Что такое ппм в авиации
ИПМ – Исходный пункт маршрута
СЛЕГКА ПО КРУЧЕ. НАПРАВЛЕНИЯ …
В зависимости от того, где располагается меридиан, различают :
В авиации используют в основном ПУ начальный.
В качестве меридианов, относительно которых измеряют ПУ, принято несколько:
ИСТИННЫЙ(географический) – изображен на картах, глобусе. Направление на географический полюс земли.
МАГНИТНЫЙ – направление на магнитный полюс земли.
ОПОРНЫЙ – любое удобное направление.
Как известно, Земля – магнит. Именно это свойство обуславливает наличие магнитных меридианов. К сожалению, а может к счастью – магнитные и географические полюса не совпадают. Более того, они совершенно противоположны. На самом деле, сточки зрения физики, север – юг, а юг – север. Стрелка поворачивается за счет магнитных силовых линий. А, следовательно, север указывает на юг. Это школьный курс физики, друзья! (Можете в книге прочитать) Просто получилось так, что сначала распределили направления, а потом выяснили – распределили неправильно. Для простоты, что бы не перетасовывать привычные представления о направлениях, приняли все так, как есть на данный момент. Север – север, юг-юг. Надо иметь ввиду, что обычный компас указывает МАГНИТНОЕ направление.
Опорный меридиан мы рассмотрим попозже, когда вплотную будем знакомиться с ортодромией, гироПОЛУкомпасами, и т.д.
В зависимости от выбранного меридиана, различают магнитный ПУ (МПУ), истинный ПУ (ИПУ), ортодромический ПУ (ОПУ – от опорного меридиана).
Они в свою очередь разделяются на фактические и заданные (ЗПУ и ФПУ; ЗМПУ, ФМПУ; ФИПУ, ЗИПУ; ОФПУ; ОЗПУ). Естественно, заданный – это необходимый, фактический – текущий. Следовательно, нужно, чтобы ЗПУ и ФПУ совпадали!
НЕКОТОРЫЕ УСЛОВНОСТИ и ПОПРАВКИ:
См – северное направление магнитного меридиана.
Си – северное направление истинного меридиана
Со – северное направление опорного меридиана
В навигационных картах указывают ЗМПУ начальное, т.е. отсчитанное от См, проходящего через ППМ.
D А – азимутальная поправка – угол, заключенный между Со и Си.
D М – магнитное склонение – угол, заключенный между Си и См. Возникает из-за несовпадения географических и магнитных полюсов. Магнитные склонения определяют с помощью специальных приборов.
D Му- условное магнитное склонение, угол, заключенный между Со и См.
Линии равных магнитных склонений, нанесенные на карты, называют ИЗОГОНЫ.
ОСНОВНЫЕ НАВИГАЦИОННЫЕ ПОНЯТИЯ. И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
§ 3. ОСНОВНЫЕ ЛИНИИ и точки
Важнейшими оперативно-тактическими требованиями, предъявляемыми к боевым действиям авиации, являются внезапность, точность и своевременность. Это требует от экипажа умения точно выполнять надеты по заданному маршруту на любых высотах от предельно малых до стратосферных, безошибочно выходить и метко поражать малоразмерные цели в назначенное время.
Экипажу, как правило, указываются маршрут и высота полета, т. е. назначается та траектория, по которой должен пролететь самолет для выполнения поставленной задачи.
Траекторией полета называется линия, описываемая в пространстве центром масс самолета в процессе его движения.
Проекция траектории полета на земную поверхность называется линией пути. Линия пути может быть заданной и фактической. Линия, по которой экипаж должен провести самолет, называется линией заданного пути (ЛЗП).
Эта линия, заданная основными пунктами, через которые должен пролететь самолет, называется маршрутом полета.
Основными (опорными) точками маршрута являются (рис. 2.1):
— исходный пункт маршрута (ИПМ)—та точка, в которой»начинается маршрут полета. От этой точки, обычно расположенной на некотором удалении от аэродрома взлета, разрешается прокладывать на полетной карте линию заданного пути;
— поворотные пункты маршрута (ППМ)—те точки
маршрута, над которыми происходит изменение направления линии заданного пути; …
— цель — точка маршрута, в которой решается основная задача полета (бомбометание, стрельба, пуск ракет, десантирование, разведка и т. д.);
— исходный пункт обратного маршрута (ИПОМ) — точка, расположенная в районе цели, от которой начинается обратный маршрут для возвращения на аэродром посадки;
— конечный пункт маршрута (КПМ) ==■ точка в рай-
one аэродрома, в которой заканчивается маршрут полета и до которой прокладывается на карте линия заданного пути.
При задании маршрута, как правило, указывается высота пролета основных его пунктов. Если маршрут полета развернуть в прямую линию и через эту прямую провести вертикальную плос-
Рис. 2.1. Основные точки маршрута
кость, то проекция на нее заданной в пространстве траектории бу- /Iет представлять собой профиль полета (рис. 2.2).
Профилем полета называется проекция на вертикальную плоскость заданной траектории движения.
Высота, скорость и направление движения самолета являются основными характеристиками навигационного режима и о — л е г а.
І Іомимо указанных выше основных точек может выбираться ряд промежуточных точек маршрута (ПТМ), количество и назначение которых зависят от условий полета и применяемых технических средств.
Обычно в качестве основных точек маршрута выбирают хорошо наблюдаемые-с воздуха наземные ориентиры: характерные населенные пункты, озера, изгибы рек, острову или полуострова, точки пересечения дорог и т. д.
Линия фактического пути (ЛФП) представляет собой проекцию на земную поверхность фактической траектории полета самолета. ЛФП, как правило, не совпадает точно с ЛЗП из-за неизбежных погрешностей самолетовождения.
Чтобы найти линию фактического пути, необходимо с достаточной точностью и частотой определять в полете местонахождение самолета.
Местом самолета (МС) называется та точка земной поверхности, над которой в данный момент находится самолет (в которую проецируется его центр масс). Положение этой точки определяется относительно ориентира (например, 5 км севернее населенного пункта N) или указанием двух координат (например, географические широта и долгота).
Знание лишь одной координаты определяет линию положения самолета.
Линией положения (ЛП) называется линия вероятного местонахождения самолета, характеризующаяся постоянством измеренного параметра. Например, знание дальности от известной точки до самолета определяет радиус окружности, в одной из точек которой находится самолет. В этом случае окружность и будет являться линией положения самолета.
Вывод самолетов на наземные цели с помощью
прицельно-навигационных комплексов (ПРНК)
Имеющиеся на борту современных истребителей-бомбардировщиков прицельно-навигационные комплексы (ПРНК) позволяют с высокой точностью выходить на запрограммированные цели.
Ошибки измерения азимута и дальности на самолете составляют соответственно ± 0,25° и ± 200 м.
Ошибки измерения азимута и дальности на карте стола-планшета (масштаб 1: 500000) составляет соответственно ± 1° и ± 250÷500 м.
Ошибки измерения азимута и дальности самолета с помощью наземного индикатора РЛС составляют соответственно 2° и 2,5 км.
В то же время при постановке задач в воздухе часто возникает необходимость нанесения удара по незапрограммированным целям, а наземные РЛС обеспечивают наведение самолетов на высотах 300 метров и менее в радиусе до 40÷50 км, что значительно меньше радиуса действия истребителей-бомбардировщиков. Поэтому в частях ИБА применяется способ выхода на незапрограммированные цели с использованием ПРНК (рис. 8.4.).
Рис. 8.4. Выход на незапрограммированные цели с использованием ПРНК
Сущность этого способа сводится к тому, что по периметру района боевых действий выбираются произвольные поворотные пункты маршрута (ППМ) и их координаты вводятся в БЦВМ ПРНК для создания единого поля целеуказания, позволяющего определить относительно каждого из ППМ координаты любой цели в этом районе.
Карты района боевых действий с идентично выбранными и пронумерованными ППМ готовятся летчиками и расчетами ПУ.
Последовательность работы ОБУ (Рис. 8.4.):
1. После получения задачи о выводе (перенацеливании) самолетов на незапрограммированную цель нанести цель на карту.
2. Провести на карте створную прямую линию через цель и один из запрограммированных пунктов (например ППМ-4) до пересечения с ЛЗП самолета (пример: ППМ-1– ППМ-2).
3. Определить расстояние от цели до ППМ, через который проведена створная линия «ППМ-4 – Цель» (Д ц).
4. Проложить участок маршрута, обеспечивающий сход самолета с ЛЗП на незапрограммированную цель (участок разворота) с учетом расчетного радиуса разворота.
5. Определить графически расстояние от первоначально выбранного ППМ до точки начала разворота (ТНР) из ППМ-2. Это расстояние можно определить с использованием формулы:
Д тнр = R × tg (УP/2) + Д тим + Δ,
6. Передать летчику данные о величине Д тнр, номере ППМ, на который следует оперативно перейти на Д тнр, и расстояние Д ц.
Действия летчика:
Летчик, получив указанную информацию, выводит самолет на ЛЗП (ППМ-1 – ППМ-2), над ППМ-1 на пульте навигации включает ППМ, заданный с КП (ППМ-2).
Необходимая информация о текущих значениях дальностей до ППМ, включая дальности Д тнр и Д ц, вырабатывается постоянно. Полет можно выполнять как в ручном, так и в автоматическом режиме.
За 8÷10 км до цели летчик начинает ее поиск и после обнаружения атакует с ходу или после дополнительного маневра.
При этом способе вывода самолет с ПРНК можно использовать как самостоятельно, так и в качестве лидера для других самолетов, не имеющих ПРНК.
Время, потребное расчетам КП для определения необходимых исходных данных и выдачи их летчику при перенацеливании и постановке задачи в воздухе не превышает 2÷3 минут. В случае применения для этих целей простейших приспособлений (палеток), а также вспомогательных таблиц или графиков для определения радиусов разворота, дальностей до ТНР и целей, это время может составлять менее 1 мин.
Рассмотренный способ может применяться для вывода истребителей-бомбардировщиков и на вновь выявленную цель, когда данные о ее местонахождении сообщают летчику непосредственно перед вылетом или по радио после взлета.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
ПРИКАЗ Минтранса РФ от 17.07.2008 N 108 (ред. от 23.06.2009) «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ АВИАЦИОННЫХ ПРАВИЛ «ПОДГОТОВКА И ВЫПОЛНЕНИЕ ПОЛЕТОВ В ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Приложение N 2. ОСНОВНЫЕ СОКРАЩЕНИЯ И УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ВОЗДУШНОЙ НАВИГАЦИИ
рисунок | — государственная граница |
(не приводится) | |
рисунок | — граница района УВД (РУВД) |
(не приводится) |
На радионавигационных картах
рисунок | — аэродром (с указанием направления ВПП) |
(не приводится) | |
рисунок | — пункт обязательного донесения (в том числе ППМ): |
(не приводится) | |
рисунок | с ОПРС |
(не приводится) | |
рисунок | без ОПРС |
(не приводится) | |
рисунок | — контрольный ориентир (в том числе ППМ), не являющийся пунктом обязательного донесения |
(не приводится) | |
рисунок | — наземный маяк РСБН |
(не приводится) | |
рисунок | — радиовещательная станция (РВС) |
(не приводится) | |
рисунок | — автоматический радиопеленгатор (АРП) |
(не приводится) | |
рисунок | — магнитное склонение в районе аэродрома |
(не приводится) | |
рисунок | — линия заданного пути с указанием МПУ и расстояния |
(не приводится) | |
рисунок | — участок воздушной трассы (маршрута с односторонним движением) |
(не приводится) | |
рисунок | — спрямленный маршрут с указанием МПУ и расстояния |
(не приводится) | |
рисунок | — траверз контрольного ориентира, находящегося в стороне от маршрута, с указанием расстояния до ЛЗП и расстояний до ППМ |
(не приводится) | |
рисунок | — пункт обязательного донесения на границе районов УВД с указанием расстояний до ППМ |
(не приводится) | |
рисунок | — наземная радиолокационная станция (РЛС) на аэродроме (в пункте УВД) |
(не приводится) | |
рисунок | — ограничительный пеленг (азимут) |
(не приводится) | |
рисунок | — рубеж начала снижения (РНС) с указанием расстояния от аэродрома посадки и нижнего безопасного эшелона полета |
(не приводится) |
На полетных картах
Отметки места воздушного судна
рисунок | — определенного визуально (время 12.15) |
(не приводится) | |
рисунок | — определенного счислением и прокладкой пути (в том числе с помощью навигационных вычислительных устройств) |
(не приводится) | |
рисунок | — определенного прокладкой линий положения, полученных с помощью навигационных средств |
(не приводится) | |
рисунок | — сообщенного с земли (в том числе по запросу экипажа) |
(не приводится) |
Приложение N 3
к Правилам (п. 8.3.7)
Законодательная база Российской Федерации
Бесплатная горячая линия юридической помощи
Бесплатная консультация
Навигация
Федеральное законодательство
Действия
Приложение N 2. ОСНОВНЫЕ СОКРАЩЕНИЯ И УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ВОЗДУШНОЙ НАВИГАЦИИ
рисунок | — государственная граница |
(не приводится) | |
рисунок | — граница района УВД (РУВД) |
(не приводится) |
На радионавигационных картах
рисунок | — аэродром (с указанием направления ВПП) |
(не приводится) | |
рисунок | — пункт обязательного донесения (в том числе ППМ): |
(не приводится) | |
рисунок | с ОПРС |
(не приводится) | |
рисунок | без ОПРС |
(не приводится) | |
рисунок | — контрольный ориентир (в том числе ППМ), не являющийся пунктом обязательного донесения |
(не приводится) | |
рисунок | — наземный маяк РСБН |
(не приводится) | |
рисунок | — радиовещательная станция (РВС) |
(не приводится) | |
рисунок | — автоматический радиопеленгатор (АРП) |
(не приводится) | |
рисунок | — магнитное склонение в районе аэродрома |
(не приводится) | |
рисунок | — линия заданного пути с указанием МПУ и расстояния |
(не приводится) | |
рисунок | — участок воздушной трассы (маршрута с односторонним движением) |
(не приводится) | |
рисунок | — спрямленный маршрут с указанием МПУ и расстояния |
(не приводится) | |
рисунок | — траверз контрольного ориентира, находящегося в стороне от маршрута, с указанием расстояния до ЛЗП и расстояний до ППМ |
(не приводится) | |
рисунок | — пункт обязательного донесения на границе районов УВД с указанием расстояний до ППМ |
(не приводится) | |
рисунок | — наземная радиолокационная станция (РЛС) на аэродроме (в пункте УВД) |
(не приводится) | |
рисунок | — ограничительный пеленг (азимут) |
(не приводится) | |
рисунок | — рубеж начала снижения (РНС) с указанием расстояния от аэродрома посадки и нижнего безопасного эшелона полета |
(не приводится) |
На полетных картах
Отметки места воздушного судна
рисунок | — определенного визуально (время 12.15) |
(не приводится) | |
рисунок | — определенного счислением и прокладкой пути (в том числе с помощью навигационных вычислительных устройств) |
(не приводится) | |
рисунок | — определенного прокладкой линий положения, полученных с помощью навигационных средств |
(не приводится) | |
рисунок | — сообщенного с земли (в том числе по запросу экипажа) |
(не приводится) |
Приложение N 3
к Правилам (п. 8.3.7)