Что такое социальная инклюзия

Инклюзия в понимании современного общества

Инклюзия в понимании современного общества. Пахолкина Т.М., Елина Д.Д., Задумкина Е.А., ФГБОУ ВПО «Череповецкий государственный университет», г. Череповец, Вологодская область, Россия.

Аннотация: В данной статье рассматривается вопрос инклюзии. Подчеркивается актуальность проведенного исследования на эту тему.

Ключевые слова: инклюзия, гуманность, инвалиды, ограниченные возможности.

В современном обществе остро стоит проблема понимания инклюзии. Главное не то, как люди с ограниченными возможностями здоровья реализуют себя в обществе, а как человечество относится к таким людям. Ведь каждый человек нуждается в принятии и поддержке. В данной статье мы поднимаем вопрос о том, как современное общество относится к человеку с ограниченными возможностями здоровья.

Инклюзия (от inclusion – включение) – процесс реального включения людей с инвалидностью в активную общественную жизнь. Инклюзия предполагает разработку и применение конкретных решений, которые позволят каждому человеку равноправно участвовать в общественной жизни [1].

Инклюзия предусматривает для человека с особыми потребностями не ограничиваемое участие и свободу выбора его меры, форм и способов во всех социальных процессах, на всех ступенях образования, в процессе досуга, на работе, в реализации различных социальных ролей и функций [6].

Невозможно не заметить актуальность данной темы, ведь сейчас, к сожалению, в нашем мире количество людей, и зачастую детей, с ограниченными возможностями здоровья, растёт. Важно отметить, что идеи гуманизации, переосмысления человеческих ценностей, уникальности человеческой личности являются основными составляющими идеями инклюзивного миропонимания.

Данной проблемой занимались многие психологи, философы, социологи. Большой вклад в развитии данной темы внесли Е.И. Пурыгина, М.С. Староверова, Т.В. Тимохина. Авторы отмечают, что инклюзия достижима в той социальной среде, которая готова к восприятию самой этой идеи [3, 4, 5].

Каждый человек в нашей стране имеет право на образование, в том числе и человек с ОВЗ. Успешное введение инклюзивного образования возможно лишь в обществе, обладающем здоровой нравственной основой. А в данный момент, сложилась ли такая нравственная основа в нашем обществе? Готово ли сейчас молодое поколение к такому ответственному шагу, как инклюзия? Данными вопросами задаются многие социологи, психологи, педагоги, что говорит нам о повышенном интересе к данной теме. Исходя из вышесказанного, нами была поставлена цель – выяснить понимание проблемы инклюзии среди современной молодёжи.

Инклюзивное образование не считается синонимом лишь физического присутствия детей с различиями и дееспособностью вместе с другими детьми. Создание соответствующих условий в инклюзивном образовании и воспитании охватывает все аспекты, в том числе материального, физического, позиционного аспектов. Среда и возможности в такой системе должны быть на таком уровне, чтобы они охватили всех детей с различными ограниченными возможностями[4].

Многие образовательные учреждения переходят именно на иклюзивное образование, потому что сейчас происходит глобальные изменения в осознании общества с гуманной точки зрения. Гуманистическая идея общественного сознания строится на представлении о том, что современный мир является взаимозависимым и взаимодействующим, в котором признается равноправие всех жизненных взглядов, где уважают традиции и принимают инновации, устанавливаются диалогические и равноправные отношения между людьми вне зависимости от того, какими возможностями (интеллектуальными, физическими и др.) человек обладает.

За последнее время можно наблюдать, как идеи о ценности жизни медленно, но неуклонно овладевают общественным сознанием. Происходит поворот социального интереса к людям, не таким как все, имеющим ограниченные возможности жизнедеятельности и социальной активности, чье развитие и жизнь не вписываются в рамки типичного [5].

Инклюзия в широком смысле этого слова включает в себя не только сферу образования, но и весь спектр общественных отношений: труд, общение, развлечения. Везде должна быть создана доступная и доброжелательная атмосфера, преодолены барьеры среды и общественного сознания.

На сегодняшний день инклюзивное образование на территории РФ регулируется Конституцией РФ, федеральным законом «Об образовании», федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка. Государство должно обеспечить инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни человека. Разрушение барьеров при получении доступности к качественному образованию приводит к объединению общественного пространства инвалидов и здоровых людей, меняется отношение к инвалидности: она считается не пороком, а особенностью того или иного человека [2].

На наш взгляд, система инклюзивного образования, с точки зрения социокультурных возможностей, образовательного пространства, нравственных принципов общества расширяется с каждым днем. В связи с этим, на предмет изучения уровня готовности общества к инклюзии и осмысления проблемы отношения людей к человеку с ограниченными возможностями здоровья, нами было проведено исследование.

Экспериментальную базу составили студенты и преподаватели «Череповецкого государственного университета». В анкете предлагалось ответить на вопросы по блокам:

По результатам проведенного исследования, мы получили следующие данные: пилотажное исследование показало, что все респонденты положительно относятся к лицам с ограниченными возможностями, в том числе с интеллектуальными нарушениями; отмечают такие положительные черты личности как работоспособность, упорство в достижении цели, доброжелательность, терпение.

Многие респонденты видят людей с ограниченными возможностями своими соседями по дому, но затрудняются ответить, если это будет их родственник. Не желательно, по мнению участников опроса, если лица с ограниченными возможностями здоровья будут коллегами, подчиненными, врачами, учителями, представителями власти. Некоторые респонденты считают, что детям с нарушениями в развитии необходимо проходить обучение в специальном классе массовой школы, в школе индивидуального обучения. Необходимость льгот и государственной программы трудоустройства инвалидов признаются практически всеми участниками опроса.

Полученные нами данные свидетельствую о том, что общество заинтересовано в проблеме инклюзии в нашем мире. Именно с позиций гуманизма и принятия оно ищет решения данной проблемы.

В настоящее время не каждый готов принять человека с ОВЗ. Но осознание того, что люди видят данную проблему, что общество готово говорить, размышлять и действовать, для решения проблемы инклюзии должно мотивировать каждого. Такая этическая концепция утверждает ценность жизни любого человеческого существа, как единственного и неповторимого в этом мире. Его безусловное право на полноценную жизнь вне зависимости от того, есть у человека дефекты в развитии или нет, а также его безусловное право на образование и специальную помощь в соответствии с его особыми потребностями, право на достойную жизнь среди людей, право на уважительное отношение к нему. Ведь человек с ОВЗ, это не какой – то другой человек, это уникальная личность!

Поэтому процесс инклюзии в современном мире, это не только техническое или информационное внедрение каких – либо изменений в общественной жизни, а прежде всего – это изменение взгляда на жизнь и её ценность.

Ссылки на источники

Статья — участник конкурса Лучшая молодежная статья 2017 года

Источник

Семинар на тему СОЦИАЛЬНАЯ ИНКЛЮЗИЯ ИЛИ СОЦИАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ?

Семинар на тему СОЦИАЛЬНАЯ ИНКЛЮЗИЯ ИЛИ СОЦИАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ?

Развитие современного общества диктует свои правила, но эти правила корректирует сама жизнь. Обустроить комфортную среду для каждого гражданина страны – одно из приоритетных направлений любого современного государства. Об этом заботятся не только государственные организации, это является и основной заботой семьи. Однако, все может складываться удачно до того момента, пока в семье не появляется ребенок с особенностями развития, в будущем – обучающийся с особыми образовательными потребностями. Кроме чисто технических проблем, появляются сложности с получением образования и, что очень важно, с социализацией. Современное общество потому и носит гордое название гуманистического, что в нем появляется возможность у каждого гражданина найти себя, реализоваться и добиться того, о чем мечтал в детстве.

Вопросы об образовательной инклюзии поднимаются давно, разрабатываются положения, создаются статьи и публикации. Их цель – привлечь внимание к сложному вопросу, без решения которого невозможно двигаться дальше. Но кроме образовательной инклюзии в специализированной литературе появилось такое понятие, как «социальная инклюзия». Итак, что такое социальная инклюзия? Почему для развития справедливого демократического общества невозможно обойти этот вопрос стороной?

Само понятие (социальная инклюзия) чаще всего применяют специалисты-практики, ученые, работающие в сфере социальной политики. Самая частая ошибка применения термина в том, что социальную инклюзию сводят к понятию «образовательная инклюзия», отсекая большое количество сопутствующих проблем. Получается, что сместив социальную инклюзию в сторону образования, можно снять с себя ответственность после достижения обучающимися с особенностями развития, с особыми образовательными потребностями определённого возраста. Но ведь именно после окончания образовательного учреждения начинается один из самых сложных периодов в жизни человека. Показать знания, полученные ранее, умения, которые можно применять, желания, которые хочется реализовать – разве это не то, о чем мечтает каждый человек, выходя во взрослую жизнь? А теперь представим себе, что все это невозможно только потому, что работодатель не может, а иногда и не хочет, принимать нового работника из-за особенностей его развития.

Понятие социальной инклюзии очень широко, оно должно рассматриваться в международном масштабе, потому что это вопрос, стоящий перед всем человечеством. Это тот вопрос, который должен решаться на государственном уровне.

Первым следует рассмотреть такой термин, как «социальная эксклюзия». Одна из трактовок термина звучит так: «Социальную эксклюзию следует понимать, как исключение или ограничение доступа индивидов к жизненно важным социальным институтам, таким как труд, образование, другие виды деятельности (в том числе профессиональной), что не позволяет им получать доступ к экономическим ресурсам, необходимым для поддержания адекватного уровня жизни» [4]. Это самое страшное в жизни любого человека, когда ты оказываешься никому не нужен. Человека словно вычеркивают из обычной жизни, не позволяя не только реализоваться как личности, но даже поддержать свои жизненные потребности (жилье, одежда, пища). Социальную эксклюзию мы наблюдаем довольно часто в нашей жизни. Это те моменты, когда человека не принимают на работу по различным причинам. Например, из кандидатов (юноша и девушка) с одинаковым уровнем образования предпочтительнее будет юноша, так как он «не уйдёт в декрет». Из кандидатов на одно рабочее место выбирают того, кому «немного за 30», чем специалиста в

«предпенсионном возрасте». И самый важный вопрос. Кого выберут на вакантное место, с дипломом из одного вуза, но у одного из кандидатов будут

Теперь рассмотрим такие термины, как «социальная инклюзия» и

«социальная интеграция». Очень часто эти два понятия воспринимают как синонимичные словосочетания, то есть считают их равными. Но если разобрать понятия подробнее, становится очевидно, что «социальная инклюзия» более узкое понятие. Дименштейн Р. понимает инклюзию, как «односторонний процесс, представляющий «внедрение» кого-то куда-то (очевидный насильственный оттенок), результатом которого является наличие в некоей среде инородного для нее «тела». Поэтому инклюзия сомнительна и как результат — «включаемый» не становится в этом процессе естественной частью общей дружественной среды» [1]. Мнение ученых-теоретиков разделяются. Кто-то отдает предпочтение инклюзии, кто-то настаивает на интеграции. Например, Е. Н. Мищук определяет интеграцию так: «Интеграция

– включение в общий поток или одно из важных средств подготовки к самостоятельной жизни в обществе или сторона процесса развития, связанная с объединением в целое ранее разнородных частей и элементов» [7]. Особенность этого процесса точно отражает латинское слово «integer» – завершенный, полный, восстановленный, соединенный и т.д.». Споры о важности этих явлений – инклюзии или интеграции – не прекращаются много лет. Специалисты пытаются разобраться, что будет лучше для их подопечных, для ребятишек с особенностями развития, которые вступают во взрослую жизнь – социальная инклюзия или социальная интеграция? Важно понимать, что

«интеграция детей с отклонениями в развитии в социально-культурную и общеобразовательную среду представляет собой острую актуальную проблему коррекционной педагогики и является закономерным этапом развития системы специального образования» [3].

Важно понимать, что процесс социальной инклюзии – это процесс, который происходит с отдельным человеком, это его восприятие жизни, его понимание принадлежности к определённой социальной группе. А социальная интеграция, в свою очередь, это процесс, происходящий в самом обществе, в том обществе, которое должно принять и всесторонне поддержать каждого. Причем процесс интеграции должен происходить комфортно для всех сторон.

Социальную интеграцию можно считать следствием социальной инклюзии.

Е. Н. Мищук в своей статье даёт такую характеристику: «Социальная интеграция предполагает социальную адаптацию ребенка с ограниченными возможностями здоровья в общую систему социальных отношений и взаимодействий, прежде всего, в рамках той образовательной среды, в которую он интегрируется» [7]. Социальную инклюзию следует рассматривать, как

процесс, который ведет к социальной интеграции, к полному, взаимному и комфортному процессу. Социальная инклюзия – активный процесс адаптации, процесс укрепления чувства принадлежности к определенной группе или сообществу. Итог социальной инклюзии – это социальная интеграция, которая позволяет всесторонне и гармонично развиваться любому члену общества. Именно на социальную интеграцию следует обратить особое внимание, именно ее надо рассматривать как важнейшее направление развития. Л. М. Кобрина обращает внимание на «благоприятное влияние условий интегрированного обучения, требующего от ребенка и его окружения значительных усилий, но предоставляющих большие возможности в самореализации» [3]. И окружение сегодня готово меняться, готово перестать закрывать глаза на все увеличивающееся количество людей с особенностями развития и с особыми образовательными потребностями. Каким образом будет достигнута такая интеграция, с помощью ли социальной инклюзии, или созданием правовых и законодательных документов по этому вопросу, но это – основная и самая важная цель для последующего существования человечества.

Нет ничего важнее жизни человека, это самая большая ценность. Авторы статьи «Ресурсный центр профессиональной подготовки как форма социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья» И. Г. Дрозденко, Л. М. Кобрина так видят модернизацию образования: «Одним из перспективных путей развития системы специального образования мы считаем создание системы непрерывного, в том числе профессионального, образования лиц с ограниченными возможностями здоровья» [2]. Вопросы «социальной инклюзии» и «социальной интеграции» вышли на первое место, они являются приоритетными для полноценного развития современного общества.

 Список используемых источников

1. Дименштейн, Р. Интеграция или инклюзия? Спор о словах и нерешенных проблемах образования «особых» детей / Р. Дименштейн, И. Ларикова // Защити меня! – 2008. – № 1. – С. 55–59.

2. Дрозденко, И. Г. // Ресурсный центр профессиональной подготовки как форма социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья / И. Г. Дрозденко, Л. М. Кобрина // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. – 2014.

3. Кобрина, Л. М. Система интегрированного обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии в условиях общеобразовательной сельской школы : автореф. дис. … докт. пед. наук / Л. М. Кобрина. – М., 2006. – 47 с.

4. Курмышева, Л. К. Эксклюзия как феномен жизни общества / Л. К. Курмышева // Психология, социология и педагогика. – 2015. – № 3 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://psychology.snauka.ru/2015/03/4491. – Дата доступа: 07.02.2020.

5. Ларионова, Г. И. Социальная интеграция личности: понятие, сущность, направления / Г. И. Ларионова // Евразийский Научный Журнал. – 2016. – № 11. – С. 227–232.

6. Любавина, Н. В. Инклюзивное и интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями: проблемы и условия эффективности / Н. В. Любавина // Социологические исследования. – 2013. – № 9. – С. 64–69.

7. Мищук, Е. Н. Интеграция детей с ОВЗ в общеобразовательные учреждения / Е. Н. Мищук // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2016. – № 6. – С. 107–109.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Основные принципы концепции социальной инклюзии

Правовой подход к разработке образовательной политики и учебных программ: от социального отторжения к социальной инклюзии

В современном мире при разработке любых программ, касающихся человеческого развития, все больше используется подход, основанный на соблюдении основных прав и свобод человека. Вместе с идеями обеспечения социальных прав и благополучия человека в течение последних десятилетий развивалась концепция социального отторжения (социальной изолированности), которую Европейский Союз определяет, как процесс, в котором отдельные группы населения или отдельные люди не имеют возможности в полной мере участвовать в общественной жизни. Причинами социального отторжения могут быть бедность, отсутствие базовых знаний и возможностей, языковой барьер, недостаточная активность и уверенность людей, дискриминация или расизм. Это, в свою очередь, не дает возможности трудоустроиться, получать доходы и возможности учиться. Как следствие, такие люди или группы людей имеют ограниченный доступ к власти и принятию решений органами власти и, таким образом, часто не могут принять участие в процессах разработки и принятия решений, влияющих на их повседневную жизнь.

Концепция социального привлечения (инклюзии, включения), которая является противоположной концепции социальной изоляции, появилась в результате перехода большинства обществ к демократическим ценностям, уважению основных прав и свобод людей. Эта концепция возникла в ответ на растущее социальное неравенство, что стало следствием возникновения новых условий на рынке труда и несовершенства существующей системы социального обеспечения, которая не могла удовлетворить потребности различных слоев населения. Европейский Союз определяет социальное вовлечение (социальную инклюзию) как процесс, который обеспечивает тех, у кого есть риск бедности и социального отторжения, возможностями и ресурсами, необходимыми для того, чтобы в полной мере участвовать в экономической, социальной и культурной жизни, достичь уровня жизнь и благосостояния, соответствующих нормальным стандартам в обществе, в котором они живут. Социальное привлечение обеспечивает людям более широкие возможности для участия в про-процессе принятия решений, влияющих на их жизнь и доступ к основным правам.

Цель инклюзии в образовании

Взаимосвязь между уровнем образования населения и человеческим развитием страны признается как неоспоримый факт. Поэтому устранение проявлений социального отторжения от сферы образования, различных институциональных и финансовых барьеров для получения образования является предпосылкой достижения общего прогресса в развитии общества, а доступность образования для различных категорий населения рассматривается, прежде всего, как социальная проблема, тесно связанная с идеями социальной справедливости и социального равенства. Эксперты Организации экономического сотрудничества и развития определяют равенство в образовании как существование такой образовательной среды, где индивидуумы могут делать выбор в течение жизни с учетом собственных талантов и способностей, а не на основе стереотипов, предвзятых ожиданий или дискриминации. Такая образовательная среда предоставляет экономические и социальные возможности независимо от пола, этнической принадлежности, расы или социального состояния.

Традиционные модели обучения уже не могут удовлетворить потребности современного общества, которое постоянно меняется. Так, например, лица с инвалидностью чувствую проявления дискриминации в отношении доступа, активного участия и успешного завершения обучения на всех уровнях образования. Внедрение инклюзивной модели обучения с учетом ее различных междисциплинарных и социальных аспектов требует соответствующих изменений не только в образовательной, но и во многих других сферах, таких как социальная политика, политика в сфере здравоохранения, занятости, миграции и даже в сфере градостроительства и благоустройства территорий.

Цель инклюзии в образовании заключается в ликвидации социальной изолированности (исключение), что является следствием негативного отношения к понятию разнообразия. Отправной точкой этого понятия является убеждение, что образование является одним из основополагающих прав человека и основой более справедливого общества.

Правовая основа инклюзивного образования: основные международные документы

Международные документы в сфере образования людей с особыми потребностями

В своих законодательных актах Организация Объединенных Наций определила, что вопрос инвалидности касается сферы защиты прав человека, а не только реабилитации и социального обеспечения.

Наиболее фундаментальным воплощением прав человека на международном уровне стала Всеобщая декларация Организации Объединенных Наций о правах человека, которая провозгласила равенство прав всех людей без исключения. В декларации отмечается, что «каждый человек имеет право на образование». Образование должно быть направлено на всестороннее развитие человеческой личности и повышение уважения к правам человека и основным свободам. Образование должно способствовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами и должно содействовать деятельности Организации Объединенных Наций в поддержании мира.

Значительным и действенным шагом в определении прав лиц с ограниченной жизнедеятельностью было принятие Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций Декларации о правах умственно отсталых лиц. Согласно этой декларации, люди с умственной отсталостью имеют те же права, что и все остальные члены общества. Декларация о правах умственно отсталых лиц стала первым нормативно-правовым документом о признании людей с нарушениями умственного развития общественно полноценными в социальном смысле членами общества, которые, тем не менее, нуждаются в правовой защите и поддержке, поскольку именно люди с нарушениями умственного развития чаще всего воспринимаются как неполноценное меньшинство среди человеческого сообщества.

Источник

Социальная инклюзия

Краеугольными камнями концепции социальной инклюзии в отношении лиц с инвалидностью являются:

С социальной инклюзией связывают проблемы соблюдения прав человека.

Государственный Департамент здравоохранения провинции Виктория (Австралия) определяет, например, такие ценности, которые лежат в основе социальной инклюзии:

Каждый готов. Никого из нас не нужно «экзаменовать» или испытывать, чтобы определить наше соответствие ряду критериев и принять решение о том, можем ли мы быть «приобщенными», или же нас стоит «убрать».

Каждый может учиться. Как разумные существа, все мы растем, меняемся и делаем ошибки, но мы все способны учиться.

Каждый нуждается в поддержке. Иногда кто-то из нас нуждается в большей поддержке, чем другие.

Каждый может общаться. То, что кто-то не использует слов, не означает, что ему, нечего сказать.

Каждый может внести вклад. Мы должны признавать, поддерживать и оценивать взносы каждого человека, в том числе и наши собственные.

Австралийское правительство приняло принципы, разработанные Австралийским советом по вопросам социальной инклюзии, которые управляют процессами привлечения всех слоев общества к общественным делам. В них содержатся определенные надежды (то есть чего мы хотим достичь) и подходы (что поможет нам добиться этого).

Ожидания:

В социологии термин «социальная интеграция» обычно применяется наряду с термином «социальная солидарность». На самом деле «социальная интеграция» (то есть действие принятия) и «социальная солидарность» (то есть понимание проблем) разделенные во времени. Промедление в преодолении зависит от того, какие ощущения возникают относительно нового полученного опыта.

Уважение к индивидуальным особенностям является важной составляющей развития успешного демократического общества.

Все большую актуальность приобретает социальная интеграция людей с тяжелыми умственными поражениями. Ученые-социологи из Колумбийского и Гарвардского университетов провели исследование качества жизни среди этих пациентов, применяя теорию социальной интеграции. По результатам исследования были доказаны потенциальные возможности социальной интеграции этой группы лиц, ее эффективного долгосрочного лечения и развития приятных чувств у пациентов. Ведь известно, что недостаток положительного социального взаимодействия и восприятия имеет разрушительные последствия для человека, семьи, общества и перспективы общества.

В ХХ в. вопросы социальной интеграции привлекают к себе все больше и больше внимания. На Всемирном саммите по вопросам социального развития инклюзивное общество было описано как «общество для всех», в котором каждый индивид, каждый, кто имеет права и обязанности, должен играть активную роль. Такое инклюзивное общество имеет механизмы приспособления к индивидуальным чертам, дает возможность активного участия всех людей в политической, экономической и социальной жизни, обеспечивает равные возможности для всех, чтобы каждый мог максимально развить свой жизненный потенциал.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *