Что такое стихиры на стиховне

Стихиры на стиховне

Смотреть что такое «Стихиры на стиховне» в других словарях:

АЛФАВИТНЫЕ СТИХИРЫ — [греч. στιχηρὰ κατὰ ἀλφάβητον, церковнослав. или « »], ряды стихир, расположенных по принципу алфавитного акростиха. В слав. традиции А. с. называют также азбучными стихирами. А. с. в визант. гимнографии Генетически А. с., вероятно, связаны с… … Православная энциклопедия

ГЕРМАН I — (630 650. 653 658 † до 754), свт. (пам. 12 мая), патриарх К польский (11 авг. 715 17 янв. 730). Сведения о жизни Г. до 712 г. восходят к поздним источникам, однако они не противоречивы и не опровергаются общей информацией об эпохе, поэтому… … Православная энциклопедия

стихира — ы; ж. [от греч. stichēra стихотворение]. Церк. Песнопение, исполняемое во время церковной службы. * * * стихира (греч. stichērá biblía стихотворные сочинения), жанр византийской и древнерусской гимнографии. * * * СТИХИРА СТИХИРА ( греч. ta… … Энциклопедический словарь

ИОАНН ПРЕДТЕЧА — [Иоанн Креститель; греч. ᾿Ιωάννης ὁ Πρόδρομος], крестивший Иисуса Христа, последний ветхозаветный пророк, открывший избранному народу Иисуса Христа как Мессию Спасителя (пам. 24 июня Рождество Иоанна Предтечи, 29 авг. Усекновение главы Иоанна… … Православная энциклопедия

Вечерня — (греч. Ὁ Ἑσπερινός; лат. Vesperae) богослужебное последование, восходящее к ранним векам христианства и сохранившееся во всех Церквах, сохранивших апостольское преемство (Православие, Католицизм, Древневосточные церкви), а также в… … Википедия

ГОСПОДСКИЕ ПРАЗДНИКИ — дни церковного календаря, посвященные воспоминаниям и прославлению событий из земной жизни Иисуса Христа, реликвиям, знамениям и чудесам, связанным с Ним. В широком смысле Г. п. это дни, в к рые по тем или иным причинам особенно прославляется… … Православная энциклопедия

ВЕЛИКИЕ ПОНЕДЕЛЬНИК, ВТОРНИК, СРЕДА — Первые 3 дня Страстной cедмицы, начало непосредственной подготовки к празднику Пасхи. Главным содержанием богослужения этих дней является размышление о приближающемся воспоминании Страстей Господних. Кроме того, эти дни посвящены притчам и… … Православная энциклопедия

ВОСКРЕСЕНЬЕ — [Церковнослав. ; греч. κυριακή; лат. dominica], один из дней недели, в христ. Церкви празднуемый как день Воскресения Иисуса Христа. Наименования В. Совр. рус. слова «воскресенье» и «воскресение» напрямую связаны по смыслу с празднуемым в этот… … Православная энциклопедия

ЕВЕРГЕТИДСКИЙ ТИПИКОН — визант. литургический и церковно правовой памятник 2 й пол. XI в., регламентировавший особенности устройства и богослужебные порядки располагавшегося возле стен К поля Евергетидского мон ря. Е. Т. сохранился в рукописи Athen. gr. 778, нач. XII в … Православная энциклопедия

ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ — [греч. Εἴσοδος τῆς ῾Υπεραγίας Θεοτόκου ἐν τῷ Ναῷ; лат. Praesentatio S. Mariae in templo], один из великих церковных праздников, установленный в честь события приведения Пресв. Богородицы Ее родителями в иерусалимский храм для посвящения Богу.… … Православная энциклопедия

Источник

Стихиры на стиховне

Стихиры на стиховне

По окончании литии, совершавшие ее священнослужители входят в храм и останавливаются посередине храма. В это время поются «стихиры на стиховне». Они называются так потому, что имеют перед собой стихи, избранные из разных псалмов и других книг Священного Писания, подходящие для данного праздника или памяти святого. При этом первая стихира вообще не имеет перед собой стиха. Стихиры на стиховне поются обычно и при стечении двух празднований в один день только одному празднеству. Лишь последняя стихира на «Слава и ныне» бывает посвящена другому празднуемому событию. Так, в обычные дни на «Слава и ныне» всегда бывает богородичен, а если это период предпразднества или праздника, то на «Слава и ныне» поется стихира предпразднества или праздника.

Читайте также

Стихиры

Стихиры (рус. пер. — о. Амвросий (Тимрот). Источник: Православная энциклопедия «Азбука веры»)Стихира на утреню Великой СредыГосподи, во многие грехи впавшая жена, / Твое ощутившая Божество, / мироносицы служение взяв на себя, / с рыданием мvро Тебе прежде погребения

Стихиры, глас 2

Стихиры, глас 2 Высшую небес и чистшую светлостей солнечных, избaвльшую нас от клятвы, Владычицу мира песньми почтим.От многих моих грехов немощствует тело, немощствует и душа моя; к Тебе прибегaю, Благодaтней, надеждо ненадежных, Ты ми помози.Владычице и Мaти Избaвителя,

Стихира на стиховне, глас 2

Стихира на стиховне, глас 2 Божественных даров тезоименита тя, треблаженне, почитаю, Феодоре: света бо Божественнаго незаходимое светило явлься, просветил еси страданьми твоими всю тварь, и огня крепчайший явився, пламень угасил еси, и льстиваго змия главу сокрушил еси.

Стихиры, глас 2

Стихиры, глас 2 Высшую небес и чистшую светлостей солнечных, избaвльшую нас от клятвы, Владычицу мира песньми почтим.От многих моих грехов немощствует тело, немощствует и душа моя; к Тебе прибегaю, Благодaтней, надеждо ненадежных, Ты ми помози.Владычице и Мaти Избaвителя,

Стихиры, глас 2

Стихиры, глас 2 Высшую небес и чистшую светлостей солнечных, избавльшую нас от клятвы, Владычицу мира песньми почтим.От многих моих грехов немощствует тело, немощствует и душа моя; к Тебе прибегаю, Благодатней, надеждо ненадежных, Ты ми помози.Владычице и Мати Избавителя,

Стихиры на стиховне

Стихиры на стиховне По окончании литии, совершавшие ее священнослужители входят в храм и останавливаются посередине храма. В это время поются «стихиры на стиховне». Они называются так потому, что имеют перед собой стихи, избранные из разных псалмов и других книг

Хвалительные псалмы и Стихиры на Хвалитех

Хвалительные псалмы и Стихиры на Хвалитех После пения ексапостилария, или светильна, поются на воскресном бдении в рядовой глас, а на праздничном бдении во глас следующих за тем стихир, так называемые хвалитные псалмы, Пс. 148: — Хвалите Господа с небес; Пс. 149: — Воспойте

СТИХИРЫ “КАЯ ЖИТЕЙСКАЯ СЛАДОСТЬ”

СТИХИРЫ “КАЯ ЖИТЕЙСКАЯ СЛАДОСТЬ” После канона следуют стихиры Иоанна Дамаскина “Кая житейская сладость”… всего восемь стихир на восемь гласов. Это потрясающая проповедь о суете всего, что в мире прельщает нас, о суете всего, что не остается с нами по смерти, проповедь,

Стихиры, глас 2

Стихиры, глас 2 Высшую небес и чистшую светлостей солнечных, избaвльшую нас от клятвы, Владычицу мира песньми почтим.От многих моих грехов немощствует тело, немощствует и душа моя; к Тебе прибегaю, Благодaтней, надеждо ненадежных, Ты ми помози.Владычице и Мaти Избaвителя,

Стихира на стиховне, глас 2

Стихира на стиховне, глас 2 Божественных даров тезоименита тя, треблаженне, почитаю, Феодоре: света бо Божественнаго незаходимое светило явлься, просветил еси страданьми твоими всю тварь, и огня крепчайший явився, пламень угасил еси, и льстиваго змия главу сокрушил еси.

Стихиры на Господи воззвах

Стихиры на Господи воззвах На Господи воззвах положено только 4 стихиры, — количество, какого не имеет никогда полная вечерня (на ней наименьшее количество стихир — 6). Четное количество стихир положено ввиду пения их на два лика. Такое количество стихир (4) и потому

Стихиры

Стихиры На псалмах «Господи воззвах» ветхозаветный песненный материал вечерни постепенно переходит в христианский: к последним стихам этих псалмов присоединяются церковные песни, и это попеременное пение означает то, что Ветхий Завет согласуется с Новым, по слову

Литийные стихиры

Литийные стихиры Выход на литию воскресной вечерни (обычной) совершается при пении «стихиры храма». Пение такой стихиры естественно при торжественном прохождении храма; и естественно вспомнить в течение всего бдения хотя раз святого, в честь которого храм (древние

Литийные стихиры по древним уставам

Литийные стихиры по древним уставам Груз. ркп. Типикона XIII в., как выше замечено, указывает на литии стихиры тех святых, в храм которых направляется лития; отсюда, может быть, и вообще требование Типикона петь на литии стихиру храма; стихир указывается несколько (не одна)

Хвалитные стихиры

Воскресные хвалитные стихиры

Воскресные хвалитные стихиры Хвалитные стихиры воскресной утрени выделяются из ряда других своим количеством: их бывает 8, вдвое более, чем для самых великих праздников: 4 называемых прямо «воскресными» и 4 «восточны» (ср. с. 545). Припевами для них служат 6 стихов хвалитных

Источник

Стихира

Стихи́ра (от греч. στιχηρόν – мно­го­сти­шие) – бого­слу­жеб­ное пес­но­пе­ние, состо­я­щее из несколь­ких стихов, напи­сан­ное, в ори­ги­нале, одним сти­хо­твор­ным раз­ме­ром, пою­ще­еся за бого­слу­же­нием после стихов из Свя­щен­ного Писа­ния.

Число стихир на Все­нощ­ном бдении зави­сит от празд­ника, чем важнее празд­ник, тем больше стихир. Сти­хиры обычно раз­ли­чают по назва­нию псал­мов, с кото­рыми они свя­заны (сти­хиры на «Гос­поди воз­звах», сти­хиры на «Хва­ли­тех»), или по месту их чтения на службе (на литии, на сти­ховне).

Совре­мен­ный цер­ков­ный Устав знает несколько видов стихир, раз­ли­чая их по месту, зани­ма­е­мому ими в круге суточ­ного бого­слу­же­ния. Это:

1. Сти­хиры на «Гос­поди воз­звах»

Это те цер­ков­ные пес­но­пе­ния, что при­пе­ва­ются к отдель­ным стихам вечер­него псалма «Гос­поди воз­звах» (точнее псалмы 140, 141, 129 и 116). В опи­са­нии синай­ской утрени, то есть повест­во­ва­нии о посе­ще­нии патр. Иеру­са­лим­ским Софро­нием и Иоан­ном Моском пре­по­доб­ного Нила Синай­ского, уже упо­ми­на­ются при­певы на «Гос­поди воз­звах» (VI–VII вв.). Они назы­ва­ются в данном случае «тро­па­рями». Назва­ние «сти­хира» еще долго не было твердо уста­но­вив­шимся. В XV в., напри­мер, св. Симеон Солун­ский назы­вает еще сти­хиры «тро­па­рями». Полные списки Сав­ва­ит­ского и Сту­дий­ского уста­вов уже поль­зу­ются тер­ми­ном «сти­хира».

Древ­ние сти­хиры были короче. Это видно осо­бенно по первым сти­хи­рам на «Гос­поди воз­звах» в Окто­ихе. Вообще со вре­ме­нем размер отдель­ных стихир непо­мерно воз­рас­тает, что осо­бенно заметно в наших сла­вян­ских, в част­но­сти рус­ских, про­из­ве­де­ниях.

Совре­мен­ный устав знает еже­днев­ное упо­треб­ле­ние стихир на «Гос­поди воз­звах». Коли­че­ство их варьи­рует в зави­си­мо­сти от сте­пени важ­но­сти празд­ну­е­мого собы­тия: 6, 8 или 10. В день собора арх. Гав­ри­ила (26 марта) поется и один­на­дца­тая сти­хира с при­пе­вом «Творяй ангелы своя духи…» и только на день Вели­кого Канона, то есть в среду 5 сед­мицы Вели­кого Поста, к обыч­ным 6 сти­хи­рам добав­ля­ются еще и особые 24, поемые особым же напе­вом, так что в этот день на «Гос­поди воз­звах» поются всего 30 стихир, и так было издавна. Сту­дий­ский и Евер­ге­ти­дский Типи­коны имели на вос­кре­се­ние только 8 стихир; Сту­дий­ско-Алек­се­ев­ский устав – 9.

Из совре­мен­ных нам 10 стихир вос­крес­ной вечерни (точнее, поемых на Вели­кой вечерне в суб­боту) можно отме­тить три группы, а именно:

Первые 3 вос­крес­ные сти­хиры, наи­бо­лее крат­кие и, сле­до­ва­тельно, более древ­ние. Как заме­чает Ска­бал­ла­но­вич, их нельзя при­пи­сы­вать св. Иоанну Дамас­кину, как это обычно, по тра­ди­ции, дела­ется, так как они проще по содер­жа­нию, чем пес­но­пе­ния Дамас­кина и, кроме того, в неко­то­рых уста­вах сту­дий­ских, в кото­рых «сти­хов­ные сти­хиры» под­пи­сы­ва­ются именем Дамас­кина, эти первые три на «Гос­поди воз­звах» назы­ва­ются «древ­ние».

Вторую группу стихир на «Гос­поди воз­звах» состав­ляют т.н. «Ана­то­ли­евы» сти­хиры. Что значит это при­ла­га­тель­ное ска­зать не легко. Пред­по­ла­гают неко­то­рые, что это озна­чает имя автора, Ана­то­лия, сту­дий­ского игу­мена IX в., или пат­ри­арха Кон­стан­ти­но­поль­ского V века. В пользу этого мнения гово­рит то, что в Окто­ихе 4 гласа эти сти­хиры прямо над­пи­саны: «тво­ре­ние Ана­то­ли­ево». Но, как гово­рит Ска­бал­ла­но­вич, гре­че­ское слово άνατολικά едва ли может быть пере­ве­дено, как это дела­ется в сла­вян­ских книгах на полях: «Ана­то­ли­евы»; это по гре­че­ски было бы Áνατολιακά, причем имя автора в над­пи­са­нии всегда выра­жа­ется роди­тель­ным паде­жом, а не при­ла­га­тель­ным. Пра­виль­нее было бы поэтому читать эти сти­хиры, как «восточ­ные», как это дела­ется в неко­то­рых редак­циях бого­слу­жеб­ных книг. Оче­видно, это ано­ним­ные сти­хиры, назван­ные так потому, что вошли, веро­ятно, впер­вые в службу в восточ­ных Иеру­са­лим­ских уста­вах, и не были известны в древ­ней­ших сту­дий­ских типи­ках. Их не было и в Евер­ге­ти­дском Типике, но зато они попали в итало-сици­лий­ские. «Восточ­ные» сти­хиры несколько длин­нее и содер­жа­тель­нее, чем первая группа.

Третью группу стихир на «Гос­поди воз­звах» в суб­боту вечера состав­ляют т.н. сти­хиры Павла Амор­рей­ского (Осно­ва­теля Евер­ге­ти­дского мона­стыря †1054). В гре­че­ских книгах этих стихир не поло­жено. Содер­жа­ние их пока­ян­ное. Они, в сущ­но­сти, по уставу, и не могут почти быть испол­нены на «Гос­поди воз­звах», так как всегда име­ются сти­хиры свя­того Минеи или отда­ния, или пред­празд­не­ства, кото­рые и встав­ля­ются, вместо стихир Павла Амор­рей­ского. В наших печат­ных Окто­и­хах они появи­лись очень поздно, в самом конце XVIIв.

Послед­няя сти­хира в ряду стихир на «Гос­поди воз­звах», поемая обычно на «и ныне», носит особое наиме­но­ва­ние «Дог­ма­тика», или иногда просто «дог­мата». Автор их, по-види­мому, св. Иоанн Дамас­кин. По содер­жа­нию они вели­ко­лепны и исклю­чи­тельно богаты. Они служат лучшим под­твер­жде­нием того, что наше бого­слу­же­ние, по своему внут­рен­нему содер­жа­нию, есть хра­мо­вое испо­ве­да­ние в слух народа наших дог­ма­тов, нашего веро­уче­ния и нра­во­уче­ния.

Ска­бал­ла­но­вич пре­красно уста­нав­ли­вает вза­им­ную связь содер­жа­ния всех восьми дог­ма­ти­ков.

Таким обра­зом, при вни­ма­тель­ном слу­ша­нии этих поучи­тель­ных стихир, хри­сти­а­нин во время бого­слу­же­ния посвя­ща­ется в таин­ствен­ные глу­бины нашей веры.

2. Литий­ные сти­хиры

Они поются при выходе свя­щен­но­слу­жи­те­лей в при­твор на литию. В неко­то­рых празд­нич­ных после­до­ва­ниях поло­жены особые литий­ные сти­хиры, кото­рые и поются. Но в обыч­ный вос­крес­ный (недель­ный) день, когда нет ника­ких стихир на литии, они заме­ня­ются хра­мо­выми сти­хи­рами, т.е. в честь хра­мо­вого свя­того.

Устав не ука­зы­вает, какие именно. В службе 1 гласа добав­лено, что поются, кроме хра­мо­вой сти­хиры, и сти­хиры Павла Амо­рей­ского (что и понятно, так как на своем месте на «Гос­поди воз­звах» они обычно вытес­ня­ются днев­ными сти­хи­рами Минеи), или что насто­я­тель изво­лит.

3. Сти­хиры «на сти­ховне» или «сти­ховны»

Они названы так потому, что при­со­еди­ня­ются не к повсе­днев­ному псалму, а к особым стихам, при­уро­чен­ным к дан­ному дню или празд­нику. По Симеону Солун­скому они названы так, ибо литий­ные сти­хиры не имеют стихов. В суб­боту вечера, напри­мер, к сти­хов­нам служат при­пе­вом стихи:
(«Гос­поди воз­звах», на вечерне или «Всякое дыха­ние» на утрене)
«Гос­подь воца­рися, в лепоту обле­чеся.
Ибо утверди все­лен­ную, яже не подви­жится.

Дому Твоему подо­бает свя­тыня. Гос­поди, в дол­готу дний».

В будние дни:
«К Тебе воз­ведох очи мои. Живу­щему на небеси. Се яко очи раб в руку гос­по­дий своих, яко очи рабыни в руку гос­пожи своей: тако очи наши ко Гос­поду Богу нашему, дон­деже ущед­рит ны».
«Поми­луй нас, Гос­поди, поми­луй нас, яко по многу испол­ни­хомся уни­чи­же­ния. Наи­паче напол­нися душа наша поно­ше­ния гобзу­ю­щих, и уни­что­же­ния гордых».

На Успе­ние Пре­свя­той Бого­ро­дицы:
«Вос­кресни, Гос­поди, в покой Твой, Ты и кивот свя­тыни Твоея».
«Клятся Гос­подь Давиду исти­ною, и не отвер­жется ея».

«Сти­хов­ные» сти­хиры поются не только на вечерне, но также и на повсе­днев­ной утрене, и в таком случае они имеют стихи:
«Испол­ни­хомся заутра мило­сти Твоея, Гос­поди, воз­ра­до­ва­х­омся и воз­ве­се­ли­хомся: во вся дни наша воз­ве­се­ли­хомся. За дни, в няже смирил ны еси, лета в няже виде­хом злая, и призри на рабы Твоя, и на дела Твоя, и настави сыны их».
«И буди свет­лость Гос­пода Бога нашего на нас, и дела рук наших исправи на нас, и дело рук наших исправи».

На вечерне сти­хов­ные сти­хиры тор­же­ствен­нее и зна­чи­тель­нее по своему содер­жа­нию, чем сти­хиры на «Гос­поди воз­звах». Также и на празд­ники, в част­но­сти, на Пасху, на Рож­де­ство и др.

Про­ис­хож­де­ние «сти­хо­вен» доста­точно древ­нее. В синай­ской утрене VII века уже име­ется одна сти­ховна, назы­ва­е­мая там «Тро­парь на Свете Тихий или на Спо­доби Гос­поди». «Сти­хов­нами» они названы в уста­вах IX в. и встре­ча­ются уже в том же числе, что и в наше время. Вос­крес­ные сти­ховны, назы­ва­е­мые «сти­хи­рами по алфа­виту», напо­ми­нают первую главу трех стихир на «Гос­поди воз­звах». При­пи­сы­ва­ются они св. Иоанну Дамас­кину, как о том сви­де­тель­ствуют уставы сту­дий­ские в южно-ита­льян­ской редак­ции и типики гру­зин­ские. Неко­то­рые гре­че­ские иеру­са­лим­ские уставы их име­нуют «восточ­ные по алфа­виту» (Дока­за­тель­ство того, что anatolika – не Ана­то­ли­евы, а восточ­ные.).

4. Хва­лит­ные сти­хиры

Хва­лит­ные сти­хиры названы по имени «хва­лит­ных псал­мов» ( Пс.148, 149, 150 ). Эти псалмы при­зы­вают всю тварь к тор­же­ствен­ному про­слав­ле­нию Гос­пода, почему и при­уро­чен­ные к ним сти­хиры по содер­жа­нию тор­же­ственны и полны сла­во­сло­вия. В архи­тек­то­нике нашего суточ­ного круга это осо­бенно заметно и пока­за­тельно. Вечерня начи­на­ется с пока­янно-скорб­ных стихир на «Гос­поди воз­звах»; несколько более вели­че­ственны сти­хиры «сти­хов­ные», однако, все это в тонах вет­хо­за­вет­ных, про­об­ра­зо­ва­тель­ных, как и соот­вет­ствует вечер­нему бого­слу­же­нию. Утреня, начи­на­ю­ща­яся три­ни­тар­ной док­со­ло­гией «Слава Святей, Еди­но­сущ­ной…» и по суще­ству уже более близ­кая к ново­за­вет­ному бла­го­ве­стию, нарас­тает в своем настро­е­нии через весь канон и чтения, и к моменту хва­лит­ных дости­гает своего апогея. Это – самая тор­же­ствен­ная часть утрени.

Это заклю­чи­тель­ная часть утрен­ней сина­го­галь­ной молитвы (Ска­бал­ла­но­вич). С древ­ней­ших времен она вхо­дила в состав хри­сти­ан­ского утрен­него бого­слу­же­ния, чему дока­за­тель­ством служит их нали­чие и в римо-като­ли­че­ской утрени в виде laudes и у всех восточ­ных дис­си­ден­тов: коптов, армян, несто­риан, иако­ви­тов. В утрен­нем бого­слу­же­нии VII века эти сти­хиры уже при­сут­ствуют под именем «тро­па­рей». Позд­ней­шие типики, как Кон­стан­ти­но­поль­ский Сту­дий­ский, так и Сав­ва­ит­ский Иеру­са­лим­ский их содер­жат. Вос­крес­ные сти­хиры пред­пи­саны даже в уве­ли­чен­ном числе – восемь.

Как осо­бенно тор­же­ствен­ные, эти сти­хиры имеют свой наро­чи­тый «слав­ник» в вос­крес­ные дни и свое всегда одно и то же «и ныне» – «Пре­бла­го­сло­венна еси…» «Слав­ник» носит особое наиме­но­ва­ние «еван­гель­ской» сти­хиры, так как подобно экса­по­сти­ла­рию (о чем ниже), он пере­ска­зы­вает содер­жа­ние утрен­него вос­крес­ного Еван­ге­лия. Авто­ром их счи­тают импе­ра­тора Льва VI Муд­рого (886–911). Если почему-либо при соче­та­нии празд­ника, име­ю­щего свой «слав­ник», еван­гель­ская сти­хира усту­пает ему место, то все же она не отпус­ка­ется совсем. Ее поло­жено испол­нить в конце утрени, перед огла­ше­нием преп. Фео­дора Сту­дита.

Источник

1-я часть великой вечерни в историческом развитии

И всем строем своим, и торжественностью исполнения начало великой вечерни очень напоминает песненную вечерню, особенно в древнейшем ее виде, следов которого, впрочем, очень мало осталось в ее памятниках XIV-XVI в. Судя по этим памятникам, вечерня начиналась тремя антифонами (см. Вступ. гл., с. 377), состоявшими каждый из одного псалма, певшегося сплошь антифонно с припевом «аллилуиа» или «Слава Тебе Боже»; этими псалмами, должно быть, были 85-й, ныне третий псалом 9-часа, затем пс. 92-й «Господь воцарися», ныне давший прокимен для вечерни, и наконец – 67-й «Да воскреснет Бог» (см. Вступит. гл., с. 341), ныне приуроченный только к пасхальной вечерне и утрене. Каждый антифон имел священническую молитву и малую ектению; длинная же ектения, великая или сугубая, была, должно быть, впервые после входа (см. Вступит. гл., с. 377). Вот, вероятно, то наследие, которое получили в качестве начала вечерни Святогробский и Студийский уставы (см. Вступит. гл., с. 357) и которое они должны были переработать в целях приспособления к монашескому богослужению с его обязательным выпеванием в тот или иной период всей Псалтири (см. Вступит. гл., с. 189–190, 295). Результатом такого приспособления была постановка вместо постоянных псалмов для начальных антифонов воскресной вечерни первого отдела Псалтири с сохранением и прежнего строя для начала вечерни, и способа пения псалмов. Вместо же удаленных с начала вечерни постоянных «воскресных» псалмов введен постоянный «вечерний» псалом 103-й.

ГОСПОДИ ВОЗЗВАХ

После кафизмы ветхозаветные песни вечерни сменяются собственно христианскими: псалмы – стихирами, и вместе с тем постоянные напевы вечерни – для предначинательного псалма и Блажен муж – сменяются напевами чередными, гласом Октоиха или Минеи (в собственном смысле это бывает тогда, когда из 1 кафизмы поется лишь ее 1 антифон; если поется вся кафизма, то уже на 2 и 3 антифоне ее начинается глас Октоиха). Ввиду этого по окончании кафизмы с ее ектениями канонарх, на обязанности которого лежит начинать важнейшие песни, объявляет громко этот глас, именно глас первых стихир на Господи воззвах, следовательно, в воскресенье чередной наступающий глас Октоиха, а в праздники глас первых минейных стихир, объявляет в форме: «Глас такой-то».

Гласы

Гласов, применение которых к службе начинается с этого момента бдения, есть 8, и каждый из них имеет свой музыкальный колорит, трудно определимый словами, как и вообще трудно определение (интерпретация) того или другого характера музыки. И это тем более, что самые напевы для гласа не есть что-либо твердо установившееся, но они терпели и терпят различные видоизменения. Кроме того, напевы одного и того же гласа не одинаковы для стихир, тропарей, канонов и прокимнов. Тем не менее музыкальная основа в этих разных вариациях гласа и теперь одна и та же, и сохранялась более или менее твердо в течение веков. Посему возможна некоторая характеристика гласов. Такая характеристика составлена средневековыми западными теоретиками церковной музыки для римско-католических гласов, и по однородности музыкального построения осмогласия нашего и в Западной Церкви, основанного на свойствах древнего греческого тетрахорда, приложима и к нашим гласам.

Первый глас более других прост, важен и величествен; дорийский напев, лежащий в его основе, Платон и (псевдо) Аристотель предпочитают другим; он употреблялся для торжественных, громогласных гимнов, направленных к смягчению гнева божества, особенно для гимнов Аполлону ( ποαάν ) и при жертвенных возлияниях ( σπονδή ); этот музыкальный лад считался вождем к хорошей жизни; это был любимый напев аркадян и лакедемонян (по Поливию); по Атенею, он практиковался при воспитании юношей; Кассиодор называет его подателем целомудрия и производителем чистоты; пифагорейцы одушевляли им себя глубоким утром к работе; Птолемей, приурочивающий 8 напевов к 8 небесным сферам, сравнивает дорический напев с солнцем: как солнце иссушает влагу и прогоняет мрак, так этот напев уничтожает флегму, леность, вялость, сон, грусть и смущение; он идет мужам славным, богато одаренным; он возвышен, лишен неги и распущенности.

– В основе второго гласа лежит лидийский напев, который соответствует сангвиническому темпераменту; он порождает кротость, благосклонность, приятность; он усладителен, дышит удовольствием и употреблялся при плясках; по Кассиодору, он отгоняет излишние заботы и отчаяние, утешает печальных; он сопоставляется с Юпитером.

– Лежащий в основе третьего гласа фригийский лад сравнивается с морем; он бурный, возбуждающий, вызывающий негодование, им одушевлялись к битве; сильный и острый, глубоко задевающий душу; ему соответствует из стихов анапест; он заключает большие скачки в своем движении и отвечает вкусу людей порывистых, стремительных, гневных, холериков; он ищет слов резких, воинственных; Платон и Аристотель предпочитали его вместе с дорическим напевом другим, но запрещали употребление его юношам ввиду его страстности.

– В основе четвертого гласа лежит миксолидийский напев, названный так потому, что имеет нечто общее с лидийским напевом (2 гл.), иные называют его локрским (Julius Pollux); он оказывает двоякое действие – то возбуждает к радости, то вдруг внушает печаль; он употреблялся древними в трагедии за то, что внушал грусть и в то же время имел некоторую долю возбуждения и приятности; у пифагорейцев им обозначалась гармония 7-ой и последней небесной сферы; своею цельностью и связностью он сообщает особый покой душе; он выше других напевов – своими тихими и приятными переходами; отягченным мирскими заботами он внушает стремление к небесному, будит отупевший ум и более других напевов выражает действие на нас благодати Духа Св. – Другие четыре гласа называются «косвенными» ( πλάγιοι ) первых четырех, представляя к ним некоторую противоположность (отрицательный полюс).

Так, пятый глас имеет в основе иподорийский напев, который в противоположность дорийскому навевал как бы сон, почему пифагорейцы употребляли его вечером для укрощения забот; он отвечает вкусу вялых, грустных и несчастных; он успокаивает душевные волнения; Аристотель называет его величественным, постоянным и важным и действие его сравнивает с действием на Землю Луны, самой нижней планеты, влияющей на влажность; он молящий, несколько плачущий напев, полный мольбы об избавлении от бедствия, позора и рабства; он заключает в себе что-то аналогичное бледности.

Шестой глас имеет в основе иполидийский напев, выражающий чувства благочестия, преданности, человечности, любви, грусти и плача; но скорбь здесь не молящая, как в предыдущем напеве, а проистекающая от любви, преданности, привязанности (употреблялся в молитвах Венере); он волновал и служил языком чувств; отличался плавным и связным течением звуков.

Седьмой глас имеет в основе ипофригийский напев, мягкий, трогательный, укрощающий, подавляющий желчность, ласкательный; ему приписывалась даже некоторая льстивость, обманчивость, и он шел к Меркурию; им критяне и лакедемоняне отзывали от битвы; он подходит к словам, выражающим увещание, ласку, убеждение.

Ипомиксолидийский лад, соответствующий восьмому гласу, искусственно прибавленный, чтобы не лишить миксолидийский напев его косвенного напева, уподобляется своду небесному с его разнообразием звезд; он не выражает одного какого-либо чувства, но безразличен к ним; не выражаемое другими напевами можно передать этому, в чем он близок к 1-му гласу; он медлительно приятен и представляет непоколебимость будущей славы; он идет людям скромным, со способностью глубокого созерцания; подходит к словам о вещах высоких, о небесном, к молитвам о блаженстве 2159 ; но в общем это напев, достойный своего (последнего) места.

Об усвоении Церковью для богослужения греческих напевов, есть известия уже от III в. (см. Вступ. гл., с. 107–108); в IV-V в. было не более 4 напевов (там же, с. 160–161); папе Григорию Великому († 604 г.) на Западе и св. Иоанну Дамаскину (VIII в.) на Востоке приписывается введение осмогласия 2162 (там же, с. 334–335).

Псалмы «Господи воззвах»

Под именем «Господи воззвах» ( Κύριε έξέκραξα ) разумеются четыре псалма – во главе со 140 «Господи воззвах», 141 «Гласом моим ко Господу воззвах», 129 «Из глубины воззвах к Тебе Господи» и 116 «Хвалите Господа вси язы́цы ». Из этих псалмов наиболее подходит к вечеру и его службе пс. 140, так как певец в нем просит Бога принять молитву его, как вечернюю жертву; это прошение, как и все содержание псалма, показывает, что псалом воспет Давидом, которому он приписывается и в еврейской Библии, вдали от храма в одно из гонений, почему псалом вообще заключает молитву об избавлении от врагов ради праведности преследуемого. Однородный с ним по содержанию и обстоятельствам происхождения пс. 141 («учение Давида, молитва его, когда он был в пещере») развивает и усиливает эту молитву (там «Господи, воззвах к Тебе» – здесь: «гласом моим ко Господу воззвах», «пролию пред Ним моление мое»). Молитва 141 пс, в свою очередь, усиливается в 129 пс. (там: «гласом моим… воззвах», здесь: «из глубины воззвах», не просто «услыши мя», как в пс. 140, или «вонми молению моему», как в пс. 141, а: «да будут уши Твои внемлюще»). К 129 пс. присоединяется краткий, в 2 стиха, пс. 116, развивающий последнюю мысль 129 пс. «Яко у Господа милость…»: «Яко утвердися милость Его на нас…». Все эти псалмы, не говоря о том, что заключают мысль о замене ветхозаветной жертвы духовною, приложимы к страждущему и восторжествовавшему над Своими врагами Спасителю, особенно некоторые выражения, как: «Изведи из темницы (гроба и ада) душу мою», – стих, с которого так кстати и начинается пение воскресных стихир, «Мене ждут праведницы, Дóндеже воздаси мне» (праведники в аду ждали, чем окончится дело Христово), «Смотрях одесную и возглядах и не бе знаяй мене» (расточение апостолов при страданиях Спасителя), «Яко толща земли проседеся на земли» (прорыв коры земной при землетрясении).

Начальный припев

Ввиду исключительного положения, какое занимают на вечерне псалмы «Господи воззвах», им назначается особо торжественное исполнение. Они поются, подобно 103 пс. и некоторым другим, с особыми припевами, именно – сначала с припевом «Услыши мя Господи», выражающим общую мысль псалма и составленным из его слов. Этот припев присоединяется к стихам псалма тем своеобразным способом, каким присоединяются припевы к так называемым «антифонам» на литургии. Именно – к первому стиху псалма припев присоединяется дважды; первый раз к неполному стиху, второй раз к целому, благодаря чему первые слова псалма поются дважды. Ко второму же стиху припев присоединяется однажды в конце стиха. Производится впечатление, что певец от полноты чувства как бы не может выговорить сразу всего стиха, и это делает другой хор, начиная опять тот же стих с начала. Например, в антифонах на Пасху из пс. 65, вместо того чтобы петь 1 стих этого псалма с припевом «Молитвами Богородицы…» следующим образом: «Воскликните Господеви вся земля, пойте же имени Его, дадите славу хвале Его. Молитвами Богородицы Спасе спаси нас», поется так: «Воскликните Господеви вся земля. Молитвами Богородицы Спасе спаси нас. И опять (второй лик): Воскликните Господеви вся земля, (но уже с добавкой остальных слов стиха пойте же имени Его, дадите славу хвале Его. Молитвами Богородицы Спасе спаси нас». Таким же образом присоединяется и к пс. 140 его припев «Услыши мя Господи». Поется: «Господи воззвах к Тебе, услыши мя» и припев: «Услыши мя Господи»; затем полностью 1 ст. со спетыми уже первыми словами его: «Господи воззвах к Тебе, услыши мя» и т. д. и припев: «Услыши мя Господи»; затем 2-й стих уже в один прием «Да исправится молитва моя…» и т. д. и припев «Услыши мя Господи». Дальнейшие же стихи псалма, как и дальнейшие псалмы, поются без припева.

Стихиры

Каждение на Господи воззвах

И содержание псалмов «Господи воззвах», и особая торжественность их исполнения требует сопровождения их каждением. Каждение на Господи воззвах совершает «иерей или диакон»; первый, разумеется, тогда, когда вечерня служится без диакона. На вечерне вне бдения это первое и единственное каждение при этой службе. Из других псалмов сопровождается каждением только 118-й.

Количество стихир

Состав стихир в воскресенье

На случай, если в церкви нет Минеи, в Октоихе после восточных стихир печатаются для каждой воскресной вечерни 3 стихиры Пресв. Богородицы, творение Павла Аморрейского, основателя и игумена Евергетидского мон. († 1054 г.), который их, может быть, заимствовал у св. Ефрема Сирина (Вступит. гл., с. 174). Это стихиры покаянного настроения. Глас их только для служб 1 и 5 гласов совпадает с гласом недели; для остальных же служб заменяется другим, большей частью параллельным, гласом: в службе 2 гласа стихиры Павла 6 гласа, в 3 гл. – 7, в 4 – 8, в 6 – 3, в 7 – 2, в 8 – 4; это, должно быть, для разнообразия и для полного соответствия с минейными стихирами, глас которых большей частью не совпадает с воскресными стихирами. Ввиду того же разнообразия и соответствия с минейными стихиры Павла, должно быть, имеют и «подобны», т. е. исполняются более красивым и сложным напевом, чем обычный гласовой. Подобны их 1 гл. «Небесных чинов», 6 гл. (следовательно, для службы 2 гл.; так и далее) «Отчаянная», 7 гл. «Днесь бдит Иуда», 8 гл. «О преславнаго чудесе», 5 гл. «Радуйся», 2 гл. «Егда от древа», 4 гл. «Яко добля».

Впервые стихиры Павла Аморрейского появляются, по-видимому, в слав. Октоихе, изданном в Киеве, 1699 г. В нынешнем Октоихе в 1 гл. о них замечание: «Ведомо убо буди, яко в греческих преводех сих стихир на ряду несть». О них не упоминает и Евергетидский устав.

Догматики

Распределение стихир между хорами

Его смысл

Чин входа

Из этого смысла и значения входа объясняются все частности в обстановке его, которые Типикон во 2 гл. указывает кратко, отсылая, очевидно, за подробным чином к Служебнику. По Типикону,

Древние уставы и греческий о входе

В древних списках Иерусалимского устава вечерний вход описывается короче, чем в нынешнем Типиконе, который даваемый им порядок заимствует с некоторыми изменениями и дополнениями из «Чина» патр. Филофея (XIV в.). По груз. ркп. Иерус. устава XIII в. при словах «Яко утвердися милость Его на нас»

«священник с диаконом кланяются игумену, входят в диаконник и облачаются, а потом выходят в преднесении возженной свечи, причем все обнажают голову, оба хора соединяются и поют – Слава и ныне, Богородичен воскресный на тот глас, на который пели Господи воззвах; при входе диакон возглашает Премудрость прости».

По греч. ркп. XIII-XIV в.,

«на стихе «Яко утвердися» отходит иерей и диакон и творят поклон предстоятелю или месту его, как выше сказано, и, войдя, облачаются в свящ. одежду в диаконнике, и войдя во храм ( έν τώ ναώ ), творят вход ( είσοδεύουσι ) с кадильницею в предшествии светильников ( λαμπάδων ), братия же все обнажают головы, соединившись (поздн. ркп. «при соединении двух хоров»), затем диакон, начертывая крест кадильницею, говорит: «Премудрость прости»».

По слав. ркп. XIV-XVI века:

«на 10-м же стихе совокупляются два лика и поют стих Яко утвердися; иерей же и дьякон стваряета обычное поклонение игумену или месту его, якоже речеся, и шедше в алтарь облекутся в служебници в священьскый чин (позд. ркп.: «одежа») и исходят на выход с кадилом, свещи предыдущи (поздн. ркп.: «предшествующу свещнику с лампадом»). Мниси же вси кыйждо их открывають главу, мы же поем слава самогласен Святаго аще есть и ныне Богородичен наставшаго гласа; аще ли несть самогласна святому, Слава и ныне Богородичен наставшаго гласа (поздн. ркп.: «поющим обоим ликам, по окончании же стихиры Богородичен»); диакон, начертав крест кадилом (поздн. ркп.: «знаменает кадилом ко царским дверем крестообразно»), возгласит: Свете тихий, Премудрость» (поздн. ркп.: «Премудрость прости»).

По позднейшим рукописям излагает чин входа и старообрядческий устав, со следующей разницей:

По «Чину» патр. Филофея, после каждения на «Господи воззвах»

В Ί ερατικόν᾿ е, ныне действующем в Греческой Церкви, вход указывается делать так:

История входа

Уже на иерусалимских службах IV в. в храме Воскресения было нечто соответствующее входу, именно, вступление епископа за решетку (иконостас) в пещеру гроба Господня, заменявшую наш алтарь, для молитвы и изнесения оттуда благословения. Но замечательно, что такое вступление имело место на всех тамошних службах, даже на часах, за исключением одной только вечерни, на которой епископ молится не за решеткой, а пред ней (Вступ. гл., 140–142). Это последнее, может быть, потому, что вход вечером бывал на литургии, кое-где тогда совершавшейся еще вечером. Когда же литургия повсеместно перенесена была на утро, она должна была все обряды своего входа передать вечерне.

Отличие вечернего входа от литургийных

Хотя вечерний вход выработался на основе литургийных, но он существенно разнится от них тем, что совершается без Евангелия (с Евангелием только тогда, когда на вечерне читается оно) и без Даров; благодаря этому средоточием входа является сам священник. Это ему, изображающему собою Христа, тогда как на литургии Христос представляется Евангелием или Дарами, оказывается почесть преднесением кадила и свечи.

Особенности вечернего входа в историческом развитии

В большинстве древних Евхологиев эта молитва надписывается «входная». Но Евхологий в рукоп. Афоно-Пантократорской библ. № 149 XV в. имеет такую молитву входа:

По некоторым Евхологиям, в качестве молитвы для вечернего входа (очевидно, в отличие от литургийного) положен краткий стишок, вроде нынешнего благословения входа. Так, в грузинской рукоп. Имп. Публ. библ. № 208 XIII в. «молитва входа»:

«Благословенно пришествие св. славы Твоея, Христе Боже наш всегда…».

В Служебнике Новгородской Софийск. библ. (при СПб. Дух. Акад.) № 524 XIII в. молитва входа нынешняя, но стих благословения:

«Благословенно вхождение Христа истиннаго Бога нашего» (усиление мысли нынешнего стиха).

СВЕТЕ ТИХИЙ

Содержание песни

За стихирами на Господи воззвах как бы в качестве заключительной стихиры следует песнь «Свете тихий», названная в греч. Часослове «Светильничное ( έπιλύχνως ) благодарение» и соединяющая с простотою древнехристианскую глубину и силу чувства. Песнь заключает в себе вызываемое появлением вечернего света и благодарностью за дожитие до него прославление чрез Христа Св. Троицы и Его Самого. Она распадается на три до того самостоятельные части, что их можно рассматривать как три отдельные песни.

1. Свете тихий ( Φως ίλαρόν по-гречески может быть и именительный сказуемого: Ты, Христе, свет; «тихий» ввиду вечера) святыя славы (нестерпимой для нас грешных) Безсмертнаго (в противоположность закату солнечному и истощанию Христа в крестной смерти) Отца Небеснаго (откуда и видимый свет) Святаго, Блаженнаго (два главные друг с другом связанные свойства жизни Божией), Иисусе Христе (Христос как Сын человеческий).

Таким образом, песнь продолжает мысли Богородична (догматика) и словами изображает безгласные действия входа.

Происхождение песни

Образ исполнения

Относительно образа исполнения «Свете тихий» Типикон говорит: «и мы поем», что вполне отвечает поэтически-музыкальному характеру этого «вечернего благодарения». Но на будничной вечерне эта песнь читается («глаголет»), впрочем, не простым чтецом, а самим предстоятелем (гл. 9 Типикона), подобно другим важнейшим молитвословиям (молитвословия, читаемые предстоятелем, исчислены в 7 гл. Типикона, примечание «зри»).

Древние уставы о Свете тихий

ПРОКИМЕН ВЕЧЕРНИЙ

Понятие о прокимне

За песнью «Свете тихий» следует на вечерне не только праздничной, но и будничной (исключая постную и иногда заупокойную) прокимен. С прокимном в вечерню привходит новый вид церковной песни, отличающийся от других прежде всего краткостью. Тогда как обычно церковное пение состоит в исполнении более или менее длинных песней, иногда целых псалмов, но чаще песней в 5–6 строк (стихир, тропарей), прокимен представляет из себя песнь из нескольких слов, состоящую из одного лишь стиха псалма, положенную на особенно богатую звуками мелодию и отмечаемую неоднократным пением: каждое из этих повторений предваряется «стихом» в менее торжественном исполнении. Врываясь в ряд длинных песней вечерни и утрени, прокимен привлекает к себе внимание своеобразностью формы. Притом прокимном служит всегда стих Св. Писания особенно сильный, выразительный и подходящий к случаю; почему и заимствуются прокимны почти исключительно из наиболее поэтической книги Св. Писания – Псалтири (среди прокимнов только несколько не из псалмов: так, из ветхозаветных песней – «Благословен еси Господи Боже отец наших»; Евангелия – «Величит душа Моя», и из посланий – «Явися благодать…», и особого составления: «Тело Христово…», «Блажен путь…»). В качестве примера особо выразительного прокимна может быть указан прокимен крещенской утрени: «Море виде и побеже, Иордан возвратися вспять»; стих: «Что ти есть море, яко побегло». Название свое прокимен ( προκείμενος ) получил оттого, что он обычно предшествует, а ранее и всегда предшествовал чтению из Св. Писания. Состоит прокимен из стиха, в собственном смысле называемого «прокимном», и одного или трех «стихов», которые предшествуют повторению прокимна; таким образом, прокимен первый раз поется без стиха, второй раз и дальнейшие разы (если стихов несколько) со стихом, а последний раз опять без стиха, который заменяется его первой половиной.

История прокимна

Возгласы пред прокимном

Так как прокимен в древности всегда предшествовал чтению, а ныне большей частью предшествует ему, то пред ним делаются те же возгласы, которыми от древности предварялось чтение Св. Писания. На обычной воскресной вечерне, на которой нет чтений (паремий), такие возгласы пред прокимном тоже не неуместны: они выделяют его из ряда других песней вечерни, сосредоточивая на нем особое внимание молящихся. Возгласами этими диакон прежде всего приглашает к особому вниманию: «Вонмем» ( πρόσχωμεν ); священник как бы в качестве условия для такого внимания впервые из алтаря, в который торжественно вступил, преподает мир. «Мир всем», – приветствие, так идущее к воинствующей Церкви, которой Христом оставлен превосходящий всякий ум мир. Диакон возбуждает ко вниманию указанием на особенную мудрость, заключенную в предстоящей песни или чтении: «Премудрость. Вонмем».

История их

Исполнение прокимна

Кроме предваряющих возгласов, прокимен выделяется из других песнопений и внешней обстановкой пения. В исполнении прокимна принимает самое заметное участие канонарх, выступающий так в богослужении в особо торжественные моменты: на Бог Господь или аллилуиа (см. гл. 27 Тип.). После возгласов пред прокимном «канонарх же, поклонение сотворь к настоятелю, сказует прокимен и стихи, клирицы же поют прокимен – Чтец же (­ канонарх), согбене руце имея при персех, среди храма стоя, ожидает конца прокимена; и сотворив поклонение, отходит на свое место».

По древним уставам

Прокимен воскресной вечерни

Прокимен субботне-воскресной вечерни поется торжественнее, чем на будничной вечерне. Он поется по чину великого прокимна, хотя не называется великим; именно, поется с 3 стихами, и след. 4 1/2 раза. Кроме настоящей вечерни, такое исполнение имеет прокимен в вечерни двунадесятых Господних праздников, в Светлую седмицу и в вечерни самых воскресных дней Четыредесятницы. В этом отношении субботне-воскресная вечерня поставлена выше вечерни и двунадесятых Богородичных праздников, не имеющей великого прокимна, и уравнена с Господскими праздниками. Разница с последними только та, что великий прокимен там поется на вечерне не накануне праздника, а в самый праздник (за исключением того случая, когда праздник случается в субботу); это потому, что вечерня считается относящеюся к следующему дню только от Сподоби Господи (см. Тип., Неделю сырную); на воскресной же вечерне иначе, потому что часть ее до Сподоби Господи падает на такой полупраздничный или предпраздничный день, как суббота; праздничное же торжество самого воскресенья, не имеющего попразднства, должно прекращаться ранее, чем в двунадесятые праздники. Великие прокимны усвоены вечерне, а не утрене, по древней связи ее с литургией и агапой.

Прокимен воскресной вечерни поется на глас 6-й, самый грустный из гласов, без сомнения потому же, почему на этот глас поется и первая стихира пасхальный службы («Воскресение Твое, Христе Спасе»): радость воскресения прорывается впервые через печаль о смерти Христовой. В ркп. глас не указан.

По содержанию прокимен воскресной вечерни «Господь воцарися», со стихами его: «Облечеся Господь…», «Ибо утверди вселенную…», «Дому Твоему подобает святыня», заимствованный из 92 пс., не говорит так прямо о воскресении, как утренние прокимны, но зато говорит о нем с внутренней стороны, указывая глубокую сущность его в царственном прославлении и как бы усилении Господа, в укреплении разрушающегося от греха мира и в создании Церкви. Ближайший смысл слов псалма, взятых для прокимна и составляющих, должно быть, прославление Бога за какую-либо победу (у LXX псалом надписывается: «хвалебная песнь Давида») – что Бог, как Творец мира, есть и Царь его, и царской одеждой Его служит самое творение, открывающее и славу Его (лепоту), и силу (облечеся в силу); как такой, Бог в состоянии обеспечить и достоинство, т. е. святость, Своему особенному жилищу на земле – храму, предохранить его от осквернения.

(Карабинов И. Евхаристич. мол., 15).

Ркп. Моск. Рум. Муз. Сев. 491/35, л. 2 об.; Моск. Синод, б. № 381, л. 1 об.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *