Что такое спортивное ориентирование для детей
Плюсы и минусы спортивного ориентирования для детей
Татьяна Безотечество
Плюсы и минусы спортивного ориентирования для детей
(+)Плюсы спортивного ориентирования для детей
Ориентирование – это не только полезно, но еще и очень интересно. Этот вид спорта может предложить еще и другие плюсы, кроме положительного воздействия на организм.
Сегодня спортивное ориентирование для детей развивается очень активно. Чего только стоят ежегодные всероссийские соревнования Российский Азимут, которые проводятся практически во всех городах страны. Одни из самых массовых стартов в России. Кросс Наций пока все же вне конкуренции. В этих соревнованиях участвуют целыми семьями, поэтому ребенку, даже самому маленькому будет интересно посоревноваться вместе со своими родителями в одной команде.
2. Практически все регионы хорошо финансируют этот вид спорта
Поэтому ребенок сможет вдоволь покататься по соревнованиям в самых красивых уголках страны. Регионы выставляют внушительные команды даже на окружные соревнования, поэтому попасть в число участников соревнований будет не сложно.
Как показывает практика, коллективы в спортивном ориентировании очень теплые. Циклические виды спорта в принципе требуют от спортсменов спокойствия, выдержки и внимательности. Именно поэтому в ориентировании команды очень дружные и сплоченные.
(-) Минусы в спортивном ориентировании для детей
Было бы неправильно сказать, что спортивное ориентирование для детей – это один большой плюс. У любой медали есть две стороны, и у ориентирования тоже есть обратная.
Ориентирование не олимпийский вид спорта. Это в принципе не самый зрелищный вид спорта, поэтому некоторые дети могут не заинтересоваться тем, чего не показывают по телевизору. Хотя трансляции Чемпионатов мира выглядят очень даже неплохо, но даже они не пробиваются на массовое телевидение
Следующий минус будет касаться только детей с аллергическими реакциями на различные растения. В виду того, что старты по ориентированию проходят в лесах, ребята постоянно сталкиваются с различными цветами, травами, кустами и прочим. Перед тем, как начинать заниматься ориентированием, следует узнать на какие растения и в какое время у ребенка обостряется аллергия (если аллергия есть).
Конспект спортивного развлечения для детей средней группы «День здоровья» Цель: создание праздничного настроения, воспитание доброжелательности, организованности. Задачи: Оздоровительные: способствовать укреплению.
Игры на развитие ориентирования в пространстве Важным показателем развития интеллекта ребёнка является осознание себя во времени и пространстве. Ориентирование в пространстве имеет большое.
Сценарий спортивного досуга «Зимние забавы» для детей младшей группы Цель: формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через реализацию.
Сценарий спортивного праздника к 23 февраля для детей старшей группы Девиз: «Соревнуясь рядом с папой – я готовлюсь стать солдатом» Цель: Популяризация занятий физической культурой и спортом; способствование.
Сценарий спортивного праздника к Дню защиты детей «Мы — спортивная семья» • Возраст детей 4-5 лет. • Форма проведения: спортивные соревнования. • Дата проведения: 2июня 2017г. • Место проведения: музыкальный зал.
Сценарий спортивного развлечения для детей и родителей средней группы Спортивные соревнования Цель: становление начальной здоровьесберегающей компетентности, как готовности самостоятельно решать задачи, связанные.
Сценарий спортивного развлечения для детей среднего возраста «Где живёт Дед Мороз?» Цель: создание условий для реализации самостоятельной двигательной деятельности и развитие способности принимать решение, опираясь на.
Сценарий спортивного развлечения «Зимние забавы» для детей средней группы Цель: укреплять и сохранять здоровье детей, создавать условия для формирования и совершенствования умений и навыков в основных видах движений.
Спортивное ориентирование в системе физкультурно-оздоровительной работы дошкольников
ольга шнуренко
Спортивное ориентирование в системе физкультурно-оздоровительной работы дошкольников
Современные условия жизни и образования предъявляют высокие требования к уровню психофизического состояния дошкольников, к их общекультурной готовности при переходе из детского сада в общеобразовательную школу. В связи с этим активизируется поиск таких подходов к оздоровлению, воспитанию и развитию детей средствами физической культуры, которые могли бы не только повышать физическую подготовленность, но и одновременно развивать умственные, познавательные способности и готовить их к жизни.
Одним из таких средств интегрированного развития и оздоровления дошкольников является спортивное ориентирование.
С. Ф. Богатов (1967, О. Г. Крюков (1972) отмечают, что в процессе за-нятий ориентированием значительно развиваются и совершенствуются такие качества, как выносливость, сила, настойчивость, уверенность в своих силах, умение быстро и сноровисто преодолевать препятствия.
При выполнении различных заданий, упражнений с элементами спор-тивного ориентирования, требуется постоянная переработка большого объема специфической информации, включающая такие элементы как образное представление, прогнозирование, выбор варианта движения, принятие решения и коррекция по ходу выполнения принятого решения.
Одно из ключевых направлений ориентирования является возможность освоения ребенком пространственных представлений. Так Г. Скорынина (1999) отмечает, что умение ориентироваться в пространстве играет существенную роль в любой деятельности человека, что является условием для успешного познания и активного преобразования действительности.
Необходимо отметить, что спортивное ориентирование может стать эффективным средством оздоровления детей и развития у них инте-гративных качеств. Уникальность данного средства заключается в том, что им можно заниматься в любое время года. А также он доступен каждому ребенку при отсутствии у него серьезных патологий.
Спортивное ориентирование – это вид спорта, в котором участники, при помощи спортивной карты и компаса должны пройти контрольные пункты (КП, расположенные на местности. Основная задача – выбрать оптимальный путь движения, эффективно реализовать его – максимально точно и с наименьшими затратами времени.
Существуют следующие основные виды спортивного ориентирования:
ориентирование в заданном направлении «ЗН» заключается в том, чтобы пройти дистанцию в заданном порядке. В момент старта (в отдельных случаях за 1 минуту до старта) участник получает карту, на которой обозначена последовательность прохождения контрольного пункта. Победитель определяется по наименьшему времени прохождения дистанции;
ориентирование по выбору «ВО» заключается в том, чтобы пройти дистанцию в произвольном порядке;
ориентирование на маркированной трассе «МТ» заключается в том, что участнику предоставляется карта с обозначенным на ней местом старта. Следуя по маркированной трассе, участник вносит в карту расположение контрольного пункта, которые встречает по пути.
Как отмечает Завьялова Т. Г. (2001) в дошкольном учреждении используется все виды ориентирования. В основном это проходит в форме игры по станциям. Инструктор по физической культуре заранее разрабатывает маршруты, готовит карты прохождения маршрутов. Вместе с персоналом дошкольного учреждения устанавливает контрольные пункты, знакомит с правилами проведения ори-ентирования. Перед стартом каждая команда получает карту местности, с обозначенными на ней местом старта и контрольными пунктами. Каждый контрольный пункт – это станция, которая имеет свое название, тему. Например «В гостях у лесовика», «служба спасения МЧС». За каждым контрольным пунктом назначают ответственного, который в образе какого-нибудь героя сказок, муль-тфильмов, сотрудника спецслужбы встречает детей, и предлагает участникам ответить на вопрос или выполнить задание, а также регулирует прохождение контрольного пункта, чтобы команды не встречались на маршруте.Задания и темы на станциях могут быть разными: отгадывание загадок по правилам поведения в природе, собрать в рюкзак предметы для похода, помочь собрать белочке шишки и сосчитать их и т. д.
Ориентировании по маркированной трассе более сложный вариант, где участникам предоставляется карта без обозначенных контрольных пунктов. Следуя по маркированной трассе, участник встречает контрольные пункты, и его задачей является нанесение их расположения на карту. На финише судьи проверяют точность определения расположения контрольного пункта и начисляют штраф, если есть ошибки. Штрафом могут быть выполнение какого-нибудь задания (отгадывание загадки, объяснить пословицу и т. д.). Проходя маршрут, ребенок преодолевает полосу препятствий, например, пройди через болото (прыжки из обруча в обруч, пройди через лес (бег между предметами, перейди речку (ходьба по бревну или гимнастической скамейке) и т. д. Такой вид ориентирования используют те дошкольные учреждения, которые ведут углубленную работу по туризму и краеведению.
В основе системы физкультурно-оздоровительной работы с элементами туризма лежат рекомендации Н. И. Бочаровой (2004, в которых заложен принцип цикличности. Построение циклов базируется на особенностях туристской деятельности,которая включает три непрерывных взаимосвязанных этапа: подготовку, проведение и подведение ее итогов. Основу каждого цикла составляют «выходы» детей, как в природную, так и в социальную сферу. Повторное обращение в разных циклах к одним и тем же социальным объектам с постепенным усложнением двигательного и познавательного учебного материала позволяет углублять знания об окружающем мире и совершенствовать двигательные умения и навыки ребенка. Подведение итогов проводится в форме туристского слета дошкольников. Туристические слеты способствуют формированию детского коллектива детей, важнейшим нравственным качествам, учат налаживать взаимоотношения между членами группы, развивают в каждом ребенке организованность, отзывчивость, доброжелательность.
Обучение ориентированию происходит в физкультурно-оздоровительной работе конкретного дошкольногоучреждения в соответствие с программными требованиями поэтапно:
в групповом помещении;
в здании детского сада;
на территории учреждения;
районные туристические слеты.
Физкультурно-оздоровительная работаосуществляется при комплексном подходе к ребенку со стороны всех служб учреждения и участников педагогического процесса: администрации, медицинский персонал, воспитатели, специалисты, родители.
В обучении ориентированию дошкольниковиспользуют следующие средства туризма:
физические упражнения с максимальным использованием природного и социального окружения, направленные на развитие физических качеств, координационных способностей, рациональное преодоление естественных препятствий и овладение техникой движения в пеше-ходных и лыжных прогулках;
специальные двигательные задания для развития пространственных ориентировок;
подвижные игры с поисковыми ситуациями в помещении и на местности;
доступные для дошкольников туристские упражнения прикладного многоборья (вязка узлов, укладка рюкзачка и т. п.).
Практический опыт педагогов отмечает ряд особенностей в организации проведения туристических слетов:
наличие безопасного участка, доступности и сложности прохождения маршрута,
достаточный уровень материально-технического оснащения, для создания мотивации и повышения интереса прохождения трассы;
учет погодных условий;
предоставление помещений для отдыха и переодевания детей;
разработку сценария проведения туристического слета в зале и на улице, на плохую (пасмурную) и хорошую погоду;
наличие предварительной работы с сотрудниками детского сада по изготовлению инвентаря, с социальными партнерами по организации наградной атрибутики и подарков, украшения территории.
Таким образом, применение элементов спортивного ориентирования в системе физкультурно-оздоровительной работы дошкольниковвключает в себя ряд компонентов: физкультурно-оздоровительный, социально-коммуникативный, эмоционально-психологический, эстетический, познавательный и прикладной, а интересно продуманная двигательная деятельность детей в природных условиях формирует у дошкольника интерес к занятиям с элементами спортивного ориентирования и физической культурой, повышает мотивацию на здоровье и здоровый образ жизни.
Список литературы
1. Акимов В. Г. Подготовка спортсмена-ориентировщика. – Минск. : изд-во БГУ, 1987.-176с.
2. Биржаков М. Б. Введение в туризм. –Спб: Питер, 2002.
4. Завьялова Т. П. Дошкольный туризм: проблемы, поиски, режимы. // Физическая культура №2 – 2001г. –Режим доступа: http://lib.sportedu.ru/press/fkvot/2001N2/p4550.htm#Page_Toр
7. Соловьева Т. В. Спортивное ориентирование, как средство развития и оздоровления дошкольников // Инновационная деятельность образовательных учреждений,направленная на сохранение и укрепление здоровья детей и учащейся молодежи: сборник научных и методических статей. – СПб. : Балтик-пресс, 2012. С 138-145.
«Взаимодействие детского сада и семьи по физическому развитию и укреплению здоровья дошкольников» Целый год наша творческая группа работала над темой «Взаимодействие детского сада и семьи по физическому развитию и укреплению здоровья.
Умение плавать, приобретённое в детстве, сохраняется на всю жизнь Любой, самый обычный ребенок, одержим жаждой движения. Его очень трудно заставить усидеть на месте, ему все интересно, он многое хочет узнать,.
Спортивное ориентирование – что это такое, история, для чего нужно, ориентирование для детей
Спортсменам свойственно улучшать свои достижения, поэтому после обычного бега они часто переключаются на другие, более трудные виды дистанций. Одной из них является спортивное ориентирование. Этот вид соревнований является хорошей альтернативой биатлону и триатлону.
Что такое спортивное ориентирование?
Спортивное ориентирование – перемещение по пересеченной местности с чтением карт и выполнением ряда заданий. Новичку необходимо ознакомиться со всеми его правилами. Без них на начальном этапе трудно понять суть спортивного ориентирования. Хотя основная его цель проста – быстрее соперников добраться до финиша, успешно пройти необходимые испытания и правильно отметить контрольные пункты.
Понять, что такое спортивное ориентирование трудно, если самому не принимать в нем участие. После старта спортсмен остается наедине с природой. С помощью вспомогательных приборов (компаса, чипа и карты), своих знаний и опыта он должен быстро пройти контрольные пункты. При спортивном ориентировании проверяются не только физические, но и психологические способности человека. Из-за тесной борьбы соревнующиеся нередко сбиваются с пути и допускают ошибки при движении.
История спортивного ориентирования
Термин впервые появился в 1886 году среди скандинавских военных. В переводе на их язык он означал пересечение незнакомой местности. Среди мирных граждан спортивное ориентирование приобрело широкую популярность с 1918 года, когда уменьшился интерес к легкой атлетике. Впервые соревнования по данной дисциплине были проведены среди молодежи, чтобы поддержать их интерес к спорту.
В СССР суть спортивного ориентирования была несколько изменена. Оно рассматривалось, не как дисциплина, а как вид туризма. Только с 1957 года стали выдаваться разряды по спортивному ориентированию, а в конце 20 века начали появляться первые юношеские старты. На сегодняшний момент крупнейшие старты в России собирают более 20 тыс. участников со всего мира.
Для чего нужно спортивное ориентирование?
Соревновательные дистанции начинаются от 20 км. Они позволяют не только улучшить физическую подготовку, но и тренируют другие его способности:
Спортивное ориентирование для детей
Дисциплина оказывает разноплановое положительное влияние на ребенка, поэтому ее по-другому называют «шахматами на ходу». Детское спортивное ориентирование, как и взрослое тренирует не только физические, но и умственные способности. Оно отличается от других видов тренировок тем, что проходит не в душном помещении, а в экологически чистых местностях. Качества, которые развивает ориентирование в ребенке:
Что нужно для спортивного ориентирования?
Перед тем, как принять участие в стартах, необходимо купить подходящую экипировку. Успешное прохождение маршрута невозможно без подходящей по погоде одежды, карт и современной навигации. Спортивное ориентирование – это вид дисциплины, для которой потребуются и защитные снаряжения. При прохождении маршрута возможны различные травмы, поэтому спортсмен должен подумать заранее о своей безопасности.
Компас для спортивного ориентирования
Приспособление должно быть оснащено измерителями жидкостного типа. Они позволяют спланировать маршрут и ориентироваться на месте. Организаторы стартов намеренно запрещают участникам использовать компасы электронного типа. Это связано с тем, что они мешают самостоятельно строить маршрут. Требования, которым должны отвечать товары для спортивного ориентирования:
Карта спортивного ориентирования
Это условная схема местности, по которой будут передвигаться соревнующиеся. На карте спортивного ориентирования имеются обозначения. Они указывают труднопроходимые и опасные участки дистанции и отражают индивидуальные особенности объектов. Основная цель таких изображений – помочь соревнующимся быстрее попасть из одной точки пути в другую. Часто используемые масштабы для спортивных карт: 1:5000, 1:7500, 1:10000. Их дополняют национальными условными знаками в соответствии с международной системой.
Форма для спортивного ориентирования
Для каждой дисциплина должна быть своя экипировка. Не исключение и спортивное ориентирование. Стандартная одежда для спортивного ориентирования – футболка и штаны. Желательно, чтобы майка была выполнена из синтетических тканей, например, нейлона. Материал хорошо пропускает воздух и не намокает от пота. Хлопок для спортивного ориентирования не подходит. Он быстро впитывает пот, становится холодным и очень быстро сминается.
Лучшие штаны для бега – обтягивающие лосины или капри на 3/4 длины. Желательно, чтобы они, как и футболка были сделаны из нейлона. Это универсальный материал, из которого сшита экипировка для спортивного ориентирования. Штаны для бега могут включать незначительное количество лайкры. Для тренировок подходят и обычные спортивные бриджи, но не из хлопка. В летнее время допускается надевать шорты.
Шиповки для спортивного ориентирования
По-другому их называют кроссовками. Основная задача шиповок– обеспечить надежное сцепление стоп спортсмена с различными типами грунта. Основные отличие обуви для спортивного ориентирования:
Условные знаки спортивного ориентирования
Графические обозначения на карте могут быть разнообразными, но есть основные, на которые нужно обращать более пристальное внимание. Знание этих нюансов позволит достичь совершенства в рассматриваемой дисциплине. Самые важные знаки спортивного ориентирования:
Правила спортивного ориентирования
Каждый новичок должен обязательно ознакомиться с правилами дисциплины. Без них становится невозможным успешное прохождение дистанции. Кроме того, за нарушение некоторых из них спортсмен может быть снят с соревнований. Нужно постоянно следить за обновлением положений, чтобы не попасть в неловкое положение. Хотя основы спортивного ориентирования остаются постоянными на протяжении долгих лет.
Соревнования по спортивному ориентированию
Существуют четыре направления в дисциплине, по которой проходят крупные состязания международного уровня. Виды спорта, по которым проводится чемпионат мира по спортивному ориентированию:
Спортивное ориентирование для детей — а это как?
Татьяна Безотечество
Спортивное ориентирование для детей — а это как?
Спортивное ориентирование для детей будет очень интересным. Каждый маленький мальчишка или девчонка любит бегать, прыгать, решать интересные задачки и загадки. А если все это еще и на свежем воздухе? На природе, в лесу! Пожалуй, если у ребенка взять интервью сразу после финиша дистанции ориентирования, то примерно с такими же эмоциями он и опишет то, что с ним только что произошло. Тяжело описать словами, те чувства, которые дети испытывают на соревнованиях по ориентированию.
Суть ориентирования для взрослых понятна. Но потянет ли ребенок такие задачи? Для детей всегда составляются простые дистанции. Для самых маленьких контрольные пункты устанавливают прямо на дорогах, а варианты движения ясны и стопроцентны. Поэтому можно сказать, что дети выполняют те же задачи ориентирования, что и взрослые, но только в облегченном варианте.
Многие родители в начале спортивнойкарьеры своего чада задаются вопросом: «Насколько безопасно отпускать ребенка в лес одного?». На всех соревнованиях всегда дежурят врачи и наряды МЧС. Списки стартовавших ежеминутно сопоставляются со списками финишировавших. Не забудут ни про кого. Конечно же, бывают случаи, когда дети теряются в лесу, но они единичны и крайне редки, и почти все оканчиваются благоприятно. Вероятность того, что ребенок будет подвергнут какому-либо вредному воздействию, в разы меньше чем на футболе, и уж тем более чем на единоборствах.
Польза занятия ориентированием для детей
Спортивное ориентирование для детей приносит много пользы. Наверное, ни один вид спорта не будет оказывать такое разноплановое положительное воздействие на ребенка. Недаром ориентирование называют шахматами на ходу. Это и интеллектуальная, и физическая деятельность. Причем физически ребенок нагружается не в душном зале, а в экологических местах.
Первое, в чем проявляется польза ориентирования для детей – это физическая активность. В принципе, любой вид спорта может похвастаться этим. Спортивное ориентирование – всесезонный вид спорта. Летом бег, зимой лыжи. Ребенок будет развивать не только ноги, но еще и плечевой пояс, пресс, а самое главное сердце.
Доказано, что при занятии ориентированием у детей развиваются аналитические, прогностические и другие умственные способности в такой же степени, как и в шахматах. И это второй положительный эффект для ребенка. Ведь на соревнованиях по ориентированию приходится усердно шевелить мозгами, чтобы выбрать путь движения, а по ходу еще сопоставлять местность с тем, что нарисовано на карте.
Бесценные навыки работы с картой и компасом! Кто знает, когда они могут пригодиться. Поэтому лучше научиться этому еще в детстве, а потом уже совершенствовать их в дальнейшем. Помимо этого, на первых этапах тренировок, ребенок обучается основам ориентирования на местности, которые пригодятся не только во время соревнований, но и в быту.
Тренер любого другого вида спорта никогда не сможет позволить себе проводить столько тренировок на открытом воздухе. В ориентировании – это обычное дело. Причем речь идет о тренировках не просто на стадионах под открытым небом, а именно в лесах, где ребенок будет находиться вдали от автомобилей и других вредных воздействий города.
Спортивное развлечение по ПДД «Юный пешеход» для детей средней группы b][/b]Спортивное развлечение по ПДД для детей средней группы «Юный пешеход». Цель: повторить с детьми элементарные правила дорожного движения.
«Спортивное ориентирование — это интересно». Уважаемые гости моей странички! Хочу поделиться не только достижениям своей дочери Оли, но и моего сына Ильи. Он с самого детства заинтересовался.
Познание. Математика в средней группе. НОД в соответствии с ФГОС. Тема. Ориентирование в пространстве. Счёт до 4. Интеграция ОО: «Познавательное развитие» (формирование элементарных математических представлений, познавательно-исследовательская деятельность,.
Спортивное развлечение «Праздник встречи Весны» для детей 3–7 лет Ведущий Какое время года сейчас? А какое время года уходит от нас? Какие затеи принесла нам зима? 1 апреля отмечается день птиц. И сегодня.
Спортивное развлечение для детей и родителей в средней группе «Кошкин дом» Сценарий совместного спортивного развлечения для детей средней группы и родителей «Кошкин дом» (пожарная безопасность) в рамках Недели.
Спортивное развлечение для детей разновозрастной группы «Будь здоров» Спортивное развлечение для детей разновозрастной группы «Будь здоров». Цель. Расширять знания детей об олимпийских играх. Задачи: Образовательные:.
Спортивное развлечение для детей средней группы «Зимняя прогулка» Задачи: Создать у детей хорошее настроение. В игровой форме развивать физические качества: силу, ловкость, быстроту, выносливость. Поддержать.
Спортивное развлечение для детей старшей группы «Зимние забавы» Цель: Формирование у дошкольников интереса к занятиям соревновательного характера. Закрепить знания о зимних видах спора и развлечениях.
Спортивное развлечение «Зимние забавы» для детей младшей группы Цель: Создать у детей радостное настроение, укреплять здоровье детей, закрепить умение прыгать на двух ногах с продвижением вперед, умение.