Что такое полноценная личность
Полноценно функционирующая личность
Полноценно функционирующая личность
Авторы учебников обычно классифицируют Роджерса как теоретика «я» (Hall & Lindzey, 1978; Krasner & Ullman, 1973). В действительности же Роджерса больше интересует восприятие, осознание и переживания, нежели гипотетический конструкт «я». Так как мы уже описали предложенную Роджерсом дефиницию «я», то можем обратиться к определению полноценно функционирующей личности: личности, целиком осознающей свое нынешнее «я».
«Полноценно функционирующая личность является синонимом оптимальной психологической приспособленности, оптимальной психологической зрелости, полной соответствия и открытости опыту… Поскольку некоторые из этих понятий звучат статично, как если бы такая личность «только что появилась», следует отметить, что все они характеризуют процесс становления такой личности. Полноценно функционирующая личность возможна только как процесс, как постоянно изменяющийся человек» (Rogers, 1959, р. 235).
Полноценно функционирующая личность характеризуется несколькими параметрами, первый из которых — открытость переживаниям. Преждевременная тревожность, ограничивающая восприятие, приносит мало пользы человеку или вообще вредна. Человек постоянно движется от защитных реакций к более открытым переживаниям. «Он более открыт для ощущений собственного страха, робости и боли. Он также более открыт для чувства смелости, нежности и благоговения… Он лучше приспособлен к тому, чтобы прислушиваться к переживаниям собственного организма, а не отрицать их осознание» (Rogers 1961, р. 188).
«Вторая черта полноценно функционирующей личности — проживание в настоящий момент времени, заключающееся в полном осознании каждого момента. Такая непрерывная, прямая связь с реальностью позволяет „я“ и всей личности выходить из переживаний, а не переводить их в плоскость заранее определенной структуры „я“ или искажать в соответствии с ней» (1961, р. 188–189). Человек в состоянии перестроить собственные реакции по мере того, как ему на опыте раскрываются или предоставляются новые возможности.
Последняя характеристика полноценно функционирующей личности — вера в свои внутренние побуждения и интуитивную оценку, постоянно растущая уверенность в собственной способности принимать решения. Наиболее вероятно, что человек, который может верно воспринимать и использовать поступающую к нему информацию, правильно оценит собственные способности к суммированию данной информации и свою способность реагировать на нее. Эта деятельность затрагивает не только интеллект, но и всю личность в целом. Роджерс полагает, что у полноценно функционирующего человека, ошибки, которые он совершает, являются следствием неверной информации, а не тем, как она была переработана.
Это доверие к своему «я» сродни реакции кошки, сброшенной вниз с большой высоты. Кошка не учитывает скорости ветра, угла, под которым летит, ускорения свободного падения, однако какие-то из этих факторов все же принимаются во внимание — это следует из успешной реакции животного. Кошка не рефлексирует над тем, кто бы мог сбросить ее с такой высоты, не интересуется его мотивами и тем, что может произойти с ней в будущем. Кошка реагирует на непосредственную ситуацию и самую неотложную проблему. Зверек переворачивается в воздухе и приземляется на все четыре лапы, моментально приспособив позу и подготовившись к следующему событию.
«В нынешнем безумном мире, который могут уничтожить в одно мгновение, самый перспективный человек — тот, кто полностью осознает свои внутренние переживания в данный момент» (Rogers in Kirshenbaum & Henderson, 1989, p. 189). Таким образом, полноценно функционирующая личность полностью реагирует и целиком осознает свою реакцию на ситуацию. Она представляет суть понятия того, что Роджерс называл жить хорошей жизнью. Такие люди постоянно расширяют свою самоактуализацию (1959).
«Хорошая жизнь — это процесс, а не положение дел. Это направление, а не конечная цель» (Rogers, 1961, р. 186).
Терапия, центрированная на личности
Большую часть своей профессиональной карьеры Роджерс работал практикующим психотерапевтом. Его теория личности основана на опыте и интегрирована из его терапевтических методов и идей. Теория Роджерса прошла несколько ступеней развития, и ее акценты неоднократно смещались с одного предмета на другой, однако несколько фундаментальных принципов, впервые сформулированных Роджерсом в 1940 году, остались в силе и тридцать лет спустя. Его подход основывался на стремлении человека к росту, здоровью и приспособленности. Терапия служила одним из способов освобождения личности и восстановления ее нормального развития. Терапия опирается, скорее, на чувства, нежели на интеллект и касается в основном непосредственной жизненной ситуации, а не прошлого. В конце своей жизни Роджерс рассматривал взаимоотношения терапевта и пациента как переживания роста личности (1970).
Первоначально Роджерс пользовался словом клиент, а позднее словом человек, вместо традиционного термина пациент. Считается, что пациент — это больной человек, нуждающийся в помощи тренированных профессионалов, тогда как клиенту требуется оказать услугу, которую он сам себе оказать не может. Клиенты, несмотря на то что у них могут быть проблемы, рассматриваются как люди, потенциально способные понять свою собственную ситуацию. Равенство отношений подразумевает центрированную на личности модель, отсутствующую в отношениях доктор — пациент.
Терапия помогает человеку разобраться в собственных проблемах с минимумом постороннего вмешательства. Роджерс определил психотерапию как «высвобождение уже существующей способности у потенциально компетентной личности, а не манипуляцию эксперта с более или менее пассивным человеком» (1959, р. 221). Такая терапия называется центрированной на личности, потому что в ней необходимо активное участие человека, движущегося в определенном направлении. Роджерс считал, что любые «интервенции эксперта» крайне вредны для роста личности.
«Человек обладает внутренней, по крайней мере, латентной способностью осознавать те факторы своей жизни, которые причинили ему боль или явились причиной несчастья. Он может перестроиться так, чтобы преодолеть их» (Rogers, 1952b).
Клиент-центрированный или личностно-центрированный терапевт
Ключи к выздоровлению находятся у клиента, но все же терапевт, помимо профессиональных навыков, должен обладать рядом личных качеств, которые помогут клиенту научиться пользоваться этими ключами. «Эти силы будут эффективны, если терапевт сможет установить с клиентом достаточно теплые отношения принятия и понимания» (Rogers, 1952b, p. 66). Под пониманием Роджерс подразумевал «желание и способность понять мысли, чувства и внутренние противоречия клиента с его точки зрения; это способность смотреть на все глазами клиента, учитывая его опыт» (1950, р. 443). Для того чтобы работать с клиентами, терапевт должен быть аутентичным и искренним. Терапевт должен избегать того, чтобы играть роль — особенно роль терапевта, — когда он беседует с клиентом.
«[Это] подразумевает желание вести себя или выражать в словах различные чувства и отношения, существующие во мне. Это значит, что мне нужно осознавать мои собственные чувства, насколько это возможно, а не представлять их фасад, в действительности ощущая совсем другое» (1961, р. 33).
На тренингах терапевты часто спрашивают: «Как надо себя вести, если мне не нравится пациент, я чувствую скуку или сержусь?», «Разве эти чувства не будут свидетельствовать о чувствах, которые человек переживает в ответ на его раздражающее поведение?»
Центрированный на клиенте ответ на эти вопросы включает несколько уровней понимания. На одном уровне терапевт служит моделью искреннего восприятия. Он предлагает отношения, в которых клиент может проверить свое чувство реальности. Если клиент уверен в том, что получит честный ответ, он может убедиться в оправданности собственных предчувствий и опасений. Клиенты начинают понимать, что могут получить на свои внутренние поиски искреннюю, не искаженную и не ослабленную реакцию. Такая проверка реальности ощущений имеет большое значение, если восприятие клиента лишено искажений и его переживания непосредственны.
На следующем уровне клиент-центрированный терапевт полезен тогда, когда он принимает и способен поддерживать в себе безусловное позитивное отношение к клиенту. Роджерс определяет его как «заботу, но не собственническую, не приносящую личной выгоды. Это такая обстановка, при которой просто утверждается „я о тебе забочусь“, а не „я позабочусь о тебе, если ты будешь вести себя так-то и так-то“» (1961, р. 283). Для терапевта это отношение заключается в «ощущении позитивного, не оценивающего, одобрительного отношения» (1986а, р. 198). Такое отношение не означает позитивной оценки, так как оценка есть форма морального суждения. Оценка имеет тенденцию ограничивать поведение, вознаграждая одни вещи и наказывая другие; безусловное позитивное отношение дает возможность человеку быть таким, какой он есть на самом деле, независимо от его характера.
Такая точка зрения близка к понятию таоистской любви, предложенному Абрахамом Маслоу. Эта любовь не осуждает, не ограничивает, не определяет. Она обещает принять человека просто таким, какой он или она оказываются в действительности. (Данная концепция схожа с понятием христианской любви, обозначающимся греческим словом agape; см. послание к Коринфянам, 13 и послание Иоанна 4:7–12, 18–21.)
Чтобы продемонстрировать безусловное позитивное отношение, клиент-центрированный терапевт должен постоянно держать в фокусе суть самоактуализации клиента, в то же время стремясь игнорировать его деструктивное, причиняющее вред или обиду поведение. Терапевт, который сумеет сконцентрироваться на позитивной сущности человека, может реагировать конструктивно, избегая скуки, раздражения и гнева в те моменты, когда его клиент наименее привлекателен. Клиент-центрированный терапевт сохраняет уверенность в том, что клиент может осознать свою внутреннюю и, возможно, неразвитую сущность. Роджерсианские терапевты признают, однако, что зачастую они оказываются неспособными поддерживать в своей работе такое качество понимания.
«Когда взаимоотношения в терапии равны, когда каждый в них несет за себя ответственность, то независимый (и взаимный) рост происходит значительно быстрее» (Rogers, 1978, р. 287).
Для размышления. Клиент-центрированный терапевт
Это стимулирующее упражнение, включающее клиент-центрированный подход. Оно не предназначается для того, чтобы вы могли представить себе терапию, центрированную на личности, а лишь намекает на сложность требований, которые Роджерс считал обязательными для эффективного консультирования или терапии.
Выберите партнера, с которым будете работать. Один из вас будет терапевтом, другой — клиентом. Меняйтесь ролями, так чтобы вы опробовали обе ситуации. Для начала клиент рассказывает терапевту неприятный случай из своей жизни, который, вероятно, трудно было бы рассказать. Например, вы можете поделиться рассказом о том, как вы лгали или вас обвиняли в том, что вы несправедливы и злы.
Как терапевт, вы прилагаете все усилия к тому, чтобы понять то, что вам рассказывают. Слушайте так, чтобы вы смогли повторить рассказ. Повторяйте клиенту то, что слышите. Вы хотите понять точно сказанное вам. Как роджерсианский терапевт, не акцентируйте внимания на правильности или неправильности поведения, не предлагайте совет, не критикуйте. Продолжайте воспринимать клиента как еще одно человеческое существо, независимо от того, что он или она вам рассказывает.
Это трудное упражнение. Зафиксируйте момент, когда вам захочется прокомментировать, когда у вас появится стремление судить, жалеть или если вас встревожит рассказ вашего клиента. Обратите внимание на то, как трудно одновременно осознавать ваш собственный опыт, оставаться эмпатичным и сохранять позитивное отношение. Попытайтесь понять собственные ощущения. Вам, вероятно, покажется легко играть в искреннее поведение, но в такой ситуации намного труднее обладать настоящей эмпатией и позитивным отношением.
Поменяйтесь ролями. Теперь терапевт — клиент. Проделайте ту же самую процедуру. Как клиент, попробуйте понять, что значит, когда тебя слушают и не осуждают.
Искреннее понимание
Одобрение клиента подразумевает не только терпимость и статичную позу, которая может отражать, а может и не отражать настоящее понимание, простое терпение в данном случае неадекватно. Безусловное позитивное отношение также состоит в эмпатическом понимании… в том, чтобы ощутить мир личности клиента так, как если это были ваши собственные ощущения, не утрачивая при этом состояния «как будто» (Rogers, 1961, р. 284). Такое отношение предоставляет клиентам намного больше свободы в проявлении своих чувств. Клиенты убеждаются в том, что терапевт не просто одобряет их; терапевт активно пытается почувствовать то, что чувствуют клиенты.
«Когда я делаю все, на что я способен в качестве терапевта и помощника в группе, то приближаюсь к своему внутреннему интуитивному «я»… Когда я нахожусь в слегка измененном состоянии сознания, тогда все мои действия представляются мне исцеляющими» (Rogers, 1984).
Последний критерий хорошего терапевта — способность сообщить клиенту всю полноту своего понимания. Клиент должен знать, что терапевт аутентичен, он действительно проявляет заботу о клиенте, действительно слушает и понимает его. Терапевт должен сохранять эмпатическое отношение, даже вопреки избирательным искажениям восприятия клиента, его защитным реакциям и вредным последствиям утерянного у него самоуважения. Как только установилась связь между клиентом и терапевтом, клиент может приступать к серьезной работе над собой.
Предлагаемое описание может выглядеть статичным и даже механистичным, как будто терапевт стремится забраться на горное плато, доходит до него и затем занимается терапией, ограничивающейся этим плато; процесс тем не менее представляет собой непрерывную динамику и постоянно возобновляется. Терапевт, как и клиент, постоянно стремится к максимальному соответствию.
В ранней работе Роджерса Counseling and Psychotherapy («Консультирование и психотерапия» (1942, р. 30–44) он разделил процесс психологической помощи на следующие ступени:
«— Клиент обращается за помощью.
— Поощряется свободное выражение чувств.
— Консультант одобряет и поясняет.
— Постепенно позитивные чувства находят выражение.
— Положительные импульсы становятся узнаваемыми.
Полноценная личность: как стать самим собой
С самого рождения на нас влияют сотни людей. Родители твердят, что мы должны вести себя определенным образом и заниматься именно тем, чем они скажут, друзья хотят видеть нас полезными для себя, а работодатель – исполнительными и неприхотливыми. В большинстве случаев все эти люди хотят чего-то от нас для себя, а не для того, чтобы стало хорошо нам. Из-за этого возникает вопрос: как стать самим собой? Существует ли полноценная личность внутри нас, не ограниченная чужими требованиями и желаниями? Безусловно, существует. Осталось только узнать, как докопаться до своей внутренней сути. К сожалению, это процесс кропотливой работы, и одним лишь загаданным желанием не обойтись.
Многие люди часто ждут в жизни чуда. Чего-то волшебного и сродни магическому, что может раз и навсегда кардинально изменить их жизнь! Как в сказке. По взмаху волшебной палочки или дуновения пыльцы.
И таки, бывает, начинает происходит нечто необычное. Гадкие утята превращаются в прекрасных лебедей, одинокие обретают пары, а страдающие чувствуют облегчение…
Иногда, такие чудеса и правда случаются. Но только вот не магическим образом. А в результате работы человека над собой, итогом которой являются, на самом деле, даже не волшебные изменения, а обретение себя. Раскрытия своих качеств, возможностей, талантов.
Главная жизненная задача личности
Согласно теории основателя клиентцентрированого подхода в психотерапии, К. Роджерса, это и есть главной жизненной задачей каждой личности – самоактуализация, то есть реализации того, что в тебе уже и так есть, раскрытие и понимание своих черт и особенностей, их принятие.
Это не стремление к чему-то идеальному и неповторимому (хотя образ желаемого, безусловно, присутствует). Это принятие реальности во всех её проявлениях. Как есть: без иллюзий и проекций. Часто мы считаем, что должны быть настоящими суперменами, которые справляются со всеми трудностями, достигают желаемого, несмотря ни на что. Мы стремимся к этому образу, но это лишь идеальный образ у нас в голове. И чем дальше он находится от реальности – тем хуже мы себя чувствуем.
К огромному сожалению, не всегда и не у всех именно так. Как правило, в силу тех или иных причин человек может быть неконгруентным. Так происходит, когда его внутренние переживания, представления, мысли, не соответствуют тому, что он транслирует миру, людям вокруг. Например, вы чувствуете обиду и злость из-за того, что вам приходится работать пять дней в неделю за скромную плату, но с друзьями и родными вы всегда радостны, потому что не хотите расстраивать их. Вы надеваете маску для того, чтобы было хорошо другим, при этом совершенно забывая о себе самом. Может ли из этого выйти что-то хорошее? Нет, такое поведение ни к чему, кроме череды разочарований, бессилия и плохого настроения вас не приведет.
Причины несоответствий
В чем причины несоответствий между вашим поведением и вашими ощущениями внутри? Почему так происходит? На то может быть несколько причин:
1. Вам навязывают некие модели поведения, рассказывают, каким вы должны быть
Очень часто с самого детства мы усваиваем определенные убеждения, слыша родительские предписания и оценочные суждения.
Такие фразы являются скрытой манипуляцией. Сознательно или нет, но родители пытаются манипулировать своим ребенком, чтобы сделать его удобным для себя. Вот только они забывают, что покладистый и молчаливый ребенок таким и останется всю жизнь. Он не станет внезапно лидером, успешным бизнесменом или известным артистом. Не осознавая этого, родители с самого детства программируют ребенка на одну единственную дорогу: в офис на стандартную зарплату. Это не самый худший исход, но и далеко не самый лучший.
Ребенок, чтобы заслужить и сохранить родительскую любовь, начинает стремиться к выполнению требований. Механизм такого процесса, согласно К. Роджерсу, условное принятие.
Ребенок, не зависимо от того в каких вариациях это транслируется, получает послание, что его будут любить только в том случае, если он выполнит все требования родителей.
Возможно, он так и не узнает, что его ценность уже в том, что он есть. И для принятия другими не обязательно соответствовать перечисленным характеристикам. Но, его образ, грубо говоря, уже создан.
2. Список ожиданий
Следующим шагом после семьи на пути во взрослую жизни является социализация, вхождение в социум, который тоже имеет свои требования и ожидания.
В каждой культуре есть образ успешной личности, так называемой личности-достигатора. Какой-то эталон, пример, норматив, идеал, на который стоит равняться. Нравится вам это или нет, но социум будет ждать от вас именно такого поведения. Находясь под постоянным давлением извне и наблюдая, что успеха и признания добиваются лишь люди с определенной моделью поведения, вы обязательно задумаетесь о том, чтобы действовать так же.
Увы, иногда в сознании тех, кто стремится к навязанному идеалу, постоянно сравнивая себя с эталоном, формируется огромный разрыв между я-реальным и я-идеальным, вследствие чего я-концепция приобретает ярко негативный оттенок. Для того, чтобы достичь счастья, необходимо, чтобы разрыв между вашим я-реальным и я-идеальным был минимален. Если вы не принимаете себя и хотите быть совершенно другим человеком, от этого вам точно не будет лучше.
Часто навязывание определенного поведения со стороны родителей и ожидания социума идут рука об руку. Как результат личность не функционирует полноценно (тоже понятие К. Роджерса).
Полноценно функционирующая личность
Какова же личность, которая функционирует полноценно? Это личность, которая стала сама собой, она всецело использует свои способности, таланты, возможности. Её жизнь – это движение к познанию себя и своих переживаний.
Такая личность имеет пять важных характеристик, среди которых:
Очевидно, что главная цель жизни человека согласно К. Роджерса – рост каждой личности в направлении познания и реализации всех своих возможностей, ориентируясь на то, кем она может быть!
Для этого важно не бояться жизни, застревая на обвинениях родителей и социума. А быть в её потоке, делая её насыщенной, наполненной и полноценной! Работать над собой! Стремиться к осознанию, что единственный, от кого зависит всё происходящее в вашей жизни – это вы сами!
И для этого нужно всего – лишь желание и немного мужества!
12 вещей, которые делают тебя цельной, сформировавшейся личностью
Не существует какого-то определенного возраста, когда можно с уверенностью сказать, что человек сформировался как личность. Цельность и зрелость — это не про состояние тела, а про состояние ума. Часто человек считает себя взрослым, хотя на самом деле он далек от этого состояния. Прежде чем делать выводы, попробуй проанализировать, сколько из перечисленных ниже вещей есть у тебя.
1. Умение контролировать эмоциональное состояние
Умение контролировать свои эмоции — это, наверное, один из самых важных навыков, который не раз поможет тебе в жизни. От твоего самоконтроля могут зависеть отношения с близкими людьми, личная жизнь, карьера, физическое и психическое здоровье и так далее. Умение контролировать свое эмоциональное состояние включает в себя сдержанность, конструктивное вымещение негативных эмоций, умение не позволять своим чувствам брать верх над здравым смыслом при принятии важных решений.
2. Умение брать на себя ответственность
Важно понимать, что только ты несешь ответственность за свои действия или бездействие. Любое решение, принятое тобой, имеет определенные последствия, за которые в ответе лишь ты один.
Умение брать на себя эту ответственность, не пытаясь переложить ее на окружающих, — показатель того, что ты взрослый не только на основании цифры, указанной в паспорте. Не вини в своих ошибках и проступках кого-то другого — контроль над ситуацией всегда в твоих руках.
3. Сформированные принципы
Некоторые люди зависят от чужого мнения. С одной стороны, это неплохо: ты всегда можешь найти компромисс и сохранить хорошие отношения. Но если копнуть глубже — такая зависимость приносит больше негатива: ты пытаешься вписаться в какие-то рамки, быть похожим на окружающих, следовать за мнением большинства. Всё это лишает тебя твоего собственного мнения, принципов и ценностей.
Сформировавшаяся личность понимает, что она уникальна. Такой человек будет честен в первую очередь с самим собой — он будет действовать в соответствии со своими взглядами на жизнь.
4. Умение откладывать удовольствие
Все мы время от времени предстаем перед непростым выбором. Мы можем вложить честно заработанные 100 тысяч в свой отпуск, полетев в Турцию на неделю, или же в собственный бизнес. Это простой пример, но он может многое рассказать о человеке.
Умение откладывать удовлетворение открывает для тебя новые возможности. Потратив вечер не на просмотр сериала, а на саморазвитие, ты инвестируешь в себя. И твои инвестиции обязательно вернутся в многократном объеме.
5. Отсутствие предубеждений
Твое видение окружающего мира могут сильно ограничивать предрассудки. Сформировавшаяся личность не будет слепо верить в собственную правоту. Такой человек будет прислушиваться к словам других людей, смотреть на ситуацию с разных точек зрения и задаваться вопросом: «Передо мной полная картина или я что-то упускаю?» Зрелый человек способен даже принять непривычное для себя убеждение, если собеседник приведет сильные аргументы.
6. Надежда только на собственные силы
Приятно знать, что в случае беды тебя сможет поддержать твоя родня, друзья или любимый человек. Но куда приятнее и безопаснее в любых ситуациях надеяться исключительно на собственные силы. Взрослая жизнь подразумевает именно такой подход — справляться с проблемами самостоятельно, обращаясь к близким людям только в исключительных случаях.
7. Умение правильно расставлять приоритеты
Семья, друзья, работа, отдых, удовольствия, саморазвитие — зрелому человеку важно научиться правильно расставлять приоритеты. Без этого будет крайне сложно успевать уделять внимание всем сферам жизни. Сформировавшаяся личность понимает, что зацикливаться на чём-то одном неправильно, так как полноценная жизнь должна охватывать и общение, и карьеру, и хобби в равной степени.
8. Умение разрешать конфликты
Умение разрешать конфликты на самом деле достаточно сложно постичь. Ты должен искать компромиссы в спорах, понимать, о чём говорит твой собеседник, уметь смотреть на ситуацию с чужой точки зрения, находить выход из конфликтной ситуации, не давать волю личной неприязни к человеку и так далее.
То, как ты подходишь к решению конфликтов, может многое рассказать о твоей личности. Зрелый человек разговаривает спокойно, понимает, что любой может ошибиться, не опускается до оскорблений и не обвиняет своего оппонента.
9. Стремление к самосовершенствованию
Зрелый человек понимает, насколько важно самосовершенствование. В твоей жизни никогда не настанет тот момент, когда ты сможешь с уверенностью сказать, что достиг идеала во всём, чем занимаешься. Время идет, знания устаревают — ты сталкиваешься с ситуациями, в которых тебе будет не хватать опыта. Это совершенно нормально. Просто стремись становиться лучше и узнавать больше.
10. Понимание причинно-следственных связей
Одна из самых важных вещей, которую понимает сформировавшаяся личность: любое действие имеет определенные последствия. То, что ты делал или не делал сегодня, обязательно отразится на тебе завтра. И исключений в этом правиле нет. Так что зрелый человек всегда думает о возможных последствиях.
11. Готовность упорно трудиться
С опытом приходит осознание, что ничего не дается просто так. Чтобы достичь успеха, ты должен быть готов к долгому и тяжелому труду. Исполнение твоих мечтаний и достижение поставленных целей целиком и полностью зависят от количества усилий, которые ты готов вложить. Вот это по-настоящему взрослый подход к жизни.
12. Эмпатия
Эмпатия — это умение осознанно сопереживать окружающим людям, понимая, что они чувствуют. Другими словами, ты можешь поставить себя на место собеседника и прийти к выводу, как вести себя в ним или что ему говорить в конкретной ситуации.
Эмпатия повышает эффективность коммуникации с окружающими людьми, ведь ты всегда будешь знать, какой подход использовать в общении с человеком.