Что такое нравственность обж 9 класс
Классный час по теме «Нравственность». 9-й класс
Класс: 9
Технология: педагогическая мастерская
Необходимый материал:
Все мы считаем себя мыслящими людьми, личностями. Кто я? Какая я личность? Какие качества присущи мне, как личности?
(Учащиеся знакомятся с первой страницей брошюры, где даны прилагательные, характеризующие личностные качества человека.
Выберите те качества характера, которые присущи вам.
— творческая — милосердная — справедливая — честная — целеустремленная — вежливая — стойкая — доброжелательная — коммуникативная — доверчивая — умная — трудолюбивая — темпераментная — злая -эмоциональная — корыстная — спокойная — завистливая — мечтательная — лживая — терпеливая — ведомая — толерантная — несдержанная — расчетливая — жадная — агрессивная — безразличная — грубая — жестокая — сварливая — пессимистичная — взрывная — подлая — ленивая — предательская — самокритичная — холодная — уравновешенная — безразличная — гуманная — слабая
Выполняем небольшой тест “Отношение к нравственным нормам поведения”.
Ответы записываем на первой странице паспорта нравственности.
Тест “Отношение к нравственным нормам поведения” (приложение № 3).
Определите свое отношение к нравственным нормам поведения (ответственности, коллективестической направленности, самокритичности, принципиальности, чуткости, справедливости).
Ниже дано описание различных жизненных ситуаций. Как бы вы поступили, оказавшись в каждой из них? Из предложенных ответов выберите тот, который совпадает с вашей точкой зрения (запомните, под какой он буквой, или запишите вариант).
1. Во время каникул, когда вы собрались ехать отдохнуть, классный руководитель неожиданно попросил помочь привести в порядок учебный кабинет. Как вы поступите?
а. Скажите, что согласны помочь, и отложите свой отъезд;
б. Соберете ребят и вместе с ними сделаете всю работу за один день;
в. Пообещаете выполнить работу после возвращения;
г. Посоветуете привлечь на помощь того, кто остается в городе;
2. Вам дали поручение, которое вам не по душе, но его выполнение срочно необходимо коллективу. Как вы поступите?
а. Добросовестно выполните поручение;
б. Привлечете к выполнению поручения товарищей;
в. Попросите дать вам другое, более интересное для вас поручение;
г. Найдете повод для отказа;
а. Постараетесь объяснить ребятам свое поведение;
б. Переведете разговор в шутку, но постараетесь поскорее исправить те недостатки, о которых шла речь;
в. Сделаете вид, что ничего не слышали;
г. Скажете ребятам, что они сами не лучше вас, особенно потому, что говорят о вас в ваше отсутствие;
4. В трудовом лагере во время прополки овощей у вас на руках образовались болезненные мозоли. Как вы поступите?
а. Будете, превозмогая боль, выполнять норму, как все;
б. Обратитесь к друзьям с просьбой помочь выполнить норму;
в. Попросите освободить вас от этой работы и перевести на другую;
г. Оставите работу незаконченной и пойдете отдыхать;
5. Вы стали свидетелем того, как один человек незаслуженно обидел другого. Как вы поступите?
а. Потребуете от обидчика извинений в адрес пострадавшего;
б. Разберетесь в причинах конфликта и добьетесь его устранения;
в. Выразите соболезнования тому, кого обидели;
г. Сделаете вид, что вас это не касается;
6. Случайно, не желая того, вы нанесли небольшой ущерб или причинили зло другому человек. Как вы поступите?
а. Сделаете все возможное для устранения зла, ущерба;
б. Извинитесь, объясните пострадавшему, что не хотели этого;
в. Постараетесь, чтобы никто не заметил нанесенного вами ущерба, сделаете вид, что вы не виноваты;
г. Свалите вину на того, кто пострадал: пусть не лезет, сам виноват;
Обсуждаем результаты, обмениваемся мнениями.
Давайте дадим ассоциации основным понятиям: нравственность, совесть, стыд, раскаяние, осуждение, одобрение. Запишем в “Паспорте нравственности” на соответствующих страницах (2-7 страницы), попробуем сформулировать определение. Найдем определение, данное учеными.
Что такое “нравственность”?
Нравственность – внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами.
Совесть – это психический механизм самооценки и самоконтроля, самопоощрения и самопорицания индивида с позиции добра и зла в том их понимании, которое он для себя принял.
Совесть – это нейропсихический механизм, который имеет функциональные и содержательные характеристики. Благодаря хорошему функционированию совести индивид способен вести себя в соответствии с тем, что он для себя принял, постоянно, а не от случая к случаю и под влиянием ситуационных факторов.
Это неприятные переживания индивида, возникающие в связи с непосредственным восприятием эмоционально выражаемой отрицательной оценки окружающими совершаемого или уже совершенного им действия.
Народная мудрость гласит:
Ни стыда ни совести;
Краска стыда;
Покраснел от стыда;
От стыда сгорел.
Что такое “раскаяние”?
Это психический процесс, который включает самооценку и неприятные переживания, обращенные на себя как на их причину; детальное уточнение того, что было сделано “не так”; волевой упреждающий импульс, который может быть выражен словами: “Это не должно повториться!”, подкрепляемый уверенностью: “Этого больше не будет!”
Уничижающее мнение, суждение о человеке, его поступках, пристрастно исследующее его недостатки.
Согласие с мнением человека, поддержка его поступков молчаливо или озвучено. Свойственно высокой ступени развития, вошло в привычку.
Какие поступки людей можно назвать нравственными, а какие – безнравственными? Дайте примеры.
Я вам хочу привести пример из прошлого нашей страны: в России после нескольких лет тяжелого неурожая и голода в Поволжье в 1922-1923 гг. был очень хороший урожай, но Троцкий прилюдно заявил: “Это плохо!” У вас, наверное, возникнет вопрос: почему плохо? Потому что это укрепит позиции села, включая кулаков, в их противостоянии “пролетариату” и тем, кто выступает от его имени.
Это то, что касается слова “понимание”. А что касается слова “принял”? А значит это то, что индивид должен не только понять и запомнить, но и то, что усвоенное стало ему глубоко небезразлично, он принимает это “близко к сердцу”.
Нравственность, совесть, стыд, раскаяние, осуждение, одобрение – понятия нравственные. Кому они присущи? Одному человеку? Группе? Обществу?
Воспитаны они или даны человеку при рождении? Эсли воспитаны, то под влиянием чего?
Это понятия социальные.
Как сделать так, чтобы нравственные поступки стали нормой жизни? Может ли личность повлиять на социум?
Дайте примеры личностей из истории.
Обсуждаем результаты психологического исследования по теме “Лидерство”, проведенного психологом школы Аваковой С.В.
Работаем в группах по схеме “Зигзаг”, объединяемся в группы по цвету психологических паспортов. Каждая группа обсуждает сой вопрос:
1. Нравственные качества лидера. (красный цвет)
2. Безнравственные качества лидера. (синий цвет)
3. Легко ли быть лидером. (зеленый цвет)
4. Если в коллективе много индивидуумов с лидерскими качествами. (желтый цвет)
Подводим итоги нашего сегодняшнего обсуждения:
Духовность и нравственность:
Это базовые характеристики, связанные с мотивационной сферой внешне (нравственность) и внутренние (духовность).
Нравственность – способы действия, нормы поведения, поступки людей.
Духовность – самое высокое к чему может стремиться человек, направленность его души.
Самое высокое может быть очень низким!
Какой Личностью я хотел бы стать в будущем?
Заполняем последнюю 8 страницу паспорта нравственности.
Передавая мячик, произнесите соседу самое нужное, доброе слово, связанное с ощущениями после нашего с вами разговора.
Презентация по ОБЖ по теме Нравственность и здоровье.
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Нравственность и здоровье. Формирование правильного взаимоотношения полов. Выполнила Пушкарева Александра, Ученица 11 «В»
Нравственность – это один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью моральных норм.
Нравственные основы личности, жизненные позиции закладываются в основном в семье.
Безопасные отношения полов – это отношения, не приводящие к физическим, психологическим и нравственным патологиям. Этикет – совокупность правил и норм поведения. Право – это свод законов, регулирующих поведение людей в обществе.
Рекомендации Не находиться одной на улице в темное время суток; Избегать проходных подъездов, дворов и т.д.; Никогда не садиться в машину к незнакомым и малознакомым людям; Никогда не заходить в чужие дома и квартиры.
В системе здорового образа жизни молодежи ведущее место занимает правильное взаимоотношение полов, выбор партнера противоположного пола и создание семьи. Семья — это группа людей, связанных браком, кровным родством или усыновлением, совместно проживающих и имеющих общие доходы и расходы.
В семье удовлетворяются основные потребности человека. Семья обеспечивает в значительной степени социальные потребности ребенка.
Неподготовленность молодежи к семейной жизни часто является причиной распада молодой семьи.
Каждый молодой человек, вступающий в самостоятельную жизнь, должен иметь представление о здоровом образе жизни, правильном сексуальном поведении, информацию о факторах риска для здоровья при ведении неупорядоченной половой жизни с частой сменой половых партнеров и о болезнях, передающихся половым путем.
Союз мужчины и женщины должен удовлетворять не только биологические потребности, но и потребности эмоциональные, моральные и интеллектуальные.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Особенности организации педагогического процесса по обеспечению безопасности детей в сфере дорожного движения в условиях реализации ФГОС общего образования
Курс повышения квалификации
Методика преподавания предмета «ОБЖ» в условиях реализации ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-225011
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В Оренбурге школьников переведут на дистанционное обучение с 9 декабря
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Госдума приняла закон об использовании онлайн-ресурсов в школах
Время чтения: 2 минуты
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Утверждено стратегическое направление цифровой трансформации образования
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Нравственность и здоровый образ жизни.
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Нравственность – один из важнейших факторов общественного развития. По Канту, нравственность есть «некоторая ощущаемая зависимость частной воли от общей». Это значит, что нравственность, присущая индивидууму, позволяет ему соотносить свои интересы и желания с интересами и желаниями общества, в котором индивид существует.
Нравственность и ЗОЖ Нравственность Это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, это этические нормы и правила поведения, определяемые этими качествами ( С.И.Ожегов. Словарь русского языка) Нравственность Это такие этические нормы и правила поведения человека, которые призванны сохранить человечество как вид на планете Земля от внешних и внутренних угроз в реальной окружающей среде.
Семья это группа людей, связанных браком, кровным родством или усыновлением, совместно проживающих и имеющих общие доходы и расходы.
ОДНА ИЗ ОСНОВНЫХ ФУНКЦИЙ СЕМЬИ ЯВЛЯЕТСЯ ВОСПРОИЗВОДСТВО В большинстве молодых семей первый ребенок рождается в первые 2 года брака и значительная часть молодых семей в первые 5 лет супружества имеют двух детей
Факторы, оказывающие отрицательное влияние на прочность молодой семьи Ранний возраст вступающих в брак Неподготовленность молодых супругов к ведению домашнего хоз-ва Неправильное отношение к трудностям, всегда возникающих в молодой семье Нерациональное распределение бюджета и обязанностей
Каждый молодой человек, вступающий в самостоятельную жизнь, должен иметь представление: О здоровом образе жизни О правильном сексуальном поведении О факторах риска для здоровья при ведении неупорядоченной половой жизни с частой сменой половых партнеров О болезнях, передающихся половым путем
Как правило, здоровые дети рождаются от женщин в возрасте 18- 35 лет и от мужчин в возрасте 24-40 лет
Многого можно достигнуть воспитанием в себе умения выслушать собеседника. Поэтому очень важно до вступления в брак, в период ухаживания, более детально познакомится друг с другом и выяснить отношения к основным моментам совместной жизни. Будущий брак следует рассматривать как союз, необходимый не только для рождения детей, но и для развития личности каждого из супругов. Юноши и девушки в период добрачного знакомства сами должны определить, подходят ли они друг другу.
Психологический фактор Определяет степень соответствия взглядов партнеров на элементы совместной жизни: Черты характера Волевые качества Интеллект Лидерство в семье
Факторы оказывающие влияние на гармонию совместной жизни Культурный фактор Определяет интеллектуальные и культурные запросы супругов и зависит от их образовательного уровня, профессии, досуговых интересов. Материальный фактор Определяет вклад каждого из супругов в создание материальной базы семьи
Семь правил, соблюдение которых позволит сделать вашу семейную жизнь более счастливой (Дейл Карнеги)-американский специалист в области человеческих отношений. Не нужно придираться Не пытайтесь переделать своего супруга Не критикуйте Выражайте друг другу вашу искреннюю признательность Оказывайте друг другу небольшие знаки внимания Будьте предупредительны Прочтите хорошую книгу о сексуальной стороне супружеской жизни. Обсудите ее содержание; определите какие советы для вас приемлемы, какие нет и почему.
Домашнее задание 1. Найти определение в словаре следующим понятиям: нравственность; семья; ответственность. 2. Сообщение «Значение личной гигиены для снижения факторов риска неблагоприятной экологической обстановки в местах нашего проживания»
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Особенности организации педагогического процесса по обеспечению безопасности детей в сфере дорожного движения в условиях реализации ФГОС общего образования
Курс повышения квалификации
Методика преподавания предмета «ОБЖ» в условиях реализации ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-757473
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Онлайн-конференция о профориентации и перспективах рынка труда
Время чтения: 3 минуты
Псковских школьников отправили на дистанционку до 10 декабря
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения намерено расширить программу ускоренного обучения рабочим профессиям
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Презентация «Мои нравственные ценности» классный час 9 класс
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Мои нравственные ценности. Два мира есть у человека: Один, который нас творит, Другой, который мы от века Творим по мере наших сил. Н.Заболоцкий.
Государственное казённое образовательное учреждение «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №1»Волгоградской области Мои нравственные ценности. Классный час. Зенкина Н.П., учитель французского и немецкого языка первой квалификационной категории
Определите главные для вас ценности. Вам предложен список ценностей, расположенных произвольно. Пожалуйста, прочитайте их внимательно и отметьте ценности, наиболее важные для вас лично, выстроив их по мере значимости (№1, №2, №3 и т. д.). Достаточно указать 5 – 6 ценностей. Эти номера напишите рядом с соответствующими ценностями 1 Активная жизнь, полная деятельности, эмоций. 2. Друзья. 3. Деньги (обеспеченность, отсутствие затруднений). 4. Жизненная мудрость (зрелость, жизненный опыт). 5. Здоровье (физическое и душевное) 6. Интересная работа. 7. Красота (умение видеть прекрасное в природе и искусстве). 8. Любовь. 9. Образование (возможность учиться, быть культурным, развитым). 10. Свобода (самостоятельность, независимость). 11. Счастливая семейная жизнь. 12. Счастье других. 13. Развитие (работа над собой, самосовершенствование). 14. Развлечения. 15. Реализация (полное использование возможностей, сил и способностей). 16. Творчество (возможность творческой деятельности). 17. Уважение других людей. 18. Уверенность в себе.
Человек! Это высокое звание. Человек, как звезда, рождается Средь неясной, туманной млечности, В бесконечности начинается. И кончается в бесконечности. Поколеньями созидается век за веком земля нетленная. Человек, как звезда, рождается Чтоб светлее стала Вселенная.
Что такое нравственность. Нравственность есть наука об отношениях, существующих между людьми, и обязанностях, вытекающих из этих отношений. (П. Гольдбах) Что такое нравственность? Наука о соглашениях, придуманных людьми для того, чтоб совместно жить наиболее счастливым образом. Подлинная цель этой науки – счастье наибольшего числа людей. (Гельвеций)
Мораль и нравственность – понятия-синонимы. Мораль в переводе с латинского так и означает «нравственность». Мораль – система норм и правил, определяющих обязанности человека по отношению к обществу, включает в себя человеческие нормы: любовь к родине, трудолюбие, гуманизм, доброту, милосердие, уважение к старшим и многое другое.
Существует ли моральный кодекс? Кто следит за его соблюдением? Каким образом нормы морали распространяются в обществе? (обсуждение). В отличие от норм права, где за соблюдением закона надзирают специальные государственные органы, нормы морали официально нигде не зафиксированы и в течение столетий передавались из уст в уста, от отца к сыну, от старшего поколения к младшему. Их можно встретить в народном творчестве: легендах, сказках, песнях, пословицах. Контроль за выполнением моральных норм осуществляется исключительно совестью каждого конкретного человека и общественным мнением. Именно поэтому быть или не быть моральным (честным, порядочным, добрым) почти полностью зависит от личного выбора каждого.
Зачем любить и ненавидеть? Зачем терять, зачем искать? Зачем былое вспоминать? Зачем живые все живут? В чем смысл жизни заключен? Возможно ли другого изменить? Открыть, сломать и вновь свинтить, Судьбу без колебаний предсказать, Потом туда дорогу смело указать И не давать с дороги сбиться, Толкать и осуждать, мешая ошибиться? А кто нам дал такое право? Того и я не знаю, ох, не знаю, право… В чем заключен ее закон? И не дает покоя мне, Моей недетской голове Один единственный вопрос: Зачем родился я и рос?
Как называется наука о нравственности? Наука о нравственности называется этикой. Она говорит о том, как жить, какие поступки совершать, как относиться к людям. Все вы, конечно же, помните строчки из стихотворения Владимира Маяковского Крошка сын к отцу пришел, И спросила кроха: Что такое хорошо И что такое плохо? Как бы вы объяснили это мальчику? (обсуждение).
Поступать плохо– это значит: Наедине с самим собой поступать не так, как поступал бы на глазах у людей; Лениться и бездельничать; Быть жадным, корыстолюбивым, негостеприимным; Требовать у отца и матери того, что не заслужил трудом; Лицемерить, говорить не то, что думаешь и чувствуешь; Заискивать перед тем, кто сильнее тебя; Давать пустые обещания, нарушать слово; Наушничать, доносить на товарища; Проходить равнодушно мимо человеческой беды, горя; Употреблять свою силу, физическое превосходство во зло; Отступать перед опасностью из стремления сохранить покой, благополучие; Молчать, когда надо говорить, и говорить, когда надо молчать; Пустословить, произносить всуе святые имена; Смеяться над увечными; Не любить и обижать животных; Не считаться с мнением родителей, не заботиться о них. Малодушничать, уходить от ответственности за свой поступок
Мы смотрим сквозь красивые зеркала И видим жизнь как сгусток темноты. Совсем не различая ни тепла, Ни счастья, ни любви, ни красоты. И доброта в тех зеркалах — обман, Притворство и губительное зло. Так почему же мы так смотрим сквозь туман На лживое, продажное стекло? Зачем плохое в людях замечать И о чужих ошибках говорить? Зачем от черной зависти страдать, На всех потоки ненависти лить? Мы просто перестали уважать, Ценить добро, смеяться и любить. Мы постепенно стал и забывать, Что значит в полном смысле слова – жить.
«Самое простое и самое короткое нравственное правило состоит в том, чтобы как можно меньше заставлять других служить себе и как можно больше самому служить другим. Требовать от других как можно меньше и давать другим как можно больше. Это правило, дающее нашему существованию разумный смысл и вытекающее из него счастье, разрешает все затруднения». Л. Н.Толстой
“Чтобы стать мужчиной. ” Чтобы стать мужчиной, Мало им родиться. Чтоб стать железом, Мало быть рудой. Ты должен переплавиться, Разбиться и, как руда, Пожертвовать собой.
У человека всегда есть выбор, но основное назначение человека — творить добро, а для этого требуются усилия. Всё высокое и доброе имеет корни в хороших поступках (пример про царя, который отменил жестокий закон – отрубать руки за воровство). Я хочу привести пример, где очень тесно переплетаются два очень важных человеческих качества: любовь и добро
Добро и зло Добро и зло творить Всегда во власти всех людей, Но зло творится без труда, Добро творить трудней. Рождает зверя зверь. Рождает птица птицу. От доброго — добро, От злого — зло родится.
Диагностика отношения к нравственным ценностям. (обсуждение). Список желаний: 1. Быть человеком, которого любят. 2. Иметь много денег. 3. Иметь самый. современный компьютер 4. Иметь верного друга. 5. Мне важно здоровье родителей. 6. Иметь возможность многими командовать. 7. Иметь много слуг и ими распоряжаться. 8. Иметь доброе сердце. 9. Уметь сочувствовать и помогать другим людям. 10. Иметь то, чего у других никогда не будет.
Пусть трудно быть Человеком с большой буквы, но в этом и есть смысл жизни. Закончить наш урок нравственности хочу словами Иоанна Златоуста о назначении человека: “Не для того Бог ввел нас в настоящую жизнь и дал нам душу, чтоб мы пользовались только настоящим, но для того, чтобы все делали для жизни будущей”.