Что такое ситуация успеха и как ее создать белкин

Тактики и приемы создания ситуации успеха на занятиях (Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать.)

Что такое ситуация успеха и как ее создать белкин. Смотреть фото Что такое ситуация успеха и как ее создать белкин. Смотреть картинку Что такое ситуация успеха и как ее создать белкин. Картинка про Что такое ситуация успеха и как ее создать белкин. Фото Что такое ситуация успеха и как ее создать белкин Что такое ситуация успеха и как ее создать белкин. Смотреть фото Что такое ситуация успеха и как ее создать белкин. Смотреть картинку Что такое ситуация успеха и как ее создать белкин. Картинка про Что такое ситуация успеха и как ее создать белкин. Фото Что такое ситуация успеха и как ее создать белкин Что такое ситуация успеха и как ее создать белкин. Смотреть фото Что такое ситуация успеха и как ее создать белкин. Смотреть картинку Что такое ситуация успеха и как ее создать белкин. Картинка про Что такое ситуация успеха и как ее создать белкин. Фото Что такое ситуация успеха и как ее создать белкин Что такое ситуация успеха и как ее создать белкин. Смотреть фото Что такое ситуация успеха и как ее создать белкин. Смотреть картинку Что такое ситуация успеха и как ее создать белкин. Картинка про Что такое ситуация успеха и как ее создать белкин. Фото Что такое ситуация успеха и как ее создать белкин

Что такое ситуация успеха и как ее создать белкин. Смотреть фото Что такое ситуация успеха и как ее создать белкин. Смотреть картинку Что такое ситуация успеха и как ее создать белкин. Картинка про Что такое ситуация успеха и как ее создать белкин. Фото Что такое ситуация успеха и как ее создать белкин

Что такое ситуация успеха и как ее создать белкин. Смотреть фото Что такое ситуация успеха и как ее создать белкин. Смотреть картинку Что такое ситуация успеха и как ее создать белкин. Картинка про Что такое ситуация успеха и как ее создать белкин. Фото Что такое ситуация успеха и как ее создать белкин

Типы ситуаций успеха.

1. Неожиданная радость.

Прием «Лестница» или «Встань в строй».

Речь идет о ситуациях, когда педагог ведет воспитанника поступательно вверх, поднимаясь с ним по ступеням знаний, психологического самоопределения, обретения веры в себя и окружающих.

Прием «Даю шанс».

Подготовленные педагогические ситуации, при которых ребенок получает возможность неожиданно раскрыть для самого себя собственные возможности. Подобные ситуации педагог может и не готовить специально, но его воспитательный дар проявится в том, что он этот момент не упустит, правильно его оценит, сумеет его материализовать.

Прием «Исповедь» или «Когда учитель плачет«.

2.Общая радость.

Прием «Следуй за нами».

Прием «Эмоциональный всплеск» или «Ты так высоко взлетел».

Прием «Обмен ролями» или о пользе занятий, которые ведутся неправильно. Обмен ролями дает возможность высветить скрытый до сих пор потенциал интеллектуальных эмоционально-волевых возможностей учащегося. Они как бы создают важный прецедент на будущее, разбиваясь на отдельные самостоятельные акты «обмена ролями» превращаясь из формы деловой игры в специфический прием создания ситуации успеха.

Прием «Заражение» или «Где это видано, где это слыхано».

Что такое ситуация успеха и как ее создать белкин. Смотреть фото Что такое ситуация успеха и как ее создать белкин. Смотреть картинку Что такое ситуация успеха и как ее создать белкин. Картинка про Что такое ситуация успеха и как ее создать белкин. Фото Что такое ситуация успеха и как ее создать белкин

3. Задания творческим группам. А теперь давайте схематично попробуем создать свой «Корабль успеха».

1 группа:Просим Вас предложить действия педагога и выбрать из них только те, которые способствуют созданию ситуации успеха. Варианты действий. Их мы разместим на парусах.

2 группа:Выбрать те действия педагога, которые не способствуют созданию ситуации успеха на занятии, их мы разместим на якорях.

3 группа:Просим Вас привести 36 возможных вариантов (способов) сказать ребенку «Ты молодец!». Это должно быть чем-то большим, нежели несколько фраз, которые все время повторяются: «Хорошо», «Очень хорошо», «Отлично», «Молодцы».

4. Рефлексия. Подведение итогов.

Литература

Источник

Технология «Ситуации успеха» Белкин А. С.»

Что такое ситуация успеха и как ее создать белкин. Смотреть фото Что такое ситуация успеха и как ее создать белкин. Смотреть картинку Что такое ситуация успеха и как ее создать белкин. Картинка про Что такое ситуация успеха и как ее создать белкин. Фото Что такое ситуация успеха и как ее создать белкин Наталья Гусева
Технология «Ситуации успеха» Белкин А. С.»

Ситуация успеха и ее типы.

Выяснив, чем успех является для ребенка, перейдем к рассмотрению типов ситуаций успеха и их алгоритмам.

Рассмотрим некоторые приемы “неожиданной”радости: прием “Лестница ” или “Встань в строй ”.

Речь идет о ситуациях, когда учитель ведет воспитанника поступательно вверх, поднимаясь с ним по ступеням знаний, психологического самоопределения, обретения веры в себя и окружающих.

1 шаг: Психологическая атака. Суть состоит в том, чтобы переломить состояние психологического напряжения. Создание условий для вхождения в эмоциональный контакт.

2 шаг: Эмоциональная блокировка. Суть состоит в том, чтобы локализовать, заблокировать состояние обиды, разочарования, потери веры в свои силы.

3 шаг: Выбор главного направления. Необходимо установить не только очаг психологического напряжения личности, но и определить пути его нейтрализации.

4 шаг: Выбор разных возможностей. Необходимо создать условия, при которых ученик, для которого создается ситуация успеха, имел примерно равные возможности проявить себя по сравнению с одноклассниками.

5 шаг: Неожиданное сравнение. Может сработать единожды.

6 шаг: Стабилизация. Суть заключена в том, что приятная для отдельного учащегося общая реакция удивления для отдельного учащегося общая реакция удивления не оказалась единственной, чтобы неожиданная радость трансформировалась в сбывшуюся.

В педагогическом алгоритме ценность состоит не только в соблюдении последовательности всех операций, но и в постоянном подвергании ее сомнению и стремлению нарушить сложившийся порядок, искать новые пути, новые сочетания действий.

Приведем пример к первому шагу алгоритма приема «Лестница». Завести разговор с учеником на больную для него тему будет трудно. Нужно поступить неожиданно, к примеру,написать и положить в дневник ученика записку: жду тебя в девять часов у входа в видео салон. Записка позволяет легче вступить в контакт. Ведь у ученика был по отношению к учителю своего рода психологический барьер. Он мог его и не осознавать, но чувствовал. Свидание назначено поздно, чтобы думал, что пригласил кто-то из одноклассников. Во всяком случае, не учитель. Важно застать его врасплох. Чтобы не сумел выстроить психологическую защиту от вмешательства учителя в свой внутренний мир. Результат отличный! Ученик на столько поражен, что безропотно идет с учителем и принимает участие в разговоре. Это и является главной задачей «психологической атаки».

Подготовленные педагогические ситуации, при которых ребенок получает возможность неожиданно раскрыть для самого себя собственные возможности. Подобные ситуации учитель может и не готовить специально, но его воспитательный дар проявится в том, что он этот момент не упустит, правильно его оценит, сумеет его материализовать.

Рассмотрим следующую ситуацию: Алеша, ученик девятого класса, отличник. По всем предметам у него глубокие знания. Но где-то в середине третьей четверти начал сдавать. Появились другие внешкольные интересы. На уроке истории вышел отвечать, но настолько слабо, что учитель, разочарованный, удивленный, вынужден был поставить тройку. На следующем уроке, полагая, что первая неудача была случайной, намереваясь дать ему шанс исправить положение, снова вызвал его отвечать. Снова слабый ответ. На протяжении последующих трех недель учитель ни разу не напоминал Алеше о его неуспехе, ни разу не спрашивал, хотя понимал, что класс ждет от него другой тактики.

В конце месяца учитель сделал краткий обзор успеваемости класса в целом и дал характеристику работы каждого ученика в отдельности. Когда очередь дошла до Алеши, то он сказал, что удивлен его «успехами» и намерен спросить его сегодня же. Лицо Алеши вытянулось. Этого-то он никак не ожидал. Но тем не менее учитель вызывает его к доске и начинает задавать ему вопросы. Алеша отвечает плохо. Но учитель ко всеобщему удивлению ставит ему высший балл и предупреждает, что с этого момента он будет ставить ему на каждом уроке отличные отметки, но спрашивать не будет, пока он сам не захочет показать настоящие знания.

На следующем уроке обещания учителя было выполнено, но Алеша чувствовал себя явно неуютно. Для него это оказалось слишком сильным эмоциональным натиском, который он выдержать не смог. На последующем уроке он принял активное участие в работе класса, поднимал руку, дополнял, хотя желания выйти к столу не изъявил. Было всем очевидно, что процесс его оздоровления начался.

Эта ситуация относится к типу «неожиданная радость», а прием «даю шанс». Ситуация далеко не типичная, можно сказать уникальная. Но учитель был очень опытный, и он твердо верил в сознательность Алеши, в его умение правильно все оценить и во всем разобраться.

Технологические операции создания ситуаций успеха

ОПЕРАЦИЯ НАЗНАЧЕНИЕ РЕЧЕВАЯ ПАРАДИГМА

1. Снятие страха Помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих. «Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться».

«Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения».

«Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили».

успешного

результата Помогает учителю выразить свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в свои силы и возможности. «У вас обязательно получится».

«Я даже не сомневаюсь в успешном результате».

3. Скрытое инструктирование ребенка в

деятельности Помогает ребенку избежать поражения.

Достигается путем намека, пожелания. «Возможно, лучше всего начать с»

«Выполняя работу, не забудьте о»

4. Внесение мотива Показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения. «Без твоей помощи твоим товарищам не справиться.»

5. Персональная исключительность Обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности. «Только ты и мог бы.»

«Только тебе я и могу доверить.»

«Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой.»

6. Мобилизация активности или педагогическое внушение. Побуждает к выполнению конкретных действий. «Нам уже не терпится начать работу.»

«Так хочется поскорее увидеть.»

7. Высокая оценка детали.

Помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали. «Тебе особенно удалось то объяснение».

«Больше всего мне в твоей работе понравилось.»

«Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы».

Как добиться успеха в карьере Согласно словарю А. В. Даля «успех»– это удача в каком-либо деле, достижение поставленной цели. Удача в военной операции, победа. Также.

Эссе «Моя формула успеха» Профессия воспитателя ко мне пришла не сразу ведь по другой специальности училась я, но русло жизни повернула в другую сторону меня и поступила.

Что такое ситуация успеха и как ее создать белкин. Смотреть фото Что такое ситуация успеха и как ее создать белкин. Смотреть картинку Что такое ситуация успеха и как ее создать белкин. Картинка про Что такое ситуация успеха и как ее создать белкин. Фото Что такое ситуация успеха и как ее создать белкинФотоотчет «Путешествие к дереву Успеха» 26 июня в Международный день борьбы с наркоманией в Доме детского творчества прошло путешествие на сказочный остров, остров Здорового образа.

Создание ситуаций успеха на уроке и во внеурочное время «Успех в учении – единственный источник внутренних сил, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться»В. А. Сухомлинский.

Консультация для педагогов. Создание ситуации успеха Создание ситуации успеха Ученье – свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность могут помочь.

Что такое ситуация успеха и как ее создать белкин. Смотреть фото Что такое ситуация успеха и как ее создать белкин. Смотреть картинку Что такое ситуация успеха и как ее создать белкин. Картинка про Что такое ситуация успеха и как ее создать белкин. Фото Что такое ситуация успеха и как ее создать белкинКраткосрочный педагогический проект «Формула успеха» МКУ «Центр помощи детям» КГО Краткосрочный педагогический проект «Формула успеха» Автор: Феклистова Елена Борисовна Воспитатель.

Что такое ситуация успеха и как ее создать белкин. Смотреть фото Что такое ситуация успеха и как ее создать белкин. Смотреть картинку Что такое ситуация успеха и как ее создать белкин. Картинка про Что такое ситуация успеха и как ее создать белкин. Фото Что такое ситуация успеха и как ее создать белкинИз опыта работы «Секрет успеха воспитателя» Своё выступление я начну со слов выдающегося советского педагога-новатора и писателя Василия Александровича Сухомлинского: Как сказал.

Памятка «Создание ситуации успеха на уроке» Ситуация успеха- это субъективное переживание человеком личностных достижений в контексте истории его жизни. Создание ситуации успеха способствует:.

Технология организации экологического развития детей 4–5 лет в процессе игровой обучающей ситуации Игра как метод экологического воспитания – это игра, специально организованная воспитателем и привнесенная в процесс познания природы и.

Источник

А.Е. Митин, С.О. Филиппова

СОЗДАНИЕ СИТУАЦИЙ УСПЕХА

НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

В 1991 году вышла книга «Ситуация успеха. Как ее создать». В книге

Свердловской области раскрыл возможности создания педагогически

оправданных ситуаций успеха в учебной деятельности школьников, способствующих развитию творческой личности.

А.С. Белкин в своем исследовании отмечал следующее.

«Успех или неуспех в деятельности определяет ведущие тенденции развития.

Успех может быть кратковременным, частым и длительным, сиюминутным, устойчивым, связанным со всей жизнью и деятельностью. Все зависит от того, как ситуация успеха закреплена, продолжается, что лежит в ее основе. Важно иметь в виду, что даже разовое переживание успеха может настолько изменить психологическое самочувствие, что резко меняет ритм и стиль деятельности, взаимоотношений с окружающими. Ситуация успеха может стать своего рода спусковым механизмом дальнейшего движения личности.

В тех случаях, когда ожидания личности совпадают или превосходят ожидания окружающих, наиболее значимых для личности, можно говорить об успехе. Может меняться тот круг людей, мнением которых дорожит личность, но суть успеха не меняется.

Предвосхищаемый успех. В основе его ожидания могут быть и обоснованные надежды, и упование на какое-то чудо. Чудес, как известно, на свете не бывает. На пустом месте успех родиться не может.

Констатируемый успех. Фиксирует достижение, радуется ему.

Важно, что он состоялся, что он сделал отличное настроение, дал возможность пережить радость признания, ощущение своих возможностей, веру в завтрашний день.

Но ясно одно: неуспех (собственный, разумеется) любить нельзя, радость он не приносит, но уважать его следует.

Он всегда возможен, он даже неизбежен, без него успех теряет свою радостную сущность. Лишь глубина неуспеха помогает нередко человеку вообще постичь всю глубину успеха.

Радость успеха может носить сугубо личный, даже интимный характер, если он может радоваться своим достижениям, «про себя», не считаясь с мнением окружающих. Радость, разделенная с другими, становится не одной, а многими радостями. В этом смысле слово «разделенная» правильно было бы заменить на «умноженная». Точно так же и неуспех, разделенный с кем-то, становится чем-то иным.

Самый оптимальный вариант: радость одного становится радостью других.

Мудрость в том и состоит, чтобы радость успеха не порождала чрезмерное благодушие, а страх возможного поражения не парализовал волю».

На основе работ А.С. Белкина, 1991; В.А. Курочкина, 2004; В.В.

Ястребова, 2004; О.В. Гладиной, 2009 и др.

была разработана методика создания ситуаций успеха на уроках физической культуры в начальной школе, которая предполагала обеспечение следующих педагогических условий:

2. Снятие страха. Педагог выражает уверенность в то, что у занимающегося все получиться. Авансирование детей перед началом выполнения упражнения может снять психологическую зажатость.

3. Персональная исключительность. Педагог отмечает те особенности группы или отдельного ученика, которые позволяют ему выражать веру в достижение успеха. Основанием служит любое соответствующее достоинство школьника.

4. Осмысленность. Педагог должен объяснить занимающемуся смысл предлагаемых действий: во имя чего? Ради чего? Зачем?

5. Инструктирование. Педагог дает указание на какую-то операцию деятельности, которая могла бы стать опорной для ребенка в исполнении заданного. Но, инструкция непременно должна носить скрытый характер, чтобы не задавить воображение, своеобразие ребенка, не навязать ему свой путь решения проблемы.

Одним из ключевых моментов методики было предоставление обучающимся права выбора содержания, методов и форм обучения. Для выбора предлагались упражнения одного и того же содержания, но разной формы, разного объема, разной сложности. Учитель всем детям объявляет о разной степени сложности упражнений и предлагает каждому ученику самому выбрать то упражнение, которое ему нравится, то, с которым он справится наилучшим образом.

Не менее важным являлось и предоставление ученикам права выбирать предоставлять будет он выполнять упражнение на оценку или нет.

Что снимает напряжение у тревожных детей. Ученик самостоятельно выбирает, когда он хочет, чтобы его оценили, а когда он будет выполнять упражнение «просто так». Младшие школьники чаще всего выбирают вариант «на оценку». Позитивная поддержка учителя, подбадривание учащихся способствуют формированию у детей уверенности в собственных силах, повышению самооценки.

Наиболее эффективным для создания на уроке ситуации успеха является сочетания педагогом репродуктивных, проблемно – поисковых и творчески – воспроизводящих методов обучения. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения. Учитель создает проблемную ситуацию, направляет учащихся на её решение, организует поиск решения на основе знаний, выдвигаются гипотезы, устанавливаются причинно-следственные связь.

Например:

1. Назовите три способа, когда разученное движение может пригодиться в жизни.

2. Расскажите как (любой известный человек или сказочный герой) мог бы доказать что важно заниматься физической культурой.

3. Кем вы хотите стать? А как вам может помочь в профессии это упражнение?

Педагогу очень важно знать, какой эмоциональный фон преобладает в классном коллективе в течение учебного дня, и насколько успешно оценивают свои учебные достижения обучающиеся. Этому способствует рефлексия, к которой педагог подводит учащихся, подводя итоги урока, использование самооценки и взаимооценки детьми друг друга в течение урока.

В методику были включены типы ситуаций, предложенные А.С. Белкиным (1991):

2. Общая радость. Общая радость состоит в том, что бы ученик достиг нужной для себя реакции коллектива. Она может быть подготовленной учителем или спонтанной. Общая радость – это, прежде всего, эмоциональный отклик окружающих на успех члена своего коллектива. Приемы: «Следуй за нами», «Эмоциональный всплеск», «Обмен ролями», «Заражение», «Эврика», «Линяя горизонта».

А также их модификации, описанные в исследовании В.В. Ястребова (2004): а) «авансирование похвалой», имеющая своей функцией создание у младших школьников установки на необходимость занятий физической культурой; б) «неожиданная радость», имеющая своей функцией эффективное включение учащихся в занятия физической культурой; в) «высокий полет», ориентированная на включение учащихся в самостоятельные занятия физической культурой.

Что такое ситуация успеха и как ее создать белкин. Смотреть фото Что такое ситуация успеха и как ее создать белкин. Смотреть картинку Что такое ситуация успеха и как ее создать белкин. Картинка про Что такое ситуация успеха и как ее создать белкин. Фото Что такое ситуация успеха и как ее создать белкин«муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад №47 «Дельфин» Адрес: г. Мытищи тел.8 (495) 583-56-91 Олимпийский пр.-т, д.28, к.2 эл. почта: ds. »

Что такое ситуация успеха и как ее создать белкин. Смотреть фото Что такое ситуация успеха и как ее создать белкин. Смотреть картинку Что такое ситуация успеха и как ее создать белкин. Картинка про Что такое ситуация успеха и как ее создать белкин. Фото Что такое ситуация успеха и как ее создать белкин«в совершенствовании чувства языка, в расширении языкового кругозора, в повышении уровня профессиональной компетенции. Данная система работы проходила апробацию в течение трех лет и под. »

Что такое ситуация успеха и как ее создать белкин. Смотреть фото Что такое ситуация успеха и как ее создать белкин. Смотреть картинку Что такое ситуация успеха и как ее создать белкин. Картинка про Что такое ситуация успеха и как ее создать белкин. Фото Что такое ситуация успеха и как ее создать белкин«Электронный научный журнал «Вестник Омского государственного педагогического университета» Выпуск 2006 www.omsk.edu Е.С. Гайдамак Омский государственный педагогический университет Информационно-аналитическая д. »

Что такое ситуация успеха и как ее создать белкин. Смотреть фото Что такое ситуация успеха и как ее создать белкин. Смотреть картинку Что такое ситуация успеха и как ее создать белкин. Картинка про Что такое ситуация успеха и как ее создать белкин. Фото Что такое ситуация успеха и как ее создать белкин«Научно-исследовательская работа Тема работы «Антипословица как элемент языковой игры в современных русском и английском языках»Выполнила: Мамаева Анастасия Николаевна учащаяся 10Б класса ГБОУ Школы № 727 Руководитель: Мамаева Надежда Сергеевна учитель английского языка ГБОУ Школа № 727 С. »

Что такое ситуация успеха и как ее создать белкин. Смотреть фото Что такое ситуация успеха и как ее создать белкин. Смотреть картинку Что такое ситуация успеха и как ее создать белкин. Картинка про Что такое ситуация успеха и как ее создать белкин. Фото Что такое ситуация успеха и как ее создать белкин«ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по английскому языку Класс 11 В Учитель Сибринина Е.Ф. Количество часов Всего 198 часов; в неделю 6 часов. Плановых контрольных уроков _5, зачетов _0, тестов 3_ ч.; Планирование составлено на основе О.В. Афанась. »

Что такое ситуация успеха и как ее создать белкин. Смотреть фото Что такое ситуация успеха и как ее создать белкин. Смотреть картинку Что такое ситуация успеха и как ее создать белкин. Картинка про Что такое ситуация успеха и как ее создать белкин. Фото Что такое ситуация успеха и как ее создать белкин«СЦЕНАРИЙ большого детского бала-маскарад «Новогоднее конфетти» Автор – А.В. Тимофеенко культорганизатор I кат. отдела культурно-досуговых программ НЦХТДМ Зал празднично украшен мишурой и гирляндами, звучат вальсы. У входа в зал размещена афиша с программой бала. Арт-пространство зала р. »

Что такое ситуация успеха и как ее создать белкин. Смотреть фото Что такое ситуация успеха и как ее создать белкин. Смотреть картинку Что такое ситуация успеха и как ее создать белкин. Картинка про Что такое ситуация успеха и как ее создать белкин. Фото Что такое ситуация успеха и как ее создать белкин«27–29 марта 2013 г. в Московской области в Детском Доме отдыха Управления делами Президента РФ «Непецино» состоялся Всероссийский конкурс обучающихся «Национальное достояние России». Дипломом I степени была награждена Фёдорова А.Г. (группа 10ММ) за научноисследовательскую работу. »

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

Источник

Что такое ситуация успеха и как ее создать белкин

Что такое ситуация успеха и как ее создать белкин. Смотреть фото Что такое ситуация успеха и как ее создать белкин. Смотреть картинку Что такое ситуация успеха и как ее создать белкин. Картинка про Что такое ситуация успеха и как ее создать белкин. Фото Что такое ситуация успеха и как ее создать белкин

Кроме того, в простейшей структуре личности эмоции и отношения являются рядоположенными явлениями:

Что такое ситуация успеха и как ее создать белкин. Смотреть фото Что такое ситуация успеха и как ее создать белкин. Смотреть картинку Что такое ситуация успеха и как ее создать белкин. Картинка про Что такое ситуация успеха и как ее создать белкин. Фото Что такое ситуация успеха и как ее создать белкинО

где с – сознание; ч – чувства; о – отношения; п- поведение, то воспитание отношений удобнее было бы осуществлять через развитие чувственной (эмоциональной сферы).

В процессе учения у школьника возникают различные эмоции и чувства. Одни обогащают деятельность, усиливают интерес к ней,

другие – вызывают равнодушие и неприязнь к делу.

Непосильные трудности, постоянные неудачи и промахи, обидные замечания не только огорчают и разочаровывают ученика, но и могут привести к полной потере интереса к школе. Безусловно, учитель должен главным образом ориентироваться на положительное подкрепление учебной деятельности школьника, на то, чтобы вызвать и поддержать у него положительный эмоциональный настрой в процессе учебной работы.

Учение только в том случае приносит удовлетворение, радость, воодушевление, если оно сопровождается успехом. Поэтому педагог должен позаботиться о том, что организуемая деятельность скрывает в себе ситуацию успеха.

Американский психолог У. Глассер, имеющий многолетний опыт работы с детьми-«неудачниками», пишет: «Независимо от количества прошлых неудач, происхождения, культуры, цвета кожи или уровня материального благосостояния, человек никогда не преуспеет в жизни в широком смысле слова, если однажды не познает успеха в чем-то для него важном… Если ребенку удается добиться успеха в школе, у него есть все шансы на успех в жизни» [4, с.17-18].

Автором феномена «ситуация успеха» является А.С. Белкин, который разводит понятия «успех» и «ситуация успеха» следующим образом: «Ситуация успеха – это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех – результат подобной ситуации» [2, с.30]. С педагогической точки зрения ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом» [2, с.31].

Успех в учебной деятельности школьников имеет огромную силу, на что указывают высказывания многих педагогов:

«Успех окрыляет ребенка, способствует выработке у него инициативы, уверенности в своих силах, обеспечивает впоследствии формирование характера борца, верящего в свои силы» [5, с.62].

«…Даже разовое переживание успеха может коренным образом изменить психологическое самочувствие ребенка, резко изменить ритм и стиль его деятельности, взаимоотношения с окружающими…» [2, с.30].

«Переживание успеха приходит тогда, когда сумеешь преодолеть себя, свое неумение, незнание, неопытность. Личность ребенка словно вырастает в успехе, в то время как неудачи заставляют его скукоживаться, сворачиваться, замыкаться от сознания своей второсортности» [15, с.38].

«… Успех в деятельности воодушевляет и окрыляет человека, усиливает интерес к ней» [8. с.54].

«Успех в учении – единственный источник внутренних сил ребенка, рождающих энергию для преодоления трудностей, желание учиться [10, с.158].

«Успех, радость – витамины учения. Конечно, и без них ребенок может учиться, но приносит ли такое учение пользу, усваивается умственная пища?» [1, с.213].

Так, ситуация успеха – это такое целенаправленное сочетание психолого-педагогических приемов, которые способствуют осознанному включению каждого учащегося в активную деятельность в зависимости от индивидуальных возможностей, обеспечивают положительный эмоциональный настрой учащихся на выполнение учебной задачи и адекватному восприятию результатов своей деятельности.

В конечном счете, «успех в труде – это основа взаимопонимания между учителем и учениками, между родителями и детьми, учителями и родителями, а значит, единства действий и воспитательных усилий школы и семьи» [6, с.170].

Таким образом, поскольку межличностные отношения опосредованы деятельностью, ее ценностями, содержанием и организацией, то, несомненно, успешная деятельность является залогом развития отношений высокого порядка, т.е. отношений сотрудничества.

В данном случае необходимо ввести уточнение по поводу использования термина «успешность». Мы выделяем субъективную и объективную успешность деятельности.

Можно быстро и качественно выполнить заданное упражнение, блестяще решить задачу, виртуозно исполнить музыкальное произведение и не затратить при этом минимальных усилий. Такая деятельность будет иметь объективную успешность, так как высокий результат деятельности отмечен только сторонним наблюдателем. Легкий успех не приносит удовлетворения. Таким образом, объективная успешность деятельности не является ситуацией успеха, так как качественность исполняемого не есть результат физического и психического напряжения субъекта деятельности. Успех не должен достигаться слишком быстро, без достаточных усилий, а главное – успех не должен быть полностью гарантирован еще до начала всяких усилий, ибо такая гарантия убивает поисковую активность.

Итак, «…ситуация успеха достигается только тогда, когда сама личность определяет этот успех. Нет ситуации успеха без собственных усилий ученика» [15, с.37]. Деятельность будет иметь субъективную успешность, если ученик сумел преодолеть свой страх, затруднение, растерянность, неорганизованность, лень и другие негативные факторы.

Таким образом, непременным условием реализации ситуации успеха в деятельности учащихся являются следующие положения: учащийся должен приложить усилия для преодоления своего неумения, незнания, неопытности; предложенное для выполнения задание должно быть доступным, а трудности должны нарастать постепенно (шаг за шагом, по мере уверенного выполнения учащимися предыдущего задания); учитель должен верить в ученика, в его возможности и способности, в оптимистическую перспективу его развития; предлагаемая деятельность должны приносить удовлетворение, а для этого необходимо, чтобы она скрывала в себе элементы творчества как созидательного усилия.

Важную роль в обеспечении переживания успеха каждым школьником играет педагогическая оценка результата исполненного. Нет необходимости оценивать удачно выполненную работу в целом, оцениванию должна подлежать только одна деталь: интересный прием, необычный способ, оригинальное оформление, самостоятельный поиск и т.д. в этом и будет заключаться истинная заслуга учащегося, его индивидуальность.

Обращаясь к «Словарю русского языка» С.И. Ожегова, устанавливаем, что успех – это: 1) удача в достижении чего-нибудь; 2) общественное признание; 3) хорошие результаты в работе, учебе [9, с.686]. В данном случае на лицо сущность и содержание проблемы успеха: желание человека не только слиться с общностью, стать единым с нею, но и быть отмеченным и признанным в ней, получить оценку своих действий.

Таким образом, главное противоречие проблемы успеха состоит в том, что «преобладающей среди всех человеческих потребностей и интегрирующей их является потребность слиться с социумом и одновременно выделиться в нем, стать родовым существом и одновременно уникальным» [11, с.122]. Успех как единство признанности и выделенности предстает в таком понимании его природы основной предпосылкой осознания личностью своей собственной значимости.

Положительные результаты в учебе дают молодому человеку основание для самоуважения (поскольку доказывают ему, что его ум, способности, трудолюбие достаточно высоко ценятся окружающими) и одновременно выступают для него средством достижения уважения этих окружающих. Таким образом, достижение и признание – два очень важных фактора удовлетворенности учебой.

Однако, общеизвестно, что явлениям действительности присущ полярный характер, и в любом из них можно найти противоположности. Следуя одному из основных законов диалектики единства и борьбы противоположностей, понятие «успех» будем рассматривать в паре с понятием «неуспех». «… Подкласс эмоций успеха-неуспеха… служит в качестве того «подсобного» механизма, который подключается по мере необходимости к процессу регуляции деятельности и корригирует на основе учета фактических достижений ее протекание в конкретной ситуации» [3, с. 118].

На восприятие учащимися успеха-неуспеха большую роль оказывает мотивация их учения, уровень притязаний, пол, возраст, тип культуры [7; 13].

Уточним содержание понятия «успех» на каждом этапе взаимодействия учителя и учащихся. На первом этапе (ему соответствует тип отношений «опека») успех выступает как фактор поисковой деятельности учащихся. Для учащихся важен сам факт получения одобрения, похвалы, высокой оценки, приносящей личности некоторую психологическую свободу. Для учителя важным является то, чтобы ученик ощутил вкус победы после многочисленных неудач. Учащийся может быть сориентирован на достижение высокого результата либо ценной подсказки, списывания, зубрежки, случайно удачного ответа, либо благодаря достаточно развитым природным особенностям «схватывания на лету», либо добросовестным кропотливым трудом. Первый этап является своеобразным «поисковым», когда успех для каждого учащегося обретает ту форму, которая приносила бы удовлетворение. Опасность данного этапа состоит в том, что успех может обрести негативные формы, когда высокий результат достигается «любой ценой».

По мере становления личности, развития самооценки и самосознания школьник уже не может довольствоваться «результативным» успехом, его не столько интересует успех «вообще», сколько признание его заслуг авторитетными лицами: конкретными учителями, родителями, друзьями. Оказывается достижение успеха (или неуспеха) не всегда оказывают на человека однозначно стимулирующее воздействие. И похвала, и порицание могут способствовать как снижению, так и повышению самооценки и самоуважения школьника. Решающим моментом является не сам факт похвалы или порицания, а авторитетность тех, от кого они исходят. Слова именно авторитетного лица вселяют в учащихся уверенность в их силах, желание справиться с трудностями. Уважение к учителю вызывает желание прислушаться к его советам и принять его помощь. Атмосфера, создаваемая действиями авторитетной личности, стимулирует стремление к творческой деятельности. Поэтому на втором этапе взаимодействия, которому соответствует тип отношений «наставничество», успех будет выражаться в значимом для личности признании.

Однако успех как признание и одобрение является лишь механизмом подкрепления и закрепления усилий самой личности в процессе ее самореализации, раскрытия ее творческого потенциала. Для формирования и развития личности важен не только успех–признание результатов ее деятельности (в том числе и авторитетными лицами), но и успех–преодоление. Именно преодоление трудностей и составляет опыт человека, обусловливает его самооценку и самоуважение. Поэтому успех-преодоление особенно важен для молодого человека. Таким образом, успех-преодоление является важным фактором становления и развития личности, выступая не только в качестве преодоления каких-либо внешних проблем, но и как самопреодоление, самостановление личности. Поэтому на третьем этапе взаимодействия, которому соответствует тип отношений «партнерство», успех реализует функцию преодоления трудностей, прежде всего самопреодоления и самоутверждения.

От уровня к уровню «нарастает личностный фактор мотивации» [11, с.143]. Если на первом уровне осознание личностью успеха результатов ее деятельности полностью определяется внешним окружением («опека»), то на четвертом – эти внешние результаты и их оценка окружением практически вытесняются самоценностью деятельности («сотрудничество»). «Если на первых порах своего становления личность ориентируется на внешние факторы жизнедеятельности, на ее социальное одобрение или порицание, то по мере социализации, усвоения социальных ценностей и норм, принятия или отвержения их личность находит в себе самой эти социальные ориентиры, реализуя себя как индивидуализированное социальное существо» [там же, с.45]. Таким образом, на четвертом этапе взаимодействия учителя и учащихся успех выступает как фактор удовлетворения самой деятельностью и для учащегося приобретает форму «успех – осуществление назначения» (или «успех – реализация призвания»).

Остановимся на детальном рассмотрении путей создания учителем ситуации успеха в учебной деятельности учащихся. Для того, чтобы разработанная нами система мер приобрела полный, завершенный характер, обратимся к теории деятельностного подхода, который требует изучать педагогические процессы в логике целостного рассмотрения всех основных компонентов деятельности: ее целей, мотивов, действий, операций, способов регулирования, корригирования, контроля и анализа достигнутых результатов. Поэтому предложенные нами приемы по созданию ситуации успеха распределяются в соответствии с выполняемой задачей на три этапа: 1) стимулирующе-мотивационный; 2) операционно-деятельностный; 3) оценочно-результативный. Исходя из задач (назначения) каждого этапа учебной деятельности, определим задачи педагога по созданию ситуации успеха на каждом этапе его взаимодействия с учащимися (табл. 1).

Задачи учителя на каждом этапе взаимодействия с учащимися

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *