Что такое словесная живопись в литературе

Прием словесного рисования

Анализ художественного произведения в школе основывается на художественных и научных правилах. То есть, идет речь про творческое претворение литературного текста в остальные виды творческой деятельности. Прием претворения дает возможность показать точку зрения читателя, сформировать и развить умение конкретизировать образы и делать образный синтез. Именно из-за этого этот прием стал таким популярным в начальной школе.

Что такое словесная живопись в литературе. Смотреть фото Что такое словесная живопись в литературе. Смотреть картинку Что такое словесная живопись в литературе. Картинка про Что такое словесная живопись в литературе. Фото Что такое словесная живопись в литературе

Устное и письменное (словесное) изображение является описанием картины или образа, что возникают в сознании ребенка при чтении художественной литературы. Словесное изображение еще может называться словесной зарисовкой.

Данный прием используется для того, чтобы развить умение по конкретизации словесного образа (воображения). Помимо этого, этот литературный прием помогает в развитии речи у детей и логического мышления. Во время словесной иллюстрации читатель, основываясь на устных и письменных образах, что были созданы автором, должен детализировать свое мнение в визуальный образ, который он представляет в устном или письменном виде.

Не нашли что искали?

Просто напиши и мы поможем

Но в это время могут возникнуть две проблемы:

Для того, чтобы применить словесное описание, нужно выполнить такие действия:

Помимо этого, во время словесного изображения читатель занимается описанием сложных взаимоотношений главных героев.
С помощью подобного художественного приема можно направить детское внимание непосредственно на произведение: дети перечитывают фрагменты произведения, ведь изобразительные и смысловые элементы смогут помочь в прояснении словесных изображений. Помимо этого, конкретизировав полученные образы, читатель детально представляет себе то, что описывает писатель в своем произведении. Ребенок постепенно проникает в мир литературной работы, начинает видеть этот мир так, как представлял себе его писатель, или со стороны одного из героев произведения (это зависит от того, кто ведет рассказ в данной литературной работе). То есть читатель включается в действие, затем он сможет в картину писателя внести дополнительные личные детали. В результате использования такого художественного приема (что основывается на анализе литературной работы) получится не пересказ, и не описание, которое может не передавать всей картины, а творческое изображение, что точнее соответствует смыслу текста, но при этом оно выражается более детально и эмоционально.

Что такое словесная живопись в литературе. Смотреть фото Что такое словесная живопись в литературе. Смотреть картинку Что такое словесная живопись в литературе. Картинка про Что такое словесная живопись в литературе. Фото Что такое словесная живопись в литературе

Изучение приема словесного изображения проходит в несколько стадий:

Сложно разобраться самому?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Итак, научиться такому литературному приему, как словесное рисование можно только после того, как вы научитесь проводить анализ рисунков, что относятся к художественному произведению. Но перед началом работы над таким умением, учитель уже может начинать задавать такие наводящие вопросы, как: «Каким вы представляете главный персонаж этого рассказа?», «Как описана обстановка действия?», «Что вы представляете в голове, когда читаете этот фрагмент текста?» и так далее.

Не нашли нужную информацию?

Закажите подходящий материал на нашем сервисе. Разместите задание – система его автоматически разошлет в течение 59 секунд. Выберите подходящего эксперта, и он избавит вас от хлопот с учёбой.

Гарантия низких цен

Все работы выполняются без посредников, поэтому цены вас приятно удивят.

Доработки и консультации включены в стоимость

В рамках задания они бесплатны и выполняются в оговоренные сроки.

Вернем деньги за невыполненное задание

Если эксперт не справился – гарантируем 100% возврат средств.

Тех.поддержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры работают в выходные и праздники, чтобы оперативно отвечать на ваши вопросы.

Тысячи проверенных экспертов

Мы отбираем только надёжных исполнителей – профессионалов в своей области. Все они имеют высшее образование с оценками в дипломе «хорошо» и «отлично».

Что такое словесная живопись в литературе. Смотреть фото Что такое словесная живопись в литературе. Смотреть картинку Что такое словесная живопись в литературе. Картинка про Что такое словесная живопись в литературе. Фото Что такое словесная живопись в литературе

Гарантия возврата денег

Эксперт получил деньги, а работу не выполнил?
Только не у нас!

Что такое словесная живопись в литературе. Смотреть фото Что такое словесная живопись в литературе. Смотреть картинку Что такое словесная живопись в литературе. Картинка про Что такое словесная живопись в литературе. Фото Что такое словесная живопись в литературе

Деньги хранятся на вашем балансе во время работы над заданием и гарантийного срока

Что такое словесная живопись в литературе. Смотреть фото Что такое словесная живопись в литературе. Смотреть картинку Что такое словесная живопись в литературе. Картинка про Что такое словесная живопись в литературе. Фото Что такое словесная живопись в литературе

Гарантия возврата денег

В случае, если что-то пойдет не так, мы гарантируем возврат полной уплаченой суммы

Отзывы студентов о нашей работе

Что такое словесная живопись в литературе. Смотреть фото Что такое словесная живопись в литературе. Смотреть картинку Что такое словесная живопись в литературе. Картинка про Что такое словесная живопись в литературе. Фото Что такое словесная живопись в литературе Что такое словесная живопись в литературе. Смотреть фото Что такое словесная живопись в литературе. Смотреть картинку Что такое словесная живопись в литературе. Картинка про Что такое словесная живопись в литературе. Фото Что такое словесная живопись в литературе Что такое словесная живопись в литературе. Смотреть фото Что такое словесная живопись в литературе. Смотреть картинку Что такое словесная живопись в литературе. Картинка про Что такое словесная живопись в литературе. Фото Что такое словесная живопись в литературе Что такое словесная живопись в литературе. Смотреть фото Что такое словесная живопись в литературе. Смотреть картинку Что такое словесная живопись в литературе. Картинка про Что такое словесная живопись в литературе. Фото Что такое словесная живопись в литературе Что такое словесная живопись в литературе. Смотреть фото Что такое словесная живопись в литературе. Смотреть картинку Что такое словесная живопись в литературе. Картинка про Что такое словесная живопись в литературе. Фото Что такое словесная живопись в литературе

Что такое словесная живопись в литературе. Смотреть фото Что такое словесная живопись в литературе. Смотреть картинку Что такое словесная живопись в литературе. Картинка про Что такое словесная живопись в литературе. Фото Что такое словесная живопись в литературе Что такое словесная живопись в литературе. Смотреть фото Что такое словесная живопись в литературе. Смотреть картинку Что такое словесная живопись в литературе. Картинка про Что такое словесная живопись в литературе. Фото Что такое словесная живопись в литературе Что такое словесная живопись в литературе. Смотреть фото Что такое словесная живопись в литературе. Смотреть картинку Что такое словесная живопись в литературе. Картинка про Что такое словесная живопись в литературе. Фото Что такое словесная живопись в литературе Что такое словесная живопись в литературе. Смотреть фото Что такое словесная живопись в литературе. Смотреть картинку Что такое словесная живопись в литературе. Картинка про Что такое словесная живопись в литературе. Фото Что такое словесная живопись в литературе Что такое словесная живопись в литературе. Смотреть фото Что такое словесная живопись в литературе. Смотреть картинку Что такое словесная живопись в литературе. Картинка про Что такое словесная живопись в литературе. Фото Что такое словесная живопись в литературе

Что такое словесная живопись в литературе. Смотреть фото Что такое словесная живопись в литературе. Смотреть картинку Что такое словесная живопись в литературе. Картинка про Что такое словесная живопись в литературе. Фото Что такое словесная живопись в литературе Что такое словесная живопись в литературе. Смотреть фото Что такое словесная живопись в литературе. Смотреть картинку Что такое словесная живопись в литературе. Картинка про Что такое словесная живопись в литературе. Фото Что такое словесная живопись в литературе Что такое словесная живопись в литературе. Смотреть фото Что такое словесная живопись в литературе. Смотреть картинку Что такое словесная живопись в литературе. Картинка про Что такое словесная живопись в литературе. Фото Что такое словесная живопись в литературе Что такое словесная живопись в литературе. Смотреть фото Что такое словесная живопись в литературе. Смотреть картинку Что такое словесная живопись в литературе. Картинка про Что такое словесная живопись в литературе. Фото Что такое словесная живопись в литературе Что такое словесная живопись в литературе. Смотреть фото Что такое словесная живопись в литературе. Смотреть картинку Что такое словесная живопись в литературе. Картинка про Что такое словесная живопись в литературе. Фото Что такое словесная живопись в литературе

Что такое словесная живопись в литературе. Смотреть фото Что такое словесная живопись в литературе. Смотреть картинку Что такое словесная живопись в литературе. Картинка про Что такое словесная живопись в литературе. Фото Что такое словесная живопись в литературе

Что такое словесная живопись в литературе. Смотреть фото Что такое словесная живопись в литературе. Смотреть картинку Что такое словесная живопись в литературе. Картинка про Что такое словесная живопись в литературе. Фото Что такое словесная живопись в литературе

Что такое словесная живопись в литературе. Смотреть фото Что такое словесная живопись в литературе. Смотреть картинку Что такое словесная живопись в литературе. Картинка про Что такое словесная живопись в литературе. Фото Что такое словесная живопись в литературе Что такое словесная живопись в литературе. Смотреть фото Что такое словесная живопись в литературе. Смотреть картинку Что такое словесная живопись в литературе. Картинка про Что такое словесная живопись в литературе. Фото Что такое словесная живопись в литературе Что такое словесная живопись в литературе. Смотреть фото Что такое словесная живопись в литературе. Смотреть картинку Что такое словесная живопись в литературе. Картинка про Что такое словесная живопись в литературе. Фото Что такое словесная живопись в литературе Что такое словесная живопись в литературе. Смотреть фото Что такое словесная живопись в литературе. Смотреть картинку Что такое словесная живопись в литературе. Картинка про Что такое словесная живопись в литературе. Фото Что такое словесная живопись в литературе Что такое словесная живопись в литературе. Смотреть фото Что такое словесная живопись в литературе. Смотреть картинку Что такое словесная живопись в литературе. Картинка про Что такое словесная живопись в литературе. Фото Что такое словесная живопись в литературе

Что такое словесная живопись в литературе. Смотреть фото Что такое словесная живопись в литературе. Смотреть картинку Что такое словесная живопись в литературе. Картинка про Что такое словесная живопись в литературе. Фото Что такое словесная живопись в литературе

Что такое словесная живопись в литературе. Смотреть фото Что такое словесная живопись в литературе. Смотреть картинку Что такое словесная живопись в литературе. Картинка про Что такое словесная живопись в литературе. Фото Что такое словесная живопись в литературе

Что такое словесная живопись в литературе. Смотреть фото Что такое словесная живопись в литературе. Смотреть картинку Что такое словесная живопись в литературе. Картинка про Что такое словесная живопись в литературе. Фото Что такое словесная живопись в литературе

Что такое словесная живопись в литературе. Смотреть фото Что такое словесная живопись в литературе. Смотреть картинку Что такое словесная живопись в литературе. Картинка про Что такое словесная живопись в литературе. Фото Что такое словесная живопись в литературе Что такое словесная живопись в литературе. Смотреть фото Что такое словесная живопись в литературе. Смотреть картинку Что такое словесная живопись в литературе. Картинка про Что такое словесная живопись в литературе. Фото Что такое словесная живопись в литературе Что такое словесная живопись в литературе. Смотреть фото Что такое словесная живопись в литературе. Смотреть картинку Что такое словесная живопись в литературе. Картинка про Что такое словесная живопись в литературе. Фото Что такое словесная живопись в литературе Что такое словесная живопись в литературе. Смотреть фото Что такое словесная живопись в литературе. Смотреть картинку Что такое словесная живопись в литературе. Картинка про Что такое словесная живопись в литературе. Фото Что такое словесная живопись в литературе Что такое словесная живопись в литературе. Смотреть фото Что такое словесная живопись в литературе. Смотреть картинку Что такое словесная живопись в литературе. Картинка про Что такое словесная живопись в литературе. Фото Что такое словесная живопись в литературе

Что такое словесная живопись в литературе. Смотреть фото Что такое словесная живопись в литературе. Смотреть картинку Что такое словесная живопись в литературе. Картинка про Что такое словесная живопись в литературе. Фото Что такое словесная живопись в литературе

Что такое словесная живопись в литературе. Смотреть фото Что такое словесная живопись в литературе. Смотреть картинку Что такое словесная живопись в литературе. Картинка про Что такое словесная живопись в литературе. Фото Что такое словесная живопись в литературе

Что такое словесная живопись в литературе. Смотреть фото Что такое словесная живопись в литературе. Смотреть картинку Что такое словесная живопись в литературе. Картинка про Что такое словесная живопись в литературе. Фото Что такое словесная живопись в литературе

Что такое словесная живопись в литературе. Смотреть фото Что такое словесная живопись в литературе. Смотреть картинку Что такое словесная живопись в литературе. Картинка про Что такое словесная живопись в литературе. Фото Что такое словесная живопись в литературе Что такое словесная живопись в литературе. Смотреть фото Что такое словесная живопись в литературе. Смотреть картинку Что такое словесная живопись в литературе. Картинка про Что такое словесная живопись в литературе. Фото Что такое словесная живопись в литературе Что такое словесная живопись в литературе. Смотреть фото Что такое словесная живопись в литературе. Смотреть картинку Что такое словесная живопись в литературе. Картинка про Что такое словесная живопись в литературе. Фото Что такое словесная живопись в литературе Что такое словесная живопись в литературе. Смотреть фото Что такое словесная живопись в литературе. Смотреть картинку Что такое словесная живопись в литературе. Картинка про Что такое словесная живопись в литературе. Фото Что такое словесная живопись в литературе Что такое словесная живопись в литературе. Смотреть фото Что такое словесная живопись в литературе. Смотреть картинку Что такое словесная живопись в литературе. Картинка про Что такое словесная живопись в литературе. Фото Что такое словесная живопись в литературе

Что такое словесная живопись в литературе. Смотреть фото Что такое словесная живопись в литературе. Смотреть картинку Что такое словесная живопись в литературе. Картинка про Что такое словесная живопись в литературе. Фото Что такое словесная живопись в литературе

Что такое словесная живопись в литературе. Смотреть фото Что такое словесная живопись в литературе. Смотреть картинку Что такое словесная живопись в литературе. Картинка про Что такое словесная живопись в литературе. Фото Что такое словесная живопись в литературе

Что такое словесная живопись в литературе. Смотреть фото Что такое словесная живопись в литературе. Смотреть картинку Что такое словесная живопись в литературе. Картинка про Что такое словесная живопись в литературе. Фото Что такое словесная живопись в литературе

Что такое словесная живопись в литературе. Смотреть фото Что такое словесная живопись в литературе. Смотреть картинку Что такое словесная живопись в литературе. Картинка про Что такое словесная живопись в литературе. Фото Что такое словесная живопись в литературе Что такое словесная живопись в литературе. Смотреть фото Что такое словесная живопись в литературе. Смотреть картинку Что такое словесная живопись в литературе. Картинка про Что такое словесная живопись в литературе. Фото Что такое словесная живопись в литературе Что такое словесная живопись в литературе. Смотреть фото Что такое словесная живопись в литературе. Смотреть картинку Что такое словесная живопись в литературе. Картинка про Что такое словесная живопись в литературе. Фото Что такое словесная живопись в литературе Что такое словесная живопись в литературе. Смотреть фото Что такое словесная живопись в литературе. Смотреть картинку Что такое словесная живопись в литературе. Картинка про Что такое словесная живопись в литературе. Фото Что такое словесная живопись в литературе Что такое словесная живопись в литературе. Смотреть фото Что такое словесная живопись в литературе. Смотреть картинку Что такое словесная живопись в литературе. Картинка про Что такое словесная живопись в литературе. Фото Что такое словесная живопись в литературе

Что такое словесная живопись в литературе. Смотреть фото Что такое словесная живопись в литературе. Смотреть картинку Что такое словесная живопись в литературе. Картинка про Что такое словесная живопись в литературе. Фото Что такое словесная живопись в литературе

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Всё сдал!», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Что такое словесная живопись в литературе. Смотреть фото Что такое словесная живопись в литературе. Смотреть картинку Что такое словесная живопись в литературе. Картинка про Что такое словесная живопись в литературе. Фото Что такое словесная живопись в литературе

Принимаем к оплате Что такое словесная живопись в литературе. Смотреть фото Что такое словесная живопись в литературе. Смотреть картинку Что такое словесная живопись в литературе. Картинка про Что такое словесная живопись в литературе. Фото Что такое словесная живопись в литературе Что такое словесная живопись в литературе. Смотреть фото Что такое словесная живопись в литературе. Смотреть картинку Что такое словесная живопись в литературе. Картинка про Что такое словесная живопись в литературе. Фото Что такое словесная живопись в литературе Что такое словесная живопись в литературе. Смотреть фото Что такое словесная живопись в литературе. Смотреть картинку Что такое словесная живопись в литературе. Картинка про Что такое словесная живопись в литературе. Фото Что такое словесная живопись в литературе Что такое словесная живопись в литературе. Смотреть фото Что такое словесная живопись в литературе. Смотреть картинку Что такое словесная живопись в литературе. Картинка про Что такое словесная живопись в литературе. Фото Что такое словесная живопись в литературе

Источник

Оглавление диссертации кандидат наук Дмитриевская, Лидия Николаевна

ГЛАВА I: ПОРТРЕТ-ЭКФРАСИС И ПЕЙЗАЖ-ЭКФРАСИС

1.1. Портрет-экфрасис как способ воплощения авторского понима- 31 ния искусства: Н.В. Гоголь, И.А. Гончаров, Н.С. Лесков, Л.Н. Толстой, В.В.Вересаев

1.2. Мотив оживающего портрета: Н.В. Гоголь, К.С.Аксаков, 61 М.Ю. Лермонтов, И.С. Тургенев, А.К. Толстой, С.Н. Дурылин

1.3. Фотографический портрет: Н.Г. Чернышевский, Л.Н. Толстой, 86 Ф.М. Достоевский, И.А. Бунин, А. Платонов

1.4. Роль портретирования в словесном создании образа иконы: 98 Н.С. Лесков, Д.Ф. Мережковский, И.А. Бунин, И.С. Шмелёв, С.Н. Дурылин, А. Платонов

1.5. Функции пейзажа-экфрасиса: В.М. Гаршин, И.Е.Репин, 133 З.Н. Гиппиус, Е. Замятин

2.1. Становление пейзажа в русской и европейской литературе: обо- 142 гащение смысла и развитие стиля

2.2. Пейзаж-символ, пейзаж-метафора: инфернальное содержание в 161 произведениях A.C. Пушкина, Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова, А. Белого, З.Н. Гиппиус

2.3. Средства образной выразительности в пейзаже символистов

2.4. Семантика и символика женского портрета в русской прозе ру-

ГЛАВА II: СЕМАНТИКА И СИМВОЛИКА

2.5. Образ будущего в интерьерах фантастического романа 242 А. Толстого «Аэлита»

ГЛАВА III: СИНТЕЗ И СТИЛИЗАЦИЯ

В ПОРТРЕТЕ, ПЕЙЗАЖЕ И ИНТЕРЬЕРЕ

3.1. Синтез образов: портрет-имя, портрет-судьба, портрет-пейзаж, 251 портрет-интерьер, интерьер-пейзаж: Н.В. Гоголь, З.Н. Гиппиус,

3.2. Стиль эпохи в диалоге прозы с визуальными видами искусств: 276 способы создания портрета в романе Е. Замятина «Мы»

3.3. Стилизация художественных методов изобразительного искус- 291 ства в пейзажах и интерьерах: на примере романа Е. Замятина

Список использованной литературы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Женский портрет в прозе И.С. Тургенева 2015 год, кандидат наук Аль Кайси Аят Юсеф Салих

З.Н. Гиппиус : прозаик и поэт: Пейзаж и портрет в стиле рассказов 1890-1900-х гг. 2004 год, кандидат филологических наук Дмитриевская, Лидия Николаевна

Проза В. А. Курочкина: жанр, стиль, герой 2021 год, кандидат наук Панкратова Татьяна Борисовна

Особенности индивидуального стиля Леонида Мартынова 2011 год, кандидат филологических наук Павлова, Наталия Дмитриевна

Портрет в рассказах и повестях Л.Н. Андреева 2006 год, кандидат филологических наук У Чуньмэй

В 2000-е годы в филологической науке очевиден всплеск исследовательского интереса к особенностям словесного живописания. В культурологическом плане это можно объяснить тем, что визуализация начинает играть доминирующую роль в культурной жизни. Приоритет визуального восприятия у современного человека сказывается и на исследовательских подходах к литературному произведению: большая информативность видится именно в описаниях, рассчитанных на перевод слова в зримый образ. Кроме того, действительно, для понимания идейного содержания произведения и при изучении индивидуального стиля писателя самым важным оказывается образ героя, на который работает портрет, и образ мира, который часто воплощается автором через пейзаж.

Понятие словесная живопись в ходу у исследователей портрета и пейзажа в русской классической литературе1, но как термин это словосочетание до сих пор не закреплено в литературоведческих словарях и монографических исследованиях. Необходимость определения «словесной живописи» диктуется, во-первых, актуальностью темы в последнее десятилетие, во-вторых, потребностью дефиниционно выразить смысловую ёмкость понятия.

Как показывает семантика использования данного определения в научных филологических трудах и литературно-критических работах, под словесной живописью понимается словесный образ визуально воспринимаемого объекта в художественной литературе, формирующий описательный и повествовательный план индивидуального авторского стиля.

Словесная живопись обладает способностью концентрировать смыслы, расширять свою, и без того весьма широкую, функциональность в художественном произведении, за счёт того, что

— является не только описательной составляющей произведения, но и элементом повествования: движущим сюжет мотивом,

— вбирает в себя понятие экфрасис, его функции и возможные смыслы,

— формирует метафорический, символический план произведения,

— является одним из способов воплощения синтеза искусств и внут-рилитературного синтеза (синтеза прозы и поэзии, синтез жанров и т.п.) в произведении.

Из видов словесной живописи по своей частотности, функциональной значимости в прозе особенно выделяются портрет, пейзаж, интерьер. (Описание предмета, вещи в литературе далеко не так часто претендует на решение основных содержательных, идейных проблем художественного произведения.)

1 Топоров, В.Н. Тезисы к предыстории «портрета» как особого класса текстов // Исследования по структуре текста. — М., 1987. С.278.

XIX вв., идея сверхчеловека рубежа Х1Х-ХХ вв. Можно проследить, что в среде филологов интерес к портрету тоже проявляется на рубеже веков: в конце XIX — начале XX веков портрет в литературе исследовали и в России (эти исследования собраны в книге: Искусство портрета)1 и за рубежом (особенно в Германии ).

Итак, научный интерес к таким элементам словесной живописи, как пейзаж, портрет, интерьер, в современном литературоведении весьма высок. Следовательно, возникает необходимость

1 Сборник статей. — М., 1928.

2 Bruns, J. Das literarische Portrat der Griechen — Berlin, 1896; Franz, A. Das literarische Portrat in Frankreich im Zeitalter Richelieus u. Masarins — Chemnitz, 1906; Kircheissen, F.M. Die Geschichte des literarischen Portraits in Deutschland. Bd 1. — Leipzig, 1905.

3 Magro Algarotti, J. The Austrian Imaginary of Wilderness: Landscape, History and Identity in Contemporary Austrian Literature. — The Ohio State University, 2012; Ross, S.M. Tuscan topographies: Landscape in twentieth century Italian literature (Tozzi, Palazzeschi, Pratolini) — The Johns Hopkins University, 1996; Greenham, D. Landscape and Ideology in American Renaissance Literature: Topographies of Skepticism // Journal of American Studies. 2005. December. P. 545-546.

— в формулировании или уточнении основных понятий словесная живопись, портрет, пейзаж, интерьер в художественной прозе;

— в комплексном, сопоставительном анализе портрета, пейзажа, интерьера в одной научной работе;

— в описании особенностей функционирования пейзажа, портрета, интерьера в индивидуально-авторском стиле, стиле литературного направления и культурном стиле эпохи.

Интерес научно-филологического сообщества к феномену словесной живописи проявлен также во внимании к проблемам синтеза искусств и эк-фрасиса. Подробного, обобщающего исследования функций экфрасиса в области портрета, пейзажа и интерьера в русской прозе пока не предпринималось, да и сама постановка проблемы экфрасиса в русском литературоведении пока ещё нова и актуальна. Пейзаж и портрет как виды описания близки по своим основным задачам аналогичным жанрам в изобразительным искусстве, поэтому через них часто осуществляется синтез искусств, исследование которого стало особенно актуальным в литературоведении последнего 20-ти л етия.

Основные понятия и термины. Вопрос о литературоведческом понимании портрета и пейзажа в словесном произведении подробно нами не рассматривается, так как он с достаточной полнотой раскрыт в диссертационных и монографических исследованиях тех, кто обращался к данной проблеме. Серьёзное внимание определению портрета в прозе и поэзии уделили

2 Башкеева, В.В. От живописного портрета к литературному. Русская поэзия и проза конца XVIII — первой трети XIX в. — Улан-Удэ, 1999.

3 Колосова. С.Н. Портрет в русской лирической поэзии. — М., 2011.

предшественников в XX веке (главным образом А.Г. Гарбичевского1, Б.Е. Галанова2, Л. Зингера3, Н.М. Тарабукина4 и др.), формулирует своё определение, уточняя те, что предлагаются в литературоведческих словарях. Пейзаж и интерьер в литературе в теоретическом плане пока ещё не удостоились столь пристального внимания, как портрет, хотя пейзажу в творчестве русских прозаиков (особенно И.С. Тургенева, А.П. Чехова, И.А. Бунина, М.А.. Шолохова5) в течение XX века было посвящено значительное число научно-филологических работ.

Подробный анализ литературоведческих понятий «портрет» и «пейзаж» был проведён нами в монографии «Портрет и пейзаж: проблема определения и литературного анализа (портрет и пейзаж в рассказах З.Н. Гиппиус 1890-1900-х гг.)» — М., 2005. В этой работе после подробного анализа литературоведческих трактовок портрета и пейзажа нами были предложены определения пейзажа и портрета, которые поддержали другие исследователи6, поэтому возьмём за основу именно их (в немного сокращённом виде):

Портрет в прозаическом7 произведении — одно из средств создания образа героя через изображение внешнего облика, являющееся особой фор-

1 Гарбичевский, А.Г. Портрет как проблема изображения // Искусство портрета: Сборник статей. — М., 1928. С.53-76.

2 Галанов, Б. Искусство портрета. — М., 1967.

3 Зингер, JI. К определению портрета // Творчество. — М., 1980. №10. С.15-16.

4 Тарабукин, Н.М. Портрет, как проблема стиля // Искусство портрета: Сборник статей. — М., 1928. С.159-193.

5 См. работы О.М. Барсуковой, Г.М. Благасовой, Э.А. Вдовенко. С.П. Гринёвой, A.A. Журавлёвой, Н.Д. Ивановой, Е.Е. Ильиной, В.А. Кошелева, И.Г. Минераловой, К.А. Нагиной, З.А. Оганян, Саводник, В.Ф., JI.A. Смирновой, И.В. Страхова, 3. Хайнади и др.

7 Портрет в лирическом произведении исследовала С.Н. Колосова, выделив его в самостоятельное явление: «Портрет в поэтическом творчестве — явление ёмкое и многофункциональное, его функционирование в тексте выходит далеко за решки художественного приёма. Это не просто средство создания героя (как в прозаическом произведении), композиционный приём или даже жанр, это часто создание образа идеи произведения, отражение авторского понимания мира в целом». (Колосова. С.Н. Портрет в русской лирической поэзии. — М., 2011. С. 10.)

мой постижения действительности и характерной чертой индивидуального стиля писателя’.

Пейзаж, на первый взгляд, может показаться противопоставленным портрету, так как в нём находит отражение всё, что вне человека (так широко понимал пейзаж, например, А. Бенуа3). Но пейзажем можно назвать только такой образ природы, в котором отражена душа человека, его внутренний мир. «Внешняя природа, — пишет Альфред Бизе, — не могла бы сделаться символом человеческой души, если бы не существовало внутреннего сродства между внутренним миром человека и внешним миром природы, если бы перед нами во всей природе не обнаруживался скрытый в ней дух, который внятно говорит и близко связан с нашим собственным духом»4. Продолжает эту мысль E.H. Григорян, говоря, что «пейзаж при всём многообразии его художественной функции, как самостоятельный род, принадлежит к лирике. Пейзаж — лирика в живописи, и его основное назначение, как и в поэзии — выражение «субъективной стороны человека», «внутреннего человека».

В изобразительном искусстве интерьер так же, как и портрет и пейзаж, является самостоятельным жанром. Не смотря на большой интерес к интерьеру в современной культуре, литературоведение не спешит восполнить терминологический пробел и пробел в исследовании, а ведь в художественной литературе только за два столетия накоплены прекрасные образцы интерье-

1 Дмитриевская, H.H. Портрет и пейзаж: проблема определения и литературного анализа (портрет и пейзаж в рассказах З.Н. Гиппиус 1890-1900-х гг.)» — М., 2005. С.90.

3 Бенуа, А. История живописи всех времён и народов. Часть первая. Пейзажная живопись: Т1, вып. 1: История пейзажной живописи. — СПб, 1912. С.11.

4 Бизе, А. Историческое развитие чувства природы / пер. Д. Коробчевского. — СПб, 1890. С.8.

5 Григорян, К.Н. Пейзаж в русской живописи и поэзии // Литература и живопись. — JL, 1982. С.131.

ров. Нельзя сказать, чтобы ими не занимались вообще, потому что есть статьи, диссертации, монографии, посвященные образу дома, дворянской усадьбе1. Но отдельные, сами по себе ценные, наблюдения не дают целостной картины, как развивается интерьер в русской литературе, какие художественные функции выполняет.

В литературоведческих словарях нет термина «интерьер», хотя есть «пейзаж» и «портрет», но ведь отличие интерьера только в объекте описания: портрет описывает внешний облик человека — создаёт образ героя; пейзаж описывает природу — создаёт её образ, образ мира; интерьер в свою очередь описывает внутреннее пространство помещения, создаёт образ дома. За определением интерьера надо пока обращаться не в литературоведческий словарь, а в толковый:

«Интерьер (франц. intérieur — внутренний) — 1) В архитектуре: отграниченное внутреннее пространство здания или к.-л. помещение. Убранство (мебель, светильники и т. д.) является функциональным компонентом И. Архитектурное решение и характер убранства определяются назначением И. для тех или иных процессов человеческой жизни.

Далее в том же словаре даётся культурно-историческая справка: «Ин-терьерная живопись достигает расцвета в Зап. Европе — в голландской живописи 17 в.; в России — в живописи мастеров венециановского круга — 2-я чете. 19 в. (напр.: А. Алексеев. Мастерская А.Г. Венецианова. 1827). Особое место занимают акварели Э. Гау, JI. Премацци, К. Ухтомского и др. художников, запечатлевшие интерьеры Гатчинского, Петергофских, Царско-

Российский гуманитарный энциклопедический словарь: В 3 т. — М., 2002. [Электронный ресурс]. URL: http://slovari.yandex.ru/dict/rges (Гуманитарный словарь. Интерьер.)

сельских, Зимнего и др. дворцов имп. фамилии и нек-рых аристократ, семей с целью их точной фиксации»’.

В XX веке интерьер стал ещё и самостоятельным видом искусства, появились новые специалисты, художники своего рода — дизайнеры. Это не значит, что интерьер как прикладное искусство не существовал до XX века, он лишь не выделялся в самостоятельную область искусства и рассматривался как часть архитектуры. В XX столетии интерьер перестал быть сугубо прикладным, утилитарным видом творчества — в виде инсталляций он попадает на выставки, в музеи, то есть рассматривается уже как высокое искусство. Пожалуй, можно даже сказать, что в XXI веке искусство интерьера, дизайна становится более популярным и модным, чем искусство живописи.

Интерьер непосредственно связан с человеком, а в художественном произведении — с героем, значит дополняет и углубляет его образ. Впрочем, интерьер в литературе может иметь много функций.

— Создаёт образ героя. Интерьер — это, прежде всего, внутренний мир, душа дома, поэтому отражает душу человека, более всего характеризует его индивидуальность: социальное положение, вкусы, черты характера (комната Евгения Онегина, дома всех помещиков в «Мёртвых душах»).

— Создаёт образ эпохи. Яркий пример как раз интерьеры в романе «Мы» Е. Замятина, в которых сопоставляются интерьеры Древнего дома и новых квартир Единого государства.

— Помогает творить художественный образ мира. Все интерьеры в романе «Преступление и наказание», совместно с городским пейзажем, создают образ мира, наполненного притаившимся в тёмных углах злом, болезнью, сыростью. Интерьеры в романе «Мы» Е. Замятина — это тоже способ сопоставления разных миров: мира древних и мира Единого государства. Данная функция интерьера выходит на первый план в утопических и фантастических произведениях.

http://slovari.yandex.ru/dict/rges (Гуманитарный словарь. Интерьер

— Является «говорящей» деталью, символом. Например, комната Раскольникова сравнивается с «гробом», а описание интерьера разворачивает этот образ в ёмкий символ. Ночлежка в пьесе «На дне» названа М. Горьким «пещерой» — в контексте философии Ф. Ницше, совместно со смыслом названия образ звучит весьма многозначительно. «Нехорошая квартира» в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» полна деталей-символов, впрочем, при рассмотрении интерьеров в этом произведении читатель легко проследит все вышеперечисленные функции.

Исходя из основных функций, можно вывести определение интерьера в литературном произведении. Так как в литературе интерьер — это не помещение в прямом значении, а его описание, и это, конечно, не жанр, то под интерьером литературоведы могли бы понимать словесное описание внутреннего пространства помещения, которое служит для создания образов дома, мира, эпохи, героя.

В отличие от определений пейзажа и портрета, когда первое — это образ природы, второй — образ человека, об интерьере с такой однозначностью сказать нельзя, так как интерьер одновременно работает на создание нескольких образов. Хотя и пейзаж с портретом не столь однозначны — они также отражают и эпоху, и мир, и человека, но всё же главная функция их просматривается с большей очевидностью — образ природы, образ человека. Интерьер более связан с образом дома. Образ дома в литературоведении более исследованная категория и в какой-то степени она компенсировала отсутствие в литературоведении термина «интерьер».

Понятия внутрилитературный синтез (синтез прозы и поэзии, синтез жанров и др.) и синтез искусств (синтез слова и музыки, литературы и живописи и др.) сегодня в особом комментарии не нуждаются, так как на рубеже XX и XXI веков получил детальную разработку в статьях и книгах

1 Иванов, Вяч. Борозды и межи. Опыты критические и эстетические. —

И.А. Азизян4, Г.Ю. Завгородней5 и др. Ежегодно на базе Московского педагогического университета с 1999 года проходит научно-практическая конференция «Синтез в русской и мировой художественной культуре», которая много лет объединяет исследователей проблемы синтеза во всех областях гуманитарного знания, и по материалам которой ежегодно издаётся одноимённый сборник трудов.

Приоритетное внимание в диссертации уделено разновидности синтеза искусств — экфрасису. Термин экфрасис сейчас широко распространён в западном литературоведении, использование его в России, по-видимому, началось вместе с повышением интереса к теме синтеза искусств. Значение термина отшлифовывалось в последнее десятилетие главным образом в следующих трудах: в сборнике статей «Экфрасис в русской литературе: труды Лозаннского симпозиума» под редакцией Леонида Геллера, в котором представлены работы исследователей разных стран (Швейцарии, Германии, Франции, Польши, Румынии, Венгрии, России), что свидетельствует о широком распространении термина за рубежом6; в книге М. Рубине «Пластическая радость красоты: Экфрасис в творчестве акмеистов и европейская традиция»7, в диссертациях Н.Г. Морозовой8, А.Ю. Криворученко9 и др., а также в ряде статей.

1 Замятин, Е. О синтетизме // Замятин. Е. Собрание сочинений: в 5 т. Т.З. Лица. — М., 2004. С. 164-172.

Минералов, Ю.И. Теория художественной словесности (поэтика и индивидуальность) — М., 1999.

3 Мшералова, И. Русская литература серебряного века. Поэтика символизма. — М., 1999.

4 Азизян, И.А., Диалог искусств Серебряного века. — М., 2001.

5 Завгородняя, Г.Ю. Стилизация и стиль в русской классической прозе. — М., 2010.

6 Экфрасис в русской литературе: труды Лозаннского симпозиума / Под ред. Л. Геллера, —М., 2002.

7 Рубине, М. Пластическая радость красоты: Экфрасис в творчестве акмеистов и европейская традиция — СПб, 2003.

— теоретическая: сформулировать и уточнить понятия словесная живопись, пейзаж, портрет, интерьер, портрет-экфрасис, пейзаж-экфрасис; расширить традиционное понимание функциональности портрета, пейзажа и интерьера в прозаическом повествовании, доказать их способность концентрировать, сгущать смыслы в произведении благодаря экфрасису, синтезу, символу и стилизации.

— практическая: проанализировать функции пейзажа, портрета и интерьера на материале произведений русской прозы XIX — начала XX вв.

Достижение поставленных целей будет реализовываться через решение следующих задач:

— проанализировать функции портрета-экфрасиса и пейзажа-экфрасиса в русской прозе XIX — нач. XX вв.;

— проанализировать семантику и символику пейзажа, портрета, интерьера на предмет воплощения в них различных философских смыслов;

— на репрезентативных иллюстрирующих примерах образной стороны словесной живописи показать способность пейзажа, портрета, интерьера концентрировать множество смыслов, расширять свою внутреннюю форму;

— выявить и описать внутрилитературный синтез образов: портрет-пейзаж, портрет-интерьер, интерьер-пейзаж, портрет-имя;

— проследить влияние стиля эпохи на стилевое и идейное воплощение словесной живописи в русской прозе;

— выявить и описать синтез живописи и слова через диалог русской прозы с визуальными видами искусства, стилизацию художественных методов изобразительного искусства.

Научная новизна работы состоит в том, что

— даётся чёткое определение понятию словесная живопись, которое до сих пор было в большей степени метафорическим, нежели терминологически прояснённым;

— впервые в одной диссертационной работе даётся широкое, комплексное, сравнительно-сопоставительное исследование пейзажа, портрета и интерьера;

— впервые подвергается системному анализу способность пейзажа, портрета, интерьера концентрировать, сгущать, уплотнять смыслы в произведении, быть проводниками сложного философского содержания;

— уточнятся термин экфрасис для определения таких явлений в литературе, как описание живописных пейзажей и портретов; для этого вводятся понятия портрет-экфрасис и пейзаж-экфрасис; впервые образ живописного портрета и пейзажа рассматривается в историко-литературном процессе на обширном литературном материале: A.C. Пушкин, Н.В. Гоголь, К.С. Аксаков, М.Ю. Лермонтов, И.С. Тургенев, И.А. Гончаров, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, Н.С. Лесков, В.М. Гаршин, А.П. Чехов, И.А. Бунин, З.Н. Гиппиус, А. Белый, И.Е. Репин, И.С. Шмелёв, В.В. Вересаев, С.Н. Дурылин, Е.И. Замятин, А.П. Платонов.

— впервые рассматривается роль портретирования в словесном создании образа иконы;

— впервые расширяется понятие внутрилитературный синтез1 за счёт соединения различных видов описания: портрет-пейзаж, портрет-интерьер, интерьер-пейзаж, портрет-имя;

— впервые в диссертации столь подробно проанализирована не идейная или идеологическая, а собственно художественно-описательная составляющая романа Е. Замятина «Мы», раскрыты стилевые связи портрета, пейзажа и интерьера в романе с живописными художественными методами, творчеством определённых художников;

1 Вслед за И.Г. Минераловой те, кто исследуют проблему синтеза в литературе, понимают внутрилитературный синтез как соединение прозы и поэзии, как взаимовлияние литературных жанров, как портретирование устных и письменных, фольклорных и книжных форм (Минералова, И. Русская литература серебряного века. Поэтика символизма. — М., 1999, др.).

— как материал для исследования в диссертации активно привлекается ещё только возвращающееся и потому малоизученное художественное творчество писателя, богослова, учёного-филолога С.Н. Дурылина.

Гипотеза. Портрет, пейзаж, интерьер как элементы словесной живописи — в высочайшем своём проявлении в творчестве классиков русской литературы, — выполняя свою основную функцию создания того или иного образа через описание, способны концентрировать в себе множество смыслов, расширять свою функциональность за счёт синтеза искусств, внутрили-тературного синтеза, стилизации, экфрасиса, символического наполнения образов.

Положения, выносимые на защиту:

1. Пейзаж, портрет, интерьер в литературном произведении способны концентрировать в себе множество явных и подтекстовых смыслов, не связанных с основной функцией создания образа через описание, то есть пейзаж и портрет могут становиться «эллиптическим высказыванием» (A.A. Потебня, Ю.И. Минералов).

2. Пейзаж, портрет, интерьер существенно расширяют своё функционально-семантическое поле, свою «внутреннюю форму» за счёт экфрасиса, внутрилитературного синтеза, синтеза искусств и символического наполнения образов.

3. Портрет и пейзаж насыщаются семантическими значениями, приближающими их к поэтическому образу, часто выдвигают на первый план не реалистическое или натуралистическое описание, а символический смысл.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *