Что такое стиль произношения
2.11. Стили произношения
2.11. Стили произношения
В зависимости от сферы общения мы по-разному произносим слова. В быту мы говорим быстрее, меньше следим за тщательностью произношения, но во время выступления перед большой аудиторией стараемся говорить медленнее, отчетливо произнося слова. Варианты, обусловленные темпом речи, принадлежат разным стилям общения. Л.В. Щербой было выделено 2 основных стиля русского произношения – полный и неполный, хотя существует и огромное количество переходных вариантов. Примеры слов, принадлежащих к полному стилю: здра(в)ствуйте, пожалуйста, говорит; слова, относящиеся к неполному стилю: здрасте, пжалста, грит. Но между формами здра(в)ствуйте и здрасте существует множество переходных: здраствуйте, здрастуйте и т.д.
Как в полном, так и в неполном стиле возможно множество вариантов. В полном стиле у слова проявляется его идеальный фонетический состав. Варианты произношения в полном стиле колеблются от отчетливого произношения по слогам до тщательного произношения в замедленном темпе. В неполном стиле можно уловить некий средний разговорный вариант, свойственный спокойной беседе.
Полный стиль: Здра(в)ствуйте, Александр Александрович; средний стиль: Здрасте, Альсан Альсаныч! Краткий вариант разговорного стиля – быстрое и небрежное: Здрась, Сан Саныч!
На данном этапе развития лингвистики, по мнению Р.И. Аванесова, еще не решен окончательно вопрос о стилях произношения, но можно выделить три основных произносительных стиля.
1. Стиль высокий – его мы используем при публичных выступлениях, при передаче важных сообщений, при чтении поэтических произведений.
2. Стиль нейтральный – повседневная речь, не отличающаяся особой эмоциональной нагрузкой.
3. Стиль разговорный.
За пределами же литературного языка находится стиль просторечный.
Рассмотрим примеры различий произношения по стилям. В высоком стиле слова бордо, ноктюрн, сомбреро произносятся без редукции [о] и без смягчения согласного перед орфографическим е. В разговорном же стиле они будут звучать: б[а]рдо, н[а]ктюрн, самб[рэръ].
В нейтральном стиле мы произнесем [кагда] – когда, [у-тиба’] – у тебя. Для разговорного стиля характерна редукция вплоть до нуля заударного гласного рядом с сонорным: про[въл]ка вместо про[вълъ]ка, не[ктъ]рые вместо не[кътъ]рые, а также стяжение гласных в предударной части слова: в[а]бще’ вместо в[а]бще, в[ъ]бразить вместо в[а]бразить и другие явления.
В речи происходит тесное взаимодействие стилей. Часто бывает перемещение явлений, возникших в одном стиле, в другой. Например, произношение слов коне’[чн]о, ску[чн]о с орфографическим чн возникло в книжном стиле речи, но с течением времени стало рассматриваться как явление просторечного стиля. Зародившееся в том же книжном стиле произношение було[чн]ая, моло[чн]ая стало так же правомерно в нейтральном стиле, как було[шн]ая и моло[шн]ая. Происходят и обратные процессы. Произношение долгого твердого [ж] в словах дрожжи, можжевельник, жженый ранее рассматривалось как явление просторечного характера, теперь же стало восприниматься как стилистически нейтральное.
Необходимо отметить, что колебания в современном произношении имеются, но они занимают сравнительно незначительное место среди огромного количества четких и твердых норм. Эти колебания (имеются в виду колебания, допустимые в литературном языке) обычно имеют ту или иную стилистическую мотивировку. Поэтому стоит задача не устранить их, а главное, когда это окажется возможным, суметь ими воспользоваться.
Существует взаимодействие устной и письменной форм языка.
С лингвистической точки зрения устная форма языка первична, а письменная вторична, хотя процесс становления норм устной формы национального языка более длительный, чем процесс становления норм письменной формы. Одной из причин возникновения вариативности является воздействие письменной формы на устную. И основной тенденцией развития современной нормы считается приближение произношения к написанию. Например, произнесение безударного [о] в иностранных словах типа поэт, поэзия, боа, болеро и т.д. возникло под влиянием написания и поддерживалось стремлением подчеркнуть происхождение этих слов, т.к. в русских словах безударное о всегда чередовалось с [а] соответствующей степени редукции.
Влияние же устной формы на письменную – явление исключительное, даже исключение из нормы. Это возможно только тогда, когда новое произношение не вступает в конфликт с системой, когда не затрагиваются системные отношения.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Стили плавания
Стили плавания Брасс – наиболее легкий стиль плавания на животе, поэтому он особенно подходит новичкам. Это практически бесшумное плавание под водой, при котором запас энергии расходуется медленно. Гребок делают одновременно обеими руками от грудной клетки вперед.
Популярные стили
Популярные стили Деньги, заработанные автором, как правило пропорциональны числу проданных экземпляров его книги (но не всегда: самые известные авторы редко зарабатывают на процент). В прозе спрос связан с интересом читателей к определённому её виду, при этом лучше, чем
Стили
Стили В настоящее время как во взрослой, так и в подростковой моде наблюдается смешение стилей.Однако в подростковой одежде можно выделить основные тенденции – это спортивный стиль. Он проявляется в покрое платьев, брюк, курток, жилетов, моделях джемперов и т. д.
Запоминание произношения новых слов
Запоминание произношения новых слов Запоминание слова — это образование связи между образом и произношением ЗАПОМИНАНИЕ ПРОИЗНОШЕНИЯ СЛОВВы уже научились сформировать в памяти последовательную систему опорных образов, представлять в виде простых образов перевод
LII. ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ
LII. ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ Вопросы правильного литературного произношения изучает особая лингвистическая дисциплина — орфоэпия (от греческого orthos — правильный и epos — речь). Орфоэпические правила и рекомендации всегда были в центре
§ 238. Особенности произношения русских имен и отчеств
§ 238. Особенности произношения русских имен и отчеств Сочетание имени и отчества употребляется в различных ситуациях как в письменной, так и устной речи: в официальных указах о награждениях, назначениях, в приказах, списках, например, по учету кадров, составу
Стили татуировки
Стили татуировки Итак, мы поговорили о значениях рисунков тату. Но проводят также и стилевое различие (как и каждое искусство, тату имеют свои стилевые особенности). Различают множество стилей татуировки: традиционный, этнический, то есть народный — присущий
Стили менди
Стили менди Татуировки менди — искусство очень древнее, и мы в этом уже успели убедиться. Это направление тату насчитывает несколько тысячелетий, и, что вполне естественно, техника выполнения таких татуировок претерпевала эволюцию вместе с развитием цивилизации.
Стили плавания
Стили как учебный инструмент
Стили как учебный инструмент Стили слайда являются превосходным учебным инструментом при изучении работы функций в ProShow. Попытайтесь применить любой стиль и затем просмотреть различные окна опций.Вы увидите, что все опции можно просматривать и изменять. Вы хотите знать,
Чего не могут стили
Чего не могут стили Есть некоторые опции, которые не используются стилями слайда, включены ли они в состав стиля или нет. Это виды настроек, которые никогда не смогут работать корректно, если они добавлены к слайду. Большинство из них входит в форму изменений Editing
Стили текста
Стили текста Можно настроить стиль отображения следующих элементов:• Заголовок• Подзаголовок• Аннотация• Эпиграф• Автор• Цитата• Объявление• Стихи• Код• Часы под текстом• Первый символ абзаца• Курсив• Жирный• Курсив + Жирный• Сноски на
Стили произношения (фонетические)
Полезное
Смотреть что такое «Стили произношения (фонетические)» в других словарях:
Стиль произношения — (фонетический стиль[1]) разновидность произношения с той или иной дифференциальной экспрессивно оценочной функцией[1]. Произносительный стиль книжной речи отличается строгим сохранением исторически сложившихся норм, тенденцией к устранению… … Википедия
Произносительный, или фонетический, орфоэпический, стиль — – категория устной формы речи, научное изучение которой в отечественной русистике начинается в XX в. и связано с именем Л.В. Щербы. П. с. – это выделяемые в системе литературного произношения соотносительные варианты фонетического выражения,… … Стилистический энциклопедический словарь русского языка
Орфоэпия — (греч. ὀρθοέπεια, от ὀρθός правильный и ἔπος речь) 1) совокупность произносительных норм национального языка, обеспечивающая сохранение единообразия его звукового оформления; 2) раздел языкознания, изучающий произносительные нормы. Объём… … Лингвистический энциклопедический словарь
Бондарко, Лия Васильевна — Лия Васильевна Бондарко Дата рождения: 13 мая 1932(1932 05 13) Место рождения: Сумы Дата смерти: 13 марта 2007(2007 03 13) (74 … Википедия
ИНТОНАЦИЯ — (от лат. intono громко произношу), основное выразительное средство звучащей речи, совокупность звуковых средств языка, которые: а) фонетически организуют речь, расчленяя ее сообразно смыслу на фразы и ее знаменательные отрезки … … Литературный энциклопедический словарь
Японский язык — Самоназвание: 日本語 Страны: Япония, Гуам, Тайвань, КНДР … Википедия
Онное чтение — Японский язык Самоназвание: 日本語 Страны: Япония, Гуам, Тайвань, КНДР, Южная Корея, Перу, Австралия. Официальный статус: Япония Регулирующая организация … Википедия
Яп. — Японский язык Самоназвание: 日本語 Страны: Япония, Гуам, Тайвань, КНДР, Южная Корея, Перу, Австралия. Официальный статус: Япония Регулирующая организация … Википедия
Японский — язык Самоназвание: 日本語 Страны: Япония, Гуам, Тайвань, КНДР, Южная Корея, Перу, Австралия. Официальный статус: Япония Регулирующая организация … Википедия
Стиль произношения
Примечания
Литература
Фонетика и фонология
Фонетика | Речевой звук • Речевой поток • Сегментация • Артикуляционный аппарат • Фонация • Артикуляция • Место образования согласных • Форманта • Гласные • Согласные • Ударение • Тон • Интонация • Слог • Мора • МФА • РЛА • Фонетическая транскрипция • Универсальные фонетические классификации |
Фонология | Фонема • Оппозиция • Позиция • Нейтрализация • Дифференциальный признак • Минимальная пара • Фонологизация • Аллофон • Вариант фонемы • Вариация фонемы • Архифонема • Гиперфонема • Чередование • Фонематическая транскрипция |
Полезное
Смотреть что такое «Стиль произношения» в других словарях:
нейтральный стиль произношения — См. статью разговорная речь … Учебный словарь стилистических терминов
полный стиль произношения — См. статью разговорная речь … Учебный словарь стилистических терминов
разговорный стиль произношения — См. статью разговорная речь … Учебный словарь стилистических терминов
Стиль телеграфный — Характеризуется нарушением плавности экспрессивной речи вследствие распада системы кинетического синтеза. При этом больной целое предикативное высказывание замещает отдельными словами, чаще именами существительными в именительном падеже.… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
стили произношения — Разновидности произношения, связанные со стилистической дифференциацией языка в целом (особенно со стилистическими разграничениями в лексике) и различающиеся наличием или отсутствием экспрессивной окрашенности и характером последней.… … Словарь лингвистических терминов
стили произношения — Варианты произношения, выделяемые в орфоэпии: 1) полный стиль произношения (характеризует отчетливую, пословную речь); 2) неполный стиль произношения (стиль непринужденного разговора, отличающийся беглостью говорения, менее четким и менее ясным… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
Произносительный, или фонетический, орфоэпический, стиль — – категория устной формы речи, научное изучение которой в отечественной русистике начинается в XX в. и связано с именем Л.В. Щербы. П. с. – это выделяемые в системе литературного произношения соотносительные варианты фонетического выражения,… … Стилистический энциклопедический словарь русского языка
Стили произношения (фонетические) — полный и разговорный. Полный стиль это звуковая форма речи или ее отдельных отрезков (в зависимости от необходимости) в несколько замедленном, тщательном произношении, но согласно правилам действующей литературной нормы. Полный стиль может… … Педагогическое речеведение
Язык и стиль электронных СМИ — – разновидность устной публичной речи публицистического стиля. В последние полтора десятилетия произошли глобальные изменения в информационной системе, в радио и телеречи. Сегодня все большее распространение получает и такое новое средство… … Стилистический энциклопедический словарь русского языка
стили произношения
Полезное
Смотреть что такое «стили произношения» в других словарях:
стили произношения — Варианты произношения, выделяемые в орфоэпии: 1) полный стиль произношения (характеризует отчетливую, пословную речь); 2) неполный стиль произношения (стиль непринужденного разговора, отличающийся беглостью говорения, менее четким и менее ясным… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
Стили произношения — – см. Произносительный, или фонетический, орфоэпический, стиль … Стилистический энциклопедический словарь русского языка
Стили произношения (фонетические) — полный и разговорный. Полный стиль это звуковая форма речи или ее отдельных отрезков (в зависимости от необходимости) в несколько замедленном, тщательном произношении, но согласно правилам действующей литературной нормы. Полный стиль может… … Педагогическое речеведение
Стиль произношения — (фонетический стиль[1]) разновидность произношения с той или иной дифференциальной экспрессивно оценочной функцией[1]. Произносительный стиль книжной речи отличается строгим сохранением исторически сложившихся норм, тенденцией к устранению… … Википедия
Произносительный, или фонетический, орфоэпический, стиль — – категория устной формы речи, научное изучение которой в отечественной русистике начинается в XX в. и связано с именем Л.В. Щербы. П. с. – это выделяемые в системе литературного произношения соотносительные варианты фонетического выражения,… … Стилистический энциклопедический словарь русского языка
Орфоэпия — (греч. ὀρθοέπεια, от ὀρθός правильный и ἔπος речь) 1) совокупность произносительных норм национального языка, обеспечивающая сохранение единообразия его звукового оформления; 2) раздел языкознания, изучающий произносительные нормы. Объём… … Лингвистический энциклопедический словарь
разговорный стиль — см. стили произношения, функциональные стили … Словарь лингвистических терминов
произношение — 1) Особенности артикуляции звуков речи. Правильное произношение. Картавое произношение. 2) Совокупность орфоэпических норм, присущих той или иной разновидности языка. Литературное произношение. Просторечное произношение. см. стили произношения … Словарь лингвистических терминов
Бондарко, Лия Васильевна — Лия Васильевна Бондарко Дата рождения: 13 мая 1932(1932 05 13) Место рождения: Сумы Дата смерти: 13 марта 2007(2007 03 13) (74 … Википедия
произношение — в языке имеет хронологические, территориальные и стилевые варианты Выделяются различные стили произношения: 1) полный стиль: пословная, отчетливая речь: будет [бýдит]; 2) разговорный (неполный) стиль непринужденного разговора: будет [буит];… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
Стили и типы произношения
Можно выделить следующие типы речи: монологическая – диалогическая, подготовленная – спонтанная, тщательная – непринуждённая.
Стили произношения
Нормативная речь – обязательный признак образованного, интеллигентного человека, а культура звучащей речи, как мы уже говорили, – это важный аспект национальной культуры.
Абсолютное большинство рекомендаций по произносительной норме касается правил произнесения отдельных слов, и только очень незначительная часть касается особенностей непрерывной речи.
А между тем тип речи имеет очень большое значение для создания общего фонетического облика высказывания.
Можно выделить следующие типы речи: монологическая – диалогическая, подготовленная – спонтанная, тщательная – непринуждённая.
Критерии деления в двух первых парах понятны без комментария.
Что касается тщательного и непринуждённого типа речи, то это означает следующее.
О тщательной речи можно говорить в том случае, если говорящий обращает особое внимание на звуковую сторону, например, при диктовке текста; непринужденная речь отличается меньшим вниманием к звуковой стороне.
Каждый из перечисленных типов речи может сочетаться с другими типами.
Так, монологическая речь может быть подготовленной и спонтанной, тщательной и непринужденной.
Подготовленная речь может быть монологической и диалогической, она чаще является тщательной.
Диалогическая речь чаще спонтанная и непринуждённая, но может быть подготовленной и тщательной. И так далее.
Конкретное сочетание этих типов зависит от условий речевой коммуникации и характеризуется как произносительный стиль.
Р. И. Аванесов предложил различать в литературном языке три основных стиля произношения: торжественно-официальный (высокий), нейтральный (это основной стиль) и разговорный.
Разумеется, это только приблизительная классификация, так как каждый из трёх стилей может выступать в нескольких разновидностях.
Нейтральный стиль – это такая комбинация типов речи, которая не несёт информации об особых условиях речевой коммуникации. Выбор фонетических средств в этом стиле соответствует общепринятой норме, без ярких особенностей. Этот стиль – основа самых разных устных текстов.
В высоком стиле артикуляции становятся более чёткими, громкость речи повышается, темп речи замедляется, синтагматическое членение высказывания становится более ярким. Это, как правило, подготовленная, тщательная речь. Часто письменный текст подготовленного выступления в этом стиле сопровождают пометами по поводу синтагматического членения, подчёркивают главноударные слова.
Свойства разговорного стиля – это спонтанность и непринуждённость, а в фонетическом отношении – более быстрый темп, менее чёткая артикуляция, более однообразные интонационные фигуры.
Многие явления произносительной системы всё-таки универсальны, свойственны всем стилям. Поэтому во многих случаях нормы нейтрального стиля не имеют соответствий в окрашенных стилях.
Например, слова типа дом, вода, дай, хорош одинаково произносятся в любом стиле.
Но некоторые фонетические особенности маркированные стили произношения – высокий и разговорный – имеют.
Разные стили произношения нельзя считать изолированными системами. Наоборот, они связаны друг с другом и характеризуются взаимовлиянием. Примером является судьба иканья. Поначалу это была примета разговорного стиля произношения, но потом стилистическая окрашенность была утрачена и иканье переместилось в нейтральный стиль.
Другие явления проникают в нейтральный стиль уже из высокого стиля.
Так, произношение чн в словах булочная, молочная на месте старомосковского произношения шн возникло в книжной разновидности высокого стиля, а потом проникло и в нейтральный стиль.
Иногда явления, зародившиеся в высоком стиле, не закрепившись в нейтральном стиле, проникают в разговорный стиль: ску[чн]о, [чт]о вместо нейтральных ску[шн]о, [шт]о.
Типы произнесения
Одна из возможностей опираться на фонетические критерии для различения стилей произношения – использование понятия о типе произнесения.
Тип произнесения – это способ реализации в речи фонемной модели слова (определение Л. В. Бондарко).
Тот тип произнесения, который достаточен для однозначного определения фонемной модели слова, называется полным типом произнесения.
При неполном типе произнесения нужна ещё дополнительная информация, которая позволяет определить фонемную модель слова, т. е. интерпретировать его звуковой состав как определённую последовательность фонем.
Л. В. Щерба говорил о полном типе произнесения как о ясном и чётком, а о неполном типе – как о небрежном, разговорном. Р. И. Аванесов справедливо сближал понятие типа произнесения с темпом речи.
Учёный выделял быстрый темп (беглую речь), при котором речь характеризуется меньшей отчётливостью, чеканностью, тщательностью артикуляции, а значит, при таком темпе часто невозможно однозначно определить фонемный состав слова; и более медленный темп (отчётливую речь), при которой как раз фонемная модель слова понимается однозначно в силу более тщательной артикуляции.
Пример: слово часы при полном типе произнесения имеет тщательно произносимый гласный первой степени редукции иэ т. е., по Л.В. Щербе, слово имеет «идеальный фонетический состав», или, по Л. В. Бондарко, имеет «однозначно понимаемую фонемную модель слова».
При «скороговорочном», небрежном произнесении этот гласный произносят неясно, его можно отнести к трём разным фонемам – и, е, а.
Л. В. Щерба писал, что в обычной речи никогда не встречается полный тип произнесения: лишь некоторые участки произносятся в этом типе, остальные – в неполном. В результате этого возникают такие звуковые отрезки, фонемная интерпретация которых невозможна без обращения к более высоким уровням языка, т. е. без определения, что же это за слово или форма слова. Подчеркнём, что это – нормальное свойство всякой речи.
Итак, в пределах одного высказывания может быть:
1) один полный тип, который встречается очень редко, только при установке на предельно ясное произнесение.
Л. В. Щерба пишет: «Это бывает, когда мы хотим что-либо подчеркнуть, на что-либо обратить внимание, когда нас кто-либо плохо слышит или не понимает. Например, на вопрос «И как же вы на это реагировали?» ответ может быть: «ПОЛ-НЕЙ-ШИМ равнодушием» (что в печати может быть выделено разрядкой»;
2) сочетание полного и неполного типов произнесения.
В неполном типе не может быть целиком произнесено ни одно высказывание, кроме некоторых реплик, которые, как говорит Л. В. Щерба, «предсказываемые контекстуально и ситуацией».
И полный, и неполный типы произнесения имеют градации, особенно много их в неполном типе.
Так, в этом типе безударные гласные, подвергаясь сильной качественной и количественной редукции, по словам Л.В. Щербы, представляют «очень пеструю картину».
Итак, речевая цепь – это, как правило, чередование полного и неполного типов произнесения. Характер «варьирования доли и качества сегментов полного и неполного типа» во многом обусловлен экстралингвистическими факторами и отражает общий функционально-стилевой облик высказывания.
В устной речи часто, по выражению М. Горького, «не всегда важно, что говорят, но всегда важно, как говорят».
22.11.2020, 3122 просмотра.