: Евразию и Африку разделяет Суэцкий перешеек, Северную и Южную Америку – Панамский перешеек.
Все материки имеют плиточное происхождение. По предположениям ученых некогда существовал единый материк — Пангея.
Затем, в результате раскола, появилось 2 материка – Гондвана и Лавразия, которые в дальнейшем раскололись еще на 6 частей.
Теория подтверждается как геологическими изысканиями, так и формой материков. Многие из них можно сложить в единое целое, как пазл.
Земная кора материков неоднородна по времени формирования, по своему геологическому строению и степени подвижности. Наиболее значительная часть массивов материков состоит из блоков, имеющих платформенное строение.
Все материки обитаемы, даже суровая по климатическим условиям Антарктида.
Евразия — крупнейший материк, занимающий 1/3 часть суши. Здесь расположено сразу 2 части света: Европа и Азия. Граница между ними проходит по линии Уральских гор, Черному и Азовскому морю, а также проливам, соединяющим Черное и Средиземное моря.
Это единственный материк, который омывается всеми океанами. Береговая линия изрезана, она образует большое количество заливов, полуостровов, островов. Сам материк расположен сразу на шести тектонических платформах, потому и рельеф Евразии невероятно разнообразен.
Здесь находятся самые обширные равнины, самые высокие горы (Гималаи с г. Эверест), самое глубокое озеро (Байкал). Это единственный материк, где представлены сразу все климатические пояса (и, соответственно, все природные зоны) – от арктического с его вечной мерзлотой до экваториального с его знойными пустынями и джунглями.
На материке проживает ¾ населения планеты, здесь расположено 108 государств, из которых 94 имеют статус самостоятельных.
Африка — самый жаркий материк на Земле. Расположен на древнейшей платформе, поэтому большую часть площади занимают равнины, горы образуются по краям материка. В Африке находятся самая длинная река в мире — Нил и самая обширная пустыня — Сахара. Типы климата, представленные на материке: экваториальный, субэкваториальный, тропический и субтропический.
Африку принято делить на пять регионов: Северную, Южную, Западную, Восточную и Центральную. На территории материка располагается 62 страны.
Северная Америка омывается водами Тихого, Атлантического и Северно-Ледовитого океанов. Результатом движения тектонических плит стала сильно изрезанная береговая линия материка, с огромным количеством заливов, проливов, бухт и островов. Самый крупный остров — на севере (Гренландия).
Вдоль западного побережья тянутся горы Кордильеры, вдоль восточного — Аппалачи. Центральную часть занимает обширная равнина.
Здесь представлены все климатические пояса, кроме экваториального, что обусловливает разнообразие природных зон. Большинство рек и озер расположено в северной части. Крупнейшая река – Миссисипи.
Коренное население – индейцы и эскимосы. В настоящее время здесь расположено 23 государства, из них только три (Канада, США и Мексика) на самом материке, остальные – на островах.
Южная Америка омывается Тихим и Атлантическим океанами. Вдоль западного побережья тянется длиннейшая в мире горная система – Анды, или Южноамериканские Кордильеры. Остальную площадь материка занимают плоскогорья, равнины и низменности.
Это самый дождливый материк, так как большая его часть расположена в зоне экватора. Здесь же находится самая большая и многоводная река в мире — Амазонка.
Коренное население — индейцы. В настоящее время на территории материка расположено 12 самостоятельных государств.
Австралия — единственный материк, на территории которого расположена всего 1 государство — Австралийский Союз. Большую часть материка занимают равнины, горы расположены лишь вдоль побережья.
Австралия — уникальный материк, имеющий самое большое количество животных и растений – эндемиков. Коренное население — австралийские аборигены, или бушмены.
Антарктида — самый южный материк, полностью покрытый льдом. Средняя толщина ледяного покрова — 1600 м, наибольшая — 4000 метров. Если бы лед в Антарктиде растаял, уровень мирового океана сразу бы поднялся на 60 метров!
Большую часть материка занимает ледяная пустыня, жизнь теплится лишь на побережьях. Антарктида — еще и самый холодный материк. Зимой температура может опускаться ниже –80 ºC (рекорд –89,2 ºC ), летом — до –20 ºC.
Конспект урока по географии 7 класс ФГОС
Урок 29. Африка: образ материка. Географическое положение.П.Р.6-Нанесение на контурную карту географических объектов.
определить географическое положение Африки;
выявить особенности строения земной коры и рельефа материка;
сформировать представление о климате Африки;
выявить влияние климата на внутренние воды;
познакомить с растительным и животным миром Африки.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: формирование представлений и основополагающих теоретических знаний об особенностях природы Африки.
Метапредметные: формирование умений: 1) устанавливать причинно-следственные связи; 2) строить логическое рассуждение и делать выводы; 3) работать с текстом и картами; 4) организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.
Личностные: формирование познавательного интереса к изучению материков.
Основное содержание: географическое положение Африки, крайние точки материка, строение земной коры, рельеф, климат, внутренние воды, растительный и животный мир.
Деятельность обучающихся: определять географическое положение и координаты крайних точек материка; объяснять размещение крупных форм рельефа материка и давать их характеристику по плану; устанавливать взаимосвязи между строением земной коры, рельефом и полезными ископаемыми материка на основе сопоставления карты строения земной коры и физической карты Африки; выявлять особенности климата, внутренних вод, растительного и животного мира; наносить на контурную карту географические объекты материка.
Ценностный компонент урока: Африка — самый жаркий материк.
Оборудование: физическая карта мира, физическая карта Африки, карта «Строение земной коры», климатическая карта Африки.
Тип урока: изучение нового материала.
Изучение нового материала
Эпиграфом к уроку можно взять строки из стихотворения Н. С. Гумилёва «Вступление»:
Оглушённая рёвом и топотом,
Облечённая в пламя и дымы,
О тебе, моя Африка, шёпотом В небесах говорят серафимы.
Про деянья свои и фантазии,
Про звериную душу послушай,
Ты, на дереве древнем Евразии Исполинской висящая грушей.
Урок начинается с обсуждения эпиграфа. Почему поэт Н. С. Гумилёв сравнил Африку с исполинской грушей? А какой образ Африки возник у вас? Вспомните, откуда произошло название Африка. После обсуждения ответов на вопросы обучающиеся переходят к шмуцтитулу (с. 93 учебника). Они внимательно рассматривают, что на нём изображено, и высказывают предположения, почему именно эту информацию он несёт.
Затем школьники по карте определяют географическое положение Африки. А что значит определить географическое положение? Ответ на этот вопрос они находят на с. 94 учебника.
Далее обучающиеся устанавливают: 1) по физической карте мира положение материка относительно экватора, нулевого меридиана, тропиков, океанов, морей и других материков; 2) по физической карте Африки крайние точки материка, их координаты и заносят данные в таблицу (задание 4 на с. 28 тренажёра).
Северная — мыс Бен-Секка
Южная — мыс Игольный
Западная — мыс Альмади
Восточная — мыс Рас-Хафун
Обратившись к рисунку 62 «Сравнение размеров материков» (с. 86 учебника), обучающиеся увидят, что Африка — второй по размерам материк после Евразии (площадь Африки с островами составляет 30,3 млн км 2 ).
Далее учитель предлагает вычислить протяжённость Африки с севера на юг по 20 в. д. и с запада на восток по Северному тропику в градусах и километрах.
Сначала школьники под руководством учителя определяют протяжённость Африки в градусах. Учитель комментирует все этапы совместной деятельности:
найдите на физической карте Африки на меридиане 20 в. д. самую северную точку и посмотрите её широту (32 с. ш.);
найдите на этом же меридиане самую южную точку и посмотрите её широту (35 ю. ш.);
произведите арифметические действия: 32 + 35 = = 67 (если точки находятся в разных полушариях, то показатели складываются, а не вычитаются). Это и есть протяжённость материка с севера на юг по 20 в. д. в градусах.
Протяжённость материка с запада на восток в градусах определяется точно таким же способом. Школьники уже самостоятельно находят самую западную и самую восточную точки по Северному тропику, определяют их долготу, а затем из большего показателя вычитают меньший. Это и будет нужная протяжённость.
Затем учитель помогает вычислить протяжённость Африки в километрах. Он напоминает, что все меридианы одинаковы по длине, поэтому в каждом их градусе содержится примерно одинаковое количество километров — 111,3. Вычислить протяжённость материка с севера на юг по 20 в. д. в километрах будет несложно: 67 111,3 = = 7457,1 км.
Вычисляя протяжённость материка с запада на восток по Северному тропику в километрах, учитель должен напомнить, что параллели все разные. Соответственно, количество километров в 1 тоже будет неодинаковым. На физической карте полушарий у каждой параллели справа указана длина дуги 1 (0 — 111,3 км, 10 — 109,6 км, 20 — 104,6 км, 30 — 96,5 км, 40 — 85,4 км, 50 — 71,7 км, 60 — 55,8 км, 70 — 38,2 км, 80 — 19,4 км). Поэтому 16 (самая западная точка по Северному тропику) + 37 (самая восточная точка по Северному тропику) 102,5 км = 5432,5 км.
При изучении строения земной коры и рельефа Африки обучающиеся работают с картами. По карте «Строение земной коры» они устанавливают, какая древняя платформа лежит в основании материка (Африкано-Аравийская платформа), а затем определяют, какими полезными ископаемыми богата Африка. По физической карте Африки они определяют наиболее крупные формы рельефа: Восточно-Африканское плоскогорье, нагорья Эфиопское и Ахаггар, горы Атлас, Капские и Драконовы, вулканический массив Камерун и высочайшую точку материка вулкан Килиманджаро. Чтобы закрепить данный материал, ученики выполняют задание 7 на с. 29 тренажёра.
Далее учитель даёт школьникам задания: 1) вспомните основные климатообразующие факторы и перечислите их; 2) на основе климатической карты Африки сделайте вывод или предположение о климате Африки (какой он?). Чтобы выяснить, какие климатические факторы оказывают влияние на климат Африки, обучающиеся, используя физическую и климатическую карты, выполняют задание 8 на с. 30 тренажёра. По карте «Климатические пояса и области Земли» они устанавливают, в каких климатических поясах расположена Африка (задание 14 на с. 32 тренажёра). После выполнения данного задания школьники должны в форме тезиса доказать, что Африка — самый жаркий материк.
Затем обучающиеся на основе физической карты Африки характеризуют внутренние воды материка. Они определяют крупнейшие реки Африки и их притоки, исток и устье, а также крупнейшие озёра.
«В каких природных зонах располагается Африка? Какие африканские растения вы знаете? Каких животных, обитающих в Африке, можете назвать? Что вы о них знаете?» — такими вопросами осуществляется переход к изучению растительного и животного мира Африки. Характеризуя растительный и животный мир Африки, необходимо раскрыть его особенности. Например, рассказывая о жирафе, следует подчеркнуть, что это самое высокое животное планеты, или привести один из многочисленных примеров описания животных из книги немецкого зоолога А. Э. Брэма «Жизнь животных»:
В Средней Африке, на огромном пространстве: от знойных песков Сахары до владений свободных буров, водится одно очень странное животное, которое арабы называют «серафе» (милая), а учёные — Camelopardalis (верблюдопантера). Обыкновенно же оно известно под именем жирафа, что представляет испорченное слово от того же «серафе».
Оба названия — и арабское, и латинское — как нельзя лучше характеризуют жирафа. Действительно, это, с одной стороны, чрезвычайно добродушное, мирное, кроткое, пугливое животное, которое старается жить в мире не только с подобными себе, но и с другими животными. С другой стороны, во всём животном царстве нет ни одного представителя с более странной фигурой тела…
Домашнее задание: 1) изучить § 25;
2) ответить на вопросы и выполнить задания после параграфа (по выбору учителя
4) опережающее задание — подготовить презентацию об одном из исследователей Африки по плану, приведённому в задании 9 на с. 103 учебника. (Задание выполняется индивидуально или группами по 3—5 человек. Учитель называет имена учёных, путешественников, исследователей Африки, о которых обучающиеся должны подготовить презентацию.)