Что такое рынок diy

Что такое рынок diy

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Что такое рынок DIY? Обзор этого рынка

Ситуация на российском розничном рынке товаров для ремонта и строительства уверенно развивается в пользу сетевого ритейла.

Расширяют территорию охвата как сети международного масштаба, так и отечественные. При этом наибольшее число продаж по-прежнему наблюдается на строительных рынках, которым сейчас принадлежит примерно 80-90% объёмов всего строительного ритейла. Соответственно, оборот всех остальных (цивилизованных) форматов – магазинов-одиночек, сетевых магазинов и гипермаркетов – составляет всего 10-20%.
В ходе исследования, проведенного агентством ABARUS Market Research, было выявлено 13 сетей федерального масштаба (4 из которых – международные игроки) и 32 крупнейшие сети регионального масштаба. Пока по числу магазинов, открытых в России, лидируют отечественные сети: «Старик Хоттабыч», «Суперстрой», «Домоцентр» и «Чудодом» (у каждой сети – более 20 магазинов на начало 2008 г.). Однако западные игроки теснят российских посредством более внушительных масштабов и оборотов.

По прогнозам, наиболее острая борьба в перспективе развернется в формате DIY-гипермаркетов, поскольку в нем работает большинство иностранных ритейлеров. Гиперемаркет DIY, хоть и является на данный момент не самым распространенным форматом в России, тем не менее имеет наилучшие рыночные перспективы. Именно к такому виду торговли склоняются компании, которые занимают ведущие позиции на отечественном рынке.

Очевидно, что небольшие самостоятельные игроки розницы не способны конкурировать с сетями ни ценами, ни широтой ассортимента, но у них есть, по крайней мере, два конкурентных преимущества. Первым преимуществом выступает как раз размер (возможность компактно «вклиниться» в район, не способный дать крупных оборотов). А вторым может стать особенная ассортиментная линейка и свой подход к покупателю.
За 2008 год в России закрылось около тридцати специализированных магазинов, принадлежащих сетям федерального масштаба, вместе с тем, федеральные специализированные сети открыли 60 новых торговых точек. Универсальные сети в силу того, что они работают в более крупных форматах, менее маневренны — сокращение коснулось их в меньшей степени, за период с 2007 года закрылся лишь один магазин универсальной направленности, принадлежащий федеральной сети.

К 2009 году в стране работают более 3 200 магазинов, входящих в сети. По данным исследования Департамента консалтинга РБК «Российские розничные сети по продаже строительных материалов и товаров для дома (DIY)», среди федеральных округов по числу сетевых торговых точек лидирует Центральный федеральный округ (более 800 магазинов с универсальным и специальным ассортиментом, более половины которых находится в Москве и Московской области).

По показателю «количество магазинов на 100 000 жителей» на первом месте — Северо-Западный федеральный округ, в котором на 100 000 человек приходится 3,4 сетевых магазина. На последней позиции — Южный федеральный округ: в нем на 100 000 жителей приходится 1,1 магазин.

Ориентировочные позиции по иностранным сетям ДИУ (инфа меняется).
1. OBI
2. Leroy Merlin
3. Castorama
4. К-Раута
В 2010 году немецкий оператор OBI открыл три магазина – в Екатеринбурге, Краснодаре и Москве. При этом магазин в Екатеринбурге стал вторым магазином сети в этом городе, а магазин в Москве стал примером новой концепции OBI – площадь этого магазина значительно меньше по сравнению с существующими магазинами OBI (более 10 тыс. м2) и составляет всего 4,5 тыс. м2. По состоянию на конец 2010 года OBI управляет 17 магазинами в России

Источник

Тренды в DIY-ретейле, за которыми стоит следить в 2020-2021 годах

Мы в Heads and Hands разрабатываем мобильные экосистемы в разных отраслях рынка. Нам близок DIY, так как в разные годы нашими клиентами были и остаются «Петрович», «Все инструменты», Леруа Мерлен.

Мы следим за трендами отраслей, в которых работают наши клиенты. В этот раз собрали все интересное, что происходит в DIY-ретейле.

В 2020 году на рынок DIY в России активно выходят маркетплейсы. Они начинают торговать материалами для ремонта и конкурировать со специализированными ретейлерами. Их основные преимущества в единой системе лояльности, удобных и быстрых способах онлайн-заказа и доставки домой или в пункты выдачи.

По итогам 2019 года категория DIY&Household в Ozon выросла в два раза, а оборот составил почти 10 млрд рублей.

Ozon ориентируются на тех пользователей, которые делают ремонт самостоятельно. Сейчас у маркетплейса около 100 тысяч товарных наименований в категории DIY, к концу года планируется более 500 тысяч.

В планах компании наращивать не только объемы продаж товаров, но и развивать сопутствующие сервисы: вывоз строительного мусора, сборку мебели, распил и нарезку материалов, ремонтные работы.

Ozon развивают направление на фоне того, как спрос на товары для ремонта начал расти в связи с переходом россиян на удаленный режим работы в марте 2020 года.

Выход маркетплейсов на рынок DIY укладывается в мировые тренды. Так в США по объему продаж в DIY лидирует специализированный Home Depot, а сразу за ним следует маркетплейс Amazon.

Казалось бы, какой это тренд в 2020 году. Тем не менее не у всех DIY-ретейлеров России из топ-10 по выручке развиты все онлайн-каналы продаж.

Так мобильные приложения есть только у Леруа Мерлен, СТД «Петрович», ОБИ, «Мегастрой», «Вимос». У «Максидома» было приложение в 2019 году, оно не давало оформить заказ без авторизации, долго грузило результаты поиска, на данный момент его больше нет в сторах. У других компаний из списка: Сатурн, Castorama, Бауцентр, Строительный двор, Аксон — приложений нет.

При этом онлайн-продажи в сегменте DIY&Household растут двузначными темпами – +72% по итогам I половины 2019 года. Продажи в категории мебель на 134%, а товары Home&Decor – на 67%.

Леруа Мерлен планируют увеличить долю онлайн-продаж с 3,3% до 10% в течение трех лет. У второго ретейлера из топа, «Петровича», доля интернет-магазина и колл-центра в 2020 году достигла 72%.

Еще одним каналом онлайн-продаж, а также связующим звеном между онлайном и офлайном является приложение — это еще один тренд, о котором поговорим далее.

Тренд предполагает бесшовный путь покупателя во всех каналах продаж. В DIY нередок случай, когда клиент изучает ассортимент магазина в онлайне, а покупает в магазине.

Обслуживание в самом магазине можно сделать таким же удобным, как и при заказе онлайн. Например, с помощью сканера товаров в приложении можно находить и добавлять товары в избранное, оформлять заказ и доставку тяжелых товаров.

Так сканеры товаров есть в приложениях Леруа Мерлен, «Петрович» и ОБИ. У «Петровича» помимо сканера встроена технология NFC. С её помощью можно считать метку на любом товаре и получить полную информацию о нём.

Приложение американского DIY-ретейлера The Home Depot помогает ориентироваться в магазине: вы выбираете товар в онлайне, хотите посмотреть на него вживую, приходите в магазин, а приложение выстраивает маршрут до него и экономит время.

Офлайновый опыт может быть расширен за счет расширенного ассортимента в онлайне. Например, просмотр и заказ товаров, которые не представлены на полках. Так в гипермаркетах американского ретейлера The Home Depot представлено 40 тысяч товаров, тогда как онлайн доступно более 1 миллиона. Покупатели сети предпочитают выбирать товары в онлайне, а забирать из магазинов, не дожидаясь доставки.

Очевидно, что DIY сложно перенести полностью в онлайн, так как всегда будут покупатели, которые захотят посмотреть товар вживую. Так по данным Леруа Мерлен, офлайн-магазины российской сети посещают 4,8 тыс. покупателей в день, а ежедневный онлайн-трафик — 600 тыс. посетителей. Онлайн перевешивает офлайн, но при этом 44% покупателей ищут товары в интернет-магазине, а покупают уже в гипермаркете.

СТД «Петрович» предлагают оригинальный мини-формат — цифровую комнату в ТРЦ COLUMBUS. На площади 24 кв.м метров располагается несколько десятков видеоэкранов. Там посредством планшета можно примерять на виртуальные стены и пол отделочные материалы: обои, ламинат, плитку, двери. Выбранные товары можно отправить консультанту, который рассчитает их объем и стоимость, оформит заказ и доставку.

Остальные ретейлеры развивают городские форматы магазинов.

В 2019 году Леруа Мерлен открыли фиджитал стор в Москве на территории технопарка ЗИЛ. Это формат магазина с упором на омни-коммуникации: в нем есть киоски для заказа товаров, не представленных в магазине, для заказа ремонтных услуг, для аренды инструментов, VR-очки для подбора оформления кухни.

В июне 2019 года IKEA открыли магазин городского формата в торговом комплексе «Авиапарк» в Москве. Площадь нового магазина меньше: 7,7 тыс. кв.м против самого маленького пригородного в 25 тыс. кв.м. Ассортимент сгруппирован по зонам,а рядом с мебелью сразу находятся аксессуары. В магазине есть поиск товаров по QR-кодам и кассы самообслуживания. Магазин пользуется популярностью: за три месяца с начала работы покупатели спланировали в нем более 2000 кухонь и гардеробов.

DIY-ретейлер «Максидом» также заявил о развитии уменьшенного формата магазинов в 2019 году. Первый магазин малого формата «Максидом рядом» площадью 4 тыс. кв. м был открыт в 2017 году в ТРК «Гранд Каньон». Открывать магазины малого формата в 2019 году ретейлер планировал в Санкт-Петербурге и городах, расположенных в радиусе 200 км от города.

Главные игроки DIY-рынка во всем мире предлагают схожий ассортимент и более-менее одинаковые дополнительные услуги — конкурировать за счет уникальных товаров, сервисов или демпинга цен практически невозможно. Остается одно — клиентский опыт.

Объединение услуг и площадок для покупок в единую экосистему закрывает все потребности клиентов внутри одной компании, делает взаимодействие пользователей с продуктом удобнее и за счет этого позволяет отстроиться от конкурентов.

В США DIY-экосистему строит The Home Depot — пятый среди всех e-commerce ретейлеров страны и крупнейший DIY-ретейлер в мире. В центре их экосистемы — мобильное приложение. Оно предлагает товары из расширенного ассортимента, объединяет все услуги и виртуальные инструменты.

Через приложение можно оформить ремонтные услуги, арендовать инструменты, посмотреть обучающие видео о том, как этими инструментами пользоваться. В приложении есть огромное количество калькуляторов для расчета материалов, вплоть до количества коробок для переезда и компоста для удобрения грядок.

Параллельно Home Depot создают B2B-экосистему для профессионалов с предложениями эксклюзивных брендов, доставкой на рабочую площадку, кредитами, арендой профессиональных инструментов. Она объединяет B2B веб-сайт, аренду профессиональных инструментов, CRM-систему для продажи услуг и доставки.

В России экосистемы в DIY выстраивают два лидера из топа ретейлеров — Леруа Мерлен и СТД «Петрович».

Экосистемный подход дает свои плоды. Так The Home Depot в 2018-2019 годах зафиксировали рост в 1,8%, тогда как весь рынок в США вырос на 0,6%. Компания является пятым ретейлером США после Amazon, Walmart, Ebay и Apple.

Построение экосистем — глобальная тенденция на рынке DIY, которая включает в себя остальные перечисленные. Даже модель маркетплейса может стать частью экосистемы, пример — маркетплейс Леруа Мерлен Маркет. Предлагаем вам следить за развитием экосистем не только в DIY, но и в других отраслях рынка в нашем Telegram-канале. Там мы делимся новостями, обзорами, мнениями о том, как компании строят экосистемы и создают супер-аппы.

Источник

FX.co ★ agentprovocateur | Что такое рынок DIY (сделай сам, Do it yourself)?

Что такое рынок diy. Смотреть фото Что такое рынок diy. Смотреть картинку Что такое рынок diy. Картинка про Что такое рынок diy. Фото Что такое рынок diy

Что такое рынок DIY (сделай сам, Do it yourself)?

Магазины, работающие в сфере DIY, гибко ориентируются на спрос и избегают хранения запасов, которые стоят денег и требуют дополнительных площадей. Производители должны быть готовы к меньшим, но более частым поставкам. Благодаря доступу к разветвленной сети можно избежать дефицита продукции. Практика показывает, что стоит доверить услуги профессиональному мерчендайзеру. Какими товарами торгуют? Основной ассортимент делится в зависимости от области обустройства дома и сада, а также используемых строительных и других материалов. Ассортимент Do it yourself включает фурнитуру, замки, охранную технику, инструменты, станки, строительное и уборочное оборудование, обои, краски, малярные принадлежности, домашний текстиль, электронику, сантехнические и установочные принадлежности, сантехнику, отопление, кондиционирование воздуха, напольные покрытия, деревянную, пластиковую и другую облицовку, светильники, лампы и дизайнерские аксессуары для интерьера жилья.

Строительные материалы: ирригационные и дренажные материалы, материалы для внутренней отделки, например, гипсокартон, строительные элементы, строительная химия, плитка, половая доска, ламинат, паркет и и.д. Всё для сада: садовый инвентарь, удобрения, препараты для защиты растений, садовый инвентарь, садовая техника и аксессуары, садовая мебель, тандыр, барбекю. Расширенный ассортимент: всё для досуга и поделок, игрушки, мебель для самостоятельной сборки, включая кухни, товары для дома, мелкие электроприборы, велосипеды и аксессуары, зоотовары, автомобильные аксессуары, сезонные товары. Рейтинг крупнейших и популярных DIY-сетей: Leroy Merlin (Франция); Петрович (Россия); OBI (Германия); Сатурн (Россия); Castorama (Франция, Швейцария, Великобритания).

Основные плюсы DIY-сетей: экономия времени; разнообразный ассортимент товаров, рассчитанный на несколько групп покупателей; потребитель получает возможность купить всё необходимое сразу в одном месте; доступность широкого ассортимента с различным диапазоном цен на ллюбой вкус; возможность консультации с сотрудником магазина или промоутером бренда; образцы представленных интерьеров и даже домов, создать которые можно при помощи товаров, предлагаемых магазинами; скидки, акции, бонусы, рассылки; возможность заказать товар через Интернет. Минусы: в гипермаркетах как правило стандартный и универсальный ассортимент товаров; большое скопление людей (особенно в выходные дни); временное отсутствие конкретного товара; отсутствие интереса, некомпетентность со стороны сотрудников магазина, которых надо еще постараться найти в торговом зале. Тем не менее если хотите экономно украсить своё жильё, разумно использовать концепцию DIY.

Источник

Топ-10 российских DIY-сетей

Что такое рынок diy. Смотреть фото Что такое рынок diy. Смотреть картинку Что такое рынок diy. Картинка про Что такое рынок diy. Фото Что такое рынок diy

Тройка лидеров DIY-сетей в России по выручке долгие годы была неизменна. Эти позиции прочно занимали международные сети. Однако петербургская сеть «Петрович» в 2016-2017 годах вытеснила сначала с третьего места Castorama, а затем со второго OBI, отмечается в исследовании INFOLine.

Глава «Петровича» Евгений Мовчан не скрывает амбициозных планов и говорит о том, что «возможно, когда-нибудь мы догоним и Leroy Merlin». Однако участники рынка хоть и признают, что команда «Петровича» — большие профессионалы, но догнать лидера они не смогут, слишком уж большой отрыв между первым и вторым игроком — 225 млрд рублей против 37,8 млрд рублей. К тому же темпы развития Leroy Merlin все последние годы были выше, чем у конкурентов по топ-10, поэтому разрыв только увеличивался и с учетом грандиозных планов французской сети продолжит нарастать.

1. Французская сеть Leroy Merlin, работающая в России с 2004 года, уже долгие годы удерживает в России первое место по выручке среди DIY-сетей в России. В течение 2012-2017 годов сеть, по подсчетам INFOLine, ежегодно наращивала выручку более чем на 20%.

Что такое рынок diy. Смотреть фото Что такое рынок diy. Смотреть картинку Что такое рынок diy. Картинка про Что такое рынок diy. Фото Что такое рынок diy

К 2024 году ретейлер планирует увеличить сеть в России почти втрое: с нынешних 78 более чем до 200 магазинов

В феврале этого года Leroy Merlin закрыла сделку по покупке финской сети «К-раута», после чего ее доля выросла до 19%. В планах на этот год открытие 20 магазинов: в Москве, Московской области и в 10 новых для сети регионах. В этом году DIY-ретейлер открыл интернет-магазины во всех городах присутствия магазинов сети. До этого они работали только в Москве, Петербурге, Самаре, Ростове-на-Дону и Новосибирске. Также лидер рынка планирует удвоить долю электронной коммерции с нынешних 0,75% в том числе путем увеличения количества наименований товаров на сайте примерно в 10 раз. Кроме того, в июне сеть открыла на своем сайте маркетплейс — онлайн-площадку с товарами сторонних продавцов. Участники рынка оценили это как грандиозное событие на российском DIY-рынке.

«В ближайшие годы Leroy Merlin подвинет «Петровича» по доле онлайн-торговли в общем обороте сети. И в первую очередь потому, что у нее сеть гораздо шире — от Калининграда до Хабаровска, в отличие от «Петровича», который представлен только в Москве и Петербурге», — говорит генеральный директор ИА INFOLine Иван Федяков. Сам «Петрович» делает ставку именно на инновации.

Что такое рынок diy. Смотреть фото Что такое рынок diy. Смотреть картинку Что такое рынок diy. Картинка про Что такое рынок diy. Фото Что такое рынок diy

Твой единственный путь к успеху — это создавать спрос, предвидеть и создавать будущее

Например, ретейлер установил в торговых залах планшеты, благодаря которым покупатели могут не только узнавать информацию о товаре, но и собирать корзину. Причем тяжелые покупки не обязательно брать в зале и возить до кассы в тележке, их можно забрать после оформления покупки при выезде со стройбазы или же заказать доставку на дом. Кроме того, фишка «Петровича» заключается в самой быстрой доставке товара клиенту: 2 часа по Петербургу и 5 часов по Москве, куда компания вышла 3 года назад. «Мы точно понимаем, что можем в столице достичь питерских стандартов. И мы видим, что другие игроки тоже пытаются доставлять быстрее, потому что для покупателя время — одно из самых главных потребностей», — считает Евгений Мовчан. Планируемый оборот СТД «Петрович» по итогам 2018 года — 45,5 млрд рублей. По итогам прошлого года компания занимала 3,2% розничного рынка материалов для дома и ремонта.

3. Немецкая сеть OBI, работающая в России с 2003 года, сместилась по итогам 2017 года в рейтинге со второго на третье место с оборотом 36 млрд рублей. Причем ретейлер последние 3 года показывает отрицательные темпы роста по выручке. До 2020 года немецкий ретейлер планирует обновить все гипермаркеты в России. На данный момент в России работает 28 гипермаркетов OBI в 14 городах. По подсчетам INFOLine, доля OBI с 2015 по 2017 год сократилась с 3,2 до 3%.

4. Castorama, входящая в состав международной компании Kingfisher (развивает пять DIY-сетей в мире), на российском рынке работает с 2006 года. В настоящее время насчитывает 21 гипермаркет в России. За последние 6 лет компания открыла всего четыре гипермаркета в России и один закрыла. Доля сети сократилась с 3,2% в 2015 году до 3% в 2017-м.

5. Петербургская группа компаний «Сатурн», развивающая гипермаркеты под брендом «СатурнСтройМаркет», занимает 5-ю строчку в рейтинге крупнейших DIY-сетей в России. Компания насчитывает 48 объектов в 25 городах России и занимает 2,3% рынка страны.

7. Калининградская ГК «Бауцентр» работает с 1994 года. Сегодня она насчитывает восемь гипермаркетов в Калининграде, Омске, Новороссийске и Краснодаре. В этом году сеть заявила о планах выйти в Московский регион. В ближайшие несколько лет здесь планируется открыть три гипермаркета.

8. Московская сеть магазинов «Строительный двор» работает в России с 1993 года. Сегодня она насчитывает 57 магазинов в 14 городах России.

9. Девятое место занимала финская сеть «К-раута», входящая в концерн Kesko. В начале этого года финский концерн продал эту сеть Leroy Merlin. «Kesko прекращает торговые операции в России и продает свои 12 магазинов сети», — говорилось в сообщении компании. Сумма сделки составила 12 млрд рублей. Все 12 магазинов «К-раута» были переданы Leroy Merlin в первом полугодии 2018 года.

10. Казанская компания «Агава» развивает сеть гипермаркетов «Mегастрой». На сегодняшний день она насчитывает 12 гипермаркетов, четыре из которых находятся в Казани, два — в Набережных Челнах, два — в Ульяновске и по одному — в Чебоксарах, Йошкар-Оле, Стерлитамаке и Саранске. Ее оборот в 2017 году вырос до 11,5 млрд рублей с 10,2 млрд в 2016-м.

Источник

Что происходит на рынке DIY?

По итогам 2018 года рынок DIY прирастает на 5,5 % в денежном эквиваленте и выходит на уровень докризисного 2014 года. Однако структура самого рынка меняется: все большая доля «пирога» приходится на ТОП-10 универсальных сетей DIY: в 2015 году доля топов была 27,3%, а в 2018 — уже 40%. Как метаморфозы в экономике изменили отрасль, рассказал Иван Федяков, генеральный директор информационного агентства INFOLine на DIY Forum.

Что такое рынок diy. Смотреть фото Что такое рынок diy. Смотреть картинку Что такое рынок diy. Картинка про Что такое рынок diy. Фото Что такое рынок diy

Крупнейшие ритейлеры прирастают также в выручке (+17% за 2018 год) и торговых площадях (+8% за 2018 год). Такое распределение сил связано прежде всего с консолидацией рынка (ушли такие игроки, как «К-Раута», «СуперСтрой», «Метрика» и др., заявила об уходе Castorama) и стремительным развитием лидера отрасли — «Леруа Мерлен», который за 4 года удвоил свою долю на рынке (с 12,1% в 2015 году до 21,4% в 2018 году) и увеличил выручку на 20,7% по сравнению с 2017 годом. На его долю приходится чуть больше половины всех открытий новых торговых площадей в 2018 году.

Что такое рынок diy. Смотреть фото Что такое рынок diy. Смотреть картинку Что такое рынок diy. Картинка про Что такое рынок diy. Фото Что такое рынок diyФилипп Мужо, директор по маркетингу «Леруа Мерлен»

К концу 2019 года «Леруа Мерлен» планирует провести реконцепцию 50 из 70 ранее открытых магазинов.

Мы разработали новую концепцию наших гипермаркетов, согласно которой магазин разделен на несколько функциональных зон. В зоне проектных продаж можно, например, создать планировку кухни или гардеробной. Также появятся зоны вдохновения, оформления и выдачи клиентских заказов, клиентская зоны.

Также в 2019 году мы откроем еще 19 новых магазинов, в том числе в 6 новых городах — в Ижевске, Владивостоке, Новороссийске, Владикавказе, Белгороде, Иваново.

Компания «Леруа Мерлен» отказалась от покупки магазинов сети Castorama. Честно говоря, сегодня уход Castorama — это DIY-Брексит: никто не знает, как это будет происходить. Продать сеть в России целиком Castorama вряд ли удастся, продавать по частям не очень интересно, так как какие-то объекты все равно останутся. Да и вообще, в связи со сменой генерального директора Kingfisher неизвестно, не изменятся ли планы компании в принципе.

Что касается производителей строительно-отделочных материалов, которые являются непосредственными участниками рынка, то агенство INFOLine выяснило, какие факторы сегодня особенно сильно препятствуют их развитию. По итогам опроса 700 ведущих компаний на рынке выяснилось: проблемой №1 для производителей стало увеличение себестоимости производства — так считает 65% компаний сегмента DIY (15% рост показателя с 2017 года).

«Это серьезный вызов! Поставщики стонут, ведь они попали в «ножницы»: по итогам прошлого года инфляция в промышленности больше 10%, а инфляция потребительских цен значительно ниже этого уровня. Сейчас мы видим, как это негативно сказывается на финансовых показателях компаний», — объяснил Иван Федяков.

Среди факторов, препятствующих развитию, поставщики также отметили недостаточный спрос (39% опрошенных), «серые» схемы конкурентов (38%), монополизацию рынка (37%), нехватку персонала (25%), высокие процентные ставки банков (20%).

Несмотря на это поставщики строительно-отделочных материалов оптимистичны в финансовых прогнозах на 2019 год: 90% из них заявили, что ожидают роста выручки, 7% опрошенных ожидают схожие с 2018 годом показатели, а 2% настроены менее позитивно и считают, что их выручка будет сокращаться.

Что такое рынок diy. Смотреть фото Что такое рынок diy. Смотреть картинку Что такое рынок diy. Картинка про Что такое рынок diy. Фото Что такое рынок diy

Новые тенденции на рынке DIY

Тренд 1: Переход покупателей на стратегию бережливого потребления.

За 3 года кризиса в экономике РФ у потребителей сформировалась новая стратегия, которую аналитик назвал «бережливым потреблением», – население вернулось к покупкам, но ведет себя исключительно рационально, покупает только то, что необходимо, активно реагирует на различные специальные предложения и промоакции.

«Обратите внимание, в Европе уровень жизни гораздо выше, чем у нас, — но там люди ведут себя рационально, покупают экономичные товары. Эта стратегия потребителей пришла и в Россию, мы стали чем-то похожи на европейцев», — объясняет Иван Федяков.

Этот тренд нужно учитывать участникам рынка DIY в своей маркетинговой стратегии.

Тренд 2. Рост ипотечного кредитования.

В 2015 году государство поддержало строительный сектор комфортными ставками по ипотеке, поэтому в 2018 году доля ипотечного кредитования в портфеле банков РФ выросла в 2,5 раза по сравнению с 2014 годом.

Несмотря на, казалось бы, непростую ситуацию в экономике и кошельках покупателей, в 2017 году был установлен рекорд по количеству выданных кредитов и их суммам — население приобрело 1,92 млн ипотечных квартир на сумму 2 трлн рублей. В 2018 году россияне с лихвой перекрыли эти показатели новым рекордом — приобрели 1,47 млн квартир по ипотеке на сумму 3 трлн рублей.

Скептики утверждают, что на рост доли ипотечного кредитования повлияло рефинансирование, однако его уровень всего около 11% от общего количества ипотечных кредитов. При этом население продолжило активно покупать жилье и в начале 2019 года, что позитивно скажется на финансовых показателях участников рынка DIY.

Что такое рынок diy. Смотреть фото Что такое рынок diy. Смотреть картинку Что такое рынок diy. Картинка про Что такое рынок diy. Фото Что такое рынок diyЕвгений Мовчан, генеральный директор СТД «Петрович»

Мы задумались о том, для чего мы делаем омниканальность, и поняли, что в основе всего этого – человек с его бедами и нуждами. Стали исследовать процесс покупки, его составляющие: выбор, консультации, покупку, оплату, доставку. Оказалось, что это не линейный процесс. Люди перепрыгивают со стадии на стадию и делают это в совершенно разных каналах. Мы поняли, что наша цель — дать людям возможность осуществлять все этапы покупки так, как им удобно. И для этого разработали 8 каналов продаж, а именно: магазин, офисы продаж, менеджеры-консультанты, сайт и приложение, колл-центр и социальные сети.

Но суть не в количестве каналов, а в том, что нужно обеспечить покупателям легкий переход из одного канала в другой. Этим мы и занимаемся и в этом видим отличие омниканальности от мультиканальности.

Как измерять успех в омниканальной модели? В ней все каналы должны работать в синергии. И цели по росту мы ставим также для каждой из 3 групп каналов (мы их сгруппировали).

Все это вместе дает синергетический эффект и позволяет расти компании «Петрович» в целом — на 30,5 % в 2018 году.

Тренд 3. Снижение средней площади квартир в новостройках, но рост площадей индивидуальных домостроений.

За последние 10 лет средняя площадь сдаваемого жилья в новостройках сократилась на 20% и составила 50 кв. м. Анализ проектов строительства показывает, что тенденция к уменьшению средней площади жилья продолжится и в ближайшее время она будет составлять 47 кв. м. Также в России стремительно растет рынок небольших квартир-студий средней площадью 25 кв. м, которые раньше не были актуальны для России.

Положительная тенденция наблюдается на рынке индивидуальных домостроений — регистрируется рост средней площади частных домов, при этом ипотека здесь практически не работает, люди строят себе дома исключительно за свой счет.

Тренд 4. Рост доли квартир с отделкой.

Ипотека и изменение потребительского поведения влияют на строительный рынок с точки зрения качества жилья — растет доля квартир с отделкой. В Московском регионе доля квартир с полной или частичной отделкой в 2018 году выросла на 31% и составила 51%, а в Санкт-Петербургском районе и Ленинградской области на 35% и достигла 67% по сравнению с 2012 годом. Это меняет каналы продаж строительно-отделочных материалов.

В то же время DIY-сети эти изменения не замечают, и связано это с тем, что 91% людей, которые купили квартиры с отделкой, переделывали ремонт в новом жилище частично или полностью.

В ходе опроса, проведенного «Каширским двором» (рынок в Москве), 96% респондентов признались, что отделка квартир в новостройке не соответствует заявленному, а 94% респондентов и вовсе недовольны качеством ремонта от застройщика.

«Неудивительно, что рынок пока не так сильно меняется: приобретая квартиры с отделкой, люди вынуждены продолжать делать ремонт. Строительная отрасль пока не готова к тому, чтобы предлагать потребителям полностью готовый продукт», – пояснил Иван Федяков.

Тренд 5. Возможное введение критериев классификации стандартного жилья.

Документ отменяет понятие «жилье экономического класса», теперь такое жилье официально называется «стандартным».

В 2019 году началась дискуссия по поводу введения критерия стандартного жилья с отделкой. Возможно, в ближайшее время стандартным жильем будет называться только то жилье, которое включает определенный комплекс отделочных работ.

«Такую инициативу хотят закрепить на законодательном уровне, ее поддерживают Минстрой, строительные компании, банки, которые заинтересованы в увеличении денежных потоков и сумм ипотечных кредитов», — отметил Иван Федяков.

Тренд 6. Россияне намерены улучшать свои жилищные условия.

Доля россиян, которые планируют делать ремонт и приобретать жилье, растет от года к году. В 2018 году сделать ремонт в квартире и приобрести мебель планировали 23% респондентов, свои планы осуществили 19%. Потратить средства на приобретение жилой недвижимости планировали 10% респондентов, а реально приобрели 6%.

«Не все, кто планировал делать ремонт, его сделали. Я считаю, что эта дельта — задача для участников рынка, надо помочь россиянам потратить средства на ремонт, они действительно этого хотят», – заметил Иван Федяков.

При этом в 2019 году ремонт планируют уже 26% россиян, а покупку квартиры или дома — 10%.

Что такое рынок diy. Смотреть фото Что такое рынок diy. Смотреть картинку Что такое рынок diy. Картинка про Что такое рынок diy. Фото Что такое рынок diyЮрий Ксенафонтов, коммерческий директор «Бауцентр»

Нам повезло: магазины Castorama закрылись в городах нашего присутствия — в Краснодаре и Омске. И мы видим колоссальный прирост продаж в этих городах: более 40% в Омске в первом квартале.

Это говорит о том, что мы вовремя сделали ребрендинг и сформировали правильный ассортимент и оказались в нужном месте в нужное время.

В будущем мы ориентируемся опять же на развитие B2B-сенмента и онлайн-продаж.

На самом деле, очень трудно ответить на вопрос, что нужно клиентам сегодня. Хочется сфокусироваться на чем-то одном, но это невозможно. Сегодня все важно: и чистота, и кафе, и ассортимент, и многое другое.

Доходы падают, но потребление растет

Основные изменения в экономике принес валютный кризис, когда в 2015–2016 годах уровень РТО упал на серьезные 14,6%. Сегодня, несмотря на данные Росстата о рекордном росте ВВП за последние 6 лет (2,3% в 2018 году), покупатели не спешат опустошать полки магазинов.

Причин тому несколько: реальные денежные доходы населения 5 лет подряд демонстрируют негативную динамику: спад на 5,8% в 2016 году, 1,2% в 2017 году, по итогам 2018-го доходы снизились на 0,3%, а уровень РТО стагнирует (в 2018 году РТО вырос на 2,6%, а по данным на январь — февраль 2019 года упал до 1,8%).

Стагнируют также величины открываемых депозитов: аналитики наблюдают 9%-ный прирост этих показателей по итогам 2018 года, что примерно соответствует уровню капитализации вкладов.

Сектор потребительского кредитования несколько оправился после «двойного удара» в 2015 году, когда банки перестали выдавать новые кредиты, а ранее полученные кредиты люди стали активно закрывать. В результате со второго полугодия 2017 года начала расти средняя величина заявки на потребительский кредит, по итогам 2018 года она выросла в среднем на 70% по сравнению с 2015 годом.

«Такая тенденция связана не с ростом инфляции и необходимостью покупать товары дороже, а с готовностью населения покупать, потреблять новые товары», — считает Иван Федяков.

Правительство пытается стабилизировать ситуацию в экономике, но действия, которые предпринимаются (повышение НДС, увеличение пенсионного возраста, решение Росстата пересмотреть методику расчета реальных доходов населения), не всегда носят очевидный для рынка характер и скорее ставят перед необходимостью потуже затянуть пояса.

«Хочется верить, что правительство найдет решение проблемы повышения доходов населения, потому что это прямым образом сказывается на динамике роста РТО и производстве продуктов», – резюмировал генеральный директор INFOLine.

В материале использованы исследования INFOLine:

Яна Морозова, Retail.ru

Вас также могут заинтересовать статьи:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *