Что такое потнички в былинах
Значение слова «потничек»
потничек
1. уменьш.-ласк. к потник ◆ А й тут старый казак да Илья Муромец // Стал добра коня он заседлывать: На коня накладывает потничек, // А на потничек накладывает войлочек, // Потничек он клал да ведь шелковенький, // А на потничек подкладывал подпотничек. Н. Розман, «Былины», 2015 г.
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: неметаллический — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Предложения со словом «потничек»
Отправить комментарий
Предложения со словом «потничек»
Если потничек загнётся или от одного попадания камешка или ветки, что в бешеной скачке взлетают выше головы! – поранишь спину.
Те седла лежали на спине лошади мёртвым грузом, и даже мягкий потничек из кошмы не спасал животное от потёртостей, а человека от усталости.
Карта слов и выражений русского языка
Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.
Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.
Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.
Учебно-исследовательская работа для классных часов в 5-7 классе
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 53
По теме: «Образ коня в сказках и былинах»
учитель русского языка и
Семантический потенциал образа коня…………3
Образ коня в сказках и былинах…………………… 4
Конь – гордое, стремительное животное, зачастую сливавшееся в представлении древнего славянина то с богом Солнца, то с образом конного воина. Он был излюбленным мотивом древнего искусства. С давних пор конь был верным спутником и помощником человека. Это нашло отражение во многих сказаниях, мифах и былинах.
1.Семантический потенциал образа коня.
Семантика – раздел языкознания, изучающий значение единиц языка. В качестве инструмента изучения применяют семантический анализ.
Семантические проблемы ставились и обсуждались философской мыслью уже в глубокой древности.
Теория семантического анализа направлена на решение задач, связанных с возможностью понимания смысла фразы и выдачи запроса поисковой системе в необходимой форме.
Понятие образного комплекса позволяет свести к одной категории многообразные в лексическом и семантическом отношении факты ассоциативного употребления слов, относящихся к одному детонату (например, к коню, к огню, водному потоку и т.д.) и исследовать их мотивационные связи не на уровне отдельного слова, а более глубоко, исходя из семантического потенциала всего образа.
Остановимся при интерпретации понятия образного комплекса на образе коня (лошади).
Словарный состав всех языков обладает не только прямой, но и переносной номинацией, сохраняющей ту или иную степень образности. Одним из важнейших средств выражения субъективной оценки являются образно-переносные значения слов. Значительное место среди них занимает зоометафора, она отличается множественностью самых различных общих и индивидуальных ассоциаций, вызванных особенностями поведения, повадок, нравов животных.
Среди ассоциатов образа коня – человек, мысли, характер, автомобиль и многое другое. Чаще всего, по линии практически всех входящих в его семантическую структуру смыслов – этот образ соотносится с человеком и характеризует его с точки зрения физических качеств, темперамента, эмоционального состояния.
Например, отметим некоторые семантические структуры образа коня:
«Быстрый, быстро движущийся» (скакать, рысак, галоп)
«Физически сильный, выносливый» (жеребец, ломовой конь)
«Испытывающий ощущения тяжести» (нести хомут)
«Норовистый, сопротивляющийся чужой воле» (среди средств воплощения-сочетания: встать на дыбы, закусить удила)
«Выполняющий работу» (рабочая лошадь, запрячь)
Эти фразы свидетельствуют об устойчивости данного образа в языковом сознании и функционируют в разных речевых сферах.
2. Образ коня в сказках и былинах.
Образ коня в русских народных сказках и былинах берет начало из древних славянских мифов.
Согласно верованиям древних славян, конь – символ добра и счастья, мудрость богов являлась людям через это животное. Культ коня связан с почитанием Солнца: славяне верили, что Даждь – бог (бог Солнца) ездит по небу на чудесной колеснице, запряженной четверкой белых златогривых коней с золотыми крыльями.
Поэтому наши предки приписывали особую силу оберегам (от слова «беречь») в виде фигурок коня (голова, туловище), их носили у левого плеча на цепочке. Оберегали себя, таким образом не только крестьяне, но и былинные герои – защитники Русской земли. Для них конь являлся не просто оберегом, это был их верный друг и помощник.
Так былинный конь Бурушка богатыря Добрыни Никитича в былине «Добрыня и Змей» принимает участие в сражении со Змеем Горынычем вместе со своим хозяином. Он топчет детенышей Змея:
…стал его Бурушко поскакивать,
А змеенышей от ног, да он отряхивать,
Притоптал он всех да до единого.
Издавна коней холили, любили и ценили их очень дорого. Это прослеживается не в одной былине: «Купил себе… Илья жеребчика… как ему калики советовали, дал за него цену неслыханную, пятьсот рублей с полтиною, выкормил, вырастил, в росах вывалял…» (из былины «Исцеление Ильи Муромца»). И стал ему конь верным другом-товарищем.
Во многих былинах, чтобы отправиться в путь-дороженьку доброго коня богатырь:
…поил питьем медвяныим,
…кормил пшеной да белояровой,
…седлал в седелышко черкасское,
Он потнички да клал на потнички,
Он на потнички да кладет войлочки…
(из былины «Добрыня и Змей»),
«…положил войлочки на войлочки,…поверх всего надел на коня седло черкасское с двенадцатью шелковыми подпругами, а тринадцатая была всех крепче, из железа выкована» (из былины «Исцеление Ильи Муромца»).
В русских народных сказках образ коня люди наделяли волшебной силой, способной перевернуть их жизнь. Они летают по небу, дают мудрые советы, предсказывают будущее и помогают своему герою. Реже конь был связан с темными силами.
Еще один конь, который наделен необыкновенной физической силой и силой волшебника – это конь из «Сказки о молодильных яблоках и живой воде».
Этого доброго коня Ивану-царевичу предлагает в помощь баба – яга «Этот конь поскакивает, мхи-болота перескакивает, реки, озера хвостом заметает.» Но он теряет часть магической силы, когда Иван, вопреки совету коня целует девицу-Синеглазку : «Не послушался ты, Иван-царевич, вошел в терем к девице Синеглазке! Теперь мне стены не перескочить… перемахнул через стену, да задел об нее одной подковой….»
Загадочные образы сказочных коней уже много столетий тревожат воображение людей и служат источником вдохновения.
Образ коня в русской литературе и искусстве с древних времен воспринимался многозначительно. Этот конь был советчиком и спасителем человека, провидцем, это был конь-судьба, каждый шаг которого многое значил.
На протяжении тысячелетий конь (лошадь) верно служит человеку. Он сопровождает его всю жизнь: помогает в хозяйстве, становится верным другом, помощником в битвах и «собеседником» на привале.