Что такое политический опыт
ПОЛИТИКА. ТЕОРИЯ. Политическая культура.
Содержание:
Политическая культура – это система исторически сложившихся устойчивых ценностей, установок, убеждений, представлений, моделей поведения, находящих выражение в их политической деятельности, оценке политических событий и в отношении к политике.
Характерные черты политической культуры:
Функции политической культуры:
Компоненты политической культуры.
Политическое поведение – политические установки, типы, формы, стили, образцы общественно-политической деятельности (Подробно читайте ЗДЕСЬ).
Политическое сознание – включает в себя идеологические компоненты (политические знания, ценности, убеждения, способы политического мышления) и психологические компоненты (политические чувства, эмоции, переживания, ориентации, настроения);
Виды политического сознания:
Элементы политического сознания.
Политическая идеология – система идей, взглядов на политическую жизнь, выражающая коренные интересы, мировоззрение, идеалы какого-либо субъекта политики. (Подробно читайте ЗДЕСЬ).
Политический опыт – политические традиции, обычаи, политическая память общества
Типы политической культуры.
В зависимости от уровня:
В зависимости от степени согласованности во взаимодействии политических субкультур:
По отношению к власти:
По отношению к прогрессу:
По стилям политического поведения:
По степени ориентации людей на участие в политической жизни.
Патриархальная культура.
Особенности:
Подданическая культура.
Особенности:
Активистская культура (культура участия).
Основные пути формирования политической культуры:
Роль политической символики в формировании политической культуры граждан.
Символика предназначен для воздействия на человека.
Формы политической символики/
Цель подобной символики – привлечь внимание граждан, объединить их вокруг какой-то масштабной идеи и соответственно побудить их на определенные действия.
Политическая символика воплощена во множестве памятников, статуй, скульптур и архитектурных сооружений. Символами власти и государства выступают дворцы, правительственные здания, площади. Например, Кремль и Красная площадь в России.
Таким образом, политическая культура – один из важнейших элементов политической системы общества. Уровень ее развития свидетельствует о качестве самой этой системы. Политическая культура, отражая политическую и юридическую компетентность граждан, общественных и политических деятелей и их политическое поведение, оказывает большое влияние на формирование и функционирование политических институтов.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.
Что такое политический опыт
укоренившихся образцов политического поведения, политических представлений, ценностных ориентации; во-вторых, совокупность и характер политических знаний, образцов и норм поведения, ценностей и традиций, норм, определяющих особенности политических институтов и процессов данного общества, его политической системы и, наконец, в третьих, исторический опыт, память социальных общностей и отдельных людей в сфере политики, культуру поведения, личностные ориентации и навыки, влияющие на политическое поведение.
К функциям политической культуры относят :
Носителями (субъектами) политической культуры могут быть как общество в целом, так и нации, классы, социальные слои, конкретные коллективы, отдельная личность. Наряду с характеристикой политической культуры по субъектам-носителям ее можно структурировать по содержанию.
Каждая страна и каждый народ имеют свою собственную специфическую политическую культуру. Это объясняется тем, что политическая культура любой страны включает в себя не все существующие в данный момент политическое сознание и поведение в обществе, а лишь исторически сложившиеся, относительно устойчивые, сделавшиеся привычкой, воплощающие опыт предшествующих поколений людей установки, убеждения, представления, модели поведения, которые собственно и отличают данное общество от других. Так, для большинства западных стран характерны исторически сложившееся формализованное сознание и основанное на нем уважение к праву, закону, договору, высокая степень уважения и самоуважения личности, ее прав и свобод, невмешательство государства в частную жизнь граждан, высокая степень самоограничения индивида, без чего невозможна подлинная демократия и правовое государство.
На формирование и трансформацию политической культуры оказывают влияние ряд факторов: опыт революций и реформ, геополитические условия, религия, менталитет, достигнутый уровень развития науки и техники, образованности и т. д.
Типология политической культуры.
Они выделили три основных типа:
Для провинциалистской политической культуры «частотность ориентаций на специализированные политические объекты» достигает нуля. Господство этого типа политической культуры характерно для африканских племен или автономных местных общин. В этих обществах не существует специализированных политических ролей, подданные не ожидают никаких изменений со стороны политической системы и, не имеют установок на ее изменение.
Подданическая политическая культура характеризуется высокой частотностью ориентаций в отношении дифференцированной политической системы. Однако, члены общества, зная о существовании специализированных политических институтов и испытывая к ним определенные чувства, весьма слабо ориентированы на активное участие в функционировании политической системы.
В политической культуре участия все ориентации достигают высокой частности. Члены общества ориентированы на соответствующую политическую систему, на активное участие в деятельности всей системы.
В реальной политической практике, как отмечают Г.Алмонд и С.Верба, происходит сочетание этих типов. В результате образуются три типа смешанных политических культур: провинциалистско-подданическая культура, подданически-партиципаторная и провинциалистско-партиципаторная.
Оптимальный вариант смешанного типа политической культуры Г.Алмонд и С.Верба предложили назвать «гражданской культурой«. В своей основе это партиципаторная политическая культура, которая интегрировала определенные элементы патриархальной и подданической культур. Позже Г.Алмонд характеризовал ее как культуру, в которой в основном существует консенсус относительно легитимности политических институтов, направления и содержания общественной политики, широко распространена терпимость в отношении плюралистичности интересов и убеждений в их примиримости, а также чувство политической компетентности и взаимной веры граждан. Первоначально такая культура, по мнению Г.Алмонда и С.Вербы, сложилась в Англии, но более характерна для США.
Марксистская типология политической культуры
Альтернативную концепцию политической культуры развивали марксистские авторы. В выявлении природы политической культуры они акцентировали внимание на экономических и классовых основах политической культуры.
Упрощенная модель классовой политической культуры строилась на возможности поголовного участия населения в политике, взаимозаменяемости политических ролей и функций, которые могут, как предполагалось, выполняться каждым индивидом. И наиболее существенные изъяны концепции состояли в упрощении процесса политической социализации, недоучете сложной взаимосвязи переменных, влияющих на формирование политических ориентаций, включая индивидуальные воззрения и переживания. Политические предпочтения автоматически не вытекают из материальных основ жизни, жестко не детерминируются господствующей идеологией и не «вносятся в сознание» индивида исключительно средствами пропаганды. Наличие этих изъянов в концепции обусловили существенные расхождения ее выводов с мировыми тенденциями политического развития.
Любая политическая система имеет свою политическую культуру.
Политическая культура — это совокупность норм и ценностей, которые разделяются большинством граждан и находят выражение в их политической деятельности, в оценке политических событий и в отношении к политике и ее компонентам.
Понятие политической культуры имеет отношение прежде всего к личности, поскольку только отдельная личность является подлинным ее носителей.
3. Эмоциональный – эмоциональное отношение человека к событиям и реалиям политической жизни и к участию в ней (принятие или неприятие, симпатия или антипатия, энтузиазм или разочарование и др.). Эмоциональное отношение может вырабатываться как к существующим постоянно политическим институтам и государству в целом, так и к политическим событиям, которые со временем утрачивают свою актуальность.
Типы политической культуры
1) Патриархальный тип:
— отношение человека к политике основано на ценностях клана, племени, рода, узкой социальной группы;
— человек маловосприимчив к глобальной политической культуре, не выполняет конкретных политических ролей (например, избирателя);
— этот тип культуры свойственен для молодых независимых государств, отстающих в своем политическом развитии.
2) Подданнический тип:
— человек ориентируется на официальные государственные ценности, ожидает от политической системы либо наказания, либо предоставления благ;
— человек пассивен и отстраненно относится к политической жизни.
3) Активистский тип:
— человек хорошо знаком с государственными органами власти, партиями и т. п.;
— стремится влиять на политику страны с помощью законных средств (выборов, демонстраций и т.д.);
— активно, сознательно участвует в политических процессах общества.
Указанные типы политической культуры в чистом виде практически не проявляются. Смешавшись, они образуют комбинированные модели политической культуры.
Приведенная выше классификация позволяет сопоставлять культуру разных государств. Однако политическая культура в рамках одного государства также не является целостной
В основе данной типологии лежит особенность участия в политической жизни отдельной личности.
Политическая культура существует помимо воли индивида. Рождаясь, человек обнаруживает уже готовую политическую культуру, которую ему приходится усваивать.
Субъекты формирования политической культуры общества: государство; церковь; семья; средства массовой информации; политические партии, общественные организации, неформальные группы; армия;
Политическая культура выполняет важные функции
Особенности политических культур западного и восточного типов
В содержательном отношении существуют и более общие критерии типологизации политической культуры, заданные, в частности, спецификой цивилизационного устройства особых полумиров — Востока и Запада, Юга и Севера, ценности и традиции которых являются фундаментом практически всех существующих в мире типов политической культуры.
Идеалы политической культуры западного типа восходят к полисной (городской) организации власти в Древней Греции, предполагавшей обязательность участия граждан в решении общих вопросов, а также к римскому праву, утвердившему гражданский суверенитет личности. В целом ценности и стандарты западной политической культуры формировались по мере и на основе последовательного повышения роли и значения личности в политической жизни общества, установления контроля гражданского общества над государством. Огромное влияние на содержание этих ценностей и стандартов оказали и религиозные ценности христианства, прежде всего его протестантской и католической ветвей, а также особая роль философии, выступавшей в качестве автономной духовной силы и воплощавшей критическое отношение как к социальной действительности, так и к религиозной картине мира.
Экономическим фундаментом западного образа жизни, в лоне которого формировались основные идеи, институты и отношения политической жизни, стал индустриальный тип производственных отношений, который в сочетании с духовным влиянием католицизма, и особенно протестантизма, утвердил важнейшие принципы социального и политического взаимодействия. Для человека греко-римской цивилизации базовым принципом его отношения к действительности было отношение к труду как к залогу жизненного преуспевания. Рациональное отношение к жизни, идеи состязательности, стремление к прогрессу: «трудись и преуспеешь», «соревнуйся и прославишься» — вот те этические максимы, которые господствовали в отношениях государства и общества, двигали развитие западной цивилизации, заставляли Запад постоянно совершать рывки в развитии производства, вели к неуклонному росту благосостояния его населения.
В силу такого типа цивилизационного развития основные ценности и ориентиры политической культуры Запада прежде всего отражали понимание самодостаточности человека для осуществления власти и отношение к политике как разновидности конфликтной, но вполне рационально организованной деятельности, в которой люди выполняют различные роли и функции. Государство воспринималось как институт, защищающий права и свободы человека, поддерживающий его социальные инициативы. При этом не существовало никаких ценностных ограничений, закрывавших для обычного человека возможности исполнения управленческих функций. Статус важнейшего регулятора политической игры утвердился за правом и законом. Ориентация на главенство законов и конституции сформировала преобладание консенсусных технологий властвования, центристский тип государственной политики.
Такая ценностная мотивация политических действий элитарных и неэлитарных слоев обусловила развитие демократической формы организации власти, закрепилась в разделении властей, создании системы сдержек и противовесов, направленных на систематический контроль общественности за правящими кругами. В настоящее время устойчивые демократические традиции позволяют западным странам гибко адаптироваться ко многим изменениям в мире, решать конфликты в духе целостности и интеграции своих сообществ.
Специфика же восточных норм и традиций политической культуры коренится в особенностях жизнедеятельности общинных структур аграрного азиатского общества, складывавшихся под воздействием ценностей арабо-мусульманской, конфуцианской и индо-буддийской культур. Базовые ценности данного мира формировались при постоянном доминировании в жизни общества властвующих структур, господстве коллективистских форм организации частной жизни, подавлении централизованными структурами условий для индивидуальной предпринимательской деятельности, возникновения и развития частной собственности. Безраздельное господство религиозных идей, воплощавших в себе не только сакральные идеи, но и мораль, право, эстетику, социальные учения, привело к тому, что религиозные доктрины практически поглотили критическую функцию светской философской науки в этих странах.
Разрешение конфликтов в таких условиях предусматривало не поощрение юридических норм, а апелляцию к моральному авторитету старших начальников. Поэтому этической максимой политической культуры восточного типа стал не закон, а обычай, не конституция, а мнение руководства. В целом длительное господство патриархально-клановой структуры общества привело к крайней слабости индивида перед лицом общины и особенно государства. Статус человека определялся его полезностью для конкретной общности, а потому власть, политика всегда воспринимались как сфера деятельности героев и выдающихся лиц.
Такого рода условия способствовали укоренению в качестве базовой ценности этого типа политической культуры убеждения в необходимости обязательного посредника между рядовым человеком и властью (гуру, учителя, старшего). Человек рассматривал политическую власть как область божественного правления. Состязательность, плюрализм, свобода исключались из атрибутов этой области жизни, а признание главенствующей роли элит дополнялось отсутствием потребности в контроле за ее деятельностью. Основным уделом человека признавались исполнительские функции, поддержание идей справедливости, порядка, гармонии верхов и низов. Не удивительно, что такие нормы постоянно порождали тенденции к изоляции верхов и низов, авторитарные тенденции, упрощение форм организации власти и политических отношений.
Противоположность базовых ориентиров западного и восточного типов имеет крайне устойчивый характер, который не могут поколебать даже серьезные политические реформы. К примеру, в Индии, где в наследство от колониального владычества Великобритании страна получила достаточно развитую партийную систему, парламентские институты и т.д., по-прежнему доминируют архетипы восточного менталитета. И поэтому на выборах главную роль играют не партийные программы, а мнения деревенских старост, князей (глав аристократических родов), руководителей религиозных общин и т.д. В свою очередь и в ряде западноевропейских стран даже повышенный интерес к восточным религиям и образу жизни тоже никак не сказывается на параметрах политической культуры, не ведет к изменению ее.
Правда, в некоторых государствах все-таки сформировался некий синтез ценностей западного и восточного типов. Так, например, технологический рывок Японии в клуб ведущих индустриальных держав, а также политические последствия послевоенной оккупации этой страны позволили усилить в ее политической культуре значительный заряд либерально-демократических ценностей и образцов политического поведения граждан. Весьма интенсивное взаимодействие Запада и Востока происходит и в политической жизни стран, занимающих срединное геополитическое положение (Россия, Казахстан и др.), — там формируется определенный симбиоз ценностных ориентации и способов политического участия граждан. И все же качественные особенности названных мировых цивилизаций, как правило, обусловливают взаимно не преобразуемые основания политических культур, сближение которых произойдет, очевидно, в далеком будущем.
Зачем нужна политология
И почему ее полезно изучать даже тем, кто не собирается быть политологом
В 11 классе я победила на олимпиадах «Высшей пробы» по политологии, социологии и обществознанию. Теперь я могу поступить без вступительных экзаменов во многие вузы страны.
Сейчас я колеблюсь между двумя образовательными программами НИУ ВШЭ: «Политология и мировая политика» и «Социология и социальная информатика». Также подумываю над поступлением в СПбГУ.
Но даже если я не пойду в политологи, знание политологии пригодится мне в жизни наравне с финансовой и правовой грамотностью. Объясню, почему.
Что такое политология— немного теории
Политология изучает и решает проблемы общества, связанные с политикой. Она зародилась еще в Древних Греции и Риме, когда философы искали научные способы управления государством.
Затем политология сформировалась в отдельную науку, объединяющую несколько дисциплин: саму политологию, обществознание, социологию, историю, философию, экономику, культуру и управление.
Политолог — это человек, который разбирается во всех этих дисциплинах. Он знает историю политической мысли, анализирует общественную обстановку, объясняет политические процессы и делает прогнозы на основе специальных научных методик.
В каких сферах нужна политология
Я стараюсь не придерживаться стереотипа, что работать нужно по специальности, иначе не добьешься успеха. Ведь политология как наука переживает в России не лучшие времена. По крайней мере, если сравнивать со странами, где демократические институты появились раньше, чем у нас. Поэтому реализоваться по специальности «политолог» довольно сложно.
Я до сих пор задаю себе вопрос: «Смогу ли я обеспечивать себя как политолог и влиять на окружающий мир? Или просто буду заниматься исследованиями, которые никак не отразятся на практике?».
Пока я не могу ответить на эти вопросы. Поэтому заранее узнала, в каких еще сферах применимо знание политологии. Оказывается, можно работать:
Преподавателем социальных наук
Политическим журналистом
Государственным служащим
PR-менеджером в сфере политики
GR-менеджером (взаимодействовать с органами государственной власти)
Менеджером избирательных компаний
Специалистом в сфере международных отношений
Дипломатом
Ученым-политологом
и, собственно, политиком
Но даже если вы не собираетесь работать в политической, социальной или управленческой сферах, знать основы политологии все равно будет полезно. По крайней мере, чтобы быть выше «диванных» политиков.
Как политология связана с обычной жизнью
Мне вспоминается цитата Мошпаламбера: «Вы можете не заниматься политикой, все равно политика занимается вами». Другими словами, мы все живем в обществе, и, значит, так или иначе связаны с политикой. И незнание основ политологии может иметь неприятные последствия в повседневной жизни.
Человек, знающий политологию | «Диванный» политолог |
---|---|
Изучает предвыборные программы кандидатов, чтобы проголосовать осознанно или вовсе воздержаться от участия в выборах | Голосует за того кандидата, которого чаще показывали по телевизору |
Знаком с родоначальниками политической мысли — Платоном и Аристотелем — и их философскими идеями | Самыми выдающимися политологами считает участников вечерних программ на федеральных телеканалах |
Понимает, что его знания ограничены, все время старается их расширить и не считает свою точку зрения единственно верной | Считает себя непризнанным экспертом по внутренней и внешней политике и не принимает никаких возражений |
Знает, что все страны и народы взаимосвязаны и зависимы друг от друга, нет единственной «правильной» нации | Поддается влиянию националистических лозунгов, утверждающих, что одна нация выше другой |
Понимает, что на политику влияют факторы из разных сфер общественной жизни: политической, социальной, экономической и духовной. | Везде ищет теории заговора |
Как и где изучать политологию
Материалы. Изучения этого списка мне хватило, чтобы победить на «Высшей пробе».
Учебники:
А.Ю. Мельвиль, «Политология»
Г.В. Голосов, «Сравнительная политология»
Э. Хейвуд, «Политология»
Первоисточники:
М. Вебер, «Политика как призвание и профессия»
статья Дж. Элейзера про федерализм
эссе И. Берлина «Две концепции свободы»
Интернет. Полезные материалы по политологии можно найти на порталах «InLiberty» и «Неполитолог». Также есть группы во «ВКонтакте», где участники делятся мнениями, выкладывают списки литературы, рассказывают о лекциях и других научных мероприятиях в офлайне. Среди них «Лис Политолог», «Political Science Library», «#WisePolicy», «Моноклер» и «СКVАД».
Олимпиады. В большинстве школ не преподают политологию, а ограничиваются курсом обществознания. Поэтому, если хотите углубить свои знания, стоит поучаствовать в вузовских олимпиадах.
В перечень Российского совета олимпиад школьников входят три олимпиады по политологии:
1. «Высшая проба» (2 уровень)
2. «Ломоносов» (2 уровень)
3. РАНХиГИС (3 уровень)
Остальные олимпиады в перечень не входят и не дают льгот при поступлении. Впрочем, в них все равно можно участвовать из научного интереса или ради тренировки.
Вузы. Специальность «Политология» есть во многих вузах России. Вот список учреждений с самым высоким рейтингом.
Вуз | Факультет | Образовательная программа |
---|---|---|
МГУ имени М.В. Ломоносова | Факультет политологии | Политический менеджмент и связи с общественностью |
Экономическая политика современных государств | ||
Экологическая политика | ||
Политическая регионалистика и этнополитология | ||
Политическая коммуникативистика | ||
Факультет государственного управления | Политология | |
Факультет мировой политики | ||
Факультет глобальных процессов | Глобальные политические процессы и дипломатия | |
СПбГУ — Санкт-Петербургский государственный университет | Образовательная программа «Политология» | |
НИУ ВШЭ — Высшая школа экономики | Факультет социальных наук (Москва) | Политология |
Факультет социальных наук (Санкт-Петербург) | Политология и мировая политика | |
ТГУ — Томский государственный университет | Философский факультет | Политология |
КФУ — Казанский (Приволжский) федеральный университет | Институт социально-философских наук и массовых коммуникаций | Политология |
ЮФУ — Южный федеральный университет | Образовательная программа «Политология» | |
Финуниверситет — Финансовый университет при Правительстве РФ | Факультет социологии и политологии | Политология |
УрФУ – Уральский федеральный университет им. Б. Н. Ельцина | Гуманитарный институт | Политология |
РУДН — Российский университет дружбы народов | Факультет гуманитарных и социальных наук | Политология |
МГИМО — Московский государственный институт международных отношений | Факультет управления и политики | Кафедра мировых политических процессов |
Кафедра политической теории | ||
Кафедра экономической политики и государственно-частного партнерства | ||
Кафедра сравнительной политологии | ||
Факультет международных отношений | Кафедра международных отношений и внешней политики России | |
Кафедра истории и политики стран Европы и Америки | ||
РАНХиГС – Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации | Институт общественных наук | Политология |
ЮУрГУ – Южно-Уральский государственный университет | Институт социально-гуманитарных наук | Кафедра социологии и политологии |
ВГУ – Воронежский государственный университет | Исторический факультет | Кафедра социологии и политологии |
МГЛУ – Московский государственный лингвистический университет | Институт международных отношений и социально-политических наук | Политология |
РЭУ – Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова | Факультет экономики и права | Кафедра политологии и социологии |
Первые 15 вузов из рейтинга России по специальности «Политология»
Конспект
1. По специальности «Политология» необязательно работать политологом.
2. Чтобы не стать «диванным» политологом, стоит изучить основы политической и философской мысли. Начните с Платона и Аристотеля.
3. Изучать политологию можно не только по учебникам, но и в «поле» — в интернете.
4. Лучший способ углубиться в политологию будучи школьником — участвовать в вузовских олимпиадах.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter