Что такое речевое умение

Что такое речевое умение

Для методики чрезвычайно важно определение языковой способности. От ее понимания зависит характер воздействия на речь детей. Психологическая школа Л. С. Выготского рассматривает языковую способность как отражение системы языка в сознании говорящего. «Речевой опыт человека не просто подкрепляет какие-то условнорефлекторные связи, а ведет к появлению в организме человека речевого механизма, или речевой способности. Этот механизм именно формируется у каждого отдельного человека на основе врожденных психофизиологических особенностей организма и под влиянием речевого общения» (А. А. Леонтьев). Языковая способность – это совокупность речевых навыков и умений, сформированных на основе врожденных предпосылок.

Речевой навык – это речевое действие, достигшее степени совершенства, способность осуществить оптимальным образом ту или иную операцию. Речевые навыки включают: навыки оформления языковых явлений (внешнее оформление – произношение, членение фраз, интонирование; внутреннее – выбор падежа, рода, числа).

Речевое умение – особая способность человека, которая становится возможной в результате развития речевых навыков. А. А. Леонтьев считает, что навыки – это «складывание речевых механизмов», а умение – это использование данных механизмов для различных целей. Навыки обладают устойчивостью и способностью к переносу в новые условия, на новые языковые единицы и их сочетания, а это означает, что речевые умения включают комбинирование языковых единиц, применение последних в любых ситуациях общения и носят творческий, продуктивный характер. Следовательно, развивать языковую способность ребенка – значит развивать у него коммуникативно-речевые умения и навыки.

Различают четыре вида речевых умений: 1) умение говорить, т.е. излагать свои мысли в устной форме, 2) умение аудировать, т.е. понимать речь в ее звуковом оформлении, 3) умение излагать свои мысли в письменной речи, 4) умение читать, т.е. понимать речь в ее графическом изображении. Дошкольная методика имеет дело с навыками и умениями устной речи.

Источник

Словари

То же, что коммуникативное умение. Способность человека осуществлять то или иное речевое действие в условиях решения коммуникативных задач и на основе выработанных навыков (см. речевой навык) и приобретенных знаний. Р. у. характеризуется продуктивностью, иерархичностью, творческим характером; обладают известной психологической самостоятельностью: чтобы правильно и полноценно общаться, человек должен уметь ориентироваться в условиях общения и на основе этого строить свою речь. Р. у., как и всякое другое умение, характеризуется осознанностью, самостоятельностью, продуктивностью и динамизмом. Кроме того, Р. у. не может функционировать без использования языковых средств и актуализации предложения в конкретной ситуации. К числу Р. у. по иностранному языку выпускника общеобразовательной школы (базовый уровень) относятся следующие:

a) вести диалог, используя оценочные суждения, в ситуациях официального и неофициального общения (в рамках изученной тематики); беседовать о себе, своих планах; участвовать в обсуждении проблем в связи с прочитанным или прослушанным иноязычным текстом, соблюдая правила речевого этикета;

б) рассказывать о своем окружении, рассуждать в рамках изученной тематики и проблематики; представлять социокультурный портрет своей страны и стран изучаемого языка;

2) аудирование: относительно полно и точно понимать высказывания собеседников в распространенных стандартных ситуациях повседневного общения, понимать основное содержание и извлекать необходимую информацию из различных аудио- и видеотекстов: прагматических (объявления, прогноз погоды), публицистических (интервью, репортаж), соответствующих тематике данной ступени обучения;

3) чтение: читать аутентичные тексты различных стилей: публицистические, художественные, научно-популярные, прагматические, используя основные виды чтения (ознакомительное, изучающее, поисковое, просмотровое) в зависимости от коммуникативной задачи;

4) письмо: писать личное письмо, заполнять анкету, письменно излагать сведения о себе в форме, принятой в стране изучаемого языка, делать выписки из иноязычного текста.

Источник

РЕЧЕВОЕ УМЕНИЕ

Полезное

Смотреть что такое «РЕЧЕВОЕ УМЕНИЕ» в других словарях:

УМЕНИЕ РЕЧЕВОЕ — УМЕНИЕ РЕЧЕВОЕ. См. речевое умение … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

УМЕНИЕ — УМЕНИЕ. Усвоенный субъектом способ выполнения действий, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков. Способность осознанно совершать действие, опираясь на сформированные навыки и приобретенные знания. Создает возможность… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

РЕЧЕВОЕ МАСТЕРСТВО — РЕЧЕВОЕ МАСТЕРСТВО. Умение выбирать из возможных вариантов высказывания наиболее точные, выразительные в смысловом и стилистическом отношении, а также ситуативно уместные средства языка и способы их употребления. См. также культура речи, речевая… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

АУДИТИВНОЕ УМЕНИЕ — АУДИТИВНОЕ (от лат. audire – слышать) УМЕНИЕ. Речевое умение, обеспечивающее возможность понимать смысл воспринимаемых на слух иноязычных текстов. Формируется в результате выполнения специальных речевых упражнений, с помощью которых… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ — аббревиатура, абзац, автоматическая обработка текста, автоматический перевод, автономная речь, адаптация речевая, адаптация текста, адресант, адресат, азбука, акт речевой, активная грамматика, активная лексика, активная речь, активное владение… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

ЛЕКСИКА — (от греч. lexikos – словесный). Словарный состав языка, совокупность слов языка. Ведущий компонент речевого общения, выступает в речи во взаимодействии с грамматикой и фонетикой. Слово имеет две стороны: чувственную и смысловую. Чувственная… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

Говорение — продуктивный вид речевой деятельности, посредством которого осуществляется устное общение. Как и все виды речевой деятельности, Г. имеет следующую структуру: 1. На этапе предварительной ориентировки для говорящего важно уяснить цель и задачи… … Педагогическое речеведение

Содержание обучения — активная грамматика, активная лексика, активный грамматический минимум, активный словарный запас, активный словарь, артикуляция, аспект обучения, аспекты языка, аудирование, аутентичный материал, база данных, виды речевой деятельности… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

Речь человека в общении — Использование речи в устном или письменном О. открывает перед людьми широкие возможности. Они реализуются в передаче разнообразной информации, налаживании межчеловеческих отношений, раскрытии личностных способностей, качеств и потребностей… … Психология общения. Энциклопедический словарь

Источник

Речевое умение

Речевое умение — это способность человека осуществлять то или иное речевое действие в условиях решения коммуника-тивных задач на основе комплекса навыков.

Речь представляет собой творческую деятельность. При наличии речевых умений говорящий не думает, какими средствами выразить свою мысль. Для него важно, например, какие он должен использовать аргументы, чтобы убедить своего собе-седника или возразить ему. Слушающий при этом следит за ходом мысли говорящего, также не сосредоточивая внимания на языковой форме.

Существуют четыре вида речевых умений: аудирование (или восприятие иноязычной речи на слух), говорение, чтение и письмо. Их формирование и составляет основной предмет обучения (деятельность учителя) и основной объект усвоения (деятельность учащегося) в учебном процессе по ИЯ. Это значит, что учащиеся должны овладеть ИЯ как средством общения и уметь им пользоваться при понимании речи на слух, говорении, чтении и письме. Остановимся на краткой характеристике названных умений.

Говорение и письмо — продуктивные виды речевой деятельности (РД), так как:

служат для выражения мыслей;

исполнительная фаза нобит внешне выраженный характер (звукомоторный при говорении и графический при письме);

порождаемый в их процессе продукт — текст (устный и письменный).

Наряду с названными общими характеристиками говорения и письма следует отметить, что у каждого из этих видов РД есть своя специфика, обусловленная тем, что они принадлежат к разным формам речи, а именно: говорение — устная форма речи; а письмо — письменная форма речи.

Аудирование и чтение — репродуктивные виды РД, поскольку:

служат для восприятия и понимания (чужих) уже выраженных мыслей;

их исполнительная фаза имеет внутренний характер (процесс понимания чужих мыслей не имеет внешне выраженного характера);

их продукт — те или иные умозаключения, к которым приходит слушающий или читающий.

Отличия аудирования от чтения состоят в следующем:

чтение — это письменная форма речи, а аудирование — устная форма речи;

чтение, в отличие от аудирования, не зависит от временного фактора (всегда можно вернуться к прочитанному), а при аудировании имеет место одноразовость рецепции (восприятия). Названные речевые умения выступают в качестве важных

средств речевого общения, овладение которыми и является ключевой задачей учебного предмета «ИЯ». Последнее утверждение определяет специфику этой учебной дисциплины. Дей-ствительно, в отличие от большинства учебных дисциплин не-языкового цикла (история, химия и др.), которые нацелены на изучение тех или иных явлений, тех или иных законов (напри-мер, история изучает законы развития общества, физика — законы природы и т. д.), целью иностранного языка как учебного предмета является «практическое овладение языком, то есть некоей деятельностью, являющейся функцией того или другого человеческого коллектива» (Щерба Л. В. Преподавание иностранных языков в школе. М.: АПН РСФСР, 1947. С. 11). При этом ИЯ, в отличие от других предметов, является одновременно и целью, и средством обучения. Это объясняется тем, что обучение ИЯ организуется и ведется не только на изучаемом языке, но и с его помощью. Поэтому учитель управляет двумя видами деятельности учащихся: усвоением языкового и рече*, вого материала и общением на изучаемом языке.

Таким образом, отличия учебной дисциплины ИЯ от предметов неязыкового цикла совершенно очевидны. Учебные предметы естественно-научного (физика, математика и т. п.) и гума* нитарного (история и др.) циклов имеют в качестве своей основной задачи «образование в сознании учащихся правильных представлений, понятий, законов и др.», «практика в обучении этим предметам подчинена задаче овладения основами науки», а в основе таких учебных дисциплин, как пение, рисование, физкультура, лежит идея о «привитии практических навыков» (Общая методика обучения иностранным языкам в средней школе / Под ред. А. А. Миролюбова, И. В. Рахманова, В. С. Цет- лин. М., 1967. С. 6).

Сходство и различия учебных дисциплин «ИЯ» и «родной язык»

Общность этих предметов языкового цикла проявляется в том, что каждый из них направлен на формирование языковой личности учащегося (Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. М.: Наука, 1987. С. 48). Концепт (понятие) языковой личности, которое рассмотрено далее, связан с такими качествами личности, как раскрепощенность, творчество, само.- стоятельность, способность строить взаимодействие и взаимопонимание с партнерами по общению и др.

Кроме того, имеется общность между процессами усвоения родного и иностранного (неродного) языков. Эта общность обусловлена единством языка как сущности, а также тем, что в основе процессов овладения любым языком лежат одни и те же фундаментальные законы усвоения и принципиально оди-наков объект усвоения — язык.

Различия между учебными дисциплинами «ИЯ» и «родной язык» связаны, прежде всего, с целями обучения этим предметам. В рамках первой учебной дисциплины, в отличие от второй, у учащихся не формируется новая языковая система коммуникации, а образовательно-развивающие задачи связаны скорее с ознакомлением с теорией родного языка, с его системой. При этом коммуникативная цель обучения родному языку состоит в совершенствовании умений и навыков устной речи и обучении письму и чтению, а также в овладении умением точ-но выбирать средства передачи информации^ (Общая методика обучения. С. 13). Для учебного предмета «ИЯ» коммуникативная цель является также ведущей. Однако общеобразовательно-воспитательные цели обучения ИЯ реализуются непосредственно в процессе достижения коммуникативной цели. Более того, сам процесс достижения этой цели, равно как и процесс овладения ИЯ, отличны от того, что специфично для родного языка.

Иная картина наблюдается при овладении учащимися иностранным языком. Начиная изучать этот язык, ребенок уже обладает определенным языковым и речевым опытом в родном языке и способностью совершать основные мыслительные операции на этом языке. Процесс усвоения им новых языковых средств не сопровождается одновременным формированием понятий об окружающей его действительности, овладением мыслительными операциями. В ходе этого процесса про-исходит лишь приобщение учащегося к новым для него способам выражения мысли (в том числе имеющим нацио-нально-культурные особенности), но не к новому типу мышле-ния. Отсюда очевидно, что в учебном процессе по ИЯ имеются возможности опереться на сформированное на базе родного языка мышление учащегося и совершенствовать его мыслительные операции.

Важно отметить и то, что, овладевая родным языком в детстве и не имея возможности прибегнуть к языку-«посреднику», ребенок тем не менее познает смысл/значение каждого звучащего слова. Усвоить новые слова для него — значит соотнести каждое слово с каким-либо предметом и использовать это слово в своей непосредственной предметной деятельности. Слово родного языка усвоено тогда, когда ребенок устанавливает прочные связи между материальным предметом/явлением и его вербальным эквивалентом. При этом ребенок должен научить-ся обращаться должным образом с этим предметом, познать его качества и свойства (как он выглядит, каков он на вкус и т. д.), то есть вместе со звучащим словом он познает окружающий его мир, создает об этом мире определенное представление. Ребенок, осваивающий второй язык, уже располагает определенным представлением об окружающем его мире. Для него процесс усвоения языка будет эффективным в том случае, если в его сознании устанавливаются прочные связи между новым словом и его эквивалентом в родном языке. По справедливому мнению И. А. Зимней, именно это обстоятельство, с одной стороны, обусловливает непрочность сохранения иноязычного слова в памяти учащихся, а с другой, — подтверждает необходимость максимально опираться в учебном процессе на речевой опыт детей в родном языке (Зимняя И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М.: Просвещение, 1991. С. 29).

Не менее существенным является и то, что в процессе овладения родным языком происходит социальное развитие ребенка. Это значит, что ребенок овладевает не только языковой системой, но и средствами выражения своих чувств, желаний, а также усваивает нормы социального поведения. Поскольку именно язык служит средством формирования «образа-Я» ребенка, то одновременно с приобретением им речевого опыта в родном языке происходит его социальная, и индивидуальная идентификация. Он понимает свою принадлежность к опреде-ленному лингвоэтносу, свою национальность и др. В процессе же овладения иностранным языком изучающий его, как пра-вило, стремится не потерять свою собственную идентичность, что вызывает определенные трудности в овладении этим язы-ком. Правда, дети, в отличие от взрослых, быстрее и легче усваивают новый для них язык, что можно объяснить, в первую очередь, отсутствием у них страха потерять свою общность с определенной социальной и языковой средой (.Apeltauer Е. Е. Gesreuerter Zwetspracherwerb. Voraussetzungen und Konse- quenzen fiier den Unterriecht. Hueber Verland, Munchen, 1987).

Источник

Понятие и сущность речевых умений

Что такое речевое умение. Смотреть фото Что такое речевое умение. Смотреть картинку Что такое речевое умение. Картинка про Что такое речевое умение. Фото Что такое речевое умение

«Понятие и сущность речевых умений»

Речевое развитие является одним из важных приобретений человека. Речевому развитию младших школьников служила не только риторика. Такие ученые, как К.Д.Ушинский, Т.Н.Толстой способствовали зарождению методики развития речи как дисциплины в курсе изучения родного языка. Л.Н.Толстой, создал собственное творческое направление при обучении сельских ребятишек. Обучая детей письменным сочинениям, он не уделял особого внимания творческим способностям детей при создании ими устных высказываний, так как считал, что творчество присуще больше детям, чем взрослым.

При развитии речи большое внимание уделялось работе с её частями: словом, словосочетанием, предложением. Использовались также устные виды работ (разного рода пересказы на уроках русского языка и чтения) и письменные (изложение, сочинение).

Большое место разным видам работы со словом при развитии речи школьников уделял С.П.Резодубов. В своем пособии на конкретных примерах он объяснял, как учитель должен проводить многообразные виды работы на уроках русского языка:

«раскрытие значения слов»;

«название детьми предметов их признаков и действий»;

«сравнивание предметов по свойственным им признакам»;

«подбор антонимов к данным словам»;

Основной задачей работы по развитию речи является вооружение учащихся содержательно, грамматически и стилистически правильно выражать свои и чужие мысли.Развитие речи ребенка идет за счет многих способностей и умений. Понятие «умение» определяется как промежуточный этап овладения новым способом деятельности на основе знаний, но еще не достигнувшый уровня навыка, автоматизированности. Следовательно, знание – необходимое условие формирования умения.

Ученые считают, что умение – это способность выполнять определенное действие или деятельность продуктивно, подбирая и применяя целесообразные приемы (приобретенные знания и навыки). Так, речевое умение — это способность человека осуществлять то или иное речевое действие в условиях решения коммуникативных задач на основе комплекса навыков.

Дети с хорошо развитой речью всегда успешнее учатся по разным предметам, поэтому приоритетным направлением в обучении является формирование речевых умений в процессе речевой деятельности.

умением говорить, т.е. излагать свои мысли в устной форме;

умением излагать свои мысли в письменной речи;

умением аудировать, т.е. понимать речь в ее звуковом оформлении;

умением читать, т.е. понимать речь в ее графическом изображении.

Остановимся на краткой характеристике названных умений:

Второй вид: Письмо – словесное общение при помощи письменных текстов. Речь письменная отличается от речи устной не только тем, что использует графику, но и в грамматическом (прежде всего синтаксическом) и стилистическом отношениях — типичными для письменной речи синтаксическими конструкциями и специфичными для нее функциональными стилями.

Четвертый вид: Чтение это специфическая форма языкового общения людей посредством печатных или рукописных текстов.

Речевые умения тесно связаны с речевой деятельностью, и они не могут существовать друг без друга. Для развития речевой деятельности необходимы развития разнообразных речевых умений.

Таким образом, культуре речевого развития начали уделять внимание с давних времен, учителя, педагоги разных времен разрабатывали методики для того чтобы способствовать развитию речи детей. Также и сегодня целью образования, если опираться на ФГОС НОО, является не только получение «знаний», но и развитие речевых умений. Речь это основа для социализации каждого человека, именно поэтому она является одной из главных компетенций ФГОС НОО, который устанавливает требования для успешного развития речевых умений детей.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *